Пояснительная записка мбудод «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий»



Сторінка1/14
Дата конвертації14.04.2016
Розмір1.71 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


c:\users\chip\desktop\001.jpg


Пояснительная записка
МБУДОД «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан, как муниципальное учреждение дополнительного образования детей вместе с другими образовательными учреждениями других типов и видов, составляет целостную образовательную систему, строящуюся прежде всего с учетом интересов детей и запросов семьи в целом, а так же возможностей и перспектив экономического, демографического, социально-культурного развития Алексеевского муниципального района.

Образовательная программа МБУДОД «СДЮТЭ» Алексеевского муниципального района РТ разработана на основе:

- Конституции Российской Федерации;

- Закона «Об образовании в Российской Федерации»;

- Международной Конвенции о правах ребенка;

- Федерального Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

- Типовое положение «Об учреждении дополнительного образования детей»;

- Устава МБУДОД «СДЮТЭ» Алексеевского муниципального района РТ.

Образовательная программа МБУДОД «СДЮТЭ» Алексеевского муниципального района РТ определяет цели воспитания и образования в системе дополнительного образования в государственной политике, помогает построить концепцию содержания дополнительного образования туристско-краеведческой, спортивно-оздоровительной и военно-патриотической направленности.

Образовательная программа регламентирует:



  1. Условия освоения образовательной программы.

  2. Диагностические процедуры для объективного поэтапного учета образовательных достижений учащихся.

  3. организационно-педагогические условия реализации программы дополнительного образования.



2. Общие сведения о МБУДОД «СДЮТЭ»
Учреждение было создано – 20 августа 1990 года, как Станция юных туристов при Алексеевском РОО.

    1. Юридический адрес: 422900, пгт. Алексеевское, Некрасова, 38.

    2. Фактический адрес : 422900, пгт. Алексеевское, Некрасова, 38,

Тел.факс 8(84341)2-51-79.

E- mail: aleksst-2012@mail.ru.

1.3. Учредитель: Исполнительный комитет Алексеевского муниципального района Республики Татарстан.

1.4. Лицензия выдана 21.02.2011г. Министерством образования и науки Республики Татарстан по 4 направлениям:

- туристско-краеведческое;

- спортивно-оздоровительное;

- спортивно-техническое;

- военно-патриотическое.



2.1. Концептуальная модель Станции

Направления деятельности Станции:

1. Информационно-методическая деятельность:



  • обеспечение содержания образования педагогов дополнительного образования соответствующего профиля, в том числе формирование проблемно- ориентированных баз данных в соответствии с целями и задачами деятельности;

2. Учебная деятельность:

  • учебная деятельность Станции, которая осуществляется через функционирование объединений многопрофильного направления в соответствии с программами, утверждёнными на методическом совете;

  • организационная деятельность, направленная на совершенствование содержания, форм, методов работы по развитию профессионального творчества;

  • создание условий для разработки и внедрения различных программ по профилю (разноуровневых, интегрированных, авторских и пр.), анализ качества этих программ;

  • анализ и систематизация профильной педагогической деятельности (существующей и формирующейся) с учетом территориальной, профильной специфики, категории детей, индивидуальной и коллективной деятельности;

  • отдельным направлениям деятельности Станции является учебно-методическое, содержательное и информационное обеспечение летней оздоровительной компании.

3. Научно-педагогическая деятельность:

  • организация научно-педагогических исследований в области развития творческих способностей детей и подростков в соответствии с профилем;

  • организация и методическая деятельность по разработке и внедрению форм массовых мероприятий, направленных на развитие спортивного, технического и профессионального творчества, соревнований/ слетов, смотров, конкурсов, олимпиад, конференций, туристских походов и лагерей;

  • экспозиционная деятельность (проведение тематических, авторских и пр. выставок, смотров-конкурсов лучших работ учащихся педагогов учреждений дополнительного образования, выставок-продаж по образцам и пр.);


2.2. Деятельность Станции

Деятельность Станции отличается личностно-деятельным характером учебного процесса, где ребенок может выбрать любое творческое объединение и в течение года переходить из одного объединения в другое. В Станции постепенно идет переход от информационно-объяснительной образовательной технологии к технологиям личностно-ориентированного обучения. Развитие у обучающихся установок на достижение успеха предусматривает приобретение ими опыта совместной деятельности по достижению различного рода образовательных целей.

Этому должен способствовать выбор методов и форм обучения, характерными чертами которого являются:

• вариативность, позволяющая учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности школьников;

• направленность на развитие творческих способностей и освоение приемов исследовательской работы учащимися;

• личностно-ориентированная технология, которая способствует изменению системы взаимоотношений педагог - ребенок.

Образовательный процесс построен таким образом, при котором учащиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах и ориентируются на различные достижения. При этом знания, умения и навыки учеников сопоставляются как с уровнем обязательных требований, так и с уровнем их предыдущих учебных результатов.

Организация занятий и структура каждого объединения регламентируются образовательной программой. Используются групповые, индивидуальные и индивидуально-групповые формы занятий. Усилия педагогов направлены на создание развивающей, свободной, комфортной, доброжелательной, многообразной, располагающей к общению среды.



2.3. Социальный заказ

Социальный заказ, реализуемый  учреждением, складывается из нескольких составляющих:

  • федеральный компонент;

  • региональный компонент;

  • муниципальный компонент.

 Социальный заказ федерального уровня отражен в Законе РФ «Об образовании» и «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей», в котором основным предназначением учреждения дополнительного образования детей определено как «развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг в интересах личности, общества и государства». Как основное направление деятельности данная цель нашла свое отражение в Уставе Станции. Региональный компонент социального заказа регулируется на областном уровне и предполагает участие воспитанников в республиканских проектах и конкурсах. Муниципальный компонент предполагает проекцию государственных требований к работе учреждения в Алексеевском муниципальном районе. Это участие в реализации программ по молодежной политике, программы  летней оздоровительной кампании.
3. Кадровое обеспечение

Характеристика педагогического коллектива




Квалификация

Всего

%

Общая численность педагогов

совместители



1

23





Имеют квалификационные категории-всего

19

79%

- высшую

7

29%

- первую

10

42%

- СЗД

2

8%

- не имеют

5

21%

Образование







высшее

16

67%

из них: высшее педагогическое

14

58%

среднее специальное

8

33%

из них: педагогическое

6

25%

среднее общее

-




общее число педагогов, обучающихся в данное время

3

13%

Педагогический стаж







До 2 лет

3

13%

От 2 до 5 лет

2

9%

От 5 до 10 лет

-




От 10 до 20 лет

9

39%

Более 20 лет

9

3,9%


4. Цели, задачи и направления деятельности МБУДОД «СДЮТЭ» Алексеевского муниципального района РТ:

- осуществлять работу как образовательное учреждение и организационно-методический центр туристско-краеведческой деятельности для школ района;

- выявлять, изучать и распространять опыт туристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися;

- проводить сбор и анализ необходимой информации о состоянии туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности на местах и подготовка необходимой информации;

- проводить самостоятельно и совместно с другими организациями совещания, курсы, семинары, учебные сборы, лагеря, спортивные и учебно-тренировочные походы и подтверждения квалификации штатных работников и общественных кадров для осуществления туристско-краеведческой и экскурсионной работы;

- повышать уровень работы со способными и одаренными детьми и пропагандировать здоровый образ жизни в досуговой деятельности;

- формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, осуществлять гармоничное развитие личности, воспитания ответственности и профессионального самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся.

Основные направления образовательной деятельности учреждения:

Осуществление образовательного процесса по программам дополнительного образования детей по следующим направлениям:

- туристско-краеведческое;

- спортивно-оздоровительное;

- спортивно-техническое;

- военно-патриотическое.



5. Режим работы

Занятия в объединениях организуются в течении всей недели. Режим работы с 8.00 до 20.00 часов. Объединения работают в соответствии расписания занятий объединений, утвержденное директором.


5.1. Контингент обучающихся


Направленность

Численность обучающихся

2012-2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

планируется

Военно-патриотическая

30

42

48

48

Спортивно-оздоровительная

299

267

187

187

Спортивно-техническая

52

48

48

48

Туристско-краеведческая

113

126

193

193

Итого:

494

483

476

476


5.2. Возрастная характеристика детского коллектива



Категория детей

2012-2013

2013-2014

2014-2015

кол-во детей

%

кол-во детей

%

кол-во детей

%

От 7 до 9 лет

45

9

46

9

46

10

От 10 до 14 лет

183

38

231

47

305

64

От 15 до 17 лет

256

53

217

44

125

26

Анализ статистических данных контингента учащихся указывает на то, что среди воспитанников объединений немного преобладают дети среднего школьного возраста.


5.3. Результаты участия в мероприятиях различного уровня




Количество призовых мест

Республиканский

Регионально-

Федеральный

Всероссийский

Итого

2011-2012

10

2

4

16

2012-2013

17

1

12

29

2013-2014

34

7

5

46


5.4. Совершили походы и экскурсии учащиеся школы





2011-2012

2012-2013

2013-2014


Экскурсия

305

310

346

Поход

236

216

223


6. Коллегиальные органы Станции.

В Станции определенные полномочия имеют следующие коллегиальные органы:



Педагогический совет– это орган самоуправления педагогических  и административных работников Станции, созданный в целях развития и совершенствования образовательного процесса в Учреждении.

Педагогический совет имеет право:

- обсуждать и принимать план работы Станции, программы различной направленности

-заслушивать информацию и отчеты различного характера



Методический совет имеет право:

- осуществлять экспертную оценку дополнительных образовательных программ, учебных планов педагогических работников Станции;

- принимать участие в анализе деятельности Станции;

- оказывать методическую помощь педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой деятельности детей, а также помощи детским и юношеским общественным объединениям и организациям.



Аттестационная комиссия уполномочена:

- принимать решение о соответствии заявленной 2 квалификационной категории

- давать рекомендации по мониторингу педагогической деятельности

- решать вопросы о распространении надбавок за категорию педагогам-совместителям по одной педагогической должности на другую.



Профсоюзный комитет уполномочен:

- вносить предложения по установлению доплат и надбавок сотрудникам;

- контролировать состояние ОТ (охраны труда) и ТБ (техники безопасности) в учреждении;

- разбирать спорные вопросы на Комиссии по трудовым спорам.



6.1. Связи и контакты учреждения.

В процессе своей деятельности Станция взаимодействует с учреждениями Алексеевского муниципального района. На рисунке 1 отображены связи СДЮТЭ.





Краеведческий музей родного края, музеи МБОУ СОШ
Рисунок 1


Билярский ГИАиПМЗ «Святой ключ»

ФОРПОСТ, «Общество афганцев и чеченцев»



25 МБОУ СОШ АМР РТ

№ 3


Отдел по делам молодёжи и спорту




МБУ ДОД «СДЮТЭ»




Отдел культуры

Районная библиотека



Газета «Заря»

Формы взаимодействия с семьей и общественностью;

1. С семьёй:

- приглашение и участие родителей в праздничных, спортивно-туристских мероприятиях СДЮТЭ;

- участие родителей в образовательном процессе;

- проведение для родителей индивидуальных и групповых консультаций педагогов.

2. Формы взаимодействия с общеобразовательными школами, другими организациями:

- с МБОУ СОШ: организация совместных выставок, проведение экскурсий, проведение интеллектуально-досуговых мероприятий; работа с классными коллективами;

- с городской библиотекой: организация тематических выставок;

- с Отделом культуры: организация и проведение спортивно-туристских мероприятий в городских парках отдыха;

- с Отделом по делам молодёжи: подготовка и проведение совместных спортивно-туристских мероприятий, использование спортивных сооружений для их проведения;

- с редакцией газеты «Заря»,

- с Билярским государственным историко-архитектурным и природным музеем-заповедником «Святой ключ»: подготовка и проведение совместных спортивно-туристских мероприятий, использование исторической части поселка для их проведения;

- с Обществом «афганцев и чеченцев», ФОРПОСТ: подготовка и проведение совместных спортивно-туристских и экологических мероприятий, экологические субботники.
6.2.Основные принципы образовательной политики Станции.
           - принцип развития (стимулирование и поддержка эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения практических задач);

            - принцип целостности образа мира  (осознание ребенком разнообразных связей между объектами и явлениями, сформировать умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет);      

          -  принцип культуросообразности (создание условий для наиболее полного ознакомления с достижениями и развитием культур современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов);

           -  принцип вариативности (возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения).


7. Образовательная деятельность

Отслеживая результаты, анализируя программы и отчеты педагогов можно сделать вывод, что большинство творческих объединений в СДЮТЭ в образовательном процессе проходят два уровня развития:

- на первом уровне определяются образовательные цели и параметры, такие как результат образовательного процесса, итоговый «продукт» ребенка, уровни усвоения опыта, цели мотивации и в соответствии с ними педагог выявляет содержание, модель, формы и методы работы.

- на втором уровне педагог определяет содержание деятельности своего объединения как получение суммы знаний по ряду разделов данного вида деятельности, как формирование суммы определенных умений и навыков.

Цель образовательного процесса на данных уровнях – дать знания, умения, навыки, организовать досуг, развлечь. В результате педагог и ребенок получает репродуктивный продукт (модель по образцу).

В последнее время начата работа по выстраиванию тенденции на развитие у детей познавательных, эвристических способностей, изменилась цель образовательного процесса – научить получать знания самостоятельно, развивать способности каждого ребенка. Это даст переход на третий уровень – эвристический, где ребенок вырабатывает субъективно новый продукт. Данная тенденция должна быть связана с приобретением опыта работы у молодых педагогов и по совместительству, повышением общего уровня педагогической компетенции и компетентности педагогического коллектива, который происходит в результате методической работы, построения системы мотивации педагогов, разработки педагогами программ по второму и третьему году обучения. Результатом должно стать увеличение числа детей, участвующих в конкурсах и соревнованиях республиканского и городского уровня, рост призовых мест на республиканском и городском уровне, увеличение числа детей, которые осваивают программы второго и третьего года обучения.


7.1. Воспитательная деятельность

Содержание воспитания. Учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:

- гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

- представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей;

- трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;

- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;

- эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

- организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;

- физической культуры, навыков здорового образа жизни.



Формирование воспитывающей среды:

СДЮТЭ гарантирует организацию жизнедеятельности детского и педагогического коллективов в соответствии с общепринятыми нравственными нормами человеческого общежития, правилами этикета; формирование у детей знаний о своих правах и механизмах их реализации в современном социуме; атмосферу терпимости, доброжелательности, уважения к человеческой личности, взаимопомощи, сотворчества в коллективной деятельности и содействия коллектива личностному успеху каждого учащегося.

В соответствии с воспитательными целями:

- формируется информационное пространство образовательного учреждения,

- обеспечивается эстетика помещений, в которых осуществляется воспитательный процесс;

- осуществляется обеспечение системы противодействия негативным явлениям в детской и подростковой среде;

- психологическое сопровождение ребенка в процессе воспитания осуществляется педагогом СДЮТЭ и направлено на обеспечение психологического комфорта ребенка в процессе его воспитания;

- открытый характер воспитательной системы обеспечивается: контактом с семьей, участием родителей в процессе воспитания, доступностью для родителей информации об эффективности процесса воспитания ребенка, его индивидуальных особенностях духовно-нравственного становления; повышением психолого-педагогических знаний родителей; взаимодействием учреждения с другими социальными институтами окружающего социума, направленного на повышение эффективности воспитательного процесса.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка