Основные виды общения



Скачати 195.36 Kb.
Дата конвертації15.04.2016
Розмір195.36 Kb.
Христианский Гуманитарно-Экономический

Университет (отделение психологии)

Валентина Филимонова

Психология общения

Реферат на тему:

«Основные виды общения»

Одесса

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как

членами общества: в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией;

интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;

перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Основанием для выделения разновидностей общения являются его цели и средства. В соответствии с его целями и средствами общение делится на следующие основные виды: материальное, идеальное, непосредственное, опосредствованное, вербальное, невербальное.



Материальным называют такое общение людей, в ходе которого они обмениваются друг с другом или воздействуют друг на друга с помощью каких-либо предметов. Например, люди могут передавать друг другу или обмениваться между собой предметами культуры, например, книгами.

Идеальным называется общение, которое предполагает обмен между людьми мыслями, образами, переживаниями. В зависимости от того, чем в данном случае обмениваются люди, идеальное общение может быть названо рациональным (обмен мыслями), образным (обмен представлениями и образами) или эмоциональным (обмен чувствами и переживаниями). В данный вид общения включены, люди, когда они читают книги, слушают радио, смотрят телевизор или просто разговаривают друг с другом.

Непосредственное общение, когда общающиеся друг с другом люди видят, воспринимают друг друга с помощью органов чувств и передают информацию друг другу или воздействуют друг на друга напрямую, без применения каких-либо вспомогательных средств.

Опосредствованным называют общение, при котором люди, обменивающиеся информацией или оказывающие влияние друг на друга, не могут непосредственно воспринимать друг друга. Этим термином также обозначают общение, в процессе которого применяются какие-либо средства передачи информации от человека к человеку, кроме естественной речи, например, письменные или печатные тексты, технические средства записи и передачи информации.

Вербальное общение – это общение, осуществляемое при помощи устной речи - значения и смысла слов

Невербальным общением называют общение, реализуемое при помощи различных телодвижений: жестов, мимики, визуального контакта, проксемики, пара- и экстралингвистики.

Различные виды общения обычно сочетаются друг с другом в повседневности. Современные люди постоянно пользуются вербальным и невербальным общением, непосредственным и опосредствованным общением, обращаясь также и к другим видам общения.



В процедуре общения выделяют следующие этапы:

* Необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника – побуждает человека вступить в контакт.

* Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

* Ориентировка в личности собеседника.

* Планирование содержания своего общения – человек представляет, что именно он скажет.

*Бессознательно, иногда сознательно человек выбирает средства, фразы, которыми будет пользоваться, принимать решение как говорить, как себя вести.

*Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

* Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то результатов общения окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически – психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с латыни означает - общее, разделяемое со всеми. Если не удаётся достичь взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижения взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения. В результате достижение большей определенности в понимании ситуации, что способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов. Причинами плохой коммуникации могут быть:

* стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

* предвзятые представления - склонность отвергать все, что противоречит

собственным взглядам, новое, необычное. Нет осознания, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

* плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека

враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

* отсутствие внимания и интереса собеседника. Интерес возникает, когда

человек осознает значение информации для себя. Например, благодаря этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;

* пренебрежение фактами, из-за привычки делать преждевременные выводы;

* ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность

сообщения, слабая убедительность, нелогичность;

* неверный выбор стратегии и тактики общения;



Стратегии общения:

* открытое – закрытое общение;

* монологическое – диалогическое;

* ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).



Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и

готовность учесть позиции других. Закрытое общение – это нежелание либо

неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся

информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:

* если есть значительная разница в степени предметной компетентности и

бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой

стороны»;

* в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику

нецелесообразно.

Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» - полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» - человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».



Виды общения.

1. «Контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски: вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости. Набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формально – ролевое общение, когда регламентированы содержание

и средства общения, а вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов – друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда

каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его реакции.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.



Кодекс светского общения:

* вежливость, такт: «соблюдай интересы другого»;

* одобрение, согласие: «не порицай другого», «избегай возражений»;

* симпатия: «будь доброжелателен, приветлив».



Кодекс делового общения:

* принцип кооперативности: «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»;

* принцип достаточности информации – «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»;

* принцип качества информации – «не ври»;

* принцип целесообразности – «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;

* «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»;

* «умей слушать и понять нужную мысль»;

* «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».

Если один собеседник ориентируется на принцип вежливости, а другой – на принцип кооперативности, они могут попасть в неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдены обоими участниками.

Техника общения – совокупность конкретных коммуникативных умений: говорить и слушать.



Позиции в общении выделяют следующие:

* доброжелательная позиция принятия собеседника;

* нейтральная позиция;

* враждебная позиция непринятия собеседника;

* доминирование, или «общение сверху»;

* «общение на равных»;

* подчинение, или позиция «снизу».
Вербальные и невербальные средства общения.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.



В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз. Разум человека проявляется в ясности его речи. Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения разы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2. Речевые звуковые явления:

темп речи (быстрый, средний, замедленный);

модуляция высоты голоса (плавная, резкая);

тональность голоса (высокая, низкая);

ритм (равномерный, прерывистый);

тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий);

интонация, дикция речи.

Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.



3. Выразительные качества голоса:

* специфические звуки, возникающие при общении - смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи;

* разделительные звуки – это кашель;

* нулевые звуки – паузы, а также звуки, назализации – «хм –хм», «э-э-э» и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека

слова составляют 7%, звуки интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53%.



Невербальные средства общения изучают следующие науки:

1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций;

мимика изучает движение мышц лица, жестикуляция исследует жестовые движения отдельных частей тела: позы, осанку, поклоны, походку.



2. Таксика изучает прикосновение в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, поглаживание, отталкивание и пр.

3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении.

Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:



* интимная зона (00 – 45 см.) – в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для этой зоны характерно доверительность, негромкий голос, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения: учащение биения сердца повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;

* личная, персональная зона (45-120 см.) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт партнёров, поддерживающих разговор;

* социальная зона (120-400 см.) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, как правило, с теми, кого не очень знают;

* публичная зона (свыше 400 см.) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге.

Мимика – движение мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние - способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации. Лицо, глаза, человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Замечено, что человек пытается скрыть свою информацию или лжет, если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

По специфике взгляд может быть:

* деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника. Это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства;

* светским – когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника, до уровня губ. Что способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения;

* интимным - когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении;

* взгляд искоса – говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Лоб, брови, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные

человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение,

счастье, интерес, печаль. Легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно отметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека

несут брови и губы.

Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и речевом, есть слова, предложения.



Богатейший «алфавит» жестов делят на группы:

1. Жесты – иллюстраторы - это жесты сообщения:



* указатели - «указывающий перст», пиктографы;

* кинетографы - движения телом; жесты – «биты» (жесты – «отмашки»);

* идеографы - своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.

2. Жесты - регуляторы - это жесты, выражающие отношение к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

3. Жесты – эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях – «здравствуйте», а поднятые над головой – «до свидания».

4. Жесты - адапторы – это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть:

* почесывания, подергивания отдельных частей тела;

* касания, пошлёпывания партнера;

* поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой

5. Жесты – аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр. Практика показывает, что когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека важно приобрести умение понимать ложные притворные жесты. Особенность этих жестов заключается в преувеличении слабых волнений, подавляющих сильные волнения. Эти ложные движения начинаются, как правило, с конечностей и заканчиваются на лице.

При общении часто возникают следующие виды жестов:

* жесты оценки – почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание;

* жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды;

* жесты нервозности и неуверенности – переплетенные пальцы рук,

пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами.

* жесты самоконтроля – руки за спину, одна ладонь при этом сжимает другую;

* жесты ожидания – медленное вытирание влажных ладоней об одежду;

* жесты отрицания – сложенные руки на груди, отклоненный назад корпус,

скрещенные руки, прикосновение к кончику носа;

*жесты расположения – прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику;

* жесты доминирования – жесты, связанные с выставлением больших пальцев

напоказ, резкие взмахи сверху вниз;

* жесты неискренности – «прикрытие рукой рта», «прикосновение к носу»

как более утонченная форма прикрытие рта, говорящая об обмане, сомнении. Поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд».


На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. Однако в процесс общения как минимум включены два человека, и каждый из них является активным субъектом. При построении стратегии взаимодействия каждому приходиться принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой принимает мои потребности, мотивы, установки. Анализ осознания «себя» через «другого» включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление (идентификация) себя ему. Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением – эмпатией. Эмпатия - осмысление проблем другого человека через взаимопонимание, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Основные факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать людей:

* Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

* Сформированные стереотипы, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее отнесены к определенной категории, сложившаяся установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

* Преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация.

* Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ строго определенные личностные качества, и всякое понятие, не вписывающееся в этот образ, отбрасывается.

* Эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности переносится на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке – на оценку его отдельных качеств.

*Эффект «проецирования» - другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния.

* Эффект «первичности» - первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии, является очень существенной, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку.

* Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей,

стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

* Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Например, когда однажды высказанные суждения и мнения о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

* Эффект «последней информации» - если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, она может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке.

На восприятие людей влияют стереотипы – привычные упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией. На восприятие людей влияют и предубеждения – эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная их самих, ни мотивов их поступков. На восприятие и понимание людей влияют установки. Установка – это неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.

Установки имеют три измерения:

* когнитивное измерение – мнения, убеждения, которых придерживается человек

относительно какого-либо субъекта или предмета;

* аффективное измерение – положительные или отрицательные эмоции,

отношение к конкретному человеку или информации;

* поведенческое измерение – готовность к определенным реакциям поведения,

соответствующим убеждениям и переживаниям человека.

Обратная связь в общении - это сообщение, адресованное другому человеку, о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение.



Правила обратной связи:

* Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.

* Если говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.

* Не давай оценок. Помни: обратная связь – это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о тебе в связи с этим человеком, с тем, как ты воспринимаешь данного человека, что тебе приятно и что тебе неприятно.



Синтоническая модель общения.

Название «синтоническая» означает «быть в гармонии с собой и другими». Синтоническая модель общения разработана в рамках нейролингвистического программирования (НЛП). Нейропсихологическое программирование – это результат слияния психологии, лингвистики, математики. Синтоническая модель общения строится на идее о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» – та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим.



Виды и техники слушания.

В процессе речевого взаимодействия происходит передача информации от

партнера к партнёру. Она может быть выражена в такой схеме: передача информации – «говорящий» кодирует информацию в словах - «слушающий» раскодирует слова, извлекает информацию - понимание информации.

Реакции слушателя, приемы слушания бывают следующие:

* Глухое молчание - видимое отсутствие реакции.

* Поддакивание – «ага», «угу», «да-да», «ну», кивание.

* «Эхо-реакция» - повторение последнего слова собеседника.

* «Зеркало» - повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов.

* «Парафраз» - передача содержания высказывания партнера другими словами.

* Побуждение – «Ну и что дальше?».

* Уточняющие вопросы – «Что ты имел ввиду?».

* Наводящие вопросы - Что? где? когда? почему? зачем?

* Оценки, советы.

* Продолжение - когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить

фразу, подсказывает слова.

* Эмоции – «ух», «ах», «здорово», смех, скорбное лицо.

* Нерелевантные высказывания - не относящиеся к делу, или формальные.

* Логические следствия из высказываний партнера.

* Расспрашивание – задается вопрос за вопросом, не объясняя цели.

* Пренебрежение к партнеру - не обращает на его слова внимания, не слушает,

игнорирует партнера, его слова.



Обычно в слушании проявляется три такта: поддержка – уяснение – комментирование.

Виды слушания: пассивное, активное, эмпатическое.

Активное слушание – это вид слушания, в котором на первый план выступает

отражение информации. Активное слушание незаменимо в деловых переговорах, в ситуациях, когда партнер по общению равен или сильнее. В конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно или демонстрирует свое превосходство. При пассивном слушании важно просто слушать человека, давать ему понять, что он не один, что его слушают, понимают и готовы поддержать. Но не следует все время молчать, потому что глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а у возбужденного человека это раздражение будет усилено. Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании важно не давать советов, не стремиться оценить «говорящего», не критиковать, не учить.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка