Монография Под научной редакцией профессора И. Г. Бритченко Полтава 2014



Сторінка1/29
Дата конвертації24.04.2016
Розмір6.67 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Высшее учебное заведение Укоопсоюза


«ПОЛТАВСКИЙ УНиВЕРСИТЕТ эКОНОМиКИ и ТОРГоВЛи»

(ПУЭТ)


Ю. Ю. Евич

И. Г. Бритченко

МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В НАЦИОНАЛЬНОМ
ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ УКРАИНЫ


(НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ МВА)

Монография



Под научной редакцией профессора И. Г. Бритченко

Полтава

2014


УДК 339.138:37:004(477)

ББК 74.4


Е21

Рассмотрено и рекомендовано к опубликованию ученым советом ВУЗ Укоопсоюза «Полтавский университет экономики и торговли», протокол № 12 от 18 декабря 2013 г.



Авторы:


Ю. Ю. Евич, И. Г. Бритченко
Рецензенты:

С. Ф. Смеричевский, д. э. н., профессор, проректор по учебной работе Донецкого государственного университета управления;

Д. Г. Легеза, д. э. н., доцент, директор НИИ «Стратегия социально-эконо­мического развития Юга Украины», зав. кафедры маркетинга Таврического государственного агротехнологического университета;

Н. В. Карпенко, д. э. н., профессор, зав. кафедры маркетинга ВУЗ Укоопсоюза «Полтавский университет экономики и торговли»;

В. Ф. Иванюта, д. э. н., доцент, профессор кафедры бизнес-администри­рования и менеджмента внешнеэкономической деятельности ВУЗ Укоопсоюза «Полтавский университет экономики и торговли».


Евич Ю. Ю.

Маркетинговые стратегии продвижения образовательных услуг в национальном интернет-пространстве Украины : монография / Ю. Ю. Евич, И. Г. Бритченко ; под науч. ред. проф. И. Г. Бритченко. – Полтава, 2014. – 449 с.


ISBN

В монографии изложены актуальные вопросы продвижения образовательных продуктов в национальном интернет-пространстве Украины. Рассмотрены интернет-продукты образовательных учреждений, продвигающих продукты МВА на рынке образовательных услуг Украины.

Для преподавателей, аспирантов, магистров и специалистов, а также для научных работников, работников высших учебных заведений, рекламных работников, предпринимателей и тех, кто интересуется маркетинговыми стратегиями продвижения образовательных продуктов в Интернете.
УДК 339.138:37:004(477)

ББК 74.4



ISBN

© Ю. Ю. Евич, 2014

© И. Г. Бритченко, 2014




Евич Ю. Ю.:
«Эта книга посвящается членам моего рода: прадедушке Иоанну Мефодиевичу и прабабушке Агафье Луковне, дедушкам Юрию Петровичу и Гавриилу Петровичу, бабушкам Евдокии Ивановне и Александре Дмитриевне, родителям Юрию Юрьевичу и Елене Гавриловне, любимым жёнам Любови Александровне, Татьяне Владимировне, дочкам – Марии старшей и Марии младшей. Также выражаю благодарность за неоценимую помощь Сенченко Ольге Валентиновне».

Бритченко И. Г.:
«Данная монография посвящается трудовому коллективу Межотраслевого института повы­шения квалификации и переподготовки специа­листов Полтавского университета экономики и торговли: Мирошниченко А. В., Миняйло Т. Н., Ольшанцевой Т. О., Сороке С. И., Стельник Т. Н., Стрельникову В. Ю., Гриценко В. Л., Моргуль А. С., усилия которых способствовали успешной рабо­те над монографией».

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вступление 8

МВА – вчера и сегодня, в мире и Украине 8

Актуальность исследования рыночного


пространства МВА Украины 13

Общие сведения 33



Раздел 1. Образовательные продукты
МВА иностранных вузов в Украине
40

1.1. Открытый университет Британского


Содружества (OUBS) 40

1.2. Эдинбургский университет


(Heriot-Watt University) 58

1.3. Институт международных деловых связей


(IBR Institute of International Business
Relations GmbH) 66

1.4. Выводы по образовательным продуктам


МВА иностранных вузов в Украине 70

Раздел 2. Образовательные продукты
МВА украинских вузов
78

2.1. Международный институт менеджмента (Киев) 80

2.2. Киево-Могилянская бизнес-школа (КМБШ) 93

2.3. Львовская бизнес-школа. Подразделение


Украинского католического университета 104

2.4. Учебно-научный институт магистерской


подготовки и последипломного
образования университета «Крок» 116

2.5. Бизнес-школа Университета


экономики и права «Крок» 119

2.6. Киевский университет рыночных отношений 133

2.7. Институт высшей квалификации
Киевского национального
торгово-экономического университета 136

2.8. Центр бизнес-образования Одесского государственного экономического университета 143

2.9. Бизнес-школа Львовского института
менеджмента 160

2.10. Киевский институт бизнеса и


технологий – Киевская школа бизнеса (КИБИТ) 166

2.11. Национальная академия управления 174

2.12. Тенденции и особенности образовательных продуктов МВА вузов Украины 176

2.13. Выводы по образовательным продуктам


МВА украинских вузов 184

Раздел 3. Бизнес-школы МВА в Украине 191

3.1. Международная академия бизнеса и


информационных технологий 192

3.2. Международная бизнес-школа «Никленд» 197

3.3. Бизнес-школа «Эрнст энд Янг» 205

3.4. Киевская бизнес-школа (КБШ) 214

3.5. Международный институт бизнеса (МИБ) 223

3.6. Бизнес-академия практического менеджмента 238

3.7. Высшая школа бизнеса и менеджмента
(Graduate School of Business & Management) 244

3.8. City Business School 253

3.9. Бизнес-центр «Национальный» 271

3.10. Центр обучения «Феникс» 277

3.11. Бизнес-школа Strategic Consulting Group 279

3.12. Выводы по образовательным продуктам


МВА бизнес-школ 285

Раздел 4. Рекомендации по представлению
информации для образовательных учреждений
291

Раздел 5. Дополнительная информация по ОУ МВА 294

5.1. Международный институт менеджмента. Вуз: Международный институт бизнеса, г. Киев 294

5.2. Львовская бизнес-школа. Подразделение
Украинского католического университета 304

5.3. Бизнес-школа Университета экономики


и права «Крок» 306

5.4. Центр бизнес-образования Одесского государственного экономического университета 308

5.5. Киевская школа бизнеса (КИБИТ) 315

5.6. Бизнес-школа «Эрнст энд Янг» 317

5.7. Киевская бизнес-школа 322

5.8. Международный институт бизнеса (МИБ) 330

5.9. Академия практического менеджмента 332

5.10. Высшая школа бизнеса и менеджмента


(Graduate School of Business & Management) 335

5.11. City Business School 339



Раздел 6. Анализ сайтов образовательных
учреждений МВА
351

6.1. Критерии оценки web-сайтов – обзор


данных литературы 352

I. Экспертный анализ сайта 352

II. Экспертный анализ сайта вуза 368

III. Внешний (автоматический) анализ сайта 374

IV. Автоматический анализ сайтов
по данным «Webometrics» 376

6.2. Экспертный анализ сайтов 389

6.3. Рейтинг сайтов головных вузов МВА 393

6.4. Позиции сайтов в СЕО 408

6.5. Рейтинг сайтов в Интернете 430

Заключение 436



Список информационных источников 443

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

(в порядке встречаемости в тексте)

MBА – Master of Business Administration (Мастер делового администрирования) – программа постдипломного образования, направленная на подготовку менеджеров общего профиля в раз­личных сферах деятельности. Считается наиболее престижной и признаваемой сегодня во всем мире степенью в бизнес-обра­зовании.

ОУ – образовательные учреждения.

ОУ МВА – образовательные учреждения, предлагающие образовательные продукты, содержащие в своём названии аббревиатуру МВА.

ОУ вузов МВА – образовательные учреждения, имеющие отношение к высшим учебным заведениям (их подразделения, либо созданные при их участии представительства/образова­тельные центры), предлагающие образовательные продукты МВА.

СЕО (SEO) – Search Engine Optimization. Комплекс мер, нацеленных на оптимизацию свойств сайта в соответствии с требованиями поисковых систем и продвижение сайта в рейтин­гах этих систем для достижения более высоких позиций.

OUBS – Открытый университет британского содружества (The Open University).

FT – Financial Times.

Институт ЛИНК – Международный институт менеджмен­та ЛИНК (ранее – Международный центр дистанционного обу­чения) – негосударственное высшее учебное заведение РФ.

TOP (ТОП) – высшие достигнутые учреждением и/или орга­низацией позиции в каком-либо из рейтингов, помимо Интерне­та, имеет широкое хождение в СМИ.

INSEAD – международная бизнес-школа (Фонтенбло, Фран­ция), одна из самых авторитетных в мире.

ТЬЮТОР. В системе школьного и университетского образо­вания Великобритании: наставник, воспитатель; куратор студен­ческой группы. На современном этапе чаще используется в смысле «преподаватель дистанционного обучения».

Ph.D – последняя ступень трёхуровневой системы образова­ния. Предполагается, что получивший её, уже владеет степеня­ми бакалавра и магистра и является учёным, освоившим фило­софию, известные законы мышления, методы познания.

Markstrat™ – деловая игра, разработанная для преподавания концепций стратегического маркетинга. На сегодняшний день Markstrat используется более чем в 500 университетах и бизнес-школах во всем мире и считается одним из лидеров бизнес-симуляций.

WAP (Wireless Application Protocol) или (Wireless Access Protocol) – «протокол беспроводного доступа» – это средство получения доступа к ресурсам Интернета посредством только мобильного телефона, не прибегая к помощи компьютера и/или модема. По сути, это технический стандарт, описывающий спо­соб, с помощью которого информация из Интернета передается на дисплей мобильного телефона.

БШ – бизнес-школы.

PR – (англ. Public Relations – связи с общественностью, отно­шения с общественностью, общественные связи, общественное взаимодействие; сокращённо: PR – пи-ар) – технологии созда­ния и внедрения при общественно-экономических и полити­ческих системах конкуренции образа объекта (идеи, товара, услуги, персоналии, организации – фирмы, бренда) в ценност­ный ряд социальной группы, с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни. В широком смысле – управление общественным мнением, выстраивание взаимоотно­шений общества и государственных органов или коммерческих структур, в том числе, для объективного осмысления социаль­ных, политических или экономических процессов.

ВСТУПЛЕНИЕ

МВА – вчера и сегодня, в мире и Украине

Образование формата MBA на данный момент уже имеет вполне длительную историю. Впервые присваивать степень MBA начали в 1901 году в штате Нью Хэмпшир (США) выпуск­никам бизнес-школы Дортмутского колледжа. Стремительное развитие производства и рынка диктовало необходимость спе­циализированного образования. Квалификация MBA быстро получила признание среди студентов и работодателей.

Это связано с тем, что преподававшиеся дисциплины были тесно связаны с потребностями производства и рынка.

В Европе первые бизнес-школы (БШ) были открыты в 1967 году в Великобритании в Лондоне и Манчестере, несколь­ко лет спустя они появились и в континентальной Европе [82].

На протяжении более сорока лет бизнес-школы лавировали между теорией и практикой, инновационными и традиционны­ми предметами, имея своей целью создание такой программы, которая бы действительно готовила настоящих профессионалов для мира бизнеса. К концу XX века уже более 900 высших учебных заведений, осуществляющих подготовку студентов по программе МBA, только на территории США ежегодно выдают более 90 000 дипломов, что делает бизнес-образование вторым по популярности после общеакадемического [83].

Причины популярности образования МВА общеизвестны.

Во-первых, это высокие и очень высокие зарплаты (а также различные дополнительные выплаты, «бонусы»). Например, в отчете Wharton средний стартовый оклад выпуска 2011 года был $ 120,000. 68 % всех выпускников получат в среднем $ 20,000 в качестве стартового бонуса. И еще 16 % получили средний га­рантированный бонус по окончании года в размере $ 30,000. В Harvard средняя зарплата составляет $ 130,000 в частных акцио­нерных фирмах, и $ 150,000 – соответственно, в хедж-фондах [84].

«В среднем мужчины зарабатывают $ 124 000, женщины на тех же должностях – $ 118 000. Женщины получают меньше мужчин во всех секторах, за исключением наиболее низкоопла­чиваемых, а также ритейла. Например, в консалтинге и финан­сах мужчины зарабатывают на $ 8 000 больше. В ритейле и мужчины, и женщины, получившие MBA, зарабатывают при­мерно $ 113 000. Чтобы получать самые высокие зарплаты в сфере финансов или консалтинге, нужно учиться в Stanford University GSB, свидетельствуют данные рэнкинга. Правда, сами выпускники думают, что нужно идти в Wharton.

Увеличение зарплаты – не главная причина получения степе­ни MBA. Улучшение финансового положения выпускники школ оценили в 7,7 балла из 10 возможных в рэнкинге. Около 96 % выпускников говорят, что достигли этой материальной цели» [85].

Во-вторых, наиболее важной причиной для получения степе­ни MBA является повышение по карьерной лестнице – этот мотив в опросах набрал 8,6 балла. Абсолютное большинство опрошенных FT выпускников (97 %) говорят о достижении этой цели. Перед началом обучения 8 % выпускников занимали должности старших менеджеров, после обучения – их почти в три раза больше – 28 %. Доля глав департаментов возросла с 4 до 9 %, а директоров – с 1 до 13 %. Доля президентов и высшего руководства – с 1 до 5 %. Половая дискриминация отчасти при­сутствует и здесь – из 21 % выпускников, работающих на пози­ции партнера компании или выше, только 15 % – женщины.

В-третьих, возможность переехать после окончания бизнес-школы в другую страну – также одна из наиболее популярных причин получения диплома MBA, хотя и менее важная, чем вышеперечисленные (5,8 балла). Однако значительная доля вы­пускников все же поменяла страну проживания: до обучения 20 % выпускников жили за пределами страны, в которой роди­лись, после обучения таких было уже 32 %. При этом уроженцы Южной Америки и Европы оказались более склонными к переездам, чем остальные. А вот жители Северной Америки наименее мобильны – более 80 % хотят учиться и работать дома [85].

В-четвёртых, многочисленные контакты в деловой среде, возможность завести связи как среди соучеников (многие из которых являются влиятельными людьми), так и в образователь­ной среде, при этом значительный процент среди профессорско-преподавательского состава составляют люди, занимающиеся не только образовательной, но и экономической деятельностью. Данный тезис в особых доказательствах не нуждается, так как один только список знаменитых и успешных выпускников веду­щих мировых бизнес-школ займёт много места. Перечислим лишь наиболее выдающихся:



    • Stanford GSB. Фил Найт – председатель и один из осно­вателей компании Nike, владелец студии Laika, богатейший человек Америки (топ 20) и мира (топ 50). Лоренцо Забрано – генеральный директор крупнейшей строительной компании Cemex. Джон Браун – председатель и генеральный директор British Petroleum (до 2007 г.), с 2001 г. – член Палаты Лордов. Джон Даное (президент eBay). Губернаторы, министры и другие крупные лидеры.

    • Harvard Business School. Дональд Карти – генеральный директор American Airlines, Зои Круз – основатель и президент Morgan Stanley, Джефри Имелт – генеральный директор General Electric, Рик Вагонер – генеральный директор General Motors получали свои степени MBA именно здесь. Наряду с крупней­шими лидерами в 1975 году Школа выпустила 43-го президента США – Джорджа Буша-младшего, а недавно, в 2012 году, сте­пень MBA в Гарварде (по программе Executive Education Training Program) получила супермодель Тайра Бэнкс (ведущая реалити-шоу «Топ-модель по-американски», руководитель студии Bankable Productions).

    • London Business School, которая гордится бизнес-степе­нями премьер-министра Монголии – Сухбатарына Батболда, заместителя премьер-министра Сингапура – Вон Кан Сенга, председателя корпорации Cadbury Schweppes – сэра Джона Сандерленда, а также членов британской Палаты Общин. Одним из выдающихся выпускников другой известной лондонской школы, Cass Business School, является турецко-американский бизнесмен Мухтар Кент. Перед тем, как возглавить компанию Coca-Cola, он побывал на многих высоких карьерных позициях, в достижении которых ему помогла, в том числе, степень магистра административных наук (Master of Science degree in Administrative Sciences).

Помимо этих ключевых причин, весьма значимых каждая сама по себе, существует целый список дополнительных – таких как расширение кругозора, длительное общение с яркими, незаурядными людьми, представителями разных культур и стран, обучение на иностранном языке и проживание в чужой стране, изучение экономического опыта разных стран и культур. «Яркими и незаурядными людьми» являются преподаватели – чаще всего ведущие специалисты в своей области, профессора с мировым именем, при этом имеющие солидный опыт личной экономической деятельности, увлечённые своим делом и глубо­ко погружённые в него. Но не менее яркими личностями явля­ются и студенты, так как ими становятся лишь те, кто преодолел целых два фильтра. Естественный отбор: необходимость изу­чить иностранный язык для поступления и посвятить год либо два учёбе «с отрывом от производства», немалая стоимость обучения, помноженная на стоимость проживания в чужой стране с высоким уровнем жизни. И отбор искусственный: сдача языкового экзамена, тестового экзамена, эссе и собеседования при поступлении, наличие рекомендаций, возрастные и половые неявные ограничения, предпочтения при поступлении сильным личностям, прирождённым лидерам с яркими достижениями – всё это вместе формирует уникальную среду обучающихся. Таким образом, окружение в бизнес-школе – однозначно люди незаурядные как по своим психологическим, так и по социаль­ным качествам. А поскольку учёба строится на командной работе, совместном решении различных задач, то и общение с ними будет плотным, с возможностью почерпнуть от них самое лучшее. Аналогичным образом дело обстоит с образованием в чужой стране, изучением и применением иностранного языка «с погружением», перениманием опыта различных стран и культур.

Все вышеперечисленные факторы своим совокупным влия­нием обусловливают тот факт, что, по сообщению большинства источников, «в школе существует статистика, согласно которой у 1/3 студентов происходят серьезные изменения в жизни: треть меняет работу, часть студентов меняет страну, другая часть разводится и т. д.» [86]. Учёба в серьёзной бизнес-школе не просто не проходит бесследно для личности – она кардинально меняет её, преобразует, выводит на иной качественный уровень, иногда даже формирует совершенно нового человека к моменту выпуска из школы [87].

Таким образом, интерес соискателей к получению образо­вания формата МВА как во всём мире, так и в частности на территории Украины, имеет под собой многочисленные и весьма веские основания: это и авторитет данного образования, и неуклонное развитие, и совершенствование предоставляющих данную образовательную услугу структур. Вместе с тем, состоя­ние образовательного рынка МВА в Украине на современном этапе освящено весьма отрывочно и бессистемно. При анализе литературы не удалось выявить ни одного специализированного труда, который объединял бы в себе данные по всем основным образовательным учреждениям МВА и их продуктам на терри­тории Украины, а также проанализировал бы основные осо­бенности их представительства в пространстве Интернета. Данная работа имеет своей целью восполнить этот пробел.

Данная работа предназначена, прежде всего, для потенциаль­ных курсантов МВА – тех, кто уже решил получить такое образование, либо пока только задумывается о необходимости расширения своего образовательного и культурного багажа. Однако при этом она может быть полезной для сотрудников образования, работающих в данной сфере, для научных работ­ников, сферой интересов которых являются тенденции развития образовательного пространства и среды Интернета – как в пре­делах Украины, так и в целом в мире, а также для адми­нистративных работников и руководителей разного уровня, работающих в перечисленных сферах образования и здраво­охранения, они смогут почерпнуть структурированные и подробные знания о сложившемся на рынке образования нашей страны положении и сделать правильные выводы об опти­мальных направлениях его дальнейшего развития.



Актуальность исследования рыночного
пространства МВА Украины

Изучение конкурентов является совершенно необходимым и неизбежным этапом выполнения не только любой научной или практической экономической деятельности, о чём в принципе написано в каждом пособии по бизнесу [1], но и органичной частью любой активной деятельности, в которой участвует больше одной стороны. Поскольку у каждого участника имеются свои интересы, их столкновение – только вопрос вре­мени и масштабов. «Если знаешь себя и знаешь противника – сражайся хоть сто раз, всегда одержишь победу. Если знаешь себя, но не знаешь его – в пятидесяти сражениях победишь, в пятидесяти – потерпишь поражение. Если не знаешь ни его, ни себя – потерпишь поражение в каждом сражении» (Сунь Цзы) [2].

Иностранные бизнесмены, как западные, так и восточные, давно уже не питают никаких иллюзий и констатируют что: «Бизнес – это война. Все законы войны распространяются на искусство ведения бизнеса» (Коносуке Мацусита, основатель компании Matsushita Electric) [4]. А поскольку на войне любые отступления от установленных правил чреваты большими поте­рями и неудачами, нам не следует пытаться игнорировать эти законы, которые являются не менее незыблемыми, чем закон всемирного тяготения. Наша задача – следовать им и стремиться использовать предоставляемые ими возможности максимально эффективно. При этом, как известно даже домохозяйкам, в военном деле тщательная разведка перед началом проведения любых активных действий – непреложный закон. Единственное отличие состоит в том, что на языке бизнеса эта операция называется «анализ конкурентной среды» или «изучение конку­рентов».

Целью нашего исследования являлось изучение состояния конкурентной среды по положению на декабрь 2012 г.

В категорию «конкурентная среда» были включены все выяв­ленные в русскоязычном Интернете учреждения, предоставляю­щие образовательные услуги на территории Украины, с любым упоминанием в описании своих образовательных услуг бренда «МВА». При этом анализ каждого участника конкурентного поля включает в себя раздел о нём, его образовательном про­дукте и его сайте. В некоторых случаях учреждение, предостав­ляющее образовательные услуги, является филиалом, «учебным центром» или подразделением иной, гораздо более крупной структуры – вуза (зарубежного или отечественного) либо биз­нес-школы. В таких случаях в анализ включаются краткие све­дения о головном подразделении. Нам это представляется весьма естественным, так как значительная доля успеха филиала и его возможностей определяется весом и возможностями головной организации. При этом мы, как правило, пользовались преимущественно теми сведениями, которые находятся не­посредственно на сайте данного учреждения, не прибегая к по­мощи сторонних сайтов. Связано это, прежде всего, с необхо­димостью ограничить объём исследования разумными граница­ми, а также с тем, что сведения о своём «хэд-офисе» – важная составляющая успеха любого проекта и организации. Если некоторые участники конкурентной борьба не сумели надлежа­щим образом использовать этот фактор (или, возможно, по каким-то причинам не желают слишком афишировать имею­щиеся связи), значит и объём данных сведений будет не так значителен. Анализ сайтов будет производиться в отдельных, посвящённых этой теме, главах.

Термин «русскоязычный Инет» не содержит дискримини­рующего для украинского государства и народа оттенка, так как сайты на украинском языке имеют в нём самое широкое представительство. Напротив, сайты учреждений, не имеющие русско- или украинскоязычной версии, в данный анализ не попали. При этом мы исходили из леммы, что хотя «Master of Business Administration» – международная программа, стандар­том преподавания которой является английский, однако уваже­ние к стране, в которой находится представительство той или иной международной школы, и к культуре её народа подразу­мевает необходимость наличия версии сайта на языке местного населения, тем более, что язык является основным столпом культуры народа и в то же время – информационной матрицей государства. Кроме того, более прозаическим и материальным, хотя одновременно и возможно более значимым, является тот фактор, что любое продвижение – экономическое, торговое, военное и культурное, в особенности, если преследует цель быть успешным, стремится пользоваться максимальной под­держкой местного населения, обрести которую, используя не­известный местному населению язык, мягко говоря, несколько проблематично.

Важным ограничением поиска было рассмотрение только тех учреждений, которые представлены в интернет-пространстве. Это ограничение базируется на трёх основных факторах.

Во-первых, сейчас информационный обмен уверенно пересе­ляется в мир электронных коммуникаций. Слово «почта» уже стало анахронизмом и без добавки «электронная» восприни­мается главным образом людьми преклонного возраста, далёки­ми от социальной активности, «телевидение» всё чаще трансли­руется и принимается через Интернет, СМИ тоже уверенно переходят с бумажных носителей на электронные – и это не говоря уже о том, что найти интересующий материал в мировой информационной сети намного проще, чем используя ста­ринный метод хождения по тематическим учреждениям. Осо­бенно стремительно приобщается к Интернету молодёжь. Сле­довательно, те учреждения, которые работают с наукой и обра­зованием, то есть с информацией и молодёжью, но при этом не могут представить свой продукт в Интернете, или, по крайней мере, представить его так, чтобы в результате тщательного поиска его можно было обнаружить, не могут пока и рассмат­риваться в качестве серьезных игроков образовательного рынка.

Во-вторых, при поиске авторы широко использовали не только прямой поиск в поисковых системах по ключевым запро­сам, но и анализ тематических общеобразовательных сайтов и сайтов специализированных учреждений, исходя из того, что качественный образовательный процесс и научная деятельность на современном этапе невозможны без широкого сотрудни­чества с учреждениями, ведущими аналогичную деятельность у себя в стране и за рубежом [5]. Соответственно, если нигде на тематических сайтах не удалось найти упоминания о каком-либо учреждении, ведущем преподавание МВА в Украине, это, возможно, и не характеризует образовательную и научную деятельность данного учреждения лучшим образом, однако скорее всего означает, что данное учреждение не входит в поле «конкурентной среды» просто потому, что его почти невозмож­но обнаружить в Интернете. Тем более это относится к различ­ным образовательным программам стандарта МВА – они по определению ориентированы на международное сотрудничество и подготовку специалистов, способных работать в совершенно разных условиях и странах на основании неких интернациональ­ных стандартов подготовки и принципов деятельности. Следо­вательно, максимальная интернационализация связей и возмож­ностей, расширение международных связей и программ – необходимое условие соответствия стандарту MBA. Учрежде­ния, не ориентирующиеся на эту цель – и как следствие, не представленные в материалах тематических ресурсов, имеют не так много оснований считаться предоставляющими современное настоящее МВА образование.

В-третьих, по данным многих источников, продвижение услуг через Интернет характеризуется наивысшим эффектом по соотношению результат/стоимость в сравнении с другими фор­мами рекламы, НО! … только при условии максимально ка­чественного, на современном уровне проведения компании продвижения. При капитализме нужна не абстрактная «наука ради науки», а «знания ради успеха», в том числе и в научной среде, конкретно ориентированные и практически результатив­ные научные исследования. И коль скоро за Интернетом буду­щее, выявить составляющие «рецепта успеха» тех, кто его достиг (а в данном случае – тех, кто хорошо представлен в интернет-среде) является необходимой начальной предпосыл­кой как любого практического проекта по продвижению, так и любого научного исследования, призванного его обеспечивать.

При этом мы, разумеется, понимаем, что число образователь­ных учреждений, среди образовательных продуктов которых фигурируют те или иные формы словосочетаний с использова­нием аббревиатуры МВА («МВА для руководителей», «Мини-МВА» и так далее) скорее всего существенно шире, нежели список представленных в данном обзоре. И здесь мы считаем необходимым упомянуть ещё один аспект рассматриваемой проблемы: «…после кризиса появилось огромное количество фирм и фирмочек, предлагающих псевдо MBA (за рубежом их еще называют Junk MBA – MBA-отбросы), что на самом деле лишь дискредитирует данный тип образования», – сетует Сергей Мясоедов [6]. На самом деле, как видим из английского назва­ния, эта проблема отнюдь не является специфически российской или украинской. Звучный бренд «МВА-образования» исполь­зуется для привлечения обучающихся самыми различными учреждениями, предоставляющими образовательные услуги по всему миру. И если в странах Западной Европы и США вслед­ствие длительной методичной работы, сочетавшей меры по упорядочиванию и систематизации аккредитации бизнес-школ для присвоения брендовой аббревиатуры с жёсткими репрессия­ми, прежде всего судебными, в отношении «самозвано присвоивших», удалось решить данную проблему, то нам этот путь, видимо, ещё только предстоит.

Соответственно в данный обзор были включены как те образовательные учреждения, которые имеют какую-либо из всемирно признанных аккредитаций (AMBA, AACSB, EQUIS), так и те, на сайтах которых имеется информация о выдаче диплома государственного украинского образца по специаль­ности «Магистр делового администрирования», а также те, на сайтах которых не удалось обнаружить сведений о наличии и типе аккредитации.

Естественно, при этом мы крайне далеки от мысли обвинить тех, кто не входит в первую группу, в некачественности их образовательных услуг. Напротив, поскольку они представлены в Интернете (часто весьма обильно), то в любом случае образуют часть конкурентного поля под названием «Рынок образовательных продуктов МВА в украинском информа­ционном пространстве» и, соответственно, нуждаются в тща­тельном рассмотрении с нашей стороны.

Одновременно мы выражаем наши искрение сожаления тем образовательным учреждениям Украины и других стран, кото­рые предоставляя высококачественные образовательные услуги формата МВА в нашей стране, не попали в этот список. В отно­шении тех, которые не представлены в Интернете, мы уже прояснили свою позицию: поскольку исследование охватывает мировую «информационную паутину», они просто не относятся к его материалу. В отношении тех, которые наличествуют в web-сетях, вероятными причинами могут служить: пока ещё имеющееся неполное совершенство поисковых систем, огром­ное количество материалов, которые надо проанализировать (например, по запросу «MBA учреждения в Украине» Яндекс выдаёт 489 тысяч ответов), а также, возможно, некоторые недо­чёты авторов в поиске и анализе информации в сетях. Так, уже в ходе написания последних глав этого исследования были выяв­лены минимум три новых сайта тематических учреждений. В любом случае, мы будет рады любой информации от этих учреждений об их деятельности и незамедлительно включим её в наши материалы для дальнейшего анализа.



Задачами данного труда, логично вытекающими из его целей и структуры, таким образом, было:

  1. Собрать и систематизировать данные Интернета об обра­зовательных учреждениях, непосредственно предоставляющих образовательные услуги формата МВА на территории Украины (далее – ОУ МВА).

  2. Собрать и систематизировать данные о вузах Украины и других стран, имеющих подразделения или учреждения, относя­щиеся к пункту 1 (далее – вузы МВА).

  3. Проанализировать полученную информацию по следую­щим аспектам:

    • информационная (сущность учреждений пунктов 1 и 2);

    • рейтинг сайтов в Интернете;

    • СЕО-позиции сайтов.

  1. Определить и охарактеризовать:

    • наиболее распространённые, а также редкие схемы презентации информации, алгоритмы их влияния на восприятие клиентов;

    • сильные и слабые стороны ОУ МВА и используемых ими алгоритмов презентации;

    • основные характеристики их сайтов, акценты в их структуре;

    • достигнутые сайтами позиции в Интернете;

    • успехи в СЕО-оптимизации и продвижении сайтов.

  1. Сформулировать выводы:

    • лидирующие и отстающие ОУ МВА во всех номина­циях;

    • распространённые и редкие «магистральные направле­ния» работы с клиентом и Интернетом, достигнутые результаты (успешные и неудачные);

    • предполагаемые пути повышения эффективности кон­курентоспособности в IT-среде.

  1. Предложить читателям оптимальные, с точки зрения эффективности, рекомендации работы в информационном поле по теме МВА в разделах:

    • порядок, этапы и критерии выполнения исследований конкурентной среды;

    • оптимальная структура сайта собственного образова­тельного продукта МВА или образовательного учреж­дения.

Соответственно задачам исследования и его целям, структура исследования включала в себя следующие разделы.

  1. Анализ предлагаемых образовательных продуктов МВА всех типов на основании имеющихся на сайтах ОУ (и в гораздо меньшей степени – на сайтах информационных порталов) сведений.

  2. Всесторонний анализ сведений об этих ОУ.

  3. Краткие сведения о критериях оценки сайтов (обзор лите­ратуры с собственными выводами).

  4. Экспертная оценка сайтов – результаты применения алго­ритма для оценки характеристик сайтов, прежде всего потре­бительских (юзабилити).

  5. «Автоматическая оценка сайтов вузов» – сведения о позициях сайтов вузов МВА в мировых рейтингах.

  6. СЕО-мероприятия и результаты: оценка мероприятий по оптимизации и продвижению сайтов в Интернете по ранжиро­ванию сайтов в рейтингах и их позициях в поисковых запросах.

Важным аспектом всех вышеперечисленных этапов является выполнение классификаций и ранжирование как самих учрежде­ний и их образовательных продуктов, так и их сайтов. При том, что все мы понимаем относительность и неточность любых оценок, главной задачей некоей шкалы ценностей по каждой из номинаций является вовсе не «порицание отстающих», а выяв­ление (как можно более объективное) составляющих успеха лидеров и причин отставания аутсайдеров. А таковое невозмож­но без первоначального определения – кто в чём лидирует, в чём отстаёт. В ходе исследования мы столкнёмся с иногда непо­нятным, а иногда вполне объяснимым успехом одних и тех же учреждений и их сайтов в одних сравнительных категориях и их неудачей в других. Мы надеемся, что данное исследование поможет также, помимо всего прочего, этим учреждениям «взглянуть со стороны» на свои слабые места и успешно устранить имеющиеся недостатки.

Материалами исследования служили данные поисковых систем Yandex и Google, которые на данный момент совместно составляют около 90 % интернет-среды Украины. Поиск инфор­мации вообще является очень важной частью любого исследо­вания, так как служит его фундаментом. При недостаточно качественном его выполнении он приводит к неполноте научной картины и как следствие – к искажениям всего исследования в целом. Помимо этого фактора, в данном случае речь идёт об образовательных учреждениях, которые могут, во-первых, бо­лезненно реагировать на неверную информацию о себе, а во-вторых, используя возможности мировой сети, сразу же дока­зать недостоверность проведенного анализа. Ввиду вышеука­занных причин, поиск осуществлялся всеми основными су­ществующими методами:



  1. Данные поисковых запросов по ключевым словам и словосочетаниям.

  2. Данные каталогов (информационных порталов).

  3. Непосредственный поиск с использованием гипертексто­вых ссылок (анализ сайтов тематических учреждений, выявлен­ных на более ранних этапах).

  4. Авторские публикации.

  1. Поиск по ключевым поисковым запросам

Данный вид поиска является наиболее простым и известным. Учитывая, что на ключевых запросах в значительной степени строится весь алгоритм поиска и презентации в современном Интернете, логично, что он был выполнен в первую очередь. Однако необходимо учесть, что для его качественного выпол­нения необходимо знание многочисленных «подводных кам­ней», как наиболее крупных, например необходимости мыслить так, как создатели сайтов, и, соответственно, искать слова, кото­рые они считают ключевыми, так и гораздо менее заметных, но не менее влиятельных, например набор слов с ошибкой, «русские слова латиницей и наоборот» и так далее. Анализу подвергались «Топ-20» – первые 20 позиций поисковой выдачи по каждому запросу.

Таблица поисковых запросов представлена ниже (табл. 1).


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка