Образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения



Сторінка1/24
Дата конвертації11.04.2016
Розмір4.68 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24




Утверждена

приказом

МБОУ «СОШ № 8»

от 30.08.2014 № 591-о

Образовательная программа

основного общего образования

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная

школа № 8»

г. Ханты-Мансийск
2014


СОДЕРЖАНИЕ

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Концептуальные основы работы МБОУ «СОШ № 8»

  1. Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на уровне основного общего образования.

  2. Анализ образовательного пространства школы.

  3. Приоритетные направления, цель и задачи работы школы.

  1. Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования:

  1. Общие положения.

  2. Планируемые результаты освоения учебных программ:

  1. Филология (русский язык, литература, иностранный язык).

  2. Общественно-научные предметы (история, обществознание, география).

  3. Математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика и ИКТ).

  4. Естественно-научные предметы (физика, химия, природоведение, биология).

  5. Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности.

  6. Искусство (искусство, изобразительное искусство, музыка).

  7. Технология.

  1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования:

  1. Общие положения.

  2. Особенности оценки личностных результатов.

  3. Особенности оценки метапредметных результатов.

  4. Особенности оценки предметных результатов.

  5. Система аттестации учащихся.

  1. Система промежуточной аттестации учащихся.

  2. Система итоговой аттестации учащихся.

  1. Портфель (портфолио) достижений учащихся.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Программа развития универсальных учебных действий на уровне основного общего образования:

  1. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты.

  2. Формирование универсальных учебных действий.

  3. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности.

  1. Программы учебных предметов, курсов.

  2. Содержание подготовки учащихся по учебным предметам.

  3. Программа воспитания и социализации учащихся на уровне основного общего образования. Содержание дополнительного образования в школе.

  1. Цель и задачи воспитания и социализации учащихся.

  2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся.

  3. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации учащихся.

  4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

  5. Виды деятельности и формы занятий с учащимися.

  6. Этапы организации социализации и профессиональной ориентации учащихся, совместной деятельности образовательного учреждения с другими образовательными организациями, общественными организациями, системой дополнительного образования.

  7. Основные формы организации педагогической поддержки социализации учащихся.

  8. Организация работы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

  9. Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного здоровьесберегающего образования учащихся.

  10. Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся.

  11. Мониторинг эффективности реализации программы воспитания и социализации учащихся.

  12. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации учащихся.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Организация образовательного процесса в школе.

  2. Учебный план основного общего образования.

  3. Система условий реализации основной образовательной программы основного общего образования.

  1. Модульные блоки в структуре образовательного пространства школы.

  2. Кадровое, финансово-экономическое, материально-техническое,

психолого-педагогическое, информационно-методическое обеспечение

образовательного процесса.



  1. Система внутришкольного контроля.

  2. Организация воспитательной работы, психологической службы, социальной защиты детей в школе.

  3. Мероприятия по реализации здоровьесберегающих технологий.


I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка

Деятельность муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8», ее характер и общие направления развития определяются Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, законом ХМАО-Югры «Об основах системы образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», Стратегией развития образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2020 года, нормативно-методическими документами Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры, Уставом школы и локальными актами школы.

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» разработана в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта основного общего образования (далее - Стандарт) к структуре основной образовательной программы.

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ № 8» определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровн основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Целью основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 8» является создание условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования, организацию образовательной среды как многополюсной и определение динамики смены форм образовательного процесса на протяжении обучения подростка на уровне основного общего образования.

Основная образовательная программа основного общего образования, опираясь на возрастные возможности школьников, содержит перечень основных видов деятельности обучающихся и перечень основных задач, решаемых субъектами образовательного процесса.

Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарноэпидемиологических правил и нормативов.

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: духовно-нравственному, физкультурно-спортивному и

оздоровительному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному.

Формы внеурочной деятельности учащихся на уровне основного общего образования: кружки, факультативы, спортивные секции, олимпиады, научно-практические конференции, школьное научное общество и т. д.



Реализуемый основной образовательной программой основного общего образования Стандарт направлен на

  • формирование российской гражданской идентичности обучающихся;

  • единства образовательного пространства Российской Федерации;

  • доступности получения качественного основного общего образования;

  • преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

  • духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья;

  • развития государственно-общественного управления в образовании;

  • формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, образовательного учреждения, функционирования системы образования в целом;

  • условий создания социальной ситуации развития учащихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

  • активную учебно-познавательную деятельность учащихся;

  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.

Основная образовательная программа основного общего образования ориентирована на становление личностных характеристик выпускника: это человек,

  • любящий свой край и своё Отечество, знающий русский язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

  1. Концептуальные основы работы школы

  1. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся на уровне основного общего образования

Основная образовательная программа основного общего образования формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей, связанных:

с переходом от учебных действий, характерных для начальной школыи осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели, к овладению этой учебной деятельностью на уровне основной общей школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося - направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий; инициативу в организации учебного сотрудничества;

с осуществлением на каждом возрастном уровне, благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;

с формированием у учащегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества,

реализуемого в отношениях учащихся с учителем и сверстниками;



с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества- от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционнолабораторной исследовательской;

с освоением нового содержания и технологий образования,определяющих пути и способы достижения социально-желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся на каждом из возрастных этапов.

Переход учащегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребенка - с переходом к кризису младшего подросткового возраста (11-13 лет, 5-7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания - представления о том, что он уже не ребенок, т.е. чувство взрослости ,а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с «моралью послушания», на нормы поведения взрослых;

Второй этап подросткового развития (14-15 лет, 8-9 классы) характеризуется:

бурным, скачкообразным характером развития, т.е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребенка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;

обостренной, с одной стороны, в связи с возникновением чувства взрослости восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающую фактически интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

сложными поведенческими проявлениями, с другой стороны, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослым со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);

изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий - объемы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Учет особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.



Виды деятельности подростка, связанные с образовательными учреждениями:

совместно-распределенная учебная деятельность в личностноориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции - контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.);

  • совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта;

  • исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения;

  • деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей);

  • творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самосознание;

  • спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение.

Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности:

  • научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности;

  • научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности;

  • освоить разные способы представления результатов своей деятельности;

  • научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла;

  • выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию;

  • научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства;

  • научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними.

Для достижения поставленной перед педагогическим коллективом цели требуется решение целого ряда задач:

  • обеспечение основного общего образования, соответствующего требованиям Стандарта;

  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся;

  • выбор форм взаимодействия педагогического и ученического коллективов, обеспечивающих развитие индивидуальности, насыщение их нравственным содержанием;

  • обеспечение психолого-педагогических условий для своевременного выявления и оптимального развития задатков и способностей детей через совершенствование системы дополнительного образования;

  • обновление содержания образования с учетом потребностей учащихся, родителей и социума к предметам углубленного обучения;

  • реализация дополнительного образования через систему внеурочной деятельности;

  • формирование у учащихся общечеловеческих ценностей и целостной картины мира на основе глубоких и всесторонних знаний;

  • создание условий, обеспечивающих приобщение учащихся к ценностям культуры для интеграции личности в системе национальной и мировой культур, выбор форм воспитания и развития обучающихся;

  • воспитание гражданственности, любви к Родине, уважительного отношения к духовному и культурному наследию, семье;

  • создание условий для взаимодействия школы с воспитательнообразовательными учреждениями, социально-психологическими службами, службами помощи семье и детству, направленных на социальную защиту и осуществление прав каждого ребенка;

  • создание условий для социокультурной адаптации обучающихся;

  • создание условий для внедрения в образовательный процесс здоровье сберегающих технологий;

  • привитие учащимся навыков здорового образа жизни;

  • создание условий для совершенствования профессионального мастерства педагогического и административного персонала образовательного учреждения.

При разработке основной образовательной программы основного общего образования мы учитывали, что:

  • именно школа охватывает наибольшее количество детей и подростков, что школа является единственной системой, охватывающей детей и подростков в течение продолжительного периода времени;

  • время обучения и пребывания в образовательном учреждении совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к взаимодействию благоприятных и неблагоприятных условий окружающей среды, когда наиболее интенсивно идет формирование ценностных ориентаций личности ребенка, когда происходит становление гражданской позиции.

Наряду с этим мы осознаем, что современная школа существует в реальном социуме, который несет не только позитивное наследство. Достаточно часто дает о себе знать привычка верить авторитетам, конформизм, оторванность от реальной жизни, авторитарность суждений, нетерпимость к инакомыслию, уравнительное мышление, приводящее к зависти, ложно понимаемый коллективизм. Естественно, что в школьную среду проникают новые негативные явления общества. Это - крайний индивидуализм, алчность, жажда власти над вещами и окружающими, поиск новых наслаждений. С этими обстоятельствами нельзя не считаться.

Понимая важность всех перечисленных позиций, школа берет на себя ответственность за эффективность мероприятий по:

  • обеспечению исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

  • воспитанию патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

  • формированию культуры мира и межличностных отношений;

  • разностороннему и своевременному развитию детей и молодежи, их творческих способностей, формированию навыков самообразования, самореализации личности;

  • формированию у детей и молодежи трудовой мотивации, активной жизненной позиции, обучению основным принципам и навыкам поведения на рынке труда;

  • организации учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическому обновлению всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии;

  • обеспечению индивидуализации образования, личностно ориентированного обучения и воспитания;

  • развитию отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участию педагогических работников в научной деятельности;

  • воспитанию здорового образа жизни, развитию детского и юношеского спорта;

  • экологическому воспитанию, формирующему бережное отношение населения к природе.

В основу деятельности школы положена идея углубленного образования школьников как показателя высокого уровня развития личности. Углубленное образование отвечает значительно возросшим потребностям обучающихся и их родителей (законных представителей) в расширении образовательного пространства школы, взаимодействии школы и вуза, ориентированных на социализацию обучения, увеличения объема знаний и развития навыков применения полученных знаний на практике, развития функциональной грамотности и индивидуальных способностей каждого обучающегося.

  1. Анализ образовательного пространства школы

Главным звеном в образовательном процессе является создание условий обучения, воспитания и развития обучающихся, обеспечивающих высокий уровень целостности образовательного пространства школы.

Школа отвечает на запросы всех социальных групп семей, учитывает реальное состояние здоровья обучающихся, индивидуализирует процесс обучения с учетом уровня мотивации у разных групп обучающихся.



Особенности построения образовательного процесса в школе связаны с сформированным социумом и факторами влияния социума на обучающихся, сложившимися социальными группами семей обучающихся.

Анализ факторов, влияющих на формирование реального образовательного пространства школы, зависит в том числе от социального состава учащихся




Начальное общее образование

Основное общее образование

Среднее общее образование

Итого

Кол-во

%

Всего учащихся в 2014-2015 учебном году

728

674

130

1532

100

Дети из неполных семей

110

140

24

274

18,8

Дети из многодетных семей

89

92

13

194

12,6

Дети из малообеспеченных семей

6

12

0

18

1,2

Дети под опекой, живущие в семьях родственников

13

24

5

42

2,7

Дети - инвалиды

3

10

1

14

0,9

Дети - мигрантов

15

8

3

26

1,7

Дети, состоящие на учёте в КДН и ЗП

1

1

0

2

0,1

Дети, находящиеся под наблюдением школы

0

3

0

3

0,2

Дети, семьи которых находятся в социально опасном положении

1

2

0

3

0,2
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка