Лекции Для студентов заочного отделения факультета Дизайна и кт чебоксары 2010 Язык



Сторінка1/5
Дата конвертації14.04.2016
Розмір0.73 Mb.
  1   2   3   4   5
Федеральное агентство по образованию

ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова»



РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Лекции


Для студентов заочного отделения

факультета Дизайна и КТ

Чебоксары 2010

Язык.
Язык – система знаков. Язык становится языком только тогда, когда за каждым звуком, словом или предложением этого языка стоит то или иное значение, которое может придать этому знаку определенный смысл. Система любого национального языка состоит из единиц, объединенных на соответствующих уровнях:

Язык – это не только система языковых средств, которые выступают своеобразными ресурсами смысловыражения, но это и система по использованию этих средств. И во всех этих отношениях язык есть явление культуры.

Речь.
Речь представляет собой способ реализации всех функций языка, прежде всего – коммуникативной. Речь возникает как необходимый ответ на те или иные события действительности, поэтому она в отличие от языка преднамеренна и ориентированна на определенную цель. Речь, прежде всего, материальна – в устной форме она звучит, а в письменной она фиксируется с помощью соответствующих графических средств (латинице, кириллице, иероглифическом письме).


Культура.
В наше время культура включает все достижения человеческого общества в различных областях жизни, и высокий уровень развития какой – либо отдельной отрасли деятельности, и просвещенность, образованность, начитанность, и т.д. Культура многослойна и многообразна и при этом она в обязательном порядке предполагает организованность и упорядоченность всех входящих в нее объектов, т.е. структурирование, которое приводит к возрастанию информации за счет наращивания смыслов. Это позволяет культуре накапливать богатый разнообразный потенциал и постоянно развиваться.
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ


  1. Что такое общение?

Общение - это реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально и протекающая преимущественно в виде речи.

А.А. Брудный выделяет четыре основные функции общения:


  1. Инструментальную, т.е. общение как вспомогательный компонент совместной предметной деятельности (например ремонта машины или уборки).

  2. Синдикатную (объединения), когда общение предполагает создание единства вступивших в него участников.

  3. Функцию самовыражения, которая по своей сущности ориентированна на взаимопонимание, на контакт.

  4. Трансляционную – передачи конкретных способов деятельности, оценочных критериев и программ (например, обучение).

Общение – это и одно из основных условий существования культуры.

Цели общения:



  1. цель общения находится вне самого взаимодействия субъектов.

  2. цель общения заключена в нем самом.

  3. цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения.

  4. целью общения является приобщение самого его инициатора к ценностям партнера.

Общение и коммуникация.


  1. Виды и формы общения.

Монологическое – диалогическое общение.

Выделяются две разновидности устной речи по количеству лиц, производящих речь, - монолог и диалог.

Диалог – это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами, монолог – это речь одного человека , не предполагающая обмена репликами с другими лицами.

Считается, что диалог – это более древняя, природная форма речи, а монолог – продукт культуры.

Монологическое и диалогическое общение как особые виды выделяются потому, что каждая из этих разновидностей имеет свои особенности, которые определяют их возможности и преимущества в достижении тех или иных целей.

Контактное – дистантное общение.

Официальное – неофициальное общение

Свободное – стереотипное общение
4. Как добиться оптимального общения
Речь представляет собой одновременно форму индивидуального поведения и форму общечеловеческой культуры. Кроме того, умение общаться зависит и от того, насколько человек умеет преодолевать барьеры общения. Барьеры общения можно разделить на: внутренние и внешние.

ТЕКСТ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕНИЯ


1. Что такое речевая деятельность?
Речевая деятельность – это способ реализации общественно-коммуникативных потребностей человека в процессе общения.

В процессе восприятия текста человек формирует мысль, выраженную автором, условно говоря, создает новый текст, свидетельствующий о том, как, в какой степени адекватно было воспринято исходное сообщение.

Другими словами, речевая деятельность – это деятельность текстовая, основанная на умении создавать и воспринимать высказывания (текст) в процессе речевой коммуникации.

Речевая деятельность осуществляется поэтапно.



  1. Побудительно-мотивационный этап предполагает возникновение мотива речевой деятельности. В процессе деятельности возникает ситуация, которая побуждает человека свою точку зрения, возразить по поводу сказанного.

  2. Ориентировочный этап является одним из важнейших в процессе порождения (и восприятия) высказывания. На этом этапе происходит обдумывание, планирование, выбор характера речевого поведения, формирование первоначального представления о жанре и стиле высказывания.

  3. Исполнительный этап. Происходит озвучивание замысленного текста: кодирование его звуковыми знаками – говорение, или кодирование письменными знаками – письмо. Другими словами, мы произносим или записываем обдуманное высказывание.

  4. На этапе контроля необходимо проанализировать достигнута ли цель, поставленная на начальной стадии речевой деятельности.

2. Механизмы речи.
Для того чтобы создать текст или понять его в процессе чтения (слушания), человек должен обладать целым рядом способностей, без которых он не сможет определить тему высказывания, его основную мысль и тем более сформулировать ее при создании собственного текста.

Развитие речи человека основывается, прежде всего, на развитии и совершенствовании механизма эквивалентных замен. Суть этого механизма заключается в способности приравнивать одни словесные и наглядные структуры к другим словесным и наглядным структурам. Действие механизма эквивалентных замен обеспечивается наличием достаточного запаса слов, что связано с действием механизмов памяти (долговременной). Не менее существенную роль в механизме речи играет короткая, оперативная память, работающая несколько секунд. Сущность оперативной памяти сводится к двум функциям: в ходе составления предложения удерживать в памяти уже сказанное и в то же время упреждать то, что должно быть произнесено (написано, услышано).

Действие механизма памяти приводит в движение механизм антиципации – предвидение, предугадывание. В процессе создания высказывания говорящий (пишущий), опираясь на его общий замысел, должен предвидеть, предвосхитить особенности развития замысла, структуру и композицию текста в целом, реакцию слушателей (читателей).
3. Виды речевой деятельности.
Виды речевой деятельности делятся на две группы в зависимости от характера психических процессов, лежащих в основе создания восприятия текстов.

Говорение реализуется в различных жанрах.

Письменные высказывания, как правило, имеют сложную композиционную структуру, что обеспечивается наличием в них смысловых блоков, каждый из которых играет определенную роль в передаче содержания и замысла речи.

Рецептивные виды речевой деятельности

Слушание – вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление звучащих текстов.

Обычно выделяют следующие функции слушания:



  • Познавательную (слушаю, чтобы знать)

  • Регулятивную (слушаю, чтобы научиться новому)

  • Ценностную (слушаю, чтобы получить эстетическое наслаждение)

  • Реагирующую (слушаю, чтобы ответить на вопрос)

При восприятии текста слушающий ставит перед собой различные задачи и в связи с этим реализует различные виды слушания.

Глобальное слушание предполагает восприятие текста в целом, когда достаточно определить, о чем шла речь в высказывании, какова его основная мысль. Если слушающему необходимо более глубоко разобраться в содержании устного высказывания, проанализировать его с целью усвоения, воспроизведения, запоминания то реализуется детальное слушание.

В зависимости от ситуации общения используются различные способы слушания.

Если слушающий не вмешивается в речь говорящего, молча воспринимает содержание высказывания, то он использует молчаливое, нерефлексивное слушание.

Если слушающий вмешивается в речь собеседника, то он использует немолчаливое, рефлексивное слушание.
4. Чтение как вид речевой деятельности.
Чтение – вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление письменного текста.


  • Внешнее (громкое чтение, чтение вслух)

  • Внутреннее (чтение про себя)

Так как в процессе чтения решаются различные коммуникативные задачи, то реализуются разные виды чтения.

  • Ознакомительное чтение предполагает беглое просматривание, фрагментарное, избирательное прочитывание текста, чтобы выявить в самом общем виде его характер.

  • Изучающее чтение предполагает глубокое проникновение в содержание текста, его более полное и целенаправленное осмысление, а следовательно, и более прочное запоминание.

  • Просмотровое

  • Аналитическое

  • Выборочное

  • Быстрое

  • Медленное

5. Текст как единица общения.
Чтобы стать единицей общения, текст должен обладать целым рядом признаков. Текстом может быть названо любое по объему высказывание (от одного слова, до целой книги),

- если оно подчинено единой теме;

- если эта тема излагается в соответствии с авторским замыслом;

- если высказывание кому-либо адресовано;

- если оно создано в соответствии с определенной целевой установкой.
6. Речевые жанры.
Речевые жанры – это «относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний», «стиль входит как элемент в жанровое единство высказывания» и неразрывно, органически связан с тематическим и композиционным единством текста.

Знание специфики речевых жанров существенным образом влияет как на процесс создания, так и на процесс восприятия текста.

Каждая речевая среда вырабатывает собственный репертуар речевых жанров, то можно говорить, например, о наличии репертуара педагогических, публицистических жанров, жанров делового общения, гомилетики (проповедь, молитва, исповедь).

Знание законов того или иного жанра способствует овладению профессиональной речью, нормами речевого поведения в процессе решения коммуникативных задач в той или иной сфере общения, что обеспечивает результативность и эффективность любой деятельности.

7. Категории текста.
Категория информативности присуща только тексту и является важнейшей в ряду других текстовых категорий. Содержанием любого законченного текста является информация.

Выделяются следующие типы информации, содержащиеся в тексте:



  • Содержательно-фактуальная информация содержит сообщения о фактах, событиях, процессах.

  • Содержательно-концептуальная раскрывает авторское понимание отношений между этими явлениями, фактами, событиями.

  • Содержательно-подтекстная информация обнаруживает скрытый смысл, извлекаемый из описания фактов, явлений, событий.

Важнейшими текстовыми категориями являются связность и целостность. Все коммуникативные элементы текста (предложения, группы предложений, коммуникативные блоки) должны быть связаны. В каждом тексте обнаруживаются, поддаются наблюдению и описанию формальные, внешние связи между отдельными частями текста. Это особые виды связи, обеспечивающие логическую последовательность, взаимозависимость отдельных сообщений, фактов, действий.

Тексту присущи внутренние смысловые отношения между его частями, содержательная, формальная и коммуникативная целостность, что позволяет обеспечить смысловую связь между частями текста.

Смысловая целостность текста проявляется в единстве темы, которую называют «смысловым ядром текста».

Целостность текста осуществляется с помощью таких средств, как лицо, время, наклонение, модели и типы предложений по целеустановке высказывания, синтаксический параллелизм, порядок слов.

К категориям связности и целостности текста тесно примыкают категории интеграции и завершенности. Категория интеграции спаивает, объединяет текст не линейно, а по вертикали, обеспечивая причинно-следственные связи между его частями. Завершенная целостность высказывания определяется:


  1. предметно-смысловой исчерпанностью;

  2. речевым замыслом и речевой волей говорящего;

  3. типическими композиционно-жанровыми формами завершения.

Результат интегрирования реализуется в категории завершенности, которая непосредственно соотносится с названием текста.
8. Стилистическая окраска текста.
Стиль научный. Используется в сфере научной или учебной деятельности человека. Специфика этой сферы общения – обобщение результатов научных исследований, научное описание фактов и явлений действительности, законов. В зависимости от специфических задач, автор излагает свои научные воззрения в учебниках, научных статьях, монографиях, диссертациях, докладах и других жанрах научной литературы.

Информация, которая лежит в основе научного сообщения, имеет свою специфику: она носит интеллектуальный характер. Исходя из этого, передача научной информации требует точности, логичности, доказательности.

Названные особенности определяют важнейшие стилевые черты научного стиля, его специфику: отвлеченность, обобщенность, логичность, доказательность, объективность изложения, точность, скрытую эмоциональность, строгость и даже сухость изложения.

Научный стиль реализуется в следующих его разновидностях: собственно научный, научно-учебный, научно-популярный.

Стиль публицистический. Используется в сфере общественных отношений (общественно-политических, культурных, спортивных). Наиболее полно его черты проявляются в газетных публикациях, журналах, еженедельниках. Он используется на радио, телевидении, в документальном кино. Основными жанрами письменной публицистической речи являются: статьи, информационные сообщения, очерк, репортаж, интервью, фельетон, эссе, памфлет, записки. Важнейшие жанры устной публицистической речи – выступления на митингах, собраниях, в гос. структурах, беседы полит. комментаторов, прямой репортаж с места событий. Основными функциями публицистического стиля являются воздействующая и информативная.

Стиль художественный. Стиль официально-деловой.

КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Культура речи как компонент культуры в целом.
2. Культура речи как культура речевой деятельности.
3. Речевая культура общества и речевая культура личности.
4. Критерии оценки культуры речи.
5. Нормированность как механизм культуры речи.
Нормированность – средство структурирования каких-то процессов, норма отражает, прежде всего, традиции, установления, обычаи. Норма помогает выделить главное, предпочтительное и уже его культивировать.

В культуре речи каждый вид норм (этических, коммуникативных и речевых) предполагает свою шкалу для оценки общения в целом и конкретных его сторон речи в частности.



  • Этические нормы оцениваются по шкале прилично/неприлично, хорошо/плохо.

  • Коммуникативные: удачно/неудачно, эффективно/неэффективно.

  • Этические (в рамках этических и коммуникативных):

принято/не принято.

  • Речевые нормы: логично/нелогично, точно/неточно, уместно/неуместно, доступно/недоступно и т.п.

  • Языковые нормы: правильно/неправильно.

Наиболее разработанным является учение о языковой норме, по аналогии с которой исследуется и другие виды нормы.

Языковая норма – это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление языка.

Для чего нужна норма? Для того чтобы

- люди понимали друг друга правильно;

- отличить образованного человека от необразованного;

- образованная часть людей с наиболее развитым языковым вкусом влияла на его воспитание и развитие у остальных;

- сохранять языковые традиции.
6. Уровни культуры речи.
Уровни культуры речи: высокий – средний – низкий, т.е. культурно, малокультурно и совершенно некультурно, мы определяем у каждого человека неосознанно.

Высокий уровень культуры проявляется в звуках голоса и интонациях, в том, как человек ходит, сидит, стоит, в манере разговора, в жестах, мимике, взгляде – все это в устной речи оценивается с позиций того, насколько они соответствуют нашим представлениям о культуре общения. Анализируется, как человек относится к другим людям, как ведет диалог, как строит монолог и т.д.

В письменной речи: какой у человека почерк – аналог хорошей дикции, как он располагает текст на странице, насколько грамотно с точки зрения орфографии и пунктуации написан текст. Обязательно оценивается соблюдение языковых и речевых норм.

Низкий уровень речевой культуры проявляется во всем. Если человек высокой культуры во всем заботится, чтобы никому не доставить неудобств, то низкая культура человека заставляет делать прямо противоположное – самоутверждаться за счет других. Отсюда – грубость и безапелляционность, незнание чего-то и нежелание это узнать, а тем более нежелание следовать любым норм. Именно за счет этих проявлений мы сразу видим человека с низкой культурой.

Типы речевой культуры (по О.Б.Сиротиненой).

Она выделяет полнофункциональный, неполнофункциональный, среднелитературный, литературно-жаргонизирующий и обиходный типы речевой культуры.

Носителям полнофункционального типа свойственно максимально полное владение всем богатством русского языка, использование обширного лексикона, целесообразное использование иностранных слов. Им свойственно соблюдение норм литературного языка (орфографических и пунктуационных, орфоэпических и интонационных, стилистических, лексических норм сочетаемости и т.д.).

Значительно большее количество людей являются носителями неполнофункционального типа. В целом его можно охарактеризовать словом меньший: меньшие знания, меньшие усилия для их расширения, меньший уровень умений и т.д. Владение, кроме разговорной речи, только одним – максимум двумя функциональными стилями.

Наибольшее распространение имеет среднелитературный тип речевой культуры, его носителями являются люди со средним и неполным средним образованием и люди с высшим узкопрофессиональным образованием. Для них характерно очень поверхностное знание норм литературного языка, и потому системные от них отступления в произношении. Очень типичны нарушения коммуникативных и этических норм, неспособность к построению монолога, отсюда невразумительность, слова-паразиты, фактическое не владение навыками официального общения.

Не менее опасен складывающийся с конца ХХ в. и усиленно насаждаемый в СМИ литературно-жаргонизирующий тип. Специфика этого типа заключается в сознательном насаждении сниженной, часто даже безграмотной речи.

Среди малообразованного населения встречается обиходный тип речевой культуры. Его носители владеют только навыками разговорной речи: они не способны производить ни официальную монологическую, ни письменную речь.

Высокий уровень культуры речи обеспечивает незатрудненное и эффективное функционально грамотное общение в различных сферах и ситуациях.


ЭТИЧЕСКИЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ НОРМЫ


1. Коммуникативная ситуация.
Коммуникативные и этические нормы представляют собой конкретные правила, которые помогают осуществить оптимальное общение.

Для того чтобы грамотно общаться, необходимо знать основные компоненты коммуникативной ситуации, а также основные законы общения, которые определяют его коммуникативные и этические нормы.

На успешность общения влияют факторы такие как:

- внеязыковые факторы: взаимоотношения между участниками, этические установки коммуникантов; характер передаваемой информации, условия общения, национально-культурные традиции.

- языковые и речевые факторы: специфика языка, на котором происходит общение; устная или письменная, монологическая или диалогическая форма сообщения, особенности жанра и стиля речи, степень реализации коммуникативных качеств речи, языковая грамотность коммуникантов.

Обстоятельства общения условно делятся на внутренние и внешние:

- внутренние: мотив, причины, вызывающие это общение, психологическое или эмоциональное состояние коммуникантов;

- внешние: место, время, продолжительность, наличие или отсутствие непосредственного контакта.

Все компоненты коммуникативной ситуации в совокупности и обеспечивают успешность общения на всех его этапах.

Коммуниканты. Термины «партнеры», «коммуниканты», «собеседники» подчеркивают двусторонность процесса, большую общность его участников, равноправные отношения.

На характеристику коммуникантов оказывает влияние сфера общения (бытовая, профессиональная, учебная и т.д.). Чаще всего в зависимости от сферы общения ситуации различаются по степени их официальности, следовательно, и участники общения выступают в официальных или неофициальных речевых ролях. (симметричность – несимметричность речевых ролей, «начальник – подчиненный).

Характеристика участников общения делится на постоянные и переменные речевые роли.



  • Постоянные (пол, возраст, профессия, социальный статус, уровень языковых знаний, образованность).

  • Переменные, т.е. ситуативные (пассажир, клиент, гость, посетитель, провожающий и т.д.).

Успешность коммуникации часто зависит от того, насколько адекватно человек оценивает свою речевую роль, и от того, насколько его речевое поведение соответствует этой роли, и коммуникативным ожиданиям окружающих.

В рамках коммуникативной ситуации часто вне зависимости от количества участников общения и диалогической или монологической формы речи кто-то берет на себя роль коммуникативного лидера. Лидер в общении реализуется в следующем речевом поведении:

- выступает инициатором общения, устанавливает и поддерживает контакт,

- прямо выражает свои речевые намерения, ведет беседу,

- руководит развитием и сменой тем,

- задает выясняющие и уточняющие вопросы,

- завершает общение и подводит его итоги.

Цели речи.

Цели речи определяются направленностью общения либо на объединение (на кооперацию, на сотрудничество), либо на отъединение (на конфликт, на конфронтацию).

Коммуникативные цели речи - это цели, которые определяют выбор и организацию языковых и речевых средств.

Коммуникативные цели общего характера:

- мы сообщаем другим, каково положение вещей;

- мы пытаемся заставить других совершить нечто;

- мы берем на себя обязательство совершить нечто;

- мы выражаем свои чувства и отношения;

- мы с помощью высказываний вносим изменения в существующий мир.

Кроме того, коммуникативная цель может быть не только основной, но и дополнительной. Например, основная цель речи – сообщить какие-то факты, но при этом в качестве дополнительной цели может выступать стремление сделать это максимально интересно или произвести на слушателей определенное впечатление.

Результат речи определяется в зависимости от того, достигнута ли цель и насколько эффективна.

Общая или синонимичная цель – решить общую проблему, договориться о распределении ролей при выполнении какого-то поручения, обменяться впечатлениями.

Разные цели – один речевой партнер хочет поделиться впечатлениями о поездке, а другой хочет обсудить проблемы по работе.

Противоположные цели - один речевой партнер выступает в поддержку какого-то предложения, а другой это же предложение призывает отклонить.

Цели речи различаются по степени выраженности:

  1   2   3   4   5


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка