Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология коммуникации»




Сторінка1/3
Дата конвертації15.04.2016
Розмір0.71 Mb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Социология коммуникации» направления подготовки 040201.65 «Социология»

Автор программы: кандидат философских наук,

доцент кафедры философии и социологии



Сауткин Александр Александрович.

  • Цель данного курса состоит в том, чтобы дать теоретическое и методологическое обоснование взаимодействия социальных структур общества и коммуникативных систем различных уровней, а также выявить взаимосвязь факторов, обусловливающих адекватную передачу и восприятие социально значимой информации в межличностной и массовой коммуникации.

  • В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:

  • 1. Познакомить студентов с уровнями, типами и формами социальной коммуникации.

  • 2. Показать взаимосвязь социальных структур общества и его коммуникативных систем.

  • 3. Определить социологические доминанты социальной коммуникации.

  • 4. Выявить различия коммуникативных систем по их целевому назначению, мотивированности коммуникативных единиц и технике актуализации.

.

Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:





Название раздела и темы

Количество часов

Всего

ЛК

ПР, СМ

Сам.раб.




Раздел 1. Введение













1.

Объект и предмет изучения социологии коммуникации



6

2

2

2

2.

Онтологические, гносеологические и методологические основы теории социологии коммуникации



12

4

4

2




Раздел 2. Коммуникативные системы













3.

Системность коммуникации и виды коммуникативных систем


12

2

4

4

4.

Социальная обусловленность коммуникации и социологические аспекты ее изучения


12

4

4

4

5.

Уровни коммуникативных систем


8

4

2

4

6.

Категории и функции социальной коммуникации. Социологические доминанты


8

2

2

4

7.

Коммуникативная личность и межличностная коммуникация





2

2

4




Раздел 3. Массовая коммуникация













8.

Теория массовой коммуникации


8

2

2

4

9.

Социально-прагматический аспект массовой коммуникации


8

2

2

4

10.

Прикладной аспект массовой коммуникации


8

2

2

4




Раздел 4. Эмпирические исследования в сфере социальной коммуникации













11.

Методология и методы исследования социологии коммуникации

12

4

4

4




ВСЕГО

100

30

30

40

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
Тема 1. Предмет социологии коммуникации

  1. Объект и предмет изучения научной дисциплины.
    Критерии научной дисциплины. Коммуникация как объект
    социологии коммуникации.

  2. Социальная коммуникация как предмет социологии
    коммуникации. Место социологии коммуникации в системе
    научного знания.

  3. Понятия «общение», «коммуникация» и «речевая деятельность». Базовые составляющие социальной коммуникации: социальные структуры общества (их коммуникативные
    характеристики), коммуникативные системы, каналы и способы передачи и восприятия информации.

  4. Истоки изучения социальной коммуникации.


Вопросы для коллективного обсуждения

Как соотносятся понятия «коммуникация» и «общение»?

Каковы специфические черты социальной коммуникации в сравнении с другими видами коммуникации?

Какие типы коммуникации выделяет А. В. Соколов?


Задания для самостоятельной работы

  1. Составьте схему, отражающую место социологии коммуникации в системе научного знания (положение данной отрасли внутри социологии, а также связь с другими дисциплинами).

  2. Проанализируйте определения понятия «коммуникация», которые даются в различных словарях толковых, энциклопедических и др.). Обобщите ваши наблюдения в виде таблицы.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Дейк ван ТА. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

  2. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М., 1995.

  3. Кашкин В. Б. Основы теории коммуникации. – М.: АСТ : Восток-Запад, 2007.

  4. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.

  5. Кузьмин В.П. Системный подход в современном научном познании // Вопр. философии. 1980. № 1.

  6. Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.

  7. Основы теории коммуникации: Учеб. / Под ред. М. А. Василика. – М., 2007.

  8. Пэнтор Р., Гравитц М. Методы социальных наук/Пер, с фр. М., 1972.

  9. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002.

  10. Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. Теория, проблемы, методы. М., 1976.

  11. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.

Контрольные вопросы

1. Что является объектом и предметом изучения социологии коммуникации?

2. Перечислите базовые составляющие социальной коммуникации.

3. Охарактеризуйте истоки развития социологии коммуникации.



Тема 2. Основы теории социальной коммуникации (онтологический, гносеологический и методологический аспекты)

1. Факторы, определяющие онтологию социальной коммуникации. Соотнесенность биологических и социальных


факторов. Двойственная природа социальных факторов.
Этнические и психологические факторы.

2. Гносеологический аспект: взаимодействие коммуникации и социальных структур общества; функции социальной коммуникации; единицы коммуникации. Понимание coциальной информации. Категории социологии коммуникации.

3. Методологический аспект. Методологические направления: бихевиоризм, символический интеракционизм, феноменология, структурно-функциональный подход, структурализм и др.
Вопросы для коллективного обсуждения

Какие факторы влияют на бытие социальную коммуникацию?

Каковы функции социальной коммуникации?

Что такое «информация» и что понимается под «социальной информацией»?


Задания для самостоятельной работы

Охарактеризуйте основные методологические направления анализа социальной коммуникации. Отразите результаты в следующей таблице:



Название

направления



Авторы

Краткая

характеристика



Слабые

стороны


Сильные

стороны



















ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.

  2. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. M.I 1992.

  3. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология, М., 1982.

  4. Волков И.П. О социометрической методике в социально- психологических исследованиях. Л., 1979.

  5. Карасик В.И. Статус лица в значении слова. Волгоград, 1989.

  6. Леви-Cтpocc К. Структурная антропология. М., 1983.

  7. Леонтьев АН. Деятельность. Сознание. Личность. М.1 1975.

  8. Морено Дис. Л. Социометрия. Экспериментальный метол и наука об обществе. М., 1958.

  9. Неомарксизм и проблемы социальной культуры. М., 1980J

  10. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

  11. Основы теории коммуникации: Учеб. / Под ред. М. А. Василика. – М., 2007.

  12. Пэнтор Р., Гравитц М. Методы социальных наук/Пер, фр. М., 1972.

  13. Саганенко Т.Н. Социологическая информация. Л., 1977.|

  14. Тарасов Е.Ф. Построение теории коммуникации//Теоре гические и прикладные проблемы речевого общения. М., 1979.

  15. Швейцер А.Д. Социальная дифференциация языка//©нто-логия языка как общественного явления. М., 1983";

  16. Ядов ВЛ. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. Самара, 1995.

Контрольные вопросы

1. Перечислите факторы, определяющие онтологию социальной коммуникации.

2. Перечислите основные категории социологии коммуникации, дайте краткую характеристику.

3. Охарактеризуйте бихевиористскую методологию исследования социальной коммуникации.

4. Каковы основные принципы символического интеракционизма?

5. Как понимается коммуникация в феноменологической социологии?


Тема 3. Социологические доминанты коммуникации

1.Понятие социологической доминанты коммуникации.

2. Виды социологических доминант:


  • стратификационные (социальный статус, социальная дифференциация, социальная интеграция, социальная интерференция);

  • ситуативные (коммуникативные роли, коммуникативная сфера, коммуникативная ситуация, коммуникативная установка);

  • оценочные (ценностная ориентация, оценочная информация, оценка партнера, самооценка, «социальный стереотип»);

  • факторы, определяющие социальную дифференциацию, интеграцию и интерференцию;

  • функциональные доминанты;

  • речевой этикет.


Вопросы для коллективного обсуждения

Что такое коммуникативная установка? Как она формируется??

В чем состоит значение речевого этикета?

На конкретных примерах покажите особенности этикета в различных культурах.


Задания для самостоятельной работы

Охарактеризуйте оценочные доминанты коммуникации.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. М., 1975.

  2. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984.

  3. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997.

  4. Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1973.

  5. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии// Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.

  6. Саганенко Т.Н. Социологическая информация. Л., 1977.

  7. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.

Контрольные вопросы

Дайте определение понятию «социологические доминанты коммуникации»

Какие виды социологических доминант коммуникации вам известны?
Тема 4. Системность коммуникации и виды коммуникативных систем


  1. Понятие системности (система, классификация, таксономия, стратификация, типология, уровни, модель).

  2. Система языка и коммуникативные системы (коды).

  3. Виды коммуникативных систем (естественные, искусственные).

  4. Языки программирования.

  5. Информационные языки.

Вопросы для коллективного обсуждения

Каковы основные признаки системы?

В чем заключается системный характер социальной коммуникации?

Охарактеризуйте язык как коммуникативную систему.


Задания для самостоятельной работы

Составьте схему «Виды коммуникативных систем».

Охарактеризуйте несколько искусственных языков либо языков программирования (3-4 языка), заполнив следующую таблицу:

Название языка

Разработчики (если есть сведения)

Когда был разработан

Для чего используется
















ЛИТЕРАТУРА


  1. Дейк ван ТА. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

  2. Исаев М.И. Язык эсперанто. М., 1981.

  3. Карасик В.И. Статус лица в значении слова. Волгоград, 1989.

  4. Конецкая В.П. О системности лексики//Вопр. языкознания. 1984. № 1.

  5. Кузнецов С.Н. Теоретические основы интерлингвистики. М., 1987.

  6. Общение. Текст. Высказывание. М., 1980.

  7. Кузьмин В.П. Системный подход в современном научном познании//Вопр. философии. 1980. № 1.

  8. Платонов К.К. О системе психологии. М., 1974.

  9. Плотинский Ю.М. Визуализация информации. М., 1994.



Контрольные вопросы

Что такое система?

Охарактеризуйте понятие «коммуникативная система».

Какие виды коммуникативных систем вам известны?

Что такое языки программирования? Какова их коммуникативная специфика?
Тема 5. Уровни коммуникации. Семиотический уровень

1. Функциональная обусловленность коммуникативных


средств как знаков.

2. Обоснование уровней коммуникации. Критерии их


выделения.

3. Семиотический уровень коммуникации:


понятие знака, типы знаков; социальная обусловленность знаков;
оппозиция знаков; свойство кумулятивности знаков; синтактика, семантика и прагматика как основные аспекты семиотики, отражающие соотнесенность знаков.
Вопросы для коллективного обсуждения

Охарактеризуйте основные критерии выделения уровней коммуникации.

Что изучает семиотика?

Дайте характеристику каждого из трех аспектов семиотики.


Задания для самостоятельной работы

Сопоставьте известные вам типологии знаков. Результаты оформите в виде таблицы.

Законспектируйте основные положения работы Ч. У. Морриса «Основания теории знаков».
ЛИТЕРАТУРА


  1. Ветров А.А. Семиотика и ее основные проблемы. М., 1968.

  2. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.

  3. Моррис Ч. У. Основания теории знаков // Семиотика. М., 1983.1

  4. Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М., 1995.

  5. Степанов Ю.С. В мире семиотики//Семиотика. М., 1983.

  6. Степанов Ю. С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., 1985.


Контрольные вопросы

Перечислите известные вам уровни коммуникации.

В чем специфика семиотического уровня?

Что такое знак? Каковы подходы к пониманию знака?

Обоснуйте социальную обусловленность знака.

Каковы три аспекта семиотики? Охарактеризуйте их.


Тема 6. Лингвистический (языковой) и металингвистический (метаязыковой) уровни

  1. Обоснование лингвистического (языкового) уровня
    коммуникации.

  2. Понятие речевого акта. Типы речевых актов.

  3. Высказывание — элементарная единица вербальной
    коммуникации. Высказывание и речевой акт. Высказывание
    и предложение. Высказывание и слово.

  4. Дискурс — сложная единица вербальной коммуникации. Типы дискурсов. Их основные характеристики.

  5. Моделирование дискурса: ментальная модель, фреймы,
    сценарии, модель ситуации, модель «ситуативный тип».

  6. Три параметра модели «ситуативный тип»: поле, смысл,
    способ.

  7. Понимание металингвистического (метаязыкового)
    уровня коммуникации.

  8. Коммуникативные единицы металингвистического
    (метаязыкового) уровня коммуникации и его особенности.



Вопросы для коллективного обсуждения

Соотнесите понятия «высказывание» и «речевой акт».

Какие подходы к определению понятия дискурс имеются в современной науке (см. словарь семиотических терминов Греймаса/Курте в сб.: Семиотика. – М., 1983.)?

Что понимается под «фреймом»?

В чем сущность металингвистического уровня коммуникации?
Задания для самостоятельной работы

Законспектируйте работу Дж. Р. Сёрла «Что такое речевой акт?»


ЛИТЕРАТУРА

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. (Высказывание как единица речевого общения). М., 1979.

  2. Безменова НА., Герасимов В.И. Некоторые проблемы теории речевых актов//Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики. М., 1984.

  3. Гак В.Г. Высказывание и ситуация//Проблемы структурной лингвистики. М., 1972.

  4. Гвишиани Н.Б. Язык научного общения. Вопросы методологии. М., 1986.

  5. Девкин ВД. Прагматика слова//Прагматика слова. Межвузовский сборник научных трудов. М., 1985.

  6. Дейк ван ТА. Язык. Познание. Коммуникация/Пер, с англ. М., 1989.

  7. Карасик В.И. Статус лица в значении слова. Волгоград, 1989.

  8. Колшанский Г.В. Текст как единица коммуникации. М.,

  9. Лейчик В.М. Особенности терминологии общественных наук и сферы ее использования//Язык и стиль научного изложения. М., 1983.

  10. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 1996.

  11. Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986. Вып. 17. Теория речевых актов.

  12. Сёрл Дж. Р. Что такое речевой акт? // Философия языка / Ред.-сост. Дж. Р. Сёрл. – М.: Эдиториал УРСС, 2004. – 56-74.

  13. Сорокин ЮЛ., Тарасов Н.Ф., Шахнарович A.M. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М., 1979.

  14. Цаголова Р.С. Экономика и рынок труда: терминологический аспект. (Англо-русские исторические параллели). М.,| 1993.

  15. Швейцер АЛ. Контрастивная стилистика. Газетно-публицистический стиль в английском и русском языках. М., 1993,


Контрольные вопросы

Охарактеризуйте лингвистический и металингвистический уровни коммуникации.

Что такое речевой акт?

Каковы типы речевых актов?

Что такое высказывание?

Что понимается под дискурсом в современной коммуникативистике?

Раскройте основные положения теории фреймов и теории сценариев.

Тема 7. Паралингвистический уровень коммуникации


  1. Понятие паралингвистики — узкая и широкая интерпретация. Природа невербальной коммуникации (HBK). Биологические и социальные источники НВК.

  2. Соотношение намеренного — ненамеренного и сознательного — бессознательного.

  3. Типология невербальных средств по признаку намеренности — ненамеренности.

  4. Взаимодействие вербальных и невербальных средств
    коммуникации: функции; автономное и связное функционирование кинем (синхронное, предваряющее и последующее). Критерии коммуникативной ценности невербальных средств.

  5. Роль ситуативных переменных в НВК (проксемика,
    ориентация, временной фактор, последовательность и др.).

  6. Коммуникативные единицы НВК. Их формальные и
    содержательные структуры.

  7. Типология невербальных средств.


Вопросы для коллективного обсуждения

Раскройте характер взаимодействия вербальных и невербальных средств.

Какова роль психоанализа в исследовании невербальной коммуникации?

Охарактеризуйте роль ситуативных переменных в НВК.



Задания для самостоятельной работы

Сведите известные вам типологии невербальных средств коммуникации в единую схему или таблицу.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Акишина А.А., Кано X., Акишина Т.Е. Жесты и мимика в| русской речи: Лингвострановедческий словарь. М., 1991.

  2. Андреева Г.М. Принцип деятельности и исследование общения//Общение и деятельность. Драга, 19&L

  3. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 1980.

  4. Горелов И.Н. Паралингвистика: прикладной и концептуальный аспекты//Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977.

  5. Колшанский Г.В. Паралингвистика. М., 1974.

  6. Конецкая В.П. Сопоставление невербальных средств коммуникации как национально-культурной специфики речевого поведения. М., 1994.

  7. Красильникова Е.В. Жест и структура высказывания в разговорной речи//Русская разговорная речь/Под ред. Е.А. Земской. М., 1983.

  8. Лабунская В.А. Введение в психологию невербального поведения. Ростов-на-Д., 1994.

  9. Николаева Т.М. Структура речевого высказывания и национальная специфика жеста//Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы. М., 1969.

  10. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам/Пер, с англ. Н.Новгород, 1992.

  11. Шевченко Т.Н. Социальная дифференциация английского Произношения. М., 1990.


Контрольные вопросы

Что такое паралингвистика?

Какова природа невербальной коммуникации?

Каково соотношение намеренного — ненамеренного и сознательного — бессознательного в НВК?

Что такое «кинема»?

Каковы критерии коммуникативной ценности невербальных средств?

Охарактеризуйте коммуникативные единицы НВК.

Типологизируйте невербальные средства коммуникации


  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка