Лекция №3 Изучение личности в психологии План: Понятие и структура личности в психологии



Скачати 413.23 Kb.
Сторінка1/3
Дата конвертації14.04.2016
Розмір413.23 Kb.
  1   2   3
Лекция №3
Изучение личности в психологии


  • План:

1. Понятие и структура личности в психологии

2. Современные подходы к изучению личности

3.Сущность, структура и функции самосознания

4. Направленность личности

5. Мотив и мотивация поведения человека

6. Структура потребностей человека

7. Понятие, свойства и типы темперамента

8. Способности личности, их классификация и уровни.

9. Понятие и типологии характера.

10. Типы акцентуаций характера

  • Понятие и структура личности в психологии

Личность – (от англ. «persona» - маска).

К определению «личность» существую разные подходы:



Л. И. Божович, считает, что личность – это человек, который достиг определенного уровня психического развития.

К. К. Платонов констатирует, что личность – это человек, обладающий сознанием.

У. Джеймс полагает, что личность – это общий результат того, что человек может назвать своим, это не только тело человека и собственные психические силы, но и все, что ему принадлежит (все творческое, материальное и духовное).

Личность – это человек как представитель общества и социальных групп, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий все свое отношение к окружающему, наделенный индивидуально-психологическими особенностями.

Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «индивид», «индивидуальность», «человек». Из этих понятий «человек» - самое широкое и общее, все остальные включаются в него.

Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. Человек как индивид представляет свой биологический род Homo sapiens, «человек разумный». Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития.

Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других.



  • Личность характеризуется:

  1. Включенностью в систему социальных отношений;

  2. Участием в совместной деятельности;

  3. Активностью во взаимодействии с внешней средой;

  4. Развитым самосознанием.

  • 2

  • Психологическими критериями сформированности личности являются:

1. Иерархия мотивов (субъект способен к опосредованному поведению);

2. Способностью к сознательному руководству собственным поведением (осознанные мотивы, сознательное соподчинение мотивов)



  • Структура личности по С. Л. Рубинштейну:

  1. Индивидуально-типологические особенности человека (темперамент, задатки, особенности нервной системы)

  2. Знания, умения, навыки

  3. Направленность личности (результат)

  • Структура личности по К. К. Платонову:

  1. Биологический уровень (возраст, пол, тип нервной системы, темперамент)

  2. Биосоциальный уровень (индивидуальные проявления памяти, восприятия, мышления и др.)

  3. Социально-биологический уровень (навыки, умения, привычки)

  4. Высший уровень (направленность, влечения, желания, склонности, взгляды и др.)

1323884140_psihologiya-140

А. Н. Леонтьев считает, что личность – это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности, знания человека не входят в состав личности.

Р. Кеттел считает, что личность обладает рядом черт – это устойчивое качество или склонность человека вести себя определенным образом в разнообразных ситуациях (импульсивность, честность, робость, чувствительность и др.)

  • Структура личности по З. Фрейду

struktura-lichnosti-po-freidu

  • Подходы к изучению личности

Периоды исследования личности:

1. Философско-литературный (от древних мыслителей до нач. XIX века)

2. Клинический (нач. XIX веков)

3. Экспериментальный этап (нач.XX века)



  • Теории личности

- это тщательно выверенные умозаключения и гипотезы о том, что представляю собой люди, как они себя ведут и почему они поступают так, а не иначе.

Теории личности выполняют 2 функции:

1. Объяснят поведение человека

2. Предсказывают поведение


  • Направления теории личности

1. Социогенетическое направление рассматривает все проблемы личности исключительно с позиции их внешней обусловленности:

Бихевиоризм (Д. Уотсон, Б. Скинер, Э. Торндайк и др.)

Теория ролей (К. Левин, У. Доллард и др.)

  • Бихевиоризм

Основоположником является американский ученый Джон Броадус Уотсон (1878-1958)

Бихевиори́зм (англ. behavior — поведение)  — наука о поведении. Предметом психологии является поведение, а не сознание.

Категории бихевиоризма - стимул, - любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей.

Теория ролей (Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Гоффман, М. Кун и др.) рассматривает личность с точки зрения ее социальных ролей. Социальная среда - решающий фактор развития личности и выдвигает на первый план значение межличностного взаимодействия людей (интеракции), ролевого поведения.

Личность - совокупность социальных ролей. Согласно этим взглядам, человек в своей жизни, в общении с др. людьми, деятельности никогда не остается «просто человеком», а всегда выступает в той или иной роли, является носителем определенных социальных функций и общественных нормативов.

2. Психогенетическое направление отдает предпочтение внутренним психическим свойствам, процессам и состояниям личности:

Теория черт (Р. Кеттел, Р. Мейли и др.)

Психоаналитическая теория (З. Фрейд последователи)

Трансактный анализ (Э. Берн)

Когнитивизм (Ж. Пиаже, Дж. Келли)

Теория черт - Подход к личности, описывающий человека через совокупность стабильных личностных черт, определяющих поведение человека одинаковым образом в разных ситуациях.


  • Черта - то, что определяет действия человека при столкновении с определенной ситуацией.

  • Черты личности представляют собой гипотетические психологические конструкты. Они обнаруживаются в поведении и обусловливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и различное время. Это устойчивые и предсказуемые психологические характеристики.

Психоана́лиз — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств.

Положения:



  • человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;

  • эти влечения преимущественно бессознательны;

  • попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

  • помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

  • конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и так далее;

  • освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание.

У истоков глубинной психологии стоял австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939). Начав свои исследования, как физиолог и врач-невропатолог, Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход к психике недостаточен, и предложил свою систему анализа душевной жизни человека, названную им психоанализом.

Карен Хорни

(1885-1953)

К. Хорни акцентировала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности. Основу мотивации человека она усматривала в чувстве беспокойства, которое заставляет человека стремиться к безопасности, и в котором заключена потребность в самореализации.

Одними из главных невротических наклонностей Хорни считала компульсивную потребность в любви и компульсивное стремление к власти.



Гарри Салливен

(1892-1949)

Личность человека, по Салливану, является не врожденным качеством, но формируется в процессе общения младенца с окружающими, то есть «личность — это модель повторяющихся межличностных, интерперсональных отношений». В своем развитии ребенок проходит несколько этапов — от младенчества до юношества, причем на каждом этапе формируется определенная модель. В детстве эта модель формируется на основе совместных со сверстниками игр, в предъюношестве — на основе общения с представителями другого пола и т. д.

Эрих Фромм

(1900-1980)

Основная моральная проблема современности, как она представлялась Фромму, — это безразличие человека к самому себе. Задача гуманистического психоанализа заключается в раскрытии человеком правды о самом себе.

Человек является единственным существом, наделенным совестью. И что любовь есть творческая деятельность, а не слепая страсть, ведущая к безумным поступкам.

Эрих Фромм показывает необходимость в изменении образа жизни, основанном на готовности человека отказаться от различных форм обладания (имения) ради того, чтобы, в первую очередь быть самим собой.

Трансакционный анализ.

Краеугольным камнем трансакционного анализа является положение о том, что один и тот же человек, находясь в некоей определённой ситуации, может функционировать, исходя из одного из трёх эго-состояний, чётко отличимых одно от другого.



конфликты в обществе - конфликты - картинки по психологиизагляни в глаза чудовищ. психология. 29 (psychology.psykonkurs) : рассылка : subscribe.ru

Психологическая диагностика

Эго-состояний

  • Эго-состояние Родителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь — от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне — переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка.

  • Эго-состояние Взрослого не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.

  • Эго-состояние Ребёнка содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности.

Когнитивизм стал широко применяться с середины ХХ в. Индивиды - не просто машины, механически реагирующие на внутренние факторы или внешние события; разуму человека доступно нечто большее, чем информация, поступающая извне. Когнитивный подход в основном заключается в стремлении понять, каким образом человек расшифровывает информацию о действительности и организует ее, чтобы принимать решения или решать насущные задачи.

Ульрик Найссер

(1928-2012)

3. Интеграционное направление устремлено к комплексному изучению личности, объединяющему самые различные подходы, теории и концепции:



Гуманистическая теория (А. Х. Маслоу, К. Р. Роджерс)

Деятельностная концепция личности (А. Н. Леонтьев)

Гуманистическая психология (начало 60-х г. XX в.) Абрахам Маслоу. Рассматривает человека как ответственного за свою судьбу, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей, стремящегося к самосовершенствованию, находящегося в процессе становления, изменения на протяжении всей жизни.

Изучает психически здоровую, гармоничную личность, достигшую вершины своего развития, предела самоактуализации.

Изучать нужно каждого человека как единое, уникальное, организованное целое, а не отдельные проявления поведения (как это делают бихевиористы).

К данному направлению могут быть отнесены представители Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970), Карл Ренсом Роджерс (1902-1987), Виктор Эмиль Франкл (1905-1997), Ролло Мэй (1909-1994) и др.



http://3.bp.blogspot.com/-52xj4ujlpco/urodter1bli/aaaaaaaabea/p6bq9nepj3g/s1600/%d0%9f%d0%b8%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%b8%d0%b4%d0%b0-%d0%9c%d0%b0%d1%81%d0%bb%d0%be%d1%83.jpg

Деятельностная теория личности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.) Главным источником развития личности, согласно этой теории, является деятельность - сложная динамическая система взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (с обществом), в процессе которых и формируются свойства личности.

Принципиальное отличие деятельностной теории от поведенческой заключается в том, что средством научения здесь выступает не рефлекс, а особый механизм интериоризации, благодаря которому происходит усвоение общественно-исторического опыта.



Интериориза́ция (переход извне внутрь) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и собственно думать, не мешая окружающим.

Алексей Николаевич Леонтьев

1903-1979


  • Сущность, структура и функции самосознания

Самосознание – не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития;

Самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс её реального развития;

Оно является результатом реального познания.


  • Самосознание

- это сложный процесс опосредованного познания себя , необходимо сопряженный с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем объединяются в эмоционально-ценностное отношение к себе (по И. И. Чесноковой);

- это осознание человеком самого себя, своих собственных качеств (по Р. С. Немову).



  • Функции самосознания

  1. Формирование себя как личности

2. Поддержание и умение оставаться самим собой при всех условиях

  • Структура самосознания

  • по И. С. Кону:

- когнитивный компонент

- аффективный компонент

- поведенческий компонент


  • по В. В. Столину:

- самопознание

- самоотношение

- саморегуляция


  • по Р. Бернсу:

          • образ «Я»

          • самооценка

          • поведенческая реакция

  • Образ «Я»

  • это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная система представлений индивида о самом себе, на основе которого он строит свое взаимодействие с другими.

Содержание образа «Я»составляет совокупность «Я-суждений»: о физическом «Я», о личностных особенностях, об особенностях своего внутреннего мира, суждения о качествах и свойствах, отличающих субъекта от других, суждения о динамике своего развития.

  • Типологии «Образа Я»

  1. По времени Я-настоящее, Я-ретроспективное, Я-перспективное

  2. По реальности Я-реальное, Я-идеальное, Я-фантастическое, Я-зеркальное

  • Самооценка

  • это аффективная оценка представлений индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «Образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

Она бывает: 1. адекватная, 2. завышенная (приводит к комплексу превосходства), 3. заниженная (приводит к комплексу неполноценности).

Самосознание определяет: то, как человек будет действовать в конкретной ситуации; то, как он будет интерпретировать действия других; ожидания индивида, то есть его представления о том, что должно произойти.



  • Направленность личности

В разных концепциях направленность толкуется по-разному: как «динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн), как «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), как «доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев), как «основная жизненная направленность» (А. С. Прангишвили).

  • Направленность личности

  • это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно не зависимых от ситуации;

  • она всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания;

  • проявляется в таких формах как: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, убеждение.

lich2

Влечение – это наиболее простая, биологическая форма направленности, это не осознанная или не достаточно осознанная потребность. Зачастую влечение – временное явление, поскольку представленная в нем потребность или осознается, превращаясь в желание, или угасает (сексуальные влечения; импульсивные влечения: клептомания, «Симптом Плюшкина и др.»).

Желание – это осознанная потребность и влечение к чему-либо, имеет побуждающую силу.

Причем осознается не только объект желания, но и пути его достижения. На основе своих желаний человек определяет цели, строит планы. Сильные желания перерастают в постоянное тяготение к объекту, т.е. становятся стремлением. Желанием можно считать мысли о возможности что-то иметь или что-то сделать.



Стремление тесно связано с волевым компонентом. Оно проявляется в том, что человек способен преодолеть все препятствия, трудности, невзгоды на пути к объекту потребности. Стремление неотделимо от чувств, которые сигнализируют, достигнута ли цель, вызывая у человека ощущение удовольствия или неудовольствия. Тем самым объективно присущее организму стремление оказывается неразрывно связано с субъективно испытываемыми чувствами.

Интересы можно рассматривать как познавательную форму направленности на предметы. Мы интересуемся тем, что может удовлетворить нашу потребность. Интересы имеют тенденцию развиваться. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а напротив, вызывает новые интересы.

Интерес можно рассматривать как:

- особое мотивационное состояние познавательного характера (вызывает любое неожиданное событие, внезапно возникший раздражитель);



  • специфическая форма проявления познавательной активности, этой форме соответствует ориентировочно-исследовательская деятельность.

Интересы бывают:

  • непосредственные и опосредованные

  • устойчивые и неустойчивые

  • интеллектуальные интересы, эстетические интересы, политические интересы и др.

  • широкими и узкими

Иногда интересы называют мелкими (люди в основном интересуются удовлетворением естественных потребностей: в еде, в питье, в сне и других чувственных удовольствиях)

Если в интерес включается волевой компонент, он становится склонностью. При этом интерес начинает проявляться в стремлении заниматься определенной деятельностью. Человек старается совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. Обычно возникновение склонности сопровождается развитием способностей. Поэтому многие великие художники, музыканты проявляли склонность к своей профессии еще в детстве.



Склонность – это стремление заниматься определенной деятельностью, может свидетельствовать о способностях личности.

Идеал – это то, к чему стремится личность, на что она ориентируется.

Идеалом называют конкретизируемую в образе или представлении цель склонности.

Благодаря идеалам человек способен не только отражать окружающий мир, но и изменять его в соответствии с идеалами. Если идеал неверен, он приведет человека не к тому, на что тот надеялся. В таких случаях говорят об иллюзорных идеалах.

Убеждение – это система мотивов личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Человек со сложившимися убеждениями не только действует в строгом соответствии с ними, но и стремится передать их другим людям. Образуя упорядоченную систему взглядов, убеждения человека выступают как его мировоззрение.

Мировоззрение - система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем. Наличие мировоззрения - существенный показатель зрелости личности

Потребностно-мотивационная сфера составляет лишь часть направленности личности и как бы служит ее фундаментом, на котором формируются жизненные цели человека.

Следует различать цели деятельности и жизненные цели.

Когда человек на пути к достижению цели сталкивается с действительно непреодолимыми препятствиями, у него возникает состояние расстройства, подавленности, фрустрации (от лат. обман, расстройство, разрушение планов).

Ф. Е. Василюк выделил следующие виды фрустрационного поведения:

а) двигательное возбуждение - бесцельные и неупорядоченные реакции;

б) апатия - эмоциональная пассивность, безразличие;

в) агрессия и деструкция;

г) стереотипия - тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;

д) регрессия - возврат к формам поведения, характерным для более ранних периодов жизни индивида.



  • Мотив и мотивация поведения человека

Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – это причина побуждающая человека ставить перед собой цель и организовывать деятельность по её достижению.

Мотив принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым свойством, побуждающим к действиям.



Мотив – это «опредмеченная» потребность.

В качестве мотива могут выступать как упорная работа с воодушевлением и энтузиазмом, так и уклонение от нее в знак протеста. Мотивировать человека означает затронуть его важные интересы, создать ему условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. Для этого человек как минимум должен:

- быть знаком с успехом (успех - это реализация цели);

необходимо вместе с человеком сформулировать цели, в достижении которых он лично заинтересбван;

- иметь возможность увидеть себя в результатах своего труда, реализовать себя в труде;

- ощущать свою значимость.



  • Виды мотивов:
  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка