Пояснительная записка История медицины учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные данные о возникновении медицинских знаний, их развитии в тесной связи со сменой общественно-экономических формаций и историей культуры народов



Скачати 197.32 Kb.
Дата конвертації26.04.2016
Розмір197.32 Kb.




СоставителИ:

Т.П.Павлович, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинский наук, доцент;

Н.Н.Пилипцевич, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинский наук, профессор

Рецензенты:

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»;

И.В.Полоник, заведующий кафедрой менеджмента и организации здравоохранения учреждения образования «Белорусский государственный университет», кандидат экономических наук

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой общественного здоровья и здравоохранения учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 6 от 03.02.2014 г.);

Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 8 от 16.04.2014 г.);

Научно-методическим советом по лечебному делу Учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 6 от 22.04.2014 г.);

Научно-методическим советом по педиатрии Учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 5 от 23.04.2014 г.);

Научно-методическим советом по медико-профилактическому делу Учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 6 от 22.04.2014 г.)
Пояснительная записка

История медицины – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные данные о возникновении медицинских знаний, их развитии в тесной связи со сменой общественно-экономических формаций и историей культуры народов, о современном состоянии медицинской теории и практики, перспективах развития медицинских знаний. Изучение этой дисциплины способствует формированию мировоззрения будущего врача, обогащая его теоретическими знаниями, воспитывая чувство гуманизма и патриотизма.

Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:


    • образовательным стандартом по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело», утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2013 г. № 88;

    • образовательным стандартом по специальности 1-79 01 02 «Педиатрия», утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2013 г. № 88;

    • образовательным стандартом по специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело», утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2013 г. № 88;

    • типовым учебным планом по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» (регистрационный № L 79-1-001/тип.), утвержденным Первым заместителем Министра образования Республики Беларусь 30.05.2013 г.;

    • типовым учебным планом по специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» (регистрационный № L 79-1-003/тип.), утвержденным Первым заместителем Министра образования Республики Беларусь 30.05.2013 г.

    • типовым учебным планом по специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» (регистрационный № L 79-1-004/тип.), утвержденным Первым заместителем Министра образования Республики Беларусь 30.05.2013г.

Типовая учебная программа по учебной дисциплине «История медицины» предполагает изучение новейших научных данных об исторических источниках, основных способах познания анатомического строения тела человека, эволюции этиологии и патогенеза заболеваний, методов диагностики, лечения и профилактики болезней, подходов к организации медицинской помощи населению.

Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.

Цель преподавания и изучения учебной дисциплины «История медицины» состоит в формировании у студентов знаний о медицине как науке, зародившейся с древнейших времен, и приобретении умений объективно оценивать теории медицины на современном этапе развития медицинской науки и практики здравоохранения.

Задачи изучения учебной дисциплины состоят в приобретении студентами академических компетенций, основа которых заключается в способности к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:



  • периодизации истории медицины;

  • ведущих теорий медицины, существовавших с древнейших времен до современности;

  • истории развития и сущности методов и мероприятий, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в неразрывной связи с естественнонаучными достижениями определенной исторической эпохи;

  • важнейших открытий в области медицины;

  • организации медицинской помощи населению;

  • становления и развития здравоохранения как отрасли государства;

  • основ медицинской этики и деонтологии;

  • трудов ученых, которые оказали существенное влияние на развитие медицины.

Задачи преподавания учебной дисциплины состоят в формировании социально-личностных и профессиональных компетенций, основа которых заключается в знании и применении:

  • исследовательских навыков;

  • способности к социальному взаимодействию и межличностным коммуникациям;

  • умений анализировать исторические и современные проблемы экономической и социальной жизни общества, определять место и роль в ней собственной профессиональной деятельности при решении проблем устойчивого общественного развития;

  • навыков профессионального поведения (деонтологии);

  • норм медицинской этики.

Преподавание и успешное изучение учебной дисциплины «История медицины» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих учебных дисциплин:

Медицинская и биологическая физика. Технический прогресс эпохи Возрождения – астрономические исследования Н.Коперника. Естественнонаучные открытия конца XVII – начала XX вв.: закон сохранения массы вещества, открытие рентгеновского излучения.

Общая химия. Открытие периодического закона химических элементов и создание периодической системы элементов.

Медицинская биология и общая генетика. Биологические особенности жизнедеятельности человека. Соотношение абиотических, биотических и антропогенных факторов. Создание клеточной теории (М.Шлейден, Т.Шванн, 1838 – 1839 гг.). Открытие законов наследственности (Г.Мендель, 1866 г.).

Структура типовой учебной программы «История медицины» включает 5 разделов.



В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

знать:

  • основные понятия и методы исторического анализа;

  • особенности развития медицины, санитарии и гигиены в различные исторические эпохи;

  • достижения выдающихся ученых и деятелей медицины, здравоохранения в мире, в Республике Беларусь;

уметь:

  • профессионально анализировать и творчески переосмысливать исторический опыт медицины;

  • давать профессиональную интерпретацию и современную оценку научным достижениям и открытиям в истории медицины;

владеть:

Всего на изучение учебной дисциплины для специальностей 1-79 01 01 «Лечебное дело», 1-79 01 02 «Педиатрия» отводится 46 академических часов. Аудиторных часов - 30, из них лекций - 18, семинаров/лабораторных1 – 12. Самостоятельных внеаудиторных часов - 16 .

Всего на изучение учебной дисциплины для специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело» отводится 46 академических часов. Аудиторных часов - 28, из них лекций - 10, семинаров – 18. Самостоятельных внеаудиторных часов - 18 .

Текущая аттестация проводится в соответствии с типовым учебным планом в форме зачета.



Примерный тематический план
Наименование раздела (темы)

Количество часов аудиторных занятий

лекций

семинаров/

лабораторных1






1-79 01 01 «Лечебное дело»;

1-79 01 02 «Педиатрия»



1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело»

1-79 01 01 «Лечебное дело»;

1-79 01 02 «Педиатрия»



1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело»

1. История медицины как наука. Возникновение медицины в первобытном обществе

2

2

-

2

2. Медицина эпохи Древнего мира

2

2

2

2

3. Медицина эпохи Средневековья

4

2

4

4

3.1. Медицина раннего и развитого средневековья (V-XV вв.)

2

1

2

2

3.2. Медицина эпохи Возрождения (XVI-XVII вв.)

2

1

2

2

4. Медицина нового времени (XVIII-XIX вв.)

6

2

4

6

4.1. Медицина нового времени

4

2

2

4

4.2. Развитие терапии в эпоху Нового времени

Развитие педиатрии в эпоху Нового времени



санитария и гигиена нового времени

2

-

2

2

5. Медицина новейшего времени (XX-XXI вв.)

4

2

2

4

Всего часов

18

10

12

18

Содержание учебного материала

1. История медицины как наука. Возникновение медицины в первобытном обществе

История медицины как наука, ее цели и задачи. История медицины как часть общей истории. Общая и частная история медицины. Исторический метод исследования. Исторический источник, определение, виды. Периодизация истории медицины.

История медицины Беларуси как часть общей истории медицины.

Условия жизни первобытных людей, их основные занятия. Возникновение медицины в первобытном обществе. Источники изучения первобытного общества. Историко-медицинские определения понятий: «предмедицина», «формирующаяся медицина», «народная медицина», «традиционная медицина», «научная медицина». Первые религиозно-мистические представления (анимизм, фетишизм, магия), их влияние на врачевание. Медико-гигиенические сведения и действия первобытных людей. Первые врачеватели, их социальный статус. Обряды и заговоры как форма медицинской деятельности.



2. Медицина эпохи Древнего мира

Характеристика эпохи Древнего мира. Письменные, вещественные, лингвистические источники изучения медицины эпохи Древнего мира. Влияние религиозно-мистических воззрений и философских концепций на развитие медицины древних цивилизаций. Анатомо-физиологические представления, способы их получения. Причины возникновения болезней. Первые основополагающие теории патологии. Культ физической и духовной красоты. Первые медико-этические документы. Первые медицинские учреждения (ятрейи, асклепейоны, валетудинарии). Жреческая, семейная, государственная медицина. Зарождение специализации медицины.

Особенности медицины, санитарии и гигиены древних цивилизаций: Древний Египет, Месопотамия, Древний Иран, Древняя Индия, Древний Китай. Медицина, санитария и гигиена эпохи античности и периода эллинизма — Древняя Греция, Древний Рим. Санитарно-гигиенические и санитарно-технические сооружения (канализация, водопроводы, термы). Зарождение санитарного контроля. Значение трудов Гиппократа и К.Галена. Лечебные принципы, лечебные приемы. Лекарственные средства. Хирургические инструменты. Хирургические операции.

3. Медицина эпохи Средневековья

3.1. Медицина раннего и развитого средневековья (V - ХV вв.)

Общая характеристика эпохи Средневековья.

Энциклопедический и научный характер медицины Востока (Византия, Арабские халифаты), влияние ислама. Влияние христианской религии на развитие медицины в Европе. Схоластика. Медицинские учреждения (лазареты, больницы), организация работы. Медицинское образование (медицинские школы, университеты).

Историческое значение трудов Николая Мирепса, Орибасия из Пергама, Симеона из Сиф, Александра из Тралл, Павла с о. Эгина, Аэция из Амиды, Ибн Сины, Ар-Рази, Арнольда из Виллановы, Гюи де Шолиака. Зарождение профильных отделений. Эпидемии заразных болезней в Западной Европе: причины возникновения, характер течения, меры профилактики и лечения. Санитарные регламенты, санитарные органы. Мероприятия по санитарному благоустройству городов.

Развитие медицины на территории Беларуси до ХIII вв. Народная и монастырская медицина. Медицинское попечительство. Медико-гигиенические взгляды первых просветителей (К.Туровский, Е.Полоцкая).

3.2. Медицина эпохи Возрождения (ХVI-ХVII вв.)

Общая характеристика эпохи Возрождения. Санитарно-гигиенические и санитарно-технические сооружения, благоустройство и санитарный контроль в городах Западной Европы.

Утверждение опытного метода в медицине. Важнейшие открытия и достижения в области физиологии. Ятрохимики (труды Парацельса, Боэ де Сильвиуса, И. ван Гельмонта), ятрофизики (труды С.Санторио, Р.Декарта), ятромеханики (труды Дж.Баливи, Дж.А.Борелли, Л.Беллини), их слабые и сильные стороны.

Роль микроскопической техники в медицине (труд А. ван Левенгука). Развитие анатомических знаний (труды Леонардо да Винчи, А.Везалия, Р.Коломбо, Ш.Этьена, Б.Евстахия, Г.Фаллопия, Р. де Граафа, Ф.Глиссона, Н.Гаймора). Создание учения о кровообращении (М.Сервет, У.Гарвей, М.Мальпиги). Развитие гистологии и эмбриологии (труды У.Гарвея, М.Мальпиги, Ф.Реди).

Переход от «карательной» хирургии к «щадящей». Выдающийся хирург А.Паре. Возрождение клинического метода (Дж.Монтано, Г. Бурхааве). Учение об инфекционных болезнях (Дж.Фракасторо). Труды У.Элленбога, Парацельса, Г.Агрикола (Бауэра), С.Штокгаузена, Б.Рамаццини по профессиональной патологии.

Развитие педиатрии в Западной Европе. Описание нозологических форм болезней детей. Открытие воспитательных домов. Первые печатные книги, посвященные физиологии и патологии детей. Труды П.Багелларда, В.Метлингера, С. де Валламбера, Т.Фэра, Ф.Вюрца, Ф.Глиссона о болезнях детей и способах их лечения.**

Медицина Беларуси в составе Великого княжества Литовского, Речи Посполитой (ХIV-ХVIII вв.). Эпидемии и особенности борьбы с ними. Шпитали, их деятельность. Цеха цирюльников. Повивальное дело. Медицинские книги. Ф.Скорина — выдающийся белорусский просветитель, доктор медицины. Медико-философские взгляды Е.Славинецкого, С.Полоцкого.

4. Медицина нового времени (ХVIII-ХIХ вв.)

4.1. Медицина нового времени

Характеристика эпохи Нового времени. Дифференциация научных знаний. Медицинские общества. Медицинские съезды. Медицинские журналы, научные и научно-популярные книги. Специализация клинических дисциплин.

Становление топографической анатомии как науки в Российской империи. Роль русских ученых в развитии топографической анатомии (П.А.Загорский, И.В.Буяльский, Н.И.Пирогов, П.Ф.Лесгафт).

Учение об общем и местном обезболивании. История открытия наркоза (Х.Дэви, Г.Уэллз, Дж.Уоррен, К.Лонг, У.Мортон, Ч.Джексон, Н.И.Пирогов). Бескровная хирургия. Вклад Т.Кохера, Т.Бильрота в развитие полостной хирургии. Разработка принципов асептики и антисептики. Открытие групп крови. Первые опыты по переливанию крови.

Разработка вопросов физиологии кровообращения, дыхания, пищеварения, нервной системы в трудах А.Галлера, Л.Гальвани, И.Прохаска, Ф.Мажанди, И.Мюллера, К.Бернара, Э.Дюбуа-Реймона, Г.Гельмгольца, А.М.Филомафитского, Е.О.Мухина, И.М.Сеченова, И.П.Павлова, Н.Е.Введенского. Становление патологической анатомии как науки (Дж.Б.Морганьи, М.К.Биша, К.Рокитанский, Р.Вирхов).

Зарождение микробиологии, иммунологии и вирусологии. Создание и применение вакцин и сывороток.

Особенности медицины в Российской империи. Формы организации медицинской помощи (земская, городская, фабрично-страховая). Аптекарский приказ, его функции, участие в нем белорусских врачей. Местные органы медицинской администрации (уездный лекарь, губернские врачебные управы). Приказы общественного призрения. Зарождение «приказной» медицины.

Виленская высшая медицинская школа, ее значение для подготовки белорусских врачей. Гродненская медицинская академия, ее приоритеты и значение, вклад Ж.Жилибера. Передовые взгляды и приоритетные позиции белорусских врачей и ученых в развитии больничного дела (А.Бекю, Ф.Лефлер), хирургии (К.И.Гибенталь, Е.Б.Еше, Т.К.Куодис, В.В.Пеликан, К.И.Грум-Гржимайло, Е.И.Богдановский), акушерства и гинекологии (И.П.Лазаревич, Э.-А.Я.Крассовский).




    1. Развитие терапии в эпоху Нового времени*

Развитие терапии в Западной Европе: термометрия (Д.Г.Фаренгейт, Р.А.Ф.Реомюр, А.Цельсий, Г.Бурхааве), применение перкуссии (Л.Ауэнбруггер) и аускультации (Р.Т.Г.Лаэннек). Описание нозологических форм болезней.

Научная и практическая деятельность С.Г.Зыбелина, М.Я.Мудрова. Клинические школы Г.А.Захарьина и С.П.Боткина: направления исследований, достижения.

Приоритетные позиции белорусских врачей и ученых в развитии терапии (С.Л.Бизио, В.В.Герберский, Ф.Рымкевич, С.С.Зимницкий, Ф.И.Пастернацкий).

Развитие педиатрии в эпоху Нового времени**

Внедрение новых методов диагностики: термометрии (Д.Г.Фаренгейт, Р.А.Ф.Реомюр, А.Цельсий, Г.Бурхааве), перкуссии (Л.Ауэнбруггер) и аускультации (Р.Т.Г.Лаэннек).

Становление и развитие педиатрии и акушерства в Западной Европе (Ф. Сильвий, Т. Сиденгам, Д. Локк, Ф. Морисо, Р.де Грааф, У. Гарис, Н.Р. фон Розенштейн, У. Кадоган, М. Андервуд, С. Бард, В. Рэш). Открытие первой детской больницы (Дж.Амстронг). Педиатрические школы (П.Бреттоно, Ш.Бийяр, А.Труссо). Учреждения по оказанию медицинской помощи детям (детские больницы, ясли, консультации).

Этапы развития отечественной педиатрии. Становление педиатрии в Российском государстве (труды И.И.Бецкого, М.В.Ломоносова, С.Г.Зыбелина). Выделение педиатрии в самостоятельную клиническую дисциплину. Первый русский акушер и педиатр Н.М.Максимович-Амбодик. Научная деятельность С.Ф.Хотовицкого, Н.А.Тольского, К.А.Раухфуса, Н.И.Быстрова, Н.Ф.Филатова, Н.П.Гундобина в области педиатрии.



Санитария и гигиена нового времени***

Предпосылки для развития санитарии и гигиены в середине ХIХ в. Экспериментальное направление в гигиене. Вопросы социальной гигиены в трудах Й.П.Франка, К.Флюгге. Зарождение демографической статистики (труды Дж.Граунта, У.Петти, Дж.Саймона). М.Петтенкофер и его школа (К.Фойт, М.Рубнер).

Общественный характер гигиены Российской империи. Новый университетский устав (1863 г., Россия). Выделение гигиены в самостоятельную дисциплину. Первые публикации гигиенических исследований.

Труды М.В. Ломоносова, М.Я.Мудрова, С.П.Боткина, Г.А.Захарьина, Н.И. Пирогова. Первые кафедры гигиены (А.П.Доброславин, Ф.Ф.Эрисман). Развитие гигиены труда (А.В.Погожев, Е.М.Дементьев, В.А.Левицкий), гигиены детей и подростков (Н.М.Максимович-Амбодик, С.Ф.Хотовицкий, Н.А.Тольский, Н.П.Гундобин), школьной гигиены (А.С.Вирениус, П.Ф.Лесгафт, В.В.Гориневский, Д.Д.Бекарюков, А.В.Мольков).



5. Медицина новейшего времени (ХХ - ХХI вв.)

Характеристика эпохи ХХ - начала ХХI вв. Специализация и целостность медицины. Технологизация и гуманитаризация медицины.

Открытия в области медицины и смежных наук, удостоенные Нобелевской премии. Международное сотрудничество в области здравоохранения. История создания Всемирной организации здравоохранения.

Развитие медицины в БССР и Республике Беларусь. Медицина в годы Первой мировой войны (1915-1918 гг.) и в период формирования белорусской государственности (1918-1920 гг.).

Здравоохранение Беларуси в 1920-е годы. Профилактическая медицина. Возникновение высшего и реорганизация среднего медицинского образования. Первые научно-исследовательские институты.

Медицина БССР в годы Великой Отечественной войны. Медицина на оккупированной территории.

Здравоохранение БССР в послевоенные годы. Развитие здравоохранения в Республике Беларусь.

Деятельность Всемирной организации здравоохранения в области охраны здоровья детей и подростков. Законодательные документы, регламентирующие права детей и подростков в Республике Беларусь. Организация медицинской помощи детям и подросткам в Республике Беларусь. Развитие педиатрии в ХХ веке в СССР (школы А.А.Киселя, А.А.Колтыпина, Г.Н.Сперанского, П.С.Медовникова, М.С.Маслова, В.И.Молчанова). Направления, разрабатываемые ведущими белорусскими школами врачей-педиатров В.А.Леонова и И.Н.Усова.**



Основные черты развития санитарии и гигиены в ХХ веке. Вклад Н.А.Семашко, З.П.Соловьева, М.И.Барсукова и Г.Н.Каминского в развитие социальной гигиены. Основные этапы развития санитарно-эпидемиологической службы в СССР. Выдающиеся гигиенисты (Г.В.Хлопин, В.А.Углов, З.Г.Френкель, А.Н.Сысин, А.Н.Марзеев, В.А.Рязанов, А.А.Летавет, Н.В.Лазарев, С.И.Каплун). Вклад белорусских ученых в развитие службы государственного санитарного надзора (труды З.К. Могилевчика, П.В. Остапени). Основные черты развития санитарии и гигиены в Беларуси в ХХ - XXI веках.***

Информационно-методическая часть

Литература

Основная:

  1. Лисицын, Ю.П. История медицины: Учебник / Ю.П.Лисицын. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 400 с.

  2. Сорокина, Т.С. История медицины / Т.С.Сорокина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1994. — 384 с.

  3. Сорокина, Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учебн. заведений. / Т.С.Сорокина. — 4-е изд. — М.: Изд. центр «Академия», 2005. — 560 с.

Дополнительная:

  1. Асветнiкi зямлi Беларускай: Энцыкл. даведнiк / Рэдкал.: Г.П.Пашкоý i iнш.; Маст. У.М.Жук. — Мн.: БелЭн, 2001. — 496 с.

  2. Грибанов, Э.Д. Медицина в символах и эмблемах / Э.Д.Грибанов. — М.: Медицина, 1990. — 208 с.

  3. Грицкевич, В.П. С факелом Гиппократа: Из истории белорусской медицины / В.П.Грицкевич. — Мн.: Наука и техника, 1987. — 272 с.

  4. Жарко, В.И. Здравоохранение Республики Беларусь: прошлое, настоящее и будущее / В.И.Жарко, И.В.Малахова, И.И.Новик и др. – Минск: Минсктиппроект, 2012. – 312 с.

  5. Змачинская, Н.Ф., Мальковец, М.В., Пересада, А.Н. Заведующие кафедрами и профессора Минского медицинского института (1921-1996): биографический справочник / Н.Ф.Змачинская, М.В.Мальковец, А.Н.Пересада. — Мн.: МГМИ, 1999. — 430 с.

  6. Петрище, Т.Л. История медицины и фармации: курс лекций / Т.Л.Петрище; под ред. В.С.Глушанко. / Витебск: ВГМУ, 2010 – 567 с.

  7. Пилипцевич, Н.Н. История здравоохранения Минска от основания города до наших дней / Н.Н.Пилипцевич, Д.Л.Пиневич, Т.П.Павлович и др. – Минск «Кавалер», 2011. – 240 с.

  8. Эльяшевич, Е.Г. Краткая история медицины Беларуси: лекции / Е.Г.Эльяшевич, М.А.Попов. — Минск: БГМУ, 2011. — 86 c.

  9. Крючок, Г.Р. Очерки истории медицины Беларуси / Г.Р.Крючок. — Минск: Беларусь, 1976. — 264 с.

  10. Медицина // Большая медицинская энциклопедия. — 3 изд., перераб. и доп. — М., 1980. — Т. 14. — С. 7-322.

  11. Мирский, М.Б. Медицина России ХVI-ХIХ веков / М.Б.Мирский. — М.: РОССПЭН, 1996. — 400 с.

  12. Мирский, М.Б. Очерки истории медицины в России XVI–XVIII вв. / М.Б.Мирский. — Владикавказ, 1995.  — 170 с.

  13. Мирский, М.Б. Хирургия от древности до современности: Очерки истории / М.Б.Мирский. — М.: Наука, 2000. — 798 с.

  14. Сорокина, Т.С. Атлас истории медицины: Новое время (1640-1917): Учеб. пособие / Т.С.Сорокина. — М.: Изд-во УДН, 1987. — 168 с.

  15. Сорокина, Т.С. Атлас истории медицины: Первобытное общество. Древний мир: Учеб. Пособие / Т.С.Сорокина. — М.: Изд-во УДН, 1987. —  168с.

  16. Сорокина, Т.С. Атлас истории медицины: Средние века (476-1640): Учеб. пособие / Т.С.Сорокина. — М.: Изд-во УДН, 1983. — 192 с.

  17. Тищенко, Е.М. Здравоохранение Беларуси в XIX–ХХ вв.: монография / Е.М.Тищенко. — Гродно, 2003. — 269 с.

  18. Тищенко, Е.М. История здравоохранения Беларуси в ХХ веке / Е.М.Тищенко. — Гродно, 2001. — 154 с.

  19. Шишко, Е.И., Ключарев, А.А., Кубарко, А.И. Минский Ордена Трудового Красного Знамени государственный медицинский институт / Е.И.Шишко, А.А.Ключарев, А.И.Кубарко. — Минск: Вышэйшая школа, 1991. — 189 с.

методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине

Время, отведенное на самостоятельную работу, может использоваться обучающимися на:



    • подготовку к лекциям и семинарам;

    • подготовку к зачету по дисциплине;

    • проработку тем (вопросов), вынесенных на самостоятельное изучение;

    • изучение тем и проблем, не выносимых на лекции и семинары;

    • выполнение исследовательских и творческих заданий;

    • подготовку тематических докладов, рефератов, презентаций;

    • составление обзора научной литературы по заданной теме;

    • оформление информационных и демонстрационных материалов (стенды, плакаты, графики, таблицы, газеты и пр.);

    • изготовление учебных пособий;

    • составление тематической подборки литературных источников, интернет-источников;

    • составление тестов студентами для организации взаимоконтроля.

Основные методы организации самостоятельной работы:



    • написание и презентация реферата;

    • выступление с докладом;

    • изучение тем и проблем, не выносимых на лекции и семинары;

    • компьютеризированное тестирование;

    • составление тестов студентами для организации взаимоконтроля;

    • изготовление дидактических материалов;

    • подготовка и участие в активных формах обучения.

Контроль самостоятельной работы может осуществляться в виде:

    • контрольной работы;

    • итогового собеседования, тестирования;

    • обсуждения рефератов;

    • защиты учебных заданий;

    • оценки устного ответа на вопрос, сообщения, доклада;

    • индивидуальной беседы.

Перечень рекомендуемых средств диагностики

Для диагностики компетенций используются следующие формы:



  1. Устная форма.

  2. Письменная форма.

  3. Устно-письменная форма.

  4. Техническая форма.

Устная форма:

- собеседование;

- доклады на семинарских занятиях;

- оценивание на основе деловой игры;

- зачёт.

Письменная форма:

- тесты;

- контрольные опросы;

- рефераты;

- оценивание на основе модульно-рейтинговой системы.

Устно-письменная форма:

- зачёт;


- оценивание на основе модульно-рейтинговой системы;

- оценивание на основе деловой игры.

Техническая форма:

-электронные тесты.




Оглавление


Оглавление 16


Сведения об авторах (разработчиках) типовой учебной программы




Фамилия, имя, отчество

Павлович Татьяна Петровна

Должность, ученое звание

Заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент

e-mail

MinskOZZ@yandex.ru

 служебный

(017) 200 89 65



Фамилия, имя, отчество

Пилипцевич Николай Николаевич

Должность, ученое звание

Профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор

e-mail

MinskOZZ@yandex.ru

 служебный

(017) 200 89 65



1 - для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия».

 - для специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело»;

- для специальности 1-79 01 02 «Педиатрия»;

- для специальности 1-79 01 03 «Медико-профилактическое дело».



База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка