Отдел образования администрации Красногвардейского района Развитие творческого потенциала учащихся в условиях развивающей направленности обучения посредством проектной деятельности как фактор повышения качества знаний на уроках информатики



Скачати 272.36 Kb.
Дата конвертації26.04.2016
Розмір272.36 Kb.
Отдел образования администрации
Красногвардейского района



Развитие творческого потенциала учащихся в условиях развивающей
направленности обучения посредством проектной деятельности как фактор повышения качества знаний
на уроках информатики

Автор опыта: Енин Иван Николаевич


учитель информатики

МОУ Красногвардейская СОШ



п. Красногвардейское

2005 год
Содержание

Информация об опыте 3

Технология опыта 6

Результативность опыта 14

Библиографический список 17

Рецензия 18

на материалы целостного описания актуального опыта по теме «Развитие творческого потенциала учащихся в условиях развивающей направленности обучения посредством проектной деятельности как фактор повышения качества знаний на уроках


информатики» учителя информатики Енина Ивана Николаевича. 18

Приложение к опыту 20




Информация об опыте


Все, кто, так или иначе, сделал информатику областью своей практической деятельности, имеет уникальную возможность видеть становление новой научной области. Поэтому, если говорить о преподавании информатики в общеобразовательной школе в настоящий период, то это непростая задача. Практика обучения информатике и тенденции развития этого школьного предмета показали, что курс информатики – это не алгоритмизация и программирование, а важнейшая, с точки зрения общего развития человека и его общего образования, общеобразовательная дисциплина.

Современная школа должна стремиться развить личность и интеллект ученика в такой степени, чтобы ее выпускник был способен не только самостоятельно находить и усваивать готовую информацию, но и креативно мыслить. Именно в силу этого, развитие проектного мышления должно являться необходимой составной частью информатизации школьного образования.

Работая учителем информатики, практически с момента введения в школьный цикл курса «Основы информатики и вычислительной техники», я с первых своих шагов стремился помогать своим ученикам в раскрытии их творческих способностей, вел апробацию новых организационных форм. Еще тогда я начал применять в своей работе метод проектов, понимая, что ориентация содержания на еще не достигнутый сегодня уровень развития науки и техники возможна только при условии формирования установки на развитие проектного мышления. Но устаревшая техника не позволяла добиваться нужных результатов. С появлением в нашей школе нового компьютерного класса в 2000 году, я полностью посвятил себя проблеме мультимедийных технологий и методу проектов на уроках информатики и во внеурочное время.1

Ведущая педагогическая идея опыта состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим.

Форма обучения методом проектов способствует развитию коллективной учебной деятельности учащихся, при которой:



  • цель осознается как единая, требующая объединения всего коллектива;

  • в процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности;

  • контроль за деятельностью осуществляется членами самого коллектива.

Кроме того, проектная деятельность позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей.

Над данной темой я работаю в течение 5 лет. Это связано с тем, что проекты являются эффективным и удобным средством организации процесса освоения и использования учениками той или иной компьютерной технологии.

Ценность предмета «информатика» состоит в его прикладной стороне: живут только те знания, которые находят применение на практике. Особое место в формировании практических навыков занимает организация проектной деятельности в урочное и внеурочное время.

Широко использую проектную деятельность на уроках информатики, деятельности Интернет-клуба «Бирюч»1, кружковой работе2, внеклассных мероприятиях. Об устойчивом интересе к предмету свидетельствует увеличение охвата обучающихся с 1 по 11 классы.

Проектный метод появился в Америке еще в 1919 году. В России широкое распространение получил в 1925 году. В основе этого метода лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и других американских ученых. С тех пор он развивается во всех странах и по всем учебным предметам.

Современная российская педагогика дает разнообразные примеры проектно-компьютерного обучения. Я в своем опыте базируюсь на новых образовательных технологиях в области информатики: методе самостоятельной познавательной деятельности Л.Ф. Соловьевой, мультимедийных комплексах А.И. Сенокосова, методе активного сетевого узла Ю.А. Первина и А.А. Дуванова.



Новизна опыта состоит в применении системы разработанных творческих заданий, повышающих творческую самостоятельность учащихся, формирует умения, необходимые для осуществления творческой деятельности на уроках и в жизни.

Информатика – это учебный предмет, в котором метод проектов наиболее востребован. Наличие в кабинете микрофонов, динамиков, веб-камеры, мультимедиапроектора, накопителей на компакт–дисках позволяет сделать проекты мультимедийными.

Как правило, проекты и основной курс школьной информатики находятся «в разных плоскостях». «Местом жизни» проектов являются кружки, факультативы, центры дополнительного образования, в то время как атрибутом школьного урока информатики остается логически последовательное прохождение тем курса, чаще всего построенное в форме «лекция – практикум».

Это связано с тем, что классно-урочная система требует движения всех учеников в классе по единому набору тем курса. Но все же учебные проекты допустимы и даже необходимы на уроках. В каждом классе имеются одаренные ученики, которые очень быстро осваивают курс и им становится «скучно» на уроке. Вот таким учащимся я предлагаю большие комплексные проекты, над которыми они занимаются в течение одного – двух учебных лет.1 Пример тому – написанная моим учеником программа на языке QBasic «Считай-ка» для обучения маленьких детей сложению в столбик. Учащийся занимался этим проектом более двух лет.2 Мультимедийные проекты другого члена Интернет-клуба заинтересовали учителей начальных классов, и в кабинете информатики уже проведена серия внеклассных мероприятий с учащимися начальной школы3. Такие мероприятия планируются и в дальнейшем.

Как показывает мой опыт, применение проектного обучения возможно не только в виде больших комплексных проектов, но и при освоении отдельных элементов компьютерных технологий. К работе над этими, так называемыми мини-проектами, я привлекаю весь класс.

Технология опыта


Исходя из определенных личностных качеств современного выпускника, ценностных предпочтений общества, целей школьного образования вижу цели своей педагогической деятельности в следующем:

  • формировать личность, способную адаптироваться к современным условиям;

  • развивать умения добывать и применять знания, самостоятельно решать проблемы.

Для достижения указанной цели ставлю перед собой следующие педагогические задачи:

  • Способствовать формированию у учащихся информационной компетентности.

  • Учить школьников применять полученные знания на практике.

  • Создавать условия для развития у обучающихся операционного мышления.

  • Способствовать развитию познавательного интереса к предмету.

Организация учебно-воспитательного процесса
и содержание образования

Среди всего разнообразия направлений новых педагогических технологий я в своей работе использую те, которые наиболее адекватны поставленной цели, сочетаю такие методы, формы и средства обучения, которые способствуют решению обозначенных задач. Моя личностная позиция исходит из интересов ребенка, перспектив его дальнейшего развития.

Особое место в формировании практических навыков занимает организация проектной деятельности в урочное и внеурочное время.

Проектная форма организации деятельности школьника включает в себя две основные составляющие:

1) наличие большой доли исходной аналитической информации;

2) реализация собственной модели исходной информационной задачи.

Соединение двух компонентов, общих принципов формирования проекта с вариативностью позволяет использовать исходные информационные задачи многократно.

В процессе подготовки проекта, обучающиеся самостоятельно приобретают недостающие знания для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, командах, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление. Я считаю, что при


организации проектной деятельности наиболее эффективным средством выступает методология эвристического обучения, в основе которой лежит идея самореализации личностного потенциала каждого учащегося. В качестве ориентиров использую конкретные личностные способности учащихся.

В настоящее время у нас сложилась определенная система действий учителя и учащихся по разработке проекта, которая включает в себя следующие структурные элементы: выбор темы проекта, его типа, количества участников; определение круга проблем для исследования; формирование творческих групп и распределение задач; поиск и обработка материалов; оформление результатов.

Структура проекта


  1. Формулировка темы.

  2. Постановка проблемы.

  3. Анализ исходной ситуации.

  4. Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта: а) организационные; б) учебные; в) мотивационные.

  5. Этапы реализации проекта.

  6. Возможные критерии оценивания уровня реализации проекта.

Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, которая проходит в форме конференций, презентаций, активного сетевого узла. Такая деятельность способствует глубокому, осознанному усвоению базовых знаний, что обеспечивается за счет универсального их использования в различных ситуациях

В качестве итогового мероприятия проводится рефлексия для определения уровня осознанности проделанной работы, и в зависимости от уровня и масштаба проведенных работ организуется либо конференция, либо ученические чтения.

Ведущим принципом в проектировании должна быть активность самого учащегося, наличие внутренней мотивации и умения приобретать знания. Нежелательно, чтобы компьютер выполнял только некую иллюстративную функцию, искусственно включался в учебный процесс, снижая умственную активность учащихся. При организации проектной деятельности использую компьютер как средство организации совместной деятельности со своими учениками, развития информационной культуры школьников, источник удовлетворения информационной потребности обучаемых в новых знаниях. Фактически в проектной деятельности у учащихся открывается собственный мир, где осуществляется реальный творческий процесс, в ходе которого делается множество микрооткрытий, создается ощущение себя как творца своих знаний.

Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы

С точки зрения целей и задач практико-ориентированного подхода в обучении крайне важным для меня является направление, связанное с отработкой умений и навыков социального взаимодействия учащихся. Необходимость этого вижу, прежде всего, в том, что полноценная социализация ребенка невозможна без сформированных у него навыков работы в группе, команде, коллективе. Поэтому в своей деятельности использую групповые технологии (работа в статичных группах, командная работа на принципах дифференциации, межгрупповая работа, фронтальная работа). Наиболее применима мною эта технология при проведении практических работ, уроков-практикумов по решению задач, закрепления изученного материала1, а также во внеурочной деятельности.

При организации проектной деятельности я использую следующую типологию проектов:

2Типологические
признаки

Типы проектов

Примеры

По доминирующей

деятельности



  • Исследовательские

«Черные дыры»

  • Поисковые

«Герои – земляки»

  • Творческие

«TV игры у нас в гостях»

  • Прикладные

«Сосчитай-ка»

  • Информационные

«Моя школа»

По предметно-содержательной области

  • Монопроекты

«Языки программирования»

  • Межпредметные

«Лувр»

По объему учебного
материала

  • Учебные мини-

The Board of Fame at our class

  • Тематические

Internet @ www

  • Сетевые обучающие

ДОСО

  • Комплексные

«Моя Родина – Красногвардейское»

По характеру контактов

  • Внутренние

Сайт Д. Никулина

  • Межрегиональные

«Жемчужины Придонья»

  • Международные

Роботландский Университет

По количеству участников проекта

  • Личностные

«Вечной памятью живы»

  • Групповые

«Бирюч»

  • Командные

«Малый уголок Великой России»

По продолжительности выполнения проекта

  • Краткосрочные

«Почти калькулятор»

  • Средней продолжительности

11 «В» класс

  • Долгосрочные

Сайт школы

Опыт показывает, что не любое содержание программного материала привлекает интерес учащихся. Тщательное изучение результатов учебной деятельности школьников, анализ различных тем школьного курса информатики позволили прийти к выводу: практически все темы курса содержат внутренние возможности для формирования познавательных интересов учащихся и развития их творческого потенциала.

Исходя, опять-таки из опыта, могу твердо сказать, что использование проектного подхода вполне применимо при изучении большинства тем «пользовательского» раздела школьного курса информатики.1 Он позволяет:



  • организовать не изучение компьютерных технологий, а их освоение в процессе практического использования ПЭВМ;

  • прививать школьнику навыки самостоятельного овладения незнакомыми компьютерными средствами;

  • реализовать самостоятельный выбор учащимся удобного для него стиля изучения тем и приемов работы.

Начинаю я работу с классом, конечно, с мини-проектов по отдельно изученным темам. Например, текстовый редактор MS Word изучаю следующим образом.

После краткого обсуждения основных с точки зрения верстки элементов текста (страница, абзац, символ, шрифт и пр.) учащийся получает образец готового текста, который ему необходимо воспроизвести при помощи редактора Word. Школьник приступает к подготовке документа, имея образец, но не зная в деталях, как это делать. При подготовке документа у него возникают вопросы: как сделать то-то? Отвечая на них, учащемуся приходится самостоятельно осваивать те или иные приемы работы с редактором. Следующий шаг – сравнение образца с тем, что получилось у школьника, и, если необходимо, коррекция и доделывание. После подготовки первого документа ученику выдается следующий, более сложно оформленный текст и т.д.

Важно понимать различие задач, стоящих передо мной и учеником на этапах подготовки и выполнения проектного задания. Во-первых, у нас разные цели. Для ученика требуется получение готового продукта, а для меня нужно, чтобы в ходе выполнения проектного задания ученик освоил те или иные компьютерные средства или приемы работы. Поэтому для меня проектное задание – это, по сути, набор средств, которые должен освоить ученик. Вот пример проектного задания при отработке операций копирования и работы с файловой структурой.



Ученику необходимо собрать текст, отдельные части которого расположены в различных файлах, а сами файлы разбросаны по диску. В конце каждого файла с отдельным фрагментом текста содержится информация о том, где искать следующий фрагмент текста.

На этапе выполнения проектного задания для меня важно, чтобы ученик научился не только применять то или иное программное средство (тот или иной прием работы), но и самостоятельно находить ответы на вопросы и осваивать то или иное средство (тот или иной прием работы), что, несомненно, более необходимо для подготовки грамотного пользователя компьютера. На этом этапе ученик должен иметь возможность обращаться к большому набору всевозможных подсказок и справок – традиционный Help, справочная литература, набор инструкций, консультации и т.д. Для подготовки компьютерного пользователя важно, чтобы учащийся сам научился искать ответы на свои вопросы.

Удобным средством для самостоятельного изучения является графический редактор. Школьники достаточно быстро находят нужные инструменты и приемы создания рисунка. Чтобы быть уверенным в освоении всех средств графического редактора, я прошу учащихся составить инструкцию по «компьютерному рисованию», в которой описать, как работать со всеми инструментами редактора.

Наиболее подробно хочу показать работу над проектами при изучении такой сложной темы, как MS Excel.



На первом уроке по изучению данной темы я предлагаю учащимся
задачу: ввести в компьютер ведомость автомашин, заказанных организацией, подсчитать стоимость автомашин и общую стоимость заказа. Пошагово разбирается весь процесс от ввода заголовка в таблицу до оформления таблицы и вычисления суммы (всего 12 шагов). В итоге получается таблица:


На втором уроке, учащиеся учатся строить диаграммы, используя ту же задачу по покупке машин.

Обучающее задание: постройте диаграмму, показывающую процентное соотношение количества покупаемых машин. С этой целью выделите диапазон данных для диаграммы. Сначала выделите диапазон с марками автомобилей (В4:В7). Затем нажмите клавишу CTRL и не отпуская ее, выделите диапазон кол-во (D4:D7). Теперь на панели инструментов нажмите кнопку «Мастер диаграмм». Вызванный мастер предложит пройти вместе с ним 4 шага для построения диаграммы.

У учащихся появляется примерно такая диаграмма:

Далее учащиеся получают задание для мини-проектов: построить диаграммы для Цены в % и для Суммы в %.

Учащимся, наиболее хорошо ориентирующимся в данной теме, я предлагаю работу над более масштабным проектом: «Расчет биоритмов».



Выполните расчет ваших физических, эмоциональных и интеллектуальных биоритмов на определенный день. День будет благоприятным, если значение соответствующего биоритма попадет в интервал от 0,4 до 1 (чем выше, тем лучше).

В итоге у учащихся после довольно напряженной работы получаются примерно такие таблицы (у каждого индивидуальная):

Остается только построить график примерно такого типа:



Далее при организации проектной деятельности широко использую возможности глобальной сети Internet через участие в разнообразных телекоммуникационных проектах: работу в рамках Роботландского Университета, участие в областных и межрегиональных конкурсах, международной дистанционной обучающей сетевой олимпиаде.1 Такая форма работы помогает решать целый комплекс задач: предметных, общеучебных, развивающих, воспитывающих.

Отдельное место в развитии учащихся занимает подготовка ими таких проектов, как Web-страница или Web-сайт, требующая серьезной предварительной работы с литературными, краеведческими, художественными источниками в плане поиска и отбора материала. Освоение технологической стороны этого процесса является сильным мотивирующим средством, позволяет учащимся глубже понять процессы передачи, обработки и хранения информации, формирует устойчивый интерес школьников к возможности реализации элементов интерактивности, компьютерной графики и анимации, программирования. Так, для обмена информацией с внешним миром была проведена работа по созданию условий выхода в мировое информационное пространство. Группой учащихся в 2002 году был спланирован и реализован проект школьного Web-сайта в Интернете, где нашли свое отражение практически все направления школьной жизни. Разработанный сайт школы размещен на бесплатном сервере narod.ru по адресу: gvaschool.narod.ru.. В дальнейшем этот проект стал постоянно действующим. Поддержка и обновление школьного сайта осуществляется членами Интернет-клуба «Бирюч».

Методика проектирования учебных веб-ресурсов включает в себя следующие этапы:



  1. определение структуры и формы представления информации;

  2. уровень доступа;

  3. навигация.

Одаренные учащиеся имеют возможность выбрать себе комплексный проект для защиты в качестве экзаменационной работы. Они работают над ним длительное время, увлеченно, ощущая плоды своего кропотливого труда. Так, у меня в классах каждый год имеются учащиеся, которые проходят итоговую аттестацию в форме защиты проекта. Это и Web-сайты, и презентации, и программные продукты.1

Приемы стимулирования и контроля

Этап контроля при методе проектов связан с разными задачами с точки зрения ученика и учителя. Для ученика важно проверить, достиг ли он результата, а для учителя – понять, освоил ли ученик то или иное средство, и в этом смысле проверить, насколько правильно было составлено проектное задание.

Считаю, что только систематический, плановый, открытый характер контроля способствует созданию спокойной, деловой атмосферы в классе. Мои учащиеся знают, что не все потеряно, если с первого раза не удалось правильно и грамотно защитить свой проект, у них есть возможность хорошо подготовиться по данной теме и повторить свою попытку еще раз. В классах у меня существует сеть консультантов из наиболее успевающих по информатике учащихся. К ним в любой момент может обратиться затрудняющийся ученик.

Итоговое оценивание учащихся производится на материале проектной работы. Критериями оценивания проекта выступают:



  1. обоснованность актуальности темы проекта и предлагаемых решений;

  2. объем, полнота разработок, самостоятельность, законченность;

  3. уровень творчества, оригинальность раскрытия темы;

  4. дизайн, стиль, соответствие стандартным требованиям к веб-ресурсам, структура текста, качество схем, рисунков, анимации;

  5. качество доклада;

  6. проявление глубины и широты заданий по излагаемой теме.

В системе контроля применяю не только репродуктивные задания, но и задания, на которые нет прямого ответа в учебнике, требующие установления аналогий, выделения причинно-следственных связей, задания, требующие от обучающихся самостоятельной творческой деятельности. Такая система контроля позволяет мне организовать образовательный мониторинг, а обучающимся осуществлять самоконтроль, самопознание, рефлексию своей деятельности.

Повышение уровня самообразования

Информатика – быстро развивающаяся наука. Поэтому я постоянно обращаюсь к современным достижениям в области информационных технологий, чтобы сохранить интерес к предмету и развивать познавательную активность учащихся.

Для реализации этих целей использую накопленный арсенал педагогических средств и приемов, который систематически пополняю и обновляю:


  • работа с дополнительной литературой, периодическими изданиями;

  • использование медиатеки;

  • участие в проекте Интернет-государства учителей Intergu.ru.;1

  • работа в рамках августовских Интернет-педсоветов;2

  • участие в научно-практических семинарах, конференциях и различных сетевых проектах.3

Организация активной познавательной деятельности учащихся позволяет не только повысить эффективность проводимых занятий, но и создать благоприятный психологический климат, обеспечить устойчивую положительную мотивацию к изучению предмета и к учению в целом.

Результативность опыта


Для определения результативности своей деятельности, степени эффективности решения поставленных цели и задач использую мониторинговые исследования всего учебного процесса.

Для изучения результативности реализации задачи формирования у обучающихся информационной компетентности осуществляется мониторинг качества выполнения итоговых работ (творческий проект, практическое задание и др.) по теме «Информационные технологии»

Качество выполнения итоговых работ (в %) по теме
«Информационные технологии» (10-11 кл.)

Разделы темы

Учебный год


2002-2003

2003-2004

2004-2005

Текстовый редактор

64

67

74

Графический редактор

45

56

67

Электронные таблицы

68

73

96

Указанные умения у обучающихся сформированы на высоком уровне.

Об эффективности своей системы работы с позиций развития умений на практике использовать полученные знания свидетельствует высокий уровень качества знаний, участие в районных и областных олимпиадах по информатике, областных и межрегиональных Интернет конкурсах: 2002 2003 учебный год – 1 место на районной олимпиаде по информатике и 9 место на областной; 2003-2004 учебный год – лауреаты Межрегионального молодежного фестиваля «Интернет и Мы»; 2004 2005 учебный год – 1 место на районной олимпиаде по информатике и 8 место на областной, лауреаты областного конкурса акции «Память Героям», посвященной 60 летию Победы в Великой Отечественной войне).1

Многие учащиеся, активно занимающиеся проектной деятельностью, в дальнейшем связывают свою деятельность с компьютерными технологиями: Горовой Евгений работает учителем информатики МОУ Засосенской СОШ, Мясоедов Роман – преподавателем информатики БГТУ имени В.Г. Шухова, Можаров Сергей – начальник управления информационных технологий ООО «Русагро», Выскворкин Александр – программистом в Белэнерго, Останкова Наталья – учитель информатики МОУ Красногвардейская СОШ, Воронков Александр – студент факультета компьютерных наук и телекоммуникаций Белгородского государственного университета, Шепелев Андрей – студент факультета «Автоматизация Производства и Информационных технологий» Белгородского государственного университета имени В.Г Шухова и т.д.

Использование различных методов, приемов, форм организации познавательной деятельности обучающихся в процессе урочной и внеурочной деятельности направлено на удовлетворение познавательных интересов детей.

С ростом познавательного интереса повышается качество знаний обучающихся:




Таким образом, основные результаты деятельности по решению поставленных задач свидетельствуют об эффективности осуществления образовательного процесса. В то же время, вижу перспективу своей педагогической деятельности в дальнейшем развитии исследовательской деятельности обучающихся, повышающей уровень информационной компетентности школьников, создании в школе мультимедийных комплексов, чтобы проведение занятий с применением компьютерных технологий стало доступно
каждому учителю-предметнику.

Библиографический список


  1. С. Бобровский. Программирование на языке QBasic для школьников и студентов. М., «ДЕСС» «Инфорком-Пресс», 1999.

  2. Бобцов А.А., Лямин А.В., Чежин М.С. Программное обеспечение для работы в Internet. – М., Федерация Интернет образования, 2003.

  3. Гиглавый А.В. Работа над проектами – модель непрерывного образования в сфере ИКТ. – Вопросы Интернет образования. – М., 2003.

  4. Енин И.Н. Интернет технологии в средней школе – цели и пути их внедрения – «Информационно коммуникационные технологии в школе. Фестиваль уроков. Уроки фестиваля», Материалы межрегионального молодежного фестиваля «Интернет и Мы», Воронеж, 2005, с. 33 35

  5. Енин И.Н. Метод проектов на уроках информатики и во внеурочной деятельности – «Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые Интернет технологии», материалы V Межрегиональной научно практической конференции», Воронеж, 2005 г., с. 17 22

  6. Полат Е.С. Метод проектов. «Информационные технологии в управлении образованием». № 1, 2003.

  7. Сенокосов А.И. Виртуальная школа – 1 www.1september.ru/ru/first.htm

  8. Сенокосов А.И Виртуальная школа – 2 www.1september.ru/ru/first.htm.

  9. С. Симонович. Компьютер в вашей школе. – М., АСТ пресс, 2001.

  10. С.Симонович, Г. Евсеев, В. Мураховский. Internet. Лаборатория мастера. Работа в сети без проблем. – М., АСТ пресс, 2000.

  11. Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для учителя. С.Пб., «БХВ – Петербург», 2003.

  12. Чему учить на уроках информатики А.Ю.Уваров Научный совет по комплексной проблеме “Кибернетика”, Российская академия наук http://www.1september.ru/ru/first.htm

  13. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика»/ Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004.

Рецензия

на материалы целостного описания актуального опыта по теме «Развитие творческого потенциала учащихся в условиях развивающей направленности обучения посредством проектной деятельности как фактор повышения качества знаний на уроках
информатики
» учителя информатики Енина Ивана Николаевича.


Опыт обобщен самим учителем, представлен руководителем муниципального общеобразовательного учреждения Красногвардейская средняя


общеобразовательная школа Черемушкиным И.Б.

Данный опыт является востребованным, так как проектная деятельность позволяющая осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, является актуальной в образовании. Задача учителя – подготовить школьников к жизни в современной обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий, благодаря данному методу выполняется.

В основу опыта положены новые формы и методы работы. Автором используются материалы статей Сенокосова А.И. «Виртуальная школа»,
Соловьевой Л.Ф. «Учебно-методический комплекс «Компьютерные технологии для учителя», А.В. Гиглавого «Работа над проектами – модель непрерывного образования в сфере ИКТ».

Опыт обобщен на творческом уровне.

Обобщение проведено подробно, последовательно, с большим фактическим материалом. Соответствует критериям педагогического опыта.

Новизна опыта состоит в том, что он позволяет:



  • организовать не изучение компьютерных технологий, а их освоение в процессе практического использования ПЭВМ;

  • прививать школьнику навыки самостоятельного овладения незнакомыми компьютерными средствами;

  • реализовать самостоятельный выбор учащимся удобного для него стиля изучения тем и приемов работы.

Приложения наглядно иллюстрируют применение опыта в практической работе учителя. Представлена не только урочная деятельность педагога, но и работа кружков, Интернет-Клуба, участие в проекте МО РФ, ФИО, АНО «Компьютер и дети» «Интернет государство учителей», работа в рамках августовских Интернет-педсоветов.

Творческие проекты учащихся представляют практический интерес для учителей не только информатики, но и начальных классов, предметников.

Опыт Енина И.Н. можно использовать в старших классах школы педагогами любой категории. Его опыт можно распространять в рамках методического объединения учителей информатики в виде доклада и проведения открытых уроков и внеклассных занятий на указанную тему.

Рецензируемый опыт целесообразно внести в районный банк данных актуального педагогического опыта.



Рецензент,

заместитель директора по УВР,



учитель высшей квалификационной категории

В. Олейникова


Приложение к опыту


1.

Приложение № 1

Программа элективных курсов

2.

Приложение № 2

Конспекты уроков.

3.

Приложение № 3

Компьютерное обеспечение занятий

4.

Приложение № 4

Конспект открытого заседания кружка «Азы информатики» в рамках семинара директоров школ.

5.

Приложение № 5

Выступление на педагогическом совете на тему:
«Работа с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочной деятельности».

6.

Приложение № 6

Выступление на заседании методсовета на тему: «Технологии, основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания».

7.

Приложение № 7

Выступление на семинаре директоров школ на тему:
«Информатизация современного образования»

8.

Приложение № 8

Выступление на заседании РМО учителей информатики на тему: «Интернет-технологии в средней школе: цели и пути их реализации».

9.

Приложение № 9

Выступление на заседании РМО учителей информатики на тему: «Методическая структура изучения программирования в курсе средней школы»

10.

Приложение № 10

Презентация внеклассных мероприятий, проведенных на базе кабинета информатики

11.

Приложение № 11

«TV игры у нас в гостях» – внеклассные мероприятия с применением мультимедийных технологий по проекту членов Интернет-Клуба.

12.

Приложение № 12

Деятельность Интернет-клуба «Бирюч»

13.

Приложение № 13

Кружковая работа

14.

Приложение № 14

Работа в рамках августовских Интернет-педсоветов.

15.

Приложение № 15

Участие в проекте МО РФ, ФИО, АНО «Компьютер и дети» «Интернет государство учителей»

16.

Приложение № 16

Публикации

17.

Приложение № 17

Освещение работы кабинета в СМИ

18.

Приложение № 18

Творческие проекты учащихся

19.

Приложение № 19

Грамоты



1 Приложение № 7

1 Приложение № 12

2 Приложение № 13

1 Приложение № 5

2 Приложение № 18

3 Приложение № 10, 11

1 Приложение № 2, 3

2 Приложение № 18

1 Приложение № 1, 6

1 Приложение № 12, 13, 19

1 Приложение № 18

1 Приложение № 15

2 Приложение № 14

3 Приложение № 16

1 Приложения № 17, 19


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка