Планы семинарских занятий для студентов дневной и заочной форм обучения



Скачати 154.57 Kb.
Дата конвертації12.04.2016
Розмір154.57 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Белорусский государственный экономический университет


Кафедра педагогики и психологии

ПСИХОЛОГИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Планы семинарских занятий для студентов

дневной и заочной форм обучения




2014


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ»



МЭО (1 курс) ДАЗ, ДАИ лекций - 48 ч., практ. занятий- 24 ч., зачет (дневное отдел.)

Объем спецкурса (часы): 72






п/п


Наименование тем

практ.

занятия

1.

Гендерные характеристики личности

6

2.

Язык гендерных взаимоотношений

6

3.

Брачно-семейные отношения

6

4.

Детско-родительские отношения

2

5.

Прикладные аспекты гендерной психологии

4




Всего:

24

МЭО (4 курс) - факультатив ДАЗ, ДАИ Лекций - 18 ч. Пр. зан. - 18 ч. (дневное отдел.)

Объем спецкурса (часы): 36






п/п


Наименование тем

практ.

занятия

1.

Гендерные характеристики личности

4

2.

Язык гендерных взаимоотношений

4

3.

Брачно-семейные отношения

4

4.

Детско-родительские отношения

2

5.

Прикладные аспекты гендерной психологии

4




Всего:

18



ИСГО (5 курс) ДИП лекций - 12 ч. Практ. зан. - 22 ч., зачет (дневное отдел.)

Объем спецкурса (часы): 34





п/п


Наименование тем

практ.

занятия

1.

Гендерные характеристики личности

4

2.

Язык гендерных взаимоотношений

6

3.

Брачно-семейные отношения

6

4.

Детско-родительские отношения

2

5.

Прикладные аспекты гендерной психологии

4




Всего:

22

………………………………………………………………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………………



МЭО (1 курс), ЗАЗ лекций - 4 ч., практ. зан. - 4 ч.

(2 курс), ЗАЗ лекций - 6 ч., практ. зан. - 4 ч., зачет (заочное отдел.)

Объем спецкурса (часы): 18





п/п


Наименование тем

практ.

занятия

1.

Гендерные характеристики личности

2

2.

Язык гендерных взаимоотношений

2

3.

Брачно-семейные отношения

1

4.

Детско-родительские отношения

1

5.

Прикладные аспекты гендерной психологии

2




Всего:

8

………………………………………………………………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………………



ВШУБ (3 курс), ВВВ лекций – 8 ч., практ. зан. – 6ч. зачет (заочное отдел.)

Объем спецкурса (часы): 14





п/п


Наименование тем

практ.

занятия

1.

Гендерные характеристики личности




2.

Язык гендерных взаимоотношений

2

3.

Брачно-семейные отношения




4.

Детско-родительские отношения

2

5.

Прикладные аспекты гендерной психологии

2




Всего:

6

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТОВ
Цель подготовки реферата — углубление, систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков студентов, развитие у них стремления и способности к самостоятельному, творческому научному поиску, работе с научной литературой, интереса к тем или иным проблемам, которые затрагивает изучаемый курс.

Подготовка и написание реферата включает:



  • выбор темы;

  • ознакомление с основной литературой по избранной проблеме;

  • разработку логической схемы плана и методики написания реферата;

  • самостоятельный поиск и изучение дополнительных источников информации по изучаемой проблеме;

  • написание реферата, формулирование общих и частных выводов и рекомендаций.

Тема реферата избирается студентом из тематики, рекомендованной кафедрой и согласуется с преподавателем, ведущим занятия в группе.

Студент также может предложить преподавателю тему, которая не значится в списке, но в наибольшей степени отвечает его научным интересам, а также характеру и специфике его будущей профессиональной деятельности.


Содержание реферата

  1. Введение. В нем дается обоснование актуальности темы, ее практической я теоретической значимости, отмечаются цели и задачи работы.

  2. Основная часть подразделяется на несколько главных вопросов и содержит описание методологических основ работы, результаты критического анализа изученных автором источников информации по основным проблемам избранной темы.

  3. В заключении делаются теоретические выводы и, при необходимости, практические рекомендации.

  4. Список использованной литературы.

Объем реферата составляет примерно 10-15 страниц машинописного текста через полтора-два интервала либо 15-20 страниц текста, написанного от руки разборчивым почерком.

Реферат должен быть подготовлен самостоятельно и на научном уровне. Содержание реферата должно излагаться логично, содержать обоснованную оценку автором исследуемой проблемы и изучаемой литературы. Простое переписывание содержания соответствующих источников информации не допускается.

Реферат рецензируется преподавателем, ведущим занятия в группе. После защиты реферата в форме тематического выступления, доклада на семинаре, практическом занятии, на научно-практической конференции он остается на кафедре. Лучшие рефераты могут быть представлены на соответствующие конкурсы.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Гендерные характеристики личности.


  • Категория пола в психологии; понятие «гендер».

  • Гендерные различия биологических, психологических и социальных характеристик личности.

  • Гендерные стереотипы и жизненный путь человека.

  • Общая характеристика процесса гендерной социализации.

  • Культурные аспекты формирования гендерной идентичности.

  • Проблема межполовых различий: история и современность.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:




  1. Взаимосвязь понятия пол и гендер.

  2. Половой диморфизм.

  3. Половых различий в психофизиологической сфере.

  4. Социальный интеллект мужчин и женщин.

  5. Определите понятие гендерный стереотип. Приведите примеры гендерных стереотипов.

  6. Как сформировались современные гендерные стереотипы.

  7. Гендерная идентичность и ее формирование.

  8. Гендерные характеристики личности.

  9. Группы гендерных стереотипов маскулинности / фемининности.

ЛИТЕРАТУРА




  1. Агеев, В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов// Вопросы психологии, 1987, № 2.

  2. Алешина, Ю.Е., Борисов, И.Ю. Поло-ролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. 1989. № 2.

  3. Баблоян, З., Булавина, Т. Гендерная проблематика в психологии // Теория и история феминизма. Учебное пособие. Харьков. 1996. Раздел V.

  4. Берн, Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.

  5. Воронина, О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и современность. № 4. 2000.

  6. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. СПб., 2002.

  7. Клецина, И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие.- СПб.: Издательство РГПУ им.А.И.Герцена, 1998.

  8. Клецина, И.С. Самореализация личности и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Реана, Л.А. Коростылевой. Вып. 2. СПб., 1998.

  9. Крайг, Г. Психология развития. СПб., 2000. Гл. 9, 14,15,17.

  10. Либин, А.В. Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции // Дифференциальная психология. М.. 1999. с. 272-287.

  11. Майерс, Д. Социальная психология. СПб., 1998. Гл. 6, 11.



Тема 2. Язык гендерных взаимоотношений



  • Дружба мужчины и женщины.

  • Влюбленность. Феномен любви и ее виды.

  • Основные этапы психо-сексуального развития. Особенности мужской и женской сексуальности.

  • Общая характеристика полового поведения; цели, мотивы, установки.

  • Особенности гендерных отношений в современном обществе.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:




  1. Понятие «гендерная роль». Связь между понятиями «гендерные стереотипы» и «гендерные роли».

  2. Негативные и позитивные стороны усвоения гендерных ролей.

  3. Имена Женщин, вошедших в мировую историю и литературу как символ Большой Любви.

  4. Имена Мужчин, вошедших в мировую историю и литературу как символ Большой Любви.

  5. Дружба, влюбленность, любовь – мужчина и женщина.

  6. Общая характеристика полового поведения: цели, мотивы, установки.

  7. Трансформация гендерных отношений в Беларуси.

ЛИТЕРАТУРА




  1. Агеев, В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов// Вопросы психологии, 1987, № 2.

  2. Алешина, Ю.Е., Борисов, И.Ю. Поло-ролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. 1989. № 2.

  3. Баблоян, З., Булавина, Т. Гендерная проблематика в психологии // Теория и история феминизма. Учебное пособие. Харьков. 1996. Раздел V.

  4. Берн, Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.

  5. Воронина, О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и современность. № 4. 2000.

  6. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. СПб., 2002.

  7. Клецин, А. А. Социологический анализ сексуальных домогательств на работе. СПб., 1998. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. Гл. V.

  8. Клецина, И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие.- СПб.: Издательство РГПУ им.А.И.Герцена, 1998.

  9. Клецина, И.С. Самореализация личности и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Реана, Л.А. Коростылевой. Вып. 2. СПб., 1998.

  10. Крайг, Г. Психология развития. СПб., 2000. Гл. 9, 14,15,17.

  11. Либин, А.В. Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции // Дифференциальная психология. М.. 1999. с. 272-287.

  12. Некрасов, С.Н., Возилкин, И.В. Жизненные сценарии женщин и сексуальность. Свердловск, 1991.

  13. Пайнс, Э. Маслач, К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000. Гл.5.

  14. Солодников, В.В. Дети развода. //Социологические исследования, 1988, № 4. Социальная психология личности/Под ред. В.А. Лабунской. М., 1999. С. 334-338, 355-358.


Тема 3. Брачно-семейные отношения



  • История брачных отношений, современный кризис семьи.

  • Модели семьи; основные и альтернативные формы брака.

  • Теории выбора брачного партнера; особенности добрачного периода.

  • Жизненный цикл семьи, периодизация семейной жизни. Кризисные периоды в браке и их преодоление.

  • Факторы семейного благополучия и супружеской совместимости.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:



  1. История развития семьи.

  2. Критерии и типичные ошибки выбора партнера.

  3. Мотивы создания семьи.

  4. Модели семьи: основные и альтернативные формы брака.

  5. Динамика брачно-семейных отношений в Беларуси.

  6. Кризисные периоды в браке и их преодоление.

  7. Факторы семейного благополучия и супружеской совместимости.

  8. Отношения между супругами: кто в семье главный.

  9. Ревность.

  10. Измена.

  11. Насилие в семье.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Алешина, Ю.Е., Борисов, И.Ю. Поло-ролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. 1989. № 2.

  2. Берн, Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.

  3. Гозман, Л.Я., Алешина, Ю.Е. Общение и развитие взаимоотношений в супружеской паре //Общение и оптимизация совместной деятельности/ Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. М, 1987. с. 140-152.

  4. Каган, В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков. //Вопросы психологии. 1987. № 2.

  5. Кериг, П.К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми. //Вопросы психологии, 1990, №1.

  6. Клецина, И.С. Самореализация личности и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Реана, Л.А. Коростылевой. Вып. 2. СПб., 1998.

  7. Конусов, Ю.А. Мужчина в семье: типы поведения. //Семья и социальная структура. М., 1987.

  8. Лунин, И.И., Старовойтова, Г.В. Исследование родительских полоролевых установок в разных этнокультурных средах. //Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб, 1991.

  9. Тартаковская, И.Н. Социология пола и семьи. Самара. 1997. С.74-107.



Тема 4. Детско-родительские отношения



  • Возрастные особенности процесса гендерной социализации.

  • Психология материнства. Привилегия быть отцом.

  • Ребенок и семья: возрастная динамика отношений.

  • Модели семейного воспитания: факторы риска и условия благополучия.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:




  1. Основные институты социализации и их роль в процессе гендерной социализации.

  2. Основные источники гендерно-ролевой социализации.

  3. Психологическое значение мужчины (отца) для развития личности ребенка.

  4. Психологическое значение женщины для развития личности ребенка.

  5. Могут ли быть функции отца и матери взаимозаменяемы в процессе воспитания?


ЛИТЕРАТУРА


  1. Алешина, Ю.Е., Борисов, И.Ю. Поло-ролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. 1989. № 2.

  2. Берн, Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.

  3. Гозман, Л.Я., Алешина, Ю.Е. Общение и развитие взаимоотношений в супружеской паре //Общение и оптимизация совместной деятельности/ Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. М, 1987. с. 140-152.

  4. Гурко, Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //Социологические исследования. 1997. № 1.

  5. Каган, В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков. //Вопросы психологии. 1987. № 2.

  6. Кериг, П.К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми. //Вопросы психологии, 1990, №1.

  7. Клецина, И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие.- СПб.: Издательство РГПУ им.А.И.Герцена, 1998.

  8. Клецина, И.С. Самореализация личности и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Реана, Л.А. Коростылевой. Вып. 2. СПб., 1998.

  9. Кон, И.С. Ребенок и общество. М., 1988. Гл. V.

  10. Конусов, Ю.А. Мужчина в семье: типы поведения. //Семья и социальная структура. М., 1987.

  11. Крайг, Г. Психология развития. СПб., 2000. Гл. 9, 14,15,17.

  12. Либин, А.В. Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции // Дифференциальная психология. М.. 1999. с. 272-287.

  13. Лунин, И.И., Старовойтова, Г.В. Исследование родительских полоролевых установок в разных этнокультурных средах. //Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб, 1991.

  14. Пайнс, Э. Маслач, К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000. Гл.5.

  15. Пушкарева, Н.Л. Материнство в новейших социологических, философских и психологических концепциях // Этнографическое обозрение. 1999. № 5.

  16. Солодников, В.В. Дети развода. //Социологические исследования, 1988, № 4. Социальная психология личности/Под ред. В.А. Лабунской. М., 1999. С. 334-338, 355-358.

  17. Тартаковская, И.Н. Социология пола и семьи. Самара. 1997. С.74-107.


Тема 5. Прикладные аспекты гендерной психологии


  • Особенности делового общения с учетом гендерных характеристик личности.

  • Женщина и карьера, эффективность лидеров разного пола.

  • Особенности мужского и женского поведения в бизнесе.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:




  1. Гендерные стереотипы в спорте.

  2. Гендерные стереотипы при выборе профессии.

  3. Выдающиеся Мужчины Беларуси.

  4. Выдающиеся Женщины Беларуси.

  5. Карьера мужчины и женщины.

  6. Статистический анализа выбора профессии мужчинами и женщинами в Беларуси.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Агеев, В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов// Вопросы психологии, 1987, № 2.

  2. Алешина, Ю.Е., Борисов, И.Ю. Поло-ролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. 1989. № 2.

  3. Баблоян, З., Булавина, Т. Гендерная проблематика в психологии // Теория и история феминизма. Учебное пособие. Харьков. 1996. Раздел V.

  4. Берн, Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.

  5. Воронина, О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и современность. № 4. 2000.

  6. Ильин, Е.П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. СПб., 2002.

  7. Клецина, И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие.- СПб.: Издательство РГПУ им.А.И.Герцена, 1998.

  8. Клецина, И.С. Самореализация личности и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Реана, Л.А. Коростылевой. Вып. 2. СПб., 1998.

  9. Майерс, Д. Социальная психология. СПб., 1998. Гл. 6, 11.

  10. Некрасов, С.Н., Возилкин, И.В. Жизненные сценарии женщин и сексуальность. Свердловск, 1991.

  11. Раковская О. А. Особенности становления профессиональной карьеры женщины //Гендерные аспекты социальной трансформации. М., 1996.

  12. Чирикова, А.Е. Женщина во главе фирмы. М., 1998.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка