Образовательная программа «формирование культуры семейной жизни и ответственного родительства»



Сторінка1/4
Дата конвертації15.04.2016
Розмір0.85 Mb.
  1   2   3   4
Утверждена

приказом комитета образования и науки

Курской области

1- 979 от «21» сентября 2015 г.



региональная образовательная программа
«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И

ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА»


  1. Общая характеристика сферы реализации региональной

программы, в том числе формулировки основных проблем

целей, задач и прогноз ее реализации
Согласно Национальной стратегии действий в интересах детей, Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года родители признаются полноправными субъектами воспитательного и образовательного процесса. Актуальность формирования ответственного родительства в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепцией модернизации общего образования, Законом «Об образовании в РФ», а также рядом других источников. Несмотря на это, реализация культурно-образовательного и воспитательного потенциала семьи осуществляется малоэффективно в связи с низким уровнем психолого-педагогической компетентности родителей. Специалистами в области работы с семьей подчеркивается правовой нигилизм родителей, понижение воспитательного потенциала современной семьи; фиксируется значительное количество ошибок семейного воспитания. Проблема становления психолого-педагогической компетентности родителей является одной из наиболее актуальных сегодня.

Таким образом, современный родитель – это человек достаточно компетентный в профессиональных вопросах, но в силу объективных обстоятельств (занятость на работе, отчужденность от ребенка, эмоционально-личностные проблемы) плохо ориентирующийся в мире детско-родительских отношений.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что компетентность родителя – это сложное индивидуально-психологическое образование, возникающее на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающее его готовность к реализации воспитательной функции (Костылева Н.Е.). Компетентность родителя выражает «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности». Как интегративное личностное образование она основывается на ряде компетенций, проявляющихся в знаниях и опыте в определенной области. Совокупность компетенций, обеспечивающих готовность к реализации воспитательной функции, составляет основу родительской компетентности. Быть компетентным родителем – значит уметь мобилизовать в конкретной ситуации воспитания собственного ребенка имеющиеся воспитательные компетенции.

Родительская компетентность базируется на ключевых и сопутствующих компетенциях (Е.В. Бондаревская). К ключевым компетенциям относятся те, которые имеют универсальное значение и могут быть использованы в различных видах деятельности при решении множества воспитательных задач. Сопутствующие – те, которые являются дополнительными, позволяющими углубленно решать отдельные задачи личностного развития, отражающие индивидуальные интересы и пристрастия родителей, индивидуальные возможности детей.

Становление родительской компетентности – сложный и динамичный процесс, осуществляемый как в ходе семейного самообразования, так и при непосредственном содействии педагогов образовательных учреждений, психологов и других специалистов. Для оказания помощи практическим работникам в организации взаимодействия с семьей, ориентированного на профессиональное становление родительской компетентности, авторским коллективом была разработана программа формирования ключевых компетенций родителей для различных категорий слушателей: обучающихся общеобразовательных учреждений, профессиональных образовательных организаций, педагогических работников и собственно родителей.

Задачи становления ключевых компетенций родителей:



  • в области информационной компетенции:

    • содействовать обогащению знаний родителей по основам анатомии, физиологии, психологии, педагогики, частных методик;

    • способствовать активному обогащению родителями собственного информационного поля по вопросам воспитания детей в домашних условиях;

    • конкретизировать представления о нормативных и концептуальных документах, ориентирующих на участие родителей в воспитании своих детей;

  • в области мотивационной компетенции:

    • способствовать становлению устойчивой потребности к реализации воспитательной функции; содействовать развитию интереса родителей как педагогов детей к грамотной организации семейного воспитания, к созданию развивающей предметной пространственной и социальной среды, к изучению личности своего ребенка и прогнозированию перспектив его развития;

    • способствовать формированию ответственности за результаты семейного воспитания, становлению субъективно-значимых и общественно-значимых мотивов реализации собственной воспитательной функции;

  • в области технологической компетенции:

    • содействовать активному и осознанному овладению родителями умениями организации разных видов деятельности, способствующих личностному развитию ребенка в условиях семейного воспитания;

    • способствовать формированию навыков оказания ребенку педагогически целесообразной и развивающей помощи по разным направлениям личностного развития (познавательно-речевого, художественно-эстетического, физического, экологического, социального);

    • формировать умения, связанные с организацией свободной деятельности и семейного досуга ребенка, создания необходимого развивающего пространства;

  • в области коммуникативной компетенции:

    • способствовать становлению основ социальной ориентации в общении со своим ребенком, предопределяющим его восприятие как равноправного партнера в межличностном диалоге;

    • формировать способы бесконфликтного взаимодействия;

    • обогащать сферы межличностных отношений;

  • в области рефлексивной компетенции:

    • способствовать формированию осознанного отношения к необходимости анализа правомерности условий семейного воспитания;

    • содействовать проявлению устойчивого интереса к оценке собственных воспитательных достижений; обогащать опыт рефлексии своих влияний на личностное развитие детей дошкольного возраста.

Таким образом, проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением. Решение данной проблемы основано на следующих принципах:

  • первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);

  • достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты);

  • практикоориентированности и адресность информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть доступной для использования в конкретных условиях жизни);

  • взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);

  • развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);

  • гуманизации отношений и общения;

  • системности воспитательных воздействий на ребёнка;

  • преемственности развивающих и воспитательных действий семьи и коллектива образовательного учреждения в формировании социокультурного опыта ребёнка.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала является механизмом формирования родительской компетенции, поскольку представляет собой:

  • систему, предоставляющую родителям ориентационное поле, в котором они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;

  • особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием детей;

  • процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей.

Основными направлениями реализации предлагаемого проекта являются:

  • научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации в процессе формирования личности ребёнка (подростка);

  • создание в регионе, в образовательнойорганизации системы психолого-педагогического образования родителей;

  • формирование основ семейного воспитания у обучающегося;

  • вовлечение родителей в совместную деятельность по духовному, нравственному, трудовому, физическому воспитанию детей.

В предлагаемой программе на теоретико-методологическом уровне обоснована целостная система (региональная и образовательного учреждения) дифференцированного психолого-педагогического просвещения. Данная программа соответствует современному социальному заказу характерных групп родителей учащихся и учитывает реальные возможности современного образовательного учреждения, определяет формы всеобуча, его научно-методическое обеспечение.

Условия реализации программы обеспечиваются:

- правом выбора руководителем образовательной организации программы (ряда программ) и технологии социально-психолого-педагогической помощи и поддержки обучающихся в вопросах повышения воспитательного потенциала их семей;

- возможностью создания собственной авторской программы занятий с родителями каждым педагогом, специалистом, предполагающим осуществлять ту или иную форму социально-педагогической помощи и поддержки младших школьников из цели и задач программы формирования ответственного родительства, потребностей и задач конкретного образовательного учреждения, класса;

- особенностями повышения воспитательного потенциала семей обучающихся, имеющих детей разных возрастных групп (моно- и полинуклеарные семьи);

- возможностями педагогических работников по самостоятельной систематизации предлагаемого учебного материала для родителей;

- методиками проведения учебных занятий с родителями в зависимости от профиля и квалификации специалиста, проводящего занятия, и принципов, положенных им в основу цикла или целевого ориентира отдельной встречи с родителями.

Для реализации разработанной программы целесообразно применять следующие технологии формирования ответственного родительства:

- непрерывное социально-психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания на разных стадиях развития семьи и ребенка;

- привлечение, по возможности, всех членов семьи к участию в занятиях с использованием методик интерактивного включения родителей в решение учебных и жизненных задач, поставленных на занятии.

Вся совокупность учебного материала компонуется вокруг центральных проблем, связанных с закономерностями развития ребенка. Такое построение программы формирования ответственного родительства обеспечивает последовательность изучения воспитательных явлений, обобщения, закрепления и углубления психолого-педагогических знаний родителей, а также обеспечивает формирование у родителей навыков:

- психолого-педагогического взаимодействия с детьми;

- анализа типичных проблем детско-родительских взаимоотношений и коррекции собственной родительской позиции при решении этих проблем;

- профилактики девиантного поведения у детей;

- создания единого воспитательного пространства «семья - образовательная организация - ребенок».

В основу программы по формированию родительской компетентности положена идея о необходимости разумного сочетания целенаправленного руководства развитием разных типов активности ребенка с включением каждого обучающегося в активную разноплановую творческую деятельность. Стиль воспитания в семье определяется преобладанием тех или иных методов воспитания, однако важно в каждой семье учитывать возрастные особенности детей. Поэтому в программе делается акцент на необходимости организовывать воспитание с учетом психофизического развития и духовно-нравственного становления детей.

Реализация предлагаемой программы включает в себя ряд этапов. Во-первых, определение через диагностические процедуры потребности родителей в повышении воспитательного потенциала своей семьи и кадровых ресурсов образовательного учреждения для его организации, то есть реализовать на практике аналитико-диагностический этап. Особая роль при любой форме организации повышения родительской компетентности отводится диагностике, опросам, анкетированию и тестированию учащихся, педагогов и родителей. В качестве исходной диагностики рекомендуется выявить уровень потребности родителей в психолого-педагогических знаниях (методика Р.В. Овчаровой), уровень педагогической компетентности и удовлетворенности родителей (методика И.А. Хоменко) и др. Выявленные в ходе таких исследований запросы современной семьи соотносятся с основными направлениями научно-педагогического поиска школы в целом (в области воспитания и образования). Формируется коллектив специалистов (включая классного руководителя, социального педагога, педагога - психолога и др.), которые могут охватить всех учащихся класса и их родителей педагогической, социально-педагогической и психологической диагностикой, и, кроме того, компетентно и профессионально работать в дальнейшем с детско-родительской аудиторией.

Во-вторых, в рамках реализации проектировочного этапа определить цели и задачи программы (под ними понимается конкретный и измеримый результат, определенный во времени, а также соответствующий возможностям и потребностям родителей), разработать ее содержания, подобрать соответствующие критерии успешной реализации программы родительского просвещения на практике. При реализации вариативной части программы, в процессе совместного обсуждения со специалистами, заявленные родителями темы распределяются между узкими специалистами (педагог-психолог, социальный педагог и др.) и, по согласованию, со специалистами внешнего социума (врач-нарколог, секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, специалисты по работе с молодежью и семьей и т.д.).

Опыт проведения занятий по программе показывает, что их эффективность достигается там, где коллективные формы (лекции, конференции, беседы, дискуссии и диспуты) сочетаются с групповой и индивидуальной работой (консультацией классных руководителей, педагогов-психологов, медицинских работников, социальных педагогов и др.), а сам процесс повышения воспитательного потенциала семьи – с активным включением родителей в воспитательную работу с детьми в классе (группе), во взаимном обмене опытом семейного воспитания, проведение психолого-педагогических практикумов с элементами социально-педагогического тренинга, разбор конкретных педагогических ситуаций и решение практических задач с родителями и их компетентным комментарием специалистов.

И, наконец, на рефлексивном этапе проводится совместная оценка полученных результатов реализации программы, внесение корректив в ее содержание. Подведение итогов проведенных занятий с использованием разнообразного диагностического инструментария позволяет определить ее результативность, актуальность содержания для родителей, а также собрать необходимый материал для следующих занятий. Результативность работы по становлению родительской компетентности отслеживается как по динамике показателей ее основных компетенций, так и по общим достижениям в личностном развитии детей, в установлении диалогового общения, в росте удельного веса и признании особого статуса семьи в решении воспитательных задач.

Содержание программы представлено по блокам, отражающим:


  • разные периоды возрастного (ранний, дошкольный возраст, подростковый и др.) и личностного развития в условиях семейного воспитания,

  • разные направления становления личности (речевая, познавательная, социальная, экологическая, художественно-эстетическая и др.) в семье и образовательной организации,

  • воспитательные возможности разных видов деятельности (игровая, двигательная, изобразительная и др.),

  • технологии реализации воспитательного потенциала семьи.

Структурно каждый блок представлен:

  • содержанием, отражающим разные сферы социальной, физической, художественно-эстетической, экологической, гностической культуры, доступной восприятию и освоению родителями в процессе становления их ключевых и сопутствующих компетенции;

  • литературой для педагогических работников, раскрывающей основные задачи, методы и формы становления родительской компетентности;

  • литературой и сайтами для родителей, обогащающими их информационное поле по разным проблемам воспитания ребенка в семье, способствующими становлению технологической, коммуникативной и рефлексивной компетенций;

  • методическими рекомендациями для специалистов по организации занятий с родителями;

  • заданиями для детско-родительского взаимодействия;

  • психолого-педагогическими ситуациями для родителей;

  • практико-ориентированными или тренинговыми упражнениями для родителей;

  • материалом для контроля и самоконтроля (тесты, вопросы, задания).

Программный материал реализуется в течение года. Формы реализации могут быть различны: родительский клуб, гостиная, консультативно-тренинговая, консультативная и др.

Режим реализации: 1-2 занятия в месяц; одно занятие – теоретическое (консультация, беседа, беседа с элементами консультации, вопросно-ответная форма и т.д.); одно занятие – практическое (практикум, анализ ситуаций, решение педагогических задач, моделирование игровых ситуаций, рефлексия собственной деятельности, работа с литературой, игровыми пособиями и т.д.).

В работе с педагогическими кадрами ключевыми моментами являются изучение нормативно-правовых основ взаимодействия образовательной организации с семьей в вопросах воспитания подрастающего поколения и овладение содержанием психолого-педагогической диагностики семьи и обучающихся. На этом этапе важно учитывать границы профессиональной компетентности воспитателя, классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога, что обеспечивает необходимость профессиональной интеграции и создает основу для четкого разграничения полномочий специалистов группы поддержки.

Специалистам образовательного учреждения, работая с родителями, рекомендуется соблюдаться принципы организации и проведения социально-педагогического тренинга (добровольность участия, компетентность ведущего и т.д.), а также должны учитываться социальный опыт родителей.

Целесообразно отметить условия, направленные на повышение результативности реализации данной программы:

- индивидуальный подход к каждой семье и каждому ребенку: по мере выявления детей из дисфункциональных семей: составляется индивидуальная программа социально-педагогической поддержки с учетом возможностей кадрового потенциала образовательного учреждения и участия родителей и обучающегося; индивидуальная программа постоянно контролируется и должна быть открытой для дальнейшей коррекции;

- «открытость» семьи как системы, подразумевающая разнообразие социальных связей вне семьи: значимость социальных контактов детей в реальной жизни; совместная общепринятая деятельность (в том числе и игровая) способствует успешной социализации;

- вовлечение в совместную деятельность: совместные мероприятия детей и взрослых, оказывающие положительное воздействие на формирование у общества положительного социального отношения к семье и на протекание процесса социализации детей.

Таким образом, организация работы образовательной организации с семьей предполагает:

- паспортизацию семей и детей группы «социального риска»;

- составление характеристик данной категории семей;

- организацию углубленной диагностики (педагогической, социально-педагогической и психологической) по комплексному изучению семьи и детей, воспитывающихся в ней;

- использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с детьми и семьей данной категории;

- повышение психолого-педагогической компетентности родителей и воспитательного потенциала семьи, формирование ответственного родительства через разработку программ формирования ответственного родительства для каждой категории детей, построенных с учетом результатов диагностики, особенностей социума;

- организацию совместной социально значимой деятельности и досуга родителей и детей;

- выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, повышения престижа функционально состоятельных семей;

- оказание практической поддержки родителям в повышении их психолого-педагогической компетентности, воспитательного потенциала семьи и воспитании ответственного родительства;

- активное включение родителей в процесс формирования социального опыта у детей, коммуникативных навыков и умений, гармонизации детско-родительских отношений, формирования и развития культуры семейных отношений;

- профессиональная интеграция специалистов образовательного учреждения в организации социально-психолого-педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями, а также в реализации комплексного сопровождения ребенка и его семьи в процессе ресоциализации.

Специалисты образовательного учреждения (учителя, социальный педагог, педагог-психолог и другие), родители и обучающиеся являются непосредственными субъектами реализации программы, а родители, кроме того, одним из заказчиков образовательных услуг.

Следовательно, интеграция специалистов образовательного учреждения и семьи в процессе повышения психолого-педагогической компетентности семьи заключается в:

- классификации проблем семьи и образовательной организации в процессе реализации программы;

- оценке состояния социальной ситуации развития ребенка и системы социальных связей, в которых он находится;

- во владении экспресс-методиками для диагностики и психолого-педагогической, социально-педагогической коррекции семейных отношений.

Результаты реализации программы во многом зависят от того, насколько тщательно и продуманно ведется подготовка занятий, разнообразны формы и методы их проведения, своевременна информированность родителей о днях и темах занятий, тщательно подобран диагностический инструментарий

Первое занятие с родителями школьников организуется в форме социально-педагогического практикума по диагностике родителей в потребности психолого-педагогических знаний, по результатам которого определяются ключевые темы работы педагогического коллектива с семьями в конкретном классе.

Заключительное занятие по программе рекомендуется провести в форме «круглого стола», которое проходит под знаком дальнейшего совершенствования содержания и форм организации реализации Программы. Одной из задач «круглого стола» может являться обобщение опыта семейного воспитания, выявление путей его совершенствования в соответствии с обновленными требованиями к образованию и воспитанию, обсуждение результатов Программы и итогов работы школы за истекший период.

Для проведения занятий с родителями составляется график занятий (расписание) с утвержденным директором школы определенным днем недели и временем проведения занятия для каждого класса (ответственный за составление расписания занятий по программе – заместитель директора по учебно-воспитательной работе). Однако для индивидуальных бесед и консультаций педагогов и специалистов различных служб можно выделить другие дни недели. Консультационные часы также образовывают сетку расписания индивидуальных занятий и консультаций с родителями. Обо всех изменениях в расписании занятий и консультаций родителям сообщается на занятиях или в индивидуальном порядке. Обучение родителей проводится в удобное для них время, при этом не допускаются дополнительные перегрузки.

Таким образом, реализуя предлагаемую программу, специалисты образовательного учреждения смогут создать условия для повышения у родителей компетентности в вопросах воспитания.


  1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫДЕЛЕНИЯ ПОДПРОГРАММ

И ИХ СОДЕРЖАНИЕ
В условиях признания на юридическом уровне приоритета и ответственности семьи и роли родителей в процессе воспитания и образования детей возникла необходимость в систематической работе по формированию родительской компетентности с учетом позитивного опыта реализации просветительских программ.

Из психолого-педагогических исследований следует, что родительство– это осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям, представляющее собой интегральное психологическое образование личности (Овчарова Р.В., 2006).Общие и специфические факторы данного феномена определяют процесс формирования осознанного родительства, и, прежде всего, посредством психолого-педагогической коррекцией когнитивной и эмоциональной составляющей. Результатом реализации психолого-педагогической программы является повышение уровня осознанности самореализации в роли матери или отца в пределах индивидуальной психологической реальности и во взаимодействии со своей семьей.

Согласно результатам научных исследований, предпосылкой формирования осознанного родительства является формирование психологической готовности молодежи к родительству с учетом социокультурных особенностей и гендерной специфики. Ученые утверждают, что родительскую любовь можно развивать в процессе формирования ее когнитивного, эмоционально-чувственного и поведенческого компонентов. В таком случае, необходимо оказывать воздействие на личностные качества будущего родителя, что обуславливает развитие родительской любви как целостного феномена.

Проблема формирования адекватных родительских позиций в семьях показывает, что родительские позиции эффективны, если они адекватны социальной ситуации развития ребенка, соотносятся с позитивным восприятием воспитательной практики родителей ребенком и воспитательными ролями отца и матери, не носят несформированного характера.

Психолого-педагогическая программа формирования адекватных родительских позиций через изменение отношения отца и матери к родительству, родительской роли, ребенку и воспитательной практике, формирование субъектной позиции ребенка в межличностных отношениях с родителями и практики субъект-субъектного общения в детско-родительском взаимодействии является способом коррекции нарушений воспитательной практики семьи.



Критериями ответственного родительства как системы взаимоотношений является: отношение к себе, отношения с родителями и к себе как родителю, социальная адекватность поведения; стиль семейного воспитания. Таким образом, основной показатель ответственного родительства – это «принятие себя как родителя». Неэффективным считают «направленность на себя», «самостоятельные особенности родительства» и «внутри личностные конфликты» (Овчарова Р.В., 2006).

Исходя из вышеизложенного, возникает необходимость реализации системы психолого-педагогических программ, целью которых является формирование культуры семейной жизни у обучающихся и просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей. В регионе в течение многих лет реализуется программа «Семья», разнообразные социальные проекты, проходит апробацию целый ряд инноваций в области взаимодействия семей и учреждений образования, культуры, спорта и др. В течение длительного времени каждая образовательная организация ориентировалась на одну из категорий слушателей: старшеклассников, педагогов, родителей девиантных подростков, приемных родителей и др. Научный подход к решению проблемы формирования ответственного родительства, социальное партнерство в данной области с медицинскими и социальными работниками позволили обобщить опыт реализации большинства программ и описать региональные тенденции в сфере взаимодействия с семьями.

Позитивный опыт в данной области позволяет говорить о сложившейся системе управления процессами формирования культуры семейной жизни. В регионе уделяется большое внимание работе со старшеклассниками по вопросам полового воспитания, по организации бесконфликтного общения между сверстниками, по сохранению семейных ценностей. В тоже время образовательные организации реализуют целый ряд проектов по эффективному взаимодействию с семьями обучающихся. Организация мероприятий, посвященных дню матери, дню бабушек; учреждение регионального праздника – день отца и многое другое – все это позволило организовать работу по повышению престижа материнства и отцовства, многодетности.

Социальное партнерство при решении задач формирования ответственного родительства помогает организовать адресный подход к решению проблем семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Региональная система психолого-педагогической и медико-социальной поддержки приемных семей, опекунов и усыновителей изменило общественное мнение и позволило расширить границы профилактической и просветительской работы в сфере воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем, опыт реализации программы «Семья» и других инновационных проектов показал, что существует необходимость уделять внимание распространению позитивного опыта родительства.

Данные научных исследований показывают, что стиль детско-родительских отношений формируется в достаточно раннем возрасте. Коррекция детско-родительских отношений зависит от осознанности проблем и имеющихся компетенций. Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем формирования родительской компетентности программными методами, и об актуальности этой работы. Данные выводы являются основанием для выделения трех подпрограмм, которые отражают работу с различными категориями слушателей: с детьми, родителями и педагогами.



ПОДПРОГРАММА 1

«ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
Целью подпрограммы по развитию культуры семейной жизни у обучающихся (воспитанников) является формирование у них социальных и личностных компетенций, обеспечивающих физическое, психическое, социальное и духовное здоровье семьи и ее членов, активную гражданскую позицию, подготовку к будущей семейной жизни.

Программы предполагают решение следующих задач:



- формирование отношения к себе, своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;

- формирование основных понятий об этике, психологии семейных отношений;

- формирование представления о семейных ролях;

- выработка умений и навыков ответственного поведения;

- формирование ценностного отношения к семье;

- приобщение к традиционной семейной культуре;

- формирование на примерах мирового искусства, а также жизни известных семейных пар понятия о благополучной семье;

- формирование половой идентификации;

- формирование экономического мышления;

- формирование психологических основ здоровых отношений мужчины и женщины;

- обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения и отстаивать принятые решения.

Просветительская программа для обучающихся (воспитанников) 7-10 лет

Целевая группа: обучающиеся 7-10 лет

Кол-во часов: 5 часов

Цель курса:


  • Формирование позитивного отношения к семье;

  • Знакомство учащихся с документами, содержащими сведения о нормативно-правовой базе семьи;

  • Осознание необходимости в здоровом образе жизни;

  • Сформировать представление об идеальных отношениях между супругами в семейной жизни как неотъемлемой части нравственных норм.

Ожидаемые результаты:

- ребенок будет знать нормативно-правовые документы о семье, права детей;

- четко представлять роль отца и матери в семье, какие должны быть обязанности у мужа и жены;

- усвоит, что в семье отношения строятся на взаимоуважении, взаимопомощи, сотрудничестве;

- осознанно будет заботиться о собственном здоровье через правильное питание, занятие спортом и т.д.;

- будет понимать, что семья является неотъемлемой частью его жизни;

- испытывать уважительное отношение к нравственным традициям семьи и прародителям.

Содержание модулей:

Модуль I. Нормативно-правовые основы в формировании культуры семейной жизни: Конституция Российской Федерации о семье. Конвенция о правах ребенка.(1 час)

Модуль II. Культура супружеских отношений: роль отца и матери в семье. Обязанности мужа. Обязанности жены. Основные принципы супружеских отношений (взаимоуважение, чувство долга, сопереживание, взаимопомощь). Влияние характера на взаимоотношения мужа и жены. (1 час)

Модуль III. Здоровье современной семьи (технология сохранения, укрепления и преумножения психологического, социального, физического, духовного здоровья семьи и её членов): понятие о гигиене. Правильный распорядок дня – залог здоровья. Культура питания. Семейный спорт. Психологический климат в семье и самочувствие. (1 час)

Модуль IV. Особенности различных типов и видов семьи. Психолого-педагогические основания формирования культуры семейной жизни: Что такое семья. Для чего она нужна человеку. Роль ребенка в семье. Общение детей в семье. (1час)

Модуль V. Основы семейного воспитания (детско-родительские отношения различных уровней разных поколений): История моей семьи. Семейные традиции. Доверительные и дружеские отношения в семье. Роль бабушки и дедушки в семье. Права и обязанности в семье. (1 час)

Тематический план

Раздел

Кол/

часов

Содержание

Форма

I. Нормативно – правовые основы в формировании культуры семейной жизни

1

-Конституция Российской Федерации о семье.

-Конвенция о правах ребенка.



Практикум с элементами беседы

II. Культура супружеских отношений

1

-Роль отца и матери в семье. Обязанности мужа. Обязанности жены.

-Основные принципы супружеских отношений (взаимоуважение, чувство долга, сопереживание, взаимопомощь). -

-Влияние характера на взаимоотношения мужа и жены.


Беседа с элементами диалога

III. Здоровье современной семьи

(технология сохранения, укрепления и преумножения психологического, социального, физического, духовного здоровья семьи и её членов)



1

-Понятие о гигиене.

-Правильный распорядок дня – залог здоровья.

-Культура питания.

-Семейный спорт.

-Психологический климат в семье и самочувствие.


Эвристическая беседа

IV. Особенности различных типов и видов семьи. Психолого – педагогические основания формирования культуры семейной жизни:

1

- Что такое семья. Для чего она нужна человеку.

- Роль ребенка в семье.

- Общение детей в семье.


Проблемное изложение с игровыми ситуациями

V. Основы семейного воспитания ( детско-родительские отношения различных уровней разных поколений)

1

- История моей семьи. Семейные традиции.

- Доверительные и дружеские отношения в семье.

- Роль бабушки и дедушки в семье.

- Права и обязанности в семье.




Беседа с элементами тренинга


Просветительская программа для обучающихся (воспитанников)11-14 лет

Целевая группа: обучающиеся 11 -14 лет.

Кол-во часов: 5 часов.

Цель курса:


  • Осмысление здорового образа жизни как ценности;

  • Знакомство учащихся с документами, содержащими сведения о нормативно – правовой базе семьи в основных законах государства;

  • Развитие представления о сущности семейного конфликта, выявлять причины и способы решения;

  • Формирование твердых понятий о дружбе и любви, осознание обязанностей перед тем, с кем дружишь.

Ожидаемые результаты:

- подросток должен углубить свои знания о семье, содержащиеся в Конституции РФ;

- нормы мужского и женского полоролевого поведения;

- любовь - это основа построения семьи;

- понимать особенности коммуникации семьи, что отзывчивость, сопереживание составляют эмоциональную основу семьи;

- принимать физиологические изменения, знать их содержание;

- воспитывать в себе самость, уметь отличать вредные привычки и контролировать их.

Содержание модулей

Модуль I. Нормативно – правовые основы в формировании культуры семейной жизни: Конституция России о семье. Гражданский и духовный брак. (1 час)

Модуль II. Культура супружеских отношений: Роль мужчины и женщины в семье. Суть мужественности, женственности. Влюбленность и любовь (особенность и содержание). Какой бывает любовь. (1 час)

Модуль III. Здоровье современной семьи (технология сохранения, укрепления и преумножения психологического, социального, физического, духовного здоровья семьи и её членов): Гигиена подростка. Физические изменения и самооценка подростка. Самовосприятие. Взрослые болезни детей (венерические болезни). Секреты обаяния (правильное использование парфюмерии и косметики). Вредные привычки (курение, алкоголь), их влияние на здоровье. (2 часа)

Модуль IV. Особенности различных типов и видов семьи. Психолого – педагогические основания формирования культуры семейной жизни: Стили общения в семье. Психологическая близость в семье. Удовлетворенность отношений. Моя позиция в семье. Нравственные аспекты в семье. Толерантность. (1 час)

Модуль V. Основы семейного воспитания (детско–родительские отношения различных уровней разных поколений): Семья – основа общества. Особенности взаимоотношений в семье. Конфликт поколений. (1 час)

Тематический план

Раздел

Кол/

часов


Содержание

Форма

I. Нормативно – правовые основы в формировании культуры семейной жизни

1

-Конституция России о семье.

-Гражданский и духовный брак.




Лекция

II. Культура супружеских отношений

1

- Роль мужчины и женщины в семье. Суть мужественности, женственности.

- Влюбленность и любовь (особенность и содержание). Какой бывает любовь.



Лекция с элементами беседы

III. Здоровье современной семьи ( технология сохранения, укрепления и преумножения психологического, социального, физического, духовного здоровья семьи и её членов)

1

- Гигиена подростка. Физические изменения и самооценка подростка.

- Самовоспитание.

- Взрослые болезни детей (венерические болезни).

- Секреты обаяния (правильное использование парфюмерии и косметики).

- Вредные привычки (курение, алкоголь) – их влияние на здоровье.


Беседа с элементами тренинга

IV. Особенности различных типов и видов семьи. Психолого – педагогические основания в формировании культуры семейной жизни

1

- Стили общения в семье.

- Психологическая близость в семье. Удовлетворенность отношений.

- Моя позиция в семье.

- Нравственные аспекты в семье.

- Толерантность.


Практикум

V. Основы семейного воспитания (детско – родительские отношения различных уровней разных поколений)

1

- Семья – основа общества.

- Особенности взаимоотношений в семье.

- Конфликт поколений.


Беседа с элементами игровой ситуации


Просветительская программа для обучающихся (воспитанников)

15-17 лет

Целевая группа: обучающиеся 15 -17 лет

Кол-во часов: 6 часов

Цель курса:


  • Сформировать представление о социальной роли мужчины и женщины в семье, градация их обязанностей;

  • Знакомство учащихся с правовыми аспектами при заключении брака, правами и обязанностями супругов;

  • Осознать важность и ответственность в выборе партнера и сохранении жизненных ценностей в супружеских отношениях;

  • Понять важность развития самости как основу зрелости.

Ожидаемые результаты:

- должен ориентироваться в основных направлениях семейной политики,

-знать права и обязанности семьи в государстве;

- понимать, что личностные качества влияют на построение отношений с партнером;

- соблюдать нравственные принципы в отношении с партнером;

- уметь соотносить свои желания с возможностями семьи;

- понимать отличия ответственности от обязанностей по отношению к себе и семье.

Содержание модулей:

Модуль I. Нормативно-правовые основы в формировании культуры семейной жизни: Государственная семейная политика. Социально – экономические проблемы семьи. Брачные договоры. Права и обязанности семьи в государстве. (1 час)

Модуль II. Культура супружеских отношений: Личностные качества супругов. Проблемы супружеского благополучия. Поиск партнера в любви. Формирование отношений в любви. Жизненные ценности в супружеских отношениях. Влияние неудовлетворенных потребностей личности на устойчивость брака. (2 часа)

Модуль III. Здоровье современной семьи (технология сохранения, укрепления и преумножения психологического, социального, физического, духовного здоровья семьи и её членов): Нравственность – залог здоровья семьи. Тело и сознание. Секс и любовь. (1 час)

Модуль IV. Особенности различных типов и видов семьи. Психолого-педагогические основания в формировании культуры семейной жизни: Мои желания и возможности. Я – взрослый, я – ребенок. Ответственность каждого члена семьи. Самооценка и собственные ценности. Самовоспитание и самостоятельность. (1 час)

Модуль V. Основы семейного воспитания (детско–родительские отношения различных уровней разных поколений): Роль семьи в формировании личности. Роль мужчины в семье. Роль женщины в семье. Ответственность и обязанности. (1 час)

Тематический план

Раздел

Кол/

часов


Содержание

Форма

I. Нормативно – правовые основы в формировании культуры семейной жизни

1

- Государственная семейная политика.

- Социально – экономические проблемы семьи.

- Брачные договоры.

- Права и обязанности семьи в государстве.



Лекция

II. Культура супружеских отношений

2

- Личностные качества супругов. Проблемы супружеского благополучия.

- Поиск партнера в любви. Формирование отношений в любви.

- Жизненные ценности в супружеских отношениях.

- Влияние неудовлетворенных потребностей личности на устойчивость брака.



Беседа с элементами диспута

III. Здоровье современной семьи ( технология сохранения, укрепления и преумножения психологического, социального, физического, духовного здоровья семьи и её членов)

1

- Нравственность – залог здоровья семьи.

- Тело и сознание.

- Секс и любовь.


Проблемно –диалогическая беседа

IV. Особенности различных типов и видов семьи. Психолого–педагогические основания формирования культуры семейной жизни

1

- Мои желания и возможности. Я – взрослый, я – ребенок.

- Ответственность каждого члена семьи.

- Самооценка и собственные ценности.

- Самовоспитание и самостоятельность.



Беседа

V. Основы семейного воспитания ( детско–родительские отношения различных уровней разных поколений)

1

- Роль семьи в формировании личности.

- Роль мужчины в семье. Роль женщины в семье.

- Ответственность и обязанности.


Беседа с элементами игровой ситуации


Просветительская программа для обучающихся (воспитанников)

от 18 лет
Целевая группа: обучающиеся 18 лет и старше.

Кол-во часов: 6 часов

Цель: повышение супружеской и родительской компетентности

Задачи курса:


  • Осознание ответственности при создании семьи как основы общества;

  • Изучение психологии детско–родительских отношений;

  • Осознание необходимости заботы о старшем поколении – хранителях семейных традиций.

Ожидаемые результаты:

- ориентироваться в семейном законодательстве РФ, социальных гарантиях и льготах;

- находить выход из конфликтной ситуации;

- понимать всю важность здоровья для дальнейшего деторождения;

- уметь находить объяснение и выход из сложившихся психологических ситуаций;

- понимать и принимать выбор других людей;

- осознавать ответственность в создании семьи;

- знать особенности развития ребенка и понимать трудности во взаимоотношениях между поколениями.


Содержание модулей:

Модуль I. Нормативно – правовые основы в формировании культуры семейной жизни: Законы государства о помощи и поддержке молодой семьи. Социальные гарантии и льготы. Законы по охране материнства и детства. Демографическая политика страны. (1 час)

Модуль II. Культура супружеских отношений: Любовь и брак. Формирование супружеской пары. Выбор брачного партнера. Интимный мир молодой семьи. Отношения между мужем и женой. Развитие супружеских отношений. Конфликты между супругами и пути их преодоления. Развод. Факторы риска. (1 час)

Модуль III. Здоровье современной семьи ( технология сохранения, укрепления и преумножения психологического, социального, физического, духовного здоровья семьи и её членов): Здоровье супругов. Деторождение. Решение психологических проблем семьи. (1 час)

Модуль IV. Особенности различных типов и видов семьи. Психолого-педагогические основания в формировании культуры семейной жизни: Полная и неполная семья. Семья с приемными детьми. Ребенок инвалид в семье. (1час)

Модуль V. Основы семейного воспитания (детско-родительские отношения различных уровней разных поколений): Родительство. Отцовство, материнство (психологический аспект). Психологические особенности развития ребенка. Роль бабушек и дедушек в воспитании (социальная роль как носителей семейных традиций). Трудности в общении между отцами и детьми, детьми и прародителями. (1 час)

Тематический план

Раздел

Кол/

часов


Содержание

Форма

I. Нормативно – правовые основы в формировании культуры семейной жизни

1

- Законы государства о помощи и поддержке молодой семьи.

- Социальные гарантии и льготы. Законы по охране материнства и детства.

- Демографическая политика страны.


Лекция

II. Культура супружеских отношений

2

- Любовь и брак. Формирование супружеской пары. Выбор брачного партнера.

- Интимный мир молодой семьи. Отношения между мужем и женой.

- Развитие супружеских отношений. Конфликты между супругами и пути их преодоления.

- Развод. Факторы риска.



Беседа

III. Здоровье современной семьи (технология сохранения, укрепления и преумножения психологического, социального, физического, духовного здоровья семьи и её членов)

1

- Здоровье супругов.

- Деторождение.

- Решение психологических проблем семьи.


Лекция

IV. Особенности различных типов и видов семьи. Психолого–педагогические основания в формировании культуры семейной жизни:

1

- Полная и неполная семья.

- Семья с приемными детьми.

- Ребенок инвалид в семье.


Беседа с элементами диспута

V. Основы семейного воспитания (детско–родительские отношения различных уровней разных поколений)

1

-Родительство. Отцовство, материнство (психологический аспект).

- Психологические особенности развития ребенка.

- Роль бабушек и дедушек в воспитании (социальная роль как носителей семейных традиций). –

- Трудности в общении между отцами и детьми, детьми и прародителями. (1 час)



Беседа с элементами игровой ситуации


Литература:

Бурмистрова Е. А. Дети в семье. Психология взаимоотношений. – М.: Даръ, 2015г. - 352с.

ВаляеваОльга. Искусство быть Женой и Музой. 2014 -157с.

Нартова-Бочавер С. К., Бочавер К. А., Бочавер С. Ю. Жизненное пространство семьи: объединение и разделение. – М.: Генезис, 2011. – 320 с.

Петрушин С. В.Любовь и другие человеческие отношения. – СПб.: «Речь», 2006г.

Соколов Д. Семейные тайны. – М.: генезис, 2015. – 256с.

Шнейдер Л.Б. Семейная психология. – М.: Академический проект, 2011г. – 736 стр.

Интернет-ресурсы:

http://www.knigi-psychologia.com

http://www.schooleduc.ru/

http://www.dobrieskazki.ru

http://pedsovet.su

http://www.twirpx.com


  1   2   3   4


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка