Методические рекомендации для студентов б 7 Клиническая психология детей и подростков



Сторінка1/20
Дата конвертації15.04.2016
Розмір4.4 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)
Методические рекомендации для студентов

Б3. Б.2.7 Клиническая психология

детей и подростков
(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и

учебным планом)
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)
по направлению
подготовки бакалавриата (магистратуры)

050400 Психолого-педагогическое образование

(квалификация: Психолог образования «бакалавр»)
(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) указанием
профиля (названия магистерской программы)

Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического института

(протокол № 1 от 04 сентября 2013 г.)
Зав. кафедрой

_______________И.А. Синкевич


2013
1. Программа учебной дисциплины (модуля)

Б3. Б.2.7 Клиническая психология детей и подростков


2. Автор программы:

Оконешникова О. В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии



3. Рецензенты:

Синкевич И.А., зав. кафедрой психологии МГГУ, кандидат психологических наук

Храпенко И.Б., декан факультета психологии, кандидат психологических наук, доцент Международного института бизнес-образования (МИБО)

4. Цели освоения дисциплины:

Клиническая психология детей и подростков – область прикладного знания, которая в современной интерпретации выступает как психология здоровья подрастающего поколения. Существует разница в подходах к клинической психологии в отечественной и зарубежной науке. Она олицетворяет собой извечное стремление психологов выйти за рамки исследования расстройств отдельных психических процессов (восприятия, памяти, мышления и т.п.) и попытаться раскрыть целостные закономерности возникновения и функционирования нормального и аномального развития личности в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути человека. Данный курс клинической психологии включает в себя следующие разделы: патопсихология, нейропсихология, психосоматика, психология девиантного поведения, психогигиена и формирование здорового образа жизни.



Цель: формирование базовых знаний по теории, методологии и практике клинической психологии детей и подростков, о возможностях клинической психологии в повышении адаптивных ресурсов человека, охране здоровья детей и подростков, преодолении психических расстройств, диагностике, коррекции и реабилитации.

Задачи:

1.Формирование представлений о фундаментальном, прикладном и междисциплинарном характере клинической психологии детей и подростков, ее вкладе в разработку теоретических проблем общей психологии, теорию и практику медицины и здравоохранения. Ознакомление с историей клинической психологии как базовой для других отраслей психологии

2.Ознакомление с основными разделами клинической психологии (патопсихология, нейропсихология, психология соматически больных, профилактика состояний нервно-психической дезадаптации, психогигиена и формирование здорового образа жизни)

3.Формирование базовых представлений о теоретических и практических задачах клинической психологии: этиология (анализ условий возникновения), патогенез (анализ механизмов происхождения и развития), классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья). Понимание соотношения клинической психологии со смежными психологическими и медико-биологическими дисциплинами. Клиническая психология вне клинических условий.

4.Ознакомление с основными направлениями деятельности детского клинического психолога: индивидуальная клиническая психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотерапия и психологическая коррекция, социальная реабилитация больных детей, массовые психопрофилактические исследования

5.Ознакомление с основными методами клинической психологии, соотношением экспериментального и клинического (экспертного, идиографического) подходов при исследовании больного.

6.Формирование представлений о нарушениях психической деятельности при различных психических, поведенческих и соматических заболеваниях

7.Формирование знаний о различных видах психологического вмешательства (психологическое консультирование, психотерапия, психосоциальная реабилитация) при работе с различными контингентами детей, а также подростков с пограничными психическими состояниями (акцентуациями).


5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Клиническая психология детей и подростков» относится к профессиональному циклу дисциплин (базовая часть), модуль 1 «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности». Освоение дисциплины должно опираться на знания, умения и компетенции, приобретенные в процессе изучения курсов «Общая и экспериментальная психология», «Социальная психология», «Психология развития».

Входные знаний, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения цикла ГСЭ (Б.1), математического и естественно-научного цикла (Б.2), в частности, «Анатомия и возрастная физиология», «Основы математической обработки информации», «Современные концепции естествознания» и в процессе изучения курсов Базовой общепрофессиональной части (Б.З).

Дисциплина «клиническая психология детей и подростков» является предшествующей для дисциплин модуля 2 «Психология и педагогика развития детей»: «Психология дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста»», «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся» и модуля 3 «Методология и методы психолого-педагогической деятельности»: «Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований», «Психолого-педагогическая диагностика», «Психолого-педагогический практикум» и вариативной части: «Практикум по общей и экспериментальной психологии», «Психология семьи и семейного консультирования», «Психологическая служба в образовании», «Психодиагностика семей и детей группы риска», «Психологическое консультирование детей и подростков группы риска», «Социально-психологическое сопровождение детей в замещающих семьях».

Данную учебную дисциплину дополняет последующее или параллельное освоение курса «Психология дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста», в совокупности с которым они составляют основу для изучения курсов «Психолого-педагогическая диагностика» и «Психолого-педагогический практикум».

Программа дисциплины «Клиническая психология детей и подростков» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».


6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Логическим стержнем программы является деятельностный историко-эволюционный подход, интегрирующий представления о нормальном и аномальном развитии личности в биогенезе, социогенезе и персоногенезе и открывающий возможность для проведения междисциплинарных исследований в сфере социальных и поведенческих наук.

Курс включает в себя лекционные, семинарские и самостоятельные занятия. На семинарских занятиях студенты знакомятся с феноменологией, теорией и практикой клинической психологии детей и подростков. Самостоятельные занятия включают проработку литературы, подготовку к контрольным работам и зачетам по прочитанным монографиям.

Итоговые требования к уровню освоения курса изложены в экзаменационных вопросах.


Основные компетенции уровня бакалавриата:

В области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании (ПКСПП):

  • способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями (ПКСП-1);

  • способен осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа (ПКСПП-3);

  • способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития (ПКСПП-5).

В социально-педагогической деятельности (ПКСП):

способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (ПКСП-2).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

•Основные понятия клинической психологии, ее прикладные задачи и вклад в развитие теории психологии; историю зарубежной и отечественной клинической психологии как базовой дисциплины для развития других прикладных областей психологии.

•Цели и задачи, стоящие перед клинической психологией детей и подростков

•Основные виды и психологические механизмы нарушений психической деятельности детства и изменений личностной сферы при психических, поведенческих и соматических заболеваниях;

•Основные виды отклоняющегося поведения, биопсихосоциальные механизмы их формирования, способы психологической коррекции и профилактики

•Основные направления деятельности клинического психолога: психологическая диагностика, психологическая коррекция (психотерапия), психологическое консультирование, социальная реабилитация больных, массовые психопрофилактические исследования.

•Основные методические подходы (экспериментально-психологический и клинико-психологический) и методы клинической психологии, основные методы экспериментально-психологического исследования больных людей и основные направления психокоррекционной работы

•Подростковые акцентуации

•Общепсихологические фундаментальные проблемы, решаемые клинической психологией

Уметь:

•применять все выше перечисленные знания и умения с учетом возрастной специфики, имея основные представления о детской и подростковой клинической психологии;

•применять базовые клинико-психологические знания в практической работе с различными (возрастными, социальными) категориями детей и подростков, пропагандировать знания в области психогигиены, здорового образа жизни и профилактики состояний нервно-психической дезадаптации;

•применять знания клинической психологии для решения научных и практических задач в других прикладных областях психологии;

•применять клинические диагностические методики в работе с детьми и подростками

Владеть:

•основными понятиями клинической психологии, представлениями об основных современных ее проблемах и направлениях развития (включая проблемы адаптации личности к болезни, качества жизни, связанного со здоровьем, превенции и коррекции социально-стрессовых расстройств)

•приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами критического анализа научной информации

•основными представлениями о методологии планирования, проведения и обработки результатов психологического исследования в клинике и в массовых психопрофилактических исследованиях различных групп детей и подростков

•основными представлениями о методологии и технологии различных видов психологического вмешательства (психологическое консультирование, индивидуальная, групповая, семейная психотерапия, психосоциальная и нейро-реабилитация)

7. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина (модуль)).

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единицы (из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов); 108 часов.


Курс рассчитан на 108 академических часов, включая лекции, практические занятия и самостоятельную работу студентов, получивших базовую подготовку по введению в общей и экспериментальной психологии, социальной психологии, возрастной психологии и психодиагностике, а также по вводным разделам общего психологического практикума.

При прохождении курса предусмотрено написание итоговых рефератов по одной из предлагаемых тем. Итоговая отчетность – экзамен.


Для студентов дневной формы обучения

№п/п

Шифр и наименование

Направления



Курс

Семестр


Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчётности)

Трудоёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

1

«050400-Психолого-педагогическое образование»;

Квалификация (степень) бакалавр «Психолог образования»



3

5,6

108

40

16

24

-

32

экзамен

экзамен


































Для студентов заочной формы обучения



№п/п

Шифр и наименование

Направления



Курс

Семестр


Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчётности)

Трудоёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

к/р

Сам. работа

1

«050400-Психолого-педагогическое образование»;

Квалификация (степень) бакалавр «Психолог образования»



3

5,6

108

12

4

8

1

96

экзамен





































8. Содержание дисциплины (модуля).

Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).

Примерное распределение учебного времени.

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1 вариант (дневная форма)

2 вариант (заочная форма)

Всего аудит./ в том числе интерактив.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

Всего аудит./ в том числе интерактив.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

I

Актуальные проблемы теории и практики клинической психологии

12

4

8




18

3

1

2




30

1

Предмет и задачи клинической психологии































2

Методы клинической диагностики детей и подростков































3

Основное содержание деятельности клинических психологов































II

Основные психические нарушения и психология

аномального развития

14

6

8




30

6

2

4




36

4

Проблема нормы и патологии в медицине и психологии































5

Понятие о психопатологических и патопсихологических симптомах и синдромах































6

Основные психические нарушения в детском возрасте































7

Основные психические нарушения в подростковом возрасте































8

Психология аномального развития































III

Проблемы нарушений развития в детском и подростковом возрасте.

14

6

8




20

3

1

2




30

9

Нарушения потребностно-мотивационной сферы детей и подростков































10

Нарушения интеллекту-альной сферы детей и подростков































11

Нарушения эмоционально-волевой сферы детей и подростков































12

Патопсихологическая диагностика характера

и личностных реакций детей и подростков. Профилактика нарушений психического развития




































Всего

40

16

24




68




4

8




96

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка