Организация системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Развитие универсальных учебных действий



Сторінка1/5
Дата конвертації14.04.2016
Розмір0.69 Mb.
  1   2   3   4   5
Организация системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Развитие универсальных учебных действий (УУД)

у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения»,  «детей с ограниченными возможностями здоровья»,«учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья».

В системе социальной защиты Российской Федерации значительное внимание уделяется вопросам обеспечения условий для получения образования детьми с ОВЗ – закон «Об образовании в Российской Федерации», «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» и др.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

«Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания».

Закон об образовании гарантирует реализацию права на образование ребенку с ОВЗ через создание необходимых условий «для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов».

Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает «цензовоеобразование сопоставимое по уровню его «академического» компонента с образованием его здоровых сверстников,находясь в их среде, и в те же календар-ные сроки».

Обязательным условием является систематическая специальная психолого - педагогическая поддержка, которая предполагает создание адекватных условий дляреализаций особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральные государственные стандарты, представляют собой нормативноправовые акты федерального уровня и выдвигают три основных группы требований,обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования: 1) Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования. Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности, разрабатывает собственную образовательную программу, учебный план, учитывая, в том числе запросы и пожелания родителей школьников. Родители должны познакомиться с программой, чтобы понимать, как будут учить ребенка, по каким технологиям, чему его научат, какими качествами и умениями он будет обладать по окончании основной школы. Для развития потенциала обучающихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, реализация которых должна сопровождаться поддержкой образовательного учреждения.

2) Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (требования к информационному пространству, материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, кадровым и финансовым условиям).

3) Требования к результатам освоения основной образовательной программы

основного общего образования. 

Итогом обучения должна будет стать совокупность результатов: 

- личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.); 

- метапредметных (универсальные учебные действия (УУД)); 

- предметных (система основных знаний). 

Оцениваться будет не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появится возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ.

Таким образом,к планируемым результатам освоения основной образовательной программы относятсяне только предметные, но и личностные, метапредметные результаты.


Виды личностных и метапредметных результатов обучения.

 

Совокупность личностных результатов обученияобеспечивает ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.




Совокупность личностных результатов обучения

1.Самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.

2.Смыслообразование - установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

3.Нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.


Регулятивныеуниверсальные учебные действия

обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.



Регулятивные универсальные учебные действия

1.Целеполагание- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

2. Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

3.Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик.

4.Контрольв форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.

5.Коррекция– внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.

6.Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

7. Саморегуляциякак способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Включают общеучебные,  логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные универсальные действия

1.Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.



2.Структурирование знаний.

3. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

4.Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

5. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

6.Смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

7.Остановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Знаково-символические действия

1. Моделирование.

2. Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия

-Анализ;

-синтез;


-сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

-подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.



Действия постановки и решения проблем

1.Формулирование проблемы.

2.Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.




Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.

Постановка вопросов– инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Разрешение конфликтов– выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация.

Управление поведением партнера– контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной  деятельности ребенка и  тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий – уровень их сформированности,  соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны различные видынарушений в развитии познавательной и личностной сфер, и в связи с этим возникают трудности в формированииуниверсальных учебных действий и трудности в обучении.
Общая характеристика трудностей обучения по основным предметам школьного курса начальной школы

детей с ограниченными возможностями здоровья


Общая характеристика общеучебных трудностей обучения

-Неумение включиться в учебную работу;

- неспособность самостоятельно начать выполнение задания;

-неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи;

- непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание (состоящее из нескольких простых);

-недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов (правил);

- неумение пользоваться полученными знаниями-умениями при решении стандартных учебных и практических задач;

-неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выполнения (неполное выполнение задания);

- смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности шагов алгоритма при его выполнении;

- подмена задания (логически и алгоритмически более простым);

-неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания;

- неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее;

- неумение применить знания в нестандартной ситуации;

- неумение решить учебную задачу с использованием «другого» приема (способа), сравнить решения по степени рациональности.




Общая характеристика трудностей межличностных  отношений

Характер взаимодействия ученика и учителя

- Непонимание, неготовность услышать учителя (взрослого), психологическая «несовместимость»;

– боязнь критики, негативной оценки;

– отсутствие положительного опыта общения со взрослыми.


Взаимодействие ученика и других учеников

– Эгоцентричность, неумение общаться,

– повышенная тревожность,

– неумение строить совместную деятельность;

– заниженная (завышенная) самооценка;

– другие трудности…





Трудности в обучении чтению, письму

- Замены букв, обозначающих сходные в произношении и/или восприятии звуки, а также замены букв по внешнему сходству (по механизму движения руки);

- пропуски гласных и согласных букв, пропуск слогов;

- перестановки букв и слогов;

- неправильная постановка ударения в слове;

- нарушения понимания прочитанного;

- аграмматизмы при письме и чтении;

- нарушение границ слов.





Трудности при усвоении русского языка

- Недостаточно четкое знание значений общеупотребляемых слов, низкий словарный запас;

- низкий уровень устной и письменной речи, сложности при формулировании основной мысли высказывания, ее речевом оформлении;

– смысловые, грамматические, орфографические ошибки при письменном оформлении высказывания;

- отсутствие дифференциации качественных характеристик звуков;

- неумение определять сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков;

– трудности разбора слова по составу, формальный подход учащегося к определению частей слова;

- неразличение родственных слов и слов с омонимичными корнями, трудности при подборе родственных слов;

- затруднения при определении грамматических признаков различных частей речи, не различение частей речи;

- неразличение синтаксических и грамматических вопросов к именам существительным;

-неразличение двух характеристик предложения: тип предложения по цели высказывания и по интонации;

- трудности при установлении синтаксической взаимосвязи слов в предложении, при определении главного и зависимого слова;

- неумение выбрать необходимый способ проверки в зависимости от места и типа орфограммы;

- несформированность навыка - применять знание орфограмм при письме под диктовку,при записи собственного текста.





Трудности в процессе овладения читательской деятельностью

- Неумение обобщить информацию, содержащуюся в разных частях

текста;


- неумение привести примеры из текста, доказывающие высказанное утверждение;

- неумение на основании прочитанного высказать свою точку зрения, обосновать ее, опираясь на текст;

- проблемы координации имеющихся житейских представлений с информацией, получаемой из текста, особенно в ситуации, когда предшествующий опыт входит в противоречие с имеющейся в тексте информацией;

- неумение использовать разные стратегии работы в зависимости от типа текста, проблемы с точностью восприятия данных при чтении научно-популярного текста.

- трудности в работе с текстами-инструкциями, с информацией, представленной в виде графиков, диаграмм, схем и т.д.


Трудности в изучении математики

- Неспособность записать число (величину) и дать его (ее) характеристику;

- проблемы пространственной ориентировки, неразличение, неправильное называние геометрических фигур, форм окружающего;

- смешение математических понятий (периметр и площадь, частное и разность и т.п.);

- неспособность установить зависимость между величинами (часть-целое; скорость-время-длина пути при равномерном прямолинейном движении; цена-количество стоимость и др.), решить текстовую задачу в 1-2 действия;

- неумение пользоваться математической терминологией;

- неумение применить алгоритм (способ, прием) выполнения арифметического действия;

- неумение использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений;

- неспособность установить порядок действий в числовом выражении и найти его значение с использованием изученных алгоритмов;

- проблемы в понимании математических отношений (больше/меньше, выше/ниже, дороже/дешевле; «больше/меньше на…», «больше/меньше в …», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше» и др.).


Для преодоления трудностей в обучении, коррекции недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья, необходима программа коррекционной работы.
Система психолого-педагогического сопровождения в рамках реализации Программы коррекционной работы с ребенком с ОВЗ
Цель коррекционной программы:

Оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, в коррекции недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, в их социальной адаптации.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
1.Одним из наиболее важных требований к условиям реализации коррекционной программы по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья является психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)).

2. Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

3. Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

4. Обеспечение дифференцированных условий образования:

-оптимальный режим учебных нагрузок;

-вариативные формы получения образования и специализированной помощи  в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

-коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса;

-учёт индивидуальных особенностей ребёнка;

-соблюдение комфортного психоэмоционального режима.

5. Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального либо основного либо среднего общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

6.Использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности

Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.


Задачи программы:
1.Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.

2.Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

3. Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

4.Осуществление педагогической, психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

5.Разработка и реализация индивидуальных и групповых занятий для детей с выраженным нарушением физического и психического развития.

6. Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг.

7. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с

ограниченными возможностями здоровья.

8. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по психологическим, логопедическим, социальным, правовым и другим вопросам.

  1   2   3   4   5


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка