Методические рекомендации к изучению дисциплины Этнополитология Направление подготовки 41. 03. 04 Политология Профиль подготовки



Сторінка1/8
Дата конвертації14.04.2016
Розмір0.53 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
Министерство образования и науки Российской Федерации

Саратовский социально-экономический институт (филиал)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

социально-политического менеджмента

доцент С.Ю. Седова

________________


«____»__________2015 г.

Методические рекомендации к изучению дисциплины



Этнополитология

Направление подготовки



41.03.04 Политология

Профиль подготовки:

Государственная политика и управление;

Политический менеджмент


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная
Саратов – 2015

«Э Т Н О П О Л И Т О Л О Г И Я»




Методические рекомендации к изучению дисциплины для студентов специальности 030.201.65 «экономическая политология»




Разработана на кафедре философии и политологии ССЭИ

Автор и составитель: д-р ист. наук, профессор Н.В.Саранцев



Цель изучения данной учебной дисциплины в системе бакалавриата состоит в том, чтобы дать студентам-политологам систематизированные знания по этнополитологической науке, которые им необходимы не только для теоретического анализа международной жизни, но и для конкретной практической политической деятельности в многонациональных регионах Российской Федерации. Анализ диалектической связи этнического фактора и государственной политики, характера межнациональных взаимоотношений позволяет сформировать у студентов объективные представления об основных направлениях и концепциях этнополитологической науки, этнополитологических измерениях системы международных связей и взаимодействий. Курс этнополитологии помогает студентам выяснить сущность национализма, опасность шовинизма и расизма в современном мире, рассмотреть этнополитические проблемы современной России и других многонациональных государств. Особую важность для студентов-политологов приобретает изучение процесса становления и функционирования многонациональных государств, исторического многообразия форм правления, государственного устройства, политических режимов, роли этнического аспекта в эволюции системы международных политических отношений, особенностей этнического самосознания, причинах этнических и конфессиональных конфликтов, принципах их разрешения и способы урегулирования. Изучение этих проблем обусловлено сугубо прагматическими требованиями к качеству подготовки специалистов-политологов с высшим университетским образованием.

Овладение данным материалом позволит студенту научиться решать стратегические и практические задачи:

– выработать навыки научного подхода к вопросам, составляющим сущность этнополитологических теорий, направлений и школ;

– сформировать способность разбираться в политических проблемах возникающих на этнической основе;

– развить умение разрешать конфликтные ситуации и споры, имеющие как этнический, так и политический характер;

– выработать личные позиции, которые способствуют четкому пониманию меры собственной ответственности за возможные негативные последствия в случае некомпетентных действий затрагивающих межэтнические и межконфессиональные проблемы.

Преподавание учебной дисциплины «Этнополитология» ведется на третьем курсе в шестом семестре.

Учебная дисциплина «Этнополитология» тесно связана с другими предметами и дисциплинами, изучаемыми на политологическом отделении гуманитарного факультета СГСЭУ. К ним относятся: «Политическая история», «История политических учений», «Политическая философия», «Политическая социология», «Правоведение» и другие. Все перечисленные предметы принимают активное участие в формировании гуманитарной составляющей в системе подготовки специалистов профиля «экономическая политика». Знания в сфере «Этнополитологии» позволяют развивать у студенческой молодежи черты гражданственности, чувства патриотизма, активной жизненной позиции, коммуникативные качества, обеспечивают целостное видение современного мира, позволяют вскрывать причины сложных проблем межэтнических отношений, помогают их урегулированию.

В результате освоения студентами-политологами дисциплины «Этнополитология» формируется код компетенции – ПК-14 (овладение методиками социологического, политологического и политико-психологического анализа, подготовки справочного материала для аналитических разработок).

Обучающийся должен:



получить представление о связи этнологии и политики, взаимодействии этносов и государства, уяснить историю становления полиэтнических государств, разобраться в основных теоретических концепциях и доктринах рассматривающих процесс функционирования таких государств, исследовать роль религиозного фактора в их становлении и сохранении (ОК-4);

учащимся необходимо приобрести знания об основных категориях данной учебной дисциплины, определить типологию этносов, выявить их роль и функции в становлении многонациональных государств, изучить структуру этносов, вникнуть в процессы этногенеза, продемонстрировать влияние политических режимов на развитие этносов (ОК-6);

глубокое изучение дисциплины позволит студенту научиться разбираться в механизмах функционирования полиэтнических государств, вскрывать причины возникающих конфликтных ситуаций, определять пути преодоления кризисных явлений на различных исторических этапах их развития (ОК-12);

научиться анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8).

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы



144 академических часа.

Объем дисциплины и виды учебной работы:




Шифр специальности



Всего часов



В том числе

Итог

Лекции

(часов)


Семинары

(часов)


Самостоятельная

работа (часов)



Экзамен

030.201.65

144

20

36

88

-


Тема 1. Предмет, методы и функции этнополитологии
П л а н с е м и н а р с к о г о з а н я т и я
1. Предмет этнополитологии

2. Развитие этнополитологии как науки

3. Методы этнополитологии

4. Функции этнополитологии


М е т о д и ч е с к и е р е к о м е н д а ц и и
Студенты, осуществляя подготовку по первому вопросу плана должен обратить внимание на самоопределение науки, на этногосударственные структуры и отношения. Рассмотреть понятие современной этнополитической науки. Выяснить общественную потребность в этнополитологии. Определить этнический фактор в мировой истории. Объект, предмет и задачи этнополитологии. Ее законы, категории и принципы.

Второй вопрос предполагает исследование места и роли этнополитологии в системе общественных наук. Соотношение этнополитологии с этнологией, политологией, геополитикой, политической социологией, политической психологией, политической историей и другими общественными дисциплинами.

Третий вопрос должен сосредоточиться на методологических основах этнополитологии. Обратить внимание на общенаучные методы используемые этнополитологией. Конкретизация всеобщих методов. Использование системного, структурно-функционального, сравнительного, логического, бихевиористского и других методов.

Основное назначение этнополитологии как науки и учебной дисциплины предполагает, что современный специалист обязан разбираться в этнополитологических проблемах. Получить знание о целях, задачах, приоритетах, нормах, национальных противоречиях, альтернативах деятельности – обязательное условие его компетентности. Функции этнополитологической науки. Теоретическая и прикладная этнополитология. Теория ситуационного анализа. Этнополитологическое образование в России: традиции и современность.


Контрольные вопросы
1. С именами каких исследователей связаны первые концепции нации?

2. В чем заключаются предмет этнополитологии?

3. Каковы методы этнополитологии как науки и как они соотносятся с методами этнологии и политологии?

4. В чем состоят функции этнополитологии как науки?

5. Каково прикладное значение этнополитологии?

6. Что такое этнологический мониторинг, какие организации и группы в области мониторинга и предотвращения конфликтов существуют в России и в мире?

7. Дайте этнополитический прогноз развития ситуации на Украине?

8. Какие различия между нацией и государством отмечали Х.Линц и А.Степан?


Темы рефератов

  1. Этнополитология как наука и ее история.

  2. Предмет и основные методы этнополитологии.

  3. Взаимосвязь этнополитологии с другими науками.



  1   2   3   4   5   6   7   8


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка