Понятие и общая характеристика 2



Сторінка1/26
Дата конвертації13.04.2016
Розмір2.54 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
УПРАВЛЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ

СИСТЕМАМИ

СОДЕРЖАНИЕ


Глава 1. Образовательная система: понятие и общая характеристика 2

1.1 Понятие системы и системный подход в образовании 2

1.2 Общая характеристика образовательной системы 4

1.3 Педагогический процесс как целостная динамическая система 6

Глава 2. Система образования в России 8

2.1 Понятие и структура системы образования 8

2.2 Государственно-общественный характер управления системами образования 10

2.3 Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами 10

3.1 Управление образованием: развитие теории и характеристика понятия 11

3.2 Научные подходы к управлению образованием 12

3.3 Общие принципы управления образованием и педагогический менеджмент 15

Главы 4. Школа как педагогическая система 16

Глава 5. Характеристика моделей ОУ 17

Глава 6. Основное содержание практической управленческой деятельности 29

6.1 Информационно-аналитическое обеспечение управлением образования 29

6.2 Мотивационно-целевое управление 29

6.3 Прогнозирование и планирование развития системы образования 31

6.4 Формирование организационных структур управления образованием 31

6.5 Контрольно-диагностическая деятельность управлением образования 32

Глава 7. Управление качеством образования 33

7.1 О критериях качества образования 33

7.2 Основные функции управления в области качества образования 34

7.3 Организационный механизм управления качеством образования 36

Глава 8. Научно-методическое обеспечение образовательной системы школы 39

8.1 Характеристика адаптивной системы управления научно-методической службой 39

8.2 Формы и содержание методической работы 41

Глава 9. Инновационные процессы в образовании и современная школа 43

9.1 Инновации в образовании: понятие, сущность, характеристика и классификация 43

9.2 Педагогический эксперимент и инновационная деятельность 45

9.3 Особенности управления инновационным процессом 47

Глава 10. Особенности деловой коммуникации в управлении школьным коллективом 49

10.1 Управление персоналом: общая характеристика вопроса 49

10.2 Особенности школьного коллектива 50

10.3 Деловая коммуникация в управлении школьным коллективом 51

Приложение 1 55

Устав общеобразовательного учреждения 55

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПОЛУЧЕНИИ 62

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63

Закон об образовании 63

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65

Приложение 4 66

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ 69

ОБЯЗАНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА- КОНСУЛЬТАНТА 70

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА 70





Глава 1. Образовательная система: понятие и общая характеристика



Вопросы:

1. Понятие системы и системный подход в образовании.

2. Общая характеристика образовательной системы.

3. Педагогический процесс как целостная динамическая система.



1.1 Понятие системы и системный подход в образовании

Понятия «система» и «системный подход» являются одними из наиболее часто используемых терминов в научном лексиконе. Системный подход или системный анализ в изучении явлений окружающего мира был разработан учеными еще в начале XX века. Как отмечает К.С. Гаджиев, изначально он был сформулирован и использовался исследователями из области естественных наук. Именно работа физиолога У. Кэннона «Мудрость тела» (1932) способствовала внедрению системного анализа в социальные науки. В ней было введено в научный оборот понятие «гомеостазис», означающее состояние равновесия в системе. Затем появились работы австрийского биолога-теоретика Л. Берталанфи, создавшего теорию открытых биологических систем существенно отличающихся от закрытых систем, изучаемых в физике. Л. Берталанфи выдвинул программу построения общей теории систем, задачами которой стало следующее: формулирование общих принципов и законов поведения систем независимо от их специального вида, природы составляющих их элементов и отношений между ними; установление точных и строгих законов в нефизических областях знания; создание основы для синтеза научного знания в результате выявления изоморфизма законов, относящихся к различным сферам реальности. Исследования по общей теории систем нашли отражение в трудах Р.Л. Акофа, А.И. Берга, Л. Берталанфи, К. Боулдинга, Н. Винера, У.Р. Эшби. Сравнительно недавно системный подход, разработанный в естественных науках, стал использоваться в социальных и гуманитарных отраслях знания.

Понятие «система» рассматривалось как тождественное понятию целого, состоящего из частей или элементов. В 50-х годах ХХ в. Д. Истон в своей книге «The Political System: An Inquiry info the State of Political Science». – N.Y., 1953 писал: «В самое последнее время понятие системы стало привлекать особое внимание, став основанием для определенной точки зрения на вещи: от рассмотрения мельчайшей клетки человеческого тела как системы до все более крупных и емких систем – самого человеческого существа как организма, человеческой личности, малых групп и крупных учреждений, обществ и совокупности обществ, таких как международная система».

В отечественной науке под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, имеющих новые свойства по отношению к ее элементам. Например, Ильина Т.А. в книге «Системно-структурный подход к организации обучения» дает следующее определение: «Система – выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление». Каждый элемент системы может иметь собственное функциональное значение и на основе этого взаимодействовать с другими ее элементами. Способ связи элементов называют структурой и в связи с этим нередко для исследования особенностей деятельности системы используют структурно-функциональный подход.



Очень подробная характеристика системы приведена в работе В.П. Симонова «Педагогический менеджмент», изданной в 1999 году. Он выделяет следующие виды систем:

  • естественные (подчиняются объективным законам природы) и искусственные (подчиняются законам, правилам, принципам, установленным человеком);

  • закрытые и открытые (обмениваются энергией, информацией с окружающей средой);

  • абстрактные и конкретные (хотя бы два их элемента - объекты);

  • статические (неизменность свойств во времени) и динамические (изменение свойств во времени);

  • без ведущего органа и централизованные;

  • биологические, технические и социальные;

  • простые (моноструктурные) и сложные (полиструктурные);

  • суммативные (упорядоченность, последовательность чего-либо) и деятельностные (взаимодействие как минимум двух компонентов).

В назначении систем В.П. Симонов выделяет такие позиции как цель и целесообразный характер (то, к чему стремится); решаемые задачи и функции (что преодолевает, устраняет и для чего предназначена); функционирование, развитие и саморазвитие (как должна действовать и изменяться). Любая система имеет структуру и свойства, ее характеризующие. В.П. Симонов определяет следующую структуру системы: объекты (субъекты) – части или компоненты; атрибуты (свойства составляющих ее объектов); отношения или взаимодействия (объединяют систему в целое); наличие уровней иерархии и иерархия уровней. Свойствами (качествами, основными характеристиками) систем являются:

  • целостность (суммативность плюс взаимообусловленность);

  • совместимость или несовместимость с другими системами;

  • стабильность (устойчивость обратной связи);

  • адаптация (приспособление к окружающей среде, реакция на окружающую среду и ее воздействие);

  • обучение, способность к самосовершенствованию.

В качестве законов существования и эволюции систем В.П. Симонов выделяет:

  • Закон достижения цели системой как фактор ее перехода в иное состояние или преобразования в другую (новую) систему.

  • Закон отрицания революции как фактора развития и существования системы вообще, так как революция, как минимум, нарушает ее стабильность, как максимум, разрушает систему.

  • Закон эволюционного толчка (или периодического встряхивания) является условием эффективного и ускоренного развития системы.

  • Закон доминирования асимметрии в системе как условие ее стабильности и выживания в неблагоприятных условиях до перехода в иную пространственно – временную направленность.

  • Закон критической массы органа управления. Система функционирует эффективно и целесообразно до тех пор, пока масса органа управления на два порядка меньше массы управляемой системы.

Системный подход отражает всеобщую связь и взаимозависимость явлений и процессов окружающей среды. Его сущность заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи и движении. Системный подход позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему компонентов. Предметный, функциональный и исторический аспекты системного подхода способствуют реализации в единстве таких принципов как конкретность, историзм и учет всесторонних связей.

Таким образом, весь окружающий мир можно рассматривать как явление системы. Также как пространство, время, движение, системность представляет собой всеобщее и неотъемлемое свойство материи. Исходя из того, что образование как социокультурный феномен, является частью социальной системы, то в его отношении вполне обоснованно можно использовать системный подход. Рассмотрение такого многомерного феномена как образование с позиций системного подхода имеет большие эвристические возможности. Он позволяет определить образование как систему, его структуру и особенности, принципы и законы развития. Кроме этого, системный подход дает возможность прогнозировать поведение образовательной системы в определенных социокультурных условиях, проектировать и реализовывать различные модели управления ею.

Один из известных представителей российской педагогической науки В.А. Сластенин отмечает, что системный подход в образовании ориентирует на выделение в педагогической системе и развивающейся личности интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений; на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным. Кроме того, системный подход позволяет выявить вклад отдельных компонентов в развитие личности как системного целого. Системный подход также предполагает реализацию в образовательном процессе принципа единства педагогической теории и практики.

С точки зрения В.П. Симонова при использовании системного подхода в образовании принципиально важно разграничивать суммативную, проявляющуюся в целостной и последовательной связи всех элементов, и деятельностную системы, так как в образовательном процессе они присутствуют обе. Неспособность различать их друг от друга ведет к неэффективному решению целей и задач педагогического менеджмента в учебно-воспитательных учреждениях.

Надо отметить, что для современных педагогических исследований характерно использование системного подхода в образовании с позиций синергетики. Термин «синергетика» имеет греческое происхождение и означает «содействие или сотрудничество». Синергетика представляет собой междисциплинарное направление научных исследований, появившееся в начале 70-х годов и ставящее в качестве своей главной цели изучение общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах различной природы: физических, биологических, технических и социальных. В совместном действии или когерентном поведении компонентов внутри систем и взаимодействии систем заключается та особенность, которая характеризует процессы самоорганизации.

Способность систем к самоорганизации и саморазвитию приобретает особое значение в образовании. С позиций синергетического принципа в воспитании и обучении ребенка знания и личный опыт могут формироваться не только с целенаправленной подачи педагога, но и спонтанно, субъективно и непредсказуемо, благодаря процессам открытия их самим учеником при поддержке педагога. Просчитать «с точностью до секунды» результат педагогической деятельности невозможно, так как для педагогической системы, как любой разновидности социальной, характерны нелинейные и многочисленные связи. Рассматривая образовательную систему, как систему открытого типа, способную к самоорганизации, необходимо учитывать относительность результата и избегать односторонности в выборе содержания, форм и методов организации педагогического процесса, и самое главное, в принятии управленческих решений. Использование же системного подхода как методологической основы управления образовательной системой способствует более эффективному и качественному функционированию образовательного процесса.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка