Образовательная программа высшего образования Направление подготовки



Сторінка1/5
Дата конвертації14.04.2016
Розмір1.01 Mb.
  1   2   3   4   5


Основная образовательная программа

высшего образования

Направление подготовки (специальность)

071600 «Музыкальное искусство эстрады»

Квалификация (степень) «бакалавр»

Министерство культуры Российской Федерации

Государственный музыкально-педагогический институт

им. М.М. Ипполитова-Иванова

УТВЕРЖДАЮ:

Ректор


Государственного музыкально-педагогического института им. М.М. Ипполитова-Иванова
___________________ В.И. Ворона

Основная образовательная программа

высшего образования

Направление подготовки (специальность)

071600 «Музыкальное искусство эстрады»

Квалификация (степень) «бакалавр»

Форма обучения – очная

Нормативный срок обучения – 4 года

Направление подготовки (специальность)
утверждено приказом Минобрнауки РФ от 13 сентября 2011 г. №2288, зарегистрированным в Минюсте РФ приказом от 28 октября 2011 г. №22167

Москва


2013

  1. Общие положения

    1. Определение

Основная образовательная программа высшего образования (ООП ВО) по направлению подготовки Музыкальное искусство эстрады является системой учебно-методических документов, сформированной на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) по данному направлению подготовки и рекомендуемой вузам для использования при разработке основных образовательных программ (ООП) 1-го уровня высшего профессионального образования (бакалавр) по направлению подготовки Музыкальное искусство эстрады в части:

  • компетентностно-квалификационной характеристики выпускника;

  • содержания и организации образовательного процесса;

  • ресурсного обеспечения реализации ООП;

  • итоговой государственной аттестации выпускников.

    1. Цель разработки ООП ВО по направлению подготовки

Музыкальное искусство эстрады

Целью разработки основной образовательной программы является методическое обеспечение реализации ФГОС ВПО по данному направлению подготовки и разработки высшим учебным заведением основной образовательной программы первого уровня ВПО.



    1. Характеристика ООП ВО по направлению подготовки

Музыкально-инструментальное искусство

В Российской Федерации в данном направлении подготовки реализуются основные образовательные программы высшего профессионального образования, освоение которых позволяет лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, получить согласно профилю основной образовательной программы квалификацию (степень) «бакалавр».

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) для очной формы обучения и соответствующие квалификации приведены в следующей таблице:




Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников

Наименование

ООП

Квалификации (степень)

Нормативный срок освоения ООП, включая последипломн ый отпуск

Трудоемкость (в зачетных единицах*)

Код в соответст вии с

принято

й

классиф

икацией

ООП

Наименование

ООП бакалавриата

62

Бакалавр

4 года

240**)





*) одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам;

**) трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

При приеме на ООП подготовки бакалавров учебное заведение проводит вступительные испытания профильной творческой направленности.

Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1 на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.


  1. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров

    1. Область профессиональной деятельности бакалавров

Областью профессиональной деятельности бакалавров являются: музыкальное исполнительство (исполнение сольных, ансамблевых партий на концертной эстраде и других концертных площадках, исполнение сольных программ, студийная работа по видео- и звукозаписи исполнительской работы;

музыкальная педагогика (преподавание в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждениях);

руководство творческими коллективами,

административная работа в учреждениях культуры и искусства; просветительство в области музыкального искусства и культуры.



    1. Объекты профессиональной деятельности бакалавров

Объектами профессиональной деятельности бакалавров в соответствии с профилем подготовки являются:

музыкальное произведение в различных формах его бытования,

слушательская и зрительская аудитории концертных залов, джазовых клубов, арт-клубов, молодежных танцевальных клубов, потребители продукции звукозаписывающих фирм;

различные категории обучающихся по программам среднего профессионального и дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждений, образовательные учреждения среднего профессионального образования, учреждения дополнительного образования, в том числе, дополнительного образования детей, общеобразовательные учреждения, авторы произведений музыкального искусства, творческие коллективы, исполнители;

концертные организации, ансамблевые коллективы, звукозаписывающие студии, другие учреждения культуры; средства массовой информации.


    1. Виды и задачи профессиональной деятельности бакалавров Виды:

  1. музыкально-исполнительская деятельность;

  2. педагогическая деятельность;

  1. организационно-управленческая деятельность;

  2. музыкально-просветительская деятельность.

Задачи:

а) в области музыкально-исполнительской деятельности:

концертное исполнение музыкальных произведений (эстрадных и джазовых), программ в различных модусах - соло, в составе ансамбля (оркестра), с оркестром;

работа в качестве артиста в музыкальных постановках - мюзиклах, шоу- программах;

овладение навыками репетиционной работы с партнерами по ансамблю включающих все виды данного направления в эстрадных, танцевальных и джазовых коллективах;

практическое освоение репертуара эстрадных и джазовых коллективов, сцен из мюзиклов, создание композиций, шоу-программ;

б) в области педагогической деятельности:

обучение учащихся образовательных учреждений среднего профессионального образования, учреждений дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей и общеобразовательных учреждений; изучение образовательного потенциала обучающихся, уровня их художественно-эстетического и творческого развития, осуществление профессионального и личностного роста обучающихся;

развитие у обучающихся творческих способностей, работа в эстрадно-джазовой стилистике, самостоятельности в работе над музыкальным произведением, владение навыками импровизации и сочинительства, способности к самообучению;

планирование учебного процесса, выполнение методической работы, осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов педагогического процесса;

применение при реализации учебного процесса лучших образцов исторически- сложившихся педагогических методик, а также разработка новых педагогических технологий в стилистике эстрадно-джазовой музыки;

в) в области организационно-управленческой деятельности:

осуществление функций специалиста, референта, консультанта, руководителя небольших структурных подразделений в государственных (муниципальных) органах управления культуры, в учреждениях культуры (джазовых, арт и танцевальных клубах, театрах, филармониях, концертных организациях), в творческих союзах и обществах;

участие в работе по организации творческих проектов (концертов, фестивалей, конкурсов, мастер-классов, юбилейных мероприятий);

участие в работе по организации международного культурного обмена;

организация и руководство учреждениями и организациями отрасли культуры и искусства (учреждениями дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, творческими коллективами и студиями художественного творчества и исполнительского мастерства);

участие в организационно-управленческой деятельности по сохранению и развитию искусства, культуры и образования;

создание новых образовательных программ в направлении музыкального искусства эстрады;

г) в области музыкально-просветительской деятельности:

с целью пропаганды достижений музыкального искусства и музыкального искусства эстрады выступление с концертами (соло, в ансамбле (оркестре), с оркестром, танцевальным коллективом, шоу-балетом) на различных сценических площадках, в театрах-мюзикла;

осуществление профессиональных консультаций при подготовке творческих проектов как в области музыкального искусства так и музыкального искусства эстрады;

осуществление связи со средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры (джазовыми, арт, танцевальными клубами, филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений музыкального искусства и культуры.


  1. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки Музыкальное искусство эстрады

Выпускник должен обладать общекультурными компетенциями (ОК). На

базе приобретенных знаний и умений выпускник должен проявлять способность и готовность:

собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-1);

ориентироваться в специальной литературе, как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и в смежных областях (видах искусства) (ОК- 2);

осмысливать развитие музыкального искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с развитием других видов искусства и литературы, общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода (ОК-3);

работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией (ОК-4); анализировать явления и произведения литературы и искусства (ОК-5); понимать сущность и значение информации в развитии современного общества; использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии; знать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации; иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией; работать с традиционными носителями информации (ОК-6);

свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной речи; уметь создавать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-7);

владеть одним из иностранных языков на уровне бытового и профессионального общения (ОК-8);

постоянно стремиться к освоению культуры социальных отношений, критическому осмыслению своего социального опыта (ОК-9);

проявлять личностное отношение к современным процессам в различных видах искусства (ОК-10);

приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-11);

использовать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности этические нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, использовать нормы социального поведения, права и свободы человека и гражданина (ОК-12);

использовать методы гуманитарных и социально-экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-13);

владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-14);

владеть средствами самостоятельного и грамотного использования методов физического воспитания и самовоспитания (ОК-15).

Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями (ПК).

На базе приобретенных знаний и умений и в соответствии с профилем ООП выпускник должен проявлять способность и готовность:



в области музыкально-исполнительской деятельности:

осознавать специфику музыкального исполнительства как вида творческой деятельности (ПК-1);

демонстрировать артистизм, свободу самовыражения, исполнительскую волю, концентрацию внимания (ПК-2);

создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения, демонстрировать владение исполнительской импровизацией на уровне, достаточном для будущей концертной деятельности (ПК-3);

пользоваться методологией анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации, национальных школ, исполнительских стилей (ПК-4);

применять теоретические знания в музыкально-исполнительской деятельности, постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте (ПК-5);

к овладению музыкально-текстологической культурой, к углубленному прочтению и расшифровке авторского (редакторского) нотного текста (ПК-6);

совершенствовать культуру исполнительского интонирования, мастерство в использовании комплекса художественных средств исполнения в соответствии со стилем музыкального произведения (ПК-7);

к постижению закономерностей и методов исполнительской работы над музыкальным произведением, норм и способов подготовки произведения, программы к публичному выступлению, студийной записи, задач репетиционного процесса, способов и методов его оптимальной организации в различных условиях (ПК-8);

к пониманию и использованию механизмов музыкальной памяти, специфики слухо-мыслительных процессов, проявлений эмоциональной, волевой сфер, работы творческого воображения в условиях конкретной профессиональной деятельности (ПК-9);

организовывать свою практическую деятельность: интенсивно вести репетиционную (ансамблевую, сольную) и концертную работу (ПК-10);

к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего мастерства в области эстрадного и джазового исполнительства (ПК-11);

к овладению репертуаром, соответствующим исполнительскому профилю; готовность постоянно расширять и накапливать репертуар в области эстрадного и джазового искусства(ПК-12);

творчески составлять программы выступлений - сольных и ансамблевых – с учетом как собственных артистических устремлений, так и запросов слушателей, а также задач музыкально-просветительской деятельности (ПК-13);

осуществлять исполнительскую деятельность и планировать свою индивидуальную деятельность в учреждениях культуры (ПК-14);

к музыкальному исполнительству в концертных, театральных и студийных условиях, работе с режиссером, звукорежиссером и звукооператором, к использованию в своей исполнительской деятельности современных технических средств: звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры (ПК-15);

использовать фортепиано и клавишные инструменты в своей профессиональной (исполнительской, педагогической) деятельности (ПК-16);

исполнять публично сольные концертные программы, состоящие из музыкальных произведений различных жанров, стилей, исторических периодов (ПК-17);

исполнять инструментальную (вокальную, танцевальную) партию в различных видах ансамбля (ПК-18);

к использованию знаний об устройстве инструмента (голосового аппарата, телесного аппарата танцовщика) и основ обращения с ним в профессиональной деятельности (ПК-19);



в области педагогической деятельности

осуществлять педагогическую деятельность в учебных заведениях среднего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждениях (ПК-20);

овладевать необходимым комплексом общепедагогических, психологопедагогических знаний, представлений в области музыкальной педагогики, психологии музыкальной деятельности, специфики работы в области музыкального искусства эстрады (ПК-21);

изучать и накапливать педагогический репертуар (ПК-22);

использовать в практической деятельности принципы, методы и формы проведения урока в исполнительском классе; методики подготовки к уроку, методологию анализа проблемных ситуаций в сфере музыкально-педагогической деятельности и способы их разрешения (ПК-23);

воспитывать у обучающихся потребность в творческой работе над музыкальным произведением (ПК-24);

к непрерывному познанию методики и музыкальной педагогики, к соотнесению собственной педагогической деятельности с достижениями в области музыкальной педагогики (ПК-25);

анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций на занятиях с обучающимися (ПК-26);

использовать индивидуальные методы поиска путей воплощения музыкального образа в работе над музыкальным произведением с обучающимся (ПК-27);

применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации и использования информации; ориентирования в выпускаемой специальной учебно-методической литературе по профилю подготовки и смежным вопросам, анализировать различные методические системы и формулировать собственные принципы и методы обучения (ПК-28);

планировать учебный процесс, вести методическую работу, разрабатывать методические материалы, формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус, сценическую и исполнительскую музыкальную культуру (ПК-29);

в области организационно-управленческой деятельности

к работе в коллективе - в целях совместного достижения высоких качественных результатов деятельности, к планированию концертной деятельности эстрадного и джазового коллективов, к организации творческих мероприятий (фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, юбилейных мероприятий), к сочетанию необходимого профессионализма в области культуры и искусства и нормативно-правовых и менеджерских знаний при осуществлении организационно-управленческой работы в творческих коллективах, учреждениях культуры и образования (ПК-30);



в области музыкально-просветительской деятельности к показу своей исполнительской работы (соло, в ансамбле, в оркестре (с оркестром) на различных сценических площадках (в учебных заведениях, клубах, дворцах и домах культуры); к компетентной организации и подготовке творческих проектов в области музыкального искусства, осуществлению связей со средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений музыкального искусства и культуры, современных форм музыкального искусства эстрады (ПК-31).

  1. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного

процесса

    1. Календарный учебный график

Календарный учебный график должен соответствовать положениям ФГОС ВПО и содержанию учебного плана в части соблюдения продолжительности семестров, зачетно-экзаменационных сессий, практик, каникулярного времени.

(приложение 1)



    1. Учебный план

Учебный план подготовки бакалавров, составленный по циклам дисциплин, включает базовую и вариативную части (в соответствии с профилем подготовки), перечень дисциплин, их трудоемкость и последовательность изучения. Введение дисциплин в разделы «Вариативная часть» основывается на соответствии целей и задач, содержащихся в компетенциях, указанных в ФГОС ВПО, а также исторических традициях в подготовке профессиональных кадров в области музыкального искусства. Введение дисциплин в разделы «Дисциплины по выбору» должно основывается на соответствии целей и задач, содержащихся в компетенциях, указанных в ФГОС ВПО, а также потребностям современного общества.

(приложение 2)



    1. Аннотации к рабочим программам учебных дисциплин, практик

Аннотации к рабочим программам учебных дисциплин представлены к дисциплинам базовой части ФГОС ВПО по данному направлению подготовки. Аннотации позволяют получить представление о структуре и содержании самих рабочих программ.

(приложение 3)



  1. Ресурсное обеспечение основной образовательной программы по направлению подготовки Музыкальное искусство эстрады

Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебнометодической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин должно быть представлено в сети интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам (в том числе фондам научно-исследовательских организаций-партнеров), формируемым по полному перечню дисциплин основной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электроннобиблиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданной преимущественно за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям ООП бакалавриата, аудио-видеофондами, мультимедийными материалами согласно профилю ООП.

Библиотечный фонд должен включать в себя издания основной учебной, методической и нотной литературы, предназначенные для реализации образовательных программ в области музыкально-инструментального исполнительства в учреждениях дополнительного образования детей (детских школах искусств), образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать законодательные и нормативные акты в области образования, официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания, в том числе для учреждений дополнительного образования детей (детских школ искусств, музыкальных школ), образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, в расчете один-два экземпляра на каждые 50 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.


Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы подготовки бакалавров, должно располагать материальнотехнической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научноисследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации бакалаврской программы перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материальнотехнического обеспечения включает в себя:

большой концертный зал (от 300 посадочных мест, с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием), малый концертный зал (от 50 посадочных мест, с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием), библиотеку, читальный зал, лингафонный кабинет, помещения, соответствующие профилю подготовки бакалавров, для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека, просмотровый видеозал), учебные аудитории для групповых и индивидуальных занятий, учебные аудитории для занятий по предмету «танец, сценическое движение» со специализированным оборудованием, зеркалами и роялем. В минимальном комплекте звукотехнического оборудования должны быть: звуковоспроизводящее, звукозаписывающее оборудование, портативный микшерный пульт, микрофоны «пушка», комплекты радио-микрофонов, наушники.

Для проведения занятий по предмету «Современные информационные технологии» вуз должен располагать специальной аудиторией, оборудованной персональными компьютерами, MIDI-клавиатурами (на одного обучающегося - по 1 комплекту оборудования) и соответствующим программным обеспечением. При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе с выходом в интернет и в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Каждому обучающемуся предоставляется доступ к сети интернет в объеме не менее 2 часов в неделю. Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Для проведения занятий по предмету «фортепиано» вуз должен быть обеспечен роялями.

При реализации профиля подготовки «Инструменты эстрадного оркестра» вуз должен быть оснащен роялями и комплектом оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов, пультами.

В вузе должны быть обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.


  1. Требования к условиям реализации основных образовательных программ

бакалавриата

    1. Требования к вступительным испытаниям абитуриентов

Прием на ООП подготовки бакалавров по направлению Музыкальное искусство эстрады осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующих требованиям к выпускнику образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих ООП в области музыкального искусства.

При приеме на данную ООП вуз проводит следующие вступительные испытания творческой направленности.

Профиль Эстрадно-джазовое пение

Экзамен по специальности состоит из следующих разделов:



  • исполнение программы

  • коллоквиум (собеседование)

  • теория музыки (письменно и устно)

Исполнение программы

Поступающий должен исполнить два разнохарактерных произведения.



Специализация «Джазовое пение»:

  • «джазовый стандарт», или любое произведение в эстетике джазового вокала; при этом необходимо продемонстрировать владение манерой звукоизвлечения, характерной для джазового пения (разрешается исполнение на любом языке);

  • песня по выбору (обязательно на русском языке).

Специализация «Эстрадное пение»:

  • эстрадная песня на любом языке;

  • вокальное произведение любого жанра по выбору (эстрадная, народная песня, ария из мюзикла, романс, баллада и т.д.).

Обязательно исполнение одного произведения на русском языке.

При исполнении программы поступающий должен проявить артистические данные. Желательно, чтобы какая-то из песен была показана с движением (подтанцовкой, игрой).

Абитуриентам предоставляется возможность одной репетиции с микрофоном под фонограмму или с концертмейстером. Допускается собственное сопровождение пения игрой на музыкальных инструментах (если таковое продиктовано особенностями экзаменационной программы).

Используются инструментальные фонограммы только на CD и аудио носителях. Коллоквиум

Коллоквиум (собеседование) выявляет общекультурный уровень абитуриента и его знания в области эстрадно-джазового искусства. Вопросы могут касаться песенных жанров и исторических стилей вокального искусства, народного музыкального творчества, эстрадно-джазового творчества, общей музыкальной и вокальной терминологии, творчества мастеров отечественного искусства (классиков и современников в области различных видов искусства и литературы), истории России, включая современные процессы ее развития.

На коллоквиуме обязательно прочтение стихотворения или басни.



Рекомендуемая литература при подготовке к коллоквиуму:

  • Г.Скороходов «Звезды советской эстрады». - М., 1986

  • Л.Н.Раабен Концертная жизнь. Русская художественная культура конца XIX- начала ХХ веков. - М., 1977

  • Ю.М.Лотман Беседы о русской культуре. - СПб, 1994

  • Е.В.Овчинников «История джаза». - М., 1994.

Теория музыки

Письменный экзамен Поступающий должен:

  1. Написать одногосолный диктант с элементами хроматизма в пределах 8 тактов, размеры 2/4, 3/4, 4/4, тональность до 2-х знаков в ключе. Время выполнения - 25 минут.

  2. Выполнить письменную работу по элементарной теории музыки, включающую следующие задания:

  • построить от заданного тона любой из предложенных звукорядов (мажор натуральный и гармонический, минор трех видов, хроматическая гамма);

  • построить разрешить от звука и в тональности любые из предложенных интервалов и аккордов (все трезвучия с обращениями, септаккорды различных структур);

  • определить и разрешить в соответствующей тональности (тональностях) предложенные интервалы и аккорды, а также септаккорды II, V и VII ступеней;

  • записать в нотах несложную аккордовую последовательность по заданной цифровке, например: Т - 3/5 - S4/6 - D5/6 - Т3/5 - II3/4 - K4/6 - D7 - T

  • транспонировать заданную мелодию на указанный интервал.

Время выполнения письменной работы по элементарной теории 2 часа.

Устный экзамен Поступающий должен:

  • уметь проинтонировать от звука и в тональности предложенные звукоряды, интервалы и аккорды (см. первые два задания 2-го пункта письменной работы по элементарной теории музыки);

  • спеть с листа пример диатонического склада в тональности до 3-х знаков в ключе;

  • определить на слух интервалы гармонические и мелодические (взятые вверх и вниз), небольшие интервальные последовательности (до 4-х интервалов), аккорды, включая трезвучия различных видов с обращениями, а также септаккорды II, V и VII ступеней (указанные элементы могут быть сыграны либо от жвука, либо в тональности с предварительной настройкой);

  • выполнить анализ несложного романса или песни (М.Глинки, А.Варламова, А.Алябьева) в пределах периода или одной части, определить лад, тональность, аккорды, содержащиеся в мелодии и аккомпанементе, особенности ритмического строения, значение музыкальных терминов, структуру мелодии (ее деление на фразы и мотивы).

    1. Рекомендации по использованию образовательных технологий

6.2.1. Методы и средства организации и реализации образовательного

процесса

Методы и средства организации и реализации образовательного процесса:

а) методы и средства, направленные на теоретическую подготовку:


  • лекция;

  • семинар;

  • практические занятия (индивидуальные и групповые, в том числе мелкогрупповые занятия по исполнительским дисциплинам и дисциплинам в области теории и истории музыки),

  • самостоятельная работа студентов;

  • коллоквиум;

  • консультация;

  • различные межсеместровые формы контроля теоретических знаний; б) методы и средства, направленные на практическую подготовку:

  • индивидуальные и групповые, в том числе мелкогрупповые занятия по исполнительским дисциплинам;

  • мастер-классы преподавателей и приглашенных специалистов;

  • академические концерты;

  • учебная практика;

  • реферат, курсовая работа;

  • выпускная квалификационная работа.

Высшее учебное заведение должно обеспечивать практическую подготовку обучающихся на базе учебных творческих коллективов, сформированных из студентов вуза, обучающихся по ООП Музыкальное искусство эстрады соответствующих профилей подготовки не менее чем на 90 процентов. При необходимости учебные творческие коллективы могут до 10 процентов доукомплектовываться приглашенными артистами.

В целях обеспечения реализации профессиональных дисциплин (оркестровый класс, ансамбль, оркестровая практика) по профилю подготовки «Инструменты эстрадного оркестра» (по видам инструментов - фортепиано, контрабас, гитара, ударные инструменты, саксофон, труба, тромбон) необходимо наличие в учебном заведении обучающихся по всем вышеперечисленным инструментам.

При расчете штатов вуз должен планировать работу концертмейстеров по дисциплине «сольное пение», «специальность», «вокальный ансамбль», «танец, сценическое движение» - из расчета от 70 до 100 процентов количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.

При реализации ООП устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся:



  • групповые занятия — от 15 человек;

  • мелкогрупповые занятия — от 5 до 15 человек (по ансамблевым дисциплинам — от 2-х человек);

  • индивидуальные занятия.

  1. Рекомендации по использованию методов и средств организации и реализации образовательного процесса, направленных на теоретическую и

практическую подготовку

Лекция. Рекомендуется использовать различные типы лекций: вводную, мотивационную (способствующую проявлению интереса к осваиваемой дисциплине), подготовительную (готовящую студента к более сложному

материалу), интегрирующую (дающую общий теоретический анализ

предшествующего материала), установочную (направляющая студентов к источникам информации для дальнейшей самостоятельной работы),

междисциплинарную.

Содержание и структура лекционного материала должны быть направлены на формирование у студента соответствующих компетенций и соотноситься с выбранными преподавателем методами контроля.

Основными активными формами обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением тех видов деятельности, к которым готовится бакалавр (музыкально-исполнительской, педагогической, художественному руководству творческим коллективом, организационно-управленческой, музыкально- просветительской) для ООП бакалавриата являются продолжающиеся на регулярной основе в течение всего периода обучения практические занятия в виде репетиций и творческих выступлений, а также семинар.



Практические занятия. Это индивидуальные, мелкогрупповые и групповые занятия, которые проводятся по дисциплинам:

Иностранный язык

по профилю «Эстрадно-джазовое пение»:

Сольное пение Вокальный ансамбль Танец, сценическое движение Методика обучения вокалу Фортепиано



Семинар. Этот метод обучения должен проходить в различных диалогических формах - дискуссий, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, обсуждения результатов работы студенческих работ (курсовых, рефератов, творческих работ и т.д.), вузовских и межвузовских конференций.

К участию в семинарах и творческих выступлениях должны привлекаться ведущие деятели искусства и культуры, специалисты-практики.

В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, учреждений культуры, средств массовых коммуникаций, государственных и общественных организаций, мастер-классы специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50 процентов аудиторных занятий.



Самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть основной образовательной программы, выражаемую в зачетных единицах (кредитах) и выполняемую студентом вне аудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем. Самостоятельная работа может выполняться студентом в репетиционных аудиториях, читальном зале библиотеки, компьютерных классах, а также в домашних условиях.

Самостоятельная работа студентов должна подкрепляться учебнометодическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебнометодические пособия, конспекты лекций, аудио и видео материалами и т.д.



Реферат и Курсовая работа. Формы практической самостоятельной работы студента, позволяющие ему критически освоить один из разделов образовательной программы (или дисциплины). Рекомендуется их использовать при освоении базовых и профильных частей профессионального цикла ООП. Рекомендуемый план реферата и курсовой работы: 1) тема, предмет (объект) и цель работы; 2) метод проведения работы; 3) результаты работы; 4) выводы (оценки, предложения), принятые и отвергнутые гипотезы; 5) области применения, 6) библиография. В течение семестра рекомендуется выполнять не более одного реферата и одной курсовой работы.

  1. Требования к организации учебной практики обучающихся

Учебная практика является обязательным разделом основной образовательной программы бакалавра. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся, в том числе обеспечивающую подготовку и защиту выпускной квалификационной работы. Практика призвана привить студенту практические навыки музыкально-исполнительской и педагогической работы посредством включения в художественно-творческий и образовательный процесс учебного заведения.

Предусматриваются следующие виды практик: педагогическая иисполнительская (сольная, ансамблевая).

Все виды учебной практики проводятся рассредоточено по всему периоду обучения в форме аудиторных и самостоятельных занятий.

Педагогическая (пассивная и активная) практика проводится студентом с обучающимися по профильным образовательным программам среднего профессионального образования (не менее 50 процентов аудиторного времени, отведенного на данный вид практики) или с обучающимися старших классов детских школ искусств (детских музыкальных школ). Результатом педагогической практики студента является исполнение программы практикуемым, подготовленной в ходе реализации педагогической практики студентом- бакалавром.

Исполнительская практика проводится рассредоточено в течение всего периода обучения и представляет собой самостоятельную работу студента.

Базами сценической практики могут быть учреждения культуры (филармонии, концертные организации, творческие коллективы).

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики с учетом выше обозначенных рекомендаций. Аттестация по итогам практики осуществляется соответствующей кафедрой на основе отчета практиканта, утвержденного руководителем практики, и отзыва на практиканта руководителя практики.

В качестве практики может рассматриваться научно-исследовательская работа студента, выполняемая им в объеме не более 50 процентов времени, отведенного на исполнительскую практику. В этом случае при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

активно использовать библиотечный фонд (включая электронные библиотеки) вуза для изучения литературы и периодики по теме научной работы, участвовать в научно-исследовательских семинарах и научных конференциях, научных школах по своей и смежной тематике,

выступать с докладами по результатам работы на научно-исследовательских семинарах, научных конференциях, научных школах,

готовить материалы к публикациям в научных журналах и к докладам с использованием современного программного обеспечения, средств визуализации, использовать Интернет при анализе результатов и определения областей их применимости к реальным задачам практической направленности.

Оплата труда руководителям научно-исследовательской работы студента осуществляется из расчета до 20 часов на одного студента за весь период.

Аттестация по итогам научно-исследовательской работы студента осуществляется выпускающей кафедрой на основе отчета (защиты научной работы) практиканта, утвержденного руководителем практики, и отзыва на практиканта руководителя практики.


  1. Требования к кадровому обеспечению

Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися художественно-творческой, научнометодической или научной деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 65 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок) профессионального цикла по каждому из реализуемых профилей подготовки должны иметь ученое звание, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 20 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу по каждому из реализуемых профилей подготовки, должны иметь ученые степени, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу в качестве преподавателей могут быть привлечены представители работодателя - действующие руководители и работники профильных организаций, предприятий, учреждений, творческих коллективов.

К преподавателям с учеными степенями и/или учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие в соответствующей профессиональной сфере государственные почетные звания (народный артист Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, заслуженный артист Российской Федерации), лауреаты государственных премий по профилю профессиональной деятельности. К имеющим ученую степень доктора наук приравниваются лица, получившие почетные звания (народный артист Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Российской Федерации) и лауреаты государственных премий. К имеющим ученую степень кандидата наук приравниваются лица, получившие почетное звание заслуженный артист Российской Федерации или лица, имеющие диплом лауреата международного конкурса в соответствии с профилем педагогической деятельности, полученный в период обучения в вузе или по его окончании.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

Преподаватели вуза должны регулярно осуществлять художественнотворческую деятельность, научно-методическую и научно-исследовательскую работу, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.

К научно-методической и научно-исследовательской работе преподавателей могут приравниваться следующие формы художественно-творческой деятельности, публично представленные, опубликованные, имеющиеся в виде аудио- и видеозаписи:

новая сольная концертная программа музыканта-исполнителя;

участие в качестве артиста оркестра/ансамбля в новой концертной программе оркестра/ансамбля;

создание переложений, аранжировок и других форм обработки музыкальных произведений.

Оценку профессиональной художественно-творческой деятельности преподавателей осуществляют художественные советы вузов (при наличии), руководители факультетов/кафедр. Результаты оценки профессиональной художественно-творческой деятельности преподавателей утверждаются руководителем учебного заведения.

К формам повышения квалификации преподавателей вуза могут относиться:

присуждение государственной премии;

присвоение почетного звания;

присуждение ученой степени;

присвоение ученого звания;

получение звания лауреата международного или всероссийского конкурса.


  1. Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой

  1   2   3   4   5


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка