Методические указания для самостоятельной работы обучающихся учебной дисциплины «Обществознание



Сторінка1/7
Дата конвертації13.04.2016
Розмір1.22 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
Государственное автономное образовательное учреждение

Мурманской области среднего профессионального образования


«Мурманский индустриальный колледж»

Методические указания
к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов
по дисциплине ОДБ.04 «Обществознание (включая экономику и право)»
предназначены для обучающихся по специальностям

160709.02 Сварщик (электро-сварочные

и газосварочные работы); 190631.01 Автомеханик

г. Мурманск

2013/2014г.
Рассмотрено

на заседании МК преподавателей

общеобразовательных дисциплин
Протокол № ___от ___ 20__ г.
Руководитель МК

_________________ Т.В. Кожемякина

Составлены в соответствии с рабочим учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины «Обществознание(включая экономику и право)»для подготовки по специальностям 160709.02 Сварщик (электро-сварочные и газосварочные работы); 190631.01 Автомеханик.
Составитель: Лозовская Яна Александровна, преподаватель ГАОУ МО СПО – «Мурманский индустриальный колледж»

Пояснительная записка
Методические указания для самостоятельной работы обучающихся учебной дисциплины «Обществознание(включая экономику и право)» составлены в соответствии с рабочей программой 2013 года на базе примерной программы разработанной Федеральным институтом развития образования, для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования 2008 г.

Методические указания предназначены для организации самостоятельной работы в помощь преподавателям и обучающимся, при подготовке специалистов по специальностям –160709.02 Сварщик (электро-сварочные и газосварочные работы); 190631.01 Автомеханик.

Современная система образования предполагает сокращение аудиторной нагрузки обучающихся и увеличение объема часов на самостоятельную работу, что увеличивает значимость текущего контроля знаний студентов, в том числе с использованием письменных работ, эссе, рефератов, тестов, домашних работ. В связи с этим одна из основных задач учебного процесса сегодня – научить обучающихся работать самостоятельно. Научить учиться - это значит развить способности и потребности к самостоятельному творчеству, повседневной и планомерной работе над учебниками, учебными пособиями, периодической литературой, Интернет-ресурсами и т.д., активному участию в исследовательской работе.

Самостоятельная учебная деятельность - это вид учебной деятельности, которую обучающийся совершает индивидуально или в группе без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформированными представлениями о порядке и правильности выполнения работ.



Самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося и определяется учебным планом.
Цель самостоятельной работы:


  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

  • углубление и расширение теоретических знаний;

  • формирование умений использовать справочную и учебную литературу;

  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • развитие исследовательских умений.


Виды самостоятельной работы:


  • по овладению знаниями: чтение текста учебника, дополнительной литературы; составление плана; составление схемы, таблицы; конспектирование текста; работа со словарем; учебно-исследовательская работа;

  • по закреплению и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа с учебником, дополнительной литературой; подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление кроссвордов; тестирование;

  • по формированию умений и навыков: решение проблемных вопросов; выполнение схем, таблиц; подготовка к деловым играм.


Формы организации самостоятельной работы:
Самостоятельная работа осуществляется как

Обучающимся предоставляется возможность в зависимости от индивидуальных особенностей, склонностей, по каждой теме выбрать из перечня то или иное задание так, чтобы оно не повторялось по другой теме и не дублировало форму обязательного задания.
II. Алгоритмы выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.
Памятка-алгоритм по формированию (развитию) умения доказывать.

  1. Доказательство состоит из аргументов (доводов), рассуждения и вывода.

  2. Проанализируй задание, уясни, что требуется доказать.

  3. Определи вывод, который должен вытекать из доказательство.

  4. Определи источник, каким будешь пользоваться для аргументации своих выводов.

  5. Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.

  6. Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.

  7. Выясни, все ли аргументы исчерпаны.


Памятка-алгоритм по формированию умения конспектирования лекции.

  1. Запишите план лекции, если он не дан, самостоятельно выделите основные вопросы по ходу лекции, фиксируйте их в виде плана на полях слева.

  2. В правой части конспекта пишите самое важное короткими точными фразами своими словами. Не старайся записывать каждое слово лектора, так как при этом можно пропустить главное, потерять нить рассуждения.

  3. Особое внимание обратите на правильную запись и выделение основных выводов по каждому пункту плана.

  4. Не пишите на черновиках - пустая трата времени. Оставляйте при записи лекции учителя повторить. Оставьте свободное место или незаконченную фразу, которую допишите потом.

  5. В тот же день, пока в памяти свежо содержание лекции, внимательно прочитайте конспект, внесите необходимые исправления, восстановите пропущенное, выделите особо важные положения.

  6. Сформулируйте вопросы, возникшие при перечитывании конспекта и рекомендованной на лекции литературы.


Памятка-алгоритм для составления схем.

  1. Подготовь рабочее место и канцелярские принадлежности.

  2. Прочти текст.

  3. Выдели главную идею текста, раздели текст на части.

  4. Подбери факты для составления схемы.

  5. Определи ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.

  6. Установи связи, последовательность.

  7. Выбери систему условных обозначений.

  8. Продумай пространственное расположение схемы на листе.

  9. Зафиксируйте схему на листе.







Памятка-алгоритм составления рецензии ответа.

  1. Выслушай ответ товарища.

  2. Фиксируй услышанную информацию в таблицу:

  1. тезисы выступления

  2. собственное отношение к информации

  1. Определи собственное отношение по параметрам:

  1. владение содержанием (глубина, краткость),

  2. полнота и правильность изложения фактов, выводов, датировки событий,

  3. доступность, логичность и последовательность

  4. выделение ключевых понятий, объяснение новых исторических терминов,

  5. использование дополнительной литературы, карты, цифровых данных,

  6. наличие собственного мнения,

  7. выводы и обобщения,

  8. использование аргументов и фактов при выводах,

  9. язык и стиль изложения.

  1. Оцени ответ и прокомментируй оценку.


Памятка-алгоритм составления таблицы.

  1. Прочти текст.

  2. Определи признаки, по которым можно систематизировать материал.

  3. Начерти таблицу с определенным количеством граф.

  4. Запишите название признаков в графы.

  5. Запиши в соответствующие графы таблицы материалы из текста в сокращенном виде.

  6. Сделай вывод.

  7. Дополни текст собственными соображениями, систематизируй их в таблицу.












Памятка-алгоритм написания реферата.

  1. Определи тему, обоснуй ее (покажи актуальность).

  2. Изучи состояние проблемы по данной теме.

  3. Подбери литературу, составь список используемой литературы.

  4. Составь план.

  5. Определи цель и задачи работы.

  6. Проанализируй изученные материалы, делая краткие записи.

  7. Распредели материалы в определенной логической последовательности, согласно плану.

  8. Покажи разные точки зрения на проблему.

  9. Подготовь опорные таблицы, схемы, графики.

  10. Сформулируй выводы, свое отношение к проблеме, сделай заключение.

  11. Произведи записи текста реферата с учетом единых требований.



Реферат - это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада научного труда.

Объем реферата 10-12 печатных страниц. Содержание реферата:



  1. Титульный лист

  2. Оглавление

  3. Введение

  4. Основная часть, разделенная на 3-5 глав

  5. Заключение

  6. Список литературы

План рецензии реферата:



  1. Предмет анализа.

Данная работа представляет собой... В работе автора, в рецензируемой работе (глаголы: исследуется, освещается, анализируется, описывается, разбирается, рассматривается, раскрывается).

  1. Актуальность.

Работа посвящена актуальной теме, актуальной проблеме, актуальным вопросам, комплексу проблем.

  1. Краткое содержание работы (указание на существенные результаты). Характеристика задач, которые решал автор, методов, которыми он пользовался в исследовании, сравнительный анализ.


Памятка-алгоритм составления плана при работе с текстом.

  1. Прочитать текст, продумать прочитанное.

  2. Разбить текст на части и озаглавить каждую. В заголовках передать главную мысль каждого фрагмента.

  3. В каждой части выделить несколько положений, развивающих главную мысль.

  4. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.


Памятка-алгоритм приемов работы с текстом.

  1. Чтение и анализ.

  2. Сопоставительный анализ источника и мнения.

  3. Анализ и аргументация автора.

  4. Постановка вопросов к тексту.

  5. Сравнительный анализ.

  6. Отбор материала.


Памятка-алгоритм написания конспекта.

  1. Перед конспектированием необходимо тщательно изучить конспектируемое произведение.

  2. Конспектированию предшествует составление плана.

  3. В начале конспекта необходимо точно указать фамилию и инициалы автора (или редактора сборника), полное название работы, место и год издания.

  4. Наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы всегда указывать точно.

  5. Изложение текста дается сжато, но основные мысли и аргументы записываются подробно.

  6. В конспекте можно использовать цитаты.

  7. При оформлении конспекта используйте подчеркивания, условные знаки, пометки на полях.


Памятка-алгоритм написания эссе.

  1. Начинать эссе целесообразно с определения личной позиции (на мой взгляд; в данном высказывании есть…; я согласен с тем, что…).

  2. В следующем предложении сформулировать свое понимание этого высказывания, перефразировать его.

  3. В форме тезисов изложить собственное мнение по теме. Тезисы обосновать с помощью фактов, примеров. Фразы должны быть короткими, емкими, лаконичными.

  4. Обосновать взгляд на проблему, обращаясь к теоретическим положениям. Нельзя опираться на примеры из личной жизни.

  5. В заключение (1-2 предложения) подводятся итоги работы. Здесь можно перечислить вопросы, которые остались нераскрытыми, обозначить перспективу.

  6. Дополнительные аргументы в пользу автора эссе:

  • если дается информация об авторе высказывания,

  • если упоминаются его предшественники или научные противники,

  • если описываются различные точки зрения или подходы к решению проблемы.

  • если указывается значение используемых понятий и терминов.


III. Критерии оценивания.

  1. Воспроизводящий уровень, т.е. уровень стандарта: выписки понятий, определений; пересказ, узнавание в нем изученных фактов, событий, явлений, составление плана. Эта работа оценивается на «3».

  2. Преобразующий уровень: рассказ по документу, сопровождающийся анализом текста; выделение основной идеи текста; самостоятельный отбор фактов, идей, привлечение их для раскрытия темы; составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовой таблицы, схемы. Эта работа оценивается на «4».

  3. Творческо-поисковой уровень: осмысление и сопоставление точек зрения, положений документа; выявление линий сравнения изучаемых явлений; составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применение теоретических положений для доказательства, аргументации своей точки зрения; обсуждение дискуссионных проблем, поисковая деятельность по сбору материала, написание творческой работы, эссе. Эта работа оценивается на «5».


Тема 1.1. «Природа человека, врожденные и приобретенные качества»
Вопросы и задания

1. Что понимают под словом «природа»?

2. В чем состоит взаимосвязь человека и природы?

3. Как развивались отношения между обществом и природой на всемпротяжении существования человечества?

4. Дайте характеристику первобытного общества. Какой была основнаяцель объединения людей?

5. Почему со становлением индустриального общества воздействиечеловека на природу усилилось?

6. Как изменилось отношение человека к природе в XX в.? Почему этопроизошло?

7. Как в современном мире решаются экологические проблемы?

8. Что такое экологическое законодательство? Какими документамионо представлено в России?

9. Защита природы — дело не только государства, но и каждого человека. Как каждый из нас может способствовать охране природы?


Самостоятельна работа №1. Мини-сочинение (эссе) «Можно ли стать личностью вне общества?»

Цели: Образовательная: закрепить и расширить знания, полученные на уроке; формирование представлений о смысле и цели жизни, свободе и ответственности.

Рекомендации по написанию эссе

Эссе по обществознанию – творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук.



Признаки эссе:

- наличие конкретной темы либо вопроса;

- личностный характер восприятия проблемы и её осмысления; Эссе – жанр субъективный, оно интересно и ценно именно тем, что даёт возможность увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру.

- небольшой объём; Каких-либо жестких границ, конечно, не существует, но для хорошего эссе бывает достаточно и одного листа, нескольких ёмких, побуждающих к размышлению фраз.

- свободная композиция; Эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок; оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «Всё наоборот!»

- непринуждённость повествования; Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем, чтобы быть понятным, он избегает намеренно усложнённых, неясных, излишне «строгих» построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит её с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

- парадоксальность; Эссе призвано удивить читателя – это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Более того, эссе рождается из удивления, которое возникает у автора при чтении книги, просмотре кинофильма, в разговоре с другом. Отправной точкой для размышления, воплощённых в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы (таковы, например, темы эссе Владимира Набокова «Пушкин, или Правда и правдоподобие» или «Похвала скуке» Иосифа Бродского).

- внутреннее смысловое единство; Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, внутренней гармоний аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

- открытость. Эссе остаётся незавершённым – не в том смысле, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мнения до конца, а в том, что он не претендует на исчерпывающее её раскрытие, на полный, законченный анализ.

Этапы написания:

- выбор темы;

- определение смысла предложенного высказывания (что по вашему мнению хотел сказать автор);

- осмысление проблемы в контексте базовых наук (с какими проблемами обществознания связана тема, что вы должны знать, чтобы её раскрыть);

- формулирование своего отношения к высказыванию;

- использование определений, обществоведческих терминов, обобщение, теоретическая обоснованность понятий и теорий;

- использование фактов, примеров из общественной жизни, обосновывающих вашу позицию;

- вывод.

Начинать эссе целесообразно с ясного и чёткого определения личной позиции: «Я согласен(а) с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным (способов выразить своё согласие или несогласие, естественно, очень много).

Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять утверждение, важно так сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет её содержание и сущность.


Рекомендуемые источники информации: Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. М. Дрофа. 2005. Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2001.Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2003. Обществознание 10 класс. Уч. под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. М. Просвещение. 2011.Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. М. Просвещение. 2010.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. ОИЦ «Академия». М. 2010.

Самостоятельная работа № 2. Составить конспект «Потребности человека»
Цель: Воспитать положительное отношение к труду. Сформировать чувство ответственности.
Рекомендуемые источники информации: Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. М. Дрофа. 2005. Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2001.Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2003. Обществознание 10 класс. Уч. под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. М. Просвещение. 2011.Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. М. Просвещение. 2010.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. ОИЦ «Академия». М. 2010.

Памятка-алгоритм написания конспекта.
1. Перед конспектированием необходимо тщательно изучить конспектируемое произведение.

2. Конспектированию предшествует составление плана.

3. В начале конспекта необходимо точно указать фамилию и инициалы автора (или редактора сборника), полное название работы, место и год издания.

4. Наименование глав, разделов, параграфов конспектируемой работы всегда указывать точно.

5. Изложение текста дается сжато, но основные мысли и аргументы записываются подробно.

6. В конспекте можно использовать цитаты.

7. При оформлении конспекта используйте подчеркивания, условные знаки, пометки на полях.


Самостоятельная работа № 3 - 4. Подготовить презентацию «Истина и её критерии»
Цель: Образовательная: Закрепить и расширить знания, полученные на уроке.
Рекомендации по созданию презентаций

Электронная презентация – это электронный документ, представляющий собой набор слайдов, предназначенный для демонстрации аудитории.

Целью любой презентации является визуальное представление замысла автора, максимально удобное для восприятия конкретной аудиторией и побуждающее ее на позитивное взаимодействие с объектом и/или автором презентации. Электронная презентация должна показать то, что трудно объяснить на словах.

Задачи презентации:

- привлечь внимание аудитории;

- включать всю необходимую информацию, достаточную для восприятия аудиторией без пояснений;

- предоставлять информацию аудитории максимально комфортно;

- обратить внимание аудитории на наиболее существенные информационные разделы.

Электронная презентация, выполненная в среде Microsoft PowerPoint или ее аналогах – удобный способ преподнести информацию самой разной аудитории – учащимся, коллегам, подчиненным, руководству, бизнес-партнерам, инвесторам. Основным преимуществом презентации является возможность демонстрации текста, графики (фотографий, рисунков, схем), анимации и видео в любом сочетании без необходимости переключения между различными приложениями – программой для просмотра изображений, видеопроигрывателем и т.д. Для проведения успешной презентации, способной завоевать внимание слушателей и произвести на них должное впечатление, необходимо подготовить грамотную речь, правильно ее озвучить, соблюдая несложные правила поведения при публичном выступлении, а также уделить определенное внимание оформлению слайдов.


Рекомендуемые источники информации: Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. М. Дрофа. 2005. Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2001.Кравченко А.И. Обществознание. М. Академия. 2003. Обществознание 10 класс. Уч. под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой. М. Просвещение. 2011.Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс. М. Просвещение. 2010.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. ОИЦ «Академия». М. 2010.
Дополнительные баллы можно получить, выполнив следующие задания:
Задание №1.

«Мы рассмотрели восемь... процессов, угрожающих гибелью всему человечеству как виду.

Вот [некоторые] процессы:

1. Перенаселенность Земли, вынуждающая каждого из нас защищаться от избыточных социальных контактов, отгораживаясь от них... и сверх того непосредственно возбуждающая агрессивность - следствие скученности множества индивидов в тесном пространстве.

2. Исчезновение всех сильных чувств и аффектов вследствие изнеженности. Развитие техники и фармакологии порождает возрастающую нетерпимость ко всему, что вызывает малейшее неудовольствие. Генетическая деградация... Нельзя исключить, что многие проявления инфантильности, превращающие значительные группы нынешней «бунтующей молодежи» в общественных паразитов, могут быть обусловлены генетически.

3. Разрыв с традицией. Он наступает, когда достигается критическая точка, за ко-торой младшему поколению больше не удается достигать взаимопонимания со старшими, не говоря уже о культурном отождествлении с ними. Поэтому молодежь обращается со старшими, как с чужой этнической группой, испытывая к ним «национальную ненависть». Эта тенденция имеет своей главной причиной недостаточный контакт между родителями и детьми, вызывающий патологические последствия уже у грудных младенцев.

4. Увеличение числа людей, принадлежащих к одной и той же культурной группе, вместе с усовершенствованием технических средств воздействия на общественное мнение, приводят к такой унификации взглядов, какой до сих пор не знала история... уже сейчас во многих местах индивид, сознательно уклоняющийся от действия средств массовой информации, например, телевидения, - рассматривается как патологический субъект. Эффекты, уничтожающие индивидуальность, приветствуются всеми, кто хочет манипулировать большими массами людей...» (К. Лоренц)

Вопросы и задания к тексту:

1) Опираясь на содержание текста, заполните таблицу, заполнив столбцы:

ПроблемаВ чём её опасностьПодтверждение её глобального характера

2) Проанализируйте получившийся перечень проблем. Все ли известные вам глобальные проблемы в нём обозначены? ________. В случае отрицательного ответа дополните таблицу.________________________________________

3) Приведите один-два конкретных примера, раскрывающих взаимосвязь развития современных средств массовой коммуникации с унификацией сознания людей.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2. Известный российский ученый-литературовед Д. С. Лихачев (1906—1999) говорил о том, что отличительными чертами русского народа являются: 1) стремление к свободе и 2) во всем доходить до крайностей, до пределов возможного. Предположите, что могло послужить основой для такого вывода.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание №3. Найдите в периодической печати описание социального конфликта. Укажите основных участников конфликта; __________________________________________________________________объективно существующие противоречия, интересы, цели, а также способы поведения каждого из участников конфликта.__________________________________________________________ Были ли допущены участниками какие-либо ошибки (если да, то какие и как их можно было избежать)? Каковы результаты конфликта (можно ли сказать, что конфликт разрешен)? Подумайте, можно ли было не допустить разрастания конфликта и можно ли было разрешить конфликтную ситуацию более эффективными способами? Какими?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание №4.

В понимании одних людей человек – это безусловная ценность, в понимании других – ничтожество. Сопоставьте три точки зрения на человека.

1. «Поистине человек – это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять его в себя и не стать нечистым» (Ф. Ницше).

2. «Всё прекрасное на земле – от солнца и всё хорошее - от человека» (М.М. Пришвин).

3. Мы источник веселья – и скорби

рудник,


Мы вместилище скверны - и чистый

родник.


Человек, словно в зеркале мир –

многолик.

Он ничтожен – и он же безмерно велик!

(Омар Хайям)

С какой из приведённых точек зрения Вы согласны? Дайте аргументированный ответ.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1   2   3   4   5   6   7


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка