Образовательный стандарт учебной дисциплины «политология»



Сторінка1/7
Дата конвертації14.04.2016
Розмір1.3 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7

14.049-2010

СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ
Система качества
Образовательный стандарт

высшего профессионального образования АлтГТУ


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПОЛИТОЛОГИЯ»

Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова

Предисловие
1. Настоящий стандарт разработан кафедрой "Правоведение и полито-

логия" факультета гуманитарного образования АлтГТУ им. И.И. Ползунова.

2. Стандарт дисциплины соответствует требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальностям и направлениям подготовки, реализуемым в АлтГТУ и учебным рабочим планам в части дисциплин гуманитарного и социально-экономического блока, рекомендациям объединенного УМО по гуманитарным специальностям, в частности по дисциплине «Политология».

3. Стандарт дисциплины «Политология» в полном объеме соответствует требованиям письма Рособрнадзора от 17.04.2006 г. № 02-55-77 ин/ак в части состава и содержания УМКД.

4. Стандарт соответствует ГОСТ Р 1.5 в части требований к построению, изложению и оформлению стандартов, СТП 12 310-2004 в части требований к структуре, содержанию и оформлению образовательного стандарта учебной дисциплины

5. Введен взамен СТП 14.049-2005

Содержание
1. Область применения 5

2. Нормативные ссылки 5

3. Цели и задачи дисциплины 5

4 Содержание дисциплины и условия ее реализации 8

4.1 Рабочая программа дисциплины 8

4.1.1 Паспорт дисциплины 8

4.1.2 Виды и содержание занятий по дисциплине 9

4.1.3. Формы и содержание текущей аттестации

и итоговой оценки по дисциплине 22

4.1.4. Учебно-методические материалы по дисциплине 23

4.1.5. Учебно-методическая карта дисциплины 30

4.1.6. Лист согласования рабочей программы 30

4.2. Использование технических средств обучения

и вычислительной техники. Программное обеспечение

дисциплины 30

4.3. Организация самостоятельной работы студентов по

дисциплине 30

4.4. Элементы научного поиска при изучении дисциплины 38

5. Контроль за соблюдением требований стандарта 39

Лист внесения изменений 40

Приложение А Контролирующие материалы по дисциплине 41

Приложение Б Памятка (силлабус) учебной дисциплины 102



СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ

_________________________________________________________________


Система качества.

Образовательный стандарт

высшего профессионального

образования АлтГТУ. Введен взамен

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СТП 14.049-2005

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПОЛИТОЛОГИЯ»

____________________________________________________________________


Дата введения 2011 01 01

год, месяц, число
УТВЕРЖДАЮ
Начальник УМУ

______________Н.П. Щербаков



подпись Ф.И.О.

Дата _______________ 2010 г.



число, месяц, год


1. Область применения
1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования к содержанию, структуре, объему дисциплины «Политология» и условиям ее реализации в ходе учебного процесса в АлтГТУ.

1.2 Действие стандарта распространяется:

на студентов, обучающихся по всем специальностям и направлениям подготовки, всех форм обучения, реализуемых в АлтГТУ;

на преподавателей и сотрудников структурных подразделений, имеющих отношение к образовательному процессу по данной дисциплине.


2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативно-правовые акты РФ, государственные стандарты и стандарты АлтГТУ.

Конституция Российской Федерации;

Закон РФ «Об образовании»;

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании;

Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации на 2011 год;

ГОСТ Р 1.5-92 ГОС РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.

ГОС 7.1-84 СИБИД. Библиографическое описание документа. Общие требования к правилам составления.

СТП 12 310-04 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Образовательный стандарт учебной дисциплины. Общие требования к структуре, содержанию и оформлению.

СТП 12 100-02 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Требования к фонду квалификационных заданий и тестов.

СТП 12 005-2004 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Самостоятельная работа студентов.
3. Цели и задачи дисциплины

Цели дисциплины «Политология» определены требованиями ГОС ВПО и обязательным минимумом содержания образовательных программ по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам в вузах России.

Задача изучения политологии вызвана необходимостью приобретения студентами знаний о месте и роли политики в современном обществе, о принципах политического подхода к объяснению общественных отношений, и процессов. Данная дисциплина в учебном рабочем плане имеет статус обязательной и играет важную роль, как в профессиональной подготовке, так и в приобретении управленческих компетенций будущего специалиста в условиях формирования правового государства, демократизации государственного и общественного устройства России, усиливающейся роли гражданского общества в управлении государством, развитии международного сотрудничества, интеграции в мировую экономику, образование, науку и культуру.

На междисциплинарном уровне "Политология" логично связана с учебными дисциплинами: "Философия", "Правоведение", "Отечественная история", "Культурология", а также с дисциплинами, изучение которых требует системного подхода – "Геополитика", "Экономическая теория", "Теория организации", "Теория управления", "Исследование систем управления" и др.

В то же время "Политология" предлагает этим дисциплинам дополни-тельные ресурсы системного анализа общественно-политических проблем, позволяющие критично, с позиций национальных интересов осмыслить многие политические ситуации как совокупность активного взаимодействия общества и государства, проявления власти и политической воли, личностных и социокультурных факторов, а саму политику как реальность, как результат взаимодействия личности, общества и государства. В результате происходит политическая социализация личности, ее гражданско-общественное вызревание, формируются необходимые сегодня политико-правовые качества, нравственные ориентиры и ценности, правовая культура молодежи.

В процессе изучения политологии студенты имеют возможность ознакомиться с различными моделями политических систем общества, формами организации политической власти, политическими учениями и концепциями, внешнеполитическими парадигмами XXI века, их влиянием на судьбу государств и наций, на динамику современных международных отношений и политических процессов.

К числу задач данного курса правомерно отнести необходимость изучения внешнеполитических реалий формирования полицентричной системы мира, последствий этого процесса для России и Евразийского континента. В этом контексте проблемы глобальной международной и национальной безопасности России необходимо рассматривать, прежде всего, с позиций национальных интересов России, учитывая ее ведущую роль в создании новой системы международных отношений.

Решение этих задач напрямую связано с качеством образования, что требует постоянного совершенствования методики обучения, активного использования инновационных методов обучения, расширения источниковой базы знаний, прежде всего образовательных ресурсов Интернета.

В рамках такого подхода наиболее эффективной учебно-технологической формой является модульный принцип организации учебного процесса. Его эффективность состоит в том, что он позволяет активизировать процесс позна-

ния путем системного контроля знаний. Учебный процесс приобретает характер двуединого, взаимообусловленного процесса – роль студентов и преподавателей значительно повышается, у тех и других формируется личная ответственность за подачу и освоение материала модуля, одновременно происходит накопление опыта освоения современной квалиметрии учебной деятельности.

Реализация модульного принципа требует творческого отношения к самостоятельной работе, систематического обращения к справочно-информаци-

онной литературе и сайтам Интернета, обязательного просмотра информационно-аналитических программ телевизионных СМИ, аналогичных печатных материалов.

Учебный семестровый курс разбит на четыре модуля, каждый из которых содержит логически сопоставимые темы лекций и семинаров и завершается письменной контрольной работой и тестированием. В конце семестра, полученные за каждый модуль результаты (в баллах), суммируются и с учетом посещаемости образуют итоговый (семестровый) рейтинг успеваемости студента по данной дисциплине.

В результате изучения дисциплины «Политология» студент должен

знать:

- основополагающие категории и понятия, отражающие предметную область учебного курса: политика как общественное явление, ее субъекты и объекты; политическая власть и ее системная организация; политические режимы; политический процесс и его ценностно-культурное, демократическое, правовое и процессуально-поведенческое измерение; закономерности формирования и реализации государственной политики России в международных отношениях и на глобальном уровне;



иметь компетенции:

- применять теоретические, прикладные и аксиологические компоненты политологического знания, его мировоззренческие и воспитательно-регулятив

ные функции при анализе политических отношений, процессов и явлений в гражданском обществе России, критически оценивать цели и деятельность политических партий и общественных движений;

- использовать политологические знания в организационно-управленчес-

кой деятельности, в т.ч. на уровне своего трудового коллектива, членства в политической партии или общественном объединении (движении);

- вести диалоги и дискуссии по актуальным, социально-значимым проблемам общественной жизни;

- систематически пополнять свои политологические знания, используя доступные источники политической информации – TV, Internet и периодическую печать.

4. Содержание дисциплины и условия ее реализации
Требования Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине "Политология" включают в себя следующие содержательные компоненты:



ГСЭД

Федеральный компонент

Политология


Обязательный минимум содержания

Объект, предмет и метод политологии, ее место в системе социально-гуманитарных дисциплин; история политических учений; теория власти и властных отношений; политическая жизнь, ее основные характеристики; политическая система, институциональные аспекты политики; политические отношения и процессы; субъекты политики; политическая культура; политические идеологии (история развития, современное состояние, перспективы); политический процесс в России; мировая политика и международные отношения; сравнительная политология.



Требования к знаниям и умениям

Иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики; о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте и статусе в современном политическом мире; понимать функции и роль политической системы и политического режима в жизни общества. Уметь использовать теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания в обосновании и принятии политических решений, в обеспечение личного вклада в общественно-политическую жизнь трудового коллектива, города и региона.




4.1 Рабочая программа дисциплины
4.1.1 Паспорт дисциплины
Кафедра "Правоведение и политология"

Дисциплина ГСЭД "Политология"

Статус дисциплины - обязательная

Специальность – все специальности и направления, реализуемые в АлтГТУ

Форма обучения – очная, вечерняя, заочная

Объем дисциплины - 119 часов


Распределение по видам занятий


Семе-

стр


Учебные занятия (час.)

Наличие КР, КП, РЗ и др.

Форма итоговой аттестации

Всего

В т.ч. аудиторные

СРС

Всего

Л

С







3-9

119

51

17

34

68

Реферат

Экз.,Зачет


4.1.2 Виды и содержание занятий по дисциплине

Учебно-теоретические занятия в виде 2-х часовых лекций проводятся в потоках учебных групп в мультимедийных аудиториях. Объем лекционного курса 17 часов.

Семинарские 2-х часовые занятия в объеме 34 часов проводятся с каждой учебной группой в аудиториях для практических занятий.

Внеаудиторные занятия (собеседования по монографиям, научным статьям, выступлениям руководителей государства, лидеров политических партий, ана-литическим докладам руководителей Госдумы, Совета Федерации, МИД РФ, подготовка к дискуссиям, освоение описательных и структурно-формализо

ванных моделей политических процессов и ситуаций, изучение политических карт и схем) и самостоятельная работа (68 часов) с теоретическим материалом, с образовательными ресурсами Интернет и СМИ, пробное тестирование, работа со словарями и энциклопедиями.
Темы и технология изучения дисциплины. Лекции 17 часов


№№ модулей и тем лекций. Время.


Рекомендуе-

мые к применению ТЭСО и ресурсы



Рекомендуе-

мые формы обучения



Рекомендуе-

мые методы

обучения


Модуль I. Теория, методология и история политической науки (4 часа)

1. Основные категории и понятия политологии. Методы и функции политологии (2):


Мультимедийная аудитория, интернет

академическая лекция (лекция-презентация)

проблемно-информативный

2. Генезис политологического знания и основные этапы развития политической мысли (2 часа):

-


Мультимедийная аудитория, интернет

академическая лекция (лекция-презентация)

проблемно-информативный

Модуль II. Политика и власть. Властные отношения (8 часов)

3. Политическая сфера общества – предмет политологии (2 часа):



Мультимедийная аудитория, интернет

академическая лекция (лекция-презентация)

информа-тивный

4. Политические интересы и политическая власть (2 часа):


Мультимедийная аудитория, интернет

академическая лекция (лекция-презентация)

проблемно-дискуссионный

5. Политическая система общества (2 часа):


Мультимедийная аудитория, интернет

академическая лекция (лекция-презентация)

проблемно-дискуссионный

6. Политический режим как форма реализации власти (2 часа)


Мультимедийная аудитория, интернет

академическая лекция (лекция-презентация)

информативный

Модуль III. Политические институты общества (3 часа)

7 Политические институты общества (2 часа)


Мультимедийная аудитория, интернет

академическая лекция (лекция-презентация)

информативный

8. Негосударственные институты политической системы общества (1 час)

Мультимедийная аудитория, интернет

академическая лекция (лекция-презентация)

информативно-дискуссионный

Модуль IV. Политический процесс и политическая модернизация (2 часа)

9. Политический процесс и политическая модернизация (2 часа)


Мультимедийная аудитория, интернет

академическая лекция (лекция-презентация)

информативно-дискуссионный


Краткое содержание лекционного курса, источники и литература,

вопросы самоконтроля
Модуль I. (4 часа)
Тема 1. Основные категории и понятия политологии. Методы и функции политологии. (2часа):

-политология: ее понятия и категории;

-принципы и методы политологии;

-диалектика и синергетика;

-познавательная и аксиологическая ценность политологии, ее функции в обществе

Источники и литература: ОЛ-1,3,5,6; ДЛ-1,2,4; http://ido.edu.ru/ffec/polit;

Вопросы самоконтроля:

-какими основными понятиями оперирует политология?

-назовите важнейшие категории политологии;

-какое место занимает политология в системе гуманитарных и социально-экономических наук?

-какие методы используют политологи при анализе политических отношений и процессов?

перечислите важнейшие функции политологии в обществе.
Тема 2. Генезис политологического знания и основные этапы развития

политической мысли. (2 часа):

-политические знания как ценность цивилизации;

-политические воззрения мыслителей Древнего Востока и античной эпохи;

-средневековая политическая мысль: патристика;

-представители политических учений нового времени;

-российская политическая мысль и ее виднейшие представители.



Источники и литература: ОЛ-1,3,5,6; ДЛ-1,3,4; http://ido.edu.ru/ffec/polit; http://politics5.ru/polityt1.html;

Вопросы самоконтроля:

-какие объективные причины способствовали формированию политических знаний?

-почему политические знания считаются ценностью цивилизации?

-насколько актуальна политика в современной жизни российского общества?

-как, по вашему мнению, соотносились в Древнем Востоке политика и философия?

-почему в средневековый период главенствующее место в общественной мысли занимала патристика?
Модуль II (8 часов)
Тема 3. Политическая сфера общества – предмет политологии. (2 часа):

-политика как научная категория;

-современные парадигмы и модели политики;

-многообразие проявления политики;

-политика как сфера общественной жизни;

-политика как форма социальных отношений;

-политика как особый вид социальной активности;

-политика и право: общее и особенное;

-задачи политологии, ее взаимодействие с другими общественными науками;

Источники и литература: ОЛ-1,2,7; ДЛ-1,2,4; http://ido.edu.ru/ffec/polit;

http://politics5.ru/polityt1.html;

Вопросы самоконтроля:

-как бы вы охарактеризовали политическую сферу современной России?

-с помощью справочно-информационных ресурсов дайте толкование понятиям: категория, парадигма, модель, актор, общее и особенное.

-подтвердите многообразие проявлений политики в жизни общества и государства.

-что, по вашему мнению, преобладает сегодня в общественной жизни – политика или экономика?

-почему считается, что политика является особым видом социальной активности?

-попытайтесь выделить общее и особенное в политике и праве.
Тема 4. Политические интересы и политическая власть. (2 часа):

-политический интерес как мотив к политическому действию;

-власть как высший интерес и политическая цель;

-основные понятия и содержание власти;

-политика и власть;

-источники политической власти, ее легитимность и авторитет;

-формы, ресурсы и категории власти;

-основные функции политической власти;

-современные концепции политической власти и тенденции ее развития.

Источники и литература: Источники и литература: ОЛ-1,2,6; ДЛ-1,2,3; http://ido.edu.ru/ffec/polit; http://politics5.ru/polityt1.html; Медведев Д.А. Россия, вперед! Доступ: http://news.kremlin.ru/transcripts/5413; Выступление Президента России Д.А. Медведева на заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека 23.11.2009. Доступ:

http://news.kremlin.ru/transcripts/6074; Давайте договоримся. Российская газета .Неделя. 2 декабря 2010 г.

Вопросы самоконтроля:

какой интерес, по вашему мнению, преобладает в современном обществе - политический, экономический, правовой или экологический? Аргументируйте.

-почему власть есть высшая цель акторов политики?

-чем власть отличается от господства, влияния, силы страха?

-прокомментируйте выражения "иметь власть", "приобрести власть", "утратить власть";

-что подразумевается под выражением "реализовать власть"?

-каков вклад М. Вебера в изучение категории "власть"?

-в чем содержание власти?

-как соотносятся политика и власть?

-когда власть признается легитимной?

-что в основе власти - принуждение или согласие?
Тема 5. Политическая система общества (ПСО). (2 часа):

-системный анализ в политологии: принципы, концептуальное содержание, методы и категории;

-социальные системы: понятие и виды;

-политическая система общества: структура и функции;

-генезис и трансформация политических систем;

-типология политических систем общества



Источники и литература: Источники и литература: ОЛ-2,3,4,5,6; ДЛ-1,2,4; http://ido.edu.ru/ffec/polit; http://politics5.ru/polityt1.html; Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Доступ:

http://state.kremlin.ru/council/18/news; Давайте договоримся. Российская газета. Неделя. 2 декабря 2010 г.

Вопросы самоконтроля:

-каковы главные принципы системного анализа?

-какие основополагающие категории системного анализа вы знаете?

-почему системный анализ считается самым универсальным методом научного знания?

-каковы методологические различия системного анализа политики в работах Т. Парсонса, Д. Истона, Г. Алмонда и С. Вербы?

-какие социальные системы вы знаете?

-дайте свое определение политической системы общества;

-назовите главные элементы политической системы общества;

-каковы функции политической системы общества?

-что в основе типологии политических систем?
Тема 6. Политический режим как форма реализации власти (2 часа):

-понятие политического режима;

-типология политических режимов: демократический и антидемократи-ческий;

-классические и современные модели демократии;

-плюрализм в политике;

-тоталитаризм и формы его проявления;

-авторитарное правление и его разновидности;

Источники и литература: ОЛ-2,3,4,5,6; ДЛ-1,2,4,6;

http:// www.pravo-web.com/?p=122

Вопросы самоконтроля:

-прокомментируйте выражение: политический режим определяет социальный характер власти;

-что лежит в основе типологии политических режимов?

-как зависит уровень политической активности граждан от типа политического режима?

-как, по-вашему, возможна ли в современной России классическая демократия?

-"создайте" свою, виртуальную модель демократии;

-каковы формы проявления тоталитаризма?

-как вы понимаете политическую свободу? Оппозицию?

-как вы считаете, возможен ли в России возврат к тоталитаризму?
Модуль III. 3 часа
Тема 7. Политические институты общества (2 часа):

-политический институт как научная категория;

-государство – центральный институт ПСО;

-тип государственного устройства и основные формы правления;

-функции государства;

Источники и литература: Источники и литература: ОЛ-2,3,4,5,6; ДЛ-1,2,4,6;

http:// www.pravo-web.com/?p=122;

Вопросы самоконтроля:

-почему понятие "политический институт" считается одним из ключевых в политологии?

-в чем смысл нормативно-юридического подхода к определению политического института у Т. Гоббса, социологического у Э. Дюркгейма и М. Вебера?

-дайте определение государству. Каковы признаки государства?

-перечислите основные функции государства;

-какие формы государственного устройства вы знаете?

-почему Россия является федерацией?
Тема 8. Негосударственные институты политической системы общества

(1 час):

характер негосударственных институтов;

-гражданское общество России: проблемы становления;

-политические партии и общественные движения России;

-молодежь в политике. Неформальные молодежные движения.

Источники и литература: ОЛ: 1,2,4,6; ДЛ: 1,2,4,6; http:// www.pravo-web.com/?p=122;

Вопросы самоконтроля:

-какими вы видите статус и роль негосударственных политических институтов в России?

-как российское право определяет место и роль политических партий?

-какой партии вы симпатизируете и почему?

-каким вы видите гражданское общество России?

-какое место занимает в гражданском обществе молодежь России – центральное или периферийное? Тяготеет ли к политической оппозиции?
Модуль IV. 2 часа.
Тема 9. Политический процесс и политическая модернизация (2 часа):

-общие характеристики политического процесса;

-типология, компоненты и акторы политического процесса;

-политическая культура общества;

-политическая модернизация и ее уровни.

Источники и литература: ОЛ: 1-6; ДЛ: 1-7;

http://distance.ru/4stud/umk/polit/polit21.html

Вопросы самоконтроля:

-что такое политический процесс, каковы его основные типы?

-какова структура политического процесса?

-в чем сущность государственного управления?

-каков механизм принятия и осуществления государственного политического решения?

-принимает ли, по-вашему мнению, российская молодежь активное участие в политической модернизации общества?

-что такое плебисцит? Референдум?

-как вы понимаете расстановку и соотношение социально-политических сил в России?

какова роль политической элиты в России?

-какие задачи поставил Президент России Д.Медведев по модернизации политической системы России на перспективу до 2020 года?
Содержание семинарских занятий, их ресурсное обеспечение (34 часа)
В начале каждого занятия 2 студента выступают с кратким 5-ти минутным обзором значимых политических событий за прошедшую неделю. Первый информирует о событиях за пределами России, второй внутри страны, включая СибФО и Алтайский край. Главный принцип – комментировать события, имеющие политическое содержание, связанные с реализацией политических интересов общества и государства. Учебно-педагогическая цель – сформировать у студентов компетенцию самостоятельно отбирать нужную информацию, критически оценивать ее содержание, выявлять политически значимые события и процессы, понимать их содержательную сущность, выявлять логическую связь задачами модернизации политической системы общества и государства, уметь озвучить ее публично. Кроме этого важно привить будущим специалистам навыки самостоятельной работы с информационными ресурсами Интернета, с печатными и телевизионными СМИ, а также снять синдром неуверенности, стеснительности выступления перед аудиторией, заменив его умением уверенно держаться перед коллективом, по существу и содержательно излагать свои мысли, давать исчерпывающие ответы на вопросы.
Тематика и содержание семинаров. Время занятий.
Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина. Категории, методы и функции политологии. 2 часа.

-доклад «Политика как социокультурное явление» - 15 минут



Вопросы к обсуждению:

-этимология понятия «политика»;

-основные категории политики;

-политика и экономика: характер и содержание взаимоотношений;

-структура политической науки;

- методы и функции политологии в обществе

Источники и литература: ОЛ-1,3,5,6; ДЛ-1,2,4; http://ido.edu.ru/ffec/polit;
Тема 2. Исторические этапы формирования политических учений. Корифеи политической мысли. 2 часа.

-доклад-презентация «Аристотель – основоположник учения о политике» - 15 минут;



Вопросы к обсуждению:

-мораль и политика в учениях Конфуция и Н. Макиавелли;

-морально-этические поучения отцов церкви – патристика А. Блаженноого и Ф. Аквинского;

- политическая мысль нового времени;

-политические взгляды либералов XIX века;

-развитие западноевропейских политических идей на рубеже XIX-XX вв.

-особенности развития политической мысли в России;

Источники и литература: ОЛ-1,3,5,6; ДЛ-1,3,4; http://ido.edu.ru/ffec/polit; http://politics5.ru/polityt1.html;
Тема 3. Современные политологические школы. Политология в России 2 часа.

-доклад-презентация «М Вебер и его вклад в развитие политической мысли»



Вопросы к обсуждению:

-политические идеи современности;

-американская школа политологии;

-западноевропейские политологические школы;

-восточно-европейская политология;

-политология в СССР и в современной России

Источники и литература: ОЛ-2,3,6; ДЛ-2,3; http://ido.edu.ru/ffec/polit; http://politics5.ru/polityt1.html;
Тема 4. Политическая сфера общества. 2 часа.

-доклад «Роль политики в обществе» - 15 минут;



Вопросы к обсуждению:

-политика как форма социальных отношений;

-политика как особый вид социальной активности;

-политика и право: общее и особенное;

-особенности политических отношений и процессов в России

Источники и литература: ОЛ-1,2,7; ДЛ-1,2,4; http://ido.edu.ru/ffec/polit; http://politics5.ru/polityt1.html; Давайте договоримся. Российская газета .Неделя. 2 декабря 2010 г.
Тема 5. Политические интересы и политические цели. 2 часа

-доклад-презентация «Политические интересы современной молодежи» - 15 минут;



Вопросы к обсуждению (дискуссии):

-политический интерес: понятие и содержание;

-политические интересы личности и общества;

-политический интерес и политическая цель: общее и особенное;

-механизмы реализации политических интересов и целей

Источники и литература: ОЛ-1,2,6; ДЛ-1,2,3; http://ido.edu.ru/ffec/polit; http://politics5.ru/polityt1.html; Медведев Д.А. Россия, вперед! Статья в Российской газете. Доступ: http://news.kremlin.ru/transcripts/5413; Выступление Президента России Д.А. Медведева на заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека 23.11.2009. Доступ: http://news.kremlin.ru/transcripts/6074
Тема 6. Политическая власть

-доклад-презентация « Власть как высшая цель политики» - 15 минут



Вопросы к обсуждению (дискуссии):

-власть как общественное явление;

-основные понятия и содержание власти;

-политика и власть;

-принцип разделения властей и его реализация в России;

-источники политической власти, ее легитимность и авторитет;

-формы, ресурсы и категории власти;

-основные функции политической власти;

-современные концепции политической власти и тенденции ее развития

Источники и литература: ОЛ-1,2,6; ДЛ-1,2,3,7; http://ido.edu.ru/ffec/polit; http://politics5.ru/polityt1.html; Медведев Д.А. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. Доступ: http://news.kremlin.ru

я, вперед! Статья в Российской газете. Доступ: http://news.kremlin.ru/news/9637
Тема 7. Политическая система общества. Часть 1. 2 часа.

Доклады-презентации: 1. Системные представления о мире. 15 минут

2. Системные представления о политике. 15 минут

Вопросы к обсуждению:

-системность и системный подход как универсальные понятия в сфере научного знания;

-мир политического в работах Т. Парсонса, Д. Истона, Г. Алмонда и С. Вербы;

Источники и литература: ОЛ-2,4, 5,6; ДЛ-1,2,4,6; http://ido.edu.ru/ffec/polit; http://politics5.ru/polityt1.html;
Тема 8. Политическая система общества. Часть 2. 2 часа.

Доклад презентация «Генезис политической системы общества» 15 минут



Вопросы к обсуждению:

-структура политической системы общества;

-функции политической системы общества и ее подсистемы;

-типология политических систем общества;

-политическая система России: основные этапы становления;

-социокультурные условия функционирования политической системы России.



Источники и литература: ОЛ-2,3,4,5,6; ДЛ-1,2,4,6; http://ido.edu.ru/ffec/polit; http://politics5.ru/polityt1.html; Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Доступ:

http://state.kremlin.ru/council/18/news; Давайте договоримся. Российская газета .Неделя. 2 декабря 2010 г.
Тема 9. Политический режим как властный порядок. 2 часа.

Доклад-презентация «»



Вопросы к обсуждению:

-политический режим: содержание понятия;

-типология политических режимов;

-классические и современные модели демократии;

-плюрализм в политике;

-тоталитаризм и формы его проявления;

-авторитарное правление и его разновидности;

Источники и литература: ОЛ-2,3,4,5,6; ДЛ-1,2,4;

http:// www.pravo-web.com/?p=122 ;


Тема 10. Политические институты общества. 2 часа

Доклад «Политические институты – признак правового, демократического государства» 15 минут

Вопросы к обсуждению:

-становление категории «политический институт»;

-политический институт как форма выражения политических интересов;

-негосударственные политические институты;

-организованные (социальные) интересы в России;

Источники и литература: ОЛ-2,3,4,5,6; ДЛ-1,2,4,6;

http:// www.pravo-web.com/?p=122 ;


Тема 11. Государство как важнейший субъект политики и ядро политической системы общества. 2 часа.

Доклад «Государство – центральный институт ПСО» - 15 минут

Вопросы к обсуждению:

-генезис и роль государства в жизни общества;

-правовое государство: признаки и цели;

-тип государственного устройства и основные формы правления;

-функции государства;

-тип государственного устройства;

-формы правления;

-институт выборов власти

Источники и литература: ОЛ-2,3,4,5,6; ДЛ-1,2,4,6;

http:// www.pravo-web.com/?p=122;


Тема 12. Гражданское общество: признаки и принципы деятельности. 2 часа.

Доклад «Права и свободы человека в России» - 15 минут

Вопросы к обсуждению:

-понятие гражданского общества, его структурные элементы;

-принципы формирования и функции гражданского общества;

-"локомотивы" гражданского общества;

-охарактеризуйте гражданское общество Алтайского края, г. Барнаула;

-как соотносятся гражданское общество и правовое государство?

-считаете ли вы себя активным членом гражданского общества?

-дайте свою оценку этнополитическим процессам на Юге России.

-удовлетворяют ли вас молодежные программы TV и FM?

Источники и литература: ОЛ-2,3,4,5,6; ДЛ-1,2,4,6;

http:// www.pravo-web.com/?p=122;
Тема 13. Партийные системы. Политические партии и общественно-политические движения. 2 часа.

Доклад-презентация "Партийная система России: состояние и перспективы".15 минут.

Вопросы к обсуждению:

-политическая партия: определение, типы и роль в политической системе общества;

-сущность и типология партийных систем;

-функции политических партий;

-роль политических партий в парламенте России и Алтайском краевом Законодательном Собрании;

-роль политических партий в выборной системе России;

-молодежь и политические партии России.

Источники и литература: ОЛ-1,2,3,4,5,6; ДЛ-1,2,4,6;

http:// www.pravo-web.com/?p=122; Схемы по избирательному праву РФ http://www.ifes.ru/library/learning/schemes/index.html;
Тема 14. Человек как субъект политики. Политическое участие и политическое поведение. Политическая элита. 2 часа.

Доклад "Молодежь России как субъект политики". 15 минут.

Вопросы к обсуждению:

-граждане как исходная сущность и предельная реальность политики;

-политическое поведение и участие: организованность и стихийность;

-психологические составляющие политического поведения;

-теория бихевиоризма, ситуационного поведения, конфликта и политического обмена (рынка);

-инстинкт (бессознательное), солидарность (опосредованное), навык (рациональное);

-стихийное, организованное и электоральное политическое поведение;

-успех и кризис политического участия. Лидерство и харизма;

-политическая элита.

Источники и литература: ОЛ-1,2,3,4,5,6; ДЛ-1,2,4,6; Всемирная история в лицах. Доступ: http://rulers.narod.ru; Центр политических технологий. Доступ: - http://www.politcom.ru.
Тема 15. Политическая культура. 2 часа.

Доклад "Политическая культура российской молодежи". 15 минут.

Вопросы к обсуждению:

-концепции и типология политической культуры;

-политическая культура: сущность, содержание и функции;

-общественное и индивидуальное политическое сознание;

-особенности западной и восточной политических культур;

-политическая социализация российской молодежи.

Источники и литература: ОЛ-1,2,3,4,5,6; ДЛ-1,2,4,6;
Тема 16. Политическая идеология. 2 часа

Доклад "Идеология в политике" 15 минут.

Вопросы к обсуждению:

-сущность, структура, уровни и типы политического сознания;

-политическая идеология: роль в обществе и политическом процессе;

-идеологические концепции современности и их характеристика;

-политическая психология. Рациональное и иррациональное в политическом сознании;

-проблемы формирования политического сознания.

Источники и литература: ОЛ-1,2,3,4,5,6; ДЛ-1,2,4,6;
Тема 17. Мировая политическая система и международные отношения. Глобализация. 2 часа.

Доклад "Особенности политического миропорядка в XXI веке".15 мин.

Вопросы к обсуждению:

-понятие внешней политики государства, исторические формы, цели и методы;

-внешняя политика России на современном этапе и принципы ее реализации;

-современная система международных отношений;

-проблемы глобальной безопасности, ООН, ОБСЕ, ядерное сдерживание

-глобализация и ее влияние на миросостояние;

-место России в современном мировом политическом процессе.

Источники и литература: ОЛ-1,2,3,4,5,6; ДЛ-1,2,4,6;

  1   2   3   4   5   6   7


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка