Методические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине «Основы психотерапии»



Скачати 179.76 Kb.
Дата конвертації14.04.2016
Розмір179.76 Kb.
Негосударственное образовательное учреждение

высшего образования

«Институт управления и права»

Методические указания для организации

самостоятельной работы

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Основы психотерапии»
Направление подготовки

37.03.01 «Психология»
Уровень квалификации – бакалавр

(Образец титульного листа)


Негосударственное образовательное учреждение

высшего образования
«Институт управления и права»
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ
направление «___________»

ИЛИ!!! СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «___________»


РЕФЕРАТ

(контрольная работа)

(КУРСОВАЯ РАБОТА)
по дисциплине «________ »
семестр ___
Вариант № __ (для контрольных работ)
«ТЕМА РАБОТЫ» (для рефератов, курсовых работ)

Работу выполнил студент ______________ ___________________

(подпись) (Фамилия Имя Отчество)
Проверил _______________

(подпись)


Регион _______________

Дата выполнения работы _______________

Москва 2015

Варианты контрольных работ
Контрольная работа (1 вариант)

(для студентов, фамилии которых начинаются с букв А-О)

I. Теоретическая часть

1. Понятие «психотерапия», отличительные особенности медицинской и психологической моделей психотерапии.

2. Психотерапевтические механизмы.

3. Специфика психотерапии в России.

4. Индивидуальная психотерапия.

5. Психоаналитическая терапия: основные идеи и теоретические положения.

6. Техники психоаналитической психотерапии.

тельные особенности, теоретические положения.

7. Терапевтический процесс по К. Роджерсу.

8. Процедуры и техники гештальт-терапии.

9. Логика бихевиоральной психотерапии.

10. Психосинтез Р. Ассаджиоли: основные идеи и теоретические положения.

11. Понятие «субличность», работа с субличностями в психосинтезе.

12. Психодрама как метод терапевтического воздействия.

13. Практические вопросы классической психодрамы.

14. Когнитивная психотерапия: основные идеи и теоретические положения.

15. Техники когнитивной психотерапии.

16. НЛП: основоположники, основные идеи, фундаментальные принципы.


II. Практическая часть

Задание. На основе прочитанного произведения «Коллекционер» и составленного анамнеза ответьте на вопрос:

- Какую форму расстройства поведения описал Фаулз в своем произведении у Генри.

- Какая детская травма (и была ли она) наложила свой отпечаток на жизненный путь главного героя.

Литература:

Фаулз. Коллекционер. М.: Сонет, 2004.


III. Тесты

1. Отличительной характеристикой определения личности, согласно представлениям В.Н.Мясищева, является:

а) Единство врожденного и пpиобpетенного, носительство индивидуально своеобразных черт /влечений, задатков и т.п.

б) Система отношений как преимущественно сознательных, основанных на опыте, избирательных психологических связей человека с различными сторонами жизни

в) Система ступенчатых связей - от обмена веществ, через обмен информацией вплоть до общения

г) Системное качество, приобретаемое индивидом в деятельности и общении, отражение его структуры в социальной матрице

д) Своеобразие психики индивида, проявляемое в чертах темперамента и характера, в специфике интересов, качеств восприятия и интеллекта, потребностей и способностей индивида


2. В основе представлений о личности в поведенческой психотерапии лежит следующее положение:

а) Самость как целостность, объединяющая сознательное и бессознательно

б) Проявления личности обусловлены процессом научения

в) Катектиpованное либидо теряет свою подвижность

г) Стремление к личному превосходству в случае преобладания чувства неполноценности

д) Существенную роль в развитии личности играет психологическая защита


3. Наиболее существенным понятием в теории личности К.Pоджеpса является:

а) Стремление к успеху

б) Процесс индивидуализации

в) Актуализация «Я»

г) Экстернальность и интеpнальность

д) Совокупность паттернов поведения


4. Действие психологических механизмов совладания направлено на:

а) Смягчение психологического дискомфорта

б) Ослабление отрицательных переживаний, связанных с конфликтом

в) Вытеснение из сферы сознания в область подсознания травмирующих переживаний

г) Разрешение психотравмирующей ситуации

д) Улучшение эмоционального состояния


5. К механизму совладания относится следующий способ реагирования личности:

а) Рационализация

б) Вытеснение

в) Проекция

г) Сотрудничество

д) Интеллектуализация


6. К эмоциональному механизму совладания относится:

а) Альтруизм

б) Оптимизм

в) Фоpмиpование реакции

г) Компенсация

д) Отрицание


7. Основной характеристикой невротического конфликта является:

а) Интенсивность конфликтных сил

б) Неосознавание наличия конфликтных сил

в) Конфликт как следствие интеллектуальной недостаточности

г) Конфликт как результат объективно трудной ситуации

д) Осознавание ситуации


8. Механизмом совладания является:

а) Вытеснение

б) Рационализация

в) Проблемный анализ

г) Фантазирование

д) Соматизация


9. К поведенческому механизму совладания относится:

а) Религиозность

б) Проблемный анализ

в) Альтруизм

г) Агрессивность

д) Относительность


10. К когнитивному механизму совладания относится:

а) Компенсация

б) Сотрудничество

в) Оптимизм

г) Проблемный анализ

д) Покорность


Темы рефератов

1. Теоретические основы психотерапии.

2. Психологическое консультирование и психотерапия.

3. Психологическая коррекция.

4. Стратегии психотерапевтического консультирования.

5. Психодиагностика в психотерапии.

6. Методы психотерапии.

7. Психотерапия в медицине.

8. Психодинамический подход в психотерапии.

9. Психоанализ З. Фрейда.

10. Аналитическая психология К. Юнга.

11. Индивидуальная психология А. Адлера.

12. Самоанализ К. Хорни.

13. Психосинтез Ассаджиоли.

14. Рационально-эмоциональная терапия А. Эллиса.

15. Когнитивная терапия А. Бека.

16. Телесно ориентированная психотерапия.

17. Символодрама.

18. Позитивная психотерапия.

19. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия.

20. Гуманистический подход.

21. Терапия, центрированная на клиенте К. Роджерса.

22. Психотерапия А. Маслоу.

23. Логотерапия В. Франкла.

24. Гештальт-терапия.

25. Психодрама.

26. Экзистенциальная психотерапия.

27. Клиент-центрированный подход.

28. Онтопсихология.

29. Особые состояния сознания и психотерапия.

30. Работа со сном и сновидениями.

31. Активное воображение.

32. Ритуальные трансформации.

33. Энергоинформационная диагностика и воздействие.

34. Внушение и гипноз.

35. Аутогенная тренировка.

36. Медитативная психотерапия.

37. Позитивная психотерапия.

38. Наркопсихотерапия.

39. Рациональная психотерапия.

40. Индивидуальная терапия.

41. Групповая терапия.

42. Семейная психотерапия.

43. Транзактный анализ.

44. Эриксоновский гипноз.

45. Арт-терапия.

46. Нейролингвистическое программирование (НЛП).

47. Нарротивный подход.

48. Сказкотерапия.

49. Библиотерапия.

50. Терапия, ориентированная на решение.

51. Коучинг.



Контрольная работа (2 вариант)

(для студентов, фамилии которых начинаются с букв П-Я)
I. Теоретическая часть

1. Личностно-ориентированная психотерапия.

2. История развития зарубежной психотерапии.

3. Психотерапия как новое явление.

4. Групповая психотерапия.

5. Логика психоаналитической терапии.

6. Гуманистический подход в психотерапии К. Роджерса: основные идеи, отличительные особенности, теоретические положения.

7. Гештальт-терапия: основные идеи и теоретические положения.

8. Цели бихевиоральной психотерапии.

9. Основные методы и техники, используемые в бихевиоральной психотерапии.

10. Этапы психосинтетической работы.

11. Техники психосинтеза.

12. Этапы психодраматической терапии.

13. Психодраматические техники.

14. Этапы когнитивной психотерапевтической работы.

15. Когнитивные модели психических расстройств.

16. Правила нейролингвистической терапевтической работы.
II. Практическая часть

Задание. Прочесть произведение Фаулза «Коллекционер» составить анамнез главных героев:

- Клерка Генри.

- Художницы Марлен.

Литература:

Фаулз. Коллекционер. М.: Сонет, 2004.


III. Тесты
1. К копинг-pесуpсу относится:

а) Ригидность

б) Экстpавеpтиpованность

в) Интеpнальность

г) Доминирование как свойство

д) Сензитивность


2. Защитный механизм, посредством которого неприемлемый импульс, чувство, желание или идея удаляются из сознания и становятся бессознательными называется:

а) Рационализация

б) Отрицание

в) Вытеснение

г) Проекция

д) Изоляция


3. Защитный механизм, посредством которого либидо и агрессивная энергия трансформируется в различные виды деятельности, приемлемые для индивида и общества, носит название:

а) Рационализация

б) Изоляция

в) Вытеснение

г) Сублимация

д) Отрицание


4. Для выявления алекситимии используют:

а) Тест Спилбеpгеpа

б) Тест Мюppея

в) Тоpонтскую шкалу /ТАS/

г) УКЛ

д) БВНК-300


5. Акцентуация личности:

а) Это патологическое состояние, проявляющееся дисгармоничным складом личности, от которого страдают или сам больной или общество

б) Это вариант нормы, отличающийся от гармоничной личности усилением / ослаблением черты или черт, вследствие чего обнаруживается повышенная / пониженная фрустрационная толерантность в отношении определенных стрессовых ситуаций

в) Это группа расстройств с не резко выраженными нарушениями психической деятельности, возникновение, течение, компенсация и декомпенсация которых определяются преимущественно психогенными факторами

г) Представляет собой патологическую реакцию невротического уровня на психические травмы или неблагоприятные ситуации

д) Крайний вариант патологии


6. Понятие об интpавеpсии и экстpавеpсии в психологию ввел:

а) З. Фрейд

б) К. Юнг

в) А. Адлер

г) Э. Фромм

д) О. Pанк


7. Процесс, посредством которого психологический комплекс идей, желаний, чувств и т.д. заменяется физическим симптомом называется:

а) Конверсией

б) Вытеснением

в) Овеществлением

г) Сублимацией

д) Смещением


8. Конфликт между двумя составляющими психики одного и того же человека следует назвать:

а) Интеpпсихический

б) Интеpпеpсональный

в) Интрапсихический

г) Интpапеpсональный

д) Трансфертный


9. Выберите правильное определение акцентуации личности:

а) Проявление предболезни

б) Вариант нормы с усилением /ослаблением черты / черт

в) Теоретический конструкт

г) Константность личности

д) Компенсированная психопатия


10. Определите позитивные свойства акцентуации личности:

а) Высокий интеллект

б) Выраженная адаптивность

в) Коммуникативные способности

г) Устойчивость к определенным типам стрессов

д) Хорошие компенсаторные реакции организма


Темы рефератов

1. Теоретические основы психотерапии.

2. Психологическое консультирование и психотерапия.

3. Психологическая коррекция.

4. Стратегии психотерапевтического консультирования.

5. Психодиагностика в психотерапии.

6. Методы психотерапии.

7. Психотерапия в медицине.

8. Психодинамический подход в психотерапии.

9. Психоанализ З. Фрейда.

10. Аналитическая психология К. Юнга.

11. Индивидуальная психология А. Адлера.

12. Самоанализ К. Хорни.

13. Психосинтез Ассаджиоли.

14. Рационально-эмоциональная терапия А. Эллиса.

15. Когнитивная терапия А. Бека.

16. Телесно ориентированная психотерапия.

17. Символодрама.

18. Позитивная психотерапия.

19. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия.

20. Гуманистический подход.

21. Терапия, центрированная на клиенте К. Роджерса.

22. Психотерапия А. Маслоу.

23. Логотерапия В. Франкла.

24. Гештальт-терапия.

25. Психодрама.

26. Экзистенциальная психотерапия.

27. Клиент-центрированный подход.

28. Онтопсихология.

29. Особые состояния сознания и психотерапия.

30. Работа со сном и сновидениями.

31. Активное воображение.

32. Ритуальные трансформации.

33. Энергоинформационная диагностика и воздействие.

34. Внушение и гипноз.

35. Аутогенная тренировка.

36. Медитативная психотерапия.

37. Позитивная психотерапия.

38. Наркопсихотерапия.

39. Рациональная психотерапия.

40. Индивидуальная терапия.

41. Групповая терапия.

42. Семейная психотерапия.

43. Транзактный анализ.

44. Эриксоновский гипноз.

45. Арт-терапия.

46. Нейролингвистическое программирование (НЛП).

47. Нарротивный подход.

48. Сказкотерапия.

49. Библиотерапия.

50. Терапия, ориентированная на решение.

51. Коучинг.


Вопросы для самоподготовки к экзамену

1. Этапы психотерапевтического процесса К. Г. Юнга.

2. Основные понятия транзактного анализа.

3. Вклад Фрейда в психологию, психотерапию.

4. Опишите групповую поведенческую терапию

5. Гуманистическая психотерапия

6. Основные техники классического психоанализа

7. Вклад Адлера в гуманистическую психологию

8. Как можно перевести на русский язык слово «гештальт»

9. Что значит принцип «здесь и теперь»

10. Перечислите пять уровней техники позитивной психотерапии

11. Вклад А.Адлера в психоаналитическую терапию.

12. Характеристика защитных механизмов: эскапизм, регрессия.

13. Комплекс неполноценности

14. Сценарные игры по Э.Берну.

15. Социальное чувство.

16. Техники арт-терапии

17. Основные положения психотерапии по А. Адлеру

18. Основные потребности человека по Э. Фромму

19. Основные инстинкты с позиции психоанализа их влияние на личность, психические состояния и поведения человека

20. Интроверты и экстраверты. Дайте их характеристику.

21. Защитные механизмы сознания по З. Фрейду.

22. Основные понятия транзактного анализа.

23. Сущность гуманистической психологии.

24. Коллективное бессознательное.

25. Противоречие взглядов К.Юнга и З. Фрейда.

26. Структура личности по З. Фрейду

27. Экзистенциональная психотерапия.

28. Основные архетипы по К. Юнгу

29. Новаторство К. Юнга психоаналитическом направлении

30. Техники разогрева в начале работы группы

31. Основные психотерапевтические подходы К. Юнга

32. Сравните психоанализ и гештальт-терапию в исходных теоретических позициях и их приемах

33. Неофрейдистское направление в психотерапии.

34. Концепция самоанализа К. Хорни.

35. Задачи клиент-центрированной терапии.

36. Социальные и культуральные условия определяющие личностное по Э. Фромму.

37. Цель гештальт - терапии.

38. Требования к клиенту, приступающему к самоанализу

39. Основатель поведенческой психотерапии

40. Основные принципы работы с клиентом в русле К. Роджерса

41. Фазы психодраматического действия

42. Понятие «регрессия» в различных психотерапевтических направлениях

43. Игровая психотерапия.

44. Комплекс ЭДИПА и ЭЛЕКТРЫ.

45. Психотерапия искусством.

46. Принципы проведения гештальт-группы

47. Арт-терапия и символодрама

48. В каком отношении находится гештальтпсихология и гештальт-терапия

49. Социокультуральный и научный контекст возникновения психоанализа.

50. Становление отечественной психотерапии

51. Техники в гештальт-терапии

52. Стадии психосексуального развития

53. Техники поведенческой психотерапии

54. Основные понятия и положение гештальтпсихотерапии.

55. Техники психодрамы

56. Психоаналитический подход работы со снами

57. Классификация методов групповой психотерапии

58. Стили руководства в психотерапии

59. Идеи психологических и философских теорий повлиявших на развитие гештальт-терапии

60. Основные характеристики невроза

61. Защитные механизмы; агрессия и репрессия

62. Характеристика базовой «тревоги» К.Хорни

63. Исторический аспект становления психотерапии

64. Защитные механизмы, рационализация и сублимация

65. Противоречие взглядов З.Фрейда и А.Адлера

66. Защитные механизмы; рационализация и проекция

67. Характеристика архетипов

68. Различие самоанализа К. Хорни и К.Юнга.

Список рекомендуемой литературы, Интернет-ресурсов

Основная литература

1. Козьяков Р.В. Основы психотерапии: Учебно-методический комплекс дисциплины для студентов всех форм обучения по направлению подготовки «Психология (бакалавр)» (030300.63) - М.: Директ-Медиа,  - 2013. - 126 с. // ЭБС «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]. - Электрон. Дан. – М., 2011-2015. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id

2. Козьяков, Р.В. Методические материалы для подготовки к экзаменам по психологии / Р.В. Козьяков. - М. : Директ-Медиа, 2013. - 500 с. // ЭБС «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]. - Электрон. Дан. – М., 2011-2015. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=214520

3. Кочюнас, Р. Групповая психотерапия. Учебное пособие для вузов / Р. Кочюнас. - 8-е изд. - М. : Академический проект, 2014. - 222 с. - (Gaudeamus) // ЭБС «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]. - Электрон. Дан. – М., 2011-2015. -  [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235951.

4. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия : учебное пособие / Р. Кочюнас. - 7-е изд. - М. : Академический проект, 2010. - 464 с. - (Gaudeamus) // ЭБС «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]. - Электрон. Дан. – М., 2011-2015. -   [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=220396

5. Общая психотерапия: учебное пособие. Кондрашенко В. Т., Донской Д. И., Игумнов С. А. - Вышейшая школа, Минск, 2012// ЭБС «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]. - Электрон. Дан. – М., 2011-2015. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id

6. Основы психотерапии. Учебно-методический комплекс дисциплины для студентов всех форм обучения по направлению подготовки «Психология» (бакалавр) — Директ-Медиа, М.: 2013// ЭБС «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]. - Электрон. Дан. – М., 2011-2015. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id
Дополнительная литература

1. Антология тяжелых жизненных переживаний: социально-психологическая помощь / под ред. О. В. Красновой - М.: МПГУ, 2002

2. Абрамова Г. С. Практическая психология. - М: «Академия», 2007

3. Александровский Ю. А. Психогении в экстремальных условиях - М.: Медицина, 2005.

4. Анциферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуации и психологическая помощь. – М.: Эксмо, 2002.

5. Вайтхед М. Консультирование человека в состоянии горя // Антология тяжелых переживаний, М., 2002.

6. Кроник А. А. Картина продуктивности жизни и ее динамика в самосознании личности // Жизнь как творчество. - Киев: Наукова думка, 2005.

7. Крюкова М. А. Профессиограмма спасателя поисково -спасательной службы МЧС России. - М.: Изд-во МЧС России, 2000.

8. Келвин С. Холл, Линдсей Г. Теории личности. - М.: 2007.

9. Лэнгле А., Московский психотерапевтический журнал, №2, 2002.

10. Мей Р. Искусство психологического консультирования, М., 2004.

11. Наранхо Е. С. Концепция незавершенных действий в гештальт-терапии // Гештальт - 95. - М.: МГИ. 2006.

12. Нельсон-Джоунс, Теория и практика консультирования., Питер, 2001.

13. Новые методы психологии жизненного пути / под ред А. А. Кроника, Е. И. Головахи - М., 2003.

14. Основные направления современной психотерапии. / под ред. А. М. Боковикова – М.: Когнито-центр, 2000.

15. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред Б. Д. Карвасарского, Питер, 2002.

16. Роджерс К. Клиентцентрированная терапия. - М., 2007.

17. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: 2004.

18.Самыгин С.И. Психотерапия детей и подростков / С.И. Самыгин, Г.И. Колесникова - Ростов н/Д; Феникс - 2012. - 284 стр.

18. Тутушкина М. К. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии, - М., 2006.

19. Урсано Р, Зонненберг, Лазар С. Психодинамическая психотерапия. Краткое руководство.- М.: 2002.

20. Хиллман Д. Исцеляющий вымысел. – СПб, 2007.



21. Юнг К. Г. Архетип и символ. – М.: Ренесанс, 2007.

22. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. – М.: Наука, 2006.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка