Методические рекомендации по реализации сетевого взаимодействия в процессе педагогической практики предложения по совершенствованию образовательных стандартов и разработке примерных образовательных программ



Сторінка1/10
Дата конвертації14.04.2016
Розмір2.15 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ОТЧЕТ

по результатам апробации

(аналитические и методические материалы с рекомендациями для дальнейшего использования (внедрения) новых модулей основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, предполагающих практико-ориентированную подготовку педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия, по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель - дефектолог), включая предложения по совершенствованию образовательных стандартов и разработке примерных образовательных программ)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Описание и анализ результатов апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, предполагающих практико-ориентированную подготовку педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия, по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель - дефектолог) ……………………………………3




  1. Модель внедрения апробированных модулей в образовательный процесс образовательных организаций высшего образования ……..…25




  1. Методические рекомендации по разработке и дальнейшему использованию (внедрению) новых модулей основной примерных образовательных программ бакалавриата, предполагающих практико-ориентированную подготовку педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия, по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель - дефектолог) ....………43




  1. Методические рекомендации по реализации сетевого взаимодействия в процессе педагогической практики ……………………………………93




  1. Предложения по совершенствованию образовательных стандартов и разработке примерных образовательных программ …………………121





1. Описание и анализ результатов апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, предполагающих практико-ориентированную подготовку педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия, по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель - дефектолог)

В соответствии с заданием ГК № 05.043.11.0029 от 16 июня 2014 г. в рамках реализации проекта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования» были определены и согласованы с Заказчиком требования к пилотной площадке по апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель - дефектолог) в режиме сетевого взаимодействия образовательных организаций. Эти требования отнесены к образовательным организациям высшего образования и основного общего образования, входящим в состав пилотной площадки на основе сетевого взаимодействия, к уровню учебно-методической подготовленности кадров, участвующих в апробации, к организационно-техническим условиям, необходимым для апробации.

На основании указанных требований была создана пилотная площадка, в рамках которой в течение 2 семестра 2014 / 15 уч.г. . (1.09 – 24.11) с участием 404 студентов проводилась апробация модулей «Дисциплины профессионального цикла базовой подготовки», «Теоретические и экспериментальные основы образовательно-коррекционного процесса», «Изучение, образование и реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья», включенных в модель сетевого взаимодействия образовательных организаций высшего и основного общего образования при реализации новых модулей основной профессиональной образовательной программы бакалавриата осуществлялась в соответствии с требованиями, определенными Заказчиком, утвержденным детализированным планом выполнения работ.

Анализ результатов деятельности по апробации модулей проводится на основании документов, представляемых организациями - участниками Пилотной площадки. Взаимодействие МПГУ и вузов-соисполнителей осуществляется в рамках заключенных договоров и соглашений.

Управление и научно-методическое руководство деятельностью по апробации модулей осуществляется МПГУ. Вузы-соисполнители разделяют часть обязательств по сопровождению апробации в части реализации сетевого взаимодействия с региональными образовательными организациями при совместной реализации ОПОП.

Апробация проводилась на основании материалов, разработанных и предоставленных МПГУ, которые были обсуждены как до начала апробации на семинарах с участниками сетевого взаимодействия (вузами-соисполнителями и организациями общего образования), так и в процессе апробации: модель практико-ориентированной подготовки, учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, программы практик, учебно-тематические планы, рейтинг-планы, фонды оценочных средств.

Учебно-методический ресурс вузов включает библиотечный фонд и электронно-библиотечные системы, содержащие основную и дополнительную учебную литературу, научную литературу, официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в печатной и (или) в электронной формах, а также обеспечивающие доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. Обеспечение учебно-методическими материалами осуществляется через библиотечные фонды университетов, подключение к единым ЭБС.

Учебно-методическое и информационное обеспечение апробации включало:

• информационную поддержку деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);

• укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы на определённых учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы включает характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, логопедических кабинетов и кабинетов психолога, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на создание широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Учебно-методическая документация включала конспекты уроков/занятий, по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным курсам, предметам, дисциплинам, модулям, образцы документации учителя-дефектолога и других специалистов, в том числе психолого-педагогические характеристики, документация ПМПк, ППк и др.

Материально-технический ресурс обеспечивался наличием в образовательных организациях (высшего профессионального и основного среднего образования) информационных и телекоммуникационных, в том числе дистанционных, образовательных технологий. Кроме того, в образовательных организациях была создана отвечающая современным требованиям специальная безбарьерная среда для лиц с ОВЗ.

Кадровое обеспечение апробации в сетевой форме взаимодействия предполагает наличие в образовательных организациях высококвалифицированных учителей школ и преподавателей вузов, способных осуществлять психолого-педагогическую, методическую, научно-исследовательскую деятельность в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующими нормативными актами.

В целях обеспечения качества и результативности образовательной деятельности в процессе сетевого взаимодействия 2-11.04.2015 на базе МПГУ проведены курсы повышения квалификации для работников организаций высшего и основного общего образования (педагогических работников и специалистов учебно-методических служб) по программе «Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «специальное (дефектологическое) образование» (учитель-дефектолог)» в объеме 72 ч.

Проведены также выездные мероприятия на базе ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет» и ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»

Преподаватели вузов и сотрудники организаций общего образования представляющие пилотную площадку, прошли повышение квалификации в МГППУ

Финансирование сетевого взаимодействия осуществлялось на основе принципа подрядных договоров (соглашений), предусматривающих оплату труда по результатам выполненной работы (формирования необходимых компетенций).

К участию в апробации были привлечены вузы, имеющие соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности, а также обладающие опытом участия в экспериментальной и инновационной деятельности, что документально подтверждено, сертификатами, публикациями, удостоверениями, дипломами и др.

Все организации высшего образования имеют опыт реализации программ подготовки специалистов (бакалавров) в области специального (дефектологического) образования (специалистов по дефектологии) не менее 5 лет.

В работе по апробации модулей участвовали квалифицированные профессорско-преподавательские кадры, обладающие опытом преподавания в высшей школе, базовое высшее образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины, организации и руководства педагогической практикой, научно-исследовательской работы не менее 5 лет.

Всеми вузами – участниками апробации – представлены отчеты (см. Приложения), содержащие как качественную характеристику деятельности, так и перечни необходимой документации, а именно:



  • Устав организации.

  • Лицензия и свидетельство об аккредитации

  • Договор (соглашение) об участии вуза в апробации (соисполнитель)

  • Учебный план, утвержденный Ученым советом университета, подписанный ректором

  • Приказ о зачислении студентов на обучение по модулям

  • Индивидуальные учебные планы студентов

  • Справка о кадровом обеспечении апробации

  • Договоры о сетевом взаимодействии с организациями общего образования

  • Картотека книгообеспеченности (Электронный каталог библиотеки вуза – ссылка).

  • Договоры на использование сторонних ЭБС или акт ввода в эксплуатацию собственной электронной библиотеки

Дополнительно представлялись документы, подтверждающие опыт вуза (подразделения) в реализации образовательных программ педагогического направления, опыт участия в сетевом взаимодействии, в экспериментальной и инновационной деятельности

Договоры с образовательными организациями основного общего образования, включенными в режиме сетевого взаимодействия в работу по апробации модулей основной образовательной программы, заключались в случае их соответствия следующим требованиям:



  1. статус специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения или иного статуса (в том числе статуса инклюзивного образовательного учреждения) при условии наличия групп, классов или иных форм организации, обучения, психолого-педагогического сопровождения, коррекционно-развивающей работы.

  2. наличие продуктивного опыта экспериментальной, инновационной деятельности в области специального и/или инклюзивного образования, подтверждаемого свидетельствами, сертификатами, грамотами, благодарностями и др.

  3. наличие профессиональной административно-управленческой команды, нацеленной на развитие системы образования детей с ОВЗ в данной организации, в том числе с привлечением технологий сетевого взаимодействия с организациями высшего образования.

  4. наличие высокопрофессиональных педагогических кадров, в том числе учителей-дефектологов и/или учителей-логопедов, специальных психологов, готовых выполнять функции супервизоров. Компетентность супервизоров подтверждается:

  • наличием позитивного, но взвешенного, отношения к развитию инклюзивных образовательных процессов, и умение его демонстрировать в условиях супервизии;

  • знанием требований ФГОС НОО и ФГОС ООО, а также концепции проекта специального ФГОС для обучающихся с ОВЗ, владение умением проектировать программу коррекционной работы с обучающимся с ОВЗ, предусмотренную в данных базовых федеральных нормативных документах;

  • владением профессиональными компетенциями (предусмотренными ФГОС ВПО по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»);

  • наличием опыта сопровождения студентов на педагогической практике;

  • владением способностью к осуществлению продуктивного, личностно-ориентированного профессионального взаимодействия со студентами при обсуждении и оценке результатов их учебно-профессиональной деятельности (учебно-профессиональных проб);

  • готовностью и способностью к взаимодействию с преподавателем (куратором практики) вуза (в том числе с использованием информационно-компьютерных технологий);

  • готовностью к непрерывному профессиональному развитию, в том числе готовностью к овладению в совместной со студентами деятельности новыми умениями фото и видеосъемки (в том числе требованиями, предъявляемым к защите персональных данных и персональной информации).

Оценка готовности педагогов к решению задач Пилотной площадки проводилась в форме собеседований.

  1. высокий уровень продуктивности методических объединений учителей, наличие опубликованных материалов в сборниках муниципального, регионального и федерального уровнях, представление педагогического опыта на педсоветах, конференциях и семинарах.

  2. наличие соответствующей материально-технической базы и условиями, отвечающих требованиям ФГОС НОО и ФГОС ООО; информационно-техническим оборудованием, определенным минимумом предписаний роспотребнадзора. в школе. Имеются места свободного доступа педагогов к сети интернета, каждый участник проекта имеет собственный электронный адрес, доступ в интернет на скорости не менее 256 кбит/сек.

  3. наличие информационно-образовательной среды (технические средства, современное технологическое и программное обеспечение, взаимодействие участников образовательного процесса с применением ИКТ, наличие служб поддержки ИОС); обеспечение доступа к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных, региональных и муниципальных базах данных.

  4. оснащение дидактическим оборудованием, позволяющим организовать деятельность обучающихся и студентов.

  5. здание школы должно быть удобно для эксплуатации и отвечать всем санитарно-гигиеническим требованиям для обучения, воспитания и развития детей;помещения для подгрупповых и индивидуальных занятий с дефектологом, логопедических занятий, занятий по развитию речи, психологических тренингов. Оборудование данных кабинетов должно включать компьютеры и другое ИКТ оборудование и программное обеспечение к ним, лингводидактические материалы, мебель, соответствующую возрасту детей и задачам, решаемым на занятиях, все указанные виды деятельности должны быть обеспечены расходными материалами.

  6. наличие методической базы, дидактических материалов, технических средств обучения, наглядных пособий, специальной литературы по проблемам обучения детей с ОВЗ, предоставляемой в печатных изданиях или через доступ к электронно-библиотечным системам; наличие доступа к специализированным информационным ресурсам; наличие безбарьерной среды для обучающихся с ОВЗ.

  7. наличие нормативно-правовых механизмов регуляции взаимодействия с родителями для проведения фото и видеосъемки (соответствующих договоров и подтверждений). Механизм регуляции взаимодействия с родителями для проведения фото и видеосъемки определялся через:

  • включение в договор о сетевом взаимодействии вуза с организацией основного общего образования пункта, отражающего обязанность обеспечения сторонами соблюдения Федерального закона от 27.07.2003 № 152 « О персональных данных»;

  • получение информированного согласия от родителей (или лиц их замещающих);

  • информированное согласие студента и получение письменного подтверждения его обязательства соблюдать установленные законом требования, правила и морально-этические нормы.

Во всех организациях, участвующих в работе апробации, соблюдались соответствующие организационно-технические условия: наличие необходимого фонда помещений, отвечающего требованиям стандарта ВПО, оборудованных согласно требованиям к материально-техническому оснащению. Материально-техническая база вузов соответствует предъявляемым санитарным и противопожарным правилам и нормам и обеспечивает проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом.

Количество студентов, вовлеченных в обучение по программе в каждом из вузов-соисполнителей, - не менее 20. Студенты обеспечены рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Каждый обучающийся обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

Участниками апробации совместно была сформирована база оценочных средств, обеспечивающих достоверную комплексную оценку итогового и промежуточных уровней форсированности требуемых компетенций.

Независимая оценка сформированности компетенций студентов была проведена Ресурсным центром сопровождения проекта. В разработке и экспертизе материалов для проведения тестирования студентов принимали участие испольнители проекта.



Результаты независимой оценки показали следующее (по данным, предоставленным Ресурсным центром).

Результаты компьютерного тестирования студентов по профилю «Учитель-дефектолог» проекта 134.054
Таблица 6 – Оценка эффективности освоения трудовых действий проекта

Профиль: Учитель-дефектолог, программа: бакалавриат, проект: 134.054

id_ТД

1

14

2

7

8

9

10

11

12

13

15

24

25

26

16

17

18

19

20

21

22

23

27

36

37

29

30

32

33

34

162

171

172

173

163

164

165

167

168

169

170

МПГУ

15

39

72

45

94

44

11

41

28

72

9

24

70

68

85

100

39

97

76

42

63

24

81

97

4

60

69

55

64

72

72

22

81

78

77

92

48

81

51

15

75

БГПУ М.

Акмуллы

28

22

62

18

100

32

33

11

58

62

29

38

72

71

84

100

16

95

79

40

68

17

82

57

14

76

47

53

100

67

72

40

92

58

66

92

67

61

29

17

58


ВятГУ

16




86

29




100







10

100

100

100

100

100







100










100




95

37

11

77

61

78

100

55




100




75

100

100

80

97

47

10

92

МордГПИ

им. М. Е. Евсевьева


57

25

78

41

100

54

30

26

46

46

38

58

64

77

83

100

46

96

61

54

83

26

93

70

0

64

38

75

96

70

74

47

90

79

63

100

4

92

38

26

93


ОмГПУ

6

47

66

36

88

39

15

29

18

42

40

19

46

70

62

25

42

87

86

51

36

21

75

54

6

42

38

40

82

43

59

51

80

76

56

89

35

81

53

9

73

Пермский

ГГПУ

40

67

89

61

100

68

25

15

43

41

36

14

100

86

91




67

100

100

64

43

30

98

76

5

76

43

74

90

59

74

24

91

90

64

91

52

100

52

10

90


Поволжская

ГСГА

30

48

62

45

95

52

60

30

30

48

25

19

78

90

85

100

74

100

70

38

39

15

81

30

0

56

50

61

100

40

65

52

85

75

74

95

5

96

67

5

75


Северо-

Кавказский

ФУ

13

43

67

40

87

40

9

26

26

48

60

20

54

52

63

100

70

88

96

33

65

48

69

68

12

33

54

35

96

89

69

38

96

52

72

85

52

78

54

4

65


Челябински

й ГПУ

25

20

85

35

95

10

35

0

43

50

29

27

64

90

80

100

57

86

80

33

48

40

91

38

14

56

55

57

100

80

70

38

95

52

61

98

22

95

36

5

57


Ярославски

й ГПУ им. К.Д. Ушинского



28


69


86


45


100


50


24


20


42


62


4


19


56


81


93


67


52


93


100


48


52


16


89


88


4


69


64


87


96


48


58


26


83


70


72


96


0


75


48


8


77


Чувашский

ГПУ им. И.Я. Яковлева



68


44


78


56


100


68


52


12


52


79


70


57


92


77


96


100


46


100


96


48


42


44


98


38


23


82


68


83


100


93


51


40


88


100


64


100


48


100


18


4


93


По всем

вузам


27


43


74


42


95


47


26


24


35


61


33


31


68


75


82


87


50


94


84


46


55


28


86


60


8


62


56


62


90


66


66


38


87


75


69


93


37


86


46


11


78
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка