Основная профессиональная образовательная программа высшего образования



Сторінка1/22
Дата конвертації15.04.2016
Розмір4.68 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

Рубцовский институт (филиал)

«УТВЕРЖДАЮ»

Первый проректор

по учебной работе
_____________ Е.С. Аничкин

«23» июня 2014г.




Основная профессиональная образовательная программа
высшего образования

Направление подготовки


37.03.01 Психология
Профиль подготовки

общий
Квалификация (степень)
Бакалавр

Форма обучения:



очная, заочная


Рубцовск

2014

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения……………………………………………………………………………3

1.1. Назначение и область применения ОПОП бакалавриата, реализуемая Рубцовским институтом (филиалом) АлтГУ по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» и профилю подготовки «общий»…………………………………………………………………..3


1.2. Нормативно-правовая база для разработки ОПОП бакалавриата по направлению подготовки 37.03.01 «Психология»……………………………………………………………3

1.3. Общая характеристика ОПОП направления подготовки 37.03.01 «Психология»………………………………………………………………………………………………..4

1.4 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ОПОП………..5


2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ОПОП бакалавриата по направлению подготовки 37.03.01 «Психология»……………………………………6

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника…………………………..6

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника………………………….6

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника……………………………..6

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника……………………………6



3. Компетенции выпускника ОПОП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ОПОП…………………………………………………………………………….7

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ОПОП бакалавриата по направлению подготовки 37.03.01 «Психология»…………………………………………………………………………………..18

4.1. Годовой календарный учебный график………………………………………….18

4.2. Учебный план подготовки бакалавра…………………………………………….18

4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)……...22

4.4. Программы учебной и производственной практик…………………………….100

5. Фактическое ресурсное обеспечение ОПОП бакалавриата по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» в Рубцовском институте (филиале) АлтГУ…………...104

6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников…………………………………………105

7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ОПОП бакалавриата по направлению подготовки 37.03.01 Психология……………………………………………………………………………………………...106

7.1. Нормативно-методическое обеспечение системы……………………………...107

7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ОПОП бакалавриата….108

8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся………………………………………………………….110

Приложение 1………………………………………………………………………………...112

1. Общие положения

1.1. Назначение и область применения ОПОП бакалавриата, реализуемая Рубцовским институтом (филиалом) АлтГУ по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» и профилю подготовки «общий»

Основная профессиональная образовательная программа бакалавриата, реализуемая Рубцовским институтом (филиалом) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет» по направлению подготовки 37.03.01 Психология и профилю подготовки общий представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную Рубцовским институтом (филиалом) АлтГУ с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.

ОПОП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.



Особенностями ФГОС ВО являются задание требований к результатам освоения ОПОП через набор компетенций и определение трудоемкости ОПОП в целом и каждом из ее компонентов в зачетных единицах. С учетом этого, при разработке ОПОП, выбор форм и методов обучения проводится с ориентацией на компетентностный подход.

1.2. Нормативные документы для разработки ОПОП бакалавриата по направлению подготовки 37.03.01 Психология

Нормативную правовую базу разработки ОПОП бакалавриата составляют:

  • Федеральный закон Российской Федерации N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2013 г. № 1367

  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 37.03.01 Психология высшего профессионального образования (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «21» декабря 2010 г. № 759;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.09.2013 г. № 1061 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования»;

  • Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966;

  • Постановление Правительства России от 18.11.2013 г. №1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»;

  • Постановление Правительства России от 10.07.2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.06.2009 г. № 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования»;

  • Инструктивное письмо Минобрнауки России от28.12.2009 г. № 03-2672 «О разработке примерных основных образовательных программ профессионального образования»;

  • Инструктивное письмо Минобрнауки России от 13.05.2010 г. № 03-956 «О разработке вузами основных образовательных программ»;

  • Письмо Минобразования РФ №14-52-988 ин/13 от 28.11.2002 «О направлении Методики расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах»;

  • Письмо Минобразования РФ №14-52-988 ин/13 от 28.11.2002 «О направлении Методики расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах»;

  • Примерная основная профессиональная образовательная программа (ПрОПОП ВО) по направлению подготовки, утвержденная приказом Министерства образования и науки РФ от 17 сентября 2009г.№337 (носит рекомендательный характер);

  • Устав ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»;

  • Положение о Рубцовском институте (филиале) Алтайского государственного университета, принято Ученым Советом АлтГУ 15.03.2011г. утверждено Приказом ректора АлтГУ 24.05.2011г., зарегистрировано Постановлением Главы Администрации г. Рубцовска № 4669 от 24.05.2011 г.
1.3. Общая характеристика вузовской основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат)


1.3.1. Цель (миссия) ОПОП бакалавриата по направлению 37.03.01 Психология является подготовка активного, творчески мыслящего выпускника, владеющего гуманитарными технологиями в области проектирования, прогнозирования, развития организаций, отбора персонала, оптимизации социально-психологического климата коллектива, оказания консультативных услуг и психолого-педагогической помощи физическим лицам и населению.

Целью ОПОП является формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» (бакалавр).

Обучение включает в себя овладение специальными знаниями, умениями, навыками, формирование нравственных принципов профессиональной помощи индивидам, группам, сообществам, овладение основами психологической и социальной культуры, формирование у обучающих нового понимания и восприятия действительности, развития таких личностных качеств, ориентиров и способностей, которую способствуют самостоятельному познанию профессиональных компетенций.

После завершения обучения бакалавр - психолог в соответствии с требованиями ФГОС должен   обладать общекультурными и профессиональными компетенциями, которые позволят ему:



  • ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи,

  • участвовать в практической и прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования,

  • владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в средних учебных заведениях.

Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) ориентирована на реализацию следующих принципов:

  • приоритет практико-ориентированных знаний выпускника;

  • формирование готовности принимать решения и профессионально действовать в нестандартных ситуациях;

  • формирование потребности к постоянному развитию и инновационной деятельности в профессиональной сфере; фундаментальность – теоретико-методологическая основательность и качество общепрофессиональной подготовки.

  • интегративность – междисциплинарное объединение научных исследований и учебных предметов учебного процесса в целом.

  • вариативность – гибкое сочетание базовых учебных курсов и дисциплин регионального и вузовского компонентов, разнообразие образовательных технологий, адекватных индивидуальным возможностям и особенностям обучаемых.
1.3.2. Срок освоения ОПОП бакалавриата по направлению 37.03.01 Психология
Реализуемые формы обучения:

  • Очная форма обучения. Срок освоения ОПОП - 4 года в соответствие с ФГОС ВО по данному направлению, специальности.

  • Заочная форма обучения. Срок освоения ОПОП - 5 лет в соответствие с ФГОС ВО по данному направлению, специальности.
1.3.3. Трудоемкость ОПОП бакалавриата по направлению 37.03.01 Психология

Трудоемкость основной профессиональной образовательной программы составляет 240 зачетных единиц за весь период обучения, включая все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики, текущую и промежуточную аттестации, итоговую государственную аттестацию. Трудоемкость ОПОП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетных единиц.

Таблица 1.

Распределение трудоемкости освоения учебных циклов и разделов ОПОП по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» (бакалавр)

Код учебного цикла ОПОП

Учебные циклы и разделы

Трудоемкость, зачетные единицы

Б.1.

Гуманитарный, социальный и экономический цикл

40

Базовая часть

22

Вариативная часть

18

Б.2.

Математический и естественнонаучный цикл

23

Базовая часть

10

Вариативная часть

13

Б.3

Профессиональный цикл

148




Базовая (общепрофессиональная) часть

96




Вариативная часть

52

Б.4.

Физическая культура

2

Б.5

Учебная и производственная практика

17

Б.6.

Итоговая государственная аттестация

10

Общая трудоемкость основной профессиональной образовательной программы

240
1.4 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ОПОП

    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, свидетельствующий об освоении содержания образования полной средней школы и наличия сформированных компетенций, включая, в том числе, знание базовых ценностей мировой культуры; владение государственным языком общения, понимание законов развития природы и общества; способность занимать активную гражданскую позицию и навыки самооценки.

    Абитуриент может иметь документ о среднем профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования или среднего профессионального образования. Для обучения по сокращённым программам в заочной форме требуется диплом о среднем профессиональном или высшем образовании. Прием абитуриентов в Рубцовский институт (филиал) АлтГУ осуществляется согласно «Правилам приема в ФГБОУ ВО Алтайский государственный университет» (информация на сайте: http://rb.asu.ru/abiturient ).




2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ОПОП бакалавриата по направлению подготовки по направлению 37.03.01 Психология.
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника
Область профессиональной деятельности бакалавров психологов включает решение комплексных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям.

Работодателями выпускников по данной программе являются органы государственного и муниципального управления, психологические консультативные центры помощи семье и детям, центры занятости населения, центры исследования общественного мнения, предприятия и организации в сфере экономики, кадровые и рекламные агентства и т.п.
2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются психические процессы, свойства и состояния человека; их проявления в различных областях человеческой деятельности, в межличностных и социальных взаимодействиях на уровне индивида, группы, сообщества, а также способы и формы их организации и изменения при воздействии внешней среды.
2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

В соответствии с ФГОС выпускник по направлению 37.03.01 Психология готовится к следующим видам профессиональной деятельности: практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой.

Выпускники готовятся к выполнению таких видов профессиональной деятельности, как:



  • диагностическая,

  • профилактическая,

  • просветительская работа,

  • профориентационная,

  • организационно-управленческая,

  • консультативная работа по различным направлениям,

  • педагогическая;

  • научно-исследовательская.

Согласно требованиям рынка труда он должен оказывать консультативные услуги населению, осуществлять коррекционную и реабилитационную работу с людьми в трудных жизненных ситуациях.
2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

в области практической деятельности:

  • анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп;

  • формирование установок в отношении здорового образа жизни и поведения, направленного на сохранение здоровья;

  • предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, в функционировании людей с ограниченными возможностями, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности;

  • выявление трудностей в обучении, нарушений и отклонений в психическом развитии, риска асоциального поведения, диагностика психических состояний, возникающих в процессе учебной и внеучебной деятельности;

  • распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья, в процессах воспитания и образования, трудовой и организационной деятельности, коммуникации;

  • формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром.

  • изучение научной информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;

  • применение стандартизованных методик;

  • обработка данных с использованием стандартных пакетов программного обеспечения.

в области научно-исследовательской деятельности:

  • участие в проведении психологических исследований на основе профессиональных знаний и применения психологических технологий, позволяющих осуществлять решение типовых задач в различных научных и научно-практических областях психологии;

в области педагогической деятельности:

  • преподавание психологии как общеобразовательной дисциплины;

  • сбор и оформление учебных материалов;

  • проведение всех видов занятий в рамках утвержденного плана и программ;

  • участие в проведении тестирования по итогам обучения;

  • участие в учебно-методической работе в сфере общего образования;

  • пропаганда психологических знаний для работников различных сфер жизни общества.

в области организационно-управленческой деятельности:

  • описание и анализ форм организации взаимодействий в трудовых коллективах;

  • выявление проблем, затрудняющих функционирование организации;

  • проведение диагностико-оптимизационных работ с персоналом организации;

  • использование нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности.


3. Компетенции выпускника ОПОП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ОПОП ВО.

Результаты освоения ОПОП бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

Компетентностная модель выпускника охватывает с одной стороны квалификацию (степень) бакалавра психологии, связующую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарный требования к результатам образовательного процесса. Модель включает общекультурные компетенции и профессиональные компетенции, отражающие практическую, научно-исследовательскую, педагогическую и организационно-управленческую деятельность.

Компетентностная модель выпускника по направлению 37.03.01 Психология предполагает формирование у выпускника общекультурных и профессиональных компетенций. В Институте принята классификация компетенций, установленная ФГОС:

Общекультурные - ОК



Профессиональные - ПК

Таблица 2.

Содержание компетенций выпускника института

Коды компетенций по ФГОС3

Компетенции

Результат освоения

Общекультурные компетенции (ОК)

способностью и готовностью к:

ОК-1

пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии

Знать: основные категории, понятия, законы, направления развития психологии, философии, экономики, политологии, социологии.

Уметь: анализировать и оценивать психологическую, социально-экономическую и политическую информации.

Владеть: нормами взаимодействия и сотрудничества на основе знаний гуманистических ценностей; толерантностью, социальной мобильностью.

ОК-2

пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии

Знать: основы культурологии, способствующие общему развитию личности, обеспечивающие формирование мировоззрения и понимание современных концепций картины мира.

Уметь: анализировать и оценивать социально-экономическую и политическую информацию.

Владеть: навыками использования в профессиональной деятельности базовых знаний в области естествознания.

ОК-3

владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений

Знать: систему категорий и методов, направленных на формирование аналитического и логического мышления психолога.

Уметь анализировать и оценивать профессиональную информацию, обобщать, строить выводы.

Владеть: основами теоретических положений, необходимых для работы в профессиональной деятельности.

ОК-4

использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики

Знать: правовые, экологические и этические аспекты профессиональной деятельности, систему категорий, понятий, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики.

Уметь: применять полученные знания в практической деятельности.

Владеть: навыками решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации собственной деятельности).

ОК-5

применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач

Знать: систему категорий и методов, направленных на формирование аналитического и логического мышления психолога; основные математические статистические обработки данных, полученных при решении основных профессиональных задач.

Уметь: использовать нормативно-правовые знания при осуществлении профессиональной деятельности.

Владеть: навыками использования в профессиональной деятельности базовых знаний информатики и современных информационных технологий использование ресурсов Интернет.

ОК-6

владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния

Знать: основные закономерности психического развития личности человека.

Уметь: применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции собственной деятельности и психического состояния.

Владеть: навыками анализа своей деятельности, методами регуляции психического состояния.

ОК-7

восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей

Знать: основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества; основы социального управления и межличностного взаимодействия.

Уметь: профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; устанавливать доверительные взаимоотношения, управлять группой, командой.

Владеть: организационно-управленическими навыками в профессиональной и социальной деятельности; навыками убеждения, принуждения, общения и другими способами психологического влияния.

ОК-8

нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них

Знать: основы работ с кадровым составом, созданию психологического климата в коллективе.

Уметь: находить правильные организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях.

Владеть: навыками взаимодействия и общения; организационно-управленческими навыками в профессиональной социальной деятельности.

ОК-9

проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр.

Знать: основы библиографической и информационно-поисковой работы.

Уметь: использовать данные поисковой системы при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр.

Владеть: навыками управления информацией, составления и оформления отчетов, заключений и т.д.

ОК-10

пониманию сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознанию опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдению основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

Знать: основы сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознавать возникающие опасность и угрозу.

Уметь: использовать основные средства, методы защиты информации и требований информационной безопасности.

Владеть: навыками и умениями соблюдения основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны.

ОК-11

овладению основными методами, способами

и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией



Знать: основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации.

Уметь: получать, обрабатывать и интерпретировать данные исследований с помощью математико-статистического аппарата, хранить, перерабатывать информацию.

Владеть: навыками работы с компьютером как средством управления информацией.

ОК-12

профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет

Знать: систему работы использования современных информационных технологий и Интернет в работе психолога.

Уметь: управлять современными техническими средствами.

Владеть: навыками использования современных информационных технологий и системы Интернет.

ОК-13

использованию знания иностранного языка в профессиональной деятельности и в профессиональной коммуникации

Знать: лексический минимум в объеме, необходимом для работы с профессиональной литературой и осуществление взаимодействия на иностранном языке.

Уметь: передавать коммуникацию в связных высказываниях на иностранном языке.

Владеть: иностранным языком в объеме, необходимом для работы с профессиональной литературой, взаимодействия и общения.

ОК-14

использованию нормативных правовых документов в своей деятельности

Знать: нормативно-правовые документы, применяемые в профессиональной деятельности.

Уметь: использовать нормативно-правовые документы в практической деятельности.

Владеть: навыками работы с нормативно- правовыми документами.

ОК-15

овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

Знать: основы физического развития, воспитания и укрепления здоровья.

Уметь: применять знания по физической культуре в профессиональной деятельности.

Владеть: навыками сохранения здорового образа жизни.

Профессиональные компетенции (ПК):

в области практической деятельности:

ПК-1

способность и готовность к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности

Знать: психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций, существующих в отечественной и зарубежной науке подходов.

Уметь: применять стандартные программы, направленные на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности.

Владеть: основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп.

ПК-2

отбор и применение психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацей

Знать: основы психодиагностики, математические методы в психологии.

Уметь: применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций.

Владеть: критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик.

ПК-3

описание структуры деятельности профессионала в рамках определенной сферы (психологического портрета профессионала)

Знать: психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов.

Уметь: описывать структуру деятельности профессионала в рамках определенной сферы.

Владеть: основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп.

ПК-4

осуществление стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий

Знать: стандартные базовые процедуры (практики) оказания индивиду, группе, организации психологической помощи.

Уметь: использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования, использовать традиционные методы и технологии в оказании психологической помощи.

Владеть: навыками использования традиционных методов и технологий в профессиональной деятельности.

ПК-5

выявление специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам

Знать: основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества, в зависимости от возрастных, гендерных и этнических особенностей.

Уметь: применять основные положения психологических теорий в работе с индивидом, группой; прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования различных составляющих психики в норме и при психических отклонениях.

Владеть: основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп.

ПК-6

Психологическая диагностика уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека

Знать: основы психологической диагностики уровня развития познавательной и мотивационно–волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях

основы общей психологии, психологии развития, социальной психологии, патопсихологии, клинической психологии и др.



Уметь: применять знания по основам психологической диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристики психических процессов.

Владеть: основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп.

ПК-7

прогнозирование изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях

Знать: особенности прогнозирования изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях.

Уметь: составлять программы прогнозирования уровня развития и функционирования различных составляющих психики.

Владеть: проектировочными навыками и умениями в практической деятельности.

ПК-8

ассистирование деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности

Знать: способы воздействия и психологического вмешательства с целью оказания помощи индивиду, группе, сообществу.

Уметь: ассистировать в профессиональной деятельности магистра или специалиста- психолога.

Владеть: способами воздействия и психологического вмешательства с целью оказания помощи индивиду, группе, сообществу.

В области научно-исследовательской деятельности:

ПК-9

способность и готовность к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики

Знать: психологические феномены, категории и методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики.

Уметь: применять знания по психологии как науки о психологических феноменах в практической профессиональной деятельности.

Владеть: навыками изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики.

ПК-10

понимание и постановка профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности

Знать: психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в области научно-исследовательской и практической деятельности.

Уметь: определять профессиональные задачи в области научно-исследовательской и практической деятельности.

Владеть: навыками научно-исследовательской деятельности.

ПК-11

участие в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии

Знать: порядок проведения психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии.

Уметь: ассистировать в проведении психологических исследований в различных научных и научно-практических областях психологии.

Владеть: навыками практической деятельности при проведении исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии.

ПК-12

проведение стандартного прикладного исследования в определенной области психологии

Знать: основы порядка проведения стандартного прикладного исследования.

Уметь: проводить стандартное прикладное исследование.

Владеть: навыками составления и оформления отчета о результатах полученного исследования.

ПК-13

реализация базовых процедур анализа проблем человека, социализация индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционирование людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях

Знать: базовые процедуры анализа проблем человека, социализации индивида в профессиональной и образовательной деятельности, а также и для людей с ограниченными возможностями, основы психологии работы с людьми с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях.

Уметь: выбирать методы оказания психологической помощи людям с ограниченными возможностями при различных заболеваниях.

Владеть: базовыми процедурами анализа проблем человека, социализации индивида, навыками работы с людьми с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях.

ПК-14

выбор магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы

Знать: магистерские образовательные программы в различных областях психологии и социальной работы.

Уметь: выбирать магистерские образовательные программы в различных областях психологии и социальной работы.

Владеть: навыками при работе с магистерскими образовательными программами в различных областях психологии и социальной работе.

В области педагогической деятельности:

ПК-15

способность и готовность к преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины

Знать: основные направления развития системы образования, содержание педагогической деятельности, опыт подготовки психологов в стране и за рубежом; принципы организации учебно-образовательного процесса.

Уметь: реализовывать педагогическую деятельность.

Владеть: навыками по преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины.

ПК-16

участие в учебно-методической работе в сфере общего образования

Знать: содержание учебно-методической работы в сфере общего образования.

Уметь: организовать учебно-методическую работу в сфере общего образования.

Владеть: навыками по управлению учебно-методической работой в сфере общего образования.

ПК-17

подготовка условий для лабораторных и практических занятий, участие в их проведении

Знать: требования к организации и проведению лабораторных и практических занятий по психологии.

Уметь: применять различные методы и методики, модульные технологии в проведении лабораторных и практических работ по психологии.

Владеть: методами, методиками, модульными технологиям при подготовке и проведении лабораторных и практических занятий.

ПК-18

использование дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека

Знать: дидактические приемы при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека.

Уметь: составить коррекционную, реабилитационную и обучающую программу по оптимизации психической деятельности человека.

Владеть: навыками внедрения коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека в профессиональной деятельности.

ПК-19

самообразование на протяжении всей профессиональной жизни

Знать: основы теории самовоспитания, самообразования и саморазвития.

Уметь: составить программу самосовершенствования.

Владеть: навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации собственной деятельности.

ПК-20

просветительская деятельность среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества

Знать: содержание основ просветительской

деятельности среди населения.



Уметь: составить программу просветительской деятельности среди населения.

Владеть: навыками организации и управления просветительской деятельностью среди населения.

В области организационно-управленческой деятельности:

ПК-21

способность и готовность к анализу форм

взаимодействия в трудовых коллективах



Знать: основы психологии управления, конфликтологии, социальной психологии.

Уметь: применять в практической деятельности знания по социальной психологии.

Владеть: навыками применения различных форм взаимодействия в трудовых коллективах.

ПК-22

проведение работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса

Знать: методы, формы, приемы работы с кадровым составом и создания психологического климата в коллективе.

Уметь: проводить диагностическое обследование и составлять программу по развитию производственных отношений.

Владеть: навыками анализа и организации работы по созданию психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса.

ПК-23

реализация интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп

Знать: современные психотехнологии, ориентированные на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп.

Уметь: составлять и проводить тренинги личностного и профессионального роста.

Владеть: навыками проведения тренингов.

Представленная в ОПОП компетентностная модель выпускника вуза (бакалавра) по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» показывает следующее:

1. Группу общекультурных компетенций (ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-6; ОК-7; ОК-8; ОК-9; ОК-10; ОК-11; ОК-12; ОК-13; ОК-14; ОК-15.) формируют на уровне базовой подготовки дисциплины социально-гуманитарного, естественно-научного, математического и профессионального циклов ОПОП.

2. Группу общепрофессиональных компетенций (ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-4; ПК5; ПК-6; ПК-7; ПК-8), а также организационно-управленческих компетенций (ПК-21; ПК-22; ПК-23) формируют, в основном, дисциплины социально-гуманитарного и профессионального цикла ОПОП.

3. Группу научно-исследовательских компетенций (ПК–9; ПК-10; ПК–11; ПК–12; ПК–13; ПК-14) и педагогических компетенций (ПК-15; ПК-16; ПК-17; ПК-18; ПК-19; ПК-20) формируют в основном дисциплины профессионального цикла ОПОП.



Таблица 3.

Компетентностная модель выпускника
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка