Модель психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса маоу борковской сош. Как писал немецкий философ ХХ века Карл Ясперс, «детство есть тайна и эта тайна откроется только тому, у кого к ней есть шифры»



Скачати 59.36 Kb.
Дата конвертації12.04.2016
Розмір59.36 Kb.
Тимофеева Марина Алексеевна

Учитель физической культуры

МАОУ Борковская средняя

общеобразовательная школа


Модель психолого-педагогического сопровождения

учебно-воспитательного процесса



МАОУ Борковской СОШ.
Как писал немецкий философ ХХ века Карл Ясперс, «детство есть тайна и эта тайна откроется только тому, у кого к ней есть шифры». К «шифрам» детства относятся возрастные и индивидуальные психологические особенности, характер поведения ребенка, опыт деятельности и отношений со взрослыми, сверстниками.
По результатам исследований РАО, у современного ученика отмечается:

  1. дефицит произвольности в умственной и в двигательной сфере;

  2. недоформированность тонкой и общей моторики;

  3. недостаток коммуникативных навыков;

  4. агрессивность по отношению к сверстникам;

  5. при этом наблюдается рост количества одаренных ребят;

  6. увеличение числа детей с эмоциональными проблемами, повышенной тревожностью, агрессивностью, страхами;

  7. недоразвитие мотивационно-потребностной сферы;

  8. скудность любознательности и воображения как недостаток игровой деятельности;
    Формирующийся новый исторический тип детства актуализирует необходимость пересмотра содержательных и организационных основ системы образования. В современных социально-педагогических условиях каждый ребенок требует особого педагогического внимания и психолого-педагогического сопровождения как способа включения взрослого в учебно-воспитательный процесс с целью создания условий для саморазвития, самодвижения в деятельности всех субъектов взаимодействия. Эта идея отражена в содержании новых Федеральных государственных образовательных стандартах образования.

Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но включить в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.

Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:



  • защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;

  • квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста;

  • реализацию программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы сопровождения в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и особенностям учащихся;

  • участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения;

  • психологическую помощь семьям детей групп особого внимания и др.

Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию.

При таком подходе объектом сопровождения выступает образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс), предметом деятельности являются ситуация развития ребенка как система отношений ребенка: с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.

В нашей школе психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.

В учебной программе акцент делается на овладение знаниями, умениями, навыками. В образовательной программе основное внимание, уделяется становлению, развитию и воспитанию личности в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно - потребностных характеристик. Таким образом, образовательная программа в отличие от учебной выполняет не только обучающую, но и диагностическую, прогностическую, коррекционную функции, что предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе, и, следовательно, предполагает построение системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Проводится диагностика различной направленности как вновь поступившего первоклассника в школу, так и в адаптационный период пятиклассников и подростков в пубертатный период.

Задачи психолого-педагогического сопровождения и их реализация:



  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка (индивидуальные беседы с родителями и по медицинским рекомендациям проводятся дополнительные и индивидуальные занятия);

  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями (реализуются через создание портфолио обучающихся, создание индивидуальных программ развития одаренных детей, работу психолога, классные часы, часы общения);

  • психологическое обеспечение образовательных программ;

  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов (через систему родительских собраний, специальные задания, психологические тренинги типа «моя успешность», «веревочный курс»).

Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:

  • Профилактика.

  • Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг).

  • Консультирование (индивидуальное и групповое).

  • Развивающая работа (индивидуальная и групповая).

  • Коррекционная работа (индивидуальная и групповая).

  • Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей.

Конкретными задачами работы в данном направлении являются:



  • формирование установок на здоровый образ жизни (через цикл мероприятий воспитательных и образовательных, валеологическая составляющая ряда предметов: всех в начальной школе, биология, химия, физика, физическая культура, немецкий язык);

  • развитие навыков саморегуляции и управления стрессом (проведение минут разгрузок, динамических пауз и часов, занятий по системе Нежкиной, направленной на саморегуляцию состояния школьников);

  • профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного травматизма (через систему классных часов, бесед, диспутов, общешкольных мероприятий).

Анализ показывает, что на сегодняшний день ресурсы системы психолого-педагогического сопровождения недостаточно задействованы в решении актуальных задач воспитания. В этом направлении необходимо:

  • обеспечить активное участие педагогов-психологов в разработке и сопровождении программ воспитания;

  • осуществлять поиск и апробацию форм эффективного взаимодействия классных руководителей, классных воспитателей и учителей-предметников, социальных педагогов и педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов в образовательных учреждениях всех типов и видов;

  • расширить использование в воспитательном процессе методов работы с ценностно-смысловыми ориентациями учащихся; тренингов личностного роста, межличностного общения, безконфликтного взаимодействия, самостоятельности; методов развития критического мышления, противостояния негативным социальным влияниям (СМИ, реклама), групповому давлению и манипуляциям.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка