Память и её функции



Скачати 188.59 Kb.
Дата конвертації15.04.2016
Розмір188.59 Kb.

ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ




РЕФЕРАТ

Студента (ки) курса Гуманитарного факультета.


Чедырян Ольги Викторовны.

Учебная дисциплина: Общая психология.
Тема: Память и её функции.

Оценка:


____________

г.Одесса



- ПЛАН -


Введение.
Память и её значение.

Ассоциации.



Виды памяти

Классификация видов памяти по характеру психической активности.

Классификация видов памяти по характеру целей деятельности .

Классификация видов памяти по продолжительности сохранения материала.

Основные процессы и механизмы памяти.

Запоминание.

Сохранение.

Воспроизведение и узнавание.

Забывание и борьба с ним .

Расстройства памяти.

Заключение.

Список литературы.

Память и её функции.

ВВЕДЕНИЕ.
Память- форма психического отражения , заключающаяся в закреплении , сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферы сознания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией , лежащей в основе развития и обучения.

Память –основа психической деятельности. Без неё невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания , подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Образы предметов или процессов реальной действительности , которые мы воспринимали ранее , а сейчас мысленно воспроизводим , называются представлениями.

Историки утверждают, что персидский царь Кир , Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат , а количество солдат у каждого превышало 30 тысяч человек. Современник А.Ф.Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу , безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил пять лет назад , случайно и всего один раз. Эти примеры наглядно демонстрируют безграничные возможности памяти .

Значение памяти в жизни человека очень велико .Абсолютно всё , что мы знаем , умеем , есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы , мысли , пережитые чувства , движения и их системы.



ПАМЯТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ.

Образы предметов и явлений , которые возникают в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в виде так называемых представлений памяти. Представления памяти – это образы тех предметов или явлений , которые мы воспринимали раньше , а сейчас воспроизводим мысленно. Представления могут быть зрительные, слуховые , обонятельные , вкусовые , и осязательные. Представления памяти в отличие от образов восприятия , конечно , бледнее , менее устойчивые и не так богаты деталями , но они составляют важный элемент нашего закреплённого прошлого опыта.

Память – это отражение опыта человека путём запоминания, сохранения и воспроизведения.

На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому , что запоминается. Всё то , что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию , откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго.

Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Таким образом , память связана с особенностями личности. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач , которые ставит в своей деятельности.

Память участвует уже в акте восприятия , так как без узнавания восприятие невозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного психического процесса , не связанного с восприятием , когда предмет воспроизводится в отсутствие его.


АССОЦИАЦИИ.

С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную связь . Различают два рода ассоциаций : простые и сложные.

К простым относят три вида ассоциаций (понятие о них сложилось ещё со времён Аристотеля).

Ассоциация по смежности .

Образы восприятия или какие- либо представления вызывают те представления ,которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними.



Ассоциация по сходству.

Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем состоянии представления, сходные с ними по каким –либо признакам.



Ассоциация по контрасту.

Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления в каком –нибудь отношении противоположные им , контрастирующие с ними.

Кроме этих видов ,существуют сложные ассоциации- смысловые .

В них связываются два явления , которые и в действительности постоянно связаны : часть и целое , род и вид , причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.

Существование ассоциации связанно с тем , что предметы и явления действительно запечатлеваются и воспроизводятся не произвольно друг то друга , а в связи друг с другом. Воспроизведение одних влечет за собой воспроизведение других , что обуславливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга ,служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения.

Для образования ассоциаций требуется повторения. Иногда связь возникает с одного раза , если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения , облегчающий образование ассоциаций .Более важным условием для образования ассоциации является подкрепление на практике , т.е. применение того , что требуется запомнить в самом процессе усвоения.

Память- это сохранение информации о сигнале после того ,как действие сигнала уже прекратилось.

Для работы мозга необходимы не только поступление информации ,но и хранение определённого запаса её. В нервной системе хранится два вида информации : информация , накопленная в процессе эволюции вида и закрепленная в безусловных рефлексах, или инстинктах , и информация, приобретаемая в индивидуальной жизни организма в виде условных рефлексов. Соответственно существует и два рода памяти : память видовая и память индивидуальная.


ВИДЫ ПАМЯТИ.

Существуют несколько основных подходов в классификации памяти . В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.



КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО ХАРАКТЕРУ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ.

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским . Хотя все четыре выделенные им вида памяти не существуют независимо друг от друга , и более того находятся в тесном взаимодействии ,Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти .



Двигательная или моторная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков , равно как и навыков ходьбы , письма и т.д. Без памяти на движение мы должны были бы каждый раз учится осуществлять соответствующие действия. Правда , при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь -в –точь в том же виде ,как и раньше, но общий характер движений всё же сохраняется.

Эмоциональная память –это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства.

Эмоции всегда сигнализируют о том , как удовлетворяются наши потребности и интересы , как осуществляются наши отношения с окружающим миром . Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека.



Образная память – это запоминание ,сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Характеризуя образную память , следует иметь в виду все те особенности , которые характерны для представлений, и , прежде всего их бледность , фрагментарность и неустойчивость .Эти характеристики присущи и для данного вида памяти , поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом . Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

Многие исследователи разделяют образную память на зрительную , слуховую ,осязательную, обонятельную , вкусовую .Подобное разделение связанно с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.



Словесно- логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим , мысли возникшие у нас в процессе обдумывания , размышления , помним содержание прочитанной книги, разговор с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка , поэтому память на них и называется не просто логической , а словесно- логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:

а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала , а точное сохранение подлинных выражений не требуется.

б ) запоминается не только смысл , но и буквальное словесное выражение мыслей. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим , а механическим запоминанием.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПАМЯТИ ПО ХАРАКТЕРУ ЦЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Существует и такое деление памяти на виды ,которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так , в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение , которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить , т.е не ставится специальная мнемическая задача .Во втором случае такая задача присутствует , а сам процесс требует волевого усилия.

Эффективность произвольной памяти зависит:


  1. От целей запоминания.

  2. От приёмов заучивания. Приёмы заучивания бывают:

А) Механическое дословное многократное повторение -работает механическая память, тратится много сил,

времени, а результаты низкие.

Б) Логический пересказ , который включает логическое осмысление материала , систематизацию ,выделение

главных логических компонентов информации , пересказ своими словами- работает логическая память

(смысловая)- вид памяти , основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.

В) Образные приёмы запоминания(перевод информации в образы , графики , схемы ,картинки)- работает

образная память. Образная память бывает: зрительная, слуховая, моторно –двигательная , вкусовая,

осязательная , обонятельная , эмоциональная;

Г) Мнемотехнические приёмы запоминания( специальные примеры для облегчения запоминания).

Память есть у всех живых существ. Появились данные о способности к запоминанию даже у растений. Человеческая память- это прежде всего накопление , закрепление , сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта , т.е всего, что с ним произошло .Память –это способ существования психики во времени, удержание прошлого ,т.е. того , чего уже нет в настоящем. Поэтому память – необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности.


КЛАССИФИКАЦИЯ ПАМЯТИ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛА.
Большинство психологов признаёт существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация . Первому уровню соответствует сенсорный тип памяти .Её системы удерживают довольно точные и полные данные о том , как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов . Длительность сохранения данных 0,1 – 0,5 сек.

Если полученная информация привлечёт внимание высших отделов мозга ,она будет храниться ещё около 20 сек.(без повторения или повторного воспроизведения сигнала , пока мозг её обрабатывает и интерпретирует).Это второй уровень -кратковременная память.



Кратковременная память всё же поддаётся сознательной регуляции ,может контролироваться человеком. А «непосредственные отпечатки» сенсорной информации повторить нельзя , они сохраняются лишь десятые доли секунды и продлить их психика возможности не имеет.

Любая информация в начале попадает в кратковременную память , которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память , но при условии 1-2- краткого повторения. Кратковременная память (КП) ограничена по объёму , при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 72. Это магическая формула памяти человека , т.е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр , чисел, фигур , картинок ,кусков информации. Главное добиться , чтобы эти «куски» были информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный «кусок- образ».



Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации . Она бывает двух типов:

ДП с сознательным доступом (т.е человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);

ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа , лишь при гипнозе , при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы , переживания, картины всей жизни).

Оперативная память – вид памяти , проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности , обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП , так и из ДП ,необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливают информацию в течение дня , а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день перевода её в долговременную память. По окончании сна промежуточная память снова готова к приёму новой информации. У человека, который спит менее трёх часов в сутки , промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных , вычислительных операций , снижается внимание , кратковременная память , появляются ошибки в речи ,в действиях.



ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ И МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ.
Память как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками . Основными характеристиками памяти являются : объём , быстрота запечатления , точность воспроизведения, длительность сохранения , готовность к использованию сохраненной информации.

Объём памяти – это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации.

Быстрота воспроизведения характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию.

Как правило , встречаясь с необходимостью решить какую – либо задачу или проблему , человек обращается к информации , которая хранится в памяти.



Точность воспроизведения отражает способность человека точно сохранять, а самое главное , точно воспроизводить запечатлённую в памяти информацию.

Длительность сохранения отражает способность человека удерживать определённое время необходимую информацию .
ЗАПОМИНАНИЕ.
Запоминание- это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации .По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания : непреднамеренное (или непроизвольное ) и преднамеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание –это запоминание без заранее поставленной цели , без использования каких- либо примеров и проявления волевых усилий .Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга . Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека : всё, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности.

Преднамеренное запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определённую цель – запомнить некую информацию и использует специальные приёмы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчинённую задаче помнить . Главная особенность запоминания- это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надёжно и прочно запомнить материал , во много раз превышающий объём индивидуальной кратковременной памяти .

Мимической деятельностью называется деятельность направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала.

По другому признаку –по характеру ассоциаций , лежащих в основе памяти, запоминание делится на механическое и осмысленное.

Механическое запоминание – это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой является ассоциация по смежности.

Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала.


СОХРАНЕНИЕ.

Сохранение – процесс активной переработки ,систематизации , обобщения материала , овладения им . Сохранение заученного зависит от глубины понимания . Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности . Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно :сразу после заучивания забывание сильнее , затем оно идет медленнее . Вот почему повторение нельзя откладывать , повторять надо вскоре после заучивания , пока материал не забыт .

Иногда при сохранении наблюдается явление реминисценции . Суть её в том , что воспроизведение , отсроченное на 2-3 дня ,оказывается лучше , чем непосредственно после заучивания . Реминисценция проявляется особенно ярко , если первоначальное воспроизведение не было достаточно осмысленным. С физиологической точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания , по закону отрицательной индукции , наступает торможение, а затем оно снимается. Установлено , что сохранение может быть динамическим и статическим . Динамическое –проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной .При динамическом сохранении материал изменяется мало , при статическом , наоборот , он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке.


ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ И УЗНАВАНИЕ .
Воспроизведение и узнавание – процессы восстановление прежде воспринятого. Различие между ними заключаются в том , что узнавание происходит при повторной встрече с объектом , при повторном его восприятии , воспроизведение же –в отсутствии объекта.

Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное –это ненамеренное воспроизведение , без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой ,чаще всего по ассоциации .Произвольное воспроизведение – целенаправленный процесс восстановления в сознании пошлых мыслей , чувств , стремлений , действий . Иногда произвольное воспроизведение происходит легко , иногда требует усилий . Сознательное воспроизведение , связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий , называется припоминанием.

Формы воспроизведения:

Узнавание – проявление памяти , которое возникает при повторном восприятии объекта;
Воспоминание –осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
Припоминание –наиболее активная форма воспроизведения, во многом зависящая от ясности поставленных задач , от степени логической

упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;


Реминисценция- отсроченное воспроизведение ранее воспринятого , казавшегося забытым;
Эйдетизм- зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.
Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает , что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти ), или на основе словесных описаний (представление воображения).

ЗАБЫВАНИЕ И БОРЬБА С НИМ .
Забывание – естественный процесс. Многое из того ,что закреплено в памяти , со временем в той или иной степени забывается . И бороться с забыванием нужно только потому , что часто забывается необходимое , важное , полезное. В первую очередь забывается то , что не применяется , не повторяется , к чему нет интереса , что перестаёт быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения , выводы .
Забывание проявляется в двух основных формах:

А) невозможность припомнить или узнать ;

Б) неверное припоминание или узнавание .

Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания. Некоторые исследователи называют их «уровнями памяти».Принято выделять три таких уровня:



Воспроизводящая память;

Опознающая память;

Облегчающая память;

Забывание протекает во времени неравномерно .Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Забывание может быть полным или частичным , длительным или временным .


Для уменьшения забывания необходимо:

понимание , осмысление информации;

повторение информации.

Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящее после нее.



Проактивное торможение – отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности.

Ретроактивное торможение – отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности.

Можно предположить очевидную зависимость : чем больше время нахождения информации в психике , тем глубже забывание. Но для психики характерны парадоксальные явления: пожилые люди легко вспоминают о давно прошедшем, но столько же легко забывают только, что услышанное. Этот феномен называется «законом Рибо», законом обратного хода памяти .

Важным фактором забывания обычно считают степень активности использования имеющейся информации.

Забывается то , в чем нет постоянной потребности или необходимости . Это справедливо более всего по отношению к семантической памяти на информацию , полученную в зрелом возрасте.

Забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов нашей психики, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления , где они затем более или менее надежно удерживаются. Следовательно, забывается ,то что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение (мотивированное забывание).

Основными существенными причинами забывания, выходящего за рамки среднестатистических значений , являются различные болезни нервной системы, а также сильные психические и физические травмы. В этих случаях иногда наступает явление называемое ретроградной амнезией . Она характеризуется тем, что забывание охватывает собой период , предшествующий событию , послужившему причиной амнезии.

С течением времени этот период может уменьшиться, и даже более того , забытые события полностью восстановятся в памяти .
РАСТРОЙСТВА ПАМЯТИ .

Память- одна из самых уязвимых способностей человека, её многообразные нарушения весьма распространены.

Нарушение эмоционального равновесия, чувства неуверенности и тревожности задают тематическую направленность гипер -функции памяти, которая принимает в этих случаях информацию навязчивых воспоминаний. Мы непреодолимо вспоминаем свои крайне неприятные или позорные поступки.

Гораздо чаще встречается ослабление функции памяти , частичная утрата способности сохранять или воспроизводить имеющуюся информацию. К самым ранним проявлениям ухудшения памяти относится ослабление избирательной репродукции, затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент материала.

При амнезии вначале утрачиваются способности запоминать новую информацию , а затем последовательно сокращаются информационные запасы памяти. В первую очередь забывается то, что было усвоено совсем недавно , т.е. новые данные и новые ассоциации , затем утрачиваются воспоминания о последних годах жизни. Зафиксированные в памяти события детства, юности сохраняются гораздо дольше.

Выделяют также нарушения опосредованной памяти, когда опосредованные способы запоминания, например рисунки, символы , связанные с некоей информацией , не помогают, а затрудняют, т.е. подсказка не помогает в этом случае, а мешает.

Если при полном функционировании памяти наблюдается «эффект Зейгарник» ,т.е. незавершенные действия запоминаются лучше, то при многих нарушения памяти происходит и нарушение мотивационных компонентов памяти , т.е. незавершенные действия забываются.

Интересны факты обманов памяти , имеющих обычно форму крайне односторонней избирательности воспоминаний, ложных воспоминаний и искажений памяти. Обусловлены они обычно сильными желаниями, неудовлетворенными потребностями и влечениями. Искажения памяти часто связаны с ослаблением способности различать своё и чужое , то, что человек переживал в действительности , и то о чём он слышал или читал .При многократном повторении таких воспоминаний происходит их полная персонификация , т.е. человек совершенно естественно и органично считает своими чужие мысли , идеи , которые он иногда сам и отвергал ,вспоминает о деталях событий , в которых никогда не участвовал .Это показывает насколько память тесно связана с воображением, фантазией и с тем , что иногда называют психологической реальностью .

Оказалось , что большую роль в закреплении информации играют те же подкорковые области , которые ответственны за аффективную и мотивационную активацию психики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Наш психический мир многообразен и разносторонен . Благодаря уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем .В свою очередь , психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Всё, что мы узнаём , каждое наше переживание , впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохранятся достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания . Поэтому под памятью мы понимаем запечатанные , сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию , не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной»процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

Таким образом память- это сложный психический процесс , состоящий из нескольких частных процессов ,связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет накапливать , сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти : учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса , какие условия содействуют этому запечатлению ,каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объём запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы ,на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Психология. В.А. Крутецкий.

Общая психология. А.Г. Маклаков.

Основы общей психологии. С.Л. Рубинштеин.

Общая психология. В.В.Богословский.



Основы психологии. Л.Д. Столяркнко.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка