План мероприятий по правовому просвещению и формированию законопослушного поведения учащихся Заволжского муниципального района на 2014-2015 учебный год



Сторінка1/2
Дата конвертації11.04.2016
Розмір0.71 Mb.
  1   2
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение ЗАВОЛЖСКИЙ ЛИЦЕЙ
155410, г. Заволжск, Ивановская область, ул. Мира, д.20 тел: 8 (49333) 2-10-38

ИНН 3710005898 КПП 371001001 E-mail: z_ lizey@rambler.ru

«Утверждаю»

Директор МКОУ Заволжского лицея: Торгашова О.Н.

Приказ № 171 от 03.09.2014 г.



Программа

правового воспитания

обучающихся

МКОУ Заволжского лицея


«Закон о тебе. Ты о законе»

г. Заволжск

2014 г.

  1. Паспорт Программы правового воспитания обучающихся МКОУ Заволжского лицея «Закон о тебе. Ты о законе»





Наименование Программы

Программа правового воспитания обучающихся МКОУ Заволжского лицея «Закон о тебе. Ты о законе»


Основание для разработки Программы

Конвенция о правах ребенка

ФЗ РФ «Об образовании»

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 -2017 гг.

ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 №120- ФЗ)

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (от 24.07.1998 г. №124-ФЗ)

Национальная доктрина образования в РФ на 2000-2025 гг.

План мероприятий по правовому просвещению и формированию законопослушного поведения учащихся Заволжского муниципального района на 2014-2015 учебный год

Программа воспитания и социализации обучающихся МКОУ Заволжского лицея на 2010-2015 гг.



Разработчик Программы

МКОУ Заволжский лицей

Цель Программы

Формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры обучающихся, законопослушного поведения и гражданской ответственности

Основные задачи Программы

  • Воспитание у обучающихся уважения к закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам;

  • Развитие интереса к правам человека среди обучающихся, их родителей и педагогов;

  • Содействие повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения обучающихся;

  • Привитие навыков избирательного права;

  • Усиление работы по профилактике правонарушений несовершеннолетними;

  • Активизация разъяснительной работы среди обучающихся и родителей по правовым вопросам, разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе;

  • Раскрытие творческого потенциала школьников через актуализацию темы прав человека, норм, законов и ответственности за их несоблюдение.

Срок реализации Программы

2014 – 2018 гг.

Исполнители Программы

Педагогический коллектив МКОУ Заволжского лицея

Перечень основных направлений Программы

  • Содержательное

  • Социально-педагогическое

  • Кадровое обеспечение

  • Управленческое

Финансовое обеспечение Программы

Спонсорская помощь

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

  • Совершенствование системы работы по правовому воспитанию;

  • Положительная динамика формирования правосознания обучающихся;

  • Повышение социальной активности и уровня социализации обучающихся;

  • Отсутствие обучающихся, состоящих на учете в субъектах профилактики правонарушений несовершеннолетних

Контроль за реализацией Программы

Администрация МКОУ Заволжского лицея




  1. Характеристика проблемы

«У того, кто решит изучать законы,

не останется времени их нарушать».

И.Гете
Гражданское общество начинается с воспитания гражданина. Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, направленных на овладение школьниками необходимыми правовыми знаниями, обеспечивающая выработку навыков и умений правомерного поведения и самостоятельной правовой оценки действительности. Это утверждение в сознании детей и подростков взглядов и убеждений, обеспечивающих высокое уважение к законам государства, нетерпимость к правонарушителям, высокую правовую активность, умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения, решать споры цивилизованными способами.

К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости их соблюдения, активная жизненная позиция в правовой сфере. Центральной задачей правового  воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников  в настоящее время достаточно актуальна.

Во-первых, она вызвана наблюдающимся сегодня в России пробуждением практического интереса населения к праву и правовым институтам. В целом ряде случаев отмечается стремление прибегать к правовым механизмам защиты собственных прав и прав ребенка. На уровне семьи и личности можно констатировать все возрастающую заинтересованность в формировании правовой компетенции всей семьи и каждого ее члена в отдельности, т.е. способности защищать свои права, осознавать ответственность за выполнение обязанностей, выстраивать свое поведение в соответствии с существующими в обществе нормами права и морали. Однако в связи с тем, что в стране происходит непрерывный процесс нормотворчества, обновления законодательства, накопления правоприменительной практики, разрыв между современным демократическим законодательством и низким уровнем правосознания населения становится все заметнее. Отсутствие опыта выстраивания модели собственного поведения в условиях постоянного обновляющейся нормативно-правовой базы усложняет формирование правового сознания молодежи, подростков и детей младшего возраста. Старшие не могут передать подрастающему поколению свой правовой опыт, им самим сложно разобраться в огромной массе создающихся и исчезающих законов и подзаконных актов - не хватает базовой подготовки, включающей, главным образом, основы знаний по праву, навыки работы со специфической правовой информацией и ее применением. Поэтому то, что в странах с длительной правовой традицией закладывается внутри семьи, воспитывается через взаимодействие старших и младших, создается естественным образом, в наших условиях должно иметь поддержку извне, стать предметом целенаправленной работы существующих и заинтересованных в этом государственных и общественных институтов.

Во-вторых, в  последние годы резко обострилась проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста. Она обусловлена ростом  правонарушений  и  преступности в обществе, а,  следовательно, и в среде школьников, ростом неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и  не занимающихся воспитанием, содержанием детей. Семейное неблагополучие, алкоголизм, наркомания, социальное сиротство, невыполнение родителями обязанностей  по  воспитанию  детей – социальные факторы, по-прежнему, остаются  одними  из  основных причин  формирования  противоправного поведения у подростков.

В-третьих, задача формирования гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции школьников поставлена перед учреждениями образования всеми последними нормативными документами в области образования и воспитания: Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761), новым ФЗ РФ «Об образовании» (утв. Указом Президента РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).

Еще в методических рекомендациях «Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений», утверждённой приказом Министерства образования и науки России от 03.02.2006 года №1 сформулированы важнейшие  задачи воспитания школьников:   


  • формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;

  • защита прав и интересов обучающихся;

  • формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров; способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда».

В Федеральном Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 от   24.06.1999г., ст.14.5  подчеркнута необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений программы и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

В лицее правовое воспитание осуществляется согласно Программе воспитания и социализации обучающихся МКОУ Заволжского лицея на период 2010-2015 годов, Программам воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования и на ступени основного общего образования (по ФГОС). Одно из главных направлений воспитательной деятельности – «Ученик и его закон и порядок» предусматривает систему работы по правовому воспитанию.

В лицее систематизирована и воспитательная работа по профилактике безнадзорности и правонарушений. Она направлена на духовно-нравственное развитие личности, предупреждение асоциального поведения, коррекцию личности трудного ребенка, помощи ему  в самоутверждении. В рамках подпрограммы профилактики асоциального поведения школьников разработан функциональный алгоритм профилактической работы и адресной помощи конкретному ребенку и семье. Основным критерием оценки эффективности индивидуальной профилактической работы определено улучшение положения и качества жизни ребенка, устранение источников неблагополучия, расширение возможной защиты права ребенка на достойную жизнь, здоровье и образование, реализация его способностей.

Ежемесячно проводятся Единые дни профилактики правонарушений, в рамках которых организуются встречи с представителями субъектов профилактики правонарушений, внеурочные мероприятия, направленные на формирование законопослушного поведения, в форме бесед, игр, викторин, дискуссионных клубов. Ежемесячно действует Совет профилактики.

Систематически ведется работа по новому Порядку взаимодействия муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по профилактике неблагополучия в семьях, имеющих детей, и несовершеннолетних.

В течение учебного года реализуются планы индивидуальной профилактической работы с учащимися, состоящими на учете в лицее. Учащиеся «группы риска» вовлечены в разные виды интерактивной внеурочной деятельности, в том числе и организуемой Советом старшеклассников.

Вопросы профилактической работы с детьми и неблагополучными семьями стоят на постоянном контроле администрации лицея. Ежегодно эта тема рассматривается на педагогических совещаниях и родительских собраниях.

Усиление воспитательной функции образовательного учреждения, систематическая индивидуально-профилактическая работа с учащимися, состоящими на различных формах учета, организованное постоянное взаимодействие специалистов разных структур в деятельности лицея и, в частности, оказания помощи и поддержки детям «группы риска» помогает удерживать невысокий процент учащихся, совершивших правонарушения, но, к сожалению, не сводит до нуля.


Доля обучающихся, совершивших правонарушения в общей численности обучающихся

Учебный год

Количество учащихся

Количество учащихся, совершивших правонарушения

Доля обучающихся, совершивших правонарушения в общей численности обучающихся

2010-2011

761

6 /10

0,8 /1,3

2011-2012

794

6 / 8

0,75 / 1,02

2012-2013

748

9/4

1,5/0,5

2013-2014

767

4/1

0,5/0,1

Неблагоприятный социальный фон не ставит семью в позицию активно действующего элемента системы профилактики правонарушений среди подростков.

Из 705 семей (в них 767 детей) в лицее:

С одном ребенком - 341

С двумя - 328/375

Многодетных - 36/57



Неполных - 188/200

Неблагополучных - 5/5

Безработных /на учете в ЦЗН/ - 87/98 ЦЗН 17/19



Малообеспеченных - 64/79

Инвалидов - 10/11

Неработающих пенсионеров - 4/4

С высшим образованием - 1/оба - 185/58

Не владеющих русским языком /русский – не родной/ - 3/5



Опекаемых детей – 21

Детей-инвалидов - 7

Воспитание в неполных семьях обеднено эмоционально и организационно. Так как матери стараются материально обеспечить семью, много работают и редко бывают дома, дети остаются без присмотра, попадают в плохие компании, совершают правонарушения. Фактором, снижающим воспитательный потенциал семей, является низкий материальный достаток, не позволяющий обеспечить детям разностороннее развитие. Трансформация института семьи приводит к высокому уровню социального неблагополучия в семьях: по статистике ежегодно лишаются родительских прав около 50 тысяч родителей. В 2012 году принята программа «Россия без сиротства», реализуется концепция сокращения сиротских учреждений и устройства детей в замещающие семьи. Поэтому возрастает количество опекаемых семей, хотя опекуны не всегда справляются с обязанностями воспитателей. В этом году такая ситуация имела место.

Итак, ежегодно в лицее проводится большая работа по правовому воспитанию и профилактике правонарушений несовершеннолетних. Но, к сожалению, репродуктивное усвоение правовой информации в рамках образовательной и внеурочной деятельности не всегда решает основную задачу воспитания правосознания школьников.

Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе воспитания школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Кроме этого, в правовом воспитании необходима  такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

 Таким образом, образовательное учреждение стоит перед необходимостью разработки соответствующей программы, в которой будет усилена роль воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения,  как учащихся, так и их родителей.



Программа правового воспитания обучающихся лицея «Закон о тебе. Ты о законе» (далее Программа) представляет собой комплекс организационных, методических, обучающих мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области правового воспитания. Предполагаемые Программой меры направлены не только на ознакомление школьников с положениями российских законов, но и на формирование уверенности в том, что права молодых людей могут быть надежно защищены. Система правового воспитания ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм, а также на достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением человека.

  1. Цель Программы - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры обучающихся, законопослушного поведения и гражданской ответственности

  2. Основные задачи Программы

  • Воспитание у обучающихся уважения к закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам;

  • Развитие интереса к правам человека среди обучающихся, их родителей и педагогов;

  • Содействие повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения обучающихся;

  • Привитие навыков избирательного права;

  • Усиление профилактической работы по профилактике правонарушений несовершеннолетними;

  • Активизация разъяснительной работы среди обучающихся и родителей по правовым вопросам, разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе;

  • Раскрытие творческого потенциала школьников через актуализацию темы прав человека, норм, законов и ответственности за их несоблюдение.




  1. Основные направления деятельности по реализации Программы


Содержательное

Развитие нормативно-правовой базы и информационно-методическое обеспечение реализации Программы

Отбор материала, разработка образовательных, воспитательных, психолого-социальных технологий, методов, форм, способствующих формированию законопослушного поведения обучающихся

Управленческое

Создание условий для реализации основных направлений программы

Взаимодействие с организациями, способными оказать помощь в осуществлении правового воспитания, субъектами профилактики правонарушений несовершеннолетних

Кадровое обеспечение

Осуществление подготовки, повышения квалификации специалистов для работы по правовому и психолого-педагогическому сопровождению правового воспитания обучающихся



Социально-педагогическое

Реализация системы просветительских и психолого-педагогических мероприятий, адресованных обучающимся, родителям

Социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции отклонений в семейном воспитании и личностном развитии обучающихся


  1. Механизм реализации Программы

Реализация цели правового воспитания предполагает следующую систему работы:

Осуществление межведомственного взаимодействия (тесное сотрудничество по вопросу правового воспитания с отделом образования администрации Заволжского муниципального района, КДН и ЗП при администрации Заволжского муниципального района, ГДН ОП №8 «Кинешемский» по Заволжскому муниципальному району, Прокуратурой, ТОСЗН, ЦРБ, ЦДОДД, ЦЗН, общественными организациями и образовательными учреждениями города).

Информационно-просветительская деятельность (осуществление цикла просветительных мероприятий: проведение лекций, бесед, консультаций информационного характера для учащихся, родителей с участием специалистов в области правового воспитания, а также информационное сопровождение деятельности по формированию правового просвещения – сайт, портал, наглядная агитация, школьная газета, школьное радио, школьное ТВ, СМИ)

Диагностическая работа, мониторинг (предполагает проведение социологических опросов среди субъектов профилактики по вопросам правового воспитания, изучение личностных особенностей школьников, влияющих на формирование правового самосознания;   создание банка данных о детях с отклонениями в личностном развитии на основе анализа результатов диагностического исследования).

Практическая деятельность (осуществление Программы правового просвещения «Азбука практического права: изучаем вместе», образовательной (уроки, элективные курсы) и активной внеурочной деятельности (Декады правовых знаний, проведение лекций, бесед, консультаций, тренингов, игр, викторин, конкурсов), проведение обучающих семинаров-совещаний, лекториев, круглых столов с педагогами, родителями - с привлечением межведомственных организаций (общественных организаций, правоохранительных органов, прокуратуры, СМИ, Управления Федеральной службы наркоконтроля, Центра занятости населения и др).




  1. Основные направления системы правового воспитания:

  1. Осуществление правового образования в рамках учебных предметов и элективных курсов

  2. Правовое просвещение во внеурочной деятельности – программа «Азбука практического права: изучаем вместе»

  3. Правовое воспитание во внеурочной деятельности

  4. Организация Единых дней профилактики правонарушений несовершеннолетних и взаимодействие с субъектами системы профилактики – ГДН ОВД, КДН и ЗП.

  5. Деятельность Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних

  6. Работа по Порядку взаимодействия с КДН и ЗП и индивидуальная работа с учащимися и семьями «группы риска»

  7. Школьное самоуправление как средство правового воспитания учащихся.

  8. Правовое образование родительской общественности

  9. Работа педагога-психолога по программе «Трудный подросток»

  10. Деятельность уполномоченного по правам ребенка


Система работы по правовому воспитанию

Работа органов самоуправления,

участие

в выборах, организация волонтерского отряда

Внеурочная деятельность –

правовой всеобуч, декады правовых знаний, проведение круглых столов, дискуссий, создание правовых проектов

и др.

Проведение мероприятий в рамках



Единых дней профилактики

Учебные предметы, элективные курсы

Работа с родителями
Система

правового воспитания лицея


Учителя истории, обществозна-

ния


Совет профилактики,

Инспектор ГДН,

Секретарь КДН и ЗП

Прокуратура


Классные руководители,


Педагог-психолог,

Уполномоченный по правам ребенка


Заместитель директора

по ВР



  1. Содержание деятельности


Осуществление правового образования в рамках учебных предметов и элективных курсов

Преподавание основ правовых знаний ведется на уроках: Окружающий мир (1-4), Обществознание (5-11); в рамках внеурочной деятельности по ФГОС: курс «Мир деятельности» (1); элективных курсов: «Мои права» (5), «В мире права» (8), «Введение в избирательное право» (9)



Правовое просвещение во внеурочной деятельности

Программа «Азбука практического права: изучаем вместе» для 1-11-х классов (См. Приложение)


Правовое воспитание во внеурочной деятельности

Общешкольный план воспитательной работы по направлению «Ученик и его закон и порядок» (См. Приложение Программа воспитания и социализации, План мероприятий по правовому воспитанию и профилактике правонарушений несовершеннолетних на учебный год)

Воспитательные системы классов
Используемые формы занятий:


  • декады правовых знаний,

  • беседы,

  • деловые и ролевые игры,

  • конкурсы,

  • викторины,

  • круглые столы,

  • диспуты,

  • классные часы;

  • КТД,

  • встречи,

  • тематические вечера,

  • практическая работа;

  • моделирование обучающих ситуаций;

  • тренинги,

  • видео-уроки,

  • флешмоб-акции и др.


Организация Единых дней профилактики правонарушений несовершеннолетних и взаимодействие с субъектами системы профилактики – ГДН ОВД, КДН и ЗП

В лицее налажены контакты с инспектором ГДН ОВД, секретарем КДН и ЗП, инспектором по пропаганде ПДД ГИБДД, которые регулярно принимают участие в проведении ЕДП, работе Совета по профилактике правонарушений, организации лектория правовой направленности и др. Единые дни профилактики правонарушений несовершеннолетних организуются ежемесячно.


Деятельность Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних

Совет профилактики правонарушений действует ежемесячно по запросам педагогов и учащихся. На заседаниях рассматриваются персональные дела и принимаются конкретные меры по оказанию адресной помощи.


Работа по Порядку взаимодействия с КДН и ЗП и индивидуальная работа с учащимися и семьями «группы риска»

Порядок взаимодействия муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по профилактике неблагополучия в семьях, имеющих детей, и несовершеннолетних, который определил последовательность действий муниципальных КДН и ЗП, органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (субъектов профилактики) и подведомственных им учреждений, осуществляющих отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при выявлении неблагополучия, учете и организации профилактической работы с семьями, имеющими детей, и несовершеннолетними).

Общее руководство, координацию и контроль за организацией профилактической работы с неблагополучными семьями (несовершеннолетними) осуществляет КДН. Председатель КДН (или по его поручению – заместитель председателя или ответственный секретарь) принимает решение об открытии/нецелесообразности открытия случая неблагополучия, его классификации, постановке семьи (несовершеннолетнего) на учет в муниципальный банк случаев семейного неблагополучия или в муниципальный банк семей (несовершеннолетних), находящихся в социально опасном положении, о назначении субъекта профилактики, ответственного за ведение случая неблагополучия и субъектов-соисполнителей. Для организации общего руководства и контроля за ведением случаев неблагополучия субъекты профилактики (учреждения, подведомственные субъекту профилактики) назначают ответственного специалиста (далее – координатора), который передает случай для ведения в учреждение, подведомственное субъекту профилактики. Учреждение назначает куратора, ведущего случай и организующего работу с семьей (несовершеннолетним).

Порядок предусматривает ведение случаев неблагополучия с учащимися, состоящими на учете в КДН и ЗП и ГДН ОП№8.

С учащимися «группы риска», состоящими на ВШК, ведется работа по планам индивидуальной профилактической работы.
Школьное самоуправление как средство правового воспитания учащихся

Важная роль в правовом воспитании учащихся отводится Совету старшеклассников, особенно в организации и в проведении досуговых мероприятий для разных категорий учащихся, что способствует профилактике асоциального поведения. То, что организуется самими учащимися, как правило, вызывает у них больший энтузиазм, школьное самоуправление активизирует интерес обучающихся всех возрастов к внешкольным и внеклассным воспитательным мероприятиям.


Правовое образование родительской общественности

Программа предполагает правое образование  родителей, которое носит систематический и планомерный характер.  Общешкольные собрания проводятся один раз в год. Родительский всеобуч – ежемесячно. На родительских собраниях проходит работа по повышению уровня правовых знаний родителей, ориентация на защиту прав ребенка, оказывается помощь в воспитании детей.



Примерная тематика лекций для родителей:

  • Роль семьи в правовом воспитании обучающихся

  • Законы воспитания в семье. Какими им быть?

  • Воспитание ненасилием в семье

  • Как научить сына или дочь говорить «нет»?

  • Детская агрессивность, ее причины и последствия

  • За что ставят на учет в милицию?

  • Свободное время – для души и с пользой, или Чем занят ваш ребенок?

  • Как уберечь подростка от насилия?

  • Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения

  • Как научить быть ответственным за свои поступки.

  • Что делать, если ваш ребенок попал в милицию?

  • Закон и ответственность



  1. Этапы реализации Программы




п/п

Содержание этапов

Срок реализации

1.      

Развитие нормативно-правовой базы и информационно-методическая деятельность, использование контрольно-диагностических методик по выявлению уровня развития самосознания школьников по вопросу законопослушного поведения.

2014-2015 гг.

2.      

Создание активно действующей системы правового воспитания, способствующей формированию законопослушного поведения школьников (активное включение учащихся, родителей, педагогов, общественности, соответствующих социально-правовых организаций).

2015-2017 гг.

3.      

Анализ и обобщение деятельности лицея по реализации Программы; совершенствование содержания правового воспитания и системы формирования законопослушного поведения школьников.

2017-2018 гг.




  1. План мероприятий по реализации Программы




п/п

Содержание работы

Срок исполнения

Исполнитель

  1. Развитие нормативно-правовой базы и информационно-методическое обеспечение реализации Программы




1.1

Разработка Программы правового воспитания обучающихся

2014

Заместитель директора по ВР

1.2

Корректировка Плана мероприятий по правовому воспитанию и профилактике правонарушений несовершеннолетних на учебный год

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

1.3

Разработка Планов индивидуальной профилактической работы с учащимися, состоящими на ВШК

Ежегодно

Классные руководители

1.4

Разработка Перспективных планов с неблагополучными несовершеннолетними (семьями) и Рабочих карт социальной реабилитации несовершеннолетних (семей) согласно Порядку взаимодействия с КДН и ЗП

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

Классные руководители



1.5

Разработка Программы по правовому просвещению «Азбука практического права: изучаем вместе»

2014

Заместитель директора по ВР

ШМО классных руководителей



1.6

Включение разделов работы по правовому воспитанию и просвещение в планы ВР классных руководителей

Ежегодно

Классные руководители

1.7

Подготовка пакета документов по правовому просвещению для классных руководителей и родителей

2014-2015

Заместитель директора по ВР

1.8

Подготовка материалов диагностических исследований с целью выявления уровня компетентности в законодательной сфере учащихся, отношения педагогов, родителей к данной проблеме

2014-2015

Педагог-психолог


1.9

Освещение в школьной газете, через школьное радио и ТВ вопросов правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников

2014-2018

Заместитель директора по ВР

Руководители ДО

Педагог-психолог


1.10

Оформление и обновление информационно-консультационных стендов в зданиях




Педагог-психолог

ШМО классных руководителей



1.11

Размещение информации по правовому просвещению и воспитанию на сайте лицея, портале

2014-2018

Заместитель директора по УР



1.12

Создание банка видео, аудио, CD-материалов по правовому воспитанию и просвещению

2014-2018

Заместитель директора по ВР

ШМО классных руководителей



1.13

Подготовка списка периодических изданий и художественной литературы, способствующих формированию законопослушного поведения школьников

2014-2015

Библиотекарь

1.14

Составление социального паспорта лицея

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

Классные руководители



1.15

Составление сводной таблицы учащихся «группы риска»

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

1.16

Корректировка Положения о Совете профилактики

2014-2015

Заместитель директора по ВР

1.17

Корректировка программы «Трудный подросток»

2014-2015

Педагог-психолог

1.18

Разработка плана работы уполномоченного по правам ребенка

2014-2015

Педагог-психолог

1.19

Разработка Положения о волонтерском отряде при уполномоченном по правам ребенка для оказания правовой помощи сверстникам

2014-2015

Педагог-психолог

1.20

Корректировка плана работы Совета старшеклассников с учетом усиления работы по правовому просвещению и воспитанию

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

1.21

Анализ работы по правовому воспитанию и просвещению

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

1.22

Информационное сопровождение в СМИ мероприятий, направленных на формирование правовой культуры обучающихся

2014-2018

Заместитель директора по ВР

1.23

Обобщение деятельности лицея по реализации Программы

2018

Заместитель директора по ВР

  1. Взаимодействие с организациями, способными оказать помощь в осуществлении правового воспитания, субъектами профилактики правонарушений несовершеннолетних




2.1

Организация межведомственного взаимодействия по правовому воспитанию с социальными партнерами и субъектами системы профилактики:

КДН и ЗП, ГДН ОП №8, ТОСЗН, Прокуратура, районный суд, ЦЗН, ЦРБ, ЦДОДД, ГИБДД, ДЮСШ, ГМ, ГДК, ГБ, Спасательная станция и др.

с целью привлечения к сотрудничеству в рамках реализации Программы при проведении мероприятий для обучающихся, педагогов, родителей


2014-2018

Заместитель директора по ВР

Классные руководители

Педагог-психолог


2.2

Организация межведомственного взаимодействия в рамках проведения Единых дней профилактики правонарушений несовершеннолетних

Ежемесячно

Заместитель директора по ВР

2.3

Организация межведомственного взаимодействия в рамках Дня правовой помощи детям

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

2.4

Организация деятельности Совета профилактики


Ежемесячно

Заместитель директора по ВР

2.5

Оказание юридической помощи несовершеннолетним и их родителям по вопросам защиты прав и законных интересов семьи, учащихся

2014-2018

Заместитель директора по ВР

2.6

Проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов

Ежегодно

Заместитель директора по УВР

2.7

Организация межведомственного взаимодействия в рамках работы по Порядку взаимодействия с КДН и ЗП

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

Кураторы


  1. Осуществление подготовки, повышения квалификации специалистов для работы по правовому и психолого-педагогическому сопровождению правового воспитания обучающихся




3.1

Участие в обучающих семинарах для заместителей директоров по ВР, педагогов-психологов, классных руководителей по правовому воспитанию обучающихся

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

Классные руководители

Педагог-психолог


3.2

Изучение нормативных документов в области правового просвещения и воспитания

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

ШМО классных руководителей



3.3


Рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения учащихся на педагогических советах, совещаниях при директоре, заместителе директора по ВР, на Советах профилактики, заседаниях ШМО классных руководителей с приглашением представителей правоохранительных органов, прокуратуры и др.

2014-2018



Заместитель директора по ВР

3.4

Организация совещаний с классными руководителями по специфике работы с детьми «группы риска»

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

3.5

Проведение открытых мероприятий в рамках Методической недели классных руководителей, посвященной Декаде правовых знаний

2014-2018

Заместитель директора по ВР

ШМО классных руководителей



3.6

Организация фестиваля методических разработок по правовому воспитанию и просвещению

2014-2018

Заместитель директора по ВР

Классные руководители



  1. Мероприятия по правовому воспитанию и формированию законопослушного поведения обучающихся, правовому просвещению родителей




4.1

Организация и проведение элективных курсов, внеурочной деятельности по ФГОС по правовому просвещению

2014-2018

Администрация

Педагогический коллектив



4.2

Реализация Программы правового просвещения «Азбука практического права: изучаем вместе»

2014-2018

Классные руководители

4.3

Проведение Единых дней профилактики правонарушений несовершеннолетних







4.4

Проведение внеурочных мероприятий (викторин, игр, дискуссий, тренингов, встреч, экскурсий и др.) в рамках классных часов с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения

2014-2018


Классные руководители

4.5

Проведение Декады правовых знаний

Ежегодно

ШМО классных руководителей

4.6

Организация тематических видео-показов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся

2014-2018

Классные руководители

4.7

Участие во Всероссийской акции «Я – гражданин России»

Ежегодно

Классные руководители

4.8

Участие в муниципальных конкурсах:

  • игр «Калейдоскоп избирательного права» и др.;

  • сочинений – «Если бы был губернатором», «Права человека и будущее России» и др.;

  • рефератов «Что значит законопослушный гражданин» и др.;

  • рисунков – «Мы идем на выборы», «Я и мои права», «Я имею право» и др.

Ежегодно


Классные руководители

Учителя обществознания



4.9

Деятельность уполномоченного по правам ребенка

2014-2018

Педагог-психолог


4.10

Создание волонтерского отряда, направленного на формирование законопослушного поведения школьников

2014-2015

Педагог-психолог


4.11

Работа по программе «Трудный подросток»

2014-2018

Педагог-психолог


4.12

Привлечение школьных органов самоуправления, детских объединений к реализации Программы

2014-2016

Заместитель директора по ВР

4.13

Освещение вопросов правового просвещения в школьной газете, через школьное радио и ТВ

2014-2018

Заместитель директора по ВР

Педагог-психолог

Классные руководители


4.14

Мониторинг правовой осведомленности обучающихся

2 раза в год

Педагог-психолог

Классные руководители



4.15

Организация мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни и профилактику ПАВ, досуговых мероприятий для учащихся «группы риска»

2014-2018

Классные руководители

4.16

Организация работы по Порядку взаимодействия с КДН и ЗП

2014-2018

Заместитель директора по ВР

Кураторы


4.17

Проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения учащихся

  • общешкольных

  • классных

Ежегодно


Ежемесячно

Заместитель директора по ВР

Классные руководители



4.18

Организация индивидуальных встреч учащихся группы риска и их родителей с сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся

Ежегодно

Заместитель директора по ВР

Классные руководители






  1. Критерии оценки эффективности Программы

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.

Результативность реализации Программы измеряется степенью готовности и стремлением школьников к соблюдению российских законов, выполнению своего гражданского долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в укрепление правопорядка.

Критериями оценки результативности реализации Программы являются:

  • повышение степени законопослушности подростков, снижение уровня совершенных правонарушений;

  • проявление толерантности обучающихся во всех областях жизни;

  • негативное отношение обучающихся к проявлениям экстремизма, ксенофобии и другим асоциальным явлениям;

  • осознание обучающимися нравственных жизненных ценностей: ответственности, честности, долга, справедливости, правдивости и др.

  • активизация действующих детских организаций лицея, детских, подростковых, молодежных объединений (организаций, центров, клубов по интересам) правовой направленности.




  1. Ожидаемые результаты реализации Программы




  • Совершенствование системы работы по правовому воспитанию;

  • Положительная динамика формирования правосознания обучающихся;

  • Повышение социальной активности и уровня социализации обучающихся;

  • Отсутствие обучающихся, состоящих на учете в субъектах профилактики правонарушений несовершеннолетних




  1. Координация и контроль реализации Программы

Координация и контроль реализации Программы

- осуществляет организационное, информационное и научно-методическое обеспечение Программы;

- координирует взаимодействие классных руководителей с педагогом-психологом, с заинтересованными организациями по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников;

- анализирует ход выполнения плана действий по реализации Программы.

Исполнители Программы несут ответственность за своевременное выполнение указанных мероприятий. Контроль за  выполнением Программы осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

Исполнители обязаны один раз в год представлять аналитические данные по выполнению указанных мероприятий в администрацию школы.

По результатам реализации Программы исполнители Программы ежегодно заслушиваются на заседании Совета профилактики с приглашением родительской общественности, правоохранительных органов, представителей прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних и других заинтересованных организаций.

Приложение 1

Программа правового просвещения «Азбука практического права: изучаем вместе»

Цель программы правового просвещения «Азбука практического права: изучаем вместе» (далее - Программы) — создание образовательных, информационных и иных условий для формирования правовой культуры учащихся и их родителей, включая позитивные для общества правовые ориентации, убеждения, ценности, образцы юридически значимого поведения.

В результате организованной системы взаимодействий в рамках Программы ее участники смогут:

- определить свое отношение к праву, как общественной ценности;

- составить собственные представления и сформировать личностные
установки, основанные на современных правовых и моральных ценностях
общества;


  • иметь компетенции, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции;

  • получить образовательные, информационные и иные возможности для дальнейшего непрерывного правового самообразования.

Достижение общих целей Программы предполагает создание соответствующих им образовательных и информационных условий, включающих в себя систематическое проведение:

  • правовых занятий с учащимися (прежде всего, в рамках классных часов), с возможным последующим предоставлением продуктов их образовательной деятельности на встречах с родителями;

  • совместных обсуждений учащимися и их родителями наиболее актуальных правовых проблем;

  • встреч учащихся и родителей с представителями юридического сообщества;

  • родительских собраний по обсуждению вопросов практического права;

  • социальных практик и социальных проектов учащихся, предусматривающих правовое знание.

Программа предусматривает обсуждение четырех ключевых тем в течение каждого учебного года. Эти темы могут быть рассмотрены как отдельно на занятиях с учащимися и на встречах с родителями, так и в ходе их совместных обсуждений.

Изучение тем с учащимися и родителями может происходить последовательно, как это предложено в программе, или циклично. Во втором случае к каждой теме или некоторым из них возвращаются повторно (возможно, неоднократно) в течение учебного года.

Количество времени, которое может быть затрачено на рассмотрение той или иной темы варьируется от 2 до 8 академических часов и определяется потребностями конкретной группы учащихся и родителей, а также имеющимися ресурсами (временными, кадровыми и т.д.).

Занятия по предложенным темам могут проходить как аудиторные (в учебном классе), так и внеаудиторные (экскурсии, социальные практики, проекты, походы, встречи и т.д.).

По каждой теме предлагается перечень некоторых информационных ресурсов (литература и Интернет-источники), которыми при желании могут воспользоваться участники Программы.
Начальное звено

1 класс


  1   2


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка