Место и роль россии в мировой культуре



Дата конвертації27.04.2016
Розмір79.2 Kb.
МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ



План семинарского занятия:

  1. Россия как тип культуры. Особенности культуры России.

  2. Культура России и русский национальный характер.

  3. Модернизация и культура России.


Ключевые слова: культура России; этнический фактор; духовная жизнь; мессианство; аккультурация; национальный характер; модернизация.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Обязательная литература

  1. Георгиева Г. С. Русская культура. История и современность. Учебное пособие. М.: ЮРАЙТ-М, 2002.

  2. Чернышева А. В. Проблемы культуры в русской философии: От П. Я. Чаадаева до наших дней. Учебное пособие. М.: МГОУ, 2008.


Дополнительная литература

  1. Гумилев Л. Н. От Руси к России. М.: Экопрос, 1992.

  2. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.

  3. Ильин И. А. О грядущей России. М.: Воениздат, 1993.

  4. Кондаков И. В. Культура России. М.: Омега-Л, 2000.

  5. Лосский Н. О. Характер русского народа. Кн. 2. М: Ключ, 1990.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
При подготовке к семинарскому занятию необходимо обратить внимание на следующие ключевые моменты:

  1. Многие исследователи истории культуры России склоняются к тому, что на формирование культуры России во многом повлияло христианство. Однако несомненным является и то, что Россия – страна европейская, и западное начало сыграло в ее культуре значительную роль.

В развитии русской культуры немаловажную роль сыграло и то обстоятельство, что в географическом и социально-экономическом отношении – при всех отличиях от классических стран Востока – она оказалась обществом, материальный фундамент которого чем дальше, тем больше приобретал черты азиатского способа производства: масса сельских общин и огромное государство, вынужденное на этапе централизации власти и управления прибегнуть к «закрепощению» и податного, и служивого сословий, в т. ч. и по причине постоянной военной опасности для страны.

Основное противоречие российской социокультурной жизни, ее цивилизационного типа изначально было задано двумя факторами: с одной стороны, ее принадлежностью к европейско-христианской цивилизации, получившей в XI-XVI вв. наиболее яркое выражение на русской почве, а с другой – в социально-экономическом плане – представленностью в социальной системе традиционного азиатского производства.

Это противоречие существенно модифицируется в условиях включения России в мировой рынок, приобретая явно выраженный динамический оттенок. Отражением этого противоречия и его модификации в общественном сознании послепетровской России стала оппозиция: православие – секуляризм, консерватизм – прогрессизм.

В качестве предпосылок культуры России нужно рассматривать



  • природно-географические (жесткость и разнообразие климатических и природных условий; движение с запада и северо-запада на восток и на юг, из леса в степи, на свободные земли; обширность территории с вытекающим из этого многообразием форм жизни во всех ее проявлениях);

  • геополитические (срединное положение между Востоком и западом; пространственные характеристики «расстояние» и «простор» как атрибуты русской ментальности; проблема «культурного отставания» России в Средние века: иноземные вторжения, овладение огромным пространством страны, соблазн больших пространств, своего рода «железный занавес» между Россией и другими странами) и

  • этнические факторы. Говоря об этническом факторе, нужно отметить, что российская культура формировалась на основе трех мощных этносов: славянского, тюркского и угро-финского, что породило ситуацию культурного взаимовлияния, этнической, национальной терпимости, различной экономической ментальности.

  1. Несмотря на богатую историю и культуру, в России можно наблюдать недостаток среднего уровня культуры. Русский философ Н. А. Бердяев отмечал, что русские – максималисты: им нужно все или ничего. Это главная причина, из-за которой материальная культура в России всегда находилась на достаточно низком уровне. И сегодня в России остаются огромные неосвоенные территории. В современной культурологической мысли существует учение о пограничных культурах. Они возникают на периферии стабильных, крупных цивилизаций, в зонах, где они переходят свои границы и вступают во взаимодействие с другими цивилизациями. Русская культура может быть рассмотрена именно как зона такого перехода. Как для «пограничного» образования для нее характерно:

  • внутренние напряжения и противоречия как постоянный конститутивный фактор;

  • циклические «разрывы» процесса формирования, «прерывность» (Н. А. Бердяев);

  • неспособность к саморазвитию, сосуществование в структуре культуры феноменов, принадлежащих различной исторической хронологии;

  • экстенсивный характер, неспособность к динамическому развитию, болезненность любой модернизации.

Пограничные культуры находятся в постоянном поиске своей идентичности. Настоящее всегда характеризуется неопределенностью, фрагментарностью, расколом между противоборствующими традиционными и современными началами.

Воля и мышление в России не дисциплинированны и не являются законченными. Ф. М. Достоевский отмечал, что наиболее специфическая черта русского национального характера состоит в его способности воспринимать черты любого национального характера. Эту способность он назвал «всемирной отзывчивостью» русских. Не ценя в достаточной степени материальную культуру, нужды ежедневной жизни, русские способны осуществлять разрушение уже существующих культурных ценностей.

В этом проявляется максимализм русской души – с одной стороны, высочайшее проявление святости, а, с другой – сатанинское зло. Ф. М. Достоевский объяснял это чрезмерной одаренностью и талантливостью русских.

Русским все еще необходимо дисциплинировать свою волю и мышление. Без такого самоограничения русский человек неизбежно превращается в беспомощного мечтателя, анархиста, авантюриста, прожигателя жизни, даже если сохраняет при этом свою доброту.



  1. В России «модернизацию», рассматриваемую как способ преодоления «неправильности», более адекватно можно определить как «вестернизацию». В самом деле, в России осуществляется массовое, ничем не ограниченное наступление западной культуры, агрессивное навязывание ценностей и форм рыночного либерализма, возведение в ранг реформаторства полной дискриминации предшествующей культурной жизни. (Здесь небезынтересно отметить, что теории модернизации изначально предназначались для пост-колониальных стран).

Очевидно, что в теоретическом плане это вызвано принципиальной установкой на универсальность «модернити» (западного образа жизни), верой, что в социокультурной среде России есть пока еще не развернувшиеся предпосылки «осовременивания» страны. Но взаимодействие западной культуры, выступающей в виде прогрессивной модели, и российской практики имеет болезненный для жизни характер. С одной стороны, западная культура постепенно входит в жизнь России. С другой – ее «нестыковка» с традиционными ценностями порождает как разрушение последних, так и адаптационную мутацию «модернизирующей» культуры в культуру, которую Запад своей признать не может.

Как показывает практика российской модернизации, жесткая вестернизация не проходит, необходим поиск в нашей культуре собственных предпосылок для модернизации. Поэтому, во-1-х, важным является выявление в собственном духовном наследии тех элементов, аналогичных ценностям «модернити», которые могут наиболее успешно способствовать органичной модернизации. Вторая задача – определение цели и методов внедрения элементов нового и обеспечение их эффективной адаптации.

Следует также отметить, что нынешнее влияние Запада на Россию вполне укладывается и в систему видов культурных контактов, сформулированную в 1936 г. ведущими американскими и английскими антропологами в «Меморандуме об аккультурации». Поскольку классический, чисто «мессионерский» вариант аккультурации в России не имеет массовой реализации, нас интересует, прежде всего, психологический аспект «аккультурации», когда под влиянием Запада меняется поведение людей.

В России аккультурация воплощается в двух видах – собственно экономическом и общекультурном. Первый воплощают западные экономическая литература и образование, эксперты и советники, насыщение рынка западными товарами, развитие приватизации, частной собственности, появление новых экономических институтов, хождение доллара и евро, развитие рекламы, стажировки за границей и т.д.

Второй вид может быть представлен пропагандой западного образа жизни в целом, лингвистическими заимствованиями, ростом американизированной «массовой» культуры, религиозным влиянием Запада, развитием иностранного туризма и т.п.
Задания


  1. Заполните таблицу, выявив специфические черты русской культуры

Типологические черты

Западная культура

Восточная культура

Русская культура

Отношение к миру










Отношение к природе










Трактовка

бытийного призвания человека и ориентаций человеческого труда












Понимание устройства мироздания, человеческой природы, человеческого бытия, механизмов исторического процесса










Отношение к

государству, власти, закону












Временная ориентация

человеческого

поведения











Ценностные

ориентации

личности и

общества











Оценка

познавательных и

преобразовательных возможностей

человека











Сущность и

механизмы познания












Отношение человека к истине










Отношение к религиозной вере













  1. Прокомментируйте следующие высказывания: «История России требует другой мысли, другой формулы» (А. С. Пушкин), «Умом Россию не понять» (Ф. И. Тютчев), «Русь, куда же несешься ты, дай ответ?» (Н. В. Гоголь), «Почему же нам не вместить последнего слова Его (Христа)» (Ф. М. Достоевский). Согласны ли Вы с утверждением о глубоком, принципиальном отличии Росси от истории и культуры западноевропейских народов? Ответ аргументируйте.

  2. Приведите примеры собственно экономической и культурной аккумуляции в современной культуре России. Как Вы оцениваете данные процессы? Ответ аргументируйте.


Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите природно-географические, геополитические и этнические факторы, определившие развитие культуры Росси.

  2. Охарактеризуйте социальную и духовную культуру России.

  3. Перечислите характерные черты русского национального характера. Что, на Ваш взгляд, является основой русской ментальности?

  4. Определите место и роль культуры Росси в современном социокультурном пространстве.





База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка