Общие проблемы образования



Сторінка1/7
Дата конвертації11.04.2016
Розмір1.72 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
раздел 1. Общие проблемы образования

и лингводидактики


Проблемы внедрения в учебной процесс

кейс-модульной технологии
К.М. Абишева

(Университет «Туран-Астана», г. Астана, Казахстан)


Концепция развития образования Республики Казахстан одной из приоритетных задач ставит использование новых технологий обучения, способствующих адаптации специалиста к изменяющимся потребностям общества и рынка в условиях информатизации и глобализации. В законе Республики Казахстан «Об образовании» ставится задача внедрения и эффективного использования новых информационных технологий обучения в учебном процессе [1].

Новые информационные технологии коренным образом способствуют преобразованию образовательного процесса, обеспечивая в полной мере реализацию основных принципов лингводидактики: наглядность, доступность, индивидуализацию, сознательность, активность. Одно из ведущих мест среди информационных технологий занимает модульная технология.

Преимущества модульного обучения перед другими технологиями состоят в следующем:

1) предусматривает возможность выбора уровня и направления учебной программы;

2) основывается на определенных принципах, среди которых П.А. Юцявичене называет принцип модульности (обучение строится по модулям); структуризации содержания обучения (деление матириал на небольшие обособленные элементы); опоры на методы деятельности учасников учебного процесса (формирование оперативных и действенных знаний); динамичности (свободное изменение содержания модуля); гибкости (приспособление содержания и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых); осознанной перспективы (понимание целей учения); паритетности (субъект-субъектное взаимодействие педагого и обучающегося) [3];

3) имеет специфику в организации, так как включает в себя модульного образовательного программу, состоящую из учебного плана и его модулную;

4) осуществляет модуляцию обучения, так как содержание учебной дисциплины разбивается на единицы содержания;

5) имеет базовую и методический части; методическая часть включает в себя совокупность заданий, в которую входят вопросы и задачи для усвоения темы, задания на отработку умений, темы научных исследований и учебных проектов, сценарии ситуаций для обсуждения, список рекомендуемой литературы [4].



Обучающий модель – это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональные аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем.

Модуль содержит познавательную и профессиональную характеристики, в связи с чем можно говорить о познавательной (информационной) и учебно-профессиональной (деятельностной) частях модуля. Задача первой – формирование теоретических знаний, функции второй – формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний. Сущность модульного обучения состоит в том, чтобы организовать учебную деятельность в соответствии с модульной учебной программой. В рамках модульного обучения содержание образования представляется в законченных, самостоятельных модулях, одновременно являющихся «банком» информации и методическим руководством по его усвоению.

В качестве основного средства модульного обучения выступает модульная образовательная программа, которая состоит из учебного плана и его модулей. Модульная программа включает в себя: 1) содержание обучения в рамках учебного курса; 2) цели; 3) ожидаемые результаты (знания, навыки, компетенции); 4) технологическое «оснащение» и методическое обеспечение процесса его освоения.

Основным ядром модуля, раскрывающим содержание отдельной темы курса, является информационное обеспечение, реализуемое в ходе учебного процесса в форме лекций, практических, лабораторных занятий, самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Каждый из этих элементов модуля должен иметь соответствующее программное обеспечение для ЭВМ в виде автоматизированной обучающей системы (АОС).

В упрощенном виде структуру модуля можно представить в следующем виде: 1) наименование модуля; 2) теоретические занятия; 3) практические занятия; 4) лабораторный практикум; 5) программное обеспечение; 6) самостоятельная работа студента [5].

В учебном процессе основные положения обучающего модуля нашли своебразное преломление в кейс-модульной технологии, внедренной нами в учебный процесс в ходе преподавания дисциплин гуманитарного цикла.

Термин «кейс» понимается нами неоднозначно: во-первых, как портфель, в котором в сжатом виде представлена вся информация, необходимая для усвоения определенного объема информации. Во-вторых, метод кейсов определяется в педагогической литературе как анализ конкретных ситуаций или прецедентов, содержащих личную, социальную, профессиональную или иную проблему, требующую решения [6]. В-третьих, кейс обозначает также ситуацию, стимулирующую возникновение и развитие коммуникативно-познавательной потребности к высказыванию. В описание ситуации включаются случаи, факты, цитаты из официальных и неофициальных источников, мнение экспертов, имеющих отношение к проблемной ситуации.

Каждый кейс-модуль представляет собой одну из составляющих учебного курса. Весь курс состоит из совокупности учебных под модулей, включающих в себя обучающие, контролирующие и статистические подмодули. Обучающая программа представляет собой комплекс учебных, учебно-методических и тренировочных материалов, позволяющих последовательно изложить материал по определенной теме. Учебный материал излагается кратко в виде лекции. Для полного усвоения материала лекций в меню представлены схемы, таблицы (элемент «Примеры»), даются тренировочные упражнения (элемент «Упражнения»), предусматривается выполнение заданий по теме (элемент «Задания»). Для выполнения заданий и упражнений преподаватель предлагает обратиться к дополнительным источникам, в частности к гипертексту, с целью пополнения уровня своих знаний. Для облегчения выполнения заданий и упражнений предлагается список ключевых слов, а также список методических терминов.

Структура кейс-модуля примерно выглядит следующим образом:



Кейс-модуль № 1.

Сущность языка и его общественная природа
1.1. Методический подмодуль. Информирующие кадры …………….……………

1.2. Теоретический подмодуль. Теория. Информационные кадры ….….…………..

1.2.1. Язык – важнейшее средство человеческого общения ………..……………….

1.2.2.Функции языка ……………………………………………………..…………….

1.3. Иллюстративный подмодуль. Иллюстративные кадры «Графика», «Примеры».

1.4. Справочный подмодуль. Справочные кадры «Ключевые слова», «Методические термины», «Справочно-информационные сайты» …………………………………

1.5. Контрольно-тренировочный подмодуль. Операционные кадры «Задания», «Упражнения» .......................................................................................................................

1.6. Контрольный подмодуль. Контролирующие кадры. Вопросы и ответы. Тесты

1.7. Статистический подмодуль. Результирующие кадры. Обратная связь ………..

Эффективное управление процессом обучения достигается при помощи обратной связи. Преподаватель может проверить выполнение задания в режиме «on-line» или режиме «chat» путем обращения к обучаемому с просьбой объяснить логику выполнения задания. Проверка заданий, ответов на вопросы осуществляется при помощи контролирующей программы (ответы на вопросы, тестирование), выполнения тренировочных заданий. Обучаемый может выполнять как задания, присланные ему преподавателем по электронной почте, так и найти тренировочные задания и упражнения на веб-сайтах. Такие задания содержат указания заполнить пропуски, реконструировать текст и проч., при этом обучаемый может получать контекстную помощь – подсказки по использованию ресурсов курса в целом.

После изучения курса лекций, выполнения компьютерного тренинга обучающийся проходит тестирование по теме, отвечает на вопросы. Тесты могут быть подготовлены преподавателем, но можно найти их и в обучающей системе «TESTOR.RU».

Ниже предлагается презентация лекционного материала, представленного в виде кейс-модуля. Данный ресурс оснащен слайдовой презентацией Роwer Point к лекционному занятию; слайды содействуют активизации деятельности студентов на лекции, лучшему восприятию учебного материала. В ходе лекции используются интерактивные тесты, презентация фрагментов примеров переводов, интерактивная доска в режиме Office.



Тема лекции: Основные составляющие категориального строя науки «Теория перевода».
  1   2   3   4   5   6   7


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка