Литература: Климова Л. В. Художня культура. 10 клас. К.: Літера лтд, 2010. с. 50-59. Задание



Дата конвертації18.04.2016
Розмір62.4 Kb.
Раздел II. Художественная культура Украины ХVII - ХVIII столетий
Тема 4: Художественная культура казацкого периода. Стиль барокко в украинском искусстве (архитектура).

План

1. Стиль барокко в украинском искусстве казацко-гетманского периода.

2. Архитектура и скульптура казацко-гетманского периода.

Литература: Климова Л. В. Художня культура. 10 клас. - К.: Літера ЛТД, 2010. – с. 50-59.

Задание: 1. Составить краткий конспект к теме, ответить на вопросы - с. 52, 59

2. Выполнить творческое задание (одно на выбор учащегося):

- Подготовить текстовую или иллюстрированную страницу на одну из тем: «Изобразительное искусство Украины эпохи барокко», «Творчество Иоганна Пинзеля», «Архитектурные жемчужины Украины ХVII-XVIII столетий»

- Составить кроссворд на тему: «Известные деятели украинской культуры эпохи барокко»

Стиль барокко в украинском искусстве казацко-гетманского периода

Художественная культура Украины во времена казацко-гетманского периода сыграла важную роль в становлении украинского искусства.

Этот период обозначен бушующим развитием градостроительства, возрождением Киева как духовного и культурного центра украинских земель, усилением роли казачества в общественной и культурной жизни украинского народа и ярким выявлением национальных черт в искусстве.

Украинское барокко - не просто отголосок европейского искусства, это - создание уникального по своей выразительности и национальному колориту художественного стиля, который утвердил самобытность украинской культуры и определил ее дальнейшее развитие. Особенностью барочного искусства в Украине является объединение европейского стиля с народными художественными традициями.

Барокко в искусстве западных и восточных украинских земель проявилось по-разному. Западные центры украинской культуры (Галиция, Волынь, Подолье) развивались по образцу западноевропейского искусства, которое было неразрывно связано с католической религией и светской жизнью польской шляхты. В архитектуре, искусстве скульптуры заметны признаки позднего европейского барокко в сочетании с ренессансными традициями.

В центральной части и на востоке Украины выдающуюся роль играло православное духовенство и казацкая старшина. Известно немало произведений архитектуры и живописи, созданных на заказ и средства гетманов и зажиточного казачества.

Самобытность художественной культуры Украины эпохи барокко ярко отобразилась в архитектуре, скульптуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве. Позаимствовав эстетичные принципы европейского стиля (выразительность, динамичность формы, нарядность и богатство декорирования), украинские художники предали им яркого национального колорита.

Одним из величайших деятелей культуры в Украине XVII ст. был Киевский митрополит Петр Могила. С его именем связывают расцвет украинской барочной архитектуры. При содействии митрополита было восстановлено немало старинных монастырей и храмов Украины, среди которых Выдубицкий монастырь, собор Софии Киевской. Церковное книгопечатанье при Киево-Печерской лавре, о котором также заботился Петр Могила, оказывало содействие развитию украинского графического искусства.



Архитектура и скульптура казацко-гетманского периода

Архитектура

В архитектуре Украины стиль барокко распространяется со второй половины XVII ст. и достигает своего расцвета в XVIII ст.. Вместе с храмовой архитектурой возводятся гражданские здания: городские ратуши, коллегиумы, жилые сооружения и резиденции светской и духовной знати.

По стилевым особенностям украинское зодчество того периода можно поделить на две архитектурные школы: западную (Львовщина, Ровненщина, Тернопольщина, Ивано-Франковщина) и восточную (Киевщина, Черниговщина, Полтавщина и Слобожанщина).

Западная школа была сориентирована на применение художественных приемов западноевропейского искусства. Для западноукраинской архитектуры того времени характерными элементами являются стены, богато украшенные резными карнизами, пилястрами, изысканной лепниной и скульптурными фигурами. Главный вход по обыкновению украшался фронтономi и колонами по сторонам.

Первым сооружением в стиле барокко на территории Правобережной Украины является Львовский иезуитский костел Петра и Павла (арх. Дж. Бриано), возведенный по образцу Римской церкви Иль-Джезу. Среди лучших образцов западного украинского барокко - Доминиканский костел (арх. Я. де Витт, К. Фесинджер) и Собор святого Юра (арх. Б. Меретин, К. Фесинджер) во Львове. К барочным памяткам западноукраинской школы также принадлежит Успенский собор (арх. Г. Гофман) Почаевской лавры, но он кое-чем отличается от них. Главный фасад храма выполнен в традициях католического зодчества, а общая композиция очень подобна архитектурным памяткам «казацкого» барокко.

Восточная школа украинского барокко подражала и обогащала традиции древнерусского каменного и народного деревянного архитектурного искусства. Особый барочный стиль, который сформировался в этих регионах, получил название «казацкого». Его характерными признаками являются граненые объемы зданий, ярусное расположение куполов с перехватом, творческое переосмысление ордерной системы, крашение стен и крыш в белый, голубой или зеленый цвета, золочение куполов, декорирование лепниной, преимущественно растительного характера.

Среди первых виднейших архитектурных памяток раннего «казацкого» барокко — Николаевский собор в Нежине (арх. Г. Устинов). С этим периодом связано творчество выдающихся украинских архитекторов И. Бабтиста и М. Томашевского. Позднее появились Покровский собор в Харькове, Екатерининская церковь в Чернигове, Преображенский церковь в Сорочинцах, что на Полтавщине.

Жемчужиной среди украинских городов эпохи барокко считается Киев. В этот период были восстановлены комплексы Киево-Печерской лавры, Выдубицкого, Михайловского и Кирилловского монастырей. Украшением города стали роскошные новостройки: Андреевская церковь, Мариинский дворец (арх. Б. Растрелли), колокольня Софийского собора (арх. И. Шедель)

В украинской архитектуре на протяжении XVII— XVIIІ ст. играло большую роль и народное деревянное зодчество. Каменное строительство было элементом элитарной культуры и осуществлялось в больших городах и монастырях на средства знати, а храмы в провинциальных городках и селах сводились из дерева, на пожертвования общины. Архитекторами этих сооружений выступали талантливые народные мастера. До нашего времени в разных регионах Украины сохранились замечательные памятки деревянного зодчества: церковь Вознесения на Черниговщине (арх. А. Шелудько), Троицкий собор в Новомосковске (арх. Я. Погребняк), церковь Покрова в Ромнах. Деревянная украинская архитектура того времени чрезвычайно выразительная и самобытная, ей присуще большое разнообразие форм: храмы Закарпатья увенчаны стройными колокольнями, церкви Волыни приземистые и уютные, а безкупольные буковинские - очень подобны жилой архитектуре крестьянства.

Народные мастера очень тщательно относились к выбору дерева, из которого сводились церкви. В строительстве никогда не использовали деревья, поваленные ураганом или истерзанные молнией. Такое дерево считалось «нечистым». Также была распространена традиция безгвоздевого строительства.



Скульптура

Украинская скульптура к середине XVIII ст. развивалась преимущественно в западных областях, где ведущую роль играла львовская школа. Скульптурное искусство Украины испытало большое влияние западноевропейской барочной эстетики. Произведения украинских скульпторов лишены манерности и чрезмерной причудливости в позах и движениях, им присущий искренний драматизм и яркая эмоциональность. Известными скульпторами были Я. Оброцкий, П. Белостоцкий, О. Стефанский. Величайшим украинским скульптором эпохи барокко считается Й. Пинзель, которого по праву называют Галичским Микеланджело. О судьбе этого творца почти ничего не известно. Но творческое наследие, которое Пинзель оставил свидетельствует о его уникальном таланте и удивительном мастерстве. Произведения Пинзеля украшают величественный храм Львова - Собор святого Юра. Произведения станковой деревянной скульптуры этого художника хранятся в галерее искусств Львова, художественных музеях Тернополя, Ивано-Франковска.

Творения Пинзеля очень отличаются от других барочных скульптур тщательным продумыванием деталей до наименьших мелочей. При этом одежда и ткань, укрывающие фигуры, переданы очень условно. Именно такой прием позволял художнику достигать чрезвычайно яркого эффекта, когда пластика и динамика одной скульптуры в разных ракурсах воспринималась по-разному.

В Центральной и Восточной Украине скульптура представлена преимущественно декоративными лепными элементами, которые щедро украшают храмовые и гражданские здания. Кроме того, повсеместного распространения приобретает в Украине геральдика, поэтому элементом пластического декора архитектурных сооружений становятся и рельефные изображения гербов казацкой старшины и гетманов.



Особого расцвета в эпоху барокко достигла резьба храмовых иконостасов. Украинские барочные иконостасы отличаются пышным декорированием, многообразием в оформлении карнизов и обрамлений икон, применением ажурной резьбы, основу которой составляют растительные мотивы: цветы, подсолнухи, гроздья винограда. Вырезанные с дерева иконостасы мастера золотили, что в соединении с яркими произведениями иконописи создавало эффект торжественности и праздничности. Замечательные образцы барочной резьбы иконостасов можно увидеть в Андреевской церкви Киева, церкви святой Пятницы во Львове и других храмах и монастырях Украины.


i Фронтон - завершение фасада здания, портика или колонды в форме треугольника, образованного двумя скатами крыши и карнизом


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка