О необходимости и проблемах организации



Скачати 194.54 Kb.
Дата конвертації12.04.2016
Розмір194.54 Kb.
УДК 616.89

О НЕОБХОДИМОСТИ И ПРОБЛЕМАХ ОРГАНИЗАЦИИ

КЛИНИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЛАБОРАТОРИЙ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА УКРАИНЕ

Г. В. Гук, А. В. Бессмертный

Запорожский государственный медицинский университет

кафедра психиатрии, психотерапии, общей и медицинской психологии,

наркологии и сексологии

Выделение психологии как самостоятельной и прикладной науки сопровождалось интенсивным развитием экспериментальных исследований. Во многих странах создавались так называемые психологические лаборатории, а также институты экспериментальных и прикладных исследований [].

Первичные попытки реализации эксперимента в сфере психологических исследований через призму учений о физиологических механизмах поведения привели к формированию специфического метода. Данный метод получил своё название экспериментально-психологического как атрибуции современной медицинской (клинической) психологии и представленного психодиагностическим. По мнению авторов, поддерживающих точку зрения отечественных патопсихологов о том, что как для врача существуют методики функциональных проб, для психолога данное предназначение выполняет психологический эксперимент в условиях клиники. К тому же, если говорить о значении слов, то психодиагностический метод есть не что иное, как диагностика [психического]. Поэтому понятие психодиагностический более широкое, нежели экспериментально-психологический [].

На протяжении нескольких десятков лет в условиях развития отечественной патопсихологии и нейропсихологии функционировали [лаборатории психологии], в которых проводились экспериментально-психологические исследования практическими психологами или врачами-психологами системы здравоохранения [].

Так, в настоящее время на основании Приказа Министерства Здравоохранения Украины от 12.03.2008 года № 122 «Про внесення змін до Наказу МОЗ України від 23.02.2000 року № 33» должность «психолог» определяется (заменена во всех приложениях), как «врач-психолог», или «практический психолог» в зависимости от профиля учреждения и его функций. То есть, эту должность может занимать как человек с высшим медицинским, так и с высшим психологическим образованием. Наименование должности обозначается непосредственно учреждением здравоохранения исходя из производственной необходимости [].

Также, по сегодняшний день, как в Украине, так и в ближнем зарубежье не существует чётких позиций о юридических, компетенционных и организационных основаниях работы психологических лабораторий при учреждениях здравоохранения и клинических кафедрах университетов.

Психологические лаборатории имели весьма сложную историю. Финансировались они в большинстве на пожертвования пациентов частных клиник и ассигнований организаторов. Базировались в условиях психоневрологических клиник, реже – в университетах. Лаборатории существовали как единичные сегменты профильных отделений и не находили какой бы то ни было поддержки государственной казны. Данные факты также сказывались на сложностях в работе подразделений и не давали возможностей к развитию [].

Современные данные о повышении количества психогений, а также патоморфозе клинической картины психических и поведенческих расстройств, указывают на необходимость обоснования работы психологических лабораторий в их классическом понимании [].

Большое значение следует уделить сфере компетенции данных лабораторий в свете концепции образования медицинских (клинических) психологов, а также стандартов нормативно-правовой базы в их работе на Украине.

Вышеуказанные данные послужили причиной проведения специального междисциплинарного исследования.



Цель исследования – на основании анализа научных данных, описаний об истории развития представлений о психологических лабораторий, нормативно-правовой базы, разработать основания для организации клинических психологических лабораторий в современных условиях на Украине.

Цель исследования была реализована в следующих задачах исследования:

1. Провести подбор литературных и законодательных источников по истории развития представлений о психологических лабораториях и специалистах, которые там могут работать.

2. Провести анализ данных истории психологических лабораторий и нормативно-правовых документов организации их деятельности.

3. Обобщить полученные данные в хронологическом порядке и выделить главные этапы в развитии представлений о психологических лабораториях.

4. Выделить спектр законодательных оснований для работы психологических лабораторий и определить основные положения.

5. Разработать теоретическую модель организации клинических психологических лабораторий при лечебно-профилактических учреждениях и клинических кафедрах университетов на территории Украины.

Методы исследования: моделирования, индукции, науковедческий, историко-правоведческий, научно-исторический, этнографический.

Результаты исследования и их анализ. Массив наших историко-правовых поисков дал повод для следующего анализа результатов, которых мы и достигли.

Под лабораторией в психологии (в дальнейшем – психологической лабораторией) часто понимается некоторое помещение, приспособленное для проведения экспериментально-психологических / психодиагностических исследований [].

Считается, что первая в мире психологическая лаборатория организована родоначальником экспериментальной психологии, врачом, физиологом и философом В. Вундтом в Лейпцигском университете (1879 – 1880) []. Некоторые источники указывают на то, что ещё до него существовали пресыщенные упорством попытки других специалистов физиологического направления в психологии экстраполировать эксперимент на исследования высших психических функций [].

Специалист в области психологии развития Ж. Пиаже указал в своих работах на то, что в ХХІ столетии психология станет одной из ведущих наук []. Статус её в настоящее время является крайне сомнительным, претерпевает трансформацию позиций и взглядов. В профессиональную психологию в настоящее время абитуриенты часто идут по нескольким основным причинам: решать свои личностные проблемы или овладеть некими [мифами] о «таинствах неподвластных человеку без высшего психологического образования». Эти данности по обыкновению есть заблуждениями и противоречат логике поступления на факультеты психологии. Будущие врачи-психологи часто ориентируются в фундаментальных вопросах клиники заболеваний, физиологических основах психического, однако имеют дефицит общепсихологических знаний, что затрудняет выработку наряду с клиническим мышлением, мышления психологического.

Итак, использование эксперимента в психологии на протяжении всей её истории было предметом жесткой дискуссии между различными психологическими и физиологическими школами. Эта дискуссия продолжается до сих пор.

Внедрение экспериментально-психологического метода определило судьбу психологии как отдельной дисциплины, поскольку благодаря этому методу стало возможным внедрение измерений и открытие собственных психологических законов и закономерностей.

В разных странах развитие экспериментальных исследований в психологии происходило своеобразно. Это объясняется как сложившимися исторически традициями, так и в силу специфики социальной ситуации, этнокультуральных особенностей. В России и Украине у истоков лабораторий психологии стояли психиатры, неврологи, нейрофизиологи. В 80-х годах XIX века ими были организованы лаборатории при психоневрологических клиниках и факультетах университетов: в Казани и Санкт-Петербурге – В. М. Бехтерев (1885, 1894); в Москве – С. С. Корсаков, А. А. Токарский (1886); в Харькове – П. И. Ковалевский (1921); в Киеве – И. А. Сикорский (1886); в Дерпте (теперь Тарту) – Э. Крепелин, В. Ф. Чиж (1887); В Одессе – Н. Н. Ланге (1892); в Львове – Твардовский (1900) и многие другие. В этих психологических лабораториях проводились исследования широкого круга проблем, включая, кроме сугубо психологических, анатомию и физиологию нервной системы, психопатологию [].

Для наглядного обобщения хронологии создания лабораторий в мире нами представлены аналитические результаты собственных исследований (табл. 1).



Таблица 1

Становление и развитие психологических лабораторий согласно хронологии

Год

Город

Организатор

Направления работы

Место расположения

1885

Казань

В. М. Бехтерев




Казанский
университет

1886

Москва

С. С. Корсаков




Московский
университет

1895

Москва

А. А. Токарский




Московский
университет

1886

Киев

И. А. Сикорский




Киевский университет
Святого Владимира

1887

Дерпт

(Тарту)


Э. Крепелин




Тартуский университет

1891

Дерпт

(Тарту)


В. Ф. Чиж




Тартуский университет

1892

Одесса

Н. Н. Ланге




Новороссийский
университет

1894

Санкт-Петербург

В. М. Бехтерев




Петербургская
медико-хирургическая академия

1900

Львов

К. Твардовский




Львовский университет

1901

Санкт-Петербург

А. П. Нечаев




Петербургский

педагогический музей



1904

Киев

И. А. Сикорский




Врачебно-педагогический институт для умственно-недоразвитых, отсталых и нервных детей

1907

Санкт-Петербург

В. М. Бехтерев




Психоневрологический институт

1918

Санкт-Петербург

В. М. Бехтерев




Институт по изучению мозга и психической
деятельности

1912

Киев

И. А. Сикорский




Институт детской
психопатологии

1912

Москва

Г. И. Челпанов




Институт психологии

1920

Львов

К. Твардовский




Психологический
институт

Темами исследований были время протекания психических процессов, различные виды ощущений (зрительные, слуховые, мышечные, температурные, болевые), восприятия, двигательные реакции, внимание, память, явления гипнотизма, эмоции, влияние различных условий на умственную и мышечную работоспособность. Представители «официальной» идеалистической психологии не хотели замечать эти направления исследований. Об этом писал В. Ф. Чиж в своем письме в редакцию журнала «Вопросы философии и психологии» (1894).

Однако процесс внедрения эксперимента в психологию был уже необратим. Первым психологом, создавшим собственно психологическую лабораторию в Новороссийском университете, был Н. Н. Ланге (1896). Заострив внимание на слабых сторонах современного эксперимента, первый официальный оппонент Л. М. Лопатин сделал вывод о том, что «…эксперименту принадлежит сравнительно скромная роль в решении коренных задач психологии, …в его современном состоянии, применяемый к решению основных психологических проблем о воле и разуме, он все же едва ли может заменить столь часто и несправедливо осуждаемый метод психологической интроспекции». Упоминаемый в завершении метод интроспекции был известен со времен Августина Аврелия и является одним из самых информативных по сей день.

Сейчас же ситуация в общей и медицинской (клинической) психологии резко изменилась и теперь тех, кто призывает к осторожному применению эксперимента в психологии и обращает внимание на роль в развитии психологии так называемых качественных методов, основанных на методологии гуманитарных наук (постнеклассической или постмодернистской) меньше, чем приверженцев эксперимента.

Чем успешнее шла в психологии эмпирическая работа, резко расширявшая поле изучаемых психологией явлений, тем очевиднее становилась несостоятельность её версий о сознании как замкнутом мире субъекта, зримом ему одному благодаря натренированной интроспекции под контролем инструкции экспериментатора. Крупные успехи новой биологии радикально меняли воззрения на все жизненные функции организма, в том числе психические.

В период от выделения психологии в самостоятельную науку до открытого кризиса экспериментальная и прикладная психология достигла большого развития. Обнаруживается связь психологии с запросами общества и политическим строем. Отечественная психология отстает от запросов практики, а теория развивается независимо от неё.

На пути развития отечественных психологических лаборатории в психологии появляются новые препятствия в виде антипсихиатрических влияний, просочившихся в советское общество после упавшего в 60-е годы ХХ столетия «железного занавеса». Правительство активно злоупотребляет психиатрией в целях подавления диссидентской деятельности, в связи, с чем в истории целый период её обозначен как «карательная психиатрия». В репрессионную деятельность вовлекаются основатели отечественной психиатрической школы. Так, директор Института судебной психиатрии им. В. П. Сербского, А. В. Снежневский А.В. 11 – 15 октября 1951 года на объединенном заседании расширенного президиума АМН СССР и Пленума правления Всесоюзного общества невропатологов и психиатров выступил с докладом: «Состояние психиатрии и её задачи в свете учения И. П. Павлова», в котором подверг критике деятельность видных психиатров М.О. Гуревича, А. С. Шмарьяна, Р. Л. Голанд за отклонение от учения И. П. Павлова. Подвергшиеся критике были вынуждены «…покаяться, отречься, как от ереси, от годами вынашиваемых научных идей, обещать исправиться, исповедовать только учение И. П. Павлова в том виде, как его преподносил А. Г. Иванов-Смоленский». Одним из нашумевших прецедентов экспертизы того времени стало заключение А. В. Снежневского от 19.04.1964 года о невменяемости участника диссидентского движения, правозащитника П. Г. Григоренко. В последующем это заключение было оспорено и отменено независимыми экспертами-психиатрами.

Происходящие в то время события, законодательные и бюджетные «ниши» тормозят процессы организации и развития психологических лабораторий. В единичных сохранившихся экспериментальных психологических лабораториях осталось в эксплуатации оборудование начиная со второй половины прошлого века.

Метод количественного измерения был до недавнего времени ведущим в работе многих психологов. В многочисленных публикациях, монографиях и статьях, посвященных экспериментально-психологическому исследованию больных, приводятся методы тестовых исследований вплоть до вычисления IQ.

Однако при исследовании больных методиками, направленными на измерение функций, не учитывались особенности умственной деятельности, качественная сторона нарушения, возможности компенсации, анализ которых столь необходим при разрешении клинических задач, особенно психокоррекционных.

Б.В. Зейгарник возглавляла лабораторию психологии в Институте психиатрии, которая была создана при её непосредственном участии. Именно в этот период на стыке психологии и психиатрии было сформировано направление психологии – экспериментальная патопсихология.

На основании её учения сложилось оптимальное представление о современном эксперименте в психологии: «...патопсихологический эксперимент направлен не на исследование и измерение отдельных процессов, а на исследование человека, совершающего реальную деятельность. Он направлен на качественный анализ различных форм распада психики, на раскрытие механизмов нарушенной деятельности и на возможности ее восстановления. Исходя из того, что всякий психический процесс обладает известной динамикой и направленностью, следует так построить экспериментальные исследования, чтобы они отражали сохранность или нарушение этих параметров».

Организация работы экспериментальной психологической лаборатории может опираться на отрывочно освещенные аспекты в нижеперечисленных нормативно-правовых документах (табл. 2).

Таблица 2



Результаты обобщения нормативно-законодательных документов




Наказ Міністерства освіти і науки України від 03.05.1999р. №127 «Про затвердження Положення про психологічну службу в системі освіти України»




«Положення про психологічну лабораторію»




Закон України «Про наукову і науково-технічну діяльність»




Закон України «Про пріоритетні напрями розвитку науки і техніки»




Наказ Міністерства освіти і науки України від: 15.08.2000р. №386 «Про затвердження Типового положення про центри практичної психології і соціальної роботи»




Наказ МОЗ України від 15.04.2008р. №199 «Про затвердження Порядку застосування методів психологічного і психотерапевтичного впливу»




Наказ Міністерства освіти і науки України від: 19.06.2008р. №554 «Про виконання рішення колегії Міністерства освіти і науки з питання «Про стан та подальший розвиток психологічної служби системи освіти України»




Наказ Міністерства освіти і науки України від: 02.07.2009р. №616 «Про внесення змін до Положення про психологічну службу системи освіти України»

Метод, благодаря которому психология сформировалась в самостоятельную отрасль научного знания, в современной украинской психологии оказался в периферийной роли среди других психологических методов и практически стал объектом самостоятельного анализа.

Связано такое положение с рядом объективных и субъективных трудностей. Главными среди них можно выделить:

- отсутствие квалифицированных кадров;

- отсутствие законодательных положений об их подготовке;

- дефицит баз для подготовки квалифицированных кадров;

- отсутствие чисто экспериментальных (не корреляционных) исследований;

- прикладной характер исследований;

- дефицит академических, фундаментальных разработок;

- утрата академических, фундаментальных целей;

- распространяемость коммерчески ориентированных и «маргинальных» форм психокоррекции;

- отсутствие необходимой материальной и технической базы.

На сегодняшний день эксперимент в психологии сложен, так как организационные проблемы, связанные с его проведением, тяжелые и громоздкие, а многие процессы мало изучены для выдвижения объясняющих гипотез.

При отсутствии материально-технической базы большинство настоящих и будущих специалистов не имеют возможности участвовать в экспериментальных исследованиях, и даже просто наблюдать за его проведением под руководством опытного исследователя.

Также для повышения точности и надежности экспериментальных результатов и развития исследований в области психологии необходимо иметь возможность обсуждения актуальных вопросов на съездах, конгрессах и проблемных комиссиях.

Не менее важным моментом в развитии экспериментальной психологии является повышение квалификации исследователей в различных научных центрах, украинских и зарубежных; межвузовское и международное сотрудничество экспериментальных центров; ознакомление и возможность работы с новыми методами и техническими средствами экспериментальных исследований; публикация результатов исследований и их широкое обсуждение в периодических изданиях.



Литература:

1. Бехтерєв В. М. Гіпноз / В. М. Бехтерєв. – Д. : Сталкер, 1999. – 384 с.

2. Бизюк А. П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. Методическое пособие / А. П. Бизюк. – СПб. : Речь, 2005. – 400 с.

3. Блейхер В. М. Патопсихологическая диагностика / В. М. Блейхер, И. В. Крук. – К. : Здоровье, 1986. – 280 с.

4. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – СПб. : Питер, 2002. – 528 с.

5. Гиппенрейтер Ю. Б. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения / Ю. Б. Гиппенрейтер / Введение в общую психологию. – М. : Издательство МГУ, 1988. – С. 34 – 47.

6. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология : Учебник для ВУЗов. 2-е изд. / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2007. – 320 с. – ISBN 5-8046-0176-8.

7. Зейгарник Б. В. Психология личности : норма и патология : Избранные психологические труды / Под ред. М. Р. Гинзбурга / Б. В. Зейгарник. – 3-е изд., испр. – М. : Издательство Московского психолого-социального института ; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 416 с.

8. Инстинкты и навыки : психологические исследования / Под общ. ред. В. Колбановского. – Т. 1., Москва, Ленинград, Государственный научно-исследовательский институт психологии, педологии и психотехники, Госу-дарственное социально-экономическое издательство, 1935. – 199 с.

9. Карательная психиатрия в России : Доклад о нарушениях прав человека в Российской Федерации при оказании психиатрической помощи. – М. : Издательство Международной хельсинкской федерации по правам человека, 2004. – 496 с.

10. Клиническая психология : Учебник. 2-е изд. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб. : Питер, 2008. – 960 с.

11. Кречмер Э. Медицинская психология / Э. Кречмер ; пер. с 3-го нем. изд. и предисл. В. Е. Смирнова – М. : Жизнь и знание, 1927. – 349 с.

12. Кришталь В. В. Роль и место медицинской психологии в системе медицинской помощи населению / В. В. Кришталь, Б. В. Михайлов, Н. А. Марута, Л. Ф. Шестопалова // Медицинская психология. – 2006. – № 1, Т. 1. – С. 3 – 6.

13. Лурия А. Р. О применении психологических тестов в клинической практике / А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник, Ю. Ф. Поляков // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 1974. – Т. 74, Вып. 12. – С. 1821 – 1830.

14. Медицинская и судебная психология. Курс лекций : Учебное пособие / Под ред. Т. Б. Дмитриевой, Ф. С. Сафуанова. – 2-е изд., испр. – М. : Генезис, 2005. – 606 с.

15. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство / В. Д. Менделевич. – М. : «МЕД-пресс», 1998. – 592 с.

16. Михайлов Б. В. Психотерапия : учебник для врачей-интернов высш. мед. учеб. заведений ІІІ – IV уровней аккредитации / Б. В. Михайлов, С. И. Табачников, И. С. Витенко, В. В. Чугунов. – Х. : Око, 2002. – 768 с.

17. Михайлов Б. В. Експериментально-психологічне дослідження в загальній практиці – сімейній медицині. Навчальний посібник для лікарів-інтернів і лікарів-слухачів закладів (факультетів) післядипломної освіти / Б. В. Михайлов, І. С. Вітенко, О. І. Сердюк, В. В. Чугунов, І. В. Романова, П. Г. Андрух, Т. В. Селюкова, О. І. Кудінова. – Х. : ХМАПО, 2011. – 136 с.

18. Мясищев В. Н. К вопросу о значении психологии для медицины / В. Н. Мясищев // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 1971. – Т. 71, Вып. 6. – С. 801 – 802.

19. Практикум по патопсихологии / Под ред. Б. В. Зейгарник, В. В. Никола-евой, В. В. Лебединского. – М. : МГУ, 1987. – 185 с.

20. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – 2-е изд, перераб. и доп. – М. : Астрель : АСТ : Транзиткнига, 2006. – 479 с.

21. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (Практическое руководство) / С. Я. Рубинштейн. – М. : Апрель-Пресс, Издательство Института Психотерапии, 2004. – 224 с.

22. Сикорский И. А. Начатки психологии. Издание второе, дополненное / И. А. Сикорский. – К. : Типография С. В. Кульженко, 1909. – 138 с.

23. Смирнова С. Н. Очерки истории Сабуровой дачи / С. Н. Смирнова. – Х. : Ранок, 2007. – 292 с.

24. Чугунов В. В. Клиника и дисциплинарная история психотерапии. – 2-е изд. стереотипн. – К. : Здоров’я ; Х. : Око – Наука, 2008. – 768 с.

25. Фресс П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. – М. : Прогресс, 1978. – 301 с.


О НЕОБХОДИМОСТИ И ПРОБЛЕМАХ ОРГАНИЗАЦИИ

КЛИНИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЛАБОРАТОРИЙ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА УКРАИНЕ

Г. В. Гук, А. В. Бессмертный

Запорожский государственный медицинский университет

кафедра психиатрии, психотерапии, общей и медицинской психологии,

наркологии и сексологии

Освещена необходимость организации клинических психологических лабораторий в современной Украине. Проведен научный поиск исторических, нормативно-правовых и общих организационных данных, которые бы способствовали возобновлению деятельности психологических лабораторий на базе лечебно-профилактических учреждений и при клинических кафедрах высших учебных заведений. На основании междисциплинарной науковедческой реконструкции представлены данные об истории лабораторий психологии в мире, их хронологии развития и предназначении, нормативно-правовых основаниях функционирования этих подразделений. Сформулированы основные проблемы в организации таковых лабораторий и разработана предполагаемая теоретическая модель организации психологических лабораторий при лечебно-профилактических учреждениях и клинических кафедрах университетов на территории Украины.



Ключевые слова: психологическая лаборатория, эксперимент в психологии, экспериментально-психологический метод, психодиагностика, клиника, история, реконструкция, хронология, нормативно-правовые основания, теоретическая модель, организация лабораторий в Украине.
ПРО НЕОБХОДІДНІСТЬ ТА ПРОБЛЕМИ ОРГАНІЗАЦІЇ

КЛІНІЧНИХХ ПСИХОЛОГІЧНИХ ЛАБОРАТОРІЙ

У СУЧАСНИХ УМОВАХ НА УКРАЇНІ

Г. В. Гук, О. В. Безсмертний

Запорізький державний медичний університет

кафедра психіатрії, психотерапії, загальної та медичної психології,

наркології та сексології

Визначено необхідність організації клінічних психологічних лабораторій у сучасній Україні. Проведено науковий пошук історичних, нормативно-правових й загальних організаційних даних, які б сприяли оновленню діяльності психологічних лабораторій на базі лікувально-профілактичних установ і при клінічних кафедрах вищих навчальних закладів. На підґрунті міждисциплінарної наукової реконструкції представлено дані про історію лабораторій психології в світі, їх хронологію розвитку й призначення, нормативно-правових основ функціонування цих підрозділів. Сформульовано загальні проблеми в організації таких лабораторій і розроблено примірну теоретичну модель організації психологічних лабораторій при лікувально-профілактичних установах і клінічних кафедрах університетів на території України.



Ключові слова: психологічна лабораторія, експеримент в психології, експериментально-психологічний метод, психодіагностика, клініка, історія, реконструкція, хронологія, нормативно-правові основи, теоретична модель, організація лабораторій в Україні.




База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка