Пояснительная записка
МБУДОД «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, как муниципальное учреждение дополнительного образования детей вместе с другими образовательными учреждениями других типов и видов, составляет целостную образовательную систему, строящуюся прежде всего с учетом интересов детей и запросов семьи в целом, а так же возможностей и перспектив экономического, демографического, социально-культурного развития Алексеевского муниципального района.
Образовательная программа МБУДОД «СДЮТЭ» Алексеевского муниципального района РТ разработана на основе:
- Конституции Российской Федерации;
- Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Международной Конвенции о правах ребенка;
- Федерального Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
- Типовое положение «Об учреждении дополнительного образования детей»;
- Устава МБУДОД «СДЮТЭ» Алексеевского муниципального района РТ.
Образовательная программа МБУДОД «СДЮТЭ» Алексеевского муниципального района РТ определяет цели воспитания и образования в системе дополнительного образования в государственной политике, помогает построить концепцию содержания дополнительного образования туристско-краеведческой, спортивно-оздоровительной и военно-патриотической направленности.
Образовательная программа регламентирует:
-
Условия освоения образовательной программы.
-
Диагностические процедуры для объективного поэтапного учета образовательных достижений учащихся.
-
организационно-педагогические условия реализации программы дополнительного образования.
2. Общие сведения о МБУДОД «СДЮТЭ»
Учреждение было создано – 20 августа 1990 года, как Станция юных туристов при Алексеевском РОО.
-
Юридический адрес: 422900, пгт. Алексеевское, Некрасова, 38.
-
Фактический адрес : 422900, пгт. Алексеевское, Некрасова, 38,
Тел.факс 8(84341)2-51-79.
E- mail: aleksst-2012@mail.ru.
1.3. Учредитель: Исполнительный комитет Алексеевского муниципального района Республики Татарстан.
1.4. Лицензия выдана 21.02.2011г. Министерством образования и науки Республики Татарстан по 4 направлениям:
- туристско-краеведческое;
- спортивно-оздоровительное;
- спортивно-техническое;
- военно-патриотическое.
2.1. Концептуальная модель Станции
Направления деятельности Станции:
1. Информационно-методическая деятельность:
-
обеспечение содержания образования педагогов дополнительного образования соответствующего профиля, в том числе формирование проблемно- ориентированных баз данных в соответствии с целями и задачами деятельности;
2. Учебная деятельность:
-
учебная деятельность Станции, которая осуществляется через функционирование объединений многопрофильного направления в соответствии с программами, утверждёнными на методическом совете;
-
организационная деятельность, направленная на совершенствование содержания, форм, методов работы по развитию профессионального творчества;
-
создание условий для разработки и внедрения различных программ по профилю (разноуровневых, интегрированных, авторских и пр.), анализ качества этих программ;
-
анализ и систематизация профильной педагогической деятельности (существующей и формирующейся) с учетом территориальной, профильной специфики, категории детей, индивидуальной и коллективной деятельности;
-
отдельным направлениям деятельности Станции является учебно-методическое, содержательное и информационное обеспечение летней оздоровительной компании.
3. Научно-педагогическая деятельность:
-
организация научно-педагогических исследований в области развития творческих способностей детей и подростков в соответствии с профилем;
-
организация и методическая деятельность по разработке и внедрению форм массовых мероприятий, направленных на развитие спортивного, технического и профессионального творчества, соревнований/ слетов, смотров, конкурсов, олимпиад, конференций, туристских походов и лагерей;
-
экспозиционная деятельность (проведение тематических, авторских и пр. выставок, смотров-конкурсов лучших работ учащихся педагогов учреждений дополнительного образования, выставок-продаж по образцам и пр.);
2.2. Деятельность Станции
Деятельность Станции отличается личностно-деятельным характером учебного процесса, где ребенок может выбрать любое творческое объединение и в течение года переходить из одного объединения в другое. В Станции постепенно идет переход от информационно-объяснительной образовательной технологии к технологиям личностно-ориентированного обучения. Развитие у обучающихся установок на достижение успеха предусматривает приобретение ими опыта совместной деятельности по достижению различного рода образовательных целей.
Этому должен способствовать выбор методов и форм обучения, характерными чертами которого являются:
• вариативность, позволяющая учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности школьников;
• направленность на развитие творческих способностей и освоение приемов исследовательской работы учащимися;
• личностно-ориентированная технология, которая способствует изменению системы взаимоотношений педагог - ребенок.
Образовательный процесс построен таким образом, при котором учащиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах и ориентируются на различные достижения. При этом знания, умения и навыки учеников сопоставляются как с уровнем обязательных требований, так и с уровнем их предыдущих учебных результатов.
Организация занятий и структура каждого объединения регламентируются образовательной программой. Используются групповые, индивидуальные и индивидуально-групповые формы занятий. Усилия педагогов направлены на создание развивающей, свободной, комфортной, доброжелательной, многообразной, располагающей к общению среды.
2.3. Социальный заказ
Социальный заказ, реализуемый учреждением, складывается из нескольких составляющих:
-
федеральный компонент;
-
региональный компонент;
-
муниципальный компонент.
Социальный заказ федерального уровня отражен в Законе РФ «Об образовании» и «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей», в котором основным предназначением учреждения дополнительного образования детей определено как «развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг в интересах личности, общества и государства». Как основное направление деятельности данная цель нашла свое отражение в Уставе Станции. Региональный компонент социального заказа регулируется на областном уровне и предполагает участие воспитанников в республиканских проектах и конкурсах. Муниципальный компонент предполагает проекцию государственных требований к работе учреждения в Алексеевском муниципальном районе. Это участие в реализации программ по молодежной политике, программы летней оздоровительной кампании.
3. Кадровое обеспечение
Характеристика педагогического коллектива
Квалификация
|
Всего
|
%
|
Общая численность педагогов
совместители
|
1
23
|
|
Имеют квалификационные категории-всего
|
19
|
79%
|
- высшую
|
7
|
29%
|
- первую
|
10
|
42%
|
- СЗД
|
2
|
8%
|
- не имеют
|
5
|
21%
|
Образование
|
|
|
высшее
|
16
|
67%
|
из них: высшее педагогическое
|
14
|
58%
|
среднее специальное
|
8
|
33%
|
из них: педагогическое
|
6
|
25%
|
среднее общее
|
-
|
|
общее число педагогов, обучающихся в данное время
|
3
|
13%
|
Педагогический стаж
|
|
|
До 2 лет
|
3
|
13%
|
От 2 до 5 лет
|
2
|
9%
|
От 5 до 10 лет
|
-
|
|
От 10 до 20 лет
|
9
|
39%
|
Более 20 лет
|
9
|
3,9%
|
4. Цели, задачи и направления деятельности МБУДОД «СДЮТЭ» Алексеевского муниципального района РТ:
- осуществлять работу как образовательное учреждение и организационно-методический центр туристско-краеведческой деятельности для школ района;
- выявлять, изучать и распространять опыт туристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися;
- проводить сбор и анализ необходимой информации о состоянии туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности на местах и подготовка необходимой информации;
- проводить самостоятельно и совместно с другими организациями совещания, курсы, семинары, учебные сборы, лагеря, спортивные и учебно-тренировочные походы и подтверждения квалификации штатных работников и общественных кадров для осуществления туристско-краеведческой и экскурсионной работы;
- повышать уровень работы со способными и одаренными детьми и пропагандировать здоровый образ жизни в досуговой деятельности;
- формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, осуществлять гармоничное развитие личности, воспитания ответственности и профессионального самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся.
Основные направления образовательной деятельности учреждения:
Осуществление образовательного процесса по программам дополнительного образования детей по следующим направлениям:
- туристско-краеведческое;
- спортивно-оздоровительное;
- спортивно-техническое;
- военно-патриотическое.
5. Режим работы
Занятия в объединениях организуются в течении всей недели. Режим работы с 8.00 до 20.00 часов. Объединения работают в соответствии расписания занятий объединений, утвержденное директором.
5.1. Контингент обучающихся
Направленность
|
Численность обучающихся
|
2012-2013
|
2013-2014
|
2014-2015
|
2015-2016
планируется
|
Военно-патриотическая
|
30
|
42
|
48
|
48
|
Спортивно-оздоровительная
|
299
|
267
|
187
|
187
|
Спортивно-техническая
|
52
|
48
|
48
|
48
|
Туристско-краеведческая
|
113
|
126
|
193
|
193
|
Итого:
|
494
|
483
|
476
|
476
|
5.2. Возрастная характеристика детского коллектива
Категория детей
|
2012-2013
|
2013-2014
|
2014-2015
|
кол-во детей
|
%
|
кол-во детей
|
%
|
кол-во детей
|
%
|
От 7 до 9 лет
|
45
|
9
|
46
|
9
|
46
|
10
|
От 10 до 14 лет
|
183
|
38
|
231
|
47
|
305
|
64
|
От 15 до 17 лет
|
256
|
53
|
217
|
44
|
125
|
26
|
Анализ статистических данных контингента учащихся указывает на то, что среди воспитанников объединений немного преобладают дети среднего школьного возраста.
5.3. Результаты участия в мероприятиях различного уровня
|
Количество призовых мест
|
Республиканский
|
Регионально-
Федеральный
|
Всероссийский
|
Итого
|
2011-2012
|
10
|
2
|
4
|
16
|
2012-2013
|
17
|
1
|
12
|
29
|
2013-2014
|
34
|
7
|
5
|
46
|
5.4. Совершили походы и экскурсии учащиеся школы
|
2011-2012
|
2012-2013
|
2013-2014
|
Экскурсия
|
305
|
310
|
346
|
Поход
|
236
|
216
|
223
|
6. Коллегиальные органы Станции.
В Станции определенные полномочия имеют следующие коллегиальные органы:
Педагогический совет– это орган самоуправления педагогических и административных работников Станции, созданный в целях развития и совершенствования образовательного процесса в Учреждении.
Педагогический совет имеет право:
- обсуждать и принимать план работы Станции, программы различной направленности
-заслушивать информацию и отчеты различного характера
Методический совет имеет право:
- осуществлять экспертную оценку дополнительных образовательных программ, учебных планов педагогических работников Станции;
- принимать участие в анализе деятельности Станции;
- оказывать методическую помощь педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой деятельности детей, а также помощи детским и юношеским общественным объединениям и организациям.
Аттестационная комиссия уполномочена:
- принимать решение о соответствии заявленной 2 квалификационной категории
- давать рекомендации по мониторингу педагогической деятельности
- решать вопросы о распространении надбавок за категорию педагогам-совместителям по одной педагогической должности на другую.
Профсоюзный комитет уполномочен:
- вносить предложения по установлению доплат и надбавок сотрудникам;
- контролировать состояние ОТ (охраны труда) и ТБ (техники безопасности) в учреждении;
- разбирать спорные вопросы на Комиссии по трудовым спорам.
6.1. Связи и контакты учреждения.
В процессе своей деятельности Станция взаимодействует с учреждениями Алексеевского муниципального района. На рисунке 1 отображены связи СДЮТЭ.
Краеведческий музей родного края, музеи МБОУ СОШ
Рисунок 1
Билярский ГИАиПМЗ «Святой ключ»
ФОРПОСТ, «Общество афганцев и чеченцев»
25 МБОУ СОШ АМР РТ
№ 3
Отдел по делам молодёжи и спорту
МБУ ДОД «СДЮТЭ»
Отдел культуры
Районная библиотека
Газета «Заря»
Формы взаимодействия с семьей и общественностью;
1. С семьёй:
- приглашение и участие родителей в праздничных, спортивно-туристских мероприятиях СДЮТЭ;
- участие родителей в образовательном процессе;
- проведение для родителей индивидуальных и групповых консультаций педагогов.
2. Формы взаимодействия с общеобразовательными школами, другими организациями:
- с МБОУ СОШ: организация совместных выставок, проведение экскурсий, проведение интеллектуально-досуговых мероприятий; работа с классными коллективами;
- с городской библиотекой: организация тематических выставок;
- с Отделом культуры: организация и проведение спортивно-туристских мероприятий в городских парках отдыха;
- с Отделом по делам молодёжи: подготовка и проведение совместных спортивно-туристских мероприятий, использование спортивных сооружений для их проведения;
- с редакцией газеты «Заря»,
- с Билярским государственным историко-архитектурным и природным музеем-заповедником «Святой ключ»: подготовка и проведение совместных спортивно-туристских мероприятий, использование исторической части поселка для их проведения;
- с Обществом «афганцев и чеченцев», ФОРПОСТ: подготовка и проведение совместных спортивно-туристских и экологических мероприятий, экологические субботники.
6.2.Основные принципы образовательной политики Станции.
- принцип развития (стимулирование и поддержка эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения практических задач);
- принцип целостности образа мира (осознание ребенком разнообразных связей между объектами и явлениями, сформировать умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет);
- принцип культуросообразности (создание условий для наиболее полного ознакомления с достижениями и развитием культур современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов);
- принцип вариативности (возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения).
7. Образовательная деятельность
Отслеживая результаты, анализируя программы и отчеты педагогов можно сделать вывод, что большинство творческих объединений в СДЮТЭ в образовательном процессе проходят два уровня развития:
- на первом уровне определяются образовательные цели и параметры, такие как результат образовательного процесса, итоговый «продукт» ребенка, уровни усвоения опыта, цели мотивации и в соответствии с ними педагог выявляет содержание, модель, формы и методы работы.
- на втором уровне педагог определяет содержание деятельности своего объединения как получение суммы знаний по ряду разделов данного вида деятельности, как формирование суммы определенных умений и навыков.
Цель образовательного процесса на данных уровнях – дать знания, умения, навыки, организовать досуг, развлечь. В результате педагог и ребенок получает репродуктивный продукт (модель по образцу).
В последнее время начата работа по выстраиванию тенденции на развитие у детей познавательных, эвристических способностей, изменилась цель образовательного процесса – научить получать знания самостоятельно, развивать способности каждого ребенка. Это даст переход на третий уровень – эвристический, где ребенок вырабатывает субъективно новый продукт. Данная тенденция должна быть связана с приобретением опыта работы у молодых педагогов и по совместительству, повышением общего уровня педагогической компетенции и компетентности педагогического коллектива, который происходит в результате методической работы, построения системы мотивации педагогов, разработки педагогами программ по второму и третьему году обучения. Результатом должно стать увеличение числа детей, участвующих в конкурсах и соревнованиях республиканского и городского уровня, рост призовых мест на республиканском и городском уровне, увеличение числа детей, которые осваивают программы второго и третьего года обучения.
7.1. Воспитательная деятельность
Содержание воспитания. Учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:
- гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
- представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей;
- трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
- эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
- физической культуры, навыков здорового образа жизни.
Формирование воспитывающей среды:
СДЮТЭ гарантирует организацию жизнедеятельности детского и педагогического коллективов в соответствии с общепринятыми нравственными нормами человеческого общежития, правилами этикета; формирование у детей знаний о своих правах и механизмах их реализации в современном социуме; атмосферу терпимости, доброжелательности, уважения к человеческой личности, взаимопомощи, сотворчества в коллективной деятельности и содействия коллектива личностному успеху каждого учащегося.
В соответствии с воспитательными целями:
- формируется информационное пространство образовательного учреждения,
- обеспечивается эстетика помещений, в которых осуществляется воспитательный процесс;
- осуществляется обеспечение системы противодействия негативным явлениям в детской и подростковой среде;
- психологическое сопровождение ребенка в процессе воспитания осуществляется педагогом СДЮТЭ и направлено на обеспечение психологического комфорта ребенка в процессе его воспитания;
- открытый характер воспитательной системы обеспечивается: контактом с семьей, участием родителей в процессе воспитания, доступностью для родителей информации об эффективности процесса воспитания ребенка, его индивидуальных особенностях духовно-нравственного становления; повышением психолого-педагогических знаний родителей; взаимодействием учреждения с другими социальными институтами окружающего социума, направленного на повышение эффективности воспитательного процесса.
|