Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения специальности 330200



Скачати 232.12 Kb.
Дата конвертації24.04.2016
Розмір232.12 Kb.
ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Программа, методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения специальности 330200

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2003

Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Г.В. Плеханова

(технический университет)

Кафедра экологии, аэрологии и охраны труда


ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Программа, методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения специальности 330200

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2003

УДК 658.382.3(075.83)


ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА: Программа, методические указания и кон­трольные зада­ния / Санкт-Петербургский горный ин-т. Сост.: В.Ф. Шуйский..
СПб. 2003, 19 с.


Программа и краткие методические указания с контрольными вопросами для самопроверки предназначены для студентов заочного обучения специальности 330200 “Инженерная защита окружающее среды”.


Библиогр.: 10 назв.
Научный редактор проф. Ю.В. Шувалов



©

Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова. 2003 г

ВВЕДЕНИЕ



Основная цель изучения дисциплины “Физиология человека” – познание основ нормальной анатомии и физиологии человека, а также основных положений патологической анатомии, физиологии и элементов терапии неотложных состояний и поражений.

К задачам курса относятся: изучение основ нормальной физиологии и строения человека, органов и систем органов, тканей, клеток; изучение основ патологической анатомии и физиологии, применительно к несчастным случаям, возможным на производстве и в быту, а также при различных чрезвычайных ситуациях; изучение гомеостаза, жизнеобеспечения организма в естественной и нарушенной среде.

В результате освоение дисциплины “Физиология человека” студент должен:

знать основы анатомии и физиологии человека, нормальной и патологической (применительно к несчастным случаям в быту и на производстве, к ЧС);

уметь практически применять полученные знания, исходя из них, оценивать качество условий производственной среды и состояние человеческого организма, оказывать помощь при неотложных состояниях и поражениях при ЧС;

иметь представление о клинической диагностике, о профилактике и терапии профессиональных заболеваний, о медицинской экологии, о методах оценки качества жизни.

1. ПРЕДМЕТ ФИЗИОЛОГИИ, ЕЕ РАЗВИТИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ



Программа. История и объект изучения физиологии. Основные свойства живых организмов. Общие физиологические свойства и закономерности основных жизненных процессов. Организм и внешняя среда. Обмен веществ. Гомеостаз. Основные системы организма человека. Связь физиологии с другими науками.
Контрольные вопросы

1. Дайте определение физиологии человека.

2. Перечислите основные свойства живых организмов.

3. Перечислите основные системы организма человека и их физиологические функции

4. Как соотносятся процессы ассимиляции (анаболизма) и диссимиляции (катаболизма)?

5. Дайте определение гомеостаза организма.

6. Как связана физиология человека с другими науками?

7. Какие наиболее важные открытия привели к становлению физиологии как самостоятельной науки?

2. ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ КЛЕТКИ


Программа. Структурные различия клетки Procaryota и Eucaryota. Строение и функционирование эукариотической клетки и ее элементов: поверхностного аппарата, ядра, цитоплазмы с органоидами (рибосомы, гладкий и шероховатый эндоплазматический ретикулюм, аппарат Гольджи, лизосомы, фибриллы, митохондрии). Клеточное деление (митоз и мейоз). Синтез белка. Различные типы тканей: строение и функции.

Методические указания. При изучении структуры и функций клеточной мембраны следует обратить особе внимание на ее современную жидкостно-мозаичную модель, представлять себе механизмы трансмембранного транспорта. Изучая ядерный аппарат клетки, следует хорошо уяснить соотношение понятий "хроматин" и "хромосома", "ген", "локус". Нужно знать, как и когда происходят и чем отличаются митотическое и мейотическое клеточное деление, как изменяется при этом строение клетки и ее ядерного аппарата. Следует представлять себе процесс синтеза белка и, в частности, роль в нем различных нуклеиновых кислот. Важно представлять себе различия основных групп тканей, выделяемых по их назначению (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная), по степени структурной однородности (простые, сложные), по характеру стратификации (простые, псевдостратифицированные, стратифицированные).
Контрольные вопросы

1. Каковы структура и функции поверхностного аппарата клетки?

2. Каковы механизмы трансмембранного транспорта веществ?

3. Как устроено ядро эукариотической клетки?

4. Охарактеризуйте четыре уровня структурной организации нуклеиновых кислот.

5. Каковы функции рибосомальной, транспортной, информационной РНК? Опишите процессы транскрипции и трансляции генетической информации при синтезе белка.

6. Охарактеризуйте структуру и функции аппарата Гольджи.

7. Охарактеризуйте структуру и функции лизосом.

8. Охарактеризуйте структурные различия разнотипных фибрилл (микротрубочек, микрофиламентов, промежуточных филаментов).

9. Приведите примеры тканей различных типов.

3. ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ



Программа. Нервная клетка. Нервно-мышечный аппарат. Биоэлектрические явления в возбудимых тканях. Раздражители и возбудимость. Три уровня состояния функциональной активности: физиологический покой, возбуждение, торможение. Мембранный потенциал. Распространение (проведение) возбуждения. Синапсы. Строение нервно-мышечного аппарата. Нервно-мышечная передача. Строение и физиологические особенности нейронов. Клетки нейроглии. Механизмы взаимодействия нервных клеток. Понятие о нервном центре.

Строение и основные функции центральной нервной системы (ЦНС) и вегетативной нервной системы (ВНС). Строение и функции мозга спинного, заднего, среднего, промежуточного и переднего, подкорковых узлов, мозжечка, коры больших полушарий головного мозга. Вегетативная нервная система. Высшая нервная деятельность (ВНД). Безусловные рефлексы. Условные рефлексы первого и высших порядков. Первая и вторая сигнальные системы.

Сенсорные (афферентные) системы. Классификация сенсорных систем. Зрительная, слуховая, вестибулярная, двигательная, висцеральная, обонятельная, тактильная, вкусовая, болевая сенсорные системы.

Патологические изменения нервной системы при острых и хронических воздействиях на производстве, в быту, при чрезвычайных ситуациях. Профилактика и первая помощь.

Методические указания. При изучении физиологии возбудимых тканей следует обратить особе внимание на механизмы возникновения и передачи возбуждения по нервной клетке, с одного нейрона на другой и с нейрона на мышечную клетку. Следует уяснить смысл и различия понятий "мембранный потенциал покоя", "местный потенциал", "потенциал действия". Важно хорошо представлять себе устройство и принцип действия синапсов, в которых используются различные медиаторы (синапсы холинэргические и адренэргические). Следует различать афферентные, эфферентные и вставочные (промежуточные) нейроны, имеющие разные функции и заметные морфологические отличия. При изучении взаимодействия нейронов и устройства нервного центра нужно хорошо усвоить механизм формирования доминанты. Нужно иметь представление о соматотопическом представительстве функций.

Изучая структуру спинного мозга, следует обратить внимание, как она соотносится с его основными функциями – двигательной, вегетативной и проводниковой. Требуется уяснить, на какие основные отделы структурированы и какие функции выполняют мозг задний (отделы: продолговатый мозг и варолиев мост), средний (четверохолмие, черная субстанция, красные ядра, ретикулярная формация), промежуточный (таламус, гипоталамус), подкорковые узлы (полосатое тело, бледное ядро). Нужно представлять себе локализацию и функции первичных, вторичных, третичных полей коры больших полушарий головного мозга. Требуется знать строение, функции и специфические особенности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. Следует различать условные рефлексы натуральные и искусственные, сенсорные и оперантные, знать условия их образования. Важно знать, какие типы высшей нервной деятельности существуют и как они влияют на поведение и профессиональные качества человека.

При изучении сенсорных систем особое внимание нужно обратить на адекватные раздражители, пороги реакции, строение рецепторов, локализацию нейронов специфического пути.
Контрольные вопросы

1. Как возникает и распространяется по нейрону мембранный потенциал действия?

2. Как устроен холинэргический синапс?

3. Какова структура большой двигательной единицы?

4. Укажите характерные особенности афферентных, эфферентных и вставочных нейронов.

5. Каковы функции нейроглии?

6. Дайте определение нервного центра.

7. Как устроены задние и передние корешки спинного мозга?

8. Каковы функции продолговатого мозга?

9. Где располагается и какую функцию выполняет ретикулярная формация?

10. Какова функция неспецифических ядер таламуса?

11. Каковы функции мозжечка?

12. Укажите основные различия симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.

13. Приведите примеры условных рефлексов первого и высших порядков и опишите их формирование.

14. Какой тип ВНД способствует оптимальному приспособлению к изменяющимся значениям раз­дражителей и выработке адекватных условных рефлексов в быстро изменяющихся условиях окружающей среды?

15. Как устроен глаз человека? Нарисуйте схему.

16. Как устроено ухо человека? Нарисуйте схему.

17. Где локализованы четыре нейрона двигательной сенсорной системы?

18. Укажите пороги действия адекватных раздражителей зрительной и слуховой сенсорных систем.

4. КРОВЬ И КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА



Программа. Функции крови. Форменные элементы крови, их строение и функции. Состав плазмы крови. Кровообращение. Большой и малый круги кровообращения. Сердце: структура и функции. Фазы сердцебиения. Артериальное давление, методы его измерения. Нервная и гуморальная регуляция сердечной деятельности. Лимфатическая система. Патологические изменения кровеносной системы при острых и хронических воздействиях на производстве, в быту, при чрезвычайных ситуациях. Профилактика и первая помощь при кровотечениях и нарушениях деятельности сердечно-сосудистой системы.

Методические указания. Следует помнить, что собственно кровь вместе с кроветворными и кроверазрушающими органами (костным мозгом, селезенкой, печенью и лимфатическими узлами) составляет целостную систему крови. Деятельность этой системы регулируется нейрогуморальным и рефлекторным путем. Нужно уяснить структуру и функции гематоцитов: эритроцитов, лейкоцитов (гранулоцитов – нейтрофилов, эозинофилов, базофилов, и агранулоцитов – лимфоцитов, моноцитов), тромбоцитов. Следует обратить внимание на механизмы иммуногненеза. Необходимо представлять себе, как осуществляются транспортная, регуляторная, защитная и дыхательная функции крови. Изучая большой и малый круг кровообращения, нужно усвоить их строение и закономерности изменения свойств циркулирующей крови. Нужно уметь оценивать и интерпретировать характеристики кровяного давления, иметь представление о влиянии нервной системы и гормонов (адреналин, норадреналин, тироксин) на сердечную деятельность.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные отличия крови от других тканей организма?

2. Укажите основные кровяные депо и оцените соотношение объема крови, депонированной и циркулирующей в кровеносных сосудах.

3. Как устроен эритроцит, каковы его функции?

4. Откуда появляются и где разрушаются гематоциты?

5. Какие формы лейкоцитов Вам известны?

6. Каков состав кровяной плазмы?

7. Как осуществляется иммунитет?

8. Как осуществляется защита организма от кровотечений?

9. Нарисуйте схему большого и малого кругов кровообращения, укажите основные артерии и вены.

10. Какая кровь течет в артериях большого круга кровообращения – артериальная или венозная?

11. Какая кровь течет в артериях малого круга кровообращения – артериальная или венозная?

12. Расскажите о строении сердца.

13. Сколько длятся обычно фазы систолы предсердий, систолы желудочков, общей диастолы?

14. Как влияют на сердечную деятельность гормоны надпочечников и щитовидной железы?

5. ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА



Программа. Строение и функции дыхательной системы. Внешнее дыхание. Механизмы вдоха и выдоха. Характеристики емкости легких. Диффузия газов через альвеолярную мембрану. Перенос газов кровью. Газообмен между кровью и тканями. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Патологические изменения дыхательной системы при острых и хронических воздействиях на производстве, в быту, при чрезвычайных ситуациях. Профилактика и первая помощь.

Методические указания. Дыхание представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, обеспечивающих потребление кислорода и выделение углекислого газа тканями живого организма. В основе дыхания лежат тканевые окислительно-восстановительные биохимические реакции, обеспечивающие обмен энергии в организме аэробных организмов, в том числе и человека. Требуется изучить следующие основные этапы дыхания: I) газообмен между внешней средой и альвеолами легких (внешнее, или легочное дыхание; 2) газообмен между альвеолярным воздухом и кровью капилляров легких; 3) перенос кровью кислорода и углекислого газа; 4) обмен газов между кровью капил­ляров и тканями организма; 5) внутриклеточное, или тканевое, ды­хание. При этом важно понять механизм газообмена на каждом этапе и уметь пояснить последствия его нарушения. К характеристикам емкости легких относят: общую емкость легких, дыхательный объем, резервный объем вдоха, остаточный объем, жизненную емкость легких. Нужно уяснить смысл и соотношение этих показателей. При изучении регуляции дыхания нужно составить представление о нервно-гуморальных воз­действиях на дыхательный центр продолго­ватого мозга, об иннервации дыхательных мышц.
Контрольные вопросы

1. Дайте определение дыхания.

2. Как устроена дыхательная система? Нарисуйте схему.

3. Как происходит вдох?

4. Как происходит выдох?

5. Какова общая площадь поверхности альвеол?

6. Как осуществляется газообмен между воздухом альвеол и кровью, какие барьеры проходят при том газы?

7. Какова роль эритроцитов в транспорте газов?

8. Укажите основные виды форменных элементов крови и их функции.

9. Как осуществляется газообмен между кровью и тканями, какие барьеры проходят при том газы?

10. Что такое "артерио-венозная разность", как определяется и что характеризует данный показатель?

11. Как определяется и что характеризует жизненная емкость легких?

12. Как влияют на дыхание гипоксия и избыточное содержание в крови углекислого газа?

6. ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА



Программа. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в полости рта. Ферменты слюнных желез. Регуляции деятельности слюнных желез. Движение пищи по пищеводу. Пищеварение в желудке. Железы желудка. Желудочный сок. Транспорт пищи из желудка в кишечник. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Секреция и роль в пищеварении поджелудочной железы и печени. Пищеварение в тонком и толстом кишечнике. Обмен веществ и энергии. Патологические изменения пищеварительной системы при острых и хронических воздействиях на производстве, в быту, при чрезвычайных ситуациях. Профилактика и первая помощь.

Методические указания. При изучении пищеварения следует обратить внимание на следующие аспекты: физическая и химическая обработка пищи в различных отделах пищеварительной системы; особенности их среды; строение и функции желез, участвующих в пищеварительном процессе, выделяемые секреты, их роль; рефлекторная и гуморальная регуляция пищеварения в данном отделе, его иннервация. Следует представлять себе механизм транспорта пищи по желудочно-кишечному тракту (ее перемешивание, перетирание благодаря деятельности гладких мышц желудочной стенки; маятникообразные, перистальтические движения кишок). Нужно знать, где и как происходит всасывание различных продуктов переваривания пищи (белков, углеводов, жиров) и воды. Заслуживают внимания особенности обмена веществ (белков, жиров, углеводов) и энергетического обмена, механизмы их регуляции.
Контрольные вопросы

1. Как устроена пищеварительная система? Нарисуйте схему.

2. Назовите три пары наиболее крупных слюнных желез.

3. Какие ферменты содержатся в слюне и каково их назначение?

4. Какие веществ, кроме ферментов, содержатся в слюне?

5. Где находятся нервные центры слюноотделения и других пищеварительных процессов?

6. Как осуществляется движение пищи по пищеводу?

7. Укажите три основных типа желез желудка, название и функции выделяемых ими секретов?

8. Охарактеризуйте три фазы пищеварения в желудке.

9. Как пища переходит из привратника желудка в двенадцатиперстную кишку?

10. Соки каких желез обеспечивают пищеварение в двенадцатиперстной кишке?

11. Охарактеризуйте пищеварительные ферменты сока поджелудочной железы.

12. Каковы функции печени?

13. Как происходит пищеварение в тонком кишечнике?

14. Как происходит пищеварение в толстом кишечнике?

15. Чем отличаются маятниковые и перистальтические движения кишок?

16. Как всасываются в кишечник белки, жиры, углеводы?

17. Как осуществляется нейрогуморальная регуляция обмена белков, жиров, углеводов?

7. ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА



Программа. Выделительные функции различных систем организма: желудочно-кишечного тракта, органов внешнего дыхания, почек, потовых, сальных, слезных, молочных и других желез. Строение и основные функции почек. Структура и функции корковых и юкстамедуллярных нефронов. Образование первичной и вторичной мочи (фильтрация, реабсорбция в мочевых канальцах), выведение мочи, регуляция этих процессов. Выделительная функция потовых желез. Потоотделение термическое и психическое (эмоциональное), их регуляция. Патологические изменения выделительной системы при острых и хронических, опасных и вредных воздействиях.

Методические указания. Следует обратить внимание на то, какие вещества и как выводятся из организма при участии желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, почек, потовых и сальных желез. Нужно представлять себе устройство и функционирование коркового нейрона и его отделов: мальпигиева тель­ца (капсулы Шумлянского—Боумена и заключенного в ней сосу­дистого клубочка), мочевых канальцев (проксимального, петли Генле, дистального), а также особенности юкстамедуллярных нефронов мозгового слоя почек. Требуется представлять себе процессы образования первичной и вторичной мочи (специфические особенности и скорость процессов), иметь представление о нейрогуморальной регуляции работы почек.
Контрольные вопросы

1. Какие вещества выделяются из организма по желудочно-кишечному тракту, из органов ды­хания, из почек, потовых и сальных желез?

2. Как устроен корковый нефрон? Нарисуйте схему.

3. Как, где и с какой скоростью образуется первичная моча?

4. Как, где и с какой скоростью образуется вторичная моча?

5. Чем отличаются процессы фильтрации и реабсорбции в мочевых каналах?

6. Каковы основные отличия корковых и юкстамедуллярных нефронов?

7. Какие гормоны регулируют работу почек?

8. Как происходит мочевыведение?

9. Чем отличаются процессы термического и психического потоотделения?

8. ТЕПЛООБМЕН



Программа. Пойкилотермия и гомойотермия. Механизмы теплопродукции. Источники мобилизации энергии в организме. Изменение теплопродукции организма при гипо- и гипертермии. Механизмы теплоотдачи: теплопроведение (кондукция и кон­векция), теплоизлучение, испарение. Регуляция теплообмена. Патологические нарушения теплообмена.

Контрольные вопросы

1. Какие организмы являются пойкилотермными, а какие – гомойотермными?

2. Какую роль в мобилизации энергии играют процессы окисления и гликолиза?

3. Каково примерное соотношение энергии, аккумулируемой в молекулах АТФ и рассеиваемой в виде тепла?

4. Для каких целей используется в организме энергия, высвобождаемая при расщеплении АТФ?

5. Как регулируется теплопродукция при гипотермии вследствие произвольной мышечной деятельности, холодовой дрожи, выделения в кровь норадреналина?

6. Как происходит рефлекторная регуляция процессов теплопродукции и теплоотдачи?

9. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА



Программа. Общая характеристика желез внутренней секреции и гормонов. Особенности внутренней секреции. Железы внутренней секреции: надпочечники, гонады, железы поджелудочная, щитовидная железа, околощитовидные, тимус, эпифиз, гипофиз. Патологические изменения эндокринной системы.

Методические указания. При изучении эндокринных желез нужно уяснить их строение и функции, знать, какие гормоны ими секретируются и как действуют, представлять себе, как регулируется секреция. Изучая надпочечники, следует уяснить, как формируется общий (неспецифический) адаптационный синдром (стресс). Секреция женских половых гормонов сопряжена с половым циклом. Обратите внимание на то, как некоторые железы (например, поджелудочная) сочетают внутреннюю и внешнюю секрецию, как гипофиз регулирует эндокринную деятельность других желез тропными гормонами.
Контрольные вопросы

1. Каковы основные особенности внутренней секреции?

2. Каковы основные особенности гормонов?

3. Как устроены и как функционируют надпочечники?

4. Охарактеризуйте основные стадии стресса.

5. Какие половые гормоны продуцируются корой надпочечников?

6. Как устроены и как функционируют мужские, женские половые железы (гонады)?

7. Охарактеризуйте эндокринную деятельность поджелудочной железы.

8. Какие гонадотропные гормоны аденогипофиза регулируют деятельность половых желез, как это происходит?

9. Какая эндокринная железа является самой крупной?

10. Охарактеризуйте эндокринную деятельность передней, промежуточной и задней эндокринных желез.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА



Контрольная работа представлена десятью вариантами. Студент выполняет тот вариант, номер которого соответствует последней цифре номера его зачетной книжки.

Каждый вариант предусматривает три вопроса, на которые следует дать обстоятельные письменные ответы, включая и ответы на приведенные в программе контрольные вопросы, относящиеся к заданной теме.

В конце работы следует привести список литературы, которой пользовался студент. Выполненная контрольная работа в установленные сроки представляется на проверку на предмет допуска ее к защите.
Вариант 1

1. Укажите структурные различия клетки Procaryota и Eucaryota.

2. Охарактеризуйте строение и функции нейрона.

3. Перечислите основные эндокринные железы человека, укажите, какие гормоны ими синтезируются.
Вариант 2

1. Опишите строение и функции клеточной мембраны.

2. Охарактеризуйте устройство и действие холинэргического синапса.

3. Укажите основные различия безусловных и условных рефлексов.
Вариант 3

1. Опишите строение и функции клеточного ядра.

2. Опишите строение и функции спинного мозга.

3. Охарактеризуйте патологические изменения пищеварительной системы при острых и хронических отравлениях.
Вариант 4

1. Опишите строение и функции гладкого и шероховатого эндоплазматического ретикулюма.

2. Охарактеризуйте симпатическую и парасимпатическую вегетативную нервную систему.

3. Дайте описание механизмов терморегуляции гомойотермного организма.
Вариант 5

1. Опишите строение и функции комплекса Гольджи.

2. Укажите основные отделы головного мозга и их функции.

3. Дайте описание основных стадий развития стресса.
Вариант 6

1. Опишите строение и функции митохондрий.

2. Приведите классификацию сенсорных систем человека.

3. Дайте описание первичных, вторичных и третичных полей коры больших полушарий головного мозга.
Вариант 7

1. Дайте описание состава и функций цитоплазмы

2. Нарисуйте схему и дайте описание большого и малого кругов кровообращения.

3. Укажите и охарактеризуйте основные функции печени.


Вариант 8

1. Опишите, как происходят митоз и мейоз.

2. Нарисуйте схему и дайте описание выделительной системы человека.

3. Приведите основные характеристики емкости легких и артериального давления.
Вариант 9

1. Опишите, как происходит синтез белка.

2. Нарисуйте схему и дайте описание пищеварительной системы человека.

3. Опишите строение и деятельность сердца.
Вариант 10

1. Опишите функции и основные механизмы трансмембранного транспорта.

2. Нарисуйте схему и дайте описание дыхательной системы человека.

3. Приведите классификацию типов тканей человеческого организма.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



Основной:

1. Ткаченко Б.И. Основы физиологии человека: учебник для ВУЗОв. СПб: Медицина. Т.1, т.2, 1994; т. 3, 1998.

2. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс, 1999.

3. Шмидт Р. Физиология человека / Р. Шмидт, Г. Тевс.
М.: Мир, 1996.


4. Жамгоцев Г.Г. Медицинская помощь пораженным сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ) / Г.Г. Жамгоцев, М.Б. Предтеченский. М.: Медицина, 1993.

5. Шуйский В.Ф. Основы общей биологии и общей экологии: учебное пособие. Санкт-Петербургский горный ин-т. СПб: 2001.
Дополнительный:

6. Адо А.Д. Патологическая физиология / А.Д. Адо, Л.М. Ишимова. М.: Медицина, 1980.

7. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. М.: "Медицина" т.1., 1978, т.2., 1979, т.3., 1980.

8. Коробков А.В. Атлас по нормальной физиологии / А.В. Коробков, С.А. Чеснокова. М.: 1987.

9. Ноздрачев А.Д. Общий курс физиологии человека и животных. М.: Высш. школа, 1991.

10. Шувалов Ю.В. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Ю.В. Шувалов, В.А. Рогалев, И.А. Павлов. С.Г. Гендлер. Санкт-Петербургский горный ин-т. СПб: 1998.
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 6

1. ПРЕДМЕТ ФИЗИОЛОГИИ, ЕЕ РАЗВИТИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ 7

2. ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ КЛЕТКИ 7

3. ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ ВОЗБУДИМЫХ ТКАНЕЙ 9

4. КРОВЬ И КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА 11

5. ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 13

6. ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 15

7. ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 16

8. ТЕПЛООБМЕН 18

9. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА 19

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 21

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26




База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка