Образовательный стандарт Высшее образование Специальность Н. 07. 01. 00 " Механика" Адукацыйны стандарт



Сторінка1/3
Дата конвертації14.04.2016
Розмір0.73 Mb.
  1   2   3

РД РБ 02100.5.043 - 98

Руководящий документ Республики Беларусь

_____________________________________________________________________________




Образовательный стандарт
Высшее образование

Специальность Н.07.01.00

Механика”



Адукацыйны стандарт
Вышэйшая адукацыя

Спецыяльнасць Н.07.01.00

Механіка”



Министерство образования Республики Беларусь

Минск


УДК

Ключевые слова: математик, механик, математик-прикладник, математика, механика, учебный план, образовательная программа, специальность, квалификационная характеристика, квалификация

ОКС



Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Белорусским государственным университетом
Исполнители:

Юрчук Н.И., профессор, доктор физико-математических наук (руководитель);

Козловский Н.И., доцент, кандидат технических наук;

Мартыненко М.Д., профессор, доктор физико-математических наук;

Журавков М.А.,  профессор, доктор физико-математических наук;

Медведев Д.Г., доцент, кандидат физико-математических наук;

Воскресенский В.И., заместитель начальника Управления учебной и научно-методической работы Белорусского государственного университета
ВНЕСЕН Главным управлением высшего образования Министерства образования Республики Беларусь и Управлением учебной и научно-методической работы Белорусского государственного университета
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства образования Республики Беларусь от 30.12.1998 г. № 697
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Настоящий руководящий документ (образовательный стандарт) не может быть тиражирован и распространен без разрешения Министерства образования Республики Беларусь и Белорусского государственного университета



Издан на русском языке



СОДЕРЖАНИЕ


Руководящий документ Республики Беларусь



ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Высшее образование

Специальность Н.07.01.00

"Механика"
АДУКАЦЫЙНЫ СТАНДАРТ

Вышэйшая адукацыя

Спецыяльнасць Н.07.01.00

"Механiка"
EDUCATIONAL STANDARD

Higher education

Speciality Н.07.01.00

"Mechanics"



Дата введения 1999-09-01

1 Область применения

Настоящий руководящий документ (образовательный стандарт) устанавливает назначение, структуру и содержание специальности Н.07.01.00 "Механика", требования к уровню подготовки специалиста, минимум содержания образовательной программы.

Образовательный стандарт обязателен для применения в высших учебных заведениях и организациях сферы высшего образования, расположенных на территории Республики Беларусь, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

СТБ 22.0.1-96 Система стандартов в сфере образования. Основные положения.

3 Основные термины и определения

В настоящем образовательном стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:

Квалификация - по СТБ 22.0.1-96;

Математик – профессиональная квалификация специалиста с высшим образованием в области математики;

Математика – наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира; совокупность учебных математических дисциплин классических и новейших направлений, обеспечивающих математическое образование специалистов;

Механик, математик-прикладник – профессиональная квалификация специалиста с высшим университетским образованием в области механики.

4 Общая характеристика специальности

4.1 Утверждение специальности

Специальность и специализации утверждены 17.06.93 г. приказом № 183 Министерства образования и науки Республики Беларусь.



4.2 Квалификация выпускника

Нормативная длительность освоения программы при дневной форме обучения - 5 лет.

Курс обучения по специальности обеспечивает получение профессиональной квалификации “Механик. Математик-прикладник”.

4.3 Место специальности в области научных знаний

Специальность относится к естественнонаучному профилю подготовки специалистов с высшим образованием направления "механика".



4.4 Специализации

По специальности предусмотрены следующие специализации:


– Н.07.01.01 "Теоретическая механика";

– Н.07.01.02 "Аэродинамика и газовая динамика";

– Н.07.01.03 "Теория упругости, пластичности и прочности";

– Н.07.01.04 "Гидроаэромеханика";

– Н.07.01.05 "Физико-химическая механика";

– Н.07.01.06 "Биомеханика";

– Н.07.01.07 "Механика природных процессов";

– Н.07.01.08 "Механика композитов";

– Н.07.01.09 "Теория механизмов и машин";

– Н.07.01.10 "Механика жидкостей, газов и плазмы";

– Н.07.01.11 "Гидроаэродинамика";

– Н.07.01.12 "Теория роботов и манипуляторов";

– Н.07.01.13 "Автоматическое регулирование и управление сложными системами";

– Н.07.01.14 "Управление в механических системах";

– Н.07.01.15 "САПР в механических системах";

– Н.07.01.16 "Компьютерная механика".


5 Требования к уровню образованности абитуриента и составу вступительных испытаний

5.1 Предшествующий уровень образования - не ниже общего среднего образования.

5.2 Перечень учебных предметов Базисного учебного плана общеобразовательной средней школы (10-11 классы), по которым могут устанавливаться вступительные испытания для абитуриентов:


  1. математика (устно);

  2. математика (письменно);

  3. белорусский (русский) язык и литература;

  4. иностранный язык (устно, для желающих, с получением при положительной оценке одного дополнительного балла).

6 Содержание профессиональной деятельности специалиста

6.1 Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности специалиста являются: исследовательская деятельность в областях, использующих математические и механические методы и компьютерные технологии; эффективные математические методы решения задач естествознания, техники, экономики, социальных наук и управления; математические и механические модели процессов и объектов; программно-информационное обеспечение научно-исследовательской, проектно-конструкторской и эксплуатационно-управленческой деятельности; преподавание цикла математических дисциплин (в том числе информатики).



6.2 Сфера профессиональной деятельности

Сфера профессиональной деятельности специалиста на основе совокупности фундаментальных естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных знаний



  1. академические и научно-исследовательские институты, проектные и научно-производственные организации, предприятия и объединения, управленческие и экспертные учреждения различных Министерств и ведомств, бюро, фирмы и прочие организации различных форм собственности;

  2. учреждения системы Министерства образования РБ, Госкомитета по науке и технологиям и других Министерств и ведомств.

6.3 Виды профессиональной деятельности

Специалист может осуществлять профессиональную деятельность по следующим направлениям:



  1. проектно-конструкторскому;

  2. научно (экспериментально) - исследовательскому;

  3. организационно-управленческому.

6.4. Задачи профессиональной деятельности

Специалист способен решать следующие профессиональные задачи:



  1. вести теоретические и прикладные научные исследования;

  2. осуществлять педагогическую и методическую работу в области математики и ее приложений;

  3. распространять знания по математике и механике среди молодежи и других социальных групп и слоев населения;

  4. владеть навыками управления трудовыми коллективами и учить применять их на практике;

  5. использовать математические методы исследований при анализе современных естественнонаучных, экономических, социально-политических процессов.

6.5 Функции профессиональной деятельности

Специалист может выполнять следующие функции:



  1. постановка, исследование и решение задач;

  2. выработка и принятие решения;

  3. планирование деятельности;

  4. организация управления;

  5. обучение.

7 Квалификационная характеристика специалиста

7.1 Назначение специалиста

Специалист должен быть подготовлен для научно-исследовательской, организационно-управленческой деятельности в области математики.

Специалист предназначен, главным образом, для работы в научно-исследовательских институтах системы Академии наук, научно-исследовательских отделах или на кафедрах ВУЗов, а также в других учреждениях и организациях, занимающихся исследованиями в области математики и её приложений.

7.2 Общие требования

Специалист должен иметь высокий уровень социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных знаний, чтобы после присвоения ему соответствующей квалификации, при накоплении практических навыков, успешно осуществлять активную профессиональную деятельность.

Имея фундаментальную научную и практическую подготовку, специалист должен уметь самостоятельно принимать профессиональные решения с учетом их социальных и экологических последствий, непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы экономической и социальной жизни общества, знать место и роль в ней своей профессиональной деятельности, проблемы и тенденции устойчивого развития.

Специалист должен владеть государственными языками (белорусским, русским) в объеме, необходимом для исполнения своих служебных обязанностей, уметь использовать в профессиональной деятельности как минимум один из иностранных языков, знать основы мировой и отечественной культуры, иметь потребность в постоянном профессиональном, культурном и физическом самосовершенствовании.



7.3 Общие требования к знаниям специалиста

Специалист с квалификацией “Механик. Математик-прикладник” должен знать:

основы социально-гуманитарных дисциплин, включая историю Беларуси, философию, культурологию, экономическую теорию, политологию, основы права, основы психологии и педагогики, этику, иностранный язык, физическую культуру, курсы Совета вуза, в том числе социологию;



  1. естественнонаучные дисциплины, создающие фундамент теоретических знаний в смежных областях включая математический анализ, алгебру, аналитическую геометрию, дифференциальные уравнения, дифференциальную геометрию, функциональный анализ, физику, теорию функций комплексного переменного (ТФКП), основы экологии (включая основы энергоресурсосбережения) и радиационную безопасность;

  2. общепрофессиональные и специальные дисциплины, создающие теоретическую базу знаний и практические навыки по специальности, в том числе уравнения математической физики, теорию вероятностей и математическую статистику, методы вычислений, вариационные исчисления и методы оптимизации, математическую логику, теорию графов и алгоритмов, теоретическую механику, теорию построения вычислительных систем, математические модели механики сплошной среды, сопротивление материалов и основы строительной механики, операционные среды ЭВМ, теорию информации, программирование и информатику, интегральные уравнения, программирование для микропроцессоров;

  3. дисциплины специализаций, создающие углубленную базу знаний по соответствующей специализации.

7.4 Общие требования к умениям специалиста

Специалист с квалификацией “Механик. Математик-прикладник” должен уметь:

  1. применять полученные им знания в избранном направлении профессиональной деятельности;

  2. владеть теоретическими основами социально-гуманитарных наук;

  3. учитывать этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде в своей профессиональной и социальной деятельности.

  4. на научной основе организовывать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации в сфере его профессиональной деятельности;

  5. приобретать новые знания, используя современные информационные технологии;

  6. самостоятельно принимать решения, разрабатывать и вести техническую документацию, организовать работу исполнителей и делопроизводство;

  7. принимать участие в научных исследованиях;

  8. организовывать и вести обучение.

8 Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплинам

8.1 Цикл социально - гуманитарных дисциплин

Требования к знаниям и умениям специалиста по дисциплинам социально-гуманитарного цикла устанавливает Министерство образования Республики Беларусь.


Общие требования по социально - гуманитарным дисциплинам.

Специалист должен:

  1. владеть основами социально-гуманитарных наук;

  2. иметь представление о биологическом и социальном, физическом и духовном началах в человеке, учитывать их взаимообусловленность в поведении и деятельности;

  3. владеть основами конструктивно-творческого и рационального миропонимания, иметь представление о мировой философской традиции и современных философских концепциях природы, общества, человека;

  4. быть способным характеризовать и анализировать духовные, социокультурные, социально-политические и экономические проблемы и процессы, уметь находить и использовать информацию, необходимую для адекватной оценки важнейших проблем современности;

  5. понимать роль и место Республики Беларусь в контексте мировой цивилизации, знать основные достижения мировой и отечественной культуры и искусства;

  6. иметь представление о сущности политической власти, политических отношений и процессов, о субъектах политики; понимать значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества и государства;

  7. знать формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;

  8. иметь представление о специфике этических и правовых норм, регулирующих социальные отношения; уметь учитывать их в своей профессиональной деятельности;

  9. понимать особенности процесса социализации личности, осознавать взаимосвязь свободы, прав и ответственности человека;

  10. быть психологически и методически готовым к работе в коллективе, к изменению содержания и направленности профессиональной деятельности;

  11. уметь адекватно обосновывать свою позицию;

  12. свободно владеть государственными языками Республики Беларусь - белорусским и русским;

  13. владеть лексическим минимумом одного иностранного языка, уметь вести на иностранном языке беседу-диалог общего характера, читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем, составлять аннотации, рефераты и деловые письма на иностранном языке;

  14. владеть навыками анализа учебно-воспитательной ситуации, обоснования и решения педагогических задач.

  15. иметь представление о здоровом образе жизни, о доступных средствах и способах укрепления здоровья.

8.2 Цикл естественнонаучных дисциплин

Специалист должен:

иметь представление:

  1. в области математического анализа – о множестве действительных чисел, о функциях одного и нескольких переменных (предел, непрерывность, дифференциальное и интегральное исчисление, задачи на экстремум); о функциональных последовательностях и рядах, о ряде Фурье, о преобразовании Фурье, о кратных, криволинейных и поверхностных интегралах; об основных интегральных формулах векторного анализа;

  2. в области алгебры – о комплексных числах и многочленах, о матричной алгебре и решении систем линейных уравнений, о конечномерных линейных пространствах, о линейных операторах и функционалах, о билинейных и квадратичных формах, о метрических вещественных и комплексных линейных пространствах, о классификации гиперповерхностей второго порядка, о группах преобразований и классификации движений, об основных понятиях тензорной алгебры, об основных структурах современной алгебры (группы, кольца, поля, линейные представления групп);

  3. в области аналитической геометрии – о векторах, о линейной зависимости, о скалярном, векторном и смешанном произведении векторов, об уравнениях прямой линии на плоскости, о линиях второго порядка, об аффинных и изометрических преобразованиях плоскости и пространства, о поверхностях второго порядка, о плоских сечениях, об аффинной классификации, о моделях проективной плоскости, о проективных преобразованиях, о проективной классификации линий второго порядка;

  4. в области дифференциальных уравнений – о понятии дифференциального уравнения, о полях направлений, об элементарных приемах интегрирования, о задаче Коши, о теоремах существования и единственности, об общей теории линейных систем, о системах с постоянными коэффициентами, об устойчивости по Ляпунову, об особых точках, об уравнениях с частными производными первого порядка;

  5. в области дифференциальной геометрии – о теории кривых на плоскости и в пространстве, о поверхности, о первой и второй квадратичной формах поверхности, о топологических и метрических пространствах, о гладких многообразиях, о Римановой метрике, о геометрии Лобачевского, о матричных группах, о Римановой геометрии и тензорном анализе, об исчислении внешних дифференциальных форм, о гомотопии, о степени отображения;

  6. в области функционального анализа и интегрального исчисления – о метрических и топологических пространствах, о мере и интеграле Лебега, о Банаховых пространствах и операторах, о Гильбертовых пространствах и спектральной теории операторов, о линейных топологических пространствах и обобщенных функциях, об элементах линейного анализа (классические задачи вариационного исчисления, уравнения Эйлера, условия Лежандра и Якоби);

  7. в области теории функций комплексного переменного – о функциях комплексного переменного и отображениях множеств, об элементарных функциях, об интеграле по комплексному переменному, об интеграле Коши, о последовательностях и рядах аналитических функций в области, о теореме единственности и принципе максимума модуля, о ряде Лорана, об изолированных особых точках однозначного характера, о вычетах, о принципах аргумента, об отображениях посредством аналитических функций, об аналитическом продолжении, о гармонических функциях на плоскости;

  8. в области основ экологии (включая основы энергоресурсосбережения) и радиационной безопасности – о происхождении и эволюции Вселенной; об экологических принципах рационального природопользования;

знать и уметь использовать:

  1. основные принципы создания математических моделей;

  2. основные принципы использования современных компьютерных технологий и их применения в теоретических и прикладных математических исследованиях;

  3. способы применения методов и средств современной математики при анализе математических моделей, описывающих природные явления;

иметь навыки:

  1. использования математических знаний при решении модельных задач физики, механики и т.п.;

  2. применения правовых, нормативно-технических и организационных основ экологии и безопасности жизнедеятельности.

  3. использования компьютерных технологий при анализе математических моделей.

8.3 Цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин

Дисциплины специальности направлены на формирование базы будущей углубленной подготовки по специальности.



Специалист должен иметь представление:

  1. об основных структурах механики и математики;

  2. об аксиоматике отдельных разделов механики и математики;

  3. о взаимосвязи различных математических дисциплин;

  4. об основных принципах доказательства утверждений;

  5. о точных и приближенных решениях задач механики и математики их взаимосвязях.

Специалист должен знать:

  1. в области уравнений математической физики - вывод уравнений математической физики, постановку основных краевых задач, классификацию уравнений, теорему Коши-Ковалевской, волновое уравнение, основные задачи, приводящие к волновому уравнению и свойства решений, уравнение Лапласа, свойства решений и задачу Дирихле, уравнение теплопроводности, свойства его решений и задачу Коши, понятие корректной задачи, понятие обобщенного решения;

  2. в области теории вероятностей и математической статистики - понятие случайного события и его вероятности, основные теоремы о вероятности, аксиоматику Колмогорова, схему Бернулли, понятие случайной величины и ее функции распределения, распределение суммы, произведения и частного независимых случайных величин, закон больших чисел, центральную предельную теорему; оценки вероятностных характеристик случайных явлений, оценки неизвестных параметров, несмещенные оценки, оценки наибольшего правдоподобия, состоятельные оценки, достаточные статистики, проверку статистических гипотез, критерий "хи-квадрат" корреляционные связи между случайными величинами, метод наименьших квадратов, асимптотическую нормальность оценок максимального правдоподобия; определение случайного процесса, конечномерные распределения, теорему Колмогорова о существовании процесса с заданным семейством конечномерных распределений (без доказательства), классы случайных процессов: марковские, стационарные, точечные, гауссовский случайный процесс, пуассоновский процесс, стохастический интеграл, представление о спектральном разложении стационарного процесса, цепи Маркова с непрерывным временем, прямое и обратное уравнения Колмогорова;

  3. в области методов вычислений - понятие о погрешности вычислений, интерполяции, наилучшее приближение в нормированном пространстве, ортогональные многочлены, быстрое дискретное преобразование Фурье, сплайны, численное интегрирование, прямые и итерационные методы решения систем линейных алгебраических уравнений, численные методы решения систем обыкновенных дифференциальных уравнений, методы решения краевых задач для обыкновенных дифференциальных уравнений, понятие о методе конечных элементов, численные методы решения гиперболических, параболических и эллиптических уравнений, численные методы решения интегральных уравнений;

  4. в области вариационного исчисления и методов оптимизации - классическое вариационное исчисление, уравнение Эйлера, условия второго порядка (Лежандра, Якоби), оптимальное управление, принцип максимума Понтрягина, методы решения задач линейного программирования, симплекс-метод, метод Ньютона, методы сопряженных направлений;

  5. в области теоретической механики - кинематику точки, кинематику твердого тела, динамику свободной точки со связью, динамику систем точек, динамику твердого тела, малые колебания, лагранжеву механику, гамильтонову механику, вариационные принципы механики;

  6. в области механики сплошной среды - параметры, описывающие движение сплошной среды; уравнения, выражающие универсальные физические законы сохранения; математические модели сплошных сред: жидкости, упругие среды и другие; электродинамика сплошных сред;

  7. в области математического анализа - множество действительных чисел, функции одного и нескольких переменных (предел, непрерывность, дифференциальное и интегральное исчисление, задачи на экстремум); функциональные последовательности и ряды, ряд Фурье, преобразование Фурье, кратные, криволинейные и поверхностные интегралы, основные интегральные формулы векторного анализа;

  8. в области алгебры - комплексные числа и многочлены, матричную алгебру и решение систем линейных уравнений, конечномерные линейные пространства, линейные операторы и функционалы, билинейные и квадратичные формы, метрические вещественные и комплексные линейные пространства, классификацию гиперповерхностей второго порядка, группы преобразований и классификацию движений, основные понятия тензорной алгебры, основные структуры современной алгебры (группы, кольца, поля, линейные представления групп);

  9. в области аналитической геометрии - векторы, линейную зависимость, скалярное, векторное и смешанное произведения векторов, уравнения прямой линии на плоскости, линии второго порядка, аффинные и изометрические преобразования плоскости и пространства, поверхности второго порядка, плоские сечения, аффинную классификацию, модели проективной плоскости, проективные преобразования, проективную классификацию линий второго порядка;

  10. в области дифференциальных уравнений - понятие дифференциального уравнения, поля направлений, элементарные приемы интегрирования, задачу Коши, теоремы существования и единственности, общую теорию линейные систем, системы с постоянными коэффициентами, устойчивость по Ляпунову, особые точки, уравнения с частными производными первого порядка;

  11. в области дифференциальной геометрии - теорию кривых на плоскости и в пространстве, поверхности, первую и вторую квадратичные формы поверхности, топологические и метрические пространства, гладкие многообразия, Риманову метрику, геометрию Лобачевского, матричные группы, Риманову геометрию и тензорный анализ, исчисление внешних дифференциальных форм, гомотопию, степень отображения;

  12. в области функционального анализа и интегрального исчисления - метрические и топологические пространства, меру и интеграл Лебега, банаховы пространства и операторы, гильбертовы пространства и спектральную теорию операторов, линейные топологические пространства и обобщенные функции, элементы линейного анализа (классические задачи вариационного исчисления, уравнения Эйлера, условия Лежандра и Якоби);

  13. в области теории функций комплексного переменного - функции комплексного переменного и отображение множеств, элементарные функции, интеграл по комплексному переменному, интеграл Коши, последовательности и ряды аналитических функций в области, теорему единственности и принцип максимума модуля, ряд Лорана, изолированные особые точки однозначного характера, вычеты, принцип аргумента, отображения посредством аналитических функций, аналитическое продолжение, гармонические функции на плоскости.
  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка