Методические рекомендации по организации профилактики асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, обучающихся в учебных подразделениях Тюмгнгу



Сторінка1/8
Дата конвертації13.04.2016
Розмір1.66 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Министерство образования и науки Российской Федерации


Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Тюменский государственный нефтегазовый университет»

Методические рекомендации

по организации профилактики асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, обучающихся в учебных подразделениях ТюмГНГУ

г.Тюмень


Содержание





Введение

3

1

Основные задачи и принципы деятельности по профилактике асоциальных проявлений среди несовершеннолетних обучающихся

4

2

Основные законодательные и нормативно-правовые акты по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

4

3

Основные понятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

13

4

Основные нормативно – правовые документы ТюмГНГУ, регламентирующие профилактическую работу

19

5

Субъекты системы профилактики

20

6

Направления работы субъектов системы профилактики правонарушений

21

6.1

Выявление обучающихся «группы риска»

21

6.2

Формирование банка данных обучающихся, состоящих на различных видах профилактического учета

22

6.3

Планирование работы с обучающимися « группы риска» на учебный год.

24

6.4

Разработка технологий работы с обучающимся, составление ИПР

27

6.5

Выявление фактов жестокого обращения с обучающимися

28

6.6

Профилактика суицидального поведения среди обучающихся

33

6.7

Мониторинг и анализ профилактической работы по СМК в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2008

37

6.8

Организация контроля

39

7

Контактные телефоны и интернет-ссылки

43




Приложения




1

Порядок (Регламент) работы Совета профилактики учебного подразделения

52

2

Социальный паспорт учебного подразделения, группы, общежития

56

3

План учебно-воспитательной работы учебного подразделения на учебный год

62

4

План межведомственного взаимодействия учебного подразделения

с учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних г.Тюмени на 2013-2014 уч.год.



65

5

Примерный анализ работы образовательного учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

66

6

Документация, отражающая работу Совета профилактики

70

7

Учет семей, где несовершеннолетний находится в положении с признаками социально опасного

73

8

Банк данных обучающихся, состоящих на различных видах профилактического учёта

86

9

Дневник психолого-педагогических наблюдений

87

10

Материалы рейдов и акты посещений обучающихся по месту жительства

90

11

Анализ правонарушений и преступлений по обучающимся ОУ

92

12

Алгоритм действий сотрудников в случаях угрозы жизни для несовершеннолетних, суицида, попытки суицида

95

13

Схема работы с обучающимися, нарушающими правила внутреннего распорядка

99

Введение

Актуальность проблемы профилактики асоциальных проявлений среди обучающихся определяется увеличением числа наркозависимых, правонарушителей, прежде всего среди молодежи, резким омолаживанием лиц, употребляющих спиртные напитки, пивным алкоголизмом среди молодежи, увеличением числа курящих.

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является поиск путей снижения роста правонарушений среди молодёжи и повышенная эффективность их профилактики. Важное профилактическое значение имеет своевременное выявление и устранение различных неблагоприятных обстоятельств, которые затрудняют избирательность поведения и могут привести к утрате самоконтроля. Установлено, что при ослаблении самоконтроля одни ведут себя стереотипно, другие, наоборот, действуют импульсивно под влиянием неосознанных побуждений, а третьи оказываются чрезвычайно внушаемыми, следуя указаниям любого лица.

Но все мы хотим, чтобы наши дети были здоровыми. Государством ставится задача вырастить здоровую нацию. Для этого необходимо сосредоточить и скоординировать усилия администрации образовательного учреждения, кураторов групп, заинтересованных специалистов и организаций для проведения целенаправленной работы со студенческой молодежью по профилактике асоциальных проявлений.




1 Основные задачи и принципы деятельности по профилактике асоциальных проявлений среди несовершеннолетних обучающихся
Основными задачами деятельности по профилактике асоциальных проявлений среди несовершеннолетних обучающихся являются:

а) предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

б) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

в) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;

г) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах:

а) законности;

б) демократизма;

в) гуманного обращения с несовершеннолетними;

г) поддержки семьи и взаимодействия с ней;

д) индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;

е) государственной поддержки деятельности субъектов системы профилактики по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних;

ж) обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
2 Основные законодательные и нормативно-правовые акты по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
При организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений необходимо опираться на действующее международное законодательство, законы Российской Федерации и Тюменской области, нормативные правовые акты ТюмГНГУ. Руководителям учебных подразделений следует обратить особое внимание на осуществление индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к асоциальному поведению, совершению правонарушений или общественно опасных деяний, обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу (ст.ст. 4, 5, 6, 7, 8 ФЗ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Основные законодательные и нормативно-правовые акты по профилактике:

1. Конвенция ООН «О правах ребёнка»;

2. Конституция Российской Федерации;

3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;

4. Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

5. Федеральный закон Российской Федерации от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;

6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

7. Положение о порядке формирования и ведения областного межведомственного банка данных семей и несовершеннолетних «группы особого внимания» (утв. постановлением Правительства Тюменской области от 01.08.2005 № 126-п);

Иные документы.
2.1 Выдержки из Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Статья 5. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа.

1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

1) безнадзорных или беспризорных;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

3. Индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые не указаны в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.



Статья 6. Основания проведения индивидуальной профилактической работы.

Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 настоящего Федерального закона, если они зафиксированы в следующих документах:

1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2) приговор, определение или постановление суда;

3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

4) документы, определенные настоящим Федеральным законом как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

Статья 7. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы.

Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.



Статья 9. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона.

1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также несовершеннолетние, их родители или иные законные представители вправе обратиться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в суд с иском о возмещении вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда.

2. Органы учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:

1) орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;

2) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

4) орган управления социальной защитой населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;

5) орган внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;

6) орган управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

7) орган управления образованием - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;

8) орган по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

Статья 14. Образовательные учреждения в пределах своей компетенции

2. Общеобразовательные учреждения общего образования, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;

2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования;

3) выявляют семьи, находящиеся в социально-опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;

4) обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

5) осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

  1   2   3   4   5   6   7   8


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка