Понятия и вещи




Скачати 77.58 Kb.
Дата конвертації24.04.2016
Розмір77.58 Kb.
Рогинская О.О., к.ф.н.
Театр как система: понятия и вещи

46 акад. часов

Краткое содержание: Курс «Театр как система: понятия и вещи» имеет трехчастную структуру («История театра», «Теория театра», «Театр и современность») и в целом посвящен сценической практике и бытованию театра в предшествующие эпохи и в современной социокультурной ситуации.

Курс ставит перед слушателями несколько важных проблем. Во-первых, это проблема театрального языка, границ и условий театрального высказывания. Во-вторых, обсуждается проблема театральной традиции, ее становления, распространения, передачи и трансформации. Совокупность различных традиций в их развитии и составляет сюжет общей истории театра. Современный театральный процесс в трансформированном виде шифрует и аккумулирует традиции прошлого. Одновременно в центре внимания оказывается синхронное существование и диалог различных театральных традиций и школ в современном культурном пространстве. Специальное внимание уделяется разным метаязыкам театра (автометаописательные актерские и режиссерские концепции, институт театральной критики, высказывание о театре в рамках литературной теории драмы).

Структура курса обеспечивает возможность познакомиться с основными театральными понятиями, реалиями и персоналиями вне зависимости от того, берется ли за основу историческое развитие театра (в рамках первой части курса), теоретические основания театрального искусства (в рамках второй части курса) или характеристика современной театральной ситуации (в рамках третьей части курса).

В рамках курса предполагается проведение семинаров, посвященных обсуждению спектаклей из репертуара московских театров или гастрольной программы российских и европейских театров в Москве. В посещении спектакля студентам будет оказана информационная и организационная поддержка организаторов курса.

Во втором модуле 2008-2009 учебного года в течение 46 акад. часов будет прочитана третья часть курса, посвященная современному театральному процессу.

Часть 1. История театра.

Определение театра. Границы и основные понятия. Специфика театрального искусства и проблемы ее изучения. Основные вехи развития театрального искусства. Театр и обряд. Античный театр. Площадной театр. Средневековые мистерии. Становление профессионального театра. Эпоха дорежиссерского театра: основные этапы развития. Театральный переворот в театре XX века: рождение режиссерского театра.



Античный театр. Пратеатральные игровые формы и их культовое происхождение. Театр и обряд. Значение религии Диониса в становлении древнегреческого театра. Дионисийское и аполлоническое. Первые драматические представления в Греции. Организация театральных представлений. Устройство театра. Актеры и хор, их маски и костюмы. Трагедия и комедия. Возникновение теории драмы в Древней Греции. Римский театр. Импровизированная комедия ателлана. Возникновение и эволюция паллиаты. Комедия тоги. Театр императорской эпохи. "Греко-римский" тип театрального здания. Зрелища цирка и амфитеатра. Бродячие труппы мимов.

Средневековый театр. Театр и церковь. Формы церковного театра (литургическая драма, полулитургическая драма, миракль). Мистерии. Светские формы средневекового театра (моралите, соти, фарс). Проблема гротеска в средневековой театральной культуре.

Театр эпохи Возрождения и Нового времени. Становление профессионального театра. Комедия дель арте. Испанский театр: Возникновение и эволюция стиля барокко в испанском театре. Лопе де Вега. Кальдерон. Английский театр: Возникновение гуманистической драмы. Основные драматические жанры. Типы театров, устройство сцены и постановочная техника. Стиль актерского искусства и его эволюция. Кристофер Марло. Уильям Шекспир.Театр во Франции: Бургундский отель XVI - начала XVII вв. Стиль актерской игры и декорационное искусство. Становление классицистского театра. Пьер Корнель, Жан Расин, Жан-Батист Мольер.

Театр эпохи Просвещения. Эволюция французского классицистского театра в XVIII в.: Вольтер. Дени Дидро и жанр "мещанской драмы". Дидро об актерском искусстве ("Парадокс об актере"). Жан-Жак Руссо и театр. Бомарше. Театр и Великая Французская революция. Английский театр XVIII в.: Слезная комедия и мещанская драма. Сатирическая комедия 1720-30-х гг. Шеридан. Дэвид Гаррик. Особенности интерпретации Гарриком шекспировских ролей. Итальянский театр: Реформа комедии Карло Гольдони. Театральные сказки Карло Гоцци. Итальянский оперный театр. Немецкий театр XVIII в.: Готхольд Эфроим Лессинг. Гете в Веймарском театре. Специфика "веймарского классицизма". Фридрих Шиллер. Возникновение профессионального театра в России. Первые русские актеры. Специфика сценического классицизма в России.

Театр первой половины 19 века. Романтический театр: Принцип романтической иронии и разрушение сценической иллюзии. Феномен романтической мистериальной драмы. Специфика актерского искусства в романтическом театре.

Мелодрама и водевиль. Бульварные театры и особенности их деятельности.

Становление русского романтического театра. Творчество П.С. Мочалова. Творчество В.А. Каратыгина. Русская романтическая драма. Драматургия и театрально-эстетические идеи Н.В. Гоголя. Творчество М.С. Щепкина.

Театр второй половины 19-начала 20 века. Рихард Вагнер: Специфика вагнеровской музыкальной драмы. Принципы "искусства будущего". Вагнеровская идея синтеза искусств. Проблема мифа в творчестве Вагнера. Вагнер и Ницше. Режиссерско-постановочная деятельность Вагнера в Байрейтском театре.

Поэтика "новой драмы" и предпосылки возникновения режиссерского театра. Генрик Ибсен как основоположник "новой драмы". Символ и миф в драматургической поэтике Ибсена. "Авторская режиссура" в драматургии Ибсена.

Становление натуралистического театра во Франции. Эмиль Золя. "Свободный театр" Андре Антуана. Режиссер как автор целостного сценического произведения.

Эстетика символистского театра. Поэтика символистской драмы. Морис Метерлинк.

Неоромантизм в европейском театре конца XIX в. Эдмон Ростан. Комеди Франсэз во второй половине XIX в. Творчество Сары Бернар.

«Натурализм» Августа Стринберга. Создание Интимного театра.

Режиссерская деятельность Макса Рейнгардта. Импрессионизм в драматургии и театре. Драматургия Гуго фон Гофмансталя. Сотрудничество Гофмансталя и Рейнгардта.

Веризм в итальянском театре. Символизм и неоромантизм в итальянском театре. Габриэле Д'Аннунцио.

"Викторианский театр" в Англии. Драматургия Оскара Уайльда. Эдвард Гордон Крэг.

Русский театр второй половины XIX -- начала ХХ вв. Эволюция драмы от Островского к Чехову. Открытие МХТ. Режиссерская деятельность К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Чеховские спектакли МХТ. Стиль раннего МХТ. Режиссерская деятельность Вс. Э. Мейерхольда: поиски в области символистского театра, концепция "условного театра", традиционализм и принципы стилизации. Театрально-эстетические концепции русских символистов (Вяч. Иванов, Андрей Белый). Поэтический театр А. Блока. Н.Евреинов как «русский Арто». Режиссерская деятельность Е.Б. Вахтангова. Камерный театр А.Я. Таирова. Система Михаила Чехова.



Характеристика основных театральных направлений XX века. Экспрессионистский театр в Германии. Поэтика экспрессионистской драмы. Политический театр Германии 1920-х гг. Бертольт Брехт и концепция "эпического театра". Театр итальянских футуристов. Луиджи Пиранделло. Французская интеллектуальная драма (Жан Жироду, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю). "Театр жестокости" Антонена Арто. Американский театр ХХ века. Драматургия Юджина О'Нила, Теннеси Уильямса, Эдварда Олби. Послевоенный западный театр. Режиссерская деятельность Питера Брука. «Театр бедный» Ежи Гротовского. Трансавангард 60-х -- 70-х гг.

Феномен советского театра. Театр как политическая трибуна. Театр в ситуации «железного занавеса». «Современник» как лицо театра 1960-х. Театр на Таганке Юрия Любимова как лицо театра 1970-х. Анатолий Эфрос. Феномен театра-студии и поэтика самодеятельного театра. Марк Захаров и язык театрального шоу. Театр Г.Товстоногова. Диктат вербальности в советском театре.

Краткая характеристика современной театральной ситуации.

Часть 2. Теория театра

Понятие театра. Игра: play и game. Театр как «сиюминутное» искусство. Категория присутствия в театральном искусстве. Понятия пафоса и катарсиса как театральные категории. Катастрофа. Трагическое и комическое. Молчание и умолчание в пространстве сцены.

Маска и роль как метафоры. «Театральные метафоры» в философском и обыденном языках.

Театр как структура. Театральное пространство: проблема рамок и границ. Типы театральных площадок. Сцена и ее разновидности. Основные компоненты и внутренние механизмы спектакля. Отношения сцена-зал. Драматургический текст как «текст в ожидании». Участники театрального действия, их функции и принципы их взаимодействия: драматург, актер, режиссер, зритель. Театр как пространство коммуникации. Коммуникация внутренняя и внешняя. Соотношение текстового, драматического, сценического и игрового пространств в спектакле.

Актер.


Режиссер.

Рождение спектакля. Понятие репетиции. Репетиция как процесс. Статус репетиции в театральном процессе. Премьера и последний спектакль.

Драма и театр. Драма как вид текста. Драматический диалог. Слово в театре. Словесная составляющая спектакля. Театральное слово в его отличии от разговорного языка и литературно-книжного. Механизмы драматизации повествовательного текста. Проблема постановки (staging) повествовательных произведений.

Театр драматический и театр музыкальный. Театральные жанры.

Антропология и социология театра. Театр как среда (environment). «Театр начинается с вешалки»: проблема организации театрального пространства. Закономерности театральной моды и факторы, обуславливающие ее возникновение и смену. Репертуар театра: условия формирования. Изменение состава зрительской аудитории и его закономерности.

Часть III. Театр и современность

Русский театр 1990х-2000х гг. Общая характеристика. «Не меньше чем театр» (М.Давыдова). Включение русского театра в международный контекст. Расцвет театрального трэша. (Воз)рождение русской антрепризы. «Новая русская драма». Конец театральной эпохи.

Традиции русского театра за пределами российского театрального пространства. Система Станиславского в современном зарубежном театре. Сохранение русской и советской театральной традиций в современном российском театре. Малый театр и МХАТ как хранители старых традиций.

Статус классики в современном театре. Театр как искусство интерпретации классического текста. Шекспир, Чехов и др. на современной российской сцене (Лев Додин, Э.Някрошюс, Кама Гинкас, Петр Фоменко и его школа (С.Женовач, Е.Каменькович и др.), Кирилл Серебренников, Дмитрий Черняков и др.).

Я-высказывание в современном театре. Евгений Гришковец и школа «нового сентиментализма».

Контркультурная эстетика «новой русской драмы».

Документальный театр как направление европейского и русского театра. Техника Verbatim. ТЕАТР.DOC. Сценический вербатим (Случай Алвиса Херманиса).

Социальное и политическое высказывание в современном театре. Существует ли в России политический театр?

Маски и куклы в современном театре. Театр кукол Резо Габриадзе.

Театр и клоунада.

Physical theatre и театр предметов. «Говорящие» тела и «живые» вещи. Пластика и арт-объекты как основа спектакля.

Театр нетеатрального пространства. Направление site specifically. Театр и уличные представления. Перфомансы.

Театр и медиа.
Краткий список литературы
Давыдова М. Конец театральной эпохи. - М.: О.Г.И., 2005

История западноевропейского театра. В 8-ми тт. М., 1956-1988. История русского драматического театра: от его истоков до конца XX века. М.: «ГИТИС», 2004. История русского драматического театра. В 7-ми тт. М., 1977-1987.

Пави П. Словарь театра / Пер. с франц. Под ред К.Разлогова. М.: «Прогресс», 1991.

Русский драматический театр. М.: «Большая российская энциклопедия», 2001.

Спектакли двадцатого века. М.: "ГИТИС", 2004.
Арто А. Театр и его двойник. Театр Серафима / Пер. с франц., ком. С.А.Исаева. М.: Мартис, 1993. Брехт Б. Об экспериментальном театре. "Малый органон" для театра. // Брехт Б. Собр. соч. в 5-ти т. Т. 5/2. М., 1965.

Евреинов Н.Н. Театр как таковой. Одесса: «Негоциант», 2003.

Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: «Искусство», 1985.

Bateson G. A Theory of Play and Fantasy // Bateson G. Steps to an Ecology of Mind. London: Intertext, 1972.



Burns E. Theatricality: A Study of Convention in the Theatre and in Social Life. London: Longman, 1972.

Elam K. The Semiotics of Theatre and Drama. London & New York: Routledge, 2002.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка