Подводный спорт (плавание в ластах) Программа спортивной подготовки



Сторінка1/4
Дата конвертації26.04.2016
Розмір0.55 Mb.
  1   2   3   4
Утверждена приказом

МОУДОД СДЮСШОР № 7

от ______________ № 01-03/_____

ПОДВОДНЫЙ СПОРТ

(плавание в ластах)
Программа спортивной подготовки

в области физической культуры и спорта по подводному спорту (плавание в ластах) муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей специализированной детско-юношеской

спортивной школы олимпийского резерва № 7


Срок реализации программы 10 лет.



Разработчики программы

Старший инструктор-методист Емелина В.Н.

Старший тренер-преподаватель отделения

подводного спорта Аргунова Е.С.


Рецензент программы


Президент федерации подводного спорта

Ярославской области Аргунов А.Ю.

г. Ярославль

2014 год

ВВЕДЕНИЕ
Подводный мир с испокон веков манит человека, зовёт познать свои глубины. Он привлекает не только романтикой, а и разнообразием своего подводного мира. Уникальные флора и фауна, тайны древних развалин, сокровища затонувших кораблей - всё это объединённая фантазия и реальность, захватывающее и увлекательное приключение, которое из года в год пленит в ряды подводников и большее число любителей и профессионалов.

Находки археологов при раскопках древних Вавилона, Египта, и Ассирии имеют возраст свыше 6 тысяч лет, они свидетельствуют о том, что уже тогда человек умел погружаться под воду и плавать. Этот навык был жизненно необходим для первобытных людей, и ценился особенно там, где имелись водоемы, которые обуславливали такие виды трудовой деятельности как рыбная ловля и охота на водоплавающую птицу.

Ещё Аристотелем, за 350 лет до нашей эры, впервые были описаны древнейшие трубки для дыхания. По словам византийского военачальника Маврикия (VI в. н. э.) «Славяне способны переправляться через реки потому, что они больше и лучше, чем остальные люди могут держаться на воде. Славяне, со свойственной им смекалкой, с целью обмануть противника ложатся на дно навзничь, и дышат, держа во рту длинные, нарочно для этого просверленные внутри камыши, концы которых выходят на поверхность воды». Именно это высказывание позволяет сделать вывод, что погружения под воду применялись не только с целью добычи пропитания, а и в связи с военными действиями.

Подводное плавание своими корнями уходит в древнейшее искусство ныряния за сокровищами. В рукописях Леонардо да Винчи имеются чертежи всевозможных аппаратов, позволяющих обеспечивать жизнедеятельность под водой. Среди них - автономный скафандр, трубки для обеспечения дыхания, водонепроницаемый костюм, утяжелённые башмаки, перепончатые перчатки. Батискафы, описанные Жюлем Верном, долгое время были областью фантастики. Но всё же люди пытались решать технические проблемы. Например, для более длительного нахождения под водой использовался колокол, спускаемый на тросе, создающий прикрытие и позволяющий работать, не всплывая на поверхность для осуществления дыхания.

Успех познания подводного мира напрямую зависел, и будет зависеть от характера технического оснащения.

Так в 1932г. появляется первый водолазный аппарат отечественного производства - эпром (кислородный акваланг), используя его, А. Кобзарь преодолел дистанцию в 200 метров на 15 метровой глубине. Спустя 11 лет, в 1943г, француз, инженер Эмиль Ганьян и Жак-Ив Кусто изобрели, и опробовали первый автоматический дыхательный аппарат для подводных исследовании, работающий на сжатом воздухе.

На данный момент подводный спорт многолик, он включает в себя множество различных дисциплин, по ним проводятся самые престижные мировые соревнования:


  • плавание в ластах (скоростные и марафонские);

  • подводная охота;

  • апноэ (фридайвинг (ныряние без акваланга на задержке дыхания));

  • подводное ориентирование;

  • подводная стрельба;

  • подводные игры (регби, хоккей, акватлон);

  • подводное фотографирование;

  • дайвинг.

Самым зрелищным и признанным международным Олимпийским комитетом направлением является плавание в ластах. Спортсмены соревнуются не только в плавательных бассейнах, а на открытых акваториях, используя как основной инвентарь маску для свободного обзора, трубку или баллон для дыхания, а так же ласты или моноласты.

С момента появления первого моноласта и по настоящее время можно выделить 3 периода её совершенствования и модернизации. Впервые моноласт, как плавниковый движитель спортсмена, появился в 1962 г. Его изобрёл инструктор по подводному спорту Суэтин (он начинался от талии) и имитировала хвост дельфина. С 1969 г. начинает применяться новый тип моноласт, созданный Борисом Поротовым. Эта эволюция внесла большие изменения во все виды подводного спорта, она резко повысила скорости спортсменов, не позабыв про способ плавания, кроль на груди сменился на баттерфляй.

Как и всё новое, моноласт не сразу завоевал свои позиции в многочисленных дисциплинах подводного спорта. Вначале, моноласт вытеснили парные удлинённые ласты (биласты) на всех коротких, а к 1976г. - на средних и стайерских (1500 м) дистанциях. С 1977 г. на всех дистанциях скоростного плавания в ластах принадлежат мировые рекорды спортсменам, выступающим с моноластом.

Общим элементом у всех моноласт остается пластина из стекло­текстолита в виде полуэллипса и резиновые бортики шайбы. При помощи данного оборудования спортсмены-подводники преодолевают дистанции от 50 до 1500 метров, ныряют 50 метров в длину на задержке дыхания, плывут с аквалангом 100, 400 и 800 метров. А также помимо этого участвуют в марафонских заплывах на открытых акваториях, дальность которых - 6 и 20 км.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа спортивной подготовки по подводному спорту (плавание в ластах) для МОУДОД СДЮСШОР № 7 разработана в соответствии с частью 4 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации от 4 декабря 2007 года №329-ФЗ «о физической культуре и спорте Российской Федерации» и приказа «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации профессиональных программ в области физической культуре и спорта и к срокам обучения по этим программам» от 12 сентября 2013 года № 730, в соответствии с приказом Минспорта России от 28.05.2013 N 28556 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта подводный спорт".

Основная цель программы - реализация тренировочного процесса на этапе начальной подготовки, тренировочном этапе (этап спортивной специализации), этапе совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства.

Программный материал объединен в целостную систему спортивной подготовки и предполагает решение следующих задач:


  • удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом;

  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, закаливания организма и разносторонней физической подготовки, профессиональной ориентации и самоопределения детей и подростков, адаптации их к жизни в обществе;

  • формирование общей культуры детей и подростков;

  • организация содержательного досуга детей и подростков;

- выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей и
подростков;

  • обеспечение качественной спортивной ориентации, отбора и углубленной специализации в избранном виде спорта;

  • создание предпосылок и обеспечения в освоении различных по объему и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок.

Программа раскрывает содержание многолетней спортивной подготовки юных спортсменов как единого непрерывного процесса от начального обучения до высшего спортивного мастерства. Обеспечивает преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки обучающихся всех возрастных групп. Рекомендуемая преимущественная направленность тренировочного процесса по годам обучения определяется с учетом сенситивных (благоприятных) фаз возрастного развития физических качеств.

В программе реализуются результаты научных и практических исследований, наблюдений над обучающимися спортивной школы. Используется передовой отечественный и зарубежный опыт подготовки юных пловцов-подводников, практические рекомендации возрастной спортивной физиологии, гигиены и психологии.

В соответствии с нормативно-правовыми документами регламен­тирующими деятельность учреждений дополнительного образования детей, ранее изданной программой, определены следующие разделы настоящей образовательной программы: пояснительная записка, рассмотрены разделы - теоретическая подготовка, общая и специальная физическая подготовка, технико-тактическая подготовка, психологическая подготовка, соревновательная подготовка, контрольно-переводные требования, воспитательная работа, восстановительные мероприятия, медико-биологический контроль, инструкторская и судейская практика.

Таким образом, в программе отражены все стороны тренировочного процесса. Учебный материал распределен по этапам (годам) обучения и рассчитан на обучение на этапе начальной подготовки (НП) до 3-х лет, тренировочном этапе (ТЭ) до 5 лет, на этапе совершенствования спортивного мастерства (ЭССМ) до 2-х лет и этапе высшего спортивного мастерства - весь период. С увеличением общих годовых объемов часов, а также уровня подготовленности обучающихся изменяется и соотношение времени на различные виды подготовки по годам обучения (табл. 1).

Такое распределение позволяет сохранить непрерывность и единую направленность тренировочного процесса в многолетней системе спортивной подготовки.

Максимальный состав групп определяется с учетом соблюдений правил техники безопасности на занятиях. Недельный режим тренировочной работы является максимальным и установлен в зависимости от периода и задач подготовки.

Возраст детей и подростков, участвующих в реализации данной образовательной программы преимущественно от 8 лет.

Новизна данной программы состоит в том, что она впервые адаптирована для учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности.


Таблица 1


Продолжительность этапов спортивной подготовки,

минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки
и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку
в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта подводный спорт






Этапы спортивной подготовки

Продолжительность этапов (в годах)

Минимальный возраст для зачисления в группы (лет)

Наполняемость групп (человек)

Объем тренировочной нагрузки (час/неделю)




Этап начальной подготовки

3

7

14 - 15

6 – 8




Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

5

9

10 - 14

12 – 18




Этап

совершенствования спортивного мастерства



Без ограничений

14

4 - 7

24




Этап высшего спортивного мастерства

Без ограничений

16

2 - 4

32

Способами проверки результатов освоения настоящей программы будут являться результаты выполнения промежуточной и итоговой аттестации, выполнение спортивных разрядных требований и результаты участия в соревнованиях.

Данная программа может быть использована для работы в спортивных школах, клубах и коллективах физической культуры.

Настоящая программа состоит из двух частей – нормативной и методической.

I. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Цели и задачи деятельности СДЮСШОР

Нормативная часть программы является официальным документом, в соответствии с которым планируется подготовка спортивного резерва в стране.

На основании нормативной части программы в спортивной школе разрабатываются планы подготовки учебных групп и отдельных спортсменов с учетом их квалификации, возраста и условий тренировки. Утверждение планов подготовки проводится директором спортивной школы на основании решений тренерского совета.

Нормативная часть программы предусматривает преемственность требований в зависимости от уровня общей и специальной подготовленности, года обучения спортсменов-подводников.



Основные цели спортивной школы:

  • укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, формирование здорового образа жизни;

  • привлечение учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

  • достижение спортивных успехов в соответствии с индивидуальными способностями спортсменов;

Задача СДЮСШОР – подготовка спортсменов высокой квалификации, способных завоевать призовые места на чемпионатах Европы и Мира.

1.2.Планирование и учет тренировочного процесса

  1. Тренировочный процесс в спортивных школах планируется на основе учебных материалов, изложенных в данной программе.

  2. Планирование учебных занятий и распределение учебного материала в группах проводится на основании учебного плана и годового графика распределения учебных часов, которые предусматривают круглогодичную организацию тренировочных занятий.

  3. Учебным планом предусматриваются теоретические и практические занятия, сдача контрольных нормативов, прохождение тренерской и судейской практики, восстановительные мероприятия и участие в соревнованиях.

4. На теоретических занятиях учащиеся знакомятся с развитием
физкультурного движения, историей подводного спорта, получают знания по
анатомии, физиологии, врачебному контролю, гигиене, теоретические сведения
о технике выполнения упражнений, методике обучения и тренировки, правилам
и судейству соревнований.

  1. На практических занятиях учащиеся овладевают техникой выполнения упражнений, развивают свои физические качества, приобретают инструкторские и судейские навыки, выполняют контрольные нормативы. Участие в соревнованиях организуется в соответствии с годовым календарным планом.

  2. Годичный цикл тренировочных занятий в группах подразделяется на подготовительные, соревновательные и переходно-восстановительные этапы, их может быть несколько. Пловцы-подводники выступают на соревнованиях или осуществляют прикидки в конце каждого соревновательного месяца. После каждого участия в соревнованиях или прикидки спортсменам необходимо снижение тренировочной нагрузки.

  3. В спортивных школах, где есть отделения подводного спорта, должны быть следующие документы для работы по планированию:




  • годовой план работы (разделы: организационный, спортивный, методический, воспитательной работы, врачебно-педагогического контроля);

  • план комплектования групп;

  • перспективный план учащегося;

  • учебная программа;

  • учебный план;

  • план тренировочных занятий на год;

  • план на месяц или период подготовки;

  • расписание занятий;

  • календарный план спортивно-массовых мероприятий;

  • журнал учёта групповых занятий;

  • личные карточки и заявления учащихся;

  • дневники тренировок спортсменов;

  • протоколы соревнований.

Распределение времени в учебном плане на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней подготовки.
Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта подводный спорт

Разделы подготовки



Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап

Совершенствования спортивного мастерства



Этап высшего спортивного мастерства

1 год

Свыше года

До двух лет


Свыше
двух лет

Общая физическая подготовка (%)

57-62

52-57

43-47

28-42

12-25

10-15

Специальная физическая подготовка (%)

18-22

23-27

28-32

28-42

40-52

50-55

Техническая подготовка (%)

18-22

18-22

18-22

23-27

15-20

15-20

Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%)

-

-

5-7

5-7

5-12

8-12

Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%)

0,5-1

1-3

3-4

5-6

6-7

7-9

Нормативы максимального объема тренировочной нагрузки


Этапный норматив

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап совершенствования спортивного мастерства

Этап высшего спортивного мастерства

До
года

Свыше года

До двух лет

Свыше двух лет

Количество часов
в неделю

6

9

14

20

28

32

Количество тренировок
в неделю

3-4

3-5

7-8

9-12

9-14

9-14

Общее количество часов в год

312

468

728

1040

1456

1664

Общее количество тренировок
в год

156

156

364

468

468

468



Планируемые показатели соревновательной деятельности

по виду спорта подводный спорт


Виды
соревнований

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап
(этап спортивной специализации)

Этап совершенствования спортивного мастерства

Этап высшего спортивного мастерства

До
года

Свыше года

До двух лет

Свыше двух лет

Контрольные

2-3

3-6

6-8

9-10

10-12

9-10

Отборочные

-

2-3

4-5

5-6

6-8

6-8

Основные



-

-

2-3

3-4

5-6

12-14

II. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Организационно-методические указания и характеристика

подготовки по этапам
В настоящей программе реализуются следующие методические принципы: преемственность задач, средств, и методов тренировки по годам обучения; возрастание объема специальной подготовки из года в год, постоянное совершенствование техники подводного плавания в ластах, рациональное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок.

Прием в СДЮСШОР осуществляется директором школы, организация тренировочных занятий, проведение воспитательной и культурно-массовой работы с занимающимися осуществляется тренерско-преподавательским составом в соответствии с требованиями Положения СДЮСШОР.

Занятия в СДЮСШОР в группах начальной подготовки и тренировочных групп (НП и ТГ) проводятся в основном как групповые занятия, в группах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства – индивидуальные занятия.

Продолжительность одного тренировочного занятия при реализации образовательной программы, рассчитывается в академических часах с учетом возрастных особенностей и этапа подготовки, занимающихся и не может превышать:



  • на этапе начальной подготовки – 2 часов;

  • на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) – 3 часов;

  • на этапе совершенствования спортивного мастерства – 4 часов;

  • на этапе высшего спортивного мастерства – 4 часов.

При проведении более одного тренировочного занятия в один день суммарная продолжительность занятий не может составлять более 8 академических часов.

Продолжительность тренировочного занятия устанавливается локальным нормативным актом Учреждения.

Кроме учебных занятий по расписанию, занимающиеся самостоятельно ежедневно проводят дополнительную работу: утреннюю зарядку, а также выполняют индивидуальные задания тренера-преподавателя по совершенствованию отдельных элементов техники и устранению недостатков в физической подготовке.

Учебная работа строится с учетом режима дня, занятости в учебных заведениях. В целях постоянного контроля, воспитания самостоятельности и интереса к занятиям со 2 года обучения в тренировочных группах занимающихся ведут дневник тренировочных занятий. Для перехода из одной группы в группу следующего года обучения, занимающиеся сдают переводные испытания (контрольные нормативы). В случае невыполнения этих нормативов учащийся может пройти обучение повторно, но не более одного раза в данном году обучения. Обучающиеся, имеющие неудовлетворительное поведение и низкую успеваемость в учебных заведениях, могут быть отчислены из СДЮСШОР.

Переводные испытания проводятся, согласно приказу директора спортивной школы.


2.2. Контрольно-переводные нормативы (КПН)

  1   2   3   4


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка