Перечень вопросов для итогового контроля



Сторінка1/6
Дата конвертації12.04.2016
Розмір0.84 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Методические материалы для студентов

заочной формы обучения
Направление бакалавриата Психология

Нейропсихология
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

К зачёту:

  1. Предмет, задачи, методы, история науки.

  2. Основные направления нейропсихологии.

  3. Нейропсихологический подход в психодиагностике.

  4. Два класса понятий в нейропсихологии.

  5. Основные характеристики высших психических функций по А.Р. Лурия.

  6. Основные нейропсихологические понятия 2-го класса.

  7. Функциональная организация мозга и психическая деятельность.

  8. Три основных функциональных блока мозга.

  9. Функциональное взаимодействие основных блоков мозга.

  10. Локальные системы мозга.

  11. Принципы структурной организации мозга.

  12. Анализаторные системы, принципы строения их.

  13. Основные группы расстройств сенсорных систем.

  14. Зрительный анализатор, его уровни.

  15. Первый уровень работы зрительной системы.

  16. Второй уровень работы зрительной системы.

  17. Третий уровень работы зрительной системы (область хиазмы).

  18. Гемианопсии.

  19. Четвертый уровень работы зрительной системы (наружные или коленчатое тело).

  20. Признаки поражения наружного коленчатого тела.

  21. Признаки поражения зрительного сияния (пучка Грациолле).

  22. Зрительные агнозии.

  23. Гностические расстройства при корковых очагах поражения.

  24. Предметная агнозия.

  25. Оптико-пространственная агнозия.

  26. Цветовые нарушения.

  27. Слуховой анализатор.

  28. Двигательный анализатор.

  29. Зрительный анализатор.

  30. Строение глазного яблока.

  31. Лицевая агнозия.

  32. Симультантная агнозия


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Бадалян Л.О. Невропатологи: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. М., 2007

  2. Бизюк А.П. Основы нейропсихологии: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2010.

  3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: Учеб. для студентов вузов. М., 2010.

  4. Горшенёва С.В. Введение в нейропсихологию: Учебно-методическое пособие. Самара: СГПУ, 2006.

  5. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 2009.

  6. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. М.., 2007

  7. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2010.

  8. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М., 2011.

  9. Хомская Е.Д. Нейропсихология: теоретические основы и практические знания. – СПб, 2009.

  10. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. Учебное пособие. М., 2008.

  11. Цветкова. Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд.4-е исправ. и доп. М., 2012.


Допонительная литература:

  1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1994.

  2. Адрианов О.С. О принципах организации интегративной деятельности мозга. М., 1976.

  3. Адрианов О.С. Структурные предпосылки функциональной межполушарной асимметрии мозга //Физиология человека, 1979. Вып. 5, № 3. С. 95 – 101.

  4. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М., 1971.

  5. Батова Н.Я., Хомская Е.Д. Нейропсихологический анализ влияния эмоционального фактора на воспроизведение словесного материала // Вопросы психологии, 1984. № 3.

  6. Блинков С.М. Мозг в цифрах и таблицах. М., 1973.

  7. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М., 1981.

  8. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение: Пер. с англ. М., 1988.

  9. Вассерман л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А., Тонконогий И.М. Диагностическая нейропсихологическая методика. Л., 1977.

  10. Визель Т.Г. Методологические основы нейропсихологической и логопедической работы при афазии // I Международный конгресс по реабилитации больных с афазией: Тез. докл. Краков, 1984.

  11. Вейн А.М, Власова П. Н. Эмоциональные нарушения при поражении височно-гипоталамо-стволовых структур мозга //Физиология и патофизиология лимбико-ретикулярной системы. М., 1971.

  12. Винарская Е.Н., Никифоров А.С., Солдатова С.А. Речь и неспецифические структуры мозга //Клиническая неврология (Очерки). Ташкент: Медицина, 1978. С. 264 – 279.

  13. Власова Т. А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития //Дефектология. 1975. № 6. С. 9 – 14.

  14. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

  15. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

  16. Выготский Л.С. Мышление и речь / Собр. Соч. М., 1982. Т. 2. С. 6 – 361.

  17. Голод В.И., Мачинская Р.И., Фишман Н.М. Функциональная асимметрия полушарий: норма и патология //Функциональная асимметрия мозга при нарушениях речевого и слухового развития. М.: Наука, 1992. – С. 6 – 39.

  18. Голод В.И. Функциональная асимметрия мозга при нарушениях слухового и речевого развития. М., 1992.

  19. Дети с временной задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. М., 1971.

  20. Дети с задержкой психического развития. /Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М., 1984.

  21. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. М., 1977.

  22. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. М.: Книга, 1994.

  23. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., 1973.

  24. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1993.

  25. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезе функции и структуре эмоциональных процессов // Вопросы психологии. 1974. № 6.

  26. Киященко Н.К. нарушения памяти при локальных поражениях мозга. М., 1973.

  27. Киященко Н.К., Московичюте Л.И., Симерницкая Э.Г., Фаллер Т.О., Филиппычева Н.А. Мозг и память. М., 1975.

  28. Ковалев В.В. Проблема факторов риска в возникновении нарушений психического здоровья в детском возрасте и ее значение для профилактики // Психология детей и подростков. М., 1985. – С. 55 – 66.

  29. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М.: Медицина, 1985.

  30. Кок Е.П. Зрительные агнозии. М.: Медицина, 1967.

  31. Корнев А.Н. Нейропсихологические методы исследования //Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии. СПб., 1991.

  32. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб., 1995.

  33. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. СПб., 1997.

  34. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. М., 1994.

  35. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1963. Т.1,2.

  36. Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов н/Дону., 1996.

  37. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. М., 1997.

  38. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А. Как развить внимание и память вашего ребенка: Книга для детей и их родителей. М., 1994.

  39. Нейропсихология (тексты) /Под ред. Е.Д. Хомской. М., 1984.

  40. Нейропсихологическая школа А.Р.Лурия //Вопросы психологии. 1997. - № 5.

  41. Парамонова Л.Г. Методические указания по выявлению и коррекции нарушений слуховой дифференциации звуков речи у слабослышащих школьников. Л., 1981.

  42. Парамонова Л.Г. Методические указания по выявлению и коррекции дефектов звукопроизношения и связанных с ними нарушений письма у слабослышащих учащихся I отделения. Л., 1984.

  43. Попова Л.Т. Память и ее нарушения при очаговых поражениях мозга. М., 1973.

  44. Понятийно-терминологический словарь логопеда /Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1997.

  45. Проблемы патологии развития и распада речевой функции (Методические мат. Научно-практической конф. «Центральные механизмы речи», посвященной памяти проф. Н.Н.Трауготт). СПб., 2001.

  46. Психолингвистика и проблемы детской речи – 2000 // Материалы Российской научной конференции. Череповец, 2000.

  47. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания: Методика развития и коррекции внимания у детей 5 – 7 лет: Методическое пособие и дидактический материал. М., 1997.

  48. Расстройства речи у детей и подростков (сборник) / Под общ. Ред. С.С. Ляпидевского. М.: Медицина, 1969.

  49. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983.

  50. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995.

  51. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М.: МГУ, 1991.

  52. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий //Нейропсихологические исследования. М., 1978. Вып. 10.

  53. Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. М., 1985.

  54. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия - 90». М., 1991.

  55. Симонов П.В. Эмоциональный мозг: физиология, нейроанатомия, психология эмоций. М., 1981.

  56. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М., 2000.

  57. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М., 1983.

  58. Схема нейропсихологического исследования / Под ред. А.Р.Лурия. М., 1973.

  59. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: АПН РСФСР, 1947.

  60. Тонконогий И.М. Введение в клиническую нейропсихологию. Л., 1973.

  61. Трауготт Н.Н. Нарушение взаимодействия полушарий при очаговых поражениях мозга как проблема нейропсихологии // Нейропсихологические исследования в неврологии, нейрохирургии и психиатрии. Л., 1981.

  62. Трауготт Н.Н., Вассерман Л.И., Дорофеева С.А. и др. О взаимоотношениях расстройства слуха и речи при очаговых поражениях коры головного мозга // Физиология человека. 1982. Т. 8. № 1.

  63. Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. СПб, 1994.

  64. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М., 1990.

  65. Фарбер Д.А. Системная организация интегративной деятельности мозга ребенка в онтогенезе //Физиология человека. 1979. Том 5. № 3. С. 516 – 526.

  66. Фарбер Д.А., Дубровинская Н.В. Функциональная организация развивающегося мозга (возрастные особенности и некоторые закономерности) //Физиология человека.1991. Том 17. № 5. С. 17 – 25.

  67. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург, 1996.

  68. Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция): Учеб. пособие для студ. пед. университетов по специальности «Дефектология». М., 2003.

  69. Хомская Е.Д. Проблема факторов в нейропсихологии // Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. М.: Наука, 1986.

  70. Хомская Е.Д Нейропсихология индивидуальных различий. М., 1997.

  71. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987.

  72. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М, 1985.

  73. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и восстановление. М., 1997.

  74. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М., 1988.



ЛЕКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Лекция 1.

История становления нейропсихологии.

Нейропсихология является одной из дисциплин, которые включаются в целый ряд других, посвящённых изучению мозга человека: нейроанатомия, нейрохимия, нейрофизиология, нейропсихология - нейронауки.



Специфика нейропсихологии.

Нейропсихология – это наука о связи мозга и поведения. 1974 год Мейер.

Проблема локализации ВПФ.

Становление взглядов на эту проблему имеет давнюю историю и предисторию, были обнаружены черепа с признаками трепанации, следовательно ещё до н.э. были попытки добраться до мозга. Гиппократ утверждал, что причины болезней человека должны носить физиологический характер, мозг человека контролирует его эмоции и тело человека (5 век до н.э.). Это смелое предположение, так как считалось, что болезнь – это наказание богов. Не все соглашались – Аристотель считал, что это сердце. Одной из первых попыток локализовать психику в определённой мозговой структуре области принадлежит Галену, он отталкивался от теории 4 жидкостей, которые инициируют то или иное состояние духа человека. В опытах обнаружил желудочковое строение – полости, заполнение ликвором. Вторым открытием было то, что желудочковый бассейн является тем резервуаром из которого жидкости распространяются по телу. Теория продержалась 1,5 тыс. лет. Далее было множество теорий узкого локализационизма – связаны с попыткой поместить определённую психическую функцию в конкретную область мозга. У Галля 1810 год выдвинул концепцию, рассматривающую мозг как совокупность органов, каждый из которых отвечает за ту или иную психическую функцию. Галь предполагал, что если та или иная способность человека активно развивается, то это приводит к разрастанию области мозга, которая, давя, образует на черепе шишки, пальпируя которые можно определить способности человека. Это привело к развитию науки – френология. Заслуга Галя в том, что он впервые сформулировал теорию узкой локализации, рассматривал мозг как неоднородное целое - дифференцированный подход к мозгу человека. Противоположный взгляд высказывали сторонники антилокализации (эквипотенциальности) мозга: Галлер (1769), Флуранс (1824) считали, что мозг является однородным целом, все его участки равнозначны. Они занимались экспериментами по экстерпации мозга птиц. Удаление или разрушение участка мозга приводило к тому, что нарушалось поведение, но при дальнейшем наблюдении выяснялось, что поведение восстанавливалось. Был сделан вывод, что другой участок взял на себя функцию разрушенного, следовательно все участники мозга могут выполнять все функции. Привлекли внимание к : высокой пластичности, способности компенсации в случае разрушения определённого отдела.

1861 год – становлении нейропсихологии – П. Брокка хирург и антрополог сделал доклад, в котором представил историю болезни пациента, который потерял речь – понимал, что ему говорят, но сам не мог произносить слова. При посмертном вскрытии выяснилось, что был повреждён участок мозга в левом лобном участке – зона Брокка моторный центр речи. 1873 Вернике наблюдал группу больных с нарушением речи, которые носили обратный характер - нарушено восприятие, но сохранялась способность говорить. 3 из пациентов после смерти обследовали, было найдено одно повреждение в верхней височной области мозга, у двух других более обширное нарушение мозга. Был сделан вывод, что это сенсорный центр речи. Это дало дополнительное развитие узкому локализационизму. В последующем появилось 2 основные линии. Одна из которых – последующее уточнение локализации ВПФ. В 1934 году была создана подробная карта Клейстером в наблюдении за больными с огнестрельными ранеными.

Гольц опубликовал работу, в котором выделен параметр величина повреждения. Считал, что степень нарушения связано не с локализацией, а с размером повреждения. Чем он больше, тем больше ПФ нарушено. Но в 60 годах были опубликованы работы Джексона, в которых он дискутировал с Брокка и Вернике. Он обратил внимание на факт, который приводил Говерс – больной говорит доктору «Нет доктор, я не могу сказать слово нет». Если оценить эту фразу, то означает, что в произвольной речи сказать не может, а в непроизвольной может. Следовательно есть 2 уровня, и если страдает один, то второй продолжает работать. Формирует свою концепцию вертикальной организации ПФ. Сначала спинальный уровень (подкорковые образования), потом сенсорные и моторные отделы коры, лобные доли мозга. Джексон в значительной степени приблизился к современному пониманию работы мозга. Локализация функции может не совпадать с локализацией симптома. Нарушение ПФ значит, что мы наблюдаем симптом. Если функция представлена в нескольких местах, то наблюдение симптома не означает, что наблюдается локализация в определённом месте.

Далее шла ассимиляция этих двух точек зрения. Ряд неврологов предлагали рассматривать локализацию с точки зрения ВПФ (нельзя локализовать) и элементарных (можно локализовать). Есть сенсорные зоны мозга (куда приходят сигналы), есть моторные зоны мозга (откуда идут импульсы) – это чётко локализовано, а память и т.п. не локализуется, за них отвечает весь мозг. Монаков, Хед, Гольдштейн, Шеррингтон, Теклз и др. Появление эклектического направления означало кризис существующих теорий, так как ни одна из них не могла полностью объяснить имеющиеся факты.



Факты:

1)анатомические (сравнительно-анатомические): эволюция строения мозга – в эволюционном ряде по ходу эволюции усложняется строение мозга, появляется всё больше новых структур, всё более сложные формы поведения – усложнение структуры обеспечивает усложнение форм поведения.

2)о структурной и функциональной организации мозга – мозг не представляет собой однородное целое, он состоит из разных структур, в разных частях мозга находятся разные по конфигурации клетки, он делится на разные отделы и клетки в них располагающиеся различаются; Бродман описал различие в строении мозга, выделил 52 зоны и 11 областей, создал карту.

3)физиологические данные: большой массив был получен при нейрокартировании мозга, первая попытка Пентфилд и Робертс – обследовали больных эпилепсией, которым не помогали медикаменты и которым делали операции, когда при операции оголялся мозг и больной оставался в сознании наносилось раздражение на те или иные участки мозга и спрашивал, что испытывали при этом. Описано 3 основных типа ощущений: элементарные модальные ощущения (зрительные неоформленные, шорохи, шумы, чувство прикосновения, давления); сценоподобные картинки (что-то знакомое, похожее на что-то забытое) - вспышки пережитого; никаких ощущений. Эти факты говорят о том, что разные участки мозга по-разному реагируют и продуцирую, значит отвечают за разное, а не однородны. «Человечек Пенфилда» - карта, которую они опубликовали.

Кроме стимуляции применяется метод вызванных потенциалов – в кору головного мозга вживлены электроды, через которые можно наблюдать возбуждение данного участка мозга. Если просить больного что-то делать, то можно фиксировать, какие участки активируются при данной деятельности. Можно построить карту областей мозга, которые включаются в работу в тех или иных деятельностях. Исследовала Бехтерева.

Методы, применяемые сейчас, для анализа работы мозга.

Есть целый ряд не инвазивных, в том числе томографические – послойное отображение структур мозга, с отображением строения и функций структур. 1 група: методы, позволяющие получит изображение мозговых структур – КТ (компьютерная томография), МРТ (магнито-резонансная томография). 2 группа: информация, функционального характера о метаболических процессах в тех или иных структурах – фМРТ (функциональная МРТ), ПЭТ (позиционно-эммерсионная томография). С их помощью можно получить в режиме текущего времени отображение информации о процессах в тех или иных структурах (возникновение возбуждения, его перемещение).

4)клинические факты в медицине и методы экстирпации в нейропсихологии – анализ функций при повреждении нарушаются по разному в зависимости от локализации повреждения.
Методологические предпосылки нейропсихологии.

Отечественная нейропсихология как область психологического знания начинает оформляться после 2 мировой войны, связана с Лурией, выпустившем в 1947 году «Травматическая афазия», 1948 «Восстановление функций мозга после военной травмы». В них, подобно Клейсту, Лурия обобщил свои наблюдения над ранеными. В это же время он начал формировать собственное представление о локализации ВПФ в виде теории о системной динамической локализации ВПФ «Мозг человека и психические процессы», «Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальном поражении мозга человека, «Основы нейропсихологии». В эти годы (1930-40) произошёл коренной перелом как в самой психологии так и в ряде смежных наук. Лурия опирался на эти новые достижения.



Положения, использованные Лурией:

1)из психологии – положение о системной организации ВПФ и динамическо характере изменения этих систем в онтогенезе. Эти идеи о ВПФ были сформулированы Выготским в работах о локализации ВПФ.

а)Выготский предложил системный подход к локализации ВПФ, предложил рассматривать ВПФ как сложные психологические системы. Это реакция на сложившееся представление о ВПФ, предложил отказаться от двухэтажной психологии (высшие и низшие функции), а рассматривать их как системы. ВПФ – это социальный способ поведения, применённый по отношению к самому себе, в генетическом плане означает, что ВПФ присваиваются в социуме и появляются в ходе онтогенеза. В структурном плане ВПФ определяются как психологические системы, выступающие вместо элементарных единичных функций. Динамический характер систем в онтогенезе означал, что они проходят ряд изменений в онтогенезе.

б)положение об экстрокортикальном принципе организации мозга человека – это закон перехода функций из вне во внутрь, закон вращивания. Согласно нему механизмы работы мозга формируются в ходе деятельности ребёнка во внешнем мире, которая связана с использованием орудий труда, знаков, речи. Механизмы работы мозга формируются в ходе деятельности во внешнем мире. Она приводит к тому, что на её основе в мозге формируются специфические, межфункциональные отношения, которые соответствуют тем или иным видам социального поведения. Впоследствии Гальперин в теории поэтапного формирования умственных действий описал это вращивание из вне во внутрь.

в)положение о специфике поражения мозга у взрослого и ребёнка – повреждение мозга у ребёнка приводит к нарушению формирования высших уровней психической деятельности, у взрослого приводит к нарушению функционирования элементарных уровней психической деятельности. Это означает, что если формирование проходит в онтогенезе, то каждый этап опирается на предыдущий. У ребёнка фундамент нарушается и страдает развитие всей системы, а у взрослого он уже сформирован и страдает не вся система, а лишь её часть.

2)неврология и физиология – попытки описать нервную деятельность в едином контексте. Системный подход к анализу взаимодействия психического и психонейрологического процессов рассматривали Сеченов, Павлов, Ухтомский – родоначальники системной физиологии. Основной принцип – органичное единство психологического и физиологического и первичности физиологического по отношению к психическому. То есть психическое есть системное качество физиологического.

а)принцип динамической локализации – подразумевает, что каждой психической функции должен соответствовать не один фиксированный центр возбуждения в коре головного мозга, а динамическая система возбуждённых центров, которая опирается на систему работы далеко разнесённых участков мозга. Это обоснование физиологической мозговой основы психических функций. В 30-х годах разрабатывается теория функциональных систем Анохина. Он обосновывал положение о том, что основным организационным принципом работы организма для решения адаптационных задач является объединение разных частей организма или органов в функциональные системы. Таким образом, используя данную теорию Лурия показывает как психические функции могут быть связаны с работой мозга.

б)теория Бернштейна об уровневой иерархической организации движения – проанализировал функцию системы движения проанализировав её по уровням, Лурия показал, что психические функции организованы иерархически – более и менее высокие, но в совокупности иерархическая система.

в)последовательная локализация и принцип функциональной многозначности мозговых структур Филимонов – мозг, обеспечивая психические функции последовательно включает свои отделы для её обеспечению, она не одномоментная. При определённых обстоятельствах та или иная мозговая структура может выполнять несвойственные ей функции – механизм компенсации. Эти идеи дали толчок пониманию индивидуальной специфики работы мозга и вариабельность структурно-функциональной организации работы структуры мозга.

Лурия пересмотрел ряд понятий, которые сложились в нейропсихологии: функция, симптом, локализация. Ввёл новые понятия: нейропсихологический фактор, нейропсихологический синдромный анализ, разработал концепцию 3 функциональных блоков мозга. Эти положения позволили по-новому пересмотреть концепцию локализации функций мозга.


  1   2   3   4   5   6


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка