Положение о системе текущего контроля за успеваемостью учащихся, оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной аттестации обучающихся начальных классов



Скачати 401.4 Kb.
Дата конвертації14.04.2016
Розмір401.4 Kb.
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:

на педагогическом Директор МОУ Ягодновской СОШ

совете _____________ В.Н.Мелешенко

МОУ Ягодновской СОШ

Протокол № _____

от «__» _______ 20__ г.



ПОЛОЖЕНИЕ

о системе текущего контроля за успеваемостью учащихся, оценок, формах, порядке и периодичности промежуточной аттестации обучающихся начальных классов.

1. Общие положения.

1.1. В целях повышения ответственности каждого учителя за результаты своего труда, за степень освоения обучающимися государственного образовательного стандарта, определенного образовательной программой в рамках учебного года или курса в целом, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Устава школы учителем проводится систематическая проверка знаний, умений, навыков и способов деятельности учащихся в период усвоения учебного материала, а также на этапе промежуточной аттестации.

1.2. Основная цель системы оценки учебных достижений учащихся — дать учащимся адекватную информацию об их учебных достижениях, стимулировать у учащихся активность в обучении, а также обеспечить эффективность комплексной оценки их учебных достижений и способности самостоятельно использовать эту совокупность качеств. Настоящее положение устанавливает правила проведения текущего и итогового контроля и оценивания уровня учебных достижений учащихся школы.

1.3. Принципы оценивания знаний учащихся:

- разнообразие форм и видов контроля знаний, умений, навыков и способов деятельности в рамках одного предмета;

- эффективность использования контроля (не менее 1 отметки за 3 урока);

- использование единых общеклассных форм контроля (контрольная, тест, проверочная, диктант и т. п.) – не менее 30% всех видов контроля.

1.4. При изучении учебного материала каждым учащимся должны быть выполнены все виды заданий, предусмотренные учебной программой по данному предмету.

1.5.    Настоящее  положение устанавливает систему оценок, формы, порядок и
периодичность промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

1.6. Задача промежуточной и итоговой аттестации – определение уровня обученности и уровня успешности обучающихся, своевременная корректировка программ, форм, методов обучения в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ( далее – ФГОС ).



2. Порядок промежуточной и итоговой аттестации

2.1. Аттестационные материалы на базовом и повышенном уровнях для оценки метапредметных и предметных результатов (письменные контрольные задания, тесты, тематика рефератов, презентаций, перечень тем учебного курса для собеседования, сдача нормативов по физкультуре) и форма проведения промежуточной и итоговой аттестации разрабатываются и определяются педагогами начальных классов.

2.2. Материалы для оценки личностных результатов разрабатываются классными руководителями

 2.3. В особых случаях обучающиеся могут быть освобождены от промежуточной аттестации: по состоянию здоровья, в связи с пребыванием в учреждениях санаторно – оздоровительного типа.

2.4. Промежуточная аттестация проводится во 2-4 – х классах – в конце  1 – го полугодия; и за год (1, 2, 3 классы), итоговая – в конце 4 класса.

2.5. Промежуточная и итоговая аттестация может проводится как письменно, так и устно.



3. Оценка личностных, метапредметных результатов:

3. 1 . Личностные результаты.

1.   Личностные результаты выпускников начальной  школы  на ступени начального   образования   в   полном   соответствии   с требованиями   ФГОС   не подлежит итоговой отметке.

2.                      Основными объектами оценки личностных результатов обучающихся являются   внутренняя позиция, самооценка,  личностная  мотивация   учебной деятельности, ориентация на моральные нормы их выполнения.

3.                      Оценка личностных результатов обучающегося (ценностных   ориентации, интереса, готовности к обучению, мотивации к обучению и, др.) осуществляется в МОУ Ягодновской СОШ в ходе ежегодных мониторинговых исследований.

4.                      Мониторинговые исследования проводятся классным руководителем

5.                      Информация, полученная по итогам мониторинговых исследований личностного развития обучающихся, является основанием для  принятия управленческих решений при проектировании и реализации программ развития МОУ Ягодновской СОШ, программ поддержки образовательного процесса.

6.                      Доступ  к  информации о  личностном  развитии  обучающихся
регламентирован .

7.     Персональные показатели личностного развития выдаются обучающимся, их


родителям   (законным   представителям), учителям для  принятия решений о траектории обучения и её коррекции.

8.   При   мониторинговых   исследованиях   персональная   информация   является конфиденциальной, для анализа используются только агрегированные данные или данные, в которых персональная информация заменена на идентификаторы.

9. Оценивание сформированности личностных результатов проводится с учётом этических принципов охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности в  форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающегося.

10. Для оценки личностного развития применяются типовые методики:

- диагностика личностной готовности к школьному обучению дошкольников (самоопределение, дошкольная самооценка, смыслообразование);

- выявление сформированности Я- концепции и СО (самоотношение) -I четверть учебного года;

- выявление  рефлексивности самооценки в  учебной  деятельности II
четверть учебного года;

      -  определение  уровня  сформированное учебно-познавательного интереса - III четверть;

- выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности -   IV
четверть учебного года.

-  выявление усвоения нормы взаимопомощи -1 полугодие учебного года;


выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм - II полугодие учебного года.

11.           Показатели личностного развития обучающихся фиксируются в дневнике психолого-педагогических наблюдений, составленном специалистами психологической службы.

12.  Оценка индивидуального  прогресса личностного  развития обучающихся, которым   необходима  специальная  поддержка, проводится в процессе  систематического наблюдения за ходом развития психического развития в форме возрастно-психологического    консультирования    и    проводится    психологом, имеющим профессиональную подготовку в области возрастной психологии.

13.     Оценка личностного  развития обучающихся, которым необходима специальная поддержка, осуществляется только по запросу родителей (законных представителей),  учителей,  администрации  (при  согласовании  с  родителями (законными представителями)).

14.  Вывод о сформированности внутренней позиции, самооценки, личностной мотивации учебной деятельности, знания моральных норм и морально-этических суждений фиксируется в характеристике обучающегося при переходе из начального звена в основное звено.

 3.2. Оценка метапредметных результатов.

Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся;

•         способность   принимать  и  сохранять учебную цель и задачи; умение планировать собственную деятельность; умение контролировать и


оценивать свои действия; проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

•         умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение информации;

•         умение  использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

•         логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации,


установления аналогий;

•         умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных


проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

1.     Оценка метапредметных результатов осуществляется в ходе проведения проверочных работ по предметам и комплексных работ на межпредметной основе.

Целью комплексной проверочной работы является оценка способности обучающихся работать с информацией, представленной в различном виде (в виде литературных и научно-познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.) и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе.

  2. В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии с учетом характера ошибок, допущенных обучающимся, учитель делает вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий обучающихся и оценивается по 5-бальной системе, если это возможно. Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий.

 В промежуточные и итоговые проверочные работы по предметам или в      комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку сформированности большинства познавательных учебных действий   и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности коммуникативных и регулятивных действий.

   3. Учитель в оценочных листах и листах наблюдений (находятся в Портфолио) оценивает достижение коммуникативных и регулятивных действий.( с учетом уровневого подхода)

•         Оптимальный уровень

•         Допустимый уровень

•         Недопустимый уровень

4. Виды контроля успеваемости:

4.1 «Текущая аттестация». Под текущей аттестацией понимаются различные виды проверочных работ — как письменных, так и устных, — которые проводятся непосредственно в учебное время и имеют целью оценить ход и качество работы учащегося по освоению учебного материала. Баллы за каждое оценивание выставляются в классный журнал (и его электронную версию в компьютере) и учитываются при выведении суммарного балла и общей оценки по предмету за четверть, полугодие и год.

        Педагоги обязаны ознакомить с системой текущего контроля  по своему
предмету обучающихся на начало учебного года.

Педагоги обязаны своевременно довести до обучающихся оценку текущего


контроля, обосновав ее в присутствии всего класса и выставить оценку в классный журнал и дневник обучающегося.

Текущей аттестации подлежат учащиеся всех классов школы.

Текущая аттестация учащихся 1-х классов и2-х классов (первое полугодие) осуществляется качественно без фиксации их достижений в классных журналах в виде отметок по пятибалльной шкале. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. («Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» Письмо Минобразования России от 25.09.2000г, № 2021 / 11-13.)

В 1-м классе контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля. Обучающиеся первого класса на второй год не оставляются

Форму текущей аттестации определяет учитель с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых им образовательных технологий. Избранная форма текущей аттестации сообщается учителем одновременно с представлением календарно-тематического плана изучения программы заместителю директора школы по учебной работе.

С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырех балльная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка "очень плохо" (отметка 1). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка "очень плохо" может быть приравнена к оценке "плохо".

При изучении нового материала учитель имеет право оценивать не все работы в классе, а выборочно.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.

"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося ("ленив", "невнимателен", "не старался").

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.

4.2. «Тематическая аттестация». Под тематической аттестацией понимаются различные виды контрольных и проверочных работ — как письменных, так и устных, — которые проводятся в учебное время и имеют целью оценить уровень и качество освоения учеником всего комплекса учебных задач по изученному разделу (теме). Баллы за каждое оценивание выставляются в классный журнал (и его электронную версию в компьютере) и учитываются при выведении суммарного балла и общей оценки по предмету за четверть, полугодие и год.

Форму тематической аттестации определяет учитель с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых им образовательных технологий. Избранная форма тематической аттестации сообщается учителем одновременно с представлением календарно-тематического плана изучения программы заместителю директора школы по учебной работе.

Письменные самостоятельные, контрольные и другие виды работ учащихся оцениваются по 4-балльной системе.

При итоговом тематическом контроле применяется, как правило, единый вид работы и оцениваются все обучающиеся.

4.3 «Промежуточная аттестация». Под промежуточной аттестацией понимается тип испытаний письменных или устных, которые позволяют оценить уровень усвоения учащимся концептуального содержания курса, а также всего объема знаний, умений, навыков и способностей самостоятельно использовать эту совокупность качеств.

Промежуточная аттестация проводится на основании решения педагогического совета и приказа директора школы в различных формах и видах.

4.4. «Административная аттестация». Под административной аттестацией понимаются различные виды контрольных работ как письменных, так и устных, — которые проводятся в учебное время и имеют целью оценить любой параметр учебных достижений ученика, исходя из задач администрации школы по анализу учебного процесса и условий образовательной среды.

Результаты административных аттестаций могут быть (в зависимости от условий проведения такой аттестации) выставлены в классный журнал (и его электронную версию в компьютере) и учитываться при выведении суммарного балла и общей оценки по предмету за четверть, полугодие и год. Формы проведения административной аттестации определяются администрацией школы.

5. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ
5.1 Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировано строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия.

Монологическая форма устного ответа не является для начальной школы распространенной. Это связано с тем, что предлагаемый для воспроизведения учащимися материал, как правило, небольшой по объему и легко запоминаем, поэтому целесообразно для монологических ответов учащихся у доски выбирать доступные проблемные вопросы, требующие от школьника творчества, самостоятельности, сообразительности, а не повторения выученного дома текста статьи учебника. Например, составление тематических творческих рассказов на основе использования нескольких источников и т.п.

5.2. Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.

5.2.1. Самостоятельная работа - небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы учащихся, который он проводит совместно с учениками. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.

Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Так, например, индивидуальную самостоятельную работу может получить ученик, который пропустил много учебных дней, не усвоил какой-то раздел программы, работающий в замедленном или ускоренном темпе. Целесообразно использовать индивидуальные самостоятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при ответе у доски. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания уверенности в собственных силах.

Предлагается проводить и динамичные самостоятельные работы, рассчитанные на непродолжительное время (5-10мин). Это способ проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса, который позволяет перманентно контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников. Для таких работ учитель использует индивидуальные карточки, обучающие тексты, тестовые задания, таблицы. Например, учащиеся изучили тему "Вода". Учитель предлагает в качестве самостоятельного и проверочного задания заполнить таблицу - отметить свойства воды, пара и льда. Если такие самостоятельные работы проводятся в первый период изучения темы, то целесообразно отметкой оценивать лишь удачные, правильно выполненные. Остальные работы анализируются учителем вместе с обучающимися.

5.2.2. Контрольная работа - используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Проводятся в течение всего года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письменным оформлением работы и графическими навыками (русский язык, математика), а также требующие умения излагать мысли, применять правила языка и письменной речи (русский язык, окружающий мир, природоведение). Контрольная работа оценивается отметкой.
Содержание работ для письменного опроса может организовываться по одноуровневым или по разно уровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам. Так, для развития самоконтроля и самооценки, учащихся целесообразно подбирать самостоятельные и контрольные работы по разно уровневым вариантам. Предлагаемая детям инструкция объясняет им, что каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности. При этом за правильное выполнение варианта А ученик получит отметку не выше "3", за вариант Б - не выше "4", а за вариант В - "5". При желании школьник может посоветоваться с учителем. Такая форма контроля мало используется в начальной школе и требует серьезной предварительной подготовки.
5.2.3. К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они привлекают внимание, прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.

5.2.4. Особой формой письменного контроля являются графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Такие работы могут использоваться на уроках по любому предмету. Их цель - проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.

Например, контрольными графическими работами может быть заполнение схем "звуковая модель слова", "состав предложения", "синтаксический разбор предложения", "животное - живой организм", "дикорастущие и культурные растения"; составление диаграммы "свойства воздуха"; графические рисунки "образование родника", "реки" и др.

6. Оценка успеваемости учащихся.

6.1. Не допускается выставлять оценки с учетом поведения учащегося на уроке в классный журнал.

6.2. Все текущие и итоговые оценки своевременно выставляются учителями на соответствующей странице классного журнала, регламентируясь с положением о ведении классного журнала.

6.3. Балл «5» ставится в том случае, когда учащийся исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется литературно правильным языком и не допускает ошибок.

Балл «4» ставится в том случае, когда учащийся знает весь требуемый программой материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки.

Балл «3» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает знание основного программного учебного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью учителя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки.

Балл «2» ставится в том случае, когда ученик обнаруживает незнание большой части программного материала, отвечает, как правило, лишь на наводящие вопросы учителя неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки.

6.4. При аттестации знаний, умений и навыков учащегося учитель должен учитывать индивидуальные особенности ученика.

6.5. При определении четвертных оценок учащийся должен иметь итоговые отметки по каждой изученной теме в четверти, в среднем не менее одной отметки в три урока.

6.6. При определении четвертных оценок не допускается выведение их как средних арифметических. Оценка выставляется по преобладающим.

6.7. При 2-3 неудовлетворительных оценках в четверти итоговая оценка выставляется по усмотрению учителя с учетом индивидуальных особенностей учащегося.

6.8. Итоговые (в конце учебного года) оценки должны соответствовать фактическому уровню знаний учащегося к моменту его аттестации.

6.9.Обучающимся, освобожденным на основании медицинской справки от занятий по физической культуре, делается запись об освобождении (освобожден (а).

6.10. Обучающемуся, пропустившему 50 и более процентов учебных занятий в


течение   полугодия может быть выставлена промежуточная итоговая  оценка
только после успешной сдачи зачета (форму и дату зачета утверждает
педагогический совет) или делается запись н/а (не аттестован).

6.11. Ответственность за прохождение пропущенного учебного материала


возлагается на обучающегося, его родителей (законных представителей).

6.12.         Обучающийся, получивший в конце учебного года итоговую годовую запись н/а или «2» по одному предмету переводится в следующий класс условно. В


течение   следующего   учебного   года   неуспеваемость   по   данному   предмету ликвидируется в форме зачёта. Ответственность за ликвидацию неуспеваемости возлагается на родителей (законных представителей) обучающегося.

6.13.  Решение по данному вопросу принимается педагогическим советом, закрепляется приказом по школе и доводится до сведения участников


образовательного процесса.

6.14. Четвертные и годовые отметки выставляются в срок согласно приказу об


окончании учебного периода.

6.15. Годовая отметка выставляется на основании четвертных отметок по предмету (среднее арифметическое).



7. ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ

7.1. Русский язык.

Контроль за уровнем достижений учащихся по родному языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов: умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:


  1. нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;

  2. неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

  3. отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

  1. наличие ошибок на изученные правила по орфографии;

  1. существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

  2. отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;

- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:

отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;



  1. отсутствие "красной" строки;

  2. неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;

  3. незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Нормы оценок за контрольные работы по русскому языку соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

Особенности организации контроля по русскому языку

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст, включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.

Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями - пейзажа, портрета и т.п.


7.2. Чтение и читательская деятельность

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя"); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится обще учебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения "про себя" и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:



  1. в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимания значения отдельных слов и предложений;

  2. во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

- в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту ("про себя"); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;

- в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту ("про себя"); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.



Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  1. искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

  2. неправильная постановка ударений (более 2);

  3. чтение всею текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.


Недочеты:

- не более двух неправильных ударений;



  1. отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

  2. осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

  3. неточности при формулировке основной мысли произведения;

  4. нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

Особенности организации контроля по чтению

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.



ИТОГОВЫЙ контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Схема учета навыка чтения в 1 - ом классе

Фамилия

ученика


Способ

чтения


Темп чтения,

при котором

осознает текст


Чтение без

ошибок


Осознанность

чтения


Общая оценка


Схема учета навыка чтения во 2 – 4-х классах

Фамилия

ученика


Темп чтения,

при котором осознает основную мысль текста



Чтение без ошибок

Ответы по содержанию текста

Выразительное чтение (подготовка заранее)

Общая оценка


7.3. Математика

Оценивание письменных работ

В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.



Классификация ошибок и недочетов,

влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  1. незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;

  2. неправильный выбор действий, операций;

  3. неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычисли тельных умений и навыков;

  4. пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;

- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам:

- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.



Недочеты:

- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);

  1. ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;

  2. неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;

  1. наличие записи действий;

- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.


Оценивание устных ответов

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.



Ошибки:

  1. неправильный ответ на поставленный вопрос;

  2. неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;

- при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:

  1. неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;

  2. при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;

  3. неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;

  4. медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;

- неправильное произношение математических терминов.

Особенности организации контроля по математике

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.

Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.

Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера, (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.

При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными,

- Нормы оценок за итоговые контрольные работы соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.
7.4. Окружающий мир

(естествознание и обществознание)

Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;



  1. неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

  2. ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

  3. незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение:

  4. отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

  5. ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

  6. неумение ориентироваться, на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  1. преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

  2. неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

  3. отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату:

  4. неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

  5. неточности при нахождении объекта на карте.


Особенности организации контроля по "Окружающему миру"

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменного контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Нормы опенок за все виды проверочных работ по предметам образовательной области "Окружающий мир" соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.



8. Портфолию обучающегося как метод оценки

Портфолио - наиболее адекватный метод интегральной (накопительной) оценки. Портфолио (портфель достижений) сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

8.1 .В состав Портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с его/ее учебной деятельностью, входят:

1)  подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность,


объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений,
творчества,    рефлексии.    Такими    работами    (в    рамках    обсуждаемых
предметов) могут быть, исходя из различных учебных задач и ситуаций,
учебных и проверочных материалов, как минимум следующие:

•          выборка работ из «Папки письменных работ» по русскому языку;

•          дневники читателя;

•   выборка работ  по проведенным ребенком в ходе обучения мини-


исследованиям и выполненным проектам (по всем предметам);

2)  систематизированные материалы текущей оценки:

•    отдельные листы наблюдений;

•           оценочные листы и материалы видео- и аудиозаписей процессов


выполнения отдельных видов работ;

•           результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и


результаты тематического тестирования;

•           выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся;

3)    материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ, если последние проводились.

Кроме того, в Портфолио могут быть включены и иные документы, характеризующие ребенка с точки зрения его внеучебной и досуговой деятельности.

8.2. Портфель достижений сопровождается специальными документами: критерии оценки отдельных составляющих и портфеля достижения в целом.

8.3.  Критерии оценок могут быть адаптированы учителем применительно к


особенностям образовательной программы, и контингента детей.

8.4.   По результатам оценки классным руководителем делается вывод о


сформированности у обучающихся универсальных и предметных способов
действий, а также опорной системы знаний; сформированносги основ умения
учиться и индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности.
9. Итоговая оценка выпускника при переходе от начального

к основному общему образованию.

На итоговую оценку на ступени НОО, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующей ступени, выносятся только предметные и метапредметные результаты.

9.1. Для принятия решения о возможности продолжения обучения на следующей ступени используются результаты итоговой оценки выпускника начального звена.

9.2.  Итоговая  оценка  формируется  на  основе  накопленной оценки,  по  всем учебным предметам и оценок за выполнение трех итоговых работ (русскому языку, математике, комплексной работе на межпредметной основе), а так же оценки, зафиксированной в портфеле достижений.



9.3. Итоговая оценка  достижений планируемых результатов фиксирует
достижение на трех уровнях:

•        оптимальный уровень - на «хорошо» и «отлично» усвоил опорную систему


знаний  по  всем  предметами  и  овладел  метапредметными действиями, выполнения итоговых работ на базовом уровне  не менее 65% заданий базового уровня и не менее 50% за выполнение заданий на повышенном уровне

•        допустимый уровень - усвоил опорную систему знании по всем предметами


и овладел метапредметными действиями, выполнения итоговых работ на
базовом уровне не менее 50%

•        недопустимый уровень - не достигнуты планируемые результаты по всем


основным разделам учебной программы и результаты выполнения итоговых
работ - менее 50% заданий базового уровня

9.4. Педагогический совет МОУ Ягодновской СОШ принимает решение об успешном освоении обучающимися ООП НОО и переводе на следующую ступень обучения.

9.5.    Решение о переводе обучающегося принимается одновременно с
рассмотрением и утверждением характеристики обучающихся.

9.6.  Если  полученные обучающимися итоговые оценки не позволяют сделать


вывод о достижении планируемых результатов, решение о переводе принимается
педагогическим советом с учетом динамики образовательных достижений выпускника.

9.7. Администрация МОУ Ягодновской СОШ информирует отдел по образованию о количестве учащихся, завершивших обучение на ступени НОО и переведенных на следующую ступень.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка