Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 13 Методы коррекционно-развивающей работы психолога



Сторінка1/3
Дата конвертації14.04.2016
Розмір0.64 Mb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.В.13 Методы коррекционно-развивающей работы психолога
(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и

учебным планом)
Основная образовательная программа подготовки бакалавра

по направлению подготовки бакалавриата
44.03.02 Психолого-педагогическое образование

Профиль: Психология образования

(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) указанием


профиля (названия магистерской программы)


Составитель:

Тарасова С.М.

старший преподаватель

кафедры психологии ФГБО ВО МГГУ






1. Программа учебной дисциплины (модуля)

Б3.В.13 Методы коррекционно-развивающей работы психолога


2. Аннотация к дисциплине.

Современная психология предлагает психологу разнообразные методические и содержательные подходы к проведению коррекционной и развивающей работы с людьми, как с детьми, так и со взрослыми. Развития требуют интеллектуальная сфера, внимание, память, воображение, поведенческие аспекты, личностные, эмоциональные проблемы и т. д.



Цель изучения данной дисциплины – ознакомление студентов-бакалавров с методологией и практикой применения различных психокоррекционных методик и технологий. В ходе изучения дисциплины студенты познакомятся с основными методами коррекционного воздействия, овладеют основными техниками коррекционного воздействия. У ни х будут сформированы навыки и умения работы с различными категориями клиентов.
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.

В деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):

В области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании (ПКСПП):

  • готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКСПП-2);

В педагогической деятельности в дошкольном образовании (ПКД):

  • готов реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ (ПКД-2)


4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю).


№ п/п

Наименование темы (раздела)

Кол-во часов на СРС

Наименование учебно-методического обеспечения

Раздел 1. Теоретико-методологические основы психокоррекции

1

Основные принципы, цели и задачи психокоррекционной работы

10

Составить расширенный конспект по теме «Теоретические основы психокоррекции»

2

Психокоррекция и ее виды.

8

Эссе на тему: Актуальность коррекционно-развивающей работы в современном мире

3

Особенности составления психокоррекционных программ

8

Разработать проект коррекционной программы

4

Основные направления коррекционно-развивающей практики.

8

Подготовьте краткие письменные ответы по вопросам темы, используя основную и дополнительную литературу

Раздел 2. Методы психологической коррекции

5

Игротерапия как метод психологической коррекции

8

Выписать основные характеристики разных подходов в игротерапии.

Определить оптимальное использование игровой терапии при решении конкретных проблем.

Сделать подборку упражнений и провести с группой


6

Арттеррапия в психокоррекции.

8

Разработка презентаций по выбранному направлению арттерапии

7

Методы психогимнастики и телесно-ориентированной психокоррекции

8

Составить картотеку упражнений по различным методам телесно-ориентированной терапии, применяемым в психокоррекционной работе

8

Индивидуальная и групповая коррекционная работа.

8

Самостоятельно найти и сделать картотеку активных методов коррекции.

Сделать выписки по вопросам семинара из источников.




Раздел 3. Коррекция симптомокомплексов

9

Коррекция эмоциональных нарушений в детском возрасте.

8

Выписать рекомендации для работы родителей и педагогов.

Составить каталог игр по коррекции агрессии.



10

Коррекция тревожности и страхов.

10

Сделать сравнительный анализ разных подходов тревожности, выписать определения

Составить план занятия по коррекции тревожности

Подготовить сообщение о проблемах коррекции тревожности, страхов, неуверенности по предложенному списку литературы


11

Акцентуации характера

8

Подготовить характеристику акцентуаций характера. Выделить сильные и слабые стороны в каждой акцентуации.

Определить наиболее эффективные стратегии работы с акцентуантами.









92





Вопросы к зачету/экзамену

Примерный перечень вопросов к зачету.

  1. Понятие психокоррекции. Разнообразие подходов.

  2. Виды психокоррекции.

  3. Общая, частная и специальная психокоррекция. Сущность и содержание.

  4. Специфические черты психокоррекции.

  5. Психокоррекционная ситуация.

  6. Цели и задачи психокоррекции.

  7. Принципы организации психологической коррекции.

  8. Основные компоненты профессиональной готовности к коррекционному воздействию.

  9. Индивидуальная психокоррекция.

  10. Позиции психолога и клиента в процессе психокоррекции.

  11. Требования к составлению программы психокоррекции.

  12. Понятие психокоррекционного комплекса.

  13. Диагностический блок психокоррекции.

  14. Установочный блок психокоррекции.

  15. Оценочный блок психокоррекции. Факторы, определяющие эффективность психокоррекции.

  16. Индивидуальная психокоррекция.

  17. Специфика групповой формы работы.

  18. Особенности комплектования группы.

  19. Основные механизмы коррекционного воздействия в группе.

  20. Понятие психологического тренинга.

  21. Общие тренинговые методы. (Групповая дискуссия, игровые методы, методы развития социальной перцепции, медитативные методы, телесно-ориентированные методы).

  22. Парадигмы психологического тренинга.

  23. Классификация и основные виды тренинговых групп.

  24. Характеристика организации социально-психологического тренинга.

  25. Специфика психодинамического подхода в психокоррекции.

  26. Специфика поведенческого подхода в психокоррекции.

  27. Рационально-эмотивная терапия.

  28. Когнитивный подход А.Бека.

  29. Транзактный анализ Э.Берна.

  30. Гештальттерапия Ф.Перлза.

  31. Психосинтез Р.Ассаджиоли.

  32. Классификация и краткая характеристика методов симптоматической коррекции.

  33. Методы аутогенной тренировки.

  34. Методы внушения и самовнушения. Медитативные техники в психокоррекции.

  35. Краткая характеристика методов поведенческой коррекции.

  36. Методы сенсибилизации и десенсибилизации.

  37. Иммерсионные методы поведенческой коррекции.

  38. «Жетонные» методы поведенческой коррекции.

  39. Телесно-ориентированные группы, разновидности метода (Метод Фельденкрайза М., Александера Ф., Янова А.).

  40. Психогимнастика.

  41. Коррекционная работа с агрессивными детьми.

  42. Направления психокоррекции с гиперактивными детьми.

  43. Работа с тревожностью, страхами.

  44. Основные направления работы с подростками, имеющими акцентуации характера.

  45. Проблемы нарушения коммуникации.

  46. Программы профилактики наркомании.

  47. Программы профилактики зависимостей.

  48. Игротерапия. Общая характеристика метода.

  49. Основные формы и виды игротерапии.

  50. Арттерапия, общая характеристика метода.

  51. Основные направления арттерапии.

  52. Использование рисунка в коррекционной работе с детьми.


Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации).
Основные коррекционные подходы.

Задание 1. РЭТ. Паттерны негативного мышления

Проведите эксперимент, который позволит вам глубже понять паттерны негативного мышления.

1. Когда вы испытываете тревогу, депрессию, когда вы расстроены или вам просто грустно, понаблюдайте за мыслями, спонтанно возникающими в вашем сознании. Позвольте мыслям свободно уходить и приходить, просто отслеживайте их в течение нескольких минут.

2. Запишите автоматические мысли в первую колонку таблицы.




Автоматические мысли

Иррациональность

Рациональные идеи









3. Просмотрите список в первой колонке таблицы и идентифицируйте искажения (иррациональности) содержащиеся в каждой мысли.

4. Придумайте и укажите в третьей колонке для каждой мысли рациональную замену, используя объективные, нейтральные описания.

Используйте эту технику всякий раз, когда вы начинаете чувствовать подобную тревогу.


Задание 2. Соответствие (К. Роджерс)

Этот эксперимент направлен на выяснение степени вашего собственного соответствия.



Часть 1.

  1. Я – реальное: найдите прилагательные, соответствующие вам. Эти параметры отражают ваше знание о самом себе, независимо от того, характеризует ли вас так еще кто-нибудь.

  2. Как другие воспринимают меня: отметьте только те прилагательные, которые, как вы полагаете, приписали бы вам знающие вас люди.

  3. Я – идеальное: отметьте параметры личности, характеризующие вас наилучшим образом.

  4. Никто из нас не соответствует идеальным характеристикам постоянно. Например, вам не обязательно быть постоянно веселым, чтобы выбрать это прилагательное для своей характеристики. Если вы думаете, что вы обычно веселы, тогда отметьте его.

Часть 2.

Выделите маркером прилагательные в разных колонках, противоречащие друг другу. Именно они представляют возможную область несоответствия в вашей жизни. Людей с идеальной степенью соответствия практически не существует, но у вас есть возможности для личностного роста.




Прилагательное

Я – реальное

Как меня воспринимают другие

Я - идеальное

Веселый










Настойчивый










Шумный










Ответственный










Рассеянный










Беспокойный










Требовательный










Заносчивый










Искренний










Честный










легковозбудимый










Ребяческий










Смелый










Жалостливый к себе










Честолюбивый










Спокойный










Серьезный










Дружелюбный










Зрелый










Артистичный










Умный










С чувством юмора










Идеалистичный










Понимающий










Сердечный










Мягкий










Чувствительный










Сексуальный










Деятельный










Милый










Эгоистичный










Хитрый










Ласковый










самоуверенный











Задание 3. Анализ отношений.

Провести анализ своих отношений со значимым окружением по параметрам близости – зависимости.



Близкие отношения

Зависимые отношения

Основаны на равенстве

Основаны на различии в «силе» ( я старше, я умнее и т.д.)

Основаны на взаимности, обоюдности

Не сбалансированы (я говорю, а ты слушай)

В них позволен выбор

Выбор не позволен или затруднен

Предполагают свободу чувствовать, поступать, исходя из собственного понимания ситуации

Преобладает принуждение (как частный случай может быть принуждение самого себя делать «то-то», чувствовать «это»)

Возникает желание делиться с другими своими чувствами и потребностями

Правила поведения и отношений не обсуждаются, а считаются сами собой разумеющимися

Отношения всегда меняются

Отношения всегда неизменны

«Я ХОЧУ быть здесь»

«Я ДОЛЖЕН быть здесь»

«Я начинаю с себя»

«Я начинаю с тебя: меняйся ты»

«Я хочу…Я чувствую…» т.е.я беру на себя ответственность за свои желания и чувства

«Ты заставляешь меня чувствовать…гнев, тревогу, усталость…» т.е. ты несешь ответственность за мои чувства

Я сам забочусь о себе, я полностью отвечая за получение того, что я хочу и за сообщение тебе своих желаний

Ты сам должен знать, что хорошо для меня, и обеспечивать это

Отношения основаны на осознании реальности

Отношения основаны на заблуждениях, иллюзиях

Моя преданность тебе исходит из интереса к твоей духовной сущности

Твой духовный рост не имеет для меня значения, даже если эта сущность отдаляет тебя от меня


Методы и средства психологической коррекции.

Задание 1. Детско-подростковый вариант прогрессивной мышечной релаксации по Э.Джекобсону (модификация И.М. Желдака, С.А. Игумнова).
Изучить детско-подростковый вариант прогрессивной мышечной релаксации, провести сеанс релаксации в группе.
Основная разница в процессе мышечной релаксации у детей и взрослых заключается в том, что дети порой быстро достигают расслабления всех мышц тела. Для детей не лишним будет рассказать об основных группах мышц (бедер, живота, плеч, шеи, лица), наглядно показать работу мышц-антагонистов (сгибателей-разгибателей). В процессе работы проводится обращение в 1-м лице, что усиливает суггестивный эффект.

Сейчас ты готов к тому, чтобы расслабится для достижения состояния полного отдыха. Откинься, пожалуйста, назад в кресле и устройся удобно. Закрой глаза. (для маленьких детей применяется формула – во время нашей работы твои глазки закроются на маленькие замочки до тех пор, пока я не скажу тебе открыть их).

Сначала обрати внимание на дыхание. Почувствуй, как струя свежего воздуха входит через ноздри и поступает дальше в легкие, как твои грудь и живот расширяются на вдохе и опадают на выдохе.( пауза 30 секунд).

Я всегда буду подробно описывать упражнение на расслабление до того, как ты приступишь к его выполнению. Поэтому не начинай без моей команды.

Начнем с груди. По моему сигналу сделай глубокий вдох. Глубже, глубже, задержка … и расслабься. Просто выдохни весь воздух из легких и возобнови дыхание. Заметил ли ты напряжение в груди на вдохе и расслабление на выдохе? Повторяем упражнение. Смог ли ты в этот раз почувствовать напряжение? А расслабление?

Теперь поставь обе стопы всей поверхностью на пол. Чтобы выполнить упражнение, оставь носки на полу и в то же время приподними обе пятки как можно выше. Готов? Начали! Подними обе пятки высоко-высоко. Подержи так. Расслабь. Просто дай им свободно опуститься на пол. При расслаблении ты, возможно, почувствуешь тепло и покалывание. Повторяем упражнение. Икроножные мышцы становятся теплыми, мягкими, расслабленными.

Теперь подними оба носка очень высоко, оставляя пятки на полу. Готов? Начали. Подержи так и расслабь ноги.

Следующая группа мышц, на которой мы будем сосредоточиваться – это мышцы бедра. Упражнение простое. По моему сигналу вытяни, пожалуйста, ноги прямо перед собой. Не забывай держать икры свободными, не напрягай их. Давай сделаем это упражнение. Выпрями обе ноги. Очень прямо. Еще прямее. Подержи их так и расслабь. Просто дай ногам мягко опуститься на пол. Ощущал ты напряжение в верхней части бедер? Повторим это упражнение.

Сейчас переходим к рукам. Сожми обе руки одновременно в кулаки как можно крепче. Представь, что ты сжимаешь в кулаке все свои болезни, трудности, невзгоды. Еще крепче сожми кулаки – и раздави свои болезни! Теперь расслабь свои руки. Чувствуешь приятное тепло, покалывание, пульсацию в кистях рук? Это отличное упражнение для тех, кто пишет много в школе. Давай повторим ( 1 раз). Расслабься. Чтобы проработать противоположные мышцы, просто растопырь пальцы как можно шире, еще шире. Подержи и расслабь. (Повторяется 2 раза).

Теперь поработаем с плечами. Мы храним массу напряжения и стресса в плечах. Недаром говорят, что наши беды и печали давят нам на плечи. Представь, что ты пытаешься коснуться верхушками плеч мочек ушей. Давай сделаем это упражнение. Потяни плечи вверх. Очень высоко. Еще выше. Подержи так и расслабь. Сосредоточься на чувстве тепла и приятной тяжести в плечах. Одновременно расслабились мышцы шеи, затылка. (Повторяем упражнение 2 раза, затем пауза 20 секунд).

Давай перейдем к лицу. Мы начнем со рта. Сначала улыбнись так широко, как только можно – «до ушей». Начали. Очень широкая улыбка, еще шире. Подержи так – и расслабься. ( 2 раза) Теперь сожми губы, как –бы пытаясь поцеловать кого-то. Собери губы вместе. Сожми их очень крепко, еще крепче. Расслабь. (Повторяем 1 раз). А сейчас перейдем к глазам. Они у тебя закрыты, но зажмурь их еще крепче. Представь, что ты моешь голову шампунем и не даешь брызгам попасть в глаза. (Повторяем 2 раза). Это упражнение полезно при утомлении глаз, вызванном школьными уроками, чтением, помогает улучшить зрение при близорукости.

Последнее упражнение заключается просто в поднимании бровей. Помни, что глаза остаются закрытыми, а ты поднимаешь брови как можно выше, будто сильно чему-то удивился.(Повторяем 1 раз). Теперь почувствуй полное расслабление твоего лица. (Пауза 15 сек).

Теперь снова направь свое внимание на дыхание, почувствуй, как с каждым вдохом приятная свежесть, прохлада вливаются в твои легкие, принося с собой бодрость, энергию, здоровье.

А сейчас зафиксируем внимание на внутренних органах. Спокойно проглоти слюну и проследи, как теплая волна проходит в глубине твоей шеи, груди, живота… В верхней части живота появилось приятное тепло, и это тепло, подобно кругам от камня, брошенного в воду, расходится по всему телу. Живот прогрет приятным глубинным теплом.

Теперь ты расслабил основные мышцы своего тела. Для того, чтобы убедиться в том, что они расслаблены, я вернусь назад и перечислю мышцы, которые мы перед этим напрягали и расслабляли. Когда я буду называть их, дай им расслабиться еще сильнее.



Цит. по Кондрашенко В.Т., Донскому Д.И., Игумнову С.А. (2003).
Задание 2. Аутогенная тренировка по Й. Шульцу.

Провести вариант аутогенной тренировки индивидуально и в группе.



Шульц предложил 6 формул АТ. Формулы упражнений произносятся психологом. Обучающиеся должны мысленно повторять их несколько раз за психологом.

Подготовительная формула – Я совершенно спокоен.

Формула 1. Моя правая (левая) рука, (нога) тяжелая, обе руки и ноги тяжелые.

Начинать это упражнение следует с правой руки у правшей, у левшей – с левой. Добившись ощущения тяжести в одной руке, клиенты на следующем занятии таким же образом добиваются ощущения тяжести в другой руке, а затем в двух руках одновременно. Также реализуется упражнение с ощущением тяжести в ногах, сначала поочередно, а затем – одновременно. Окончательная формулировка упражнения «Мои руки и ноги становятся совсем тяжелые».

Формула 2. Моя правая (левая) рука, (нога) теплая, обе руки и ноги теплые.

Кратко диктуется формула первого упражнения. Затем разучивается второе упражнение словесной формулой, внушающей тепло, в той же последовательности, что и первое упражнение. Окончательная формулировка, завершающая первые два упражнения: «Мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми».

Формула 3. Сердце бьется мощно и ровно.

Повторяется предыдущая формула: «Мои руки и ноги стали тяжелыми и теплыми». После нее клиенты вслед за психологом повторяют про себя: «Мое сердце бьется ровно и мощно», представляя себе соответствующие ощущения, обязательно окрашенные приятными эмоциями.

Формула 4. Дыхание совершенно спокойно.

Осваивается так же, как и предыдущее, направлено на нормализацию дыхательного ритма.

Формула 5. Мое солнечное сплетение излучает тепло.

Это упражнение осваивается труднее, и ему следует уделить больше внимания. Оно реализуется лучше, если проглотить слюну или полностью положить правую ладонь на солнечное сплетение и ощущать тепло непосредственно под ладонью.

Формула 6. Мой лоб приятно прохладен.

Выполняется путем представления прохладного ветерка, овевающего лоб и виски.

Каждый сеанс Шульц рекомендует проводить в течение 20-30 минут, и на вдохе, под приказом психолога «Открыть глаза!», выйти из состояний аутогенного погружения. Автор подчеркивает обязательное соблюдение последовательности упражнений.

Цит. по Мамайчук И.И., 2003.
Задание 3. Методика релаксации по Шварцу.

Провести сеанс релаксации индивидуально и в группе.


Шварц (1958) предложил использовать методику релаксации в педагогических целях. Продолжительность первых двух сеансов должна составлять 30-35 минут. Время распределяется примерно следующим образом:

Принятие удобной позы, сосредоточение на голосе психолога – 2-3 мин.

Ввод в состояние физического покоя – 5-6 мин.

Ввод в состояние психического покоя – 7-8- мин.

Выработка ощущения тяжести правой руки – 7-8- мин.

Выработка ощущения теплоты правой руки – 7-8- мин.

Выход из состояния релаксации – 2-3- мин.

Подготовительную стадию ( обучение релаксации) автор делит на три основные части.
Первая часть (вступительная).

Детям предлагается принять позу «кучера на дрожках».

Инструкция: Весь корпус расслаблен, никакого напряжения, мышцы шеи, рук, спины, ног вялые, они как бы выключены, голова слегка наклонена вперед, плечи опущены, руки на коленях лежат вяло, расслабленно, все заняли позу кучера на дрожках. Начинаем сеанс здорового отдыха, учимся произвольно регулировать свое психическое состояние. Я буду считать до десяти, когда скажу «десять» - закрыть глаза.

Раз, два… забыли, что мы в аудитории. Три, четыре… слушаем только мой голос. Пять, шесть… никакой критики, только мой голос. Семь, восемь…полностью успокоились. Девять, десять…глаза закрыты.
Вторая часть (основная).

Формулы:

  1. Все мысли уходят, я погружаюсь в покой…некоторые фразы я буду произносить громко, вы должны шепотом повторять.

  2. Я погружаюсь в покой (шепотом повторили и почувствовали погружение в покой, освобождаясь от скованности и напряжения). Я лежу на берегу реки. В лесу журчит вода, поют птицы, шумит листва деревьев…Вспомните это ощущение покоя.

  3. Все мои мышцы приятно расслаблены для отдыха… Почувствуйте сами приятное расслабление мышц. Голос мой будет то появляться, то исчезать. Вы должны сами выработать необходимое состояние покоя. Каждый мой мускул расслаблен и вял. Все мое тело отдыхает. Мне легко и приятно.

  4. Я спокойно отдыхаю. Я ни о чем не думаю. Я лежу на спине, смотрю в голубое небо, там плывут облака, надо мной качаются верхушки деревьев, я слышу успокаивающий шум леса. Я все глубже и глубже погружаюсь в покой. Покой, как одеяло окутал меня, я как будто бы повис в воздухе, будто нахожусь в состоянии невесомости, у меня такое ощущение, словно я растаял. Полный физический и психический покой.

  5. Я чувствую тяжесть в правой руке. Мышцы напрягать не надо, пальцы в кулаке не сжимайте. Правая рука тяжелая. В правой руке сумка, набитая тяжелыми книгами. Сумка своей тяжестью тянет правую руку. Рука приятно отяжелела. Рука лежит спокойно, неподвижная, теплая. Полный физический и психический покой. Правая рука тяжелая, тяжелая.

  6. Чувствую приятное тепло в правой руке. Моя правая рука погружена в нагретый солнцем песок. Песок нагревает правую руку. Кровеносные сосуды расширились. Приятное тепло струится от плеча в предплечье, из предплечья в кисть правой руки. Рука теплая. Здоровая горячая кровь согревает руку, приятное тепло проходит по рукам. Тепло доходит до кончиков пальцев. Я научился расширять сосуды в руке. Я могу расширять сосуды в руке. Я сам выработал состояние физического и психического покоя, тяжести и тепла в правой руке.


  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка