Образовательная программа начального основного образования



Сторінка1/12
Дата конвертації11.04.2016
Розмір2.42 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Основная образовательная программа

начального основного образования
МОУ «Камышинская основная общеобразовательная школа»
2011-2012 учебный год
Введение
Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Федеральный государственный образовательного стандарт начального общего образования (ФГОС), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г №373, зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г №17785, задает ориентиры развития всей системы образования, в том числе и начального, т.к он ориентирует на новые результаты образования, обозначает ценность системно – деятельного подхода к обучению, предлагает рассматривать требования к образованию как совокупность трех систем требований: к структуре, результатам освоения, условием и ресурсному обеспечению реализации основных образовательных программ общего образования, реально обеспечивает условия для воспитания учащихся. Новый подход предлагает рассматривать стандарты как общественный договор, отражающий условие установки, функционирования и развития системы общего образование. Тем самым стандарт закладывает новый тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством – отношений, основанных на принципе их взаимного согласия в формировании и реализации политики в области образования, т.е принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей). Таким образом стандарт как общественный договор означает баланс взаимных обязательств и требований.

Сегодня происходит изменение парадигмы образования – от парадигмы знаний, умение и навыков к парадигме развитие личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Данный документ разработан педагогическим коллективом учителей. МОУ «Камышинская ООШ» в соответствии с требованиями Федерального государственного образоватнльного стандарта начального общего образования, с учётом рекомендаций примерной Основной образоватнльной программы. Данная программа рассчитана на 4 года (возраст 6.5 – 11 лет) школьной жизни детей).


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса. Направлена на формирование общей культуры обучающихся на их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Цель Программы: Обеспечение плани­руемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, уме­ний, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностя­ми и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья путем изменения и обновления содержания образования, целенаправленной работы с обучающимися с высоким уровнем образовательных потребностей.
Задачи Программы:

  1. Создание условий для формирования внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности.

  2. Формирование основ умения учиться.

  3. Способствовать формированию личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами.

  4. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье и безопасность обучающихся; обеспечить их эмоциональное благополучие.

  5. Развивать творческие способности школьников с учётом их индивидуальных особенностей, сохранить и поддержать индивидуальность каждого ребёнка.

Поставленные программой цели и задачи реализуются через образовательную систему УМК «Перспективная начальная школа». УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классах включает в себя завершенные предметные линии учебников последующим основным предметом начального общего образования:

- Русский язык.

Азбука. Авторы: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.

Русский язык. Авторы: Чуракова Н.А., Коленчук М. Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.

- Литературное чтение. Автор: Чуракова Н.А.

- Математика. Автор: Чекин А.Л.

- Окружающий мир. Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.,

Царева Л.А.

- Музыка (1-2 класс). Авторы: Крицкая Е.Д.

- Информатика (2-4 класс). Авторы: Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

- Технология. Авторы :Роговцева Н.И. ,Богданова Н.В.,Фрейтаг И.П.

Учебники по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, информатике и ИКТ (2-4класс) УМК «Перспективная начальная школа» успешно прошла экспертизу в 2010 году на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту и вошли в Федеральный перечень учебников ,рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год. Учебники по музыке и технологии вошли в Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год.

Основная идея УКМ «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развитие) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Основные принципы концепции «Перспективная начальная школа»

- принцип непрерывного общего развития каждого ребёнка;

- принцип целостности картины мира-;

- принцип учёта индивидуальных возможностей и способностей школьников;

- принцип прочности и наглядности;

- принцип охраны и укрепление психического и физического здоровья детей.

Данные УМК позволяют:



  • обеспечивать вариативность, уровневый подход в осуществлении образовательного процесса, тем самым создавая условия для освоения программы начального общего образования всем детям, в том числе одаренным и детям с ограниченными возможностями здоровья;

  • развивать познавательную мотивацию и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируют основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

В структуре содержания учебников отражаются следующие этапы организации учебного процесса:

первый этап - предъявление ученику системы заданий поиско­вого характера с целью раскрытия понятия, правила, действия;

второй этап - сличение результатов самостоятельной работы с определениями, правилами, описаниями действий;

третий этап - применение усваиваемых знаний в разнообразных условиях и во взаимосвязи с изученным ранее.

УМК по каждому учебному предмету включает в себя учебник, хрестоматию, тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя.

Каждое методическое пособие состоит из двух частей. Первая часть – теоретическая, которая может быть учителем использована как теоретическое основание повышения его квалификации. Вторая часть поурочно – тематическое планирование, где расписан ход каждого урока сформулированы его цели и задачи.

Условия реализации программы

Начальная школа находится в составе основной общеобразовательной школе.



1 класс является самостоятельным комплектом.

Обучение в 1 классе осуществляется при пятидневной учебной недели, во 2-4 классах обучение происходит при шестидневной рабочей недели. Учебные занятия проводятся в первую смену. Начало урока в 08.45. В первом классе используется «ступенчатый режим» обучения: сентябрь, октябрь по 3 урока в день по 35 минут каждый; в ноябре – декабре по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май по 4 урока по 45 минут каждый. Окончание – в соответствии с индивидуальным расписанием класса. Количество часов учебного плана в каждом классе соответствует максимально допустимой нагрузке учащихся при пятидневной, шестидневной недели:

1 класс – 21 час

2 – 4 класс – 26 часов.

Оптимальный годовой календарный учебный график:

1 класс – 33 учебные недели;

2 – 4 класс – 34 учебные недели.

Нагрузка учащихся в неделю не превышает норматив. Для учеников первого класса в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью 40 минут. Подвижные перемены имеют большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся и предполагают проведение подвижных игр на большой перемене. Игры- хороший отдых между уроками, они снимают чувства усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. В результате использования физкультминуток на уроках в начальной школе восстанавливается энергия класса, внимание снова привлекается к учителю, дети, снова чувствуют себя включенными в работу. Учебный год делится на 4 четверти. Каникулы проводятся в установленные сроки (осенние, зимние, весенние, летние). В 1 классе проводится дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. . В 1 классе обучения проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; применение ИКТ (2 -4 классы) с учетом требований СанПиН.

Основной формой обучения является классно – урочная система в соответствии с учебным планом, основными нормами техники безопасности и санитарно – гигиеническими правилами. Кабинеты начальных классов обеспечены учебной мебелью в соответствии разновозрастным особенностям обучающихся. В школе работает столовая позволяющая 100% охватить горячим питанием обучающихся в начальной школе. Питание детей организовано с учетом всех возможных форм финансирования, в том числе и родительской платы. Определены категории детей, нуждающихся в бесплатном питании.

Образовательная программа начального общего образования создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности. Специфика контингента учащихся определяется тем, что основная масса учащихся это воспитанники детского сада и имеют начальный уровень сформированности УУД: адекватную мотивацию учебной деятельности; предпосылки успешного овладения чтением и письмом; понимают условные изображения в любых учебных предметах; владеют умениями решать математические и другие задачи; произвольно регулировать своё поведение и деятельность; организовывать и выполнять учебную деятельность в сотрудничестве с учителем.


Состав участников, обеспечивающий ООПНОО

В соответствии с ФГОС участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники ОУ, родители (законные представители) обучающихся.


Кадровый состав:



Специалисты

Функции

1

Учитель

Организация условий для успешного продвижения ребёнка в рамках образовательного процесса.

2

Педагог - организатор

Отвечает за организацию внеучебных видов деятельности младших школьников во внеурочное время

3

Медицинский работник

Обеспечивает первую медицинскую помощь и информационную систему мониторинга здоровья учащихся и выработку рекомендации по сохранению здоровья

4

Административный персонал

Обеспечивает для специалистов ОУ условия для эффективной работы, осуществляет контроль и текущую организационную работу



Общая характеристика основной образовательной программы

Младший школьный возраст определяется моментом поступления ребёнка в школу 6,5 – 7 лет. Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического кризиса, который приходится на возраст 7 лет. Это означает кардинальные изменения в системе социальных отношений и деятельности ребёнка, который совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:



  • качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

  • рефлексия, анализ, наличие внутреннего плана действий;

  • развитие нового познавательного отношения к действительности, ориентация на группу сверстников.

Младший школьный возраст является благоприятным для:

  • формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

  • развития продуктивных приёмов и навыков учебной работы, «умения учиться»;

  • раскрытия индивидуальных особенностей и способностей; развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

  • становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим;

  • усвоение социальных норм, нравственного развития; развития навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, поэтому так важен уровень достижений, осуществлённый каждым ребёнком. Важно, чтобы каждый ребёнок чувствовал свою ценность и неповторимость.

  • К числу планируемых результатов освоение основной образовательной программы отнесены:

личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.

Метапредметные результаты

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Определять наиболее эффективные способы достижения результата.



Предметные результаты

- освоенные обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.


Образ выпускника начальной школы

  • это ученик, который успешно овладел обязательным минимумом содержания образования, достиг уровня элементарной грамотности, а именно, сформированности опорных знаний и учебных умений в области счёта, письма и умения решать простейшие познавательные задачи; он готов, а главное, хочет учиться;

  • это ученик, который овладел первым уровнем развития самостоятельной деятельности – копирующим действием;

  • это ученик, у которого есть потребность выполнять правила для обучающихся; он умеет различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдает порядок и дисциплину в школе и общественных местах;

  • это ученик, у которого есть опыт участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществления индивидуального и коллективного выбора поручений в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе;

  • это ученик, который способен сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;

  • это ученик, который стремится стать сильным, быстрым. Ловким и закаленным.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка