Опыт преподавания информатики учителя Свистун И. В



Скачати 317.15 Kb.
Дата конвертації11.04.2016
Розмір317.15 Kb.

Опыт преподавания информатики учителя Свистун И.В.

ИЗ ОПЫТА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

СВИСТУН И.В.

МОУ СОШ № 109 Г. ТРЁХГОРНЫЙ

inna@sch109.trg.ru

8-351-11-4-20-27




Опыт методической работы

  1. Пропедевтика информатики - (начальная школа)

В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью, ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно.

Л.С. Выготский

1.1. Целесообразность и эффективность Преподавания информатики в начальной школе

Решая вопрос чему учить, всегда приходится решать вопрос о том, какие компоненты необходимо включить в содержание образования, в какой последовательности их расположить для наилучшего достижения конечной цели - сформировать личность человека в соответствии с социально значимым для своего времени образцом.

Многие годы основное назначение начальной школы состояло в том, чтобы дать детям навыки письма, чтения, счета, познания окружающего мира. Введение системы полного среднего образования по-новому поставило этот вопрос, поскольку начальная школа должна выполнять функции внутри целостной системы среднего образования.

Акцент в содержании начального образования сместился с обучения собственно письму, чтению, счету на формирование учебной деятельности, воспитание и развитие ребенка.

Появление новых информационных технологий вносит новый элемент в содержание образования, начального образования в частности. Знание основ информатики и вычислительной техники, умение использовать ЭВМ становятся необходимым каждому человеку, т.е. общеобразовательными.



Остановимся подробнее на возможностях применения компьютера в начальной школе.

Во-первых, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в учебном процессе. Престижная работа, успешная карьера, овладение многовековым опытом человечества для семилетнего ребенка не являются актуальными. В связи с этим, я для повышения мотивации использую близкие цели научиться складывать и вычитать, не огорчить маму, читать быстрее соседа по парте и т.д.

Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше проблему. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя.



Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. Играя с компьютером, ученик помимо своего желания осваивает наиболее типичные формы взаимодействия с машиной, у него формируются навыки пользователя ЭВМ. Если игра будет при этом естественно включена в учебный процесс, то овладение компьютерной грамотностью будет способствовать повышению качества образования.

Во-вторых, обучение в начальной школе - это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Передо мной, как учителем, стоит ответственная задача – добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком. Общеизвестны проблемы, возникающие с обучением школьников, имеющих более высокий, либо низкий уровень мыслительной деятельности, а также пропустивших занятия по болезни. Одним из способов успешного обучения этих категорий учащихся является применение компьютерных обучающих систем на уроке.

В-третьих, применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Программные продукты для начальной школы дают поддержку начального этапа обучения. Можно выделить несколько направлений использования компьютеров на уроке:



  1. формирование элементарных навыков пользователя ЭВМ,

  2. создание развивающей среды обучения,

  3. формирование осознанного навыка чтения и счета,

  4. использование материала компьютерных заданий в проведении воспитательной работы.

Итак: первая особенность преподавания информатики в начальной школеподдержка курса обучения. Этой цели служат пакеты прикладных программ "Считалка", "Классификаторы", "Роботландия +", "Веселые картинки"; программы "Поле чудес (MAGFIELD)", клавиатурные тренажеры BABY, KNOWL, KLOD, ABC.

формирование элементарных навыков пользователя ЭВМ, иными словами информационная культура младших школьников происходит с помощью следующих программ:

Таблица 1

Навык

Программное обеспечение

ведение пользовательского диалога с машиной, выбор пункта меню.

Для выработки этого навыка подходят все программы ПМК «Роботландия». Перечислим некоторые из них: «Волшебная картинка», «Мозаика», «Бабочка», «Силуэт» и т.д.

управление курсором.

Для работы над усвоением этого навыка использую следующие программы: «Курсор», «Мудрый крот», «Весёлая картинка».

Работа манипулятором «мышь».

Применяю блок программ «Собиралки», «Парашют», «Азбука – раскраска»


Создание графических изображений

Прежде, чем изучать в базовом курсе графический редактор PAINT, необходимо познакомить ребят с более простыми графическими редакторами. Начинается пропедевтика этой темы на 1 году изучения информатики с помощью простейшего ГР в «Малыш-1», затем на 2 году изучения малыши знакомятся с ГР «Раскрашка», на 3 году изучения – с ГР «Художник». Так выстроенная линия изучения ГР зависит от их сложности и возможностей.

Создание звуковых фрагментов.

Этот навык является пропедевтикой базовой темы «Мультимедиа-компьютер». Происходит знакомство с этой темой уже на выпуске из начальной школы, когда все остальные навыки информационной культуры уже сформированы. При изучении этой темы ребята впервые слышат слово «файл», пытаются работать с файловой структурой компьютера. Помогает им в этом музыкальный редактор «Шарманщик».

создание развивающей среды обучения происходит по двум основным направлениям: развитие логического мышления и метазнания.

«Задача обучения заключается не в том, чтобы сделать человека умнее,.. но в том, чтобы сделать его ум культурнее, научить его ставить вопросы и направить его на путь, ведущий к их решению».

С. И. Гессен

Развитие учебно-логических умений младших школьников – процесс, основанный на соитии логики и интуиции, понятия и образа, предшествующего опыта и освоения нового знания. Познавательную культуру учащихся определяют как уровень индивидуальной познавательной деятельности, который соответствует существующей в культуре социума системе принципов, ценностей и методов познания.

Сегодня никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен формировать и развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в объяснительных записках к программам, это обосновывается в методической литературе для учителей. Основы учебно-логических умений закладываются в начальной школе, а следовательно, становится актуальным совершенствование их формирования у младших школьников.



Таблица 2

ОУУН

Программное обеспечение

Классифицировать предметы по существенному признаку

«Бабочка», «Парашют».

Сравнивать и обобщать предметы

«Кто лишний» и «Кто с нами».

анализ и синтез

программы блока «Собиралки», «Силуэт», «Цепочка», «Буквоед».

Развитие логического мышления и решение проблемных ситуаций

программы «Логика», «Тропинка», «Переливашка», «Монах» и другие.

формирование осознанного навыка чтения и счета, иначе говоря, межпредметные связи. Помимо основной своей задачи – формирования информационной культуры младших школьников – информатика призвана решать и общие задачи начальной школы: научение детей чтению, грамотности и счету. Т.е. некоторое ПО может быть использовано как поддержка уроков математики и русского языка.

Например, программные комплексы «Малыш-1», «Малыш-2» и «Малыш-3» уже на первом году занятий в кабинете ИВТ проверяют умение ребят складывать и вычитать числа в пределах первого десятка. Пропедевтика темы «координаты», развивающие игры и тренажеры «Морской бой», «Переливашка», «квадратик», «Конюх», «Монах» - всё это тесно связано со школьным предметом «Математика».



Навыки чтения и письма отрабатываются на уроках с помощью следующего ПО: текстовый редактор «Микрон» с его разнообразными заданиями (исправление ошибок, восстановление четверостиший, компьютерные диктанты и т.д.), программы «Правилка», «привет», «Сказки».

использование материала компьютерных заданий в проведении воспитательной работы.

Умение работать в группе, адекватная самооценка, усидчивость и терпение, стремление к поставленной цели, определение своего места в обществе – эти и другие качества развиваются у ребят на уроках информатики.


1.2. Особенность преподавания и структура урока информатики в начальной школе.

Использование компьютера создает ряд преимуществ как для учителя, так и для ученика.



Для учителя:

–экономия времени на подготовку к уроку (не нужно готовить раздаточный материал);

–улучшение организации урока (раздаточный материал всегда имеется в достаточном количестве, его нельзя уронить, потерять, помять и т.д.);

–контроль действий каждого учащегося в процессе работы с ЭВМ;

–возможность в любой момент отредактировать предлагаемый учащемуся материал;

-возможность включить учащихся в коллективную деятельность в парах, тройках.



Для ученика:

–каждый может работать самостоятельно с оптимальной для него скоростью;

–действия учащегося являются материализованными, он наглядно видит процесс и результат своей работы;

–как следствие - повышение интереса к работе;

–работа в микроколлективах: поскольку учащихся, как правило, больше, чем компьютеров в классе, часто требуется образование групп учащихся, решающих общую задачу.

Таким образом, применение компьютерных обучающих систем в начальной школе представляется перспективным, а предполагаемая эффективность их использования достаточно высокой.



Вторая особенность преподавания информатики в начальной школе – смена вида деятельности из-за неумения детей долго сосредотачиваться на одном упражнении. Эту проблему я решаю с помощью устной работы на уроке информатики. Ей отведено большое место, потому что в это время можно и нужно подготовить детей к работе на компьютере, развить их внимание, проверить знания и навыки, уделить время развитию логического и алгоритмического мышления. эта работа на уроке просто необходима, т.к. вызывает неподдельный интерес у детей, способствует творческому развитию, развивает мышление и внимание, учит концентрироваться на выполнении заданий, работать в коллективе, стимулирует интерес к уроку и предмету, привлекает учащихся своей новизной и разнообразием.

Третья особенность – забота о здоровье детей (уроки информатики проходят в компьютерных классах, оснащенных компьютерами типа IBM с минимальной степенью излучения ).Это стало непреложной задачей каждого урока информатики в начальной школе. Поэтому уроки предполагают строго дозированную работу за компьютером. В частности в 1 классе – 10 минут, во 2 и 3 классах – 15 минут, в 4 – 20 минут (в соответствии с санитарными и гигиеническими требованиями и нормами).

    1. Структура разработанных рабочих тетрадей. Примеры заданий.

В 2001-2002 учебном году мной была разработана рабочая тетрадь для первого года изучения информатики. За основу тетради был взят материал специального выпуска «Информатика в начальном образовании». Предлагаемая разработка учителей г. Выборга С.Н. Тур и Т.П. Бокучаевой была мной переработана (исходя из имеющегося ПО курса), дополнена другими заданиями. Тетрадь представляет собой рабочие уроки, примерная структура которых такова:

  1. Организационный момент (1 –2 минуты)

  2. Разминка: короткие математические, логические задачи и задачи на развитие внимания (3 – 5 минут)

  3. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа в тетради ( 10- 12 минут)

  4. Физкультминутка (1 минута)

  5. Работа за компьютером (8-15 минут)

  6. Подведение итогов.

По каждой теме учащиеся выполняют самостоятельные или контрольные работы, позволяющие судить о том, насколько усвоен материал. Основными целями и задачами этого курса являются:

  • Начало и формирования развития логического мышления и пространственного воображения.

  • Формирование алгоритмического подхода к решению задач.

  • Расширение кругозора, развитие памяти, внимания, творческого воображения, математического и образного мышления.

  • Развитие понятия алгоритма – линейного, разветвлённого.

  • Пропедевтика понятий: ось симметрии, множество, координатная плоскость.

Силами родителей рабочая тетрадь была размножена для каждого ребёнка. Использование тетради на уроках помогло установить прочные межпредметные связи с остальными предметами начальной школы.

В конце учебного года была собрана такая же тетрадь для второго года обучения информатике в начальной школе.



2 Базовый курс информатики.

2.1. Цели и задачи. Содержательные линии базового курса

Методическое мастерство учителя информатики должно быть направлено на то, чтобы за суетой рутинной работы на уроках, решением сиюминутный организационных и технических проблем не потерять главные цели изучения предмета: общеобразовательные, развивающие и прагматические.

Логика содержания общеобразовательного курса кратко может быть выражена следующим описанием:



Содержательные линии информационных процессов и представления информации. Рассматривается вопрос о том, что такое информация с позиции человека; анализируется информационная функция человека; отражается роль языков как средства представления информации, а также средства информационных коммуникаций; раскрываются подходы к измерению информации. (7-8 класс)

Содержательная линия компьютера. Постулируется предложение о том, что компьютер по своей организации моделирует информационную функцию человека; что развитие компьютерной техники - это эволюция в сторону всё большего соответствия интеллектуальным возможностям человека. Показывается, что это развитие происходит как по линии аппаратного, так и программного обеспечения ЭВМ. Наиболее глубокий уровень в описании архитектуры компьютера - описание устройств и работы процессора, языка машинных команд.(7 класс)

Содержательные линии представления информации и информационных технологий. В разделах, где изучаются текстовые и графические редакторы, а также средства компьютерных телекоммуникаций, учащиеся знакомятся с чисто инструментальным применением ЭВМ. Одновременно изучаются способы компьютерного представления текстовой и графической информации, преобразования информации в процессе передачи по сетям.(8-9 класс)

Содержательная линия формализации и моделирования. Раскрываются такие фундаментальные понятия как модель, структура, система. Дается представление о системном анализе. Вводится понятие структуры как важнейшей характеристики всякой системы. Вводится представление о натуральных и информационных моделях. (8-9 класс)

Содержательные линии формализации и моделирования и информационных технологий. База данных трактуется как статистическая информационная модель объекта; электронные таблицы - табличная форма информационной модели, база знаний - информационная модель предметной области. (8-9 класс)

Содержательная линия алгоритмизации. Программа для ЭВМ - это алгоритм решения задачи, записанный на языке программирования. Описываются особенности построения алгоритмов для работы с величинами. Основным средством современного программирования являются системы программирования на языках высокого уровня. Даются начальные сведения для программирования на языке Паскаль. (7-11 классы)

Изучение информатики и информационных технологий на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:



  • систематизация знаний в области информатики и информационных технологий, полученных в начальной школе;

  • развитие основных навыков работы с информацией, умение самостоятельно применять эти навыки сообразно учебным и производственным целям; знакомство с минимальным набором профессиональных инструментов и компьютерных моделей при решении учебных задач, а также практических задач;

  • приобретение опыта выполнения коллективных проектов с применением информационных и коммуникационных технологий;

  • ознакомление с информационными методами познания природы и общества: использование информационных и коммуникационных технологий в наблюдении, регистрации, моделировании и анализе явлений, представления результатов в виде информационных объектов,

  • освоение системы знаний, получение представлений об общих понятиях информатики: информационный объект, информационный процесс, информационная модель, информационная система, управление, алгоритм и др.; о формальных моделях информационных объектов и процессов; ориентации в информационном мире;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в информационной деятельности в профильных областях;

  • воспитание необходимых норм поведения и деятельности в соответствии с требованиями глобального информационного общества, знакомство со специфическими проблемами информационного общества.

Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения содержания образования.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


  • Формализация и создание информационных моделей и их использование для решения учебных и практических задач.

  • Систематическое применение информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности.

  • Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности и получаемых знаний, представлений о механизмах и законах восприятия и обработки информации человеком, технологическими и социальными системами, о современной информационной цивилизации.

  • Использование информационных ресурсов общества в познавательной и практической деятельности (через сеть Интернет, национальные и образовательные сети, электронные библиотеки). Использование средств ИКТ в коммуникации.

  • Осуществление информационной деятельности с соблюдением норм информационной этики и права.

В результате изучения информатики и информационных технологий на базовом уровне ученик должен



Знать и понимать:

    • устройство средств информационных и коммуникационных технологий, в частности: периферийных устройств, интерфейсов, носителей информации;

    • программный принцип работы компьютера; возможности использования компьютеров для поиска, хранения, обработки и передачи информации, решения практических задач;

    • особенности восприятия, запоминания и обработки информации человеком;

    • информационную деятельность человека, язык как способ представления и передачи информации, математические модели языков;

    • источник и приемник информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче; принципы организации и функционирования Интернета, систему адресации в Интернете;

    • информационные модели реальных объектов в школьных дисциплинах;

    • алгоритмы, основные алгоритмические конструкции на примере учебных и реальных задач;

    • роль информации и информационных технологий;

    • средства массовой информации, информационную этику;

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

    • оперировать с информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе:

  • создавать организационные структуры хранения данных, создавать, именовать, сохранять объекты;

  • пользоваться экранной справочной системой;

  • соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;

    • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, в частности, при рассмотрении выполнимости проекта, выборе оптимального способа действий:

  • объем памяти, необходимый для хранения информации;

  • скорость передачи и обработки информации;

    • создавать информационные объекты различной формы представления с уровнем сложности, отвечающим потребностям образовательного процесса в рамках профиля; преобразовывать одну форму представления в другую без потери смысла и полноты информации;

    • строить информационные модели различных объектов, используя для этого типовые средства (таблицы, графики, и т.п.).

    • самостоятельно приобретать отдельные знания, умения и навыки по применению электронных систем управления (в том числе управления учебным процессом, в частности, для освоения средств информационных технологий, иностранного языка), участвовать в автоматизированном тестировании;

    • решать простейшие задачи, относящиеся к базовым математическим объектам;

    • составлять последовательность предписаний, описывающих ход решения задачи, на естественном языке и переводить ее на формализованный язык (алгоритмический или язык блок-схем);

    • определять необходимые источники информации: публикации СМИ, библиотеки научной и учебной литературы, файлы и базы данных, электронные библиотеки, информационные ресурсы сети Интернет.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

    • свободно пользоваться персональным компьютером и его типовым периферийным оборудованием (принтер, сканер), использовать специализированное оборудование в соответствии с профилем;

    • знать и практически использовать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

    • уметь выбрать устройства и носители информации в соответствии с решаемой задачей;

    • искать информацию с применением конструкций и правил поиска: в базах данных, в Интернете, в некомпьютерных источниках информации при выполнении заданий и проектов, знать основные образовательные и профильные информационные ресурсы в сети Интернет, уметь находить, отбирать и использовать эти ресурсы в учебной и повседневной деятельности;

2.2.Классификация программного обеспечения, применяемого на уроках информатики согласно содержательным линиям базового курса.

Рассмотрим классификацию программного обеспечения, используемого на уроках информатики согласно выделенных содержательных линий:



Содержательные линии информационных процессов и представления информации.

ОС Windows, графический редактор «Художник», проигрыватель звуковых файлов, MS Office.



Содержательная линия компьютера.

Выход в Интернет, текстовый редактор Word, тестирующая программа, MS Office.



Содержательные линии представления информации и информационных технологий.

Текстовый редактор Word Pad, графический редактор Paint, MS Office, мультимедиа-технологии.



Содержательная линия формализации и моделирования. Содержательные линии формализации и моделирования и информационных технологий

MS Office. База данных «Школьник»



Содержательная линия алгоритмизации.

Исполнители «Кенгурёнок», «Кузнечик».

Из всего вышесказанного следует, что базовый курс вводит учащихся в целый ряд научных дисциплин, составляющих информатику: теорию информации, архитектуру ЭВМ, кибернетику, системный анализ, теорию алгоритмов, программирование. Кроме того, базовый курс дает практические навыки работы с конкретным видом вычислительной техники, с конкретными средствами программного обеспечения.

Поэтому базовый курс информатики предусматривает уже не только игровое обучение, но и серьезные уроки с важной теоретической частью, решением сложных задач, уроки, требующие от ребенка знаний не только информатики, но и математики, алгебры логики, истории, русского языка.



2.3.Межпредметные связи на уроках в среднем звене

Таблица 3



Тема базового курса

Связь с целями обучения по другим предметам

Как цель

Как результат

Желательные

1.

Информация. Виды информации. Свойства. Измерение информации

Алгебра

Риторика


Математика

ОУУН: работа с текстом, классификация, сравнение

Все учебные предметы

2.

Клавиатура компьютера. Текстовый редактор

Русский язык

Иностранный язык

Математика


Все предметы при подготовке рефератов, докладов; информатика




3.

Моделирование.

ОУУН: анализ, синтез, умение выделять главное

ОУУН: умение составлять модель объекта: информационную, табличную, графическую, умение устанавливать связи между объектами (все предметы)

история

4.

Системы счисления

математика







5.

Алгебра логики

Математика

Иностранный язык



ОУУН: анализ, синтез, доказательство




6.

Табличный процессор

Все предметы, математика, алгебра логики

Иностранный язык

ОУУН: анализ, синтез


Создание табличной модели, решение расчетных задач силами ЭТ

Биология

Экономика

Химия

Физика


Астрономия

Математика



7.

Графический редактор

ИЗО: понятие кисти, ластика, палитры Математика: определение круга, овала, линии, прямоугольника, квадрата, многоугольника, кривой ,определение угла и его градусной меры, угла наклона, понятие масштаба, проценты.

Русский язык: орфография

ОУУН: поиск информации, выбор главного, составление конспекта

ОУУН: при оформлении любого доклада, сообщения по любому предмету

Информатика: для работы с изображениями для Wed-страничек (Wed-дизайн) ;

при изучении более сложного графического редактора и Adobe Photoshop



Граждановедение: государство, символы государства, флаг, герб.

История: рыцари-крестоносцы, Христофор Колумб.

8.

Алгоритмы. Исполнители

Рисование

Математика

Логическое мышление


Программирование на языке высшего уровня

ОУУН: умение составлять план собственных действий, умение работать по плану





9.

Устройства компьютера







Физика

Химия


Математика

Иностранный язык



2.4.Дифференциация обучения

Качество восприятия учебной информации, обработка и анализ зависят в равной степени от способностей ученика и умений учителя.

Учитель, желающий видеть и развивать в каждом ученике уникальную личность, становиться перед сложной педагогической задачей: как одновременно обучать всех по-разному?

Поможет в этом дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности.



Базовый:
- ученики усваивают изучаемый материал после длительной тренировки с большим трудом и не всегда в полном объеме;

- обобщают материал трудно;

- отсутствует согласованность в использовании правил в знакомых ситуациях;
- сложно осуществляют переход от одного вида мышления к другому.
Профилактика: выделять знания, повышающие активность в процессе восприятия, осмысления нового материала, которые призваны оказывать оперативную помощь в первичном закреплении материала.

Средний:
- ученики овладевают основным объемом знаний, определенных программой;

- выделяют главное в изучаемом только после выполнения ряда упражнений под руководством учителя;

- умеют анализировать, пытаясь делать несложные выводы;

- усвоенные знания, умения и навыки применяют только в знакомых ситуациях.


Профилактика: создать систему специально организованных упражнений для плавного перехода от одной деятельности к другой, проводить постоянную тренировочную работу для успешного усвоения материала.

Высокий:

- ученики усваивают материал в максимальном объеме быстро и легко;

- широко обобщают материал;

- умеют находить неоднозначные решения поставленных задач;

- легко переключаются с одного вида мышления к другому.
Профилактика: составлять специально подобранные задания, которые при решении будут требовать от учащихся творческого поиска, высокого уровня обобщения, самостоятельности.
В связи с этим необходима дифференциация школьников по группам:
Внешняя: создавать однородные группы учеников по способностям, интересам, склонностям.
Внутренняя: создавать неоднородные группы, где каждый ученик имел бы возможность работать в соответствии со своими способностями.

Дифференцированный подход – один из путей индивидуализации обучения.

Усвоение материала происходит с учетом особенностей мыслительной деятельности и личностных качеств ученика.

Главная задача учителя - учесть эти особенности, т.е. выделить группы детей с более или менее одинаковыми способностями.

При изучении каждой темы создаю пространство урока, в котором каждый из учеников находит себе место, разработаны и применяются в обучении ряд электронных учебников и программ, призванных выполнять индивидуализацию обучения, разгружать по напряженности "сложные" уроки.

Я использую программы по информатике, составленные с учетом уровневой дифференциации. Они учитывают знания и умения учеников. Исходя из этого, на изучение информатики в 6-9 х классах отводится соответственное количество учебных часов, предусматриваемых вариативным региональным базисным учебным планом.

Расписанием предусматриваются занятия, на которых присутствует не весь класс, а его половина, что дает возможность более близкого контакта учителя и ученика.



2.5. Типология уроков по информатике

Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения. Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии:



  • Учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

  • Класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию;

  • Основной единицей занятий является урок;

  • Урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают с одним и тем же материалом;

  • Работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс.

Работая в условиях классно-урочной системы, я применяю формы организации деятельности учащихся повышающие эффективность организации учебного процесса.

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА.

ТИПОЛОГИЯ УРОКА ПО ИНФОРМАТИКЕ.
Но даже классические типы уроков претерпели изменения с появлением телекоммуникаций, компьютерной техники и сети Интернет.
2.6. Электронные конспекты уроков.

Медиаобразование - направление в педагогике, которое предполагает изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации: прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.п.

В качестве средств медиаобразования в школьном обучении используются элементы информационной среды: учебник, среда массовой информации (печать, радио, телевидение), видео, компьютерные обучающие программы и игры, мультимедиа, информационные сет Интернет.



наиболее значимыми для развития навыков работы школьников со средствами мадиаобразования являются следующие:

  • Нахождение нужной информации в различных источниках;

  • Установление связей между различными информационными сообщениями;

  • Извлечение из информации необходимых данных, их систематизация по определенным признакам, выделение главного в информационном сообщении;

  • Понимание направленности информационного потока, целей коммуникации;

  • Нахождение ошибок, искажений в получаемой информации;

  • Восприятие и понимание различных точек зрения по одному источнику;

  • Создание собственных аргументированных высказываний по отношению к сообщению, составление рецензий и анонсов информационных сообщений;

  • Перевод одного типа информации в другой (вербальную в визуальную) и наоборот;

  • Преобразование информации исходя из особенностей аудитории, для которой она предназначена;

  • Определения формы изложения информации, адекватной его содержанию;

  • Владение простейшим инструментарием подготовки, передачи и получения информации.

Электронные учебники и электронные конспекты уроков выполняются в формате, допускающем гиперссылки, графику, анимацию, речь диктора, регистрационный формы, интерактивные задания, мультимедийные эффекты.

Электронные учебники и конспекты имеют существенные преимущества перед их бумажными предшественниками. Педагог, имеющий учебную информацию по своему предмету, способен достаточно быстро перекомпоновать ее или просто поместить материал на веб-сайте для одновременного доступа к нему всех учеников.

Электронные учебники и конспекты практически вечны, не бояться износа и старения, занимают мало места и очень мобильны. Они очень вариативны в исполнении: им можно придать любую удобную для чтения форму – цвет фона, текста, размер шрифта; при необходимости с помощью принтера можно распечатать часть учебника или конспекта.

Электронный учебник (конспект) представляет возможность внесения в него изменений педагогов. Вспомним многочисленные пособия, вырезки и другие материалы, которые учителям приходиться собирать и приносить в класс, когда изучается та или иная тема. Здесь же учитель может быстро добавить в учебник свежие данные или те материалы, которые он нашел в других электронных библиотеках, книгах или в сети Интернет.



2.7.Дистанционные уроки

Все больше школ сегодня активно работают с электронной почтой, используют удаленный доступ к информационным базам и образовательным ресурсам сети Интернет, создают собственные сайты, участвуют в межшкольных и международных проектах, курсах, олимпиадах.

Развитие системы дистанционного (дистантного) обучения обусловлено целым рядом его преимуществ и возможностей. Это прежде всего более гибкие условия образования для детей, которые не смогли или не могут осуществить его обычным путем из-за удаленности от квалифицированных учебных заведений, физических недостатков, индивидуальных особенностей и потребностей.

Кроме самомотивации к учащемуся дистанционного класса предъявляет такие требования, как дисциплина труда, отсутствие технофобии, ориентированность на решение технических и иных проблем, умение создавать образовательную продукцию в письменно и графической форме, развитая способность выражать себя в телекоммуникации.

Почти все традиционные методы взаимодействия между педагогом и учащимися могут иметь место в дистанционном обучении. Современные средства телекоммуникаций не только представляют виртуальные аналоги очным учебным контактам, но в ряде случаев существенно расширяют их возможности.

Разработанный в рамках фестиваля «Содружество» дистанционный урок «Создай свой герб» смотрите по адресу http://inn-svistun.narod.ru .



2.8. Контроль знаний учащихся

Диагностика обучения – обязательный компонент образовательного процесса, с помощью которого определяется достижение поставленных целей. Диагностика охватывает различные сферы – психологическую, педагогическую, дидактическую, управленческую и др.

Диагностика образовательной деятельности ученика включает в себя контроль, проверку, учет, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рефлексию, выявление динамики образовательных изменений и личностных приращений ученика, переопределение целей, уточнение образовательных программ, корректировку хода обучения, прогнозирование дальнейшего развития событий.

В обучении применяются следующие виды контроля: предварительный, текущий, повторный, периодический, итоговый.

Дифференцированный подход я применяю не только при изучении материала, но и при контроле знаний, умений и навыков. Поскольку применение компьютера, как отмечалось выше, повышает мотивацию детей, в контроле ЗУН-ов очень развита система компьютерных тестов.

Учебный процесс, как сложная система, включает в себя четыре составные части: учебный план, рабочая программа курса, обучающую среду (педагог, средства и технологию обучения) и контроль образовательного процесса. Первые две части образуют педагогическую модель (ПМЗ) знаний предметной области. Контроль обучения осуществляется путем оценки соответствия между моделью знаний (ПМЗ) и личностной моделью знаний обучаемого (ЛМЗ). Одним из средств для определения этого соответствия являются тесты, с помощью которых можно измерить уровень знаний и умений учащегося. Удобнее тестирование проводить в электронном варианте (используя компьютеры).



Тестирование выступает как педагогическое средство обучающей системы и может быть использовано как метод контроля образовательного процесса. Определим основные понятия компьютерного тестирования. Тестирование – это процесс оценки соответствия личностной и педагогической моделей знаний.

Главная цель тестирования – обнаружение взаимного несоответствия этих моделей и оценка уровня их несоответствия.

Тестовое задание – это четкое и ясное задание по конкретной предметной области, требующее однозначно определяемого ответа.

Тест - набор взаимосвязанных тестовых заданий. Хорошим считается тест, когда он:

  • чувствителен к угадыванию тестируемого;

  • восприимчив к невнимательности и ошибочным действиям тестируемого;

  • положительно влияет на тестируемого и педагога, который использует тест.

Для учителя тест служит:

  • средством корректировки учебного процесса;

  • вспомогательным средством для текущего контроля, дидактическим средством для обучения;

  • для дистанционного обучения.

Отвечая на вопросы не учителю, а компьютеру, ученик избавляется от мысли, что к нему будет предвзятое отношение со стороны учителя, сам задает темп работы и ответов на вопросы, мгновенно получает оценку за свою работу. Компьютерное тестирование применяю при изучении тем:

  • Системы счисления (8 класс);

  • Единицы измерения информации (7 класс);

  • Компоненты компьютера (7 класс);

  • Клавиатурные тренажеры (6-9 классы);

  • Итоговый тест по базовому курсу (8 класс);

  • Свойства информации и виды работы с информацией (6-7 классы).

Я не уделяю много времени устному индивидуальному опросу учащихся, а использую вместо него короткие тематические диктанты, состоящие из пяти вопросов. Эти диктанты учащиеся проверяют друг у друга сами и выставляют оценки, т.е. происходит вовлечение учеников в процесс оценивания своей и чужой деятельности на уроке.

Помимо компьютерного тестирования применяю следующие виды контроля:

        • Индивидуальные карточки для работы + карточка под названием "САСТЛИВЫЙ БИЛЕТ" (угадавший число, стоящее на этой карточке, освобождается от самостоятельной работы и отвечает только на один теоретический вопрос)

        • В конце несложной темы, изучение которой ведется при помощи самих учеников, проводится урок-зачет, проверяющий знание учениками теоретических сведений по теме и умение объяснять процесс выполнения какого-либо действия.

        • Мной разработаны разноуровневые контрольные и самостоятельные работы по основным темам базового курса.





База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка