Пояснительная записка 1 цели и задачи дисциплины



Сторінка1/3
Дата конвертації15.04.2016
Розмір0.52 Mb.
  1   2   3


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка

1.1 цели и задачи дисциплины

Цель курса: сформировать у студентов компетентность в применении здоровьесберегающих методов и приемов на основе метода элементарного музицирования, позволяющую самосовершенствоваться в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся, привития им навыков здорового образа жизни.

Задачи курса:

  • изучить развивающие и здоровьесберегающие музыкально-педагогические подходы на основе метода элементарного музицирования, соотнести их с информацией о многообразии существующих вариантов;

  • практически овладеть многообразными формами, методами и приемами организации здоровьесберегающего пространства на уроке музыки и во внеурочной деятельности с учащимися на разных возрастных этапах;

  • овладеть главными ориентирами в здоровьесберегающем процессе:

      • подбором специального музыкального материала, адресно корректирующего отставания или нарушения эмоционального, двигательного, речевого, коммуникативного развития;

      • вариативностью организации уроков или занятий (терапевтических, способствующих психологическому, эмоциональному равновесию; коррекционных, направленных на решение эмоциональных, двигательных, речевых, коммуникативных нарушений; комплексных, усиливающих педагогическое действие, направленное на сохранение здоровья ребенка);

      • построением коррекционно-развивающего воздействия музыки на эмоционально-коммуникативном и личностно-деятельностном подходах.

  • способствовать практической реализации программы музыкального воспитания детей «Соловушка» в образовательном процессе;

  • содействовать формированию исследовательской культуры студента.


1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Дисциплина «Здоровьесберегающий потенциал музыкальной педагогики» относится к профессиональному циклу дисциплин по выбору (Б3.В. ДВ.10). Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин: «Частные методики дополнительного музыкального образования», «Музыкальное образование детей дошкольного возраста в процессе подготовки к школе», «Технологии музыкального образования», «Развитие голоса и методика вокально-хоровой работы», «Психология детского творчества».

Содержание курса является существенным дополнением к профессиональной, теоретической и практической подготовке специалистов музыкального образования. Основное место отведено художественным здоровьесберегающим методам и приемам. Показана роль и влияние элементарного музицирования на формирование личности школьника, его гармоничное развитие. Предложены пути творческого подхода педагога к реализации программы в условиях современных образовательных учреждений разного профиля.

В курсе рассматриваются варианты адаптаций метода элементарного музицирования к различным направлениям педагогической деятельности: здоровьесберегающему, коррекционно-развивающему, а также игровому, учебному, исполнительскому. Изучается международный опыт применения метода элементарного музицирования, как средства психокоррекции, психотерапии, музыкотерапии.


1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:



общекультурными (ОК):

  • способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

  • готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

общепрофессиональными (ОПК):

  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

в области педагогической деятельности (ПК):

  • готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-8).

специальными (СК):

  • готов использовать музыкально-дидактический материал, таблицы, картины, учебные пособия, аудио- и видеопособия, кино- и телефильмы (СК-6).

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • знать ценностные основы профессиональной деятельности в сфере музыкаль­ного образования, здоровьесбережения детей; филогенетическую, син­кретическую сущность и психологические механизмы элементарного музици­рования, условия и способы его адаптации к традиционному уроку музыки;

  • уметь применять знания основ творческого музицирования в учебной и профес­сиональной деятельности, находить креативные решения, использовать интегративные связи; готовить сообщения, участвовать в дискуссиях по про­блемам здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса;

  • владеть способами организации совместной творческой деятельности на основе комплекса принципов элементарного музицирования: креативности, синкретизма, сотворчества; методами оценки эффективности процесса и результатов обучения; аргументацией личностно-профессиональной позиции в вопросах оценивания творческого продукта детей, высказывания своего мнения.


2. Структура и трудоёмкость дисциплины

Курс изучается на 8 семестре и рассчитан на 11 лекционных и 22 практических занятия. Самостоятельной работе отводится 39 часов. По окончании курса проводится зачет. Общая трудоемкость составляет 72 часа, две зачетных единицы.


3. Тематический план

По графику учебного процесса студенты V курса выходят на 8 семестр после прохождения производственной (педагогической) практики (с отрывом от учебного процесса) с 5-й недели второго полугодия. По количеству недель 8 семестр равен 11 неделям и состоит из 2-х модулей: 2-го (6 недель) и 3-го (5 недель).



Таблица 1.


№ п/п

Тема

недели

семестра


Виды учебной работы и самостоятельная работа,

в час.


Итого час. по теме

Из них в интерактив. форме, час.

Итого кол-во баллов


Лекции, час.

Семинар.

(практич.) занятия, час.



Сам. работа, час.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

М о д у л ь 2

1.

Краткий экскурс в историю применения искусства в лечении и коррекции нарушений развития и здоровья.

1

3



1

4




0-7

2.

Обоснование возможности использования программы «Соловушка» в образовательном процессе.

1

1

2

2

5

2

0-8

3.

Характеристика разделов программы, анализ и значение основных музыкально-педагогических концепций, методов, лежащих в основе программы.

1

1

2

1

4

2

0-8

4.

Принципы подбора и анализ репертуара, возможности его творческого варьирования.

1

1

2

4

7

2

0-8

5.

Адаптационный период.

1

1

2

3

6

2

0-9

6.

Послеадаптационный период.

1

1

2

3

6

2

0-9

Всего:

6

8

10

14

32

10

0-49

М о д у л ь 3

1.

Коррекционно-развивающая деятельность с детьми, имеющими речевые нарушения. О значении пальчиковых игр в развитии детей и педагогической практике.

Психотерапевтические и коррекционно-развивающие возможности пения.



1

1

2

5

8

2

0-9

2.

Игры и упражнения на эмоциональное развитие.

1




3

5

8

3

0-11

3.

Музыкально-двигательные игры и упражнения – механизм уравновешивания в системе «организм-среда».

1

2

2

5

8

2

0-11

4.

Виды развивающих, здоровьесберегающих занятий (уроков музыки) и способы их организации.

1




2

5

8

2

0-10

5.

Работа с видеоматериалом. Отечественные и международные курсы по элементарному музицированию (по линии Российского педагогического общества Карла Орфа, г. Челябинск, В. Жилин).

Элементарные танцы народов мира.



1




3

5

8

3

0-10

Всего

5

3

12

25

40

12

0-51

Итого (часов, баллов)

11

11

22

39

72

22

0-100

Из них в интерактивной форме

10




22







22





Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

Таблица 2.

№ темы


Устные формы

Письменные формы

Практические формы

Итоговое колич. баллов

Экспресс-ответ

Анализ ситуаций

Ответ на семинаре

Интернет-материал

Планирование уроков пед. практики

Составление сравнит.

таблиц, лог. схем



Эссе


Творческий групп.овой проект

Творческие задание

Модуль 2

2. 1.

0-4
















0-3







0-7

2..2.







0-2







0-3

0-3







0-8

2..3.







0-5

0-3
















0-8

2. 4.




0-1
















0-4

0-3

0-8

2..5.




0-2
















0-3

0-4

0-9

2..6.




0-2
















0-3

0-4

0-9

Всего

0-4

0-5

0-7

0-3




0-3

0-6

0-10

0-11

0-49

Модуль 3

3. 1.




0-2










0-2




0-5




0-9

3. 2.




0-3
















0-5

0-3

0-11

3. 3.







0-5




0-3

0-3










0-11

3. 4.




0-2







0-4







0-4




0-10

3..5




0-2







0-4







0-4




0-10

Всего




0-9

0-5




0-11

0-5




0-18

0-3

0-51

Итого

0-4

0-14

0-12

0-3

0-11

0-8

0-6

0-28

0-14

0-100


Планирование самостоятельной работы студентов

Таблица 3.
4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечивае­мыми (последующими) дисциплинами

Таблица 4.

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

2.1

2..2

2..3

2.4

2..5

2.6

3.1

3..2

3..3

3.4

3.5

1

Частные методики дополнительного музыкального образования




+




+

+




+

+




+




2

Музыкальное образование детей дошкольного возраста в процессе подготовки к школе

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

Технологии музыкального образования




+

+

+

+

+

+

+

+

+




4

Развитие голоса и методика вокально-хоровой работы













+







+

+







5

Психология детского творчества




+

+

+

+

+

+




+

+





5. Содержание дисциплины

Модуль 2

  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка