Литература (отечественная и зарубежная) с учетом закономерностей ее развития в различных странах



Скачати 358.58 Kb.
Дата конвертації13.04.2016
Розмір358.58 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель Министра

образования Российской Федерации

_________________ В.Д. Шадриков

“ 10 ” марта 2000 г.

Номер государственной регистрации



. 70 гум / сп .
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Специальность 021700 — Филология

Квалификация — ФИЛОЛОГ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Вводится с момента утверждения

Москва, 2000 г.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

021700 — “ФИЛОЛОГИЯ”
1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации 02.03.2000 г.


  1. Квалификация выпускника: филолог, ПРЕподаватель.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки филолога по специальности 021700 — “Филология” при очной форме обучения 5 (пять) лет.


  1. Квалификационная характеристика выпускника.




  1. Область профессиональной деятельности.

Практическая и исследовательская деятельность филолога сосредоточена в области гуманитарного знания, межъязыковой коммуникации, образования и культуры.


  1. Объекты профессиональной деятельности:

  1. языки (отечественные и иностранные) в их теоретическом и практическом, историческом и диалектологическом аспектах;

  2. литература (отечественная и зарубежная) с учетом закономерностей ее развития в различных странах.




  1. Виды профессиональной деятельности.

Филолог подготовлен к осуществлению научно-исследовательской и практической деятельности, конкретные виды которой определяются содержанием образовательной профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
Филолог подготовлен к решению следующих задач.

  1. В научно-исследовательской сфере:

исследование языка и литературы в их современном состоянии и историческом развитии.

  1. В практической сфере:

осуществление практической деятельности, связанной с использованием знаний и умений в области филологии в учреждениях образования, культуры, управления, в СМИ, в области межкультурной коммуникации и других областях социально-гуманитарной деятельности.
1.4. Возможности продолжения образования.

Филолог, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 021700 — “Филология” подготовлен для продолжения образования в магистратуре и аспирантуре.



2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента — среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или о высшем профессиональном образовании.


  1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 021700 — “ФИЛОЛОГИЯ”

3.1. Основная образовательная программа подготовки филолога разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки филолога, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки филолога состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.



  1. Основная образовательная программа подготовки филолога содержит следующие циклы дисциплин:

ГСЭ — Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

ЕН — Общие математические и естественнонаучные дисциплины;

ОПД — Общепрофессиональные дисциплины;

ДС — Дисциплины специализации;

ФТД — Факультативы.

Программа также включает итоговую государственную аттестацию (ИГА).

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки филолога призвано обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.


  1. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПОДГОТОВКИ ФИЛОЛОГА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 021700 — “ФИЛОЛОГИЯ”

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

1

2

3

ГСЭ


Общие гуманитарные и

социально-экономические дисциплины

1800

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент

1260

ГСЭ.Ф.01.

ГСЭ.Ф.02.

ГСЭ.Ф.03.

ГСЭ.Ф.04.

ГСЭ.Ф.05.

ГСЭ.Ф.06.

ГСЭ.Ф.07.

ГСЭ.Ф.08.


ГСЭ.Ф.09.

ГСЭ.Ф.09.

ГСЭ.Ф.10.

ГСЭ.Ф.11.


Иностранный язык.

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изу­ча­емом языке; основные особенности полного сти­ля произношения, характерные для сферы про­фес­сиональной коммуникации; чтение транск­рип­ции.

Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологичес­ко­го характера.

Понятие дифференциации лексики по сферам применения (быто­вая, терминологическая, обще­на­уч­ная, официальная и другая).

Понятие о свободных и устойчивых слово­сочетаниях, фразеоло­гических единицах.

Понятие об основных способах словообра­зования. Грамматические навыки, обеспечива­ю­щие коммуникацию общего характера без иска­же­ния смысла при письменном и устном об­щении; основные грамматические явления, ха­рактерные для профессиональной речи.

Понятие об обиходно-литературном, офици­ально-деловом, науч­ном стилях, стиле художест­венной литературы. Основные особенности науч­ного стиля.

Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использова­нием наиболее употребитель­ных и относительно простых лекси­ко-грамма­тических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального об­ще­ния. Основы публичной речи (устное сообще­ние, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и мо­но­логической речи в сфере бытовой и профес­сиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагмати­чес­кие тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Письмо. Виды речевых произведений: анно­тация, реферат, тези­сы, сообщения, частное пись­мо, деловое письмо, биография.



Физическая культура 408 часов

Физическая культура в общекультурной и профессиональной под­готовке студентов. Ее со­ци­ально-биологические основы. Физическая куль­­тура и спорт как социальные феномены об­щества. Законодатель­ство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физи­ческая культура личности.

Основы здорового образа жизни студента. Осо­­­бенности исполь­зования средств физической культуры для оптимизации работоспособ­ности.

Общая физическая и специальная подготовка в системе физичес­кого воспитания.

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физичес­ких упражнений.

Профессионально-прикладная физическая под­го­товка студентов. Основы методики само­сто­ятельных занятий и самоконтроль за состоя­нием своего организма.



Отечественная история.

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и ис­точники изучения истории. Понятие и классификация исторического источ­ни­ка. Отечественная историография в прошлом и настоящем: об­щее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России —неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого пересе­ления народов. Проблема этногенеза вос­точ­ных славян. Основные этапы становления государ­ственности. Древняя Русь и кочевники. Визан­тийско-древне­русские связи. Особенности соци­аль­ного строя Древней Руси. Этно­куль­турные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христиан­ства. Распространение исла­ма. Эволюция восточ­но­сла­вянской государствен­нос­ти в ХI–ХII вв. Социально-политические из­ме­нения в русских землях в ХIII–ХV вв. Русь и Орда: проблемы вза­имовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования еди­ного россий­ского государства. Возвышение Мос­к­вы. Форми­ро­вание сословной системы органи­за­ции об­щества. Реформы Пет­ра I. Век Екатери­ны. Пред­посылки и особенности складывания рос­сий­ского абсолютизма. Дискуссии о генезисе само­державия.

Особенности и основные этапы экономичес­кого развития Рос­сии. Эволюция форм собст­венности на землю. Структура феодального зем­ле­владения. Крепостное право в России. Ману­фактурно-промышлен­ное производство. Ста­нов­ле­ние индустриального общества в России: об­щее и особенное. Общественная мысль и особен­ности общественного движения России ХIХ в. Реформы и реформаторы в России. Русская куль­тура ХIХ века и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глоба­ли­за­ция обществен­ных процессов. Проблема эко­но­мического роста и модернизации. Ре­волюции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкнове­ние тенденций интернационализма и национализма, интеграции и се­паратизма, демо­кратии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ в. Объективная потреб­ность индустриальной модернизации России. Рос­­сийские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и обще­национального кризиса. Революция 1917 г. Граж­дан­ская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое раз­витие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного полити­ческого ре­жима. Образование СССР. Культурная жизнь стра­ны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономичес­кие преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление стали­низму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Ве­ликая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общест­венно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Хо­лодная война.

Попытки осуществления политических и эко­но­мических реформ. НТР и ее влияние на ход об­щественного развития.

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кри­зисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного перево­рота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Бело­веж­ские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государствен­ности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикаль­ной социально-экономической модерни­зации. Культура в современной России. Внешнеполити­чес­кая деятель­ность в условиях новой геополити­ческой ситуации.



Культурология.

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и “сере­динные” культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.

История русской и мировой художественной куль­туры.


Политология.

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.

Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.

Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы.

Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.

Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.

Социокультурные аспекты политики.

Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

Правоведение.

Государство и право, их роль в жизни общества.

Норма права и нормативно-правовые акты.

Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права.

Закон и подзаконные акты.

Система российского права. Отрасли права.

Правонарушение и юридическая ответственность.

Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство.

Конституция Российской Федерации — основной закон государства.

Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности.

Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право.

Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву.

Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.

Административные правонарушения и административная ответственность.

Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений.

Экологическое право.

Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.

Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

Психология и педагогика.

Психология.

Предмет, объект и методы психологии.

Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики.

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

Мозг и психика.

Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические про­цес­­сы. Структура сознания.

Познавательные процессы. Ощущение. Воспри­ятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы.

Эмоции и чувства.

Психическая регуляция поведения и деятельности.

Общение и речь.

Психология личности.

Межличностные отношения.

Психология малых групп.

Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Педагогика.

Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.

Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

Воспитание в педагогическом процессе.

Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.

Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

Управление образовательными системами.

Русский язык и культура речи.

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования эле­ментов различных языковых уровней научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

Социология.

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации.

Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация.

Социальные движения.

Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.

Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.

Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом обществе.

Методы социологического исследования.

Философия.

Предмет философии. Место и роль филосо­фии в культуре. Ста­новление философии. Основ­ные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философско­го знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралис­ти­ческие концепции бытия, самоорганизация бы­тия. Понятия материального и идеального. Про­странство, время. Движение и развитие, диалек­тика. Детерминизм и индетерминизм. Динами­чес­кие и статистические закономерности. Науч­ные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и при­рода. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в сис­теме соци­альных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходи­мость. Фор­мационная и цивилизационная кон­цеп­ции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и нена­силие. Свобода и ответственность. Мораль, спра­вед­ливость, право. Нравственные цен­ности. Пре­д­став­ления о совершенном человеке в различных культу­рах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Рели­гиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Поз­нание, творчество, практика. Ве­ра и знание. Понимание и объясне­ние. Раци­ональ­ное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действитель­ность, мышление, логика и язык. Науч­ное и вне­на­учное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные рево­люции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Экономика.

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресур­сы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономичес­кой теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложе­ние. Потребительские предпочтения и предель­ная полезность. Факторы спроса. Индивиду­аль­ный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Элас­тичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной произво­ди­тельности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выруч­ка и прибыль. Принцип максими­зации прибыли. Предложение совершен­но конку­рентной фирмы и отрасли. Эффективность конку­рентных рын­ков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на фак­то­ры про­изводства. Рынок труда. Спрос и пред­ло­жение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвести­ции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и бла­госостояние. Расп­ределение доходов. Нера­вен­ство. Внешние эффекты и общественные бла­га. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругообо­рот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Националь­ный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономи­чес­кое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Рав­но­ве­сие на товарном рынке. Потреб­ление и сбе­ре­жения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Рав­но­весие на денежном рынке. Денежный мульти­пликатор. Банковская система. Денежно-кредит­ная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внеш­няя торговля и торговая политика. Пла­тежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпри­ни­ма­тельство. Теневая экономика. Рынок тру­да. Распределение и доходы. Преобразования в соци­альной сфере.

Структурный сдвиги в экономике. Формирова­ние открытой экономики.





340

408


(см. п. 6.1.2)

ГСЭ.Р.00.

Национально-региональный (вузовский)

компонент

до 15% общего объема цикла

(до 270 час.)




ЕН

Общие математические

и естественнонаучные дисциплины

400

ЕН.Ф.00.

Федеральный компонент

320



ЕН.Р.00.

Национально-региональный (вузовский)

компонент

40

ЕН.В.00.

Дисциплины и курсы по выбору студента,

устанавливаемые вузом

40

ОПД


Общепрофессиональные дисциплины


6400

ОПД.Ф.00.

Федеральный компонент

конкретный набор дисциплин и отводимое на них количество часов (в сумме 6400) определяется вузом в зависимости от специализации по языкам (русская, национальная, зарубежная филология) с опорой на соответствующий примерный учебный план

5300-5800


ОПД.Р.00.


Национально-региональный (вузовский)

компонент

300-600


ДС.00.

Дисциплины специализации

(включая спецкурсы и спецсеминары)


886


ФТД.00.

Факультативы

450

ФТД.01.

Военная подготовка

450

Всего часов теоретического обучения 9936 (184 нед. по 54 час.)

Практики 756 часов

Итого 10692 часа




  1. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 021700 — “ФИЛОЛОГИЯ”

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки филолога при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:



Теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а также экзаменационные сессии 184 недели

(153 недели учебных занятий и 31 неделя сессий)



Практики 14 недель

  1. учебные 4 недели

  2. производственная (в том числе педагогическая) 10 недель

Итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы и сдачу государственного экзамена

16 недель

(12 недель подготовка и 4 недели защита и сдача госэкзамена)



Каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска)

46 недель

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки филолога по очно-заоч­ной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2. настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самосто­ятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.



  1. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.




  1. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 021700 — “ФИЛОЛОГИЯ”
Образовательные технологии, принятые в вузе, должны обеспечивать получение студентами полноценного и качественного профессионального образования, профессиональной компетентности в области филологии, овладение гуманитарной культурой, культурой мышления и умением на научной основе организовывать свой труд; возможность постоянно приобретать новые знания, используя фонды библиотек, компьютерную и аудиовизуальную технику; возможность выбора студентами индивидуальной программы образования.


  1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки филолога.

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки филолога на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины “по выбору студента” являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам , включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).

Специализации являются частью специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.


6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:


  1. изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин — в пределах 5 %;

  2. формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: “Иностранный язык” (в объеме не менее 340 часов), “Физическая культура” (в объеме не менее 408 часов), “Отечественная история”, “Философия”. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений (специальностей) подготовки), выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла ГСЭ. Занятия по дисциплине “Физическая культура” при очно-заочной (вечер­ней), заочной формах обучения и экстернате могут планироваться с учетом пожеланий студентов;

  3. осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследова­тельские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалификационное освещение тематики дисциплин цикла;

  4. устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в цикл гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин специализации;

  5. устанавливать наименование специализаций по специальностям высшего профессионального образования, наименования дисциплин специализаций, их объем и содержание сверх предусмотренного настоящим государственным стандартом, а также форму контроля их освоения студентами;

  6. реализовывать основную образовательную программу подготовки филолога в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способностей которых являются для этого достаточным основанием.


6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.
Реализация основной образовательной программы подготовки филолога обеспечивается преимущественно штатными преподавателями, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и занимающимися научной и/или методической деятельностью; преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт работы в соответствующей профессиональной сфере.


  1. Требования к учебно-методическому обеспечению

учебного процесса.
Учебный процесс по основной образовательной программе подготовки филолога должен обеспечиваться необходимыми учебно-методическими материалами. К ним относятся соответствующие библиотечные фонды, включающие необходимое количество учебников и учебных пособий по дисциплинам образовательной программы, монографий и сборников работ, изданных по наиболее актуальным вопросам филологии, профессиональных журналов, реферативных журналов и библиографических указателей по литературоведению и лингвистике; ресурсы Интернет и иной информационный материал.

Реализация основной образовательной программы подготовки филолога должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий и практик, курсовому и дипломному проектированию, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами.




  1. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки филолога, должно располагать материально технической базой (аудио- и видеоаппаратурой, компьютерными классами, соответствующим аудиторным фондом), обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом.




  1. Требования к организации практик.

Продолжительность практик должна быть не менее 14 недель. Конкретные виды практик определяются вузом с учетом специализации.


7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 021700 — “ФИЛОЛОГИЯ”.

  1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста.

Филолог должен:

  1. владеть основным изучаемым языком в его литературной форме и иметь представление о его диалектном разнообразии;

  2. знать родственные связи языка и его типологические соотношения с другими языками, его историю, современное состояние и тенденции развития;

  3. уметь анализировать язык в его истории и современном состоянии, пользуясь системой основных понятий и терминов общего языкознания, ориентироваться в основных этапах истории науки о языке и дискуссионных вопросах современного языкознания;

  4. знать литературу и фольклор в их историческом развитии и современном состоянии, в сопряжении с гражданской историей и историей культуры народа, говорящего на данном языке;

  5. понимать закономерности литературного процесса, художественное значение литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определять художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом;

  6. владеть основными методами лингвистического и литературоведческого анализа;

  7. уметь пользоваться научной, справочной, методической литературой на родном и иностранном языках;

  8. уметь переводить тексты по специальности с иностранного языка на родной и с родного на иностранный, а также редактировать данные тексты;

  9. владеть методикой перевода и реферирования текста;

  10. владеть навыками компьютерной обработки данных;

  11. владеть методами информационного поиска( в том числе в системе Интернет);

  12. владеть статистическими методами обработки филологической информации;

  13. уметь работать с различными типами текстовых редакторов;

  14. иметь представление об истории, современном состоянии и перспективах избранной специальности.

  1. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста.

7.2.1. Итоговая государственная аттестация филолога включает защиту выпускной квалификационной (дипломной) работы и государственный экзамен.

7.2.2. Требования к выпускной квалификационной (дипломной)работе.

Выпускная квалификационная (дипломная) работа филолога представляет собой законченное самостоятельное исследование в котором решается конкретная задача, актуальная для филологии.

Объем работы — 50-70 машинописных страниц. В выпускной работе студент должен показать умение анализировать научную литературу по проблеме исследования, фактический языковой или литературный материал, делать необходимые обобщения и выводы; знание основных филологических методов исследования и навыки их применения, владение научным стилем речи.

Выпускная работа защищается в государственной аттестационной комиссии. Процедура защиты определяется вузом.


  1. Требования к государственному экзамену.

Для проверки выполнения государственных требований к уровню и содержанию подготовки филолога проводится итоговый государственный экзамен по основному языку или литературе или междисциплинарный экзамен по специальности 021700 — “Филология”.

Программа аттестационных испытаний принимается вузом с учетом методических рекомендаций НМС по филологии УМО университетов РФ.



СОСТАВИТЕЛИ:

Научно-методический совет по филологии

Учебно-методического объединения университетов РФ

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования утвержден Президиумом НМС по филологии УМО университетов РФ 2 декабря 1999 г. (г. Москва).

Председатель УМО университетов РФ

академик В. А. Садовничий

Председатель НМС по филологии

профессор М. Л. Ремнева

Заместитель председателя

НМС по филологии, доцент В. П. Гудков


СОГЛАСОВАНО:

Управление образовательных программ

и стандартов высшего и среднего

профессионального образования Г. К. Шестаков



Начальник отдела

Сотрудник, курирующий данное направление


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка