Лекция 5 Профессиональная характеристика деятельности социального педагога



Скачати 263.28 Kb.
Дата конвертації15.04.2016
Розмір263.28 Kb.
Лекция 5-6. Профессиональная характеристика деятельности социального педагога


  1. Структура социально-педагогической деятельности

Социально-педагогическую деятельность можно рассматривать как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.

К основным принципам социально-педагогической деятельности относят:

-индивидуальный подход;

-опору на положительные стороны личности подопечного;

-объективность подхода к подопечному;

- конфиденциальность.

Для проникновения в сущность социально-педагогической деятельности обратимся к анализу ее строения:

Социально-педагогическая деятельность

Цель субъект +Объект- содержание формы,

методы результаты

средства


деятельности

В широком смысле цель социально-педагогической деятельности — ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые произошли в результате осуществления специально подготовленной и планомерно проведенной системы действий специалистов. В узком смысле цель профессиональной деятельности социального педагога — это оказание подопечному комплексной социально-психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий для личностного роста, защита прав подопечного в его жизненном пространстве.

В социально-педагогическом процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае можно говорить о процессе целеполагания. В педагогической науке целеполагание характеризуется как трехкомпонентное образование, включающее в себя:


  • выдвижение и обоснование целей;

  • определение путей их достижения;

  • проектирование ожидаемого результата.

Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований;

  • диагностичность (выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников социально-педагогического процесса);

  • реалистичность (выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации);

  • преемственность (выдвижение и обоснование взаимосвязанных целей на каждом этапе социально-педагогической деятельности);

  • результативность (контроль результатов достижения цели);

  • идентичность (принятие цели на эмоциональном и рациональном уровнях всеми участниками социально-педагогического процесса).

На практике социальному педагогу чаще всего приходится решать проблемы органичного сочетания индивидуальных целей подопечного и групповых целей его ближайшего окружения; согласованности целей при организации взаимодействия детей, родителей, педагогов, специалистов различного профиля на конкретном этапе работы.

Условно целеполагание в работе социального педагога может быть представлено следующими этапами:



  • диагностика исходной ситуации, в которой находятся участники социально-педагогического процесса;

  • моделирование целей предстоящей деятельности и возможных результатов;

  • организация совместной целеполагающей деятельности педагогов, специалистов различного профиля, детей, родителей;

  • уточнение целей, внесение коррективов в первоначальные замыслы с учетом новой информации о причинах, особенностях проблемной ситуации;

  • составление программы социально-педагогических действий по достижению целей, определение способов (путей) ее реализации.

Таким образом, целеполагание в профессиональной деятельности — это многоуровневый мыслительный процесс, включающий сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование), происходящий явно или скрыто на каждом этапе, в каждом звене социально-педагогической работы.

Одна из реальных практических проблем, встающих перед социальным педагогом, — определение не только целей, но и задач профессиональной деятельности.



Задачи социально-педагогической деятельности определяют ближайшую перспективу разрешения конкретных проблем социальной жизни. Одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям (профилактическому, реабилитационному, правозащитному и др.). Среди задач профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие:

  • создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья подопечного;

  • формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентации, установок в жизненном самоопределении подопечного;

  • предупреждение, устранение прямых и косвенных десо-циализирующих влияний микросоциума на развитие ребенка;

  • создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей, реализации возможностей подопечного;

  • реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации подопечного.

Содержание социально-педагогической деятельности, обеспечивающее достижение поставленных цели и задач, во многом зависит от специализации, места работы социального педагога. В самом общем виде можно выделить следующие его составляющие:

  • системное изучение индивидуальных особенностей личности подопечного, социально-педагогических влияний микросреды;

  • установление профессионального (личностно-делового) контакта, взаимодействия с личностью (группой), нуждающейся в помощи;

  • социально-педагогическое управление способами активизации самостоятельности личности в процессе ее самореализации;

  • социально-педагогическая опека и посредничество;

  • социально-педагогическая поддержка личности в критических, кризисных, проблемных ситуациях.

В качестве основных объектов социально-педагогической деятельности выделяют дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации к этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические, интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухонемые, больные детским церебральным параличом- ДЦП, умственно отсталые и др.). Все эти дети требуют особой заботы общества.

Субъект социально-педагогической деятельности многомерен, выделяют три уровня включенности в решение социальных проблем ребенка учреждений, организаций, специалистов:

*ведущие (социальные педагоги, социальные работники, социально-педагогические центры системы социальной защиты детей и подростков, органы государственной власти);

*сопутствующие (учреждения, организации и специалисты здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты, спорта, культуры, общественные организации);

*оказывающие косвенное влияние на реализацию ведущими учреждениями, организациями и специалистами, задач социальной помощи детям и подросткам (финансово- экономические организации, учреждения пищевой и легкой промышленности и т.д.)



Результатом является развитие обучающихся: их личностное, индивидуальное совершенство, становление их как личности.
2. Классификация основных методов, используемых социальным педагогом

Условно методы можно разделить на методы исследования социально-педагогической реальности и методы ее преобразования (С.В.Тетерский). Имеет право на существования и классификация, предложенная Ф.А.Мустаевой, она выделяет: методы исследования, методы воспитания и методы социально-психологической помощи. В контексте содержательной характеристики социально- педагогической деятельности возможно деление, имеющихся методов на: социально-педагогического исследования, методы социального обучения и воспитания, методы социально-педагогической помощи (Л.Н.Маркина).



Следует отметить, что в современной педагогической реальности наблюдается тенденция превращения методов науки в методы практической деятельности работников образовательных учреждений. Так, в реальной практической деятельности, социальному педагогу, чтобы оказать профессиональную помощь ребенку, необходимо собрать объективные сведенья о ребенке и его окружении, проанализировать полученные сведенья, выстроить предположение (гипотезу) о возможном решении проблемы социальной жизни ребенка, предпринять конкретные практические шаги по реализации, выдвинутой гипотезы и, наконец, проверить результативность, предпринятых им шагов.

Методы

Социальной работы

Психологические

Педагогические

Методы социальной диагностики:
- интервью
- мониторинг
- социологический опрос
- экспертная оценка
- экспертный прогноз
- биографический метод

Психодиагностические:
- тесты интеллекта и способностей
- личностные опросники
- тесты достижений
- проективные тесты
- рисуночные тесты
- социометрия

Организационные:
- педагогический эксперимент

Методы социальной профилактики:
- превентивный метод
- социальная терапия
- социодрама
- группа поддержки

Психокоррекционные:
- психогимнастика
- игровая коррекция
- игротерапия
- арттерапия
- диагностический обучающий эксперимент
-социально-психологический тренинг

Педагогической диагностики:
- педагогическое наблюдение
- естественный эксперимент

Методы социального контроля:
- социальный надзор
- социальная опека
- социально-медицинский уход
- социальное обслуживание

Методы психологического консультирования:
- эмпатическое слушание
- интерпретация
- идентификация
- фасилитация
- выдвижение гипотез

Обучения:
- словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция)
- наглядные (иллюстрация, демонстрация, работа с учебником)
- практические (упражнения, игры, творческие задания, проблемные ситуации)

Методы социальной реабилитации:
- трудотерапия
- статусное перемещение
- групповая терапия
- кризисная интервенция

Метод психотерапии:
- самовнушение
- рационализация
- психоанализ
- транзактный анализ
- групповая терапия
- семейная терапия

Воспитания:
- положительный пример
- убеждение
- приучение
- поощрение и наказание
- внушение
- упражнение
- перспектива
- игра
- доверие
- организация успеха
самовоспитание

Социально-экономические методы:
- метод льгот и пособий
- метод компенсаций
 - социальный патронаж
- медицинский патронаж
- социально-экономические санкции







Организационно-распорядительные методы:
- регламентирование
- нормирование
- инструктирование
- критика
- контроль и проверка исполнения

Социально-педагогические методы

Методы как элемент социального воспитания:
- метод мотивирования и поощрения к действию
- метод репродуцирования
- метод закрепления и обогащения
- метод содействия и сотворчества

Методы воздействия:
- методы, воздействующие на сознание
- методы, воздействующие на чувства
- методы, воздействующие на поведение

Методы организации социально-педагогического взаимодействия:
- метод целеполагания
- метод ценностного ориентирования
- метод организации деятельности
 - методы общения
- методы оценки
- методы самореализации

3. Разнообразие форм работы социального педагога

1.Реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с девиантным поведением.

Это направление связано с такими формами деятельности, как

- учет и контроль состояния дел подростков с девиантным поведением (составление картотеки, систематическое ведение тетради учета работы с детьми, склонными к девиантному поведению и т.д.)

- тестирование, интервьюирование подростков с целью выяснения причин их негативных поступков, и как следствие – помощь в устранении этих причин;

- индивидуальное консультирование с целью помочь ребенку избавиться от дистресса, выговориться, разгрузить его морально и психологически (необходимо взаимодействие с родителями, психологом, в ряде случаев – с психиатром, невропатологом, наркологом);

- включение ребенка в группу поддержки с целью помочь ему найти в себе положительное и развить его;

- привлечение к работе классных руководителей, как единомышленников и помощников в процессе социальной адаптации детей, для изучения семейных проблем ребенка;



- установление контакта с семьей, при необходимости защиты прав ребенка – жесткое вмешательство и привлечение родителей к ответственности за отстранение от воспитания;

- посещение семей с целью изучения условий, в которых живет ребенок;

- организация мероприятий, позволяющих подростку проявить свои позитивные качества, психологически раскрепоститься;

- совместно со школьным психологом проведение цикла тренинговых занятий, направленных на снижение уровня агрессивности, развитие самоконтроля



Работа с родителями может принимать различные формы, в том числе:

1. Правовое воспитание родителей:

- знакомство родителей с нормативно-правовыми документами по защите прав ребенка, обязанностям родителей в отношении воспитания ребенка;

- взаимодействие с сотрудниками милиции, членами комиссии по делам несовершеннолетних;

- индивидуальная работа с родителями в конфликтных и предконфликтных ситуациях;

2. Просветительская работа с родителями (организация встреч со специалистами различного профиля).

3. Создание групп поддержки, взаимопомощи, вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы.



Работа с педагогическим коллективом школы.

Формами работы в этом направлении могут быть: беседы с классными руководителями; консультирование; проведение деловых игр; тренингов для выявления единства педагогического коллектива в вопросах воспитания детей в школе, в семье; развитие профессиональных приемов работы с «трудными детьми», «трудными родителями», обучение методикам работы с классом, группой учащихся и т.д.; создание условий для обмена учителей опытом работы.

4. Сферы профессиональной деятельности социального педагога


Должность социального педагога на сегодняшний день официально установлена в учреждениях двух ведомств — образования и комитетов по делам молодежи.

В системе учреждений комитетов по делам молодежи должность «социальный педагог» введена в штатное расписание 8 типов учреждений: дворовые детские клубы, дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, образовательные молодежные центры, центры профориентации, центры занятости, детские и молодежные биржи труда.
Правовой основой деятельности социального педагога в этой сфере является закон РФ «Об общественных объединениях».
В сфере образования эта должность введена в штатное расписание 6 типов образовательных учреждений, сеть которых динамично развивается: дошкольные образовательные учреждения; общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы-интернаты; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением; образовательные учреждения начального профессионального образования.

Несмотря на то, что должность «социальный педагог» установлена только в двух ведомственных сферах, практическая потребность в такого рода специалистах гораздо шире. Фактически эта должность может вводиться во всех социальных учреждениях, которые оказывают помощь нуждающимся в ней детям. Поэтому типология учреждений, в которых может работать социальный педагог, основанная на их ведомственной принадлежности, включает:


— учреждения образования;

— учреждения комитетов по делам молодежи;

— учреждения здравоохранения (детские больницы, спецбольницы для психически больных детей, детей-наркоманов, санатории для детей и др.);

— учреждения социальной защиты населения (центры социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершенно летних, центры помощи детям, оставшимися без попечения родителей, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и др.);

- учреждения, относящиеся к системе органов внутренних дел (приемники-распределители для детей и подростков, специнтернаты и специальные профессиональные училища для детей, совершивших правонарушения, воспитательные колонии, ювенальные суды для подростков, которые в России делают свои первые шаги, и др.).

В зависимости от условий региона (села, города, района города и др.) учреждения, оказывающие помощь детям, могут носить комплексный межведомственный характер (центры семьи и детства, центры досуга, центры здоровья и др.). Социальные педагоги, работающие в этих учреждениях, проводят первичную диагностику социума и выявляют детей с проблемами, дифференцируют проблемы детей, определяют их причины, пути и способы решения. Они также должны быть хорошо информированы о возможностях всех социальных учреждений города, села, поселка и т. д.


Если личностные проблемы ребенка не могут быть сняты в условиях естественной среды его развития, ребенок направляется в учреждения, имеющие ту или иную специализацию (учреждения социальной реабилитации детей с физическими и психическими недостатками, учреждения социальной реабилитации детей, не получивших общего и профессионального образования, и др.).

Учреждения, в которых должны работать социальные педагоги, могут носить государственный, общественный или общественно-государственный характер.


В государственных учреждениях деятельность специалиста, его должностные обязанности, а также заработная плата определяются едиными, общими для всех нормативными документами (квалификационной характеристикой; требованиями к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий; должностными окладами и ставками заработной платы, установленными государством).
В общественных или общественно-государственных учреждениях деятельность специалиста, его должность и заработная плата определяются нормативными документами, регулирующими деятельность данного учреждения (законом РФ «Об общественных объединениях», законом РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» , квалификационной характеристикой учреждения, уставом или положением учреждения, штатным расписанием, должностными окладами и ставками заработной платы, установленными учреждением).

5. Специализации профессии социального педагога

Любая из специализаций предполагает, что социальный педагог, помимо общепрофессиональной будет иметь и определенную специальную подготовку для выполнения конкретных социально-педагогических задач. Подготовка социальных педагогов различных специализаций может осуществляться как в высших учебных заведениях, так и в рамках дополнительного профессионального образования.

Социальный педагог — организатор внеучебной работы (классный воспитатель). Это специалист по организации социально-педагогической работы с классом, несколькими параллельными классами. Введение должности классного воспитателя было альтернативой классному руководству. В отдельных случаях такое нововведение оказалось вполне оправдано. Отдельные учителя с воспитательной работой не справлялись или не желали ею заниматься. В этом случае классный воспитатель компенсировал недостаток квалифицированной воспитательной работы в классе. Однако введение такой должности оправдано не всегда. Учитель, выполняющий функции классного руководителя, имеет возможность лучше узнавать своих учеников, поскольку он тесно взаимодействует с ними в процессе обучения по одному из предметов школьной программы. При этом он может использовать в работе с учениками и воспитательные возможности учебного процесса.

Классный же воспитатель имеет возможность социально-педагогической работы с учениками только во внеучебное время. Еслиученики не посещают группу продленного дня, после занятий они обычно стараются скорее уйти домой. В результате большая часть учеников вообще оказывается вне социально-педагогического влияния со стороны классного воспитателя.

К основным направлениям социально-педагогической деятельности классного воспитателя могут быть отнесены:

• разработка и внедрение социально-педагогических программ работы со школьниками;

организация досуговой работы со школьниками;

• социально-педагогическая работа во внеучебное время с различными группами школьников;

• социально-педагогическая помощь учителю по организации и проведению внеучебной работы со школьниками;

• привлечение родителя (родителей) к внеучебной (внешкольной) работе с детьми;

• методическая работа с учителями по организации внеучебной деятельности;

• индивидуальная социально-педагогическая работа со школьниками, их родителями во внеучебное время;

• взаимодействие с различными молодежными организациями, культурными, физкультурно-оздоровительными и туристическими учреждениями по организации социально-педагогической работы со школьниками;

• взаимодействие с местными органами, центрами социального обслуживания, работниками отделов по работе с несовершеннолетними в интересах обеспечения коррекционной и воспитательной работы с отдельными школьниками.



Социальный педагог — организатор досуга. Специалист по организации досуга школьников по характеру своей деятельности должен иметь подготовку в соответствии с программой университета культуры или квалификацией педагога дополнительного образования. В его обязанности входит организация досуговой деятельности школьников вообще (постановка школьных вечеров и утренников, организация и проведение общешкольных массовых мероприятий) или по одному из направлений творчества (художественная самодеятельность, художественное творчество, кукольный театр, краеведение и др.). Объектом деятельности социального педагога — организатора досуга являются ученики определенной группы классов (например, параллельных, начальных классов, старших классов и др.), отдельные группы школьников по интересам, родители, учителя школы. Наиболее характерными направлениями его работы могут быть:

• организация досуга с различными категориями школьников;

• подготовка и проведение школьных праздников, тематических вечеров и утренников, школьных КВН и т.п.;

• помощь учителю в подготовке и проведении классных досуго-вых мероприятий;

• привлечение родителей к организации и проведению досуга школьников;

• организация художественной самодеятельности;

• организация деятельности кружков индивидуального творчества школьников;

• организация досуга учителей;

• взаимодействие с различными культурными и досуговыми центрами района, города по социально-педагогической работе со школьниками.

Социальный педагог — педагог-психолог. Данная специализация социальной педагогики получает все большее распространение. В ее основе — выполнение одновременно функций психолога и социального педагога по работе с учениками, имеющими трудности в учебе, проблемы с воспитанием, взаимоотношениями со сверстниками, учителями. Основными объектами его работы выступают:

— школьник (трудновоспитуемый, педагогически запущенный, проблемный, дезадаптированный, «группы риска»);

— классный коллектив, отдельная группа школьников, имеющие различные социальные проблемы;

— учитель, имеющий проблемы в работе с учеником либо учениками и их родителями;

— учительский коллектив;

— родитель, имеющий проблемы во взаимоотношениях со своим ребенком, с учителем;

— родительский коллектив. В качестве основных направлений социально-педагогической работы педагога-психолога можно выделить следующие:

• первичное выявление психических отклонений в личности школьника и их влияния на его учебу и поведение. При необходимости отдельные школьники могут направляться на диагностику в медицинские или медико-психолого-социальные учреждения для углубленной диагностики;

• взаимодействие с медицинскими и социальными центрами по обеспечению более полной диагностики и организации коррек-ционной или исправительной работы с отдельными школьниками, имеющими различные отклонения;

• направленная социально-педагогическая работа с отдельными школьниками и группами;

• взаимодействие с различными центрами по работе с детьми отклоняющегося поведения для координации совместных воспитательных усилий;

• социально-педагогическая помощь учителю в работе с учеником, классом;

• психолого-педагогическое консультирование школьников, учителей и родителей.

При этом важно подчеркнуть, что социальный педагог с такой специализацией не является собственно профессиональным психологом, а поэтому его возможности несколько ограничены и в плане диагностики, и в плане консультирования, а тем более коррекции психологических проблем.



Социальный педагог — социолог. Должности социолога на сегодняшний день в школах пока нет. Однако некоторые высшие учебные заведения готовят социальных педагогов с социологическим уклоном профессиональной деятельности. В основу такой деятельности положено изучение и выявление социально-пси-т хологических проблем в школьном и классных коллективах, их содержания, направленности и влияния на школьников. Такая информация позволяет администрации выявлять в школьном коллективе наиболее характерные тенденции, а также причины возникновения проблем. На основе этих данных строится последующая социально-педагогическая работа. Она бывает направлена либо на развитие выявленной положительной тенденции, либо, наоборот, на преодоление негативной. Объектом исследовательской деятельности школьного социолога являются различные социальные группы:

— школьный коллектив;

— классный коллектив;

— отдельная группа школьников;

— учительский коллектив;

— родительский коллектив.

Содержание деятельности социолога определяется характером его исследовательской работы, которая может быть направлена на:

• изучение социально-психологических явлений;

• выявление направленности явлений и оценку их влияния на социум;

• выявление причин, вызывающих те или иные социально-психологические явления в коллективе;

• прогнозирование развития тех или иных социально-психологических явлений в коллективе (социуме).

Следует подчеркнуть, что социальный педагог — социолог призван не только выявлять социально-психологические проблемы в школьных коллективах, но и разрабатывать методические рекомендации по выявленным фактам для последующей социально-педагогической работы.



Социальный педагог — социальный работник. Данная специализация получила наибольшее распространение. Это обусловлено тем, что в профессиональной деятельности социального педагога и социального работника много общего. Кроме того, в реальной практике на социального педагога, должность которого введена во многих школах, очень часто возлагаются функции социального работника, штатная единица которого в большинстве общеобразовательных учреждений отсутствует. В этом случае деятельность социального педагога включает в себя весь комплекс вопросов, связанных с защитой прав ребенка, оказанием ему помощи в разрешении социальных проблем, о которых речь уже шла выше при рассмотрении функциональных обязанностей социального работника школы.

Социальный педагог методист. Такой специалист занимает особое место среди работников социальной службы школы. Это должен быть педагог, имеющий опыт преподавательской деятельности, способный завоевать авторитет и пользующийся уважени-ем у учителей школы, учеников и их родителей. Выпускник высшей школы таким багажом обладать сразу не может, и к нему вряд ли обратится за советом учитель, проработавший какое-то время в школе и имеющий проблемы в обучении и воспитании учеников, во взаимоотношениях с родителями. Социальным педагогом — методистом может быть наиболее авторитетный учитель школы по возрасту, опыту и действенности педагогической работы, прошедший специальную подготовку (переподготовку). Характер его профессиональной деятельности определяется объектом и кругом решаемых проблем.

Объектом профессиональной деятельности социального педагога — методиста являются:

• учителя, имеющие проблемы в работе с учеником (учениками) класса, с учащимися коррекционно-развивающего класса (класса выравнивания);

• по методическим вопросам социально-педагогической работы с отдельными категориями учеников, с классом в целом;

• коллектив класса, школы, отдельные родители по вопросам методики воспитательной работы (коррекции воспитательной деятельности) с учетом возрастных проблем детей, а также координации воспитательных усилий учителей и родителей в работе с учеником, коллективом класса;

• коллектив класса, школы по методике организаторской деятельности в процессе социально-педагогической работы;

• школьники по вопросам самовоспитания, самообразования и др.

Наиболее важными направлениями социально-педагогической деятельности методиста являются методическое руководство и помощь. К ним относятся:

• помощь учителю в работе с классом, группой учеников, отдельными учениками для достижения определенных учебных целей;

• проведение методических семинаров с учителями по проблемам социально-педагогической работы, обучения и воспитания трудных (проблемных) детей;

• проведение социально-педагогических лекториев для родителей;

• помощь родителям в социально-педагогической работе со своим ребенком, отдельным ученикам в вопросах самосовершенствования и др. (по данным интернет-источника



6. Функции социального педагога

Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, реализует следующие функции.



Аналитико-диагностическая функция:

— ставит «социальный диагноз», изучает, реально оценивает особенности социальной микросреды, степень и направленность влияния среды на личность, социальный статус ребенка, подростка, клиента в различных сферах деятельности и общения, определяет и анализирует социальные факторы, их направленность и влияние на личность; выявляет индивидуально-психологические, личностные особенности, достоинства личности ребенка (подростка...), его «проблемное поле»;

изучает и реально оценивает особенности деятельности и обучения ребенка;

— устанавливает причины отклоняющегося поведения детей (подростков...);

изучает семью и семейное воспитание, причины социального неблагополучия семьи (если оно имеется);

- содействует выявлению особенно одаренных детей;

- выявляет характер отношений между людьми в социуме;

- выявляет особенности влияния среды на социализацию личности, ее позитивные возможности, негативные влияния с целью дальнейшего прогнозирования и проектирования деятельности всех субъектов социального воспитания для оказания комплексной социалыю-психолого-педагогической профессиональной помощи клиенту (ребенку, взрослому) в его личностном развитии, успешной самореализации в процессе социализации;

— выявив в процессе диагностики проблемы, «выводит» на их решение специалистов различного профиля.

Прогностическая функция:

- прогнозирует и проектирует процесс социального развития микросоциума, деятельности институтов социального воспитания;

— планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе глубокого анализа результата предыдущей деятельности;

строит дерево целей профессиональной деятельности и адекватные ему исполняющую и управляющую программы;

— всесторонне изучив клиента, социальный педагог прогнозирует и проектирует процесс социального развития личности в конкретном микросоциуме;

— на основе анализа социальной и педагогической ситуации программирует и прогнозирует процесс воспитания и развития личности, деятельность всех субъектов социального воспитания, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании личности, определяет перспективы развития личности в процессе социализации.



Организационно-коммуникативная функция:

— способствует включению субъектов воспитывающей деятельности, общественности, населения микрорайона в процесс социального воспитания подрастающего поколения в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию о воздействиях (позитивного и негативного) на воспитанникасоциально-педагогических учреждений, организаций, налаживает контакты между ними по отношению к этому воспитаннику и его семье;

— содействует в вопросах трудоустройства, профессиональной ориентации и адаптации;

- формирует демократическую систему взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в отношениях детей, подростков и взрослых;

— строит взаимоотношения с воспитанниками на основе диалога, сотрудничества; способствует включению добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу, совместный труд и отдых.
Охранно-защитная функция:

— использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей, подростков, молодежных объединений;

содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей;

— взаимодействует с органами социальной защиты и помощи, отделами внутренних дел и др.



Психотерапевтическая функция:

— заботится о душевном равновесии личности, о ее чувствах, переживаниях;

устанавливает доверительные отношения с ребенком, подростком, взрослым;

— оказывает вербальное и невербальное воздействие на эмоции и самосознание ребенка (взрослого);

— оказывает помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния; — организует ребенку (взрослому) ситуацию успеха;

— оказывает содействие в изменении отношения человека к жизни, К социальному окружению, к самому себе.



Социально-профилактическая функция:

— организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков;

— влияет на формирование нравственно-правовой устойчивости;

— организует систему мер социального оздоровления семьи, своевременно оказывает социально-правовую и другую помощь семьям и детям групп социального риска;

— организует предупреждение и преодоление негативных влияний на детей со стороны социума.

Коррекционная функция:

— осуществляет коррекцию всех воспитательных влияний, оказываемых на воспитанников как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной;

— усиливает или фокусирует позитивные влияния и нейтрализует или переключает негативные влияния;

— осуществляет самооценку школьников, при необходимости — коррекцию статуса ребенка в коллективе, группе сверстников, помогает избавиться от привычек, наносящих ущерб здоровью.



Координационно-организационная функция:

— организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде, влияет на разумную организацию досуга;

-- включает детей в различные виды воспитывающей деятельности с учетом психолого-педагогических требований;

— организует коллективную творческую деятельность детей вместе со взрослым населением;

— координирует деятельность всех субъектов социального воспитания;

взаимодействует с органами социальной защиты и помощи;

— выступает в роли участника совместной деятельности, не отделяя себя от воспитанников и оставаясь при этом руководителем.

Функция социально-педагогической поддержки и помощи:

оказывает квалифицированную социалыю-психолого-педагогическую поддержку и помощь ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации-;устанавливает доверительные отношения с ребенком (клиентом)...;

— предупреждает (разрешает) конфликтные ситуации во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, педагогами;

— прогнозирует сопровождение ребенка (подростка...) с учетом социальной ситуации развития личности и ее социального окружения;

— закрепляет положительные состояния ребенка (жизнерадостность, уверенность, стабильность, самообладание, решительность, активность, стрессоустойчивость);

— создает «ситуацию успеха» в различных видах деятельности клиента.



Реабилитационная функция:

-организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений, а также лиц, по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность, наркотизм, сексуальная агрессия, лишение свободы, переживание стресса и др.) испытывающих социально-экономические, профессиональные и прочие затруднения в системе общественных, семейных, других отношений, вызывающих различные формы социальной дезадаптации.

Социальный педагог выполняет воспитательную функцию:

— использование в воспитательном процессе средств и возможностей общества, воспитательного потенциала микросреды, потенциальных возможностей самой личности как активного субъекта воспитательного процесса;



— организация и проведение воспитательных мероприятий (дел) с целью воспитания, образования, развития личности;

-обеспечение целенаправленного влияния на поведение, деятельность клиента всех социальных институтов.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка