Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс



Сторінка1/26
Дата конвертації12.04.2016
Розмір5.71 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
Золотарева И. В., Дмитриева Л. П., Егорова Н. В.

Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ, — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ВАКО, 2005. 320 с. — (В помощь школьному учителю).




СОДЕРЖАНИЕ
ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКОВ

От авторов …………………………………………………………………………………………………3

Тематическое планирование …………………………………………………………………………….3
Урок 1 (1—2). Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце

предложений ………………………………………………………………………………….4



Урок (3—4). Некоторые случаи согласования в числе сказуемых с подлежащим .... …………….10

Урок 2 (5). Именительный и творительный падежи в сказуемом ……………………………………13

Урок 3 (6—7). Тире между подлежащим и сказуемым ……………………………………………….15

Урок 4 (8). Управление при словах, близких по значению …………………………………………...19

Урок 5—6 (9—10). Зачет по разделу «Главные члены предложения» ……………………………….21

Урок 7 (11). Однородные члены предложения ……………………………………………………….26

Урок (12—13). Знаки препинания при однородных членах предложения ………………………….28

Урок 8 (14—15). Однородные и неоднородные определения ………………………………………...31

Урок (16—17). Тематический контроль по теме «Однородные члены

предложения» ……………………………………………………………………………….33



Урок 9 (18—19). Обособленные определения …………………………………………………………35

Урок 10 (20). Синонимика простых предложений с обособленными определениями

с придаточными определительными ……………………………………………………..38



Урок 11 (21). Обособление одиночных и распространенных приложений. Дефис в

приложениях ………………………………………………………………………………...40



Урок 12 (22). Обособление обстоятельств ……………………………………………………………43

Урок (23). Обособление дополнений. Уточняющие члены предложения ………………………….45

Урок 13 (24—25). Пунктуация при вводных словах, предложениях и вставных

конструкциях ………………………………………………………………………………..47



Урок 14 (26—27). Пунктуация при обращении. Слова-предложения и выделение

междометий в речи …………………………………………………………………………50



Урок 15 (28). Порядок слов в предложении ………………………………………………………….52

Урок 16—17 (29—30). Контрольная работа нее анализ. Работа над ошибками …………………..54

Урок 18 (31). Особенности публицистического стиля ………………………………………………55

Урок 19 (32). Особенности публицистического стиля, используемые в нем

средства эмоциональной выразительности ………………………………………………57



Урок 20 (33—34). Жанры публицистического стиля речи. Путевой очерк, портретный

очерк, проблемный очерк …………………………………………………………………59



Урок 21 (35). Устное выступление. Доклад. Дискуссия ……………………………………………..61

Урок (36—37). Патриотизм: знак вопроса (Дискуссия для старшеклассников) …………………..62

Урок 22—23 (38—39). Изложение публицистического стиля с элементами сочинения

на морально-этическую тему и работа над ошибками ………………………………….67



Урок 23 (39). Работа над ошибками …………………………………………………………………..68

Урок 24 (40). Общая характеристика художественного стиля ……………………………………...68

Урок 25 (41—42). Виды тропов и стилистических фигур ……………………………………………70

Урок 26 (43—44). Анализ лирического произведения. Стихотворение

А. А. Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени...» …………………….76



Урок 27—28 (45—46). Контрольное изложение по тексту художественного стиля ……………….80

Урок 29. Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в

сложносочиненном предложении (ССП) ………………………………………………….81



Урок (47). Повторение. Виды сложных предложений ………………………………………………..84

Урок (48). Пунктуация в сложносочиненном предложении (ССП) ………………………………....86

Урок (49). Пунктуация в предложениях с союзом и ………………………………………………….88

Урок (50—51). Проверочная работа и работа над ошибками ………………………………………..89

Урок (52). Основные группы сложноподчиненных предложений (СПП)…….. ……………………92

Урок (53). СПП с придаточными изъяснительными ………………………………………………….94

Урок (54). СПП с придаточным определительным …………………………………………………...96

Урок (55). СПП с придаточными обстоятельствами ………………………………………………….99

Урок 30 (56). Знаки препинания в СПП с одним придаточным …………………………………….102

Урок 31 (57). Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными …………………………...103

Урок 32 (58). Знаки препинания при сравнительных оборотах

с союзами как, что, чем и в СПП ………………………………………………………...106



Урок (59—60). Контрольный диктант и его анализ ………………………………………………….108

Урок (61—62). Разговорный стиль речи ……………………………………………………………...109

Урок (63). Фонетика. Графика. Орфография ………………………………………………………..117

Урок (64). Повторение. Морфология и орфография …………………………………………………119

Урок (65). Словообразование и орфография …………………………………………………………121

Урок (66). Словообразование и орфография …………………………………………………………122

Урок (67—68). Итоговая контрольная работа и ее анализ …………………………………………..124
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ

От автора ………………………………………………………………………………………………..128



Урок 1. Синтаксис и пунктуация. Обобщающее повторение ……………………………………….129

Урок 2. Обобщающее повторение (продолжение) …………………………………………………...132

Урок 3. Обобщающее повторение (продолжение) …………………………………………………...135

Урок 4. Контрольная работа …………………………………………………………………………...140

Урок 5. Знакомство с содержанием и типами заданий ЕГЭ по русскому языку.... ………………..140

Урок 6. Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (морфология, синтаксис,

анализ текста) ……………………………………………………………………………...143



Урок 7. Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (продолжение, фонетика и

орфография) ………………………………………………………………………………..146



Урок 8. Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (орфография: глагол и его формы;

гласные в суффиксах; правописание не и ни, - и -ин-) ……………………………….152



Урок 9. Контрольный диктант ………………………………………………………………………...159

Урок 10. Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (словообразование, языковые

нормы, слитное или раздельное написание слов) ……………………………………….160



Урок 11. Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (языковые и грамматические нормы) ………...167

Урок 12. Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (синтаксис и пунктуация) ……………………..171

Урок 13. Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (синтаксис и пунктуация) ……………………177

Урок 14—15. Изложение ………………………………………………………………………………181

Урок 16. Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (анализ текста) ………………………………..182

Урок 17. Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (анализ текста, средства

выразительности, синтаксис и пунктуация) ……………………………………………..187



Урок 18. Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (словообразование, синтаксис и

пунктуация) ………………………………………………………………………………..191



Урок 19—20. Разбор заданий ЕГЭ по русскому языку (продолжение, С 1) ……………………….196

Урок 21. Публицистический стиль речи. Основные признаки и особенности

функционирования ………………………………………………………………………..198



Урок 22. Жанры публицистического стиля речи ……………………………………………………200

Урок 23. Жанры публицистического стиля речи (продолжение) …………………………………...202

Урок 24—25. Дискуссия ……………………………………………………………………………….204

Урок 26. Художественный стиль речи ………………………………………………………………..205

Урок 27. Художественный стиль речи. Наблюдения над художественным текстом ……………..207

Урок 28. Применение официально-делового стиля речи (практическое занятие) .. …………….208

Урок 29—34. Повторение …………………………………………………………………………….210
Приложение 1. Варианты подготовительных тестов ………………………………………………..211

Приложение 2. Тематические тесты …………………………………………………………………235

Приложение 3. Индивидуальные задания ………………………………………………………….268

Приложение 4. Диктанты и контрольные работы …………………………………………………..272


ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА

ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКОВ1
От авторов

Цель проведения уроков русского языка в старших классах повторение и углубление материала, изученного в среднем звене, подготовка к выпускным экзаменам.

Учитель сегодня хорошо понимает, что формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно не только для подготовки к экзаменам, но и для дальнейшей деятельности выпускников, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.

Данное поурочное планирование составлено в соответствии с программой по русскому языку для 10—11 классов средней школы (учебник под редакцией А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой). Использованы также материалы по синтаксису простого и сложного предложений из учебников Д. Э. Розенталя, В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко.

Помочь учителю организовать обучение в старших классах — задача настоящего пособия. Оно содержит подробное изложение хода уроков с учетом конкретных методических приемов, необходимых для организации работы, дает рекомендации домашних заданий.

Предусмотрена работа по предупреждению стилистических и речевых ошибок: разъясняются типы ошибок, причины их возникновения.

Планирование составлено в двух вариантах — на 34 и 68 учебных часов. Представляется целесообразным проведение некоторых сдвоенных уроков русского языка.

Педагог может заимствовать из предлагаемого пособия полные планы проведения уроков или использовать их частично, встраивая в собственный урок.


Тематическое планирование


урока

Содержание урока

1(1-2)
(3-4)

2(5)


3(6-7)

4(8)


5-6(9-10)

7(11)


(12-13)

8(14-15)


(16-17)

9(18-19)


10(20)
11(21)

12(22)


(23)

13(24-25)

14(26-27)
15(28)

16-17(29-30)


18(31)

19(32)
20(33-34)


21(35)

(36-37)


22-23(38-39)

24(40)


25(41-42)

26(43-44)

27-28(45-46)
(47)

29
(48)

(49)

(50-51)


(52)

(53)


(54)

(55)


30(56)

31(57)


32(58)
(59-60)
(61-62)
(63)
(64)

(65)


(66)

33-34(67-68)



Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения

Некоторые случаи согласования в числе сказуемых с подлежащим

Именительный и творительный падежи в сказуемом

Тире между подлежащим и сказуемым

Управление при словах, близких по значению.

Контрольная работа

Однородные члены предложения и пунктуация при них

Знаки препинания при однородных членах

Однородные и неоднородные определения

Проверочная работа

Обособление определений

Синонимика простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными

Приложение и их обособление

Обособление обстоятельств

Обособление дополнений

Пунктуация при вводных и вставных конструкциях

Пунктуация при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи

Порядок слов в предложении

Итоговая контрольная работа

Публицистический стиль — 9 ч.

Особенности публицистического стиля

Особенности публицистического стиля и используемые в нем средства эмоциональной выразительности

Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк

Устное выступление. Доклад. Дискуссия

Дискуссия на тему: «Патриотизм: знак вопроса»

Изложение публицистического стиля с элементами сочинения и работа над ошибками

Художественный стиль — 7 ч.

Общая характеристика художественного стиля

Виды тропов и стилистических фигур

Урок-практикум. Анализ лирического произведения. Сочинение на тему: «Мое восприятие и истолкование стихотворения А. Вознесенского «Живите не в пространстве, а во времени..»

Изложение по тексту художественного стиля

Сложное предложение — 14 ч.

Повторение. Виды сложных предложений

Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении (ССП)

Пунктуация в сложносочиненном предложении

Пунктуация в предложениях с союзом и

Проверочная работа нее анализ

Основные группы сложноподчиненных предложений (СПП)

СПП с придаточными изъяснительными

СПП с придаточными определительными

СПП с придаточными обстоятельственными

Знаки препинания в СПП с одним придаточным.

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными

Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем, и СПП

Контрольный диктант и его анализ



Разговорный стиль речи — 2 ч.

Урок-семинар. Разговорный стиль речи



Повторение — 6 ч.

Систематизация знаний, умений по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия»

Повторение. Морфология и орфография

Повторение. Словообразование и орфография

Повторение. Словообразование и орфография

Итоговая контрольная работа




Урок 1 (1-2)1

Интонация и ее роль в предложении.

Знаки препинания в конце предложений

Цель урока:

Обобщить знание учащихся об интонации и ее роли в предложении; закрепить навыки правописания приставок.


Ход урока

I. Организационный момент
II. Объяснительный диктант

Правописание приставок.


Небезызвестный талант, неискушенный читатель, претворить идею в жизнь, беспрецедентная цельность натуры, приверженность необычным поступкам, прибывать к станции, небеспристрастный взгляд мастера слова, несбыточные планы, преломление лучей, преклонить колени, прикоснуться к святыне, призреть сироту, пренебрегать мнением, преступить закон, приклонить веточку, приручить птицу, претензии к оппоненту.
— Выделите приставки в данных словосочетаниях.

— От чего зависит выбор гласных в приставках пре-, при-?


III. Повторение теоретического материала по теме урока Беседа.

Что такое интонация? (Звуковое средство языка, оформляющее высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность звучания.)

— Перечислите виды интонации, (Повествовательная, вопросительная; интонация, выражающая особые чувства говорящего: боль, гнев, радость и так далее.)

— Как интонация влияет на пунктуационное оформление текста? (Организует ритмомелодику предложений и выражает конкретную семантику.)

— Можно ли с помощью пунктуации передать все виды русской интонации? (Нельзя.)

— Какие функции выполняют знаки препинания? (Являются важным средством оформления письменной речи, так как при их помощи происходит смысловое членение речи, выполняют две основные функции: разделительную и выделительную.)

— Почему пунктуация, в отличие от орфографии, носит интернациональный характер? (Пунктуация в меньшей степени, чем орфография, зависит от фонетической и морфологической стороны каждого языка, поэтому носит интернациональный характер.)

— Могут ли знаки препинания являться многофункциональными (т. е. могут быть как разделительными, так и выделительными)? (Да, могут: запятая, тире, двоеточие.)

— Сколько знаков препинания вы знаете в современном русском языке? Перечислите их. (Точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, двоеточие, точка с запятой, запятая, тире, двойное тире, скобки, кавычки.)

— Какие знаки могут ставиться в конце предложения? (Точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие.)

— Какую функцию выполняют знаки препинания в конце предложения? (Отделительную.)

— Перечислите, где употребляются разделительные знаки? (Разделяют части сложного предложения и однородные члены предложения.)


IV. Анализ предложений

1. Теплый ветерок гуляет по траве, гнет деревья и поднимает пыль. Сейчас брызнет майский дождь и начнется настоящая гроза. (А. Чехов.)

(Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения. Первое предложение простое, осложнено однородными членами предложения. Второе предложение сложносочиненное с союзом и. Занятая перед союзом и не ставится, так как есть общий второстепенный член (сейчас)).


2. Поздно. Ветер стал холодный. Темно в долине. Роща спит над отуманенной рекой. Луна сокрылась за горою. (А. Пушкин.)

(Точка ставится после коротких простых предложений, рисующих единую картину, для придания повествованию большей выразительности.)


3. В ней сердце долго не страдало, иль скоро слез прошла пора? (А. Пушкин.)

(Вопросительный знак ставится в конце сложносочиненного предложения, так как последняя часть, входящая в его состав, заключает в себе вопрос.)


Вы знаете, что такое сестры милосердия? (Н. Островский.)

(Вопросительный знак ставится в конце сложносочиненного предложения, если вопрос содержится и в главной, и в придаточной частях предложений или только в главной либо придаточной.)


Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело?

(Вопрос, содержащийся в придаточной части.)


А у нас одна песня: что почем? (И. Бунин.)

(В бессоюзном сложном предложении вопросительный знак ставится, если вопросительной частью являются обе части или только последняя.)


4. Как холодно, как росисто и как хорошо жить на свете! (И. Бунин.) Какая необыкновенная была эта девушка на грузовике! (К. Федин.)

(Предложения, начинающиеся со слов как, что, что за, какой, обычно являются восклицательными.)


5. Так вот, чем питалась та одинокая душа, что навсегда затворилась от мира в этой каморке и еще так недавно ушла из нее... Но, может быть, она, эта душа, и впрямь не совсем была безумна? (И. Бунин.)

(Многоточие ставится, когда высказывание не завершено, это размышления рассказчика. Далее комментируется каждый пунктуационный знак.)


Дубровский молчал... Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногой, оттолкнул секретаря... (А. Пушкин.)

(Многоточие указывает на неожиданный переход от одной мысли к другой.)


— Охарактеризуйте предложения по наличию грамматических основ.

— Обоснуйте постановку знаков препинания в конце предложения.

— Объясните другие знаки внутри предложения.
V. Выводы по анализу предложений

— Для чего нужна система знаков препинания? (Чтобы осмыслить сказанное и выразить чувство к тому, о чем говорят, т. е. пунктуация является средством, при помощи которого пишущий выражает определенные значения и оттенки, вкладываемые им в свое письменное высказывание, а читающий, видя пунктуационные знаки в письменном (напечатанном) тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки. Таким образом, любой знак препинания в тексте может считаться стилистически значимым и служить для обозначения фразовой интонации, ритмики и мелодии фразы.)

В сильном, гуманитарном классе можно дать, наряду со строгой регламентированностью употребления знаков препинания, факультативное и вариативное употребление знаков, что свидетельствует о возможности взаимозаменяемости и синонимичности знаков препинания.
VI. Упражнения на закрепление

Упр. 286 (Д. Э. Розенталь. Русский язык. 10—11 кл. — М.: Дрофа.)


VII. Итоги урока

— Что в теме урока было новым, незнакомым?


Домашнее задание

1. Упр. 227. Выполнить все задания к упражнению.

2. Повторить правописание суффиксов -н- и -нн- в прилагательных и причастиях.

3. Повторить тему «Главные члены предложения».


Дополнительный материал для учителя

1. Тире ставится в неполных предложениях при параллелизме конструкций (предложений или частей предложения).

Ее [литературы] красота — в истине, ее главное значение — в правде. (В. Короленко.) Во всех окнах — любопытные, на крышах — мальчишки. (А. Толстой.) Вместо хлеба — камень, вместо поучения — колотушка. (М. Салтыков-Щедрин.) Здесь — овраги, дальше — степи, еще дальше — пустыня, в другом конце — леса, болота, мох (А. Фадеев.) Теркин — дальше. Автор — вслед (А. Твардовский.) И над этим плугом — все мечтанья, и под этим плугом — вся земля, и душа — как в первый миг свиданья, и душа — как парус корабля. (А. Блок.) О, я хочу безумно жить, все сущее — увековечить, безличное — вочеловечить, несбывшееся — воплотить! (А. Блок.) Забора — нет. Ворот — нет. Границ — нет. Перед домиком — цветник, ограда, позади — усыпанный свежим песком квадратный дворик. (В. Катаев.) Молочный суп — на первое, блинчики с творогом — на второе.
2. Тире ставится в неполных предложениях особой структуры, основу которых образуют два существительных — в формах дательного и винительного падежей, без подлежащего и сказуемого, с четким интонационным делением на две части. (Лыжникам — хорошую базу. Массам — культуру. Молодежи — образование.) Обычно такие предложения используются в качестве лозунгов и газетных заголовков.
3. Тире ставится в расчлененных (двучленных) заголовках, представляющих собой неполные безглагольные предложения, в которых имеются слова со значением субъекта действия, объекта, обстоятельства, отвечающие на вопросы «кто — чему?», «кто — куда?», «что — куда?», «что — как?», «что — где?» и т. п. (Мастера искусств — молодежи. Туризм — для всех. Отряды — в путь. Герои — рядом. Заботы и радости — пополам. Новые книги — нарасхват.)
4. Тире ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы и в месте пропуска делается пауза.

Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я — довольно плохо. (Л. Толстой.) За окном вагона плыла кочковатая равнина, бежали кустарники, дальние — медленно, ближние — вперегонку. (А. Толстой.) Голоса офицеров с каждой минутой становились громче, слова — резче, аргументы — непримиримее (С. Голубов.) Мир освещается солнцем, а человек — знанием. (Пословица.) Подберите еще несколько примеров, каких — не имеет значения. У него в глазах — как бы поскорее отделаться от меня. Теперь я понимаю, чем он всех привлекает, — непреклонностью. Мы взялись за дело весело, они — даже с энтузиазмом. Трудно было установить, кто из них был прав, кто — виноват. (Сравните без вспомогательного глагола: Трудно было установить, кто прав, кто виноват.) Одни голосовали за предложенную резолюцию, другие, наоборот, — против. (Сравните: Одни голосовали за, другие против.) Идти дальше через трясину было опасно, оставаться — тоже. Такую температуру могут выдержать только сплавы стали, а из легких металлов — только сплавы титана. Предстояли большие строительные работы, а главное — сооружение водопровода. Вы здесь уже давно, а я — только несколько дней. Одни работают, понимая свое дело как общее для всех, другие — стараясь извлечь выгоду только для себя. Пассажиры ... рассовывали чемоданы, сумки, свертки, переносили подушки, кто — чтобы лечь головой от окна, кто чтобы головой к окну. (В. Розов.) Карманы были двойные: внутренний — из полотна, внешний — из серого коленкора. Один атом натрия замещает один атом водорода, один атом цинка — два атома водорода, а один атом алюминия — три атома водорода.


При отсутствии паузы в месте пропуска члена предложения тире не ставится:

Егорушка долго оглядывал его, а он Егорушку. (А. Чехов.) Из нашей батареи только Соленый пойдет на барже, мы же со строевой частью. (А. Чехов.) Алеша смотрел на них, а они на него. (Ф. Достоевский.) У вора один грех, а у нас с хозяином десять. (Н. Островский.) ...Ты делаешь вещи долгие, а я короткие. (Л. Леонов.)


5. Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена и даже без пропуска:

Они смотрели друг на друга: Райский — с холодным любопытством, она — с дерзким торжеством. (И. Гончаров.) В жизни каждого была такая девушка. Один встретил свою в лаборатории, другой — в радиорубке, третий — в геологической партии, четвертый — в море, пятый — в небе, на скрещении воздушных дорог. (В. Горбатов.) В зале говорили свидетели — торопливо, обесцвеченными голосами, судьи — неохотно и безучастно. (М. Горький.)


Интонационное тире

1. Тире ставится для указания места распадения простого предложения на словесные группы, чтобы подчеркнуть или уточнить смысловые отношения между членами предложения, когда другими знаками препинания или порядком слов нужный смысл не может быть выражен.



Сравните: Ходить — долго не мог (т. е. лишен был возможности передвигаться в течение длительного периода, например, после тяжелой болезни). Ходить долго — не мог (т. е. не мог заниматься длительной ходьбой).

В случае нужды прошу (т. е. в случае нужды прошу обратиться ко мне). В случае нужды прошу (т. е. обращаюсь с просьбой, когда испытываю нужду).


Такое тире называется интонационным, оно может отделять любую часть предложения:

… Неостановимо, невосстановимо хлещет жизнь. Подставляйте миски и тарелки / Всякая тарелка будет — мелкой, миска — плоской. (М. Цветаева.) Пошли в клуб — почитать, поиграть в шашки, потанцевать.


Тире перед однородными обстоятельствами цели подчеркивает их связь со сказуемым. (Ср. также: Беру бинокль — наблюдать).

Все любили его — за присущее ему упорство, силу воли, за полнокровность всего его существа. К станции приближались пешеходы — с узлами, мешками, чемоданами.


Однородные члены предложения относятся к сказуемому и имеют значение дополнения, а при отсутствии тире могли бы быть восприняты как несогласованные определения к подлежащему:

Я — что, это вы крупный специалист. (Ср.: Он что — не согласен на отъезд?)


2. Интонационный характер имеет также тире, которое ставится между членами предложения для выражения неожиданности или для обозначения логического ударения:

И щуку бросили — в реку. (И. Крылов.) Через несколько минут загремели цепи, двери отворились, и вошел — Швабрин. (А. Пушкин.)


Соединительное тире

1. Тире ставится между двумя или несколькими словами для обозначения пределов («от ... до»):

а) пространственных: Беспосадочный перелет Москва — Хабаровск. Через эту станицу можно было выйти к большому пути Уральск — Лбищенск — Сахарная — Гурьев (Д. Фурманов.);

б) временных: Крестовые походы ХI—ХIII веков. Репертуар театра на январь март;

в) количественных: Рукопись объемом десять — двенадцать авторских листов (то же цифрами: 10—12). Груз массой 300—350 тонн. 5—7-краткое превосходство.
Примечание. Если между двумя рядом стоящими числительными можно по смыслу вставить не слова от ...до, а слово или, то они соединяются дефисом:

Пробудет в командировке пять-шесть дней. (Но при цифровом обозначении ставится тире: ... 5—6 дней.)


2. Тире ставится между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т. п.:

Физический закон Бойля — Мариотта; Матч Карпов — Каспаров; Матч «Спартак» — «Торпедо».


3. Тире ставится между отдельными словами для показа внутренней связи между ними:

Завершился конгресс Международного союза архитекторов, проходивший под девизом «Архитектура — человек — окружающая среда».


Наблюдения над употреблением знаков препинания в художественном тексте, анализ пунктуационной системы того или иного автора помогают не только глубже проникнуть в смысловую ткань текста, но и определить эстетические взгляды писателя. Известно, что почти у каждого человека, будь то известный писатель или сегодняшний школьник, существует своя излюбленная манера строить текст, подбирать лингвистические конструкции, оформлять высказывание с помощью определенного набора и взаиморасположения знаков препинания. На этом частично строится выявление индивидуально-авторских особенностей того или иного мастера. Наблюдать за тем, как работал мастер слова, не только очень интересно, но и практически полезно, так как учит читателя вдумчивой работе над словом, в которой нет и не может быть мелочей. Стоит обратиться к творчеству поэтов Серебряного века, чтобы восхититься той свободой, с которой они владели знаками препинания, почувствовать, как расширяли они границы написанного, статичного слова, придавая ему полетность, необычайную полноту, емкость и весомость. Как заставляли они слова лукаво прятать себя, свой первоначальный, привычный и знакомый всем смысл и наполняться свежестью, яркостью, даря ему новую жизнь и привлекательность. Как умели они в безмолвном, начертанном слове посредством все тех же знаков препинания пробудить звук, жизнь. Чтобы побудить школьников к серьезной и самостоятельной, а главное — эффективной работе над освоением пунктуационных правил, можно предложить им окунуться в творческий мир любимой многими поколениям и читателей Марины Ивановны Цветаевой.

Индивидуально-авторская пунктуация в произведениях М. Цветаевой — это явление довольно сложное, многообразное и неоднородное. Для ранней Цветаевой характерны непосредственность, лиричность, плавность, что находит свое отражение в пунктуации; такую пунктуацию можно назвать «спокойной»: как правило, в ранних произведениях мы не встретим отступлений от нормы. Нерегламентированные знаки препинания употребляются крайне редко, наиболее часто используется запятая. Для Цветаевой — зрелого мастера характерны упругость, напряженность стиха, стих как бы рвется наружу, отражал состояние внутреннего мира, смятение автора. И пунктуация становится другой.

У Цветаевой свое восприятие, понимание знаков препинания, свое отношение к ним: «Что такое кавычки? Знак своей непричастности — данному слову или соединению слов. Подчеркнутая чуждость их общепринятому толкованию. Знак своего превосходства над попросту, без кавычек, их произносящим. Кавычки — ирония. То же самое, «так называемая жалость». «Так называемая» — мною не так называемая, мною так не называемая, мною называемая — слабость (либо глупость).

… Стихи эти я читаю наоборот: без кавычек, и вовсе никакого за правдою их трафарета не чувствую. Перечтите их без кавычек сами — и увидите человеческое сердце, вечное. Простая болевая правда их! уничтожает трафарет, слова эти здесь — звучат заново, совершенно без кавычек. (Как я хотела бы, чтобы они так были написаны, и до чего они так внутри написаны!)» (Из письма А. Штейгеру.)

Стилистически значимым может быть любой знак препинания, но только в условиях контекста. По мнению исследователей, у Цветаевой наиболее активным и многофункциональным является тире. Тире у Цветаевой может быть ритмомелодическим; тире может использоваться для выражения жестких пауз, чеканности слога и т. д.

Сравните:


Зверю берлога,

Страннику — дорога,

Мертвому — дроги,

Каждому свое.

Женщине — лукавить.

Царю — править,

Мне — славить

Имя твое.

(Стихи к Блоку.)
Как уже говорилось выше, Цветаева часто употребляет тире для создания антитезы.

Среди функционально-стилистического к семантического многообразия употребления тире необходимо выделить тире эмфатическое:


Мало — тебе дня,

Солнечного огня!

(Бессонница.)
Эмфатическое тире используется Цветаевой вместо наиболее типичного, привычного, нормативного дефиса:
По аллее вздохов —

Поволокой к столбу —

Телеграфное: лю-ю-блю...

(Провода.)


Наконец, на стыке морфем тире может выполнять только ритмическую, точнее, ритмико-мелодическую функцию:
Для беглеца

Мне сад пошли:

Без ни — лица,

Без ни — души!

(Сад.)
Мастерство автора, индивидуальность в восприятии и передаче звучания и смысла стиха, блестящее умение соединять смысл и звук, определить и подсказать тональность произведения — вот что характерно для Цветаевой-поэта, Цветаевой-лирика, Цветаевой-драматурга. Знаки препинания у Цветаевой значимы, они в соединении с иными изобразительно-выразительными средствами и создают тот неповторимый колорит, то неповторимое звучание, которое и притягивает читателей к стихотворениям М. Цветаевой.

В школьной практике прочно бытует термин «пунктограмма». Должно быть, он удобен, когда речь идет об изучении правил пунктуации и выработке пунктуационных навыков, т. е. когда производится грамматический анализ предложения.

В тексте знак препинания перестает быть пунктограммой, он вовлечен в систему изобразительно-выразительных средств, определяя звучание текста. И чтобы текст звучал правильно, пунктуационный анализ должен стать неотъемлемой частью лингвостилистического анализа.

Задание. Проанализируйте стихотворение М. Цветаевой «Тоска по родине! Давно...». Выделите индивидуально-авторские знаки препинания. Какова их роль в тексте? Как знаки препинания влияют на смысл и экспрессивное восприятие текста? Какие душевные переживания автор отражает в этом стихотворении и какими языковыми средствами это представлено? (Звукопись, лексика, синтаксис, пунктуация.)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка