Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине политология



Скачати 259.03 Kb.
Дата конвертації14.04.2016
Розмір259.03 Kb.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Юго-Западный государственный университет»

(ЮЗГУ)
Кафедра государственной политики и территориального управления




методические указания

для самостоятельной работы студентов

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПОЛИТОЛОГИЯ

Курск - 2013



1.Методические рекомендации преподавателю
Лекция является фундаментальным источником знаний и должна способствовать глубокому усвоению материала, активизировать самостоятельную работу обучающегося. Весь курс лекций готовится до начала семестра, в котором читается этот курс. Лекции должны быть присущи тематическая завершенность, целостность и логическая стройность. К каждой лекции необходимо готовиться за несколько дней до ее чтения. Накануне лекция просматривается и подвергается окончательной доработке. При чтении лекции необходимо соблюдать основные правила ораторского дела.

Лектор обязан четко и доступно излагать содержание курса, обеспечивать условия для усвоения и возможности конспектирования. Основное внимание должно уделять разъяснению трудного для усвоения учебного материала, развитию интереса и активности обучающихся. Чтение лекции необходимо сопровождать рассмотрением примеров, соответствующих основным положениям лекции, что позволяет увязывать теоретические вопросы дисциплины с практикой.

Во вводной лекции необходимо дать четкое представление об изучаемом курсе, методах его изучения, задачах курса. В начале каждой темы необходимо ознакомить обучающихся с целями изучения раздела и его структурой, осветить междисциплинарные и межтематические связи. При завершении рассмотрения темы лекции следует подводить итоги, предоставлять обучающимся возможность задать уточняющие вопросы.

При подготовке лекций необходимо обращаться к следующим видам литературы: учебники и учебные пособия; научная литература; текст или конспект лекций за прошлые годы; конспекты обучающихся; другие материалы (документы обсуждения лекций на заседании кафедры, программы, рабочие и календарно-тематические планы лекций и практических занятий и т.д.).

На практических занятиях обучающиеся должны овладевать навыками постановки целей, задач и организации бизнеса и самостоятельного принятия эффективных решений; усваивать идеи, принципы и функции предприятий рыночного типа, независимо от вида деятельности, общественной формы; изучать основные понятия, принципы и методы управления малым и средним бизнесом.

В ходе практических занятий проводится разъяснение теоретических положений курса, уточнения междисциплинарных связей. На преподавателя, ведущего практические занятия, возлагается контроль самостоятельной работы обучающихся. Каждое практическое занятие следует начинать с опроса по содержанию лекций и одновременной проверке выполнения текущего задания. Выполнение практических работ должно развивать у обучающихся навыки использования основ предпринимательской деятельности.

Результаты опроса и проверки фиксируются преподавателем в журнале успеваемости и доводятся до сведения обучающихся, при этом фронтальный опрос должен охватывать как можно большее число обучающихся.

2.Методические рекомендации по выполнению контрольных работ
Цели написания контрольной работы (реферата):


  1. изучение студентами актуальных политических проблем;

  2. ознакомление с политическими документами и работами отечественных и зарубежных исследователей;

  3. развитие навыков самостоятельной исследовательской работы.

Тема реферата выбирается студентом и утверждается преподавателем. Студенты выступают с рефератами на семинарских занятиях, заседаниях студенческого научного кружка, студенческих научных конференциях.

Выполняя работу, следует:



  • корректно сформулировать тему реферата и рассматриваемой проблемы;

  • изучить научную литературу по исследуемой теме и дать ее краткий обзор;

  • логически грамотно построить всю работу;

  • уметь сформулировать результаты своего исследования.

Структура реферата включает: введение, основную часть(параграфы, озаглавленные в соответствии с планом), заключение и список литературы. План реферата согласовывается с научным руководителем.

Все цитаты в реферате сопровождаются ссылками на литературный источник и даются в кавычках. Сноски на источники можно делать внизу страницы, в конце разделов или в конце работы. Список литературы составляется по общепринятым правилам описания источников.

Текст контрольной работы должен быть написан четким разборчивым почерком или напечатан (через два интервала.) Примерный объем его 20-25 машинописных страниц.

На титульном листе указываются:



  • название вуза и кафедры;

  • тема реферата;

  • фамилия и имя студента с указанием факультета и номера учебной группы.

  • место и год написания реферата.

2.Методические рекомендации по проведению семинарских (практических) занятий по курсу.

Семинарские занятия позволяют углубить и систематизировать знания студентов, более подробно рассмотреть отдельные темы курса.

Успешное изучение данной дисциплины возможно при активной самостоятельной работе студентов.

При изучении дисциплины предусмотрен постоянный устный и письменный контроль над знаниями студентов, позволяющий преподавателю дифференцированно подходить к процессу обучения. Устный контроль осуществляется, в основном, на семинарских занятиях, к каждому из которых студенты готовят обширные или краткие сообщения-дополнения. Письменный контроль осуществляется при проверке конспектов по предмету и тестовых заданий.

К каждому семинарскому занятию студенты готовят краткие конспекты рекомендованных источников, а также выполняют творческие задания.

3.Оценочные средства для текущего и промежуточного контроля: содержание и порядок проведения
ТЕМА №13

Круглый стол на тему: «Межэтнические отношения в современной России»



(4 часа)

Цель: формирование толерантного мышления - значимая составляющая образовательного и воспитательного процесса.

Задачи:

  1. воспитание у молодёжи миролюбия, формирование уважения к людям и их культуре, религии;

  2. создание толерантной среды в обществе путем профилактики терроризма, экстремизма, гуманизации отношений между представителями разных наций.

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, стенд.
Направления работы круглого стола

1. Проблемы, механизмы и этапы развития межэтнической среды в современных условиях.

2.Самочуствие населения как индикатор толерантного поведения и отношения к межэтнической проблеме.

3.Развитие организационно-методических и правовых средств повышения межэтнической толерантности в работе с населением.

4. Проблема формирования культуры межэтнического общения в молодёжной среде.

5. Межэтническое взаимодействие в условиях региона.


Ход занятия

1.Вступительное слово преподавателей.

2.Выступление участников круглого стола.

3. Перерыв. 15 мин.

4.Представление проектов направленных на развитие межэтнического общения и взаимодействия.

5.Подведение итогов круглого стола.



ТЕМА № 8

«Парламентские выборы»

(деловая игра)

Время 1ч. 30 мин.
Цель занятия: изучение истории и политической платформы парламентских партий.

Задачи:

- образовательная: знакомство с деятельностью парламентских партий и с избирательной системой.



- воспитательная: формирование политической позиции и активности студентов.

Оборудование занятия: трибуна, урна для голосования, бюллетени, эмблемы с символами партий, плакаты, портреты лидеров, и т.д.

Ход занятия
1 тур

«Представление партий»

Выступающие:

«Единая Россия»

КПРФ

ЛДПР

«Справедливая Россия»
по 5 мин. на выступление (20 мин.)

- история образования;

- представление лидера;

- основные принципы, лозунги и т.д.;

- оформление выступления: эмблема, плакат, портрет лидера и т.д.
2 тур

«Программа»

по 10 мин. на представление программы (40 мин.)

- политическое развитие России;

-социально-экономическое развитие;

- безопасность РФ.


3 тур

«Дебаты»

(15 мин.)

- каждый выступающий задает по 1 вопросу двум оппонентам (выбор по договоренности).


4 тур

«Выборы»

(10 мин.)

- тайное голосование, в котором принимают участие все;

- подсчет голосов.

5 мин.

- на выступление представителей «Избиркома» (аналитиков) и подведение итогов.

Участники дебатов оцениваются как по результатам голосования, так и по оценке аналитиков.


Работа «Политических аналитиков»

Критерии оценки

5 балльная шкала – по 2 турам, 3 кон. -7 балльная.


Критерии оценивания выступающих:

1 тур

«Представление партий»

- время;


- эмоциональность;

- доступность выступления (быстро или медленно, тихо или громко,

наличие логических ошибок, оговорок, запинаний, пауз и т.д.);

- оформление выступления.


2 тур

«Программа»

- время;


- доступность выступления (быстро или медленно, тихо или громко,

наличие логических ошибок, оговорок, запинаний, пауз и т.д.);

- соответствие плану выступления.
3 тур

«Дебаты»

- время;


- эмоциональность (сдержанность или несдержанность, уважение или неуважение к оппоненту);

- качество вопросов;

- качество ответов.
Основная литература:
1. Гаджиев К. С. Политология. Базовый курс [Текст] : учебник для бакалавров / КамалудинСеражудинович Гаджиев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 463 с.

2. Политология / под общ.ред. А. Г. Грязновой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 396 с.


Дополнительная литература:


  1. Волобуева А.Н. Политические партии в системе публичной власти современной России. Курск, 2005.

  2. Вяткин К.С. Лоббизм по - немецки // Полис. 1993. № 1.

  3. Гаджиев К.С. Политология: Учебник. – М., Логос, 2004. – 488 с.

  4. Голосов Г.В. Партийные системы России и стран Восточной Европы: генезис, структура, динамика. М., 1999.

  5. Перегудов С.П. и др. Группы интересов и российское государство. М., 1999.


ТЕСТЫ ПО ВСЕМУ КУРСУ

«Политология»
1. Предметом политической науки является:

а) общество в целом;

б) политические отношения;

в) классы и социальные группы;

г) права человека.
2. Главная образовательная цель преподавания политологии:

а) подготовка нового поколения профессиональных политиков;

б) формирование человека, приемлющего любые решения власти;

в) передача определенных сведений о политике, позволяющих ориентироваться в ней и делать сознательный выбор;

г) выработка умений и навыков отстаивать и реализовать свои права, личные и групповые интересы.
3. Прогностическая функция политологии заключается:

а) в магическом предсказании будущего;

б) в разработке эффективных способов преобразования политической и других сфер общества;

в) в выработке способности рационально оценивать политические процессы;

г) в разработке возможных альтернатив развития политических процессов.
4. Создатель первой модели идеального государства:

а) Т.Мор;

б) Конфуций;

в) Платон;

г) К.Маркс.
5. Термин “Политика” в научный оборот ввел:

а) Н.Макиавелли;

б) Конфуций;

в) Аристотель;

г) Платон.
6. Автором теории о влиянии климата на политический процесс является:

а) Ф.Аквинский;

б) Платон;

в) Ш.Монтескье;

г) Ж..Боден.
7. Именем библейского мифического существа свою работу назвал:

а) Аристотель;

б) А.Токвиль;

в) Т.Гоббс;

г) Ш. Монтескье.
8. Причиной возникновения политики явилось:

а) разделение общества на отдельных индивидов и осознание ими своих интересов;

б) распространение христианства;

в) возникновение первых государств;

г) национальные конфликты.
9. Субъекты политики – это:

а) только граждане государства, принадлежащие к определенной политической организации и сознательно участвующие в осуществлении ее политических целей;

б) отдельные государства, участвующие в мировом политическом процессе;

в) индивиды, социальные группы, организации и учреждения, принимающие участие в политической деятельности;

г) политические партии (и только они), участвующие в политической жизни общества.
10. Под ресурсами власти понимается:

а) наиболее ценные для субъекта власти средства;

б) способы достижения целей объектом власти;

в) средства, с помощью которых субъект власти контролирует поведение или подчиняет объект власти;

г) средства, с помощью которых объект власти контролирует поведение или подчиняет субъект власти.

11. Выражение “там, где начинается политика, заканчивается мораль” принадлежит:

а) Платону;

б) Н.Макиавелли;

в) представителю марксистской традиции;

г) представителю христианской традиции.


12. Выражение “политика есть, кроме всего, сфера взаимодействия между классами” принадлежит:

а) представителю Древней Греции;

б) представителю либерализма;

в) представителю марксизма;

г) представителю христианства.
13. Точку зрения, согласно которой политика имеет личностное измерение и восходит к конкретной личности, отстаивает:

а) бихевиаризм;

б) прагматизм;

в) позитивизм;

г) функционализм.
14. Родоначальником теории либерализма является:

а) Д.Локк;

б) Ш.Монтескье;

в) Ж.Ж.Руссо;

г) К.Маркс.
15. Термин”легитимность” означает:

а) отставку лидера партии;

б) особенные качества лидера;

в) характер отношений между лидером и массами;

г) приемы воздействия лидера на массы.
16. Основой легитимности власти в демократическом государстве является:

а) принуждение;

б) идеологическое убеждение;

в) традиции;

г) свободные выборы.

17. Под политической властью в правовом государстве понимается:

а) умение навязывать свою волю другим;

б) использование элитой своих преимуществ;

в) управление слабыми со стороны сильных;

г) делегирование обществом государству политических полномочий.


18. В основу легального господства положены нормы:

а) рационально разработанные, юридические;

б) патриархальные, традиционные;

в) сословные;

г) произвольные.
19. Ресурсом власти в наибольшей степени зависимым от средств массовой информации является:

а) интересы;

б) распределение материальных благ;

в) принуждение;

г) убеждение.
20. Автором концепции трех форм господства (лидерства) является:

а) Платон;

б) Ж.Ж.Руссо;

в) М.Вебер;

г) Г. Алмонд.
21. Рецепт руководства: “государь должен внушать страх таким образом, чтобы если не приобрести любви, то хотя бы избежать ненависти” принадлежит:

а) Э. Берку;

б) Платону;

в) Н.Макиавелли;

г) Э.Локку.
22. Государство от других политических и социальных институтов отличается:

а) тем, что обеспечивает и гарантирует материальное благополучие всем членам общества;

б) монополией на легитимное насилие;

в) осуществлением тотального контроля за всеми сферами жизнедеятельности;

г) более высокой степенью институализации власти.
23. Принцип “Государство – ночной сторож” абсолютировали идеологи:

а) социализма;

б) либерализма;

в) радикализма;

г) консерватизма.
24. Государственный суверенитет характеризуется:

а) независимостью высших органов власти от общества;

б) правом народа на свержение деспотического правительства;

в) тем, что источником власти всех государственных институтов является народ;

г) независимостью государства от других государств.
25. Национальный суверенитет – это:

а) ликвидация национального гнета;

б) независимость от других государств;

в) независимость государства во внешних сношениях;

г) совокупность прав нации (народа) на свободу выбора социального, экономического и политического строя.
26. Концепции правового государства соответствуют суждению:

а) правовон государство- это государство, в котором реализован и действует принцип разделения властей;

б) правовон государство- это государство, в котором существует и реально действует конституция;

в) правовое государство- это государство, где все подчинены закону;

г) правовое государство- это государство с многопартийной системой.
27. Гражданское общество характеризуется:

а) зрелостью социально-экономических, политических и духовно-нравственных отношений;

б) подчинением общества государству;

в) высоким уровнем политической культуры, социальной и политической активности граждан;

г) развитием самоуправления и демократии.
28. Одним из основоположников концепции правового государства является:

а) Т.Гоббс;

б) Платон;

в) И.Кант;

г) Н. Макиавелли.
29. Президентской республикой является:

а) Канада;

б) США;

в) Марокко;



г) Нидерланды.
30. Парламентская республика существует в:

а) США;


б) России;

в) Франции;

г) Германии.
31. Одним из создателей концепции политической элиты является:

а) Г.Моска;

б) Т.Гоббс;

в) А. де Токвиль;

г) М.Бакунин.
32. Политическая элита – это:

а) руководство политической партии;

б) все лица, которые влияют на власть и принимаемые ею решения;

в) небольшая группа общества, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвуют в принятии решений, связанных с использованием власти;

г) засилие государства во всех сторонах жизни общества.
33. Автором теории рациональной бюрократии является:

а) Кант;


б) Цицерон;

в) Парето;

г) Вебер.
34. Автором “Железного законе олигархических тенденций” является:

а) М.Дювертье;

б) Д.Истон;

в) Острогорский;

г) Р.Михельс.
35. Тип лидерства, основывающийся на вере в необыкновенные качества политического лидера называется:

а) традиционным;

б) Харизматическим;

в) рационально-легальным;

г) рационально-иррациональным.
36. На характер политического лидерства наибольшее влияние оказывает:

а) социально-экономическая ситуация в стране;

б) факторы международного положения;

в) психологические черты лидера;

г) характер политической культуры общества.
37. Понятие “харизматическая власть” впервые ввел в научный оборот:

а) М.Вебер;

б) А.Токвиль;

в) К.Маркс;

г) В.Ленин.
38. Важнейшая идея либерализма утверждает:

а) естественное неравенство людей в отношении физического и умственного развития;

б) абсолютную ценность человеческой личности и изначальное (от рождения) равенство всех людей;

в) существование универсального морального порядка;

г) необходимость активного участия аристократии в управлении государством.
39. “Левыми” называют сторонников:

а) консерватизма;

б) радикализма;

в) либерализма;

г) социализма.
40. Наиболее характерной стратегией политического консерватизма является:

а) устойчивое стремление к сохранению определенных политических отношений и институтов;

б) ориентация на запросы граждан;

в) стремление к нововведениям;

г) ориентация на ограничение участия граждан в выработке политических решений.
41. К необходимости рыночной экономики и ограничению ее регулирования государством аппелирует:

а) социализм;

б) либерализм;

в) фашизм;

г) консерватизм.
42. Современная доктрина вмешательства государства в экономику выдвигается направлением:

а) демократическим;

б) консервативным;

в) неолиберальным;

г) либеральным.

43. Плюралистической концепции демократии соответствует:

а) идея автономии личности и ее первичность по отношению к народу и его воле;

б) преимущественно негативное понимание индивидуальной свободы;

в) соперничество и баланс групповых интересов как социальной основы демократической власти;

г) ограничение компетенции и сферы деятельности государства преимущественно охраной общественного порядка, безопасности граждан и социального мира.


44. Национал-социализм является господствующей идеологией в системе:

а) тоталитаризма;

б) автократии;

в) демократии;

г) социал-демократии.
45. Одним из признаков авторитарного политического режима является:

а) наличие широких прав и свобод человека;

б) полный контроль государства над всеми сферами жизнедеятельности;

в) опора на силу;

г) многопартийность.
46. Разновидность политической идеологии, отстаивающей исключительность и гегемонию этнической группы и опирающейся для ее достижения на террор и агрессию является:

а) фашизм;

б) национализм;

в) расизм;

г) фемиизм.
47. Монополия на власть какой-либо партии, группировки или института – специфическая черта:

а) авторитаризма;

б) либерализма;

в) демократии;

г) полиархии.
48. Главным и необходимым условием существования демократической политической системы является:

а) наличие многопартийности;

б) ограниченный по времени мандат на пребывание у власти для политических лидеров;

в) выборность органов местного самоуправления;

г) выборы, гарантирующие реальную возможность избирать среди многих кандидатов.
49. Общей для всех определений политической системы является:

а) адаптация к условиям окружающей среды;

б) применение узаконенного принуждения в обществе;

в) уравнительное распределение материальных благ;

г) авторитарные методы управления.
50. Понятие "политический режим” означает:

а) государственный строй;

б) совокупность средств и методов, которыми господствующий слой осуществляет свое политическое и экономическое господство;

в) система обязательных признаков, правил, мероприятий, норм, устанавливаемых для какой-либо деятельности;

г) методы осуществления политической власти в обществе.
51. Проникновение государства во все сферы общественной жизни характерно для режима:

а) правового;

б) авторитарного;

в) тоталитарного;

г) теократического.
52. Демократический строй государства предполагает:

а) подчинение меньшинства большинству;

б) подчинение большинства меньшинству;

в) подчинение всего населения власти одного или нескольких лиц;

г) подчинение всего населения власти одной партии.
53. Тоталитарный режим был впервые установлен:

а) в Испании;

б) в Италии;

в) в Германии;

г) в Японии.
54. К демократическому политическому режиму не относится следующая оценка:

а) все демократические режимы соблюдают права человека;

б) все демократические режимы допускают оппозицию правящим партиям;

в) все демократические режимы характеризуются разделением властей;

г) все демократические режимы основываются на президентской форме правления.
55. Автором концепции разделения властей является:

а) Вольтер;

б) Ж.Ж.Руссо;

в) Д.Дидро;

г) Ш.Монтескье.
56. Партийная система означает:

а) расстановку классовых сил;

б) идеологические группировки;

в) взаимодействие оппозиционных сил;

г) взаимодействие групп интересов.
57. Основная причина возникновения многопартийности заключается:

а) в многонациональности народа страны;

б) в усложнении социально-экономической ситуации;

в) в дифференциации социального состава общества;

г) в соперничестве отдельных представителей политической элиты.
58. Функцию артикуляции интересов выполняет:

а) правительство;

б) политические партии;

в) законодательные органы;

г) судебные органы.

59. Способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношения ее органов, участие населения в их формировании – это:

а) форма государственного устройства;

б) политический режим;

в) тип легитимного государства;

г) форма правления.


60. Главным компонентом политической системы являются:

а) политические институты;

б) социальные институты;

в) конституционно-правовые нормы;

г) классы, нации, социальные группы.
61. Правильным является суждение:

а) все партии делятся только по классовому признаку;

б) все партии имеют индивидуальное фиксированное членство;

в) все партии имеют целью борьбу за государственную власть;

г) некоторые партии ограничивают свою деятельность только выборами.
62. Основным отличительным признаком политической партии является:

а) наличие программы;

б) социальная база;

в) притязание на политическую власть;

г) принцип демократического централизма.
63. Основная роль политических партий на современном этапе заключается:

а) в борьбе за власть;

б) в балансе политических сил;

в) в борьбе за социальные интересы;

г) в борьбе за экономические интересы.
64. Удельный вес партии в политической жизни общества определяется:

а) числом членов и активистов партии;

б) количеством избирателей, голосующих за партию в период выборов;

в) числом полученных мандатов в представительных органах;

г) популярностью лидера.
65. Идеологические партии представляют собой:

а) организованную группу людей, ориентирующуюся на практическую целесообразность действий;

б) организованную группу людей, ориентирующуюся на политическую платформу;

в) организованную группу людей, ориентирующуюся на ценности традиционного общества;

г) организованную группу людей, ориентирующуюся на определенные религиозные воззрения.
66. Отличие массовых партий от кадровых заключается:

а) в значительном числе членов;

б) в аморфном свободном членстве;

в) в преобладании идеологической и воспитательной форм деятельности;

г) в опоре на профессиональных политиков и финансовую элиту.
67. Целенаправленное воздействие группы интересов на органы власти с целью реализации специфических интересов есть не что иное, как:

а) корпоратизм;

б) коммунитаризм;

в) лоббизм;

г) этатизм.
68. Терпимость к чужому мнению называется:

а) компромиссом;

б) плюрализмом;

в) толерантностью;

г) консенсусом.
69. Политизация массового сознания проявляется:

а) в деятельности партий;

б) в участии в забастовках;

в) в участии в выборах;

г) в признании узкоклассовых интересов.
70. Идеология и политика, основанная на идее национального превосходства национальной исключительности называется:

а) расизм;

б) национализм;

в) апартеид;

г) национал-патриотизм.
71. Элементом политической системы не является:

а) политическая власть;

б) экология;

в) политические партии;

г) государство.
72. Впервые политические партии были образованы в:

а) Англии;

б) США;

в) России;



г) Франции.
73. Политическая культура – это:

а) комплекс представлений о мире политического, его законах и правилах функционирования;

б) зафиксированные в законах, обычаях и политическим сознанием “память о прошлом” как общества в целом, так и его отдельных структурных единицах;

в) совокупность норм поведения и правил игры в политике;

г) совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы.
74. Патриархально-политической культуре соответствует:

а) почтительное отношение к старшим;

б) ориентация на местные ценности (род, клан, племя) ;

в) ориентация на политические авторитеты;

г) пассивное отношение к политической системе.

75. Активистской политической культуре присуща:

а) ориентация на активную деятельность государства;

б) ориентация на активное включение индивидов в политическую жизнь, стремление оказать влияние на политическую систему;

в) ориентация на активное неучастие в политической жизни;

г) ориентация на активное противостояние с политической системой и противодействие власти.


76. Политическая социализация личности…

а) означает, что человек приобретает политические качества стихийно;

б) означает, что человек рождается с набором политических качеств, а потом их просто развивает;

в) это целенаправленный процесс со стороны государства, политических партий;

г) происходит тогда, когда человек сам влияет на свое приобщение к политическим ценностям.
77. Форма уклонения от участия в голосовании – это:

а) пацифизм;

б) анархизм;

в)популизм;

г) абсентеизм.
78. Для граждан, обладающих высшей культурой, характерно:

а) следование рекомендациям политических комментаторов;

б) ориентация в период выборов на политических лидеров;

в) умение делать самостоятельные выводы из полученной политической информации;

г) следовать мнению большинства.
79. Обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовать свои гражданские и политические права называется:

а) ориентацией;

б) адаптацией;

в) интеграцией;

г) социализацией.

80. Закрытый характер принятия и осуществления политических решений на всех этапах характерен для:

а) консерватизма;

б) популизма;

в) элитизма;

г) демократизма.

81. Отношение между субъектами политики по поводу осуществления власти называется:

а) политическим процессом;

б) политическим поведением;

в) политическими отношениями;

г) политическим участием.
82. Среди режимов протекания политического процесса не существует:

а) режима становления;

б) режима функционирования;

в) режима развития;

г) режима спада.
83. Нарастанию социального протеста могут способствовать:

а) стабильное социально-экономическое развитие;

б) резкий спад в экономике и кризис;

в) резкий подъем в экономике;

г) стабильно-плохое положение в социально-экономической сфере.
84. “Революционная ситуация” в стране может быть обусловлена:

а) правительственным кризисом;

б) конституционным кризисом;

в) общенациональным кризисом;

г) экономическим спадом.
85. Основным путем урегулирования конфликта в демократическом государстве является:

а) консенсус;

б) силовые методы;

в) идеологические методы;

г) судебные процессы.
86. Конфликт протекает благоприятнее в:

а) обществе, где нет места жесткой социальной иерархии, этнических и религиозных разногласий;

б) тоталитарном обществе;

в) авторитарном обществе;

г) унитарном государстве.
87. Наиболее оптимальный выход из конфликтной ситуации – это:

а) принуждение к заключению соглашения;

б) поиск компромиссных решений;

в) уход от разрешения конфликта;

г) подавление противника.
88. В демократическом государстве урегулирование конфликта происходит через:

а) отрицание, замалчивание конфликта;

б) применение репрессивных мер;

в) осуществление реформ, призванных частично устранить причины конфликта;

г) попытки коренного разрешения конфликта, путем устранения его непосредственных причин.
89. Субъектами этнополитических конфликтов являются:

а) международные организации;

б) этнические общества;

в) государства;

г) социальные группы.
90. Стремление к обособлению, проявляющееся у национальных меньшинств в многонациональном государстве …

а) сепаратизм;

б) изоляционизм;

в) либерализм;

г) лоббизм.
91. Соглашение на основе взаимных уступок – это:

а) консенсус;

б) фрустрация;

в) инцидент;

г) компромисс.
92. Задачам разрешения межнациональных конфликтов не соответствует:

а) конституционное запрещение всех видов дискриминации;

б) систематическое применение силовых методов;

в) конституционное закрепление гарантий равенства граждан;

г) формирование уважения к другим народам, к их культуре через систему образования.
93. Способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей – это:

а) политика;

б) политическая власть;

в) государственная власть;

г) диктатура.
94. Большинство международных конфликтов второй половины ХХ века относится к:

а) глобальным;

б) региональным;

в) ненасильственным;

г) локальным.
95. Геополитика – это:

а) один из методов политического исследования;

б) часть политической системы;

в) мировая концепция международных отношений государств;

г) политическая концепция, использующая экологический императив.
96. Глобальные проблемы – это:

а) проблемы, затрагивающие жизненные интересы всего человечества и всех стран;

б) проблемы, требующие больших финансовых расходов;

в) проблемы мирного освоения космоса;

г) политический термин Древней Греции и Древнего мира.

97. Система международных отношений характеризуется:

а) совокупностью взаимодействующих и взаимодополняющих элементов;

б) целостностью;

в) интегративными качествами;

г) всем названным.


98. Предметом международных отношений не являются:

а) плотность и качество жизни народонаселения;

б) сложившиеся государственные границы;

в) национально-этнический состав населения страны;

г) правила навигации во внутренних территориальных водах.
99. Ведущей концепцией развития России в современных условиях является:

а) построение правового государства;

б) создание индустриального общества;

в) построение буржуазного общества;

г) разгосударствление собственности.
100. Одним из направлений демократизации международных отношений выступает:

а) хаос и анархия;

б) формирование центров военной силы;

в) подмена международного права силовыми методами;

г) замена права силы силой права.

ОТВЕТЫ

1-б, 2-в, 3-г, 4-в, 5-в, 6-в, 7-в, 8-в, 9-в, 10-в,

11-б, 12-в, 13-а, 14-а, 15-в, 16-г, 17-г, 18-а, 19-г, 20-в,

21-в, 22-б, 23-б, 24-г, 25-г, 26-в, 27-в, 28-в, 29-б, 30-г,

31-а, 32-в, 33-г, 34-г, 35-б, 36-г, 37-а, 38-б, 39-г, 40-а,

41-б, 42-в, 43-в, 44-а, 45-б, 46-а, 47-а, 48-г, 49-б, 50-г,

51-в, 52-а, 53-б, 54-г, 55-г, 56-б, 57-в, 58-б, 59-г, 60-а,

61-в, 62-в, 63-б, 64-в, 65-б, 66-в, 67-в, 68-в, 69-в, 70-г,

71-б, 72-а, 73-а, 74-б, 75-б, 76-г, 77-г, 78-в, 79-г, 80-в,

81-в, 82-г, 83-г, 84-в, 85-а, 86-а, 87-б, 88-г, 89-б, 90-а,



91-г, 92-б, 93-б, 94-г, 95-в, 96-а, 97-г, 98-а, 99-а, 100-г

Вопросы для подготовки к зачёту



  1. Предмет и метод политологии, ее место в системе социально-гуманитарных дисциплин.

  2. Функции политологии.

  3. Основные типы политических режимов.

  4. Структура и функции политической системы.

  5. Политический режим: содержание и особенности..

  6. Природа государства

  7. Основные функции государства.

  8. Проблемы становления социального государства в России.

  9. Формы правления и формы государственного устройства.

  10. Понятие правового государства.

  11. Политической власть.

  12. Источники и ресурсы политической власти.

  13. Сущность политических партий, их функции.

  14. Типология политических партий.

  15. Политические партии в России во второй половине ХХ века.

  16. Общественно-политические движения в нашей стране.

  17. Партийные системы.

  18. Понятие, функции и разновидность общественных объединений

  19. Политическая идеология.

  20. Политическое содержание неоконсерватизма и неолиберализма.

  21. Политическое содержание социал-демократической теории.

  22. Политические грани современной социал-демократии.

  23. Духовно-идеологическая ситуация в современной России.

  24. Основные политические идеологии современного Запада.

  25. Политическая культура как явление политической жизни.

  26. Политическое сознание в структуре общественного сознания.

  27. Общие тенденции развития современной России.

  28. Международные политические отношения: содержание и специфика.

  29. Национальные политические интересы и реальная международная политика Российского государства.

  30. Международные отношения и мировая политика.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка