План и тематика групповых занятий по курсу «Инструментальная дидактика»



Скачати 156.32 Kb.
Дата конвертації26.04.2016
Розмір156.32 Kb.
ПЛАН И ТЕМАТИКА ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

по курсу «Инструментальная дидактика»

(СРЕДСТВА, СРЕДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

В ОБЩЕМ СРЕДНЕМ ОБРАЗОВАНИИ)
Семинар. Модуль 1. Средства, среды и технологии обучения как самостоятельная категория педагогики и их взаимосвязь с содержанием образования
Цель. Освоение студентами ключевых понятий инструментальной дидактики, основ методологии и теории создания и использования учебного оборудования, специфики взаимосвязи содержания образования с триадой «средства – среда – технологии» в учебно-воспитательном процессе.

Вопросы для обсуждения

  1. Ключевые термины и понятия. Основные группы материально-технического оснащения образовательного процесса: общая и внутри групповая классификации.

  2. Дидактические средства их свойства и функции в контексте инструментально-деятельностного подхода к обучению, воспитанию, развитию учащихся.

  3. Категория деятельности в контексте педагогико-эргономического анализа.

  4. Особенности взаимосвязи средств обучения с содержанием, средой и технологиями в образовании. Факторы формирования базового знания и критерии отбора содержания.

  5. Факторы изменений в системе «человек-мир» и в образовательной парадигме и их влияние на современные тенденции развития образования: фундаментальность, мировоззренческие универсалии, качество, идеология выживания (экологический императив).

  6. Система обучения, воспитания, развития как система взаимодействующего обучения.

  7. Электронные образовательные средства: свойства, функции, возможности использования. Механизмы освоения мультимедиа за рубежом.

Практические занятия

  1. Требования к основным группам дидактических средств (по выбору в контексте предметного курса)

  2. Составление исходного требования на проектирование (конструирование) образца учебного оборудования.

Темы докладов

  1. Средства обучения как информационно-деятельностный компонент содержания образования (на примере предметного курса).

  2. Педагогико-эргономический подход к проектированию отдельных образцов или групп учебного оборудования.

  3. Структурно-исторический анализ как метод отбора базового знания и средств его реализации.

  4. Мультимедиа – новый вид средств обучения. Особенности освоения в России и за рубежом (по выбору на общедидактическом или частнодидактическом уровне).

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

  1. Какие факторы позволяют отнести дидактические средства к самостоятельной категории педагогики (дидактики)?

  2. На каких научных основаниях осуществлена классификация учебного оборудования?

  3. Какие концепции, теории, методы, подходы составляют методологические основания разработки отдельных образцов и групп средств обучения?

  4. В чем сущность педагогико-эргономического подхода к проектированию учебного оборудования?

  5. В чем сущность взаимосвязи и взаимообусловленности средств обучения и содержания образования?

  6. Какие новые виды средств обучения более всего востребованы современной образовательной практикой? Каковы их особенности, педагогико-эргономические характеристики (атрибуты), дидактические возможности использования в различных педагогических ситуациях и тенденции освоения в практике.



Формы контроля самостоятельной работы студентов: выступление на семинаре, доклад.
Семинар. Модуль 2. Формирование системы средств обучения. Комплекс средств обучения как первичная система. Теория комплексного использования средств обучения
Цель. Знание закономерностей формирования систем средств обучения и теории комплексного использования на примере разработки первичных комплексов средств обучения. Адаптация систем средств обучения к требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Вопросы для обсуждения

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт: требования к материально-техническому обеспечению основных образовательных программ.

  2. Системный подход к проектированию систем средств обучения (по предметным областям): принципы и теоретические положения.

  3. Первичный комплекс учебного оборудования как основа построения системы. Определение понятия. Функции дифференциации и интеграции. Алгоритм формирования комплексов дидактических средств по отдельным вопросам, темам, разделам образовательной программы по предмету (по выбору).

  4. Технология комплексного использования средств обучения на основе теории общего метода. Технологические карты формирования комплексов

  5. Понятия: «комплекс по предмету (предметный комплекс), межпредметный, междисциплинарный, мультидисциплинарный комплексы». Мультидисциплинарные комплексы как источники и трансляторы модельных представлений: актуальность создания, взаимное влияние компонентов, свойства, проектирование.

  6. Классификация моделей. Сущность и особенности междисциплинарных коммуникаций. Модельные представления в мультидисциплинарных комплексах. Адаптация моделей к процессу обучения.

Практические занятия

  1. Составление технологических карт формирования комплекса дидактических средств.

  2. Конструирование комплекса учебного оборудования по вопросу, теме (по выбору).

3. Составление модельной схемы построения системы дидактических средств предметного курса (по выбору).

4. Проектирование модели междисциплинарного комплекса по интегрированному понятию курса (по выбору, осуществляется в малой группе 23 человека)



Темы докладов

  1. Моделирование методики комплексного использования средств обучения, адаптированной к различным организационным формам занятий в предметной области (по выбору).

  2. Разработка комплекса учебного оборудования и методических приемов его использования с включением компьютерных технологий.

  3. Модель реализации алгоритма педагогико-эргономического проектирования комплекса по теме (или разделу) предметного курса базового или углубленно-профильного уровня.

  4. Междисциплинарный комплекс дидактических средств как носитель разных видов коммуникаций для изучения понятия «…» (по выбору) в курсе естествознания старшей школы.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

  1. Назовите и обоснуйте новые ориентиры образовательной парадигмы и их отражение в концепции ФГОС.

  2. Что означает термин «комплекс учебного оборудования (средств обучения)», по каким научным основаниям комплексы относят к первичным системам?

  3. В чем сущность теории общего метода, положенного в основу создания систем средств обучения по предмету?

  4. Раскройте понятие «система дидактических средств», принципы и основные положения теории формирования системы.

  5. В чем сущность комплексного использования средств обучения. Каков алгоритм (этапность) методических приемов создания комплекса?

  6. Раскройте сущность понятия «междисциплинарный комплекс дидактических средств» и алгоритм его проектирования на примере (пример по выбору).

  7. Назовите в чем различие понятий «комплекс» и «комплект».



Семинар. Модуль 3. Информационно - предметные среды общего среднего образования
Цель. Ознакомление с современной концепцией и особенностями организации современной образовательной среды, ее информационно-предметной инфраструктурой и педагогико-эргономическими требованиями к материально-техническому оснащению. Знать и уметь решать основные вопросы организации и оборудования учебного класса, кабинета, лаборатории на основе инструментально – деятельностного подхода в условиях развивающего образования.

Вопросы для обсуждения

  1. Тезаурус проблемы. Педагогика среды: эволюция образовательной среды, модели, факторы и тенденции развития.

  2. Системные основания проектирования образовательной информационно-предметной среды: классификация (типология), структура.

  3. Особенности информационной составляющей образовательной среды на базе компьютерных технологий: компоненты, средства информатизации, технологии и их характеристики.

  4. Современные представления об информационно-предметной среде в свете синергетической парадигмы (теории самоорганизации).

  5. Организация учебного кабинета (лаборатории). Основные проблемы организации, требования и подходы к их реализации.

  6. Адаптация предметных кабинетов и подразделений школы к условиям реализации основных образовательных программ ФГОС в разных видах (типах школ)

  7. Аттестация учебного кабинета.

Практические занятия

    1. Ознакомление с методикой экспертизы качества и педагогической эффективности кабинетов и аттестационными листами (картами) как инструментом балльно-экспертной оценки.

Темы докладов

  1. Требования к составу помещений кабинета по предмету и его комплектованию «…»

  2. Организация рабочих мест учителя и учащихся в кабинете (в лаборатории, в помещении практикума) на основе анализа деятельности учителя и учащихся.

  3. Составление аттестационных карт оценки кабинета и программы компьютерной обработки результатов.

  4. Характеристика модели кабинета (по выбору).

  5. Методика аттестации кабинетов: показатели, критерии, параметры оценки, рейтинг кабинетов.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

  1. Образовательная среда: сущность и толкование понятия в психолого-педагогической литературе, репрезентация среды в моделях разной направленности.

  2. Какие функциональные особенности образовательной среды являются основанием для общей классификации (типологии) сред и какое влияние оказывает среда на формирование базового знания?

  3. Основные факторы эволюции среды и их отражение в характере организации обучения в школе.

  4. Особенности информационной составляющей образовательной среды: базовые компоненты, программно-аппаратные комплексы, перспективные направления внедрения средств информатизации и коммуникации в систему образования.

  5. В чем сущность проектирования информационно-предметной среды школы в свете синергетической парадигмы? Какие факторы положены в основу создания среды?

  6. Какие проблемы положены в основу организации предметных кабинетов, с помощью каких подходов они решаются в практике школы?

  7. В чем заключается сущность адаптации кабинетов и их отдельных компонентов к условиям реализации основных образовательных программ? Раскрыть конкретно на примере предметного кабинета (по выбору).

  8. Какова цель аттестации кабинетов и какие три аспекта их организации и оснащения являются обязательными при экспертизе. В чем сущность методики экспертно-балльной оценки качества кабинета?

  9. Особенности реализации принципа наглядности в предметных областях на основе комплексов средств обучения.


Семинар. Модуль 4. Принцип наглядности как интегративная характеристика развивающего обучения
Цель. Раскрыть сущность понятия «наглядность», его развитие и интерпретацию в истории педагогики как важнейшего дидактического принципа.

Вопросы для обсуждения

  1. Эволюция принципа наглядности в обучении как отдельной категории дидактики: историческая ретроспектива, психолого-педагогические основы развития, инструментальная функция наглядности.

  2. Дидактические принципы в свете теории развивающего обучения по В.В. Давыдову.

  3. Проблема наглядности в современной науке: гносеологическая функция образа модели; соотношение эмпирического и теоретического уровней в научном исследовании.

  4. Виды наглядности и современные системы средств, сред и технологий обучения как инструментальная основа деятельности.

  5. Понятие «дидактический образ» в обучении, свойства и функции . Дидактический образ – модель как интегративная характеристика наглядности.

  6. Моделирование: от моделей обучения к моделям усвоения (понимания). Принципы адаптации.

Практические занятия

  1. Построить дидактический образ-модель для изучения понятия в курсе (по выбору) согласно общей схеме.

Темы докладов

  1. Особенности реализации принципа наглядности в предметных областях на основе специфики познавательной деятельности учащихся.

  2. «Лики» наглядности в рамках базового и углубленно-профильного обучения.

  3. Формирование и развитие учебной деятельности: чувственно- практическая деятельность и эмпирические знания, формализация научного знания.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

  1. Что такое развивающее образование? Какую функциональную роль выполняет наглядность.

  2. В чем сущность золотого правила Великой дидактики Яна Амоса Коменского и связь его с различными формами наглядности в современном процессе обучения?

  3. Обоснуйте, по каким основаниям педагогической науки наглядность обладает интегративной функцией.

  4. Сопоставьте понятия: «дидактический образ – модель», «принцип наглядности», «комплекс средств обучения». В чем общность и особенность взаимосвязи?

  5. Представьте общую операционно-деятельностную схему реализации наглядности в учебном процессе с отбором необходимых средств обучения и их комплексов. «Оживите» схему конкретным примером изучаемого предмета или явления.


Семинар. Модуль 5. Средства обучения и медиаобразование как компоненты технологий в образовании
Цель. Ознакомление с сущностью понятия «технологии» в образовании, их классификацией и спецификой проектирования и использования в процессе обучения, воспитания, развития учащихся. Раскрыть особенности медиаобразования как науки о влиянии средств массовой информации на формирование мировоззрения, информационной культуры, воспитания и развития подростков.

Вопросы для обсуждения

    1. Закономерности взаимосвязи компонентов в технологической цепочке.

    2. Признаки классификации технологий. Виды технологий в образовании их характеристики.

    3. Медиаобразование: сущность понятия, цели, задачи, средства.

    4. Подходы к интеграции медиаобразования в учебные предметы. Принципы интеграции.

    5. Особенности методов и организационных форм медиабразования в учебной и внеучебной деятельности.

    6. Формирование критического мышления в процессе коммуникативной деятельности.

    7. Механизмы встройки компонентов медиаобразования в комплексы средств обучения.

Практические занятия

  1. Формирование модели урока с использованием компонентов медиаобразования.

Темы докладов:

  1. Технологии в образовании, их виды и особенности использования в школе.

  2. Дидактические свойства и функции сообщений средств массовой информации.

  3. Урок с использованием медиаобразовательных методов и технологий.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

  1. Что означает термин «технология» в образовании?

  2. Какие виды технологий используются в практике и какие цели они преследуют?

  3. В чем суть интегрированного медиаобразования и на каких педагогических концепциях оно основывается?

  4. Каковы механизмы интеграции медиаобразования в учебных предметных областях. Приведите пример построения комплекса средств обучения с встроенными компонентами медиаобразования.

  5. Какие методические приемы используются при работе с разными видами (формами) интегрированного медиаобразования

  6. В чем цель и сущность формирования критического мышления на основе дидактических возможностей медиаобразования.


Семинар. Модуль 6. Проблема разработки учебно-материальной базы общеобразовательных учреждений в формате реализации федерального государственно образовательного стандарта
Цель. Ознакомление с особенностями создания стандарта учебно-материальной базы школы в свете стратегии развития национальной государственной инициативы «Наша новая школа».

Вопросы для обсуждения

  1. Сущность модернизация школы в свете национальной государственной инициативы «Наша новая школа».

  2. Специфика разработки стандарта учебно-материальной базы школы.

  3. Объекты стандартизации, категории стандарта, основные группы нормативных документов

  4. Сущность программы национальной стандартизации школы. Законодательная и нормативная база национальной системы стандартизации


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Обязательная литература

  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – Интор, 1996

  2. Журин А.А. Интегрированное медиаобразование в средней школе. Предметы естественнонаучного цикла.– М.:Бином, 2012

  3. Информационно-предметные среды общего среднего образования. Сб. научных трудов // Т.С.Назарова. - М.: Изд. «Варсон», 2010

  4. Назарова Т.С, Полат Е.С. Средства обучения. Технология создания и использования. - М.: УРАО, 1998.

  5. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация.Общество. - М.: Устойчивый мир, 2001

  6. Суртаева Н.Н. Гуманитарные технологии в современном образовательном пространстве. – Омск, 2009

  7. Панюкова С.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. - М.: ИЦ «Академия», 2010


Дополнительная литература

  1. Григорьев С.Г.,.Гриншкун В.В. Образовательные электронные издания и ресурсы. Учебно-методическое пособие. – М.: 2006.

  2. Драйден Гордон, Вос Джаннетт Революция в обучении. Научить мир учиться по-новому. – М.: Парвинэ, 2003

  3. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.- М., 1991

  4. Лернер И.Я.Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981

  5. Летягин А.А. Современный кабинет географии. Методическое пособие. – М.: 2009

  6. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентироваенное проектирование техники, программных средств и среды. Учебник. – М.:Логос, 2001

  7. Назарова Т.С. Организация кабинета химии в средних учебных заведениях. Нормы и требования. - М.: 5 за знания, 2007

  8. Новиков А.М. Основания педагогики. - М.: Изд. «Эгвес», 2010

  9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Е.С.Полат. – М.: ИЦ «Академия», 2000

  10. Теоретические основы содержания общего среднего образования.// В.В Краевский, И.Я. Лернер. - М., 1983

  11. Эргономика: Принципы и рекомендации. Метод. руководство. - М.: ВНИИТЭ, 1983

  12. Книги и методические пособия из Библиотеки учителя – предметника, изд. «Просвещение», 1980-1990 г.г. по проблемам организации предметных кабинетов в школе и методикам использования учебного оборудования.

В отчете представлены методологические основания разработки средств обучения как источников обновления содержания образования: средовый подход и теория общего метода как отражение системообразующих факторов содержания образования; концепция историко-структурного анализа массива научных знаний образовательных областей (выборочно на примере естественнонаучных и гуманитарных дисциплин); современные парадигмы эволюции систем «человекмир–природаобщество» (теория самоорганизации в системе научного познания); категория деятельности в системе педагогико-эргономического проектирования средств и информационно-образовательной среды жизнедеятельности школы). Показана взаимосвязь и взаимообусловленность целей, средств, среды и содержания образования.

Рассмотрено современное состояние исследуемой проблемы в свете целевых приоритетов государства в формировании нового типа школы и реформы образования. Выделены исторически сложившиеся особенности формирования средств и сред обучения и трансформации их функций как источников и трансляторов информации под влиянием современных факторов (гуманизация, глобализация и интеграция, развитие науки и техники, высоких технологий и необходимость формирования культуры использования научно-технических знаний; проблема учебной нагрузки; потребность соблюдения экологического императива, приобщения к духовно-нравственным ценностям и воспитания целостного мировоззрения; внедрение мультимедиатехнологий и проблема учителя). Дано определение понятию «базовое знание».

Представлен аналитический обзор состояния и тенденций развития в России и за рубежом основных (доминантных) групп средств обучения в зависимости от особенностей учебного предмета и функциональных возможностей использования. Дан краткий обзор современного рынка средств обучения.



Приведены примерные потенциальные блоки обновления содержания образования в рамках базового и профильного обучения.

Показаны специфика функционального проектирования средств обучения и особенности восприятия информации.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка