Петухов валерий викторович план курса



Сторінка1/8
Дата конвертації15.04.2016
Розмір1.28 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
Курс «Общая психология» прочитан в сентябре - августе 1997 года в Самаре СИПКРО.

Автор - кандидат психологических наук

Доцент кафедры психологии

Факультета психологии МГУ

Лауреат Ломоносовской премии МГУ 1993 года

Лучший преподаватель МГУ по гуманитарным дисциплинам

ПЕТУХОВ ВАЛЕРИЙ ВИКТОРОВИЧ

ПЛАН КУРСА:

1.00. Введение в психологию

1.1 .Общая характеристика психологии как науки

1.2.Становление предмета психологии

1.3.Человек как субъект деятельности. Обще представление о личности и ее развитии.


2.00. Человек как субъект деятельности. Личность.

  1. Природа и общество. Возникновение психики у животных.

  2. Внутренняя регуляция деятельности. Проблематика воли и эмоций.

  3. строение деятельности в целом. Мотивы.
    3.00. Человек как субъект познания.




  1. Общее представление о познании.

  2. Познание и сознание.

  3. Познание и мотивация.

ЛИТЕРАТУРА: '

  1. У. Джемс «Принципы психологии» изд. Психология, 1990 г.,

  2. Ю.Б. Гипренрейтер «Введение в общую психологию» М. Черо, 1996 г.,

  3. С.Л. Рубинштейн «Основы общей психологии» 1989 г.,

  4. А.А. Смирнов «Избранные психологические труды» 2 т., Пед., 1987 г.,

  5. А. В. Петровский «Общая психология»,

  6. Богословский, Крутецкий -"- Л-д,

  7. Немов «Основы общей психологии» (оппонент Петровского),

  8. Годфруа «Что такое психология» (практический материал),

  9. Сборники семинаров. Хрестоматия (ауд. 217).

1.00. Введение в психологию 1.1. Общая характеристика психологической науки и практики

Что же является предметом психологии?

Первый способ ответа предполагает рассмотрение различных точек зрения на предмет психологии - так, как они появились в истории науки, анализ оснований, почему эти точки зрения сменяли друг друга, знакомство с тем, что, в конечном счете, от них осталось, и какое понимание сложилось на сегодняшний день.

Второй способ ответа: греческое слово «псюше» - душа + «логос» - понятие, учение, слово, не любое, а разумное, имеющее смысл, позволяющее что-то понять, осмыслить, т.е. понимание, изучение.

Разумное слово о Душе, совр. - наука о психике.

Два свойства психики


  1. Отражение - субъективное отражение реальности. Формы отражения: ощущение, память, внимание. Зачем это отражение?

  2. Функциональная характеристика. Психика - форма регуляции собственного поведения, управление поведением. Психика - отражение реальности, необходимое субъекту для жизни и деятельности в ней, для управления собственным поведением.

Субъект

Под субъектом понимается как человек, так и животное, которое тоже обладает психикой.



Сознание

Высшая форма психики. Способность отражать собственный внутренний психический опыт. Дать отчет о своих переживаниях.

Сознание необходимо для регуляции совместной деятельности людей. Со- знание.

Сознание - представление субъекта о мире и своем месте в нем, связанное со способностью дать отчет о своем психическом опыте и необходимое для разумной организации совместной деятельности людей.



Рефлексия (Джон Локк)

В 1879 году в Германии возникла научная психология. Основателем является физик-физиолог Вильгельм Вундт. Заменил философский термин «рефлексия» словом «интроспекция» (смотрю внутрь, наблюдая себя).

Логос - разумная организация психических черт.

Греч. - характер, римск. - темперамент, совр. - менталитет (умств. способности, разум) - все эти слова объединяются в индивидуальность - совокупность всех психических качеств, способов поведения субъекта, которые отличают его от других. Это свойство присуще и животным.



Две отрасли психологии

  1. Общая психология - наука о субъекте вообще.

  2. Дифференциальная психология - психология индивидуальных различий.

Научная психология возникла недавно, а житейская существовала всегда. Весь курс будет сравнением этих двух психологии - научной и житейской..

Рубинштейн говорил: «Психология основана на тысячелетиях житейского опыта, столетиях философских размышлений и десятилетиях точной экспериментальной науки».



Характер

Начинается психология с интереса к различным характерам - житейской психологии. Греческий философ Феофаст «Характер» также строит психологический тест как и сегодня. Берет какую-то черту характера и варианты способов поведения в конкретных ситуациях. Способы поведения в дифференциальной психологии называются «фактор».

Факторный анализ создан психологом Спирменом. Применяется математическая техника, объединяющая способы поведения в факторы.

Как же управлять своей эмоциональной сферой? Древний Китай - «Смесь» или «Заметки о разном» Цза-цзу-ань.

Фактор собирает частное в целое. Также бинарный фактор - умен-неразумен (парные противоположности). Базовый фактор: приятно-неприятно, возбуждение-успокоение, напряжение-разрядка. Житейскую психологию более интересовал отрицательный полюс. Интенсивность, увеличивающаяся выводит человека из себя, далее нестерпимо и аффект. И страшно и приятно - два состояния в одном факторе - амбивалентность. Это к проблеме формирования характера. Каждый характер это не конгломерат свойств, в их сочетаниях проступает определенная закономерность или логика. Прослеживание этой логики - важная задача психологических исследований, решение которой продвинуто, к сожалению далеко не достаточно. Одним из неожиданных препятствий здесь стало распространение модного типа исследований, так называемых корреляционных или факторных исследований черт личности. Факторный анализ дает психологу лишь готовый количественный ответ. Вероятность сочетания определенных свойств, почему какие-то черты сочетаются между собой часто, а другие редко, или вовсе не встречаются в одном индивиде? На этот вопрос не получаем ответа, тут нужны совсем другие методы - качественны анализ жизненных ситуаций и механизмов поведения.

Характер - совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования - фенотип.



Темперамент

Следующая индивидуальная характеристика человека. Это динамические характеристики психической деятельности: общая активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности - генотип.

На протяжении длительной истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основами или физиологическими особенностями организма. Корнями эта физиологическая ветвь учения о темпераменте уходит в античный период.

Гиппократ - врач. Кровь - сангва - разговорчивый, Слизь - лимфа - флегма - не застанешь врасплох,

Желчь - холе - желчность,

Черная желчь - мелан холе - плакса.

У Гиппократа был чисто физиологический подход к темпераменту. Он не связывал его с психической жизнью человека. Но со временем появились умозаключения о том, какие психологические свойства должны быть у обладателя той или иной жидкости. Отсюда появились психологические описания, «портреты» различных темпераментов. Первая такая попытка принадлежит тоже античному врачу Галену (2 в. н. э.).

Итак, учение о темпераментах развивалось по двум основным линиям - физиологической и психологической.

Наиболее серьезная попытка подвести психологическую базу под темперамент связана с именем И.П. Павлова - учение о типах нервной системы, позже учение о свойствах нервной системы. Однако, развитие науки привело к тому, что это представление стало достоянием истории.

Айзенк - психолог. Простейшая классификация темпераментов. Изучал солдат-невротиков. В течении 20 лет обобщал различные черты. Определил два фактора темперамента - эмоциональная устойчивость, эмоциональная неустойчивость.

Карл Юнг - практикующий терапевт, попытался определить направленность человека, установку. Два направления, предполагал преимущество одной какой-либо стороны: экстраверсия, интроверсия.

Айзенк использует эти термины. Имеем следующее - название терминов условно.









Сначала психологическое открытие совершалось в искусстве, потом в науке. «Улисс» Джойс. Одиссея одного дня, неважно, кто написал этот роман, важно, кто будет читать. Юнг. В конце века появился читатель. «Джойс совершил открытие».

1.2. Психология и философия. Платон - Аристотель

Платон

Аристотель

1. Душа - истинная сущность или максимальное воплощение всякой вещи. Чистое понятие, чистая идея. (Совр. -зрелость личности, здоровье личности,

Душа есть сущность живого тела, «осуществление» его бытия, так же как зрение - сущность и осуществление глаза как органа зрения Главная функция души -

личностный рост). Душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. (Совр. -развитие личности. Раскрой свои возможности, реализуй свои способности). Платон не исследователь, он воспитатель. Они не строят научной психологии, а занимаются воспитанием Души.

2. Если стремлюсь к душе, то мешает тело. Душа в принципе не зависит от тела. Любые препятствия можно преодолеть.

3. Какова тактика познания души? Ситуация выбора. Душа не имеет частей. Она целостна. Либо она есть, либо ее нет. Вольтер: «Нельзя быть добродетельным наполовину». Но это для тех, кто совершил свой выбор. Для того, кто не совершил выбор, он душу строит из частей. Душа тоже есть гештальт. Но надо менять данные при решении задачи. Надо использовать те условия, которые есть. «Сделай так, чтобы работа была приятной» - это тоже пример личностного расстройства.

Вывод: Платон - акцент на практическую

психологию, психотерапию.

реализация биологического существования организма.

Для научного познания, для исследователя Душа связана с телом, т.е. погружена в него. Сущность вещей мы изучаем, исследуя тело. У растения - растительная Душа, у животных - животная, у человека -разумная, соблюдающая логику. Логика -специальный инструмент познания Души. Пациент не соблюдает логику там, где причина его недуга фантазия. Отрицания у Фрейда.

Душа делима на части. Это способности души. А сегодня их называют психологические процессы: ощущения, восприятие, память, внимание, воображение. Речь имеет отношение ко всем этим процессам. Это универсальный процесс.

Аристотель - психология теоретика

Запрет на противопоставление Аристотеля и Платона!



Аналогии в современности по пп. 1, 2, 3.

1

Гуманистическая психология. Основатели ее хотят определить собственно человеческое в человеке. Абрахам Маслоу - психолог, выделяет как чисто человеческую потребность в самореализации. Это потребность человека в максимальном выявлении и развитии собственных возможностей и способностей. Это по-другому «раскрой самого себя». Группы обучения, выясняющие причины своих личностных проблем. Какова стратегия познания своей души, своей сущности? В познании надо соблюдать логические правила, чисто мыслить, не противоречить себе, не отрицать предыдущую мысль.



  1. Если стремлюсь к душе, то мешает тело - Платон. Фрейд, психолог современности меняет язык на современный. Тело - Оно. Там, где было Оно должно стать Я. Цель психоаналитической терапии - осознание и снятие преграды тела.

  2. Фрейд на своем примере показал, что практический психолог тоже может быть терапевтом. Немецкий психолог Курт Левин: «Ничто так не практично, как хорошая теория».

1.3. Сознание как первый предмет психологии

В 1779 году в Германии в Лейпцигском Университете открыл Вильгельм Вундт. Предмет -сознание. Метод — интроспекция. Строим свой предмет по методу естественных наук. Рассмотрим сознание по следующей схеме: 1. Описание свойств сознания, Определение элементов сознания,



  1. Установление закономерных связей между элементами, ассоциативных законов.

1.1.3. Описание свойств сознания

1. Ритмичность ударов метронома Вундт обобщил так - это структурированность и организованность элементов сознания. Самый объективный простейший элемент - ощущение. Объединенные элементы, хотя бы в пары - представления или восприятие. Связанные с субъектом элементы сознания - чувства. Сегодня чувства - это эмоции. Выделил три пары чувств - по два параметра: удовольствие - неудовольствие, возбуждение - успокоение, напряжение - разрядка. Каждое ощущение обладает рядом свойств - качеством, интенсивностью, протяженностью. Чувства всегда имеют основой какой-то предмет - цвет, звук, музыка и т.д.

Напряжение - разрядка - ожидание результата, забегание вперед, когда результат получен, наступает разрядка.

Любое сложное чувство может быть получено комбинацией простых.

2. Объем сознания - вторая важная характеристика, свойство сознания.

Внимание - центр сознания, фокус. Его объем - 3-4 элемента, максимально - 6. Джорж м

Милляр - объем рабочей памяти - 7±2 места. Это могут быть буквы, цифры и т.д. 7±2 это для тренированного испытуемого - оператора военной техники. "Угадай мелодию" начинается с 7-и звуков и заканчивается 3-мя по Вундту, потому что меньше 3-х нельзя установить целое по частям.

Акты апперцепции - укрупнения единиц, организации единиц более высокого порядка.

16 звуков, 40 - объединение в такты. Задача состоит в том, чтобы найти законы соединения простейших элементов. Но психология сознания не достигла успехов на этом пути, ей не удалось собрать из этих элементов живые, полные состояния сознания.

К концу первой четверти нашего столетия эта психология практически перестала существовать.



1.1.4. Сравнение житейской и научной психологии

Виды знания

1. Получение знания

Обыденное и повседневное знание

Познание и память по Платонову едины. Вечное знание, о котором вспоминает человек, приобретается в конкретной ситуации, они приурочены к конкретным людям, задачам. Ситуации,

возникающие, как правило, неожиданно, внезапно, где, как правило, необходимо приобретать какие-либо знания. Эта ситуация может быть очень значимой, но все условия, тем не менее, остаются в фоне, но не воспринимаются, т.е. оно стихийно.

Интуитивное. Помогает, когда полного знания нет. Точное определение интуиции у швейцарского психолога Пиаже. Изучал мышление, интеллект, стадии интеллекта. Одна из стадии называется наглядно-интуитивное мышление. Обычно наблюдается у детей дошкольного возраста. Сейчас 4-5 лет, раньше 6-8 лет. Феномен Пиаже -признак данной стадии.



Научное знание

Экспериментальная ситуация,

специально созданная, она может быть конкретной, но не является представителем многих других. Здесь учитываются многие переменные факторы: зависимая, независимая, плюс факторы, дополнительные от испытуемого. Использует обобщения, понятия. Знание регулярное, а не стихийное. Целостное понятие о данной вещи (учитывается и объем стакана, и количество воды).

Джемс написал книгу о переходных процессах от житейского к научному мышлению. Джемс использовал научные понятия. Научные понятия рациональны и вполне осознанны.









2.Сохранение знания

3.

Воспроизведение или передача знаний



Переливая воду из Б в В ребенок

выбирает стакан с наибольшим уровнем

воды. Мыслит наглядно, но также

интуитивно. Часть принимает за весь

объект.

Метод получения знаний - наблюдение и



размышление.

Единица хранения - ситуативно-


контекстное утверждение. Тема -
единица контекста. Эмпирический
критерий достоверности. Житейское
знание безразлично к логике.
Ограниченность, конкретность
собственного опыта (Мальвина и
Буратино с яблоками).

Воспроизводится как и приобретается впервые, пока на своем опыте не освоит, не получит житейского знания. Нет полного учета условий. Есть результат, но контекст никто не пояснил. Значит, нет накопления знаний.

Метод - добавочный эксперимент.
Целенаправленность.

Единица хранения - проверяемая


гипотеза. Утверждение имеет
зависимую и независимую

переменные.

Проверяемая эмпирически,

достоверная гипотеза оформляется в понятиях, в логической системе, что является фактором достоверности.

Полный учет дополнительных
переменных. Воспроизведение
эксперимента с полным учетом
условий. И в науке происходит
аккумуляция знаний. В науке
прогресс есть.

Житейская психология отстает от научной примерно на век.



1.1.5. Специфика научно-психологического знания

Это не только естественная наука, но и гуманитарная. В естественных науках находим закон, свободное проявление происходит нечасто. В гуманитарных науках часто испытуемый опережает экспериментатора. Эти два вида знания - естественное и гуманитарное взаимодействуют. У Вундта говорилось о двух науках - естественной или объяснительной. Также в его "Психологии народов" есть описательная психология. Человек в психологии являются одновременно и познающим и познаваемым. И он обладает собственной внутренней активностью. Наблюдается встреча двух активностей.

Вывод - психологический факт зависит от его интерпретации исследователем.

Два примера. 1. Измерение кожной чувствительности и интерпретация органа чувств.

Фиксация порога кожной чувствительности циркулем фактически полностью зависит от того, как исследователь определяет орган чувств. Например, как приемник внешних данных. Помещаем руку в гипс, обездвиживаем ее. Начиная с 50-х годов, меняется представление об органах чувств. Это активный исследователь информации. Замеряя чувствительность обычной руки, не обездвиженной, получаем разницу в 5-6 раз.

2. Ученик Пиаже изучал младенцев, изолируя их от матери (Брунер). Как оказалось, результаты очень низкие. Но была неправильно выбрана единица исследования. Ребенок первого года жизни не живет один. Он живет вместе с матерью, в присутствии которой были получены другие результаты.

Идиомоторика - маятник с грузом, едва заметное движение, вызванное мыслью о нем. Идеомоторная тренировка - отработка типового движения. Бросок мяча. Можно без выполнения движения тренировать навык.

Когда человек о чем-то думает, он совершает массу движений, которых мы не замечаем. Это природный атавизм. Животные замечают, а мы - нет. (Способность замечать - атавизм). Аналогичные способности Вольфа Мессинга. Есть объяснение этим способностям, но его нельзя было проверить. Сам Мессинг же считал себя пришельцем. Переубедить человека невозможно. В противном случае сразу же исчезли бы психологические способности.

Любое представление, даже фантастическое, позволяет человеку регулировать свое поведение.

Астрологический прогноз есть внешнее руководство принятия решений. Психоастеник изобретает для себя массу ритуалов, облегчающих принятие решений.

Любая мифология для психолога в практике имеет право на жизнь.

Различие понимания невротических симптомов терапевтом и пациентом. Различают малую и большую психиатрию. Психолог работает в малой. Тревожные сновидения, черты характера, поступки людей, страхи, боязни. Фрейд говорил об этих симптомах, как об имевших причину в раннем детстве. Что происходит, если сообщить человеку причину своих симптомов? Это неверный ход, это может усугубить болезнь. Есть два различных знания: знание врача и знание пациента - фантастическое, неверное, но, тем не менее, они равноправны.

Вывод - психология наука о самом сложном. В ней сливаются объект и субъект. Возникает научное самосознание. Познавая себя, человек будет себя изменять. Это конструирующая, созидающая человека наука, что делает ее наукой особого типа.

1.1.6. Формы сотрудничества научной и житейской психологии

Три формы сотрудничества.

1. Научный и житейский психолог совпадают в одном лице.

Уильям Джемс из житейской психологии построил научную.

Еще пример - Михаил Зощенко. Попытался стать психологом по отношению к самому себе. Он переживал депрессию. Причина - контузия во время 1 Мировой войны. Он проделал путь самоанализа, описанный им в книге "Повесть о разуме". Он выполняет упражнение - самое раннее представление детства. Зощенко при этом вдруг обнаруживает свои проблемы. Он вспомнил детство, и разум победил. Он изжил депрессию и вдруг почувствовал, что его раннее творчество - неприлично, отвратительно, его надо переделать. Зощенко брал новеллы, убирал смешные ситуации, оставляя мораль. Тем же занимался поздний Толстой.

Фрейд никогда не брался терапевтировать художников, потому что они сами терапевтируют себя, создавая произведения искусства.

2. Житейское знание становится материалом для научных понятий и методов.

Венский практический психолог Виктор Франкл известен как создатель собственной терапии. Основное положение его логотерапии - если человек понимает смысл происходящего с ним, он может выдержать любое страдание. Путь человека сначала в Ад, затем вверх. Если поймешь смысл -выдержишь любое испытание.

По поводу житейского знания никто не спорит.

Франкл говорит так - если очень захотеть, то этого никогда не будет. Парадоксальная интенция (направление) - терапевтический метод, прием. Если хочешь снять симптом - усиль его, и он исчезнет. Например, тремор при писании, дрожание руки. Когда испытуемый начинает рисовать каракули, он снимает напряжение с руки и избавляется от психических симптомов.

Заикание лечится с помощью парадоксальной интенции.

3. Научное знание становится необходимым для понимания людьми своих жизненных проблем.

Канадский физиолог Ганс Селье определил стресс как состояние организма ввиду близкой опасности. В организме происходят резкие морфологические, а затем функциональные изменения внутренних органов. Стресс - напряженность функциональная и психологическая. Операциональный стресс, эмоциональный стресс (излишняя напряженность). И эта оптимальная эмоциональная напряженность необходима для продолжения деятельности.

Эмоциональные игры. В каждом есть ребенок, взрослый, родитель. И эти направления должны не пересекаться.

"Поищи запонки" - говорит муж жене. "Вечно ты разбрасываешь свои вещи" - отвечает жена.

Путь развития психологии - путь приближения к естественным наукам. Есть представление, что научная психология когда-нибудь заменит житейскую. Этого никогда не произойдет, потому что у них разные знания. Они обогащают друг друга.



1.1.7. Отрасли психологии

Общая психология - генеральный ствол дерева, на котором возникают ветви. Отрасли появляются там, где человек начинает совершать систематические ошибки.

Есть техническая психология - изучается человек-оператор и его рабочая память. Именно в инженерной психологии возник термин "человеческий фактор". Есть фактор надежности техники. Но главный - человеческий. Человек - часть машины, часть техники. Это и есть человеческий фактор.

Три группы факторов, позволяющих выделить отрасли психологии.

1. Содержание выполняемой деятельности. Какова деятельность, такова и отрасль.
Например - психология труда. Педагогика - педагогическая психология.

Петр Яковлевич Гальперин. Его теория - планомерное формирование умственных действий. Попытка сформировать внимание у младших школьников. Спорт - спортивная психология. Космос -космическая и т.д.

2. Субъект выполняемой деятельности.

Возраст - возрастная психология. Лев Семенович Выготский (остальные либо критики, либо ученики).

Народ - этнопсихология. Будет развиваться в нашей стране. Основатель - Лурия Александр Романович.

Группа людей - социальная психология. Учебник Андреевой Галины Михайловны.

Пациент - патопсихология. Ученица Курта Левина Блюма Вольфовна Зейгарник.

Зоопсихология - этология. Субъект - животное. Исследует поведение и психику животных. Основатель - Курт Эрнестович Фабри.

3. Конкретная научная или практическая проблема.

Проблема соотношения телесных и психических процессов - психофизиология. Евгений Николаевич Соколов.

Установление связи между местом поражения в коре мозга и нарушением психики и поведения - нейропсихология. А.Р. Лурия.

Учение о мозговой локализации психических функций.


  1   2   3   4   5   6   7   8


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка