Методические рекомендации для преподавателей по использованию элементов метода проектов при изучении дисциплины «Специальное рисование и лепка»



Скачати 280.59 Kb.
Дата конвертації12.04.2016
Розмір280.59 Kb.
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 23 ИМЕНИ Ф.В. ЧИЖОВА»

___________________________________________________________________________

В.Н.Смирнова



Методические рекомендации

для преподавателей

по использованию элементов метода проектов

при изучении дисциплины

«Специальное рисование и лепка»




Чухлома

2013


Смирнова В.Н. Методические рекомендации для преподавателей по использованию элементов метода проектов при изучении дисциплин «Специальное рисование и лепка» - ОГБОУ НПО «Профессиональный лицей № 23 им. Ф.В. Чижова», 2013.- 23 с.

_________________________________________________________________

Методические рекомендации содержат разнообразный информационный и иллюстративный материал, которые могут быть использованы полностью или частично в работе по подготовке проектов.

Адресовано преподавателям специальных дисциплины «Специальное рисование и лепка» в подготовке кондитеров для более успешного освоения раздела «Изготовление макетов тортов».

________________________________________________________________

Смирнова В.Н. ОГБОУ НПО ПЛ № 23 им. Ф.В. Чижова, 2013


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 3



1.Теоретическая часть

1.1 Метод проектов 5

1.1.2 Понятие «Метод проектов» . 5

1.1.3 История метода проектов………………………. …………………….. 7

1.2.Разработка метода проектов………………………………………....... 8

1.2.1 Основные этапы выполнения проекта … 8

1.2.2 Роль педагога при выполнении проекта……………………………….. 9

1.2.3 Роль обучающихся при выполнении проекта………………………… 9

1.2.4 Оценка выполненного проекта…………………………………………. 10

1.2.5. Типология учебных проектов ………………………………………… 11



Выводы по теоретической части 14

2. Методическая часть

2.1 Разработка проекта по дисциплине «Специальное рисование и лепка» тему “Красивый торт ………………………………………………………. 15

2.2 Почему выбрана данная тема проекта?…………………………………. . 15

2.3 Этапы создания проекта:

2.3.1 Планирование учебного проекта…………………………………………16

2.3.2 Создание презентации обучающегося……………………........................17

2.3.3 Защита учебных проектов………………………………………………... 18

2.3.4 Требования к готовому макету …………………………………………...18



Выводы по методической части………………………………… …………. 20

Заключение ………………………………………………………………………. 21

Апробация ……………………………………………………………. ………. .. 21

Список литературы…………………………………………………………... … 22

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………. 23

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Интерес к методу проектов, возникший в нашей стране еще в девяностые годы двадцатого столетия, перерос в начале двадцать первого века в весьма устойчивую тенденцию использования новой технологии в практике преподавания различных учебных дисциплин.

«Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества».

В процессе «обучения - учения» происходит постоянное взаимодейст­вие обучающихся и преподавателей. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из обучающихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие) педагога обучающимся и наоборот, что также, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении.

Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную ин­формацию, преподаватель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания педагога в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные кон­цепции.

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать учиться, направлять познавательную дея­тельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда обучающихся в процессе учения сегодня является метод проектов.
В данных методических рекомендациях преследуются следующие цели:

1.Показать возможности использования методов проектов в профессиональной деятельности преподавателя предмета «Специальное рисование и лепка».

2. Разработать проект на тему “Красивый торт”

В связи с поставленными целями выделены следующие задачи:

1. Рассмотреть метод проектов и его роль в преподавании учебной дисциплины.

2. Продемонстрировать результаты проектной деятельности учащихся.


При написании методических рекомендаций использовались следующие методы исследования:

- анализ литературы;

- педагогическая апробация.

В теоретической части дано понятия метода проекта, использование его в учебном процессе.

В методической части описывается поэтапная разработка проекта.

В качестве дополнительных материалов представлены разработанные презентации, буклет, памятка для учащихся, план проведения проекта, лист планирования работы в группе, критерии оценивания работы в проекте, бланк контроля.



1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Метод проектов

1.1.1 Понятие «Метод проектов»

По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Проектный метод в образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект обучающегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, раз­вития креативности и одновременно формирования определенных личност­ных качеств.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение обучающегося в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.



Основной задачей обучения по методу проектов является исследование учащихся вместе с педагогом окружающей жизни. Все, что обучающиеся делают, они должны делать сами (один, с группой, с педагогом, с другими людьми): спла­нировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали:

а) выделение внутреннего учебного материала;

б) организация целесообразной деятельности;

в) обучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на выс­шие ступени.

Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных мо­ментов, вытекающих из тех или иных задач. Обучающиеся должны научиться стро­ить свою деятельность совместно с другими, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта. Таким образом, раз­решая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, обучающиеся получают необходимые для этой жизни знания, причем само­стоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.

Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересо­ванность обучающихся, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие крити­ческого мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятель­ность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Ме­тод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматри­вающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, тех­нологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практи­ческий результат, готовый к применению.

1.1.2 История метода проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов.




1.2.Разработка метода проектов

1.2.1. Основные этапы выполнения проекта

При применении метода проектов для решения разнообразных задач можно выделить 6 основных этапов, которые представлены в таблице 1.

Этапы выполнения проекта

Таблица 1



Этап

Задача

Деятельность уча­щихся

Деятельность

учителя


1

2

3

4

Начинание

Определение темы, уточнение целей, вы­бор рабочей группы

Уточняют ин­формацию, обсу­ждают задание

Мотивирует учащихся, объ­ясняет цели проекта, наблю­дает

Планирование

Анализ проблемы, оп­ределение источников информации, поста­новка задач и выбор критериев оценки ре­зультатов, распреде­ление ролей в команде

Формирует зада­чи, уточняют ин­формацию (ис­точники), выби­рают и обосновы­вают свои крите­рии успеха

Помогает в ана­лизе и синтезе (по просьбе),

наблюдает



Принятие ре­шения

Сбор и уточнение ин­формации, обсужде­ние альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности

Работают с ин­формацией, про­водят синтез и анализ идей, вы­полняют исследо­вание

Наблюдает, консультирует

Выполнение

Выполнение проекта

Выполняют ис­следование и ра­ботают над про­ектом, оформля­ют проект

Наблюдает, со­ветует (по просьбе)

Оценка ре­зультатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин это­го, анализ достижения поставленной цели

Участвуют в кол­лективном само­анализе проекта и самооценке

Наблюдает, на­правляет про­цесс анализа (если это необ­ходимо)

Защита про­екта

Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объ­яснение полученных результатов, коллек­тивная защита проек­та, оценка

Защищают про­ект, участвуют в

коллективной оценке результа­тов проекта



Участвует в коллективном анализе и оцен­ке результатов проекта



1.2.2. Роль педагога при выполнении проекта

Самое сложное для педагога в ходе проектирования - это роль незави­симого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педа­гог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе кон­сультаций только отвечать на возникающие у учащихся вопросы. Возмож­но проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества учащихся.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:

- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

- искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии аль­тернативы;

- осуществлять и аргументировать выбор;

- предусмотреть последствия выбора;

- действовать самостоятельно (без подсказки);

- сравнивать полученное с требуемым;

- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат про­ектирования.

При выполнении проектов качественно меняется роль педагога. Она различна на разных этапах проектирования.
1.2.3. Роль обучающихся в выполнении проекта

Меняется и роль обучающихся в учении: они выступают активными участ­никами процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструк­тивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У обучающихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Обучающиеся свободны в выборе способов и видов деятельно­сти для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необ­ходимо делать.

Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положи­тельное педагогическое значение. На этапе самоанализа (5 этап), а затем за­щиты (6 этап) педагог и обучающиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия дея­тельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятель­ности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудач­но подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружаю­щего мира и себя в этом мире.

1.2.4. Оценка выполненного проекта

Как отмечает Чечель З.И. на последних этапах проектирования и учащийся, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности, ко­торые часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при использовании метода проектов существуют, по крайней мере, два ре­зультата. Первый (скрытый) - это педагогический эффект от включения обучающихся в «добывание знаний» и их логическое применение: формирова­ние личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собст­венной деятельности. Именно эта результативная составляющая часто оста­ется вне сферы внимания педагога, и к оценке предъявляется только сам про­ект. Поэтому Чечель советует начинающему руководителю проектирования записывать краткие резюме по результатам наблюдений за учащимися, это позволит быть более объективными на самой защите.

Вторая составляющая оценки результата - это сам проект. Причем оце­нивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.

Таким образом, обычная пятибалльная система не очень подходит для оценивания проектов. Для оценивания проектов Чечель И.З. советует исполь­зовать рейтинговую оценку. Для этого перед защитой на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педаго­гом и учащимися. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставленных в таблице.

Суммирование в этом случае выглядит следующим образом:

85 - 100 баллов - «5»;

70 - 85 баллов - «4»;

50 - 70 баллов - «3»;

менее 50 баллов - «2».
1.2.5. Типология учебных проектов

Знание типологии проектов поможет при разработке проектов, их структуры, при координации деятельности обучающихся в группах. К типологи­ческим признакам можно отнести:

1.Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, при­ключенческий и т.д.

2.Доминирующий в проекте содержательный аспект: литературное творчество, естественно - научные исследования, экологические, язы­ковые, культурологические (страноведческие), географические, исто­рические, музыкальные.

3.Характер контактов (среди участников одного учебного заведения, группы, города, региона, страны, разных стран мира).

4. Количество участников проектов (индивидуальные, парные, группо­вые);

5.По продолжительности проведения (краткосрочные, долгосрочные, эпизодические).

В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы про­ектов:

Исследовательские проекты. Такие проекты требуют хорошо проду­манной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки ре­зультатов;

Творческие проекты. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта.

Приключенческие, игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участ­ники принимают на себя определенные роли, обусловленные характе­ром и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отно­шения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Резуль­таты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут выри­совываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая;

Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предна­значенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом;

Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников про­екта. Причем этот результат обязательно носит четко ориентированный на социальные интересы, интересы самих участников результат (газе­та, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа дейст­вий, проект закона, справочный материал, т.д.).

По второму признаку - доминирующему содержательному аспекту проекты могут быть:

литературно-творческий проект. Это наиболее распространенные ти­пы совместных проектов;

естественно - научные проекты чаще всего бывают исследователь­скими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране; самый лучший стиральный порошок; дороги зимой, т.д., т.д.);

экологические проекты так же, требуют привлечения исследователь­ских, научных методов, интегрированного знания из разных областей (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах; беспризорные домашние жи­вотные в городе и т.д.);

языковые (лингвистические) проекты чрезвычайно популярны, по­скольку они касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший интерес участников проектов;

культурологические проекты связаны с историей и традициями разных стран. Без культурологических знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре;

спортивные проекты объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто они в ходе таких проектов обсуждают предстоя­щие соревнования любимых команд (или своих собственных); методи­ки тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных международных соревнований;

исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие со­бытий политических, социальных, анализировать какие-то историче­ские события, факты;

музыкальные проекты объединяют партнеров, интересующихся музы­кой. Это могут быть аналитические проекты, творческие, когда ребята могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное произведение, т.д.

Что касается таких признаков, как характер контактов, продолжитель­ность проекта и количество участников проекта, то они не имеют самостоя­тельной ценности и полностью зависят от типов проектов, выбранных по на­званным выше признакам.
Выводы по теоретической части

В современный учебный процесс внедряются новые методы обуче­ния, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики про­шедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активно­сти личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обуче­ние. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проекти­ровочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретиче­ские и практические составляющие деятельности человека, позволяет рас­крыть, развить, реализовать творческий потенциал личности. Но, не смотря на все плюсы, данного метода образовательных учреждениях он не очень распростра­нен. Его только начинают вводить в учебный процесс и, как правило, исполь­зуют его на факультативных занятиях либо во внеурочное время.



2. Методическая часть

2.1. Разработка проекта по дисциплине «Специальное рисование и лепка» на тему «Красивый торт»
Применительно к предмету «Специальное рисование и лепка» метод проектов – это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность обучающихся, осуществляемая под гибким руководством преподавателя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде готового макета.

Таким образом, содержание проекта – это материал учебной темы, оформленный как проблемно-поисковая задача, решение которой должно быть представлено в виде идеального продукта и обладает личностно или социально значимым смыслом для его участников.

Следовательно, для изучения программного материала с использованием метода проектов преподавателю необходимо проделать огромную предварительную работу, в основе которой лежит перевод учебного материала в плоскость проблемного обучения.

2.2.Почему выбрана данная тема проекта?

Рисование и лепка — один из профилирующих предметов в профессиональной подготовке поваров и кондитеров.



Проект направлен на процесс составление эскиза, изготовление макета торта с учетом применения знаний закономерности композиции украшения кондитерского изделия. В ходе выполнения проекта обучающиеся должны разработать эскиз, выбрать форму торта для его макета, подобрать каркас, выбрать материал из которого будут изготавливать макет. Участие в проекте позволяет обучающимся получить опыт в распознавании причин, влияющих на выбор той или иной компоновки художественного оформления кондитерского изделия. Обучающиеся закрепят навыки поиска и отбора информации в различных источниках, умения подобрать нужный материал.
2.3 Этапы создания проекта.

Основополагающий вопрос


Зачем красиво украшать торт?

Проблемные вопросы


- Из какого материала макет торта будет выглядеть более красиво?

- Какой из материалов более практичный для работы?


Учебные вопросы


- Что такое эскиз? Почему необходимо выполнить несколько эскизных вариантов композиции торта?

- Как вы понимаете условность украшения торта?

-Что такое целостность и соподчиненность элементов украшения кондитерского изделия?

- Какие выразительные средства используют при компоновке элементов украшения тортов?

- Что вы понимаете под термином "декоративность"?

2.3.1 Планирование учебного проекта

Последовательность учебного процесса для обучающихся: что и когда они делают, чему учатся, как вовлекаются в процесс планирования. До начала проекта необходимо подготовить все необходимые ресурсы в соответствии с планом проведения проекта.

Введение в проект - 1 урок

Конечным результатом самостоятельной работы учащихся встает задача создать изделие. Для этого преподаватель готовит презентацию об истории возникновения тортов, их современном многообразии. (Приложение)

Тут же определяются темы и содержание дальнейших исследований. Учебную группу преподаватель делит на 3 команды, каждая из которой будет исследовать процесс изготовления собственного макета:

1 команда - макет торта из мастики

2 команда - макет из соленого теста

3 команда - макет из гофротрубочек

Время на подготовку проекта - 1 неделя.

Обучающиеся самостоятельно разрабатывают композицию торта из заданного материала, готовят рецепт своего торта путем составления технологической карты и соответствия макета возможностям реального производства изделия.

В поддержку развития навыков 21-го века педагог обеспечивает команды ресурсами, необходимыми для самооценки и взаимной оценки продвижения исследования. Защита готовых проектов 4 часа. Каждая команда выполняет из ранее подготовленных заготовок свой макет, представляет презентацию с результатами исследований и готовый макет (Приложение).

Обучающиеся оценивают выступления команд в соответствии с критериями оценки исследований (Приложение). Подводятся итоги, определяется команда, выполнившая самое полное и аргументированное исследование.

Предварительные навыки для успешного выполнения проекта:

- умение приготовить соленое тесто, мастику, гофротрубочки, рисовать эскизы тортов;

- навыки поиска информации в Интернете, работа с различными сайтами;

-навыки подготовки и проведения презентации.

Групповая работа позволит обучающимся попробовать себя в различных ролях внутри команды и внести свой вклад в итоговую работу в соответствии со склонностями и интересами: степень умения работы на компьютере, развитость художественного вкуса.

2.3.2 Создание презентации учащегося

В начале данного этапа происходит объяснение обучающимся как необходимо создавать, какова структура и требования к презентациям в теме планирование презентации.

Структура презентации должна быть следующей:

1 слайд: Вопрос для исследования. Тема исследования, автор(ы),

2-й слайд: Вопрос учебной темы (как объект исследования), гипотеза исследования.

3-й слайд: Цель исследования, задачи и гипотеза исследования (что я поэтапно и конкретно сделал, чтобы достичь цели).

4-й слайд - 5-й слайд: Краткое представление решенных за­дач (или, иными словами, представление хода исследования).

Здесь важно обратить внимание на то, что презен­тация является визуальным представлением и сопровождением ре­зультатов проведенного исследования, поэтому для лучшего понима­ния целесообразно иллюстрировать тезисы графическими изображе­ниями, схемами, диаграммами, таблицами.



2.3.3 Защита учебных проектов

Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

На этом этапе производится защита участниками проекта на учебном занятии самих проектов, готовятся рецензии и отзывы на представляемые проекты, дается оценка каждому проекту.

Несмотря на наблюдаемое разнообразие проектов, все они в своем завершенном виде, в виде конечного продукта (макета), должны отвечать определенным общим требованиям.



Требования к докладчику:

Как Вы думаете, какими характеристиками должен обладать человек, чтобы провести презентацию на высоком уровне?

Вот только некоторые из них:


  • энтузиазм,

  • организованность,

  • настрой на аудиторию,

  • гибкость,

  • правильный язык телодвижений,

  • хороший словарный запас,

  • разнообразие тона голоса,

  • настрой на достижение цели.

      1. Требования к готовому макету

- Макет должен представлять объемную модель кондитерского изделия

- Макет выдержан в масштабе 1:2 или 1:2,5

- В работе по изготовлению макета обязательное участие каждого члена команды.

Преподаватель, работая на основе проектной методики, должен быть готов к разрешению множества различных педагогических проблем, в частности:



  • к изменению традиционного содержания учебных тем, к их синтезу с другими дисциплинами или видами искусства, так как при выполнении учебных проектов их эффективность часто зависит от включенности в общий контекст образовательного процесса;

  • к разработке методов самостоятельной поисковой и исследовательской работы обучающихся в ходе выполнения учебных исследовательских проектов, методов коллективного решения проблем. Это означает, что преподаватель должен уметь определять проблему учебной темы, формулировать вытекающие из нее задачи исследования, выдвигать гипотезы их решения, обсуждать методы исследования, продумывать и предлагать варианты оформления конечных результатов, анализировать полученные данные, обсуждать и формулировать итоговые выводы, корректно оценивать обучающихся при подведении итогов;

  • к использованию в ходе совместного исследования методов “мозговой атаки”, “круглого стола”, статистических методов, творческих отчетов, просмотров и др.;

  • к необходимости сочетания на уроках коллективной, групповой и индивидуальной формы работы обучающихся;

  • к интенсивному использованию компьютера как инструмента учебной работы обучающихся и педагогов;

  • к организации совместной работы с преподавателями различных предметов.



Выводы по методической части

Таким образом, основная цель методической части - разработать метод проектов по дисциплине «Специальное рисование и лепка» на тему “Красивый торт” была достигнута, были продемонстрированы результаты проектной деятельности обучающихся.



Заключение

В ходе работы над данными методическими рекомендациями были выполнены сле­дующие цели:

1. Показаны возможности использования методов проектов в профессиональной деятельности преподавателя предмета «Специальное рисование и лепка».

2. Разработан метод проектов на тему “Красивый торт».

Для того чтобы достигнуть поставленных целей был рассмотрен метод проектов и его роль в деятельности преподавателя, а также была проанализирована литература в которой раскрывается возможность создания метода проектов в деятельности педагога.

Достигнуты поставленные задачи:

1. Рассмотрен метод проектов и его роль в профессиональной деятельности преподавателя специальных дисциплин.

2. Продемонстрированы результаты проектной деятельности обучающихся по учебной дисциплине «Специальное рисование и лепка».


Апробация

Разработанный метод проектов был проведен в ОГБОУ НПО ПЛ № 23 им. Ф.В. Чижова

На проведенных занятиях обучающиеся разрабо­тали презентацию и макет на тему «Торт из гофротрубочек».

Выполнен­ный обучающимися проект получил положительные отклики со стороны заместителя директора по УПР и председателя МО.

На основе всего выше изложенного можно сказать, что поставленные цели и задачи решены в полном объеме.

Список литературы

1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. – 240 с.


2. Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. -Мн., Пропилен, 2001. -- с. 121-141. пособие. Самара, 2004.


3. Метод проектов и его использование в средней общеобразовательной и высшей инженерной школах: учебное
4. Михайлова Т., Пастухова И. Современные технологии обучения: проектная работа учащихся
5. Полат Е.С. Метод проектов.

6. Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. / Развитие интеллектуальной активности.

7. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка ре­зультатов // Директор школы. 1998. №4. - С. 7-12.

ПРИЛОЖЕНИЯ





База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка