Лекции для индивидуальной пропагандистской деятельности, отдельные образцы пропагандистских материалов Ростов-на-Дону 2010



Сторінка1/6
Дата конвертації14.04.2016
Розмір1.18 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Министерство образования и науки

Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Лекции для индивидуальной пропагандистской деятельности, отдельные образцы пропагандистских материалов

Ростов-на-Дону 2010


Содержание







Стр.

Раздел 1.

Лекция «Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде»

4

Раздел 2.

Лекция «Роль творчества для формирования антиэкстремистских поликонфессиональных и культурных ценностей»

21

Раздел 3.

Образец пропагандистского материала «Проектирование психологически безопасной, толерантной образовательной среды в поли-этноконфессиональных регионах»

37

Раздел 4.

Лекция «Молодежные субкультуры и антиэкстремистское сознание»

52

Раздел 5.

Лекция «Психологическая практика формирования антитеррористических ценностей в семье»

66

Раздел 6.

Образец пропагандистского материала «План-разработка урока по ОБЖ (11 класс)»-1

76

Раздел 7.

Образец пропагандистского материала «План-разработка урока по ОБЖ (11 класс)»-2


90


Раздел 1. Лекция «Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде»

Целевая группа: руководители среднего и низшего звена региональных органов власти, органов местного самоуправления и аппарата АТК

План:


  1. Экстремизм и терроризм: основные понятия и определения.

  2. Экстремизм и терроризм как формы деструктивного поведения молодежи. Виды экстремизма.

  3. Способы борьбы и предупреждения экстремизма и терроризма в молодежной среде.

  4. Особенности психологической помощи молодежи группы риска.

  5. Вопросы и задания для самостоятельной работы

  6. Рекомендуемая литература.

Подростки и молодежь как самая социально незащищенная группа населения, являются наиболее активными участниками конфликтов и различного рода деструктивных организаций, в том числе экстремистского толка. Склонность к экстремизму современного молодого поколения России реальна и потому требует пристального внимания и изучения. Современная молодежь стоит перед лицом больших перемен, большой неопределенности и неизвестности, что в свою очередь повышает ее тревогу за свое будущее и рождает у нее желание снять эту тревогу, к сожалению не всегда конструктивными способами.

Деструктивным называют поведение, которое не соответствует нормам и ролям и направленное на радикальное неприятие альтернативных точек зрения. При этом одни ученые предпочитают в качестве точки отсчета («нормы») использовать экспектаци (ожидания) соответствующего поведения, а другие – аттитюды (эталоны, образцы) поведения. Некоторые полагают, что деструктивными могут быть не только действия, но и идеи (взгляды).

К формам деструктивного поведения относятся экстремизм, терроризм и другие отклонения от нормативного поведения.

По мнению ученых, экстремизм и терроризм являются звеньями цепочки взаимосвязанных понятий: радикализмэкстремизмфанатизмтерроризм.

Радикализм (от лат. radix — корень) обозначает стремление доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и практических выводов, не мирясь ни на каких компромиссах.

Экстремизм (от лат. ехtremus - крайний) переводится как приверженность к крайним взглядам и радикальным мерам.

Фанатизм (от лат. fanum - жертвенник) - твердая и не признающая никаких аргументов безальтернативная приверженность личности определенным представлениям и убеждениям, что в решающей степени определяет практически любую ее активность и оценочное отношение к окружающему миру.

Терроризм рассматривается как использование насилия или угрозы его применения в отношении отдельных лиц, группы лиц или различных объектов с целью достижения политических, экономических, идеологических и иных выгодных террористам результатов.

Терроризм – это крайняя форма проявления экстремизма.

По мнению ряда ученых, проявления экстремизма в молодежной среде в настоящее время стали носить более опасный для общества характер, чем за все прошлые периоды существования государства. Экстремизм в молодежной среде стал в нашей стране массовым явлением.

Вопрос к аудитории: Как вы считаете, с чем это связано? Каковы причины распространения молодежного экстремизма и терроризма?

Именно молодежь представляет собой группу риска, склонную к агрессивно-экстремистским действиям. В силу своего возраста, молодые люди характеризуются такими психологическими особенностями, как максимализм и нигилизм, радикализм и нетерпимость, безоглядность и непримиримость, склонность к групповщине, мировоззренческая неустойчивость и неудачи в поиске самоидентичности, которые при определенных жизненных условиях и наличии питательной среды могут выступить пусковым механизмом их антисоциальной активности.

Сложность ситуации, в которой оказалась современная молодежь России, определяется тем, что в обществе социально-экономической нестабильности, высокой рискогенности проблема социального самоопределения, выбора той или иной идентификационной стратегии в процессе социальной интеграции представителей молодежи происходит в условиях кризиса социокультурной идентичности.

«Экстремизм и терроризм, - отмечают Л. Дробижева и Э. Паин, - нельзя сравнить с вирусом, который человечество откуда-то подхватило. Это его внутренний недуг, порождаемый главным образом дисгармоничным развитием в социальной, политической и культурной областях». Исследователи выделяют пять основных источников терроризма и экстремизма:



Во-первых, терроризм и экстремизм проявляются в обществах, вступивших на путь трансформаций, резких социальных изменений или в современных обществах постмодерна с выраженной поляризацией населения по этносоциальным признакам. Участниками террористических действий становятся маргинальные и иммобильные группы населения.

Во-вторых, социальные контрасты, резкое расслоение общества на бедных и богатых, а не просто бедность или низкий уровень социально-экономического статуса провоцируют агрессию и создают почву для терроризма.

В-третьих, проявления экстремизма нарастают в начальные периоды социальных модернизаций. На завершающих этапах успешных перемен проявления экстремизма и терроризма резко идут на спад.

В-четвертых, незавершенная урбанизация, специфические формы индустриализации, изменения этнодемографической структуры общества, особенно нерегулируемая миграция, порождают экстремизм и интолерантность в обществе.

В-пятых, важную роль в распространении этнического и религиозного экстремизма и терроризма в исламском мире играет преобладание авторитарных политических режимов. Они провоцируют насилие как форму разрешения политических противоречий и придают ему характер культурной нормы.

Вопрос к аудитории: Как изменяется современный терроризм, каковы тенденции этих изменений?

Экстремизм и одна из его самых опасных форм – терроризм – быстро изменяется, мутирует, осваивает все более разрушительные методы. Субъекты экстремисткой деятельности уже преодолели те нравственные рамки, которые сдерживали раньше размах и масштабы экстремизма и превратились по существу в бизнесменов-прагматиков. Если раньше речь шла о так называемом «жертвенном» терроризме (без криминальных примесей), то в настоящее время все больше говорят об экономической основе экстремизма и терроризма. Подтверждение тому – видеосъемки самих террористических актов и их последствий, которые по сути своей представляют не что иное, как отчет перед заказчиком за предоставленные денежные средства.

На территории современной России осуществляют противоправную деятельность до 80 международных экстремистских групп, пропагандирующих крайне радикальную исламскую идеологию. Воинствующий радикальный ислам проникает в Россию главным образом через лиц, прошедших обучение в отдельных арабских странах, где ваххабизм и другие ортодоксальные течения в религии получили и получают государственную поддержку. Наиболее остро эти проблемы проявились на Северном Кавказе, самом сложном в этническом и конфессиональном отношении регионе Российской Федерации. Ощутимую и очевидную угрозу национальной безопасности создают и политические процессы, к числу которых следует отнести тенденцию к размыванию единого правового пространства страны местным нормотворчеством, поощряемым определенной частью региональных элит, что стимулирует сепаратистские настроения, неуважение к федеральному законодательству, правам и свободам человека, отдельным нациям.

Идентификация этнической, кланово-родовой группы требует создания общих иррациональных мифов, за счет чего происходит эмоциональное объединение членов группы.

Сегодня молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей. Развитие молодежного экстремизма – это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения.

Тенденция втягивания молодежи в экстремистскую деятельность во многом обусловлена недостаточно эффективной реализацией государственной молодежной политики. В результате часть молодежи попадает под влияние чуждых нам идеологических установок, что приводит в ряде случаев к восприятию государственных органов как врага, а не партнера.

Вопрос к аудитории: Какие виды экстремизма вы знаете?



Политический экстремизм – идеология и практика применения крайних нелегитимных, нередко насильственных методов и средств политической борьбы. В основе экстремистской идеологии лежат воззрения об исключительной миссии той или иной социальной общности (класса, нации, расы, конфессии и пр.) в судьбах страны и человечества в целом, обоснование и оправдание допустимости использования любых средств для реализации ее интересов

В последние годы особую опасность для целостности России представляет национальный экстремизм – приверженность к крайним взглядам и методам в теории и практике межнациональных отношений. Его сторонники, выступая с позиций защиты интересов и прав одной нации, открыто и вызывающе попирают права других народов. Их идеология – воинствующий национализм и шовинизм, их политика – этническое насилие в той или иной форме. Не случайно в Концепции национальной безопасности России противодействие экстремизму отнесено к ее национальным интересам. В целях реализации указанной Концепции за последние годы предпринят целый ряд конкретных мер правового и криминологического характера. Среди них: Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)»» от 25 августа 2001 г., федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности», «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»» от 25 июля 2002 г., а также «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. и ряд других.

Национальный (этнический) экстремизм – один из самых распространенных видов экстремизма в ХХI в., что вполне объяснимо ‒ этнический национализм обладает огромной властью и непредсказуемостью, а этнические конфликты превратились в реальную проблему для многих стран и регионов. В их основе – противоречие между признанием естественного права народов определять свою судьбу и принципом национального единства и территориальной целостности государства. С чисто доктринальной точки зрения этнонационализм отрицает приоритет общечеловеческих ценностей и считает свою этнонацию высшей ценностью. Цель этнического экстремизма – выковать этническую самоидентификацию, отстоять и расширить права этноса в политической сфере. Когда экстремисты, насилием утверждая этничность, вызывают на себя огонь государственных структур, это привлекает к группе внимание и позволяет им предстать в роли жертвы, что еще больше усиливает общественный интерес и в ряде случаев обеспечивает финансы и поддержку. Насилие – смысл существования таких групп. Пока оно осуществляется, идея жива, а идентичность и наличие этнических различий нельзя отрицать. Конечной целью националистов является создание самостоятельного независимого государственного образования, в котором они претендуют на политическую власть.

Отметим, что религиозный экстремизм стал теснить политический и этнический в последние два десятилетия ХХ века. «Экстремизм религиозный, получивший распространение в ряде регионов и стран, проявляется в нетерпимости к представителям различных конфессий или жестоком противоборстве в рамках одной конфессии (например, мусульманских и христианских общин в Ливане и Судане, мусульманский фундаментализм). Нередко религиозный экстремизм используется в политических целях в борьбе религиозных организаций против светского государства или за утверждение представителей власти одной из конфессий (движение «братьев-мусульман» в Египте и других странах Ближнего Востока)».

Вопрос к аудитории: Какие способы борьбы и предупреждения экстремизма и терроризма, применяемые в современной России вы знаете?

Как видим, экстремизм многолик и многообразен. Рассмотрим основные этапы его зарождения, проявления и законодательного противодействия в России.

Оживление экстремизма и терроризма в России произошло в начале 1990-х годов. Причиной этому явились кризисные явления в экономической, социальной и политической сферах государств бывшего СССР. Социальная дезорганизация граждан и большое имущественное расслоение населения привели к тому, что социум перестал функционировать как единый организм, объединенный едиными целями, идеями, общими ценностями. Нарастала социальная напряженность, и появились группы, стремящиеся изменить сложившиеся порядки, в том числе и насильственными методами. Страну Россию, образовавшуюся после распада СССР, с Веймарской Германией не сравнивал только ленивый. Положение немцев, живших в отторгнутых областях, вряд ли было лучше того, в котором оказалось «русскоязычное» население бывших национальных окраин СССР. В России появились группы монархистов, казаков.

14 июля 2006 года Советом Федерации был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Основные новации этого закона связаны с определением новых общественно опасных деяний в качестве признаков экстремистской деятельности. Но, как показала правоприменительная практика, указанных изменений оказалось недостаточно для эффективного противодействия экстремизму, поэтому 24 июля 2007 г. был принят Федеральный закон № 211 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму».

Необходимо констатировать, что решение проблем экстремизма исключительно силами правоохранительных органов невозможно. Эта задача требует целого комплекса организационных, правовых, профилактических, воспитательных мероприятий, совершенствования взаимодействия государственных органов и общественных организаций, к которым, на наш взгляд, следует отнести следующие:

1. Приоритетом в борьбе с экстремизмом должно стать устранение причин и условий, способствующих девиантному поведению. По данным проведенного нами опроса, в качестве основных причин экстремизма в обществе были названы следующие: социально-экономические проблемы постсоветского периода (74%), неправильная политика государства в сфере религиозных процессов (3,4%), деформация традиционных духовных ценностей общества (6,3%), межнациональная рознь (1,2%), противоречия между христианством и исламом (1,2%).

Важное значение в обуздании молодежного экстремизма имеет реализация положений Федерального закона от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. От 1 декабря 2004 г.). Этим законом регламентирована деятельность таких органов исполнительной власти, как комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления образованием и образовательных учреждений, органов опеки и попечительства, служб занятости, органов внутренних дел. Однако их работа не координируется, что оказывает крайне негативное влияние на конечные результаты их противодействия антиобщественным установкам подрастающего поколения, в том числе их экстремистской составляющей. Поэтому имеется настоятельная необходимость определить, какой государственный орган исполнительной власти и какими средствами будет осуществлять координацию профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних всех организаций, связанных с этой сферой деятельности, и внести необходимые изменения в рассматриваемый федеральный закон. Недостаточно эффективными на данный момент остаются принимаемые меры по работе с несовершеннолетними, освобожденными от уголовной ответственности, осужденными условно и отбывающими наказание в колониях для несовершеннолетних. Многие из этих детей без помощи государственных органов не в состоянии найти свое место в обществе. Направление на учебу, работу и предоставление жилья – вот минимум того, что должно сделать государство для своих несовершеннолетних граждан.

2. Важным аспектом в предупреждении молодежного экстремизма является формирование на федеральном уровне стратегии государственной молодежной политики. У государства в нашей сложной социально-экономической ситуации много проблем и государство пытается освободить себя от ряда обязательств или обязанностей. Но проведение государственной молодежной политики – это одна из тех обязанностей, от которых освобождаться никак нельзя. Эффективная государственная молодежная политика – это, на наш взгляд, один из важнейших инструментов формирования у молодого поколения активной гражданской позиции, воспитания социальной инициативности, чувства патриотизма и гордости за свою страну.



В настоящее время определенная работа в указанном направлении, конечно, ведется. Так, приняты постановление Правительства РФ от 12.07.1999 №795 (ред. от 26.06.2000) «Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по молодежной политике», постановление Правительства РФ от 03.04.1996 № 387 (ред. от 03.08.1996) «О дополнительных мерах поддержки молодёжи в Российской Федерации»; постановление ВС РФ от 03.06.1993 № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодёжной политики в РФ»; разработаны федеральные законы «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» (от 28.06.1995 № 98-ФЗ, ред. от 21.03.2002, № 31- ФЗ); действуют различные программы по патриотическому воспитанию молодёжи, Федеральные целевые программы: «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)», постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 года №629); «Молодёжь России (2001-2005годы) (постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 года № 10015); «Дети переселенцев» (постановление Правительства РФ от 25 августа 2000 года № 625); при содействии Правительства РФ, Совета Федерации, ЮНЕСКО, ФСБ РФ функционирует программа Всемирного Благотворительного Фонда «Дети и молодёжь против терроризма и экстремизма». Недостаток всех вышеперечисленных актов – их абстрактность, игнорирование этнокультурной и цивилизационной специфики России и ее регионов. В отечественной практике не выработана оптимальная целостная государственная молодёжная политика, отсутствует комплексная программа развития молодого поколения, её интеграции в социальную жизнь российского общества, не систематизированы технологии профилактики негативных явлений средствами социально-культурной деятельности.
Возникновение всё новых субкультурных молодёжных организаций асоциальной направленности является безусловным рецидивом, вызванным отсутствием адаптированной к современным социально-культурным и экономическим условиям программы по превенции экстремистских настроений среди подрастающего поколения. Анализ существующих программ по противодействию проявлениям экстремизма позволяет нам констатировать односторонность освещения проблемы, недостаточную разработанность программы превентивных мер, учитывающей психологические и социально-культурные особенности асоциальных молодёжных группировок экстремистской направленности. В современной России нет четкой идеологии по работе с молодежью. А это, безусловно, сказывается на воспитании и развитии подрастающего поколения. Мы боимся слова «идеология», а ведь идеология России очень простая: мы - многонациональное государство и содружество наций. Вот это и есть национальная идея. Чрезвычайно важным, на наш взгляд, является развитие идеологии межнационального согласия, дружбы и сотрудничества народов этноса, поиска национальной идеи, консолидирующей российское общество, объединяющей все народы многонационального Российского государства, бережного и уважительного отношения к культуре каждого народа.

Вопрос к аудитории: Какие способы профилактики экстремизма и терроризма существуют в современной социально-политической и психолого-педагогической практиках?

Сегодня мир находится на новом витке цивилизации и поэтому миропонимание изменяется очень жестоко к миллионам людей целых стран и народов, которым нет места в новом изменяющемся мире. Поэтому терроризм сегодня надо рассматривать, как порождение глобализации, как ее естественное отражение. Теоретики глобализации говорят, что это серия эмпирически фиксируемых изменений, разнородных, но объединяемых логикой превращения мира в единое целое по формуле: «глобальная взаимозависимость плюс глобальное сознание». Сегодня каждый действительно уже попал в зависимость от каждого, но модификация глобального сознания ограничилась только восприятием глобальных изменений информационного общества, антропокосмизма, опытов по биотической регуляции, по созданию искусственных микробиосфер, материализации электронно-кибернетической цивилизации, влиянию биополитики, опытов по автотрофикации, киборгизации, экогеизма, коэволюции и др. Теоретики глобализации упустили более глубокий слой сознания, относительно которого и началась война, один из участников которой, мировой терроризм, не признается воюющей стороной.

Изменение сознания под давлением глобальных изменений в мире это: восприятие невозможного - возможным, невероятного - вероятным, недопустимого - допустимым, нереального - реальным. Глобализация производит целую систему изменений во внутреннем мире человека. Она изменяет Картину Мира человека, его Мировоззрение, его Жизненную позицию и его Образ жизни. Это означает, что оно изменяет самого человека - его сознание.

Картина мира, Мировоззрение, Жизненная позиция, Образ жизни, - это константы психологической системы защиты человека от опасностей жизни, которые, как скафандр защищает водолаза при спуске под воду. «Прорыв» этих констант сознания опасен, как прорыв скафандра водолаза, и человек об этом интуитивно догадывается. Вокруг именно этих изменений, естественно, завязалась борьба, одним из проявлений которой является терроризм. Иначе говоря, борьба идет не за территорию, не за ресурсы, не за экономические позиции, а за содержание сознания. Пока же картина мира, мировоззрение, образ жизни, жизненная позиция террористических и антитеррористических сил несовместимы, потому что это сложная системная работа и легче применять оружие для принуждения, чем интеллект для доказательства.

Кратко о системах, которые имеют одинаковую структуру, но разное содержание.

Глобальные изменения в будущем столь масштабны, что ни одна страна и ни один народ в мире не готовы к их восприятию. Исчезают одни и появляются другие отрасли производства. Станут бессмысленными самые современные технологии и их заменят новые, неизвестные. Процветающие сегодня территории опустеют, а другие будут страдать от перенаселенности. Сегодняшние добродетели станут предметом насмешек, а вчерашние пороки станут условием успеха. Поэтому сегодня во всем мире говорят о необходимости «открыть себя заново», или «изобрести себя заново», хотя бы «осознать себя в новом мире». А расцвет терроризма показывает отсутствие согласованных попыток понять, как можно совместить себя с новым изменившимся миром и с людьми другой психологии. Именно эта несовместимость порождает терроризм и ответный антитеррор, как силовой диалог вместо интеллектуального.

Для того чтобы предсказать терроризм и минимизировать его на начальных стадиях, надо использовать психолого-политические инструменты измерения психолого-политической стабильности и управления этим состоянием.

Терроризм с точки зрения политической психологии - это борьба не легитимной власти против легитимной власти с применением неограниченных средств и методов давления на психическое состояние противника, для подмены смысла, целей и ценностей противника на свои смысл, цели и ценности. Если даже на какое-то время удастся военной силой подавить проявления терроризма, остается его питательная среда - несовместимость картины мира, мировоззрения, жизненной позиции, образа жизни, которые разделяют непримиримых противников. Борьба с терроризмом - это борьба за сознание человека в обстановке глобальных изменений в мире. Но суть терроризма упущена в горячих буднях захвата заложников, угона самолетов, взрывов в автобусах. Пока борьба с терроризмом идет на уровне симптомов, а не причин его все нового и нового возрождения.

Известно, что большинство населения, в том числе и молодежь, не воспринимают экстремистских лозунгов. С другой стороны, около трети молодых людей в России (при норме не более 5 - 10%) способны, согласно исследованиям НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, пойти по этому пути. Причем, в основной своей массе, это дети из так называемых неблагополучных семей.

Следовательно, необходим системный подход к работе с такими детьми и воспитанниками детских домов, чтобы помочь им найти свое место в обществе и не стать участниками экстремистских группировок. Эти задачи прямо или косвенно решаются через действующую федеральную целевую программу «Дети России», а также через другие программы, которые дают молодым людям самореализоваться в спорте, искусстве, науке и т.д. Однако специалисты Министерства образования и науки РФ не ограничиваются этим и постоянно изучают настроения в молодежной среде, ищут способы активного вовлечения молодежи в социальную, общественную, политическую и культурную жизнь страны. В частности, Министерством образования и науки разработана Стратегия государственной молодежной политики, которая направлена на активное включение молодых людей в позитивную жизнедеятельность и, соответственно, на уменьшение противоправных проявлений в молодежной среде.

Вопрос к аудитории: Как вы считаете, возможно ли «вылечить» подростков, прошедших «школу» экстремизма?

Специалисты считают, что это действительно возможно. Главным образом посредством оказания грамотной психологической помощи, полного включения этих ребят в позитивную среду развития.

Генезис формирования и динамики поведения «вовлеченной» личности напрямую зависит от таких факторов как воспитание, образование, мироощущение, возможности самореализации в современной жизни, общества, которое окружает данную личность. Механизм террора заложен в человеке очень глубоко, замаскирован пластами словесных обоснований. Чаще всего террористическим действиям дает толчок чувство безвыходности из той ситуации, в которой оказалось некое меньшинство, психологический дискомфорт, который побуждает его оценивать свое положение как драматическое. Так, вербовка в культы проходит с личностями, которые находятся в сильном эмоциональном дисбалансе, как правило, это стресс, вызванный тяжелыми переживаниями после трагического события, развода, гибели близкого человека, потери работы и т.п. При всем различии террористических и культовых группировок всех их объединяет слепая преданность членов организации ее задачам и идеалам. Можно подумать, что эти цели и идеалы мотивируют людей к вступлению в организацию. Но это оказывается совсем не обязательно. Цели и идеалы служат рациональному объяснению принадлежности к данным организациям. Настоящая причина - сильная потребность во включенности, принадлежности группе и усилении чувства самоидентичности.

Обычно членами радикальных (деструктивных и террористических) организаций становятся выходцы из неполных семей, люди, которые по тем или иным причинам испытывали трудности в рамках существующих общественных структур, потеряли или вообще не имели работу. Чувство отчуждения, возникающее в подобных ситуациях, заставляет человека присоединиться к группе, которая кажется ему столь же асоциальной, как и он сам. Общей чертой террористов и оккультистов является, таким образом, сильная потребность во включенности в группу подобных людей, связанная с проблемами самоидентичности [Miller, 1988]. Соответственно основная работа с такими подростками и молодежью должна вестись в направлении формировании личностной и гражданской самоидентификации (обретение себя).

Внутреннее состояние личности и внешний мир неотделимы друг от друга и в некотором смысле воссоздают друг друга. Проблема самоопределения и «обретения себя» не может существовать независимо от человека, который её знает, которого она волнует и который может что-то сделать для её решения. Одна часть проблемы находится вовне, а другая – внутри нас. При решении проблемы самоопределения мы проявляем свои способности к обучению, к расширению кругозора и осведомлённости, к обретению нового жизненного опыта, что, в конечном счете, оказывает влияние на наши личностные качества. Мы – изменяемся, трансформируемся, и этот процесс можно и нужно сделать осознанным, подвластным сознательному намерению и контролю личности.



Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Охарактеризуйте тенденции развития молодежного экстремизма в современной России.

  2. Проведите сравнительный анализ понятий: « радикализм – экстремизм – фанатизм – терроризм»

  3. В чем проявляется опасность проявлений экстремизма в современной молодежной среде?

  4. Охарактеризуйте факторы, обуславливающие проявления экстремизма в молодежной среде.

  5. Проанализируйте причины, приводящие юношество к вступлению в различного рода неформальные и религиозные объединения и группировки.

  6. В чем проявляется деформация сознания современных молодых людей, вступивших на путь экстремизма?

  7. Охарактеризуйте проявления кризиса идентичности у молодежи

  8. С чем связывается переживание «двойного» кризиса идентичности у современной российской молодежи?

  9. Напишите Эссе на тему «Терроризм – не менее отчаянная попытка обретения идентичности в глобализирующемся и все менее и менее понятном и интимном мире»

Рекомендуемая литература

  1. Дробижева, Паин. Политический терроризм и экстремизм / Век толерантности — 2003, с. 33.

  2. Совкова И.Ю., Деструктивное поведение личности в кризисных ситуациях служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. -  2003. -  №1 (19). - С. 73-81.

  3. Ольшанский Д.В. Психология терроризма. – СПб.: Питер, 2002.

  4. Психология террористов и серийных убийц. Хрестоматия. – М.: Харвест, 2004.

  5. Тхостов А.Ш., Сурнов К.Г. Культура и патология: побочные эффекты социализации /Национальный психологический журнал, ноябрь 2006

  6. Чурков Б.Г. Мотивационные и идейные основы современного терроризма /Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. № 4, 1993.



Раздел 2. Лекция «Роль творчества для формирования антиэкстремистских поли-конфессиональных и культурных ценностей»

Целевая группа: представители творческой молодежи, студенты факультетов искусств.

План:


  1. Психологическая характеристика творчества.

  2. Искусство как один из видов творчества направленного действия на формирование толерантности.

  3. Влияние творческой среды на проявление толерантности в деятельности человека.

  4. Вопросы и темы для дискуссионного обсуждения.

  5. Рекомендуемая литература.


Психологическая характеристика творчества. Современный мир все более подвержен техническим средствам коммуникации, что находит отражение в поведении, сознании подрастающего поколения. У одних это происходит адекватно, у других – нет. Разнообразная информация, встречающаяся учащимся, не всегда носит положительный и толерантный характер, присутствует много высказываний интолерантного плана, что сказывается на поведении и сознании учащихся, которые это демонстрируют обществу. Хочется привести слова Б. Шоу, сказанные им однажды: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного - научиться жить на земле, как люди».

Сопоставление элементов культуры другой страны со знанием родной культуры, даёт возможность получить подтверждение идеи многообразия культур, уяснить особенности культурных проявлений, обусловленные спецификой экономического, политического и социального развития, принять эти особенности как данность, учитывать их во взаимоотношениях с носителями других культур, испытывать чувство уважения к культурным достижениям другого народа, сопричастность к его проблемам и трудностям, стремление к культурному сотрудничеству с зарубежными странами.

Проблема творчества важна и актуальна по многим причинам. Прежде всего потому, что творчество - это широкомасштабная тема. От ее изучения зависит понимание механизмов развития, как человека, так и общества. В свете этой значимости становится все более очевидным, что проблема творчества еще недостаточно хорошо изучена.

Источники творчества скрыты в глубинах человека - биосоциального существа (Фрейд3., Пиаже Ж., Адлер А., Маслоу А.). Так, описывая потребность в творчестве, психологии (Амабайл Т., Голанн С., Крутфилд Р.) подчеркивают связь этой потребности со стремлением к порядку (Варрон Ф.) и потребности в достижении (МакКлеланд Д., Аткинсо Д., Кларк Р., Ловель Е.). Обобщая результаты собственных экспериментальных исследований В. Н. Дружинин пришел к выводу, что творческая активность детерминируется творческой (внутренней) мотивацией и проявляется в особых условиях жизнедеятельности. В отечественной психологии творчества существуют подходы, где творчество (творческость) в целом понимается как стремление к реализации собственной индивидуальности, т. е. реализации основного базового напряжения. Подтверждает повышенное стремление к собственной значимости у творческих школьников и исследование С. А. Изюмовой, где делается акцент на том, что более способные школьники имеют и более высокий уровень или потребность самореализации в личностном плане. Стремление к значимости характерно для школьников всех возрастов, но больше всего это наблюдается у ребят с ярко проявляющимися умственными способностями. Эта тенденция имеет свои возрастные особенности. Например, в исследованиях проведенных Н. С. Лейтес, в старшем школьном возрасте наиболее заметно проявляется стремление к самосовершенствованию и установка на значительность своего будущего, на выдающихся людей. К сожалению, эта область исследования творчества не отличается большим количеством теоретических и экспериментальных работ.

Для постижения источников творчества и его психологических механизмов необходимо рассматривать творчество как некий целостный процесс, что невозможно сделать, не опираясь на понимание личности человека как единого и системного образования. Так как творчество - это феномен целостной личности. Проблема целостного и системного представления о личности человека традиционна для психологии (Фрейд3., Юнг К., Адлер А., Левин К., Олпорт Г., Маслоу А., Роджерс К., Выготский Л. С., Рубинштейн С. Л., Леонтьев А. Н., Парыгин Б. П., Платонов К. К. и; др.). Каждое из направлений имеет свои достоинства, недостатки и различную степень разработанности.

Творческий человек - это не только тот, который изобретает или делает что-то новое и оригинальное, а скорее всего тот, кто стремиться овладеть собственным поведением и собственной психической деятельностью. Другими словами, это касается совершенствования механизмов саморегуляции и самоконтроля, которое только и возможно посредством рефлексии по отношению к конкретной деятельности, к собственным действиям, связанным с этой деятельностью.

Стремление к собственной значимости - главный фактор, определяющий источник творческой активности человека, его силу и особенности. Не последнее место в культивировании этого источника имеют социокультурные условия (семья, ближайшее окружение, школа, конкретный социум, престиж профессии и др.). Влечение к значимости, имеет много проявлений, описание которых зависит от научной позиции автора и его взглядов на сущность человека. Это стремление отражено в таких понятиях как: "борьба за существование" (Ч. Дарвин), "воля к жизни" (А. Шопенгауэр), "воля к власти" (Ф. Ницше), "стремление к превосходству" (А. Адлер), "притязание" (К. Левин), "уверенность в себе" (Дж. Вольпе) "самоактуализация" (А. Маслоу), "самореализация" (К. Роджерс), "самоутверждение" (Е. П. Никитин, Н. Е. Харламенкова) и др. Мы в своей работе используем термины: "стремление к собственной значимости", "культивирование значимости собственной личности".

Искусство как один из видов творчества направленно на формирование толерантности. Обычно толерантность толкуется не просто как терпимость или безразличие. Толерантность - это также уважение к разнообразию мира, проявляющемуся в культурах, религиях, антропологических типах. Молчаливо предполагается только одно ограничение: необходимо, чтобы это разнообразие не выходило за рамки общепризнанной нормы гуманизма. А это предполагает некое согласие человечества относительно этой нормы. Различные словари трактуют слово «толерантность» тоже различно. Психологический словарь - как гармонию с самим собой и окружающим миром. Словарь Брокгауз и Эфрон рассматривают толерантность как веротерпимость. В социокультурном смысле мы обычно говорим об уважении ко всему «иному» и т.д. Признать важность принципов толерантности для образования – это необходимый и важный шаг. Дальнейшее продвижение требует, прежде всего, понимания природы толерантности, раскрытия истоков и условий развития «толерантной личности». Рассматривав одну из сторон, категорий толерантности, а именно невербальную толерантность, можно говорить о том, что с позиций данного подхода толерантность является результатом сознательного выбора и может быть определена как такой принцип взаимодействия человека с другими людьми, который следует из понимания, принятия и уважения множественности и многообразия бытия, признания неизбежности сосуществования индивидуальных различий, а также – из готовности выстраивать свой собственный мир настолько сильным и гибким, чтобы быть открытым для взаимодействия с другими.

В связи с заявленным контекстом проблемы, рассматривается большой пласт общественной жизни, ее видимые результаты отражаемые искусством в частности и в культуре в целом. Определение и оценка искусства это - предмет непрекращающихся дискуссий. Природу искусства считают самой неуловимой из всех загадок человеческой культуры. Искусство рассматривают как один из способов выражения эмоций, представлений. Так же рассматривают искусство как способ исследования - познавательная роль искусства сближает его с наукой. Художник, так же как и учёный, пытается понять смысл жизненного явления, закономерности, лежащие в основе действительности. В отличие от науки искусство выражает истину не в научных понятиях, а в полных жизни позитивных образах. Иску́сство - процесс или итог выражения внутреннего мира в художественном образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства, мысли или эмоции.

Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание выразительных форм в соответствии с эстетическими идеалами. Одной из задач искусства является раскрытие в явлениях окружающей жизни их подлинную сущность вещей, наглядно показать во впечатляющих образах самое важное для человека и общества. Здесь хочется отметить, что толерантность наблюдается в произведениях искусства как эмоционально гармонизирующий критерий творческой личности. Произведения искусства стимулируют у человека мысли и чувства, рождают яркие образы через ощущения, восприятие.

Искусству в обществе так же отводится и функциональная роль. Функции искусства могут группироваться по степени их осознания на цели - мотивированные или немотивированные. К немотивированным целям в искусстве можно отнести креативность, катарсис, когда художник по своей внутренней природе создаёт продукт искусства - художественное произведение. Мотивированными целями и задачами в искусстве можно назвать, те цели и задачи, которые автор или художник, намеренно ставит перед собой при создании произведения (например, политическая цель, психологическое воздействие, реклама, иллюстрация и т.д.)

Актуально звучит мнение Л.Н. Толстого, высказанное им однажды, где он определил искусство как «способ непрямой коммуникации между людьми». В статье «Понятие искусства» И. Ильин рассматривает предназначение художника как служение. Он говорит о том, что искусство - это служение и радость. Служение художника, который его творит и создает для того, чтобы вовлечь и нас в сослужение с собою. Художник, создающий в своем произведении новый способ жизни, и подаривший созерцающим, эту незаслуженную радость, несет в себе радость. Но понимают ли люди, что такое служение и радость? Помнят ли ныне об этом народы, мятущиеся и соблазняемые в духовной смуте? Рассматривая искусство как великий дар небес и то, что одухотворяет Человека, дает ему радость жизни, помогает общаться со всеми в мире, мы иногда не задумываемся о его великой миссии. Другой чертой искусства выступает его толерантная составляющая. Расширяя смысл сказанного можно увидеть принципы толерантности в действии, в воплощении творческого произведения. Через искусство, через изобразительную деятельность в частности, художник может использовать воображение невербальным способом, без языковых ограничений, и через широкий диапазон форм и символов передавать идеи, смысл которых можно интерпретировать по-разному, толерантная составляющая, подаваемая каждому из зрителей, посредством изобразительных произведений, принимая то, что им необходимо на данный момент времени. Искусство позволяет художнику обратиться через своё произведение к Миру. Автор или Художник может сознательно и с определёнными целями работать над произведением своего послания Человечеству. И здесь произведение искусства выступает как средство невербальной, очень яркой и образной коммуникации. Словарь трактует понятие «невербальная коммуникация» как - поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Является дополнительным источником информации к вербальному сообщению.

Недостаточно четко обозначены границы толерантности и других категорий: вежливости, политкорректности, невербальной коммуникации. Понятие «невербальной коммуникации» выходит далеко за рамки понятия речевого общения, поскольку имеет самостоятельное значение и реализуется во многих других (неречевых) системах и каналах передачи информации. Например, в сфере полисенсорного взаимодействия человека с внешним миром (зрение, слух, виброрецепции, кожно-тактильной рецепции и др.), в различного рода неречевых биотехнологических информационных системах сигнализации и связи, в различных видах сценического и изобразительного искусства. Таким образом, невербальная коммуникация активно выступает как способ толерантного общения. Если слово адресуется к сознанию человека, к его рационально-логической сфере, то невербальная информация, доминирующая в большинстве видов искусства - к эмоционально-образной сфере человека и к его подсознанию.

Человек начал изображать окружающий мир в глубокой древности – об этом свидетельствуют наскальные рисунки древних людей. Эти изображения носили магический характер, они являлись своеобразной формой передачи человеческой мысли. Искусство позволяло передавать эмоции, настроение, чувства, информацию о ценностях, о социальной жизни. Искусство - это совокупность артефактов, или изображений с символическим значением, применяемых для коммуникации. Человек созерцающий, воспринимающий имеет собственную позицию, собственную ценностно-смысловую систему. И личностное измерение толерантности включает в себя, прежде всего ценностно-смысловую систему – в которой центральное место занимают ценность уважения человека как такового, ценности прав и свобод человека и равноправия людей по отношению к выбору мировоззрения и жизненной позиции, ценность ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком. Все это находит отражение в произведениях искусстве.

Личностное начало по отношению ко всем другим компонентам толерантности можно рассматривать как «системообразующий фактор», который предопределяет и интегрирует действие всех иных «периферийных» психологических составляющих толерантности. Это позволяет различать толерантность как преходящее состояние и как устойчивую личностную позицию.

Влияние искусства и изобразительного искусства в частности, на общество достаточно велико. Художнику отводится непростая роль путеводителя - ответственная роль ведущего в пути жизни. Можно выделить несколько аспектов невербальной коммуникативной категории толерантности - это справедливая и объективная позиция по отношению к тем, чьи мнения, поступки, раса, религия и т.д. отличны от наших собственных; справедливая и объективная позиция по отношению к мнениям и поступкам, отличным от наших собственных; активный интерес к идеям, мнениям, поступкам, чуждым нашим собственным. Конструкты этничности, отраженные в разнообразии культур содержат в себе ценности и стереотипы. Их интерпретация тесно связана с менталитетом народа. Знание ценностей и стереотипов определенного культурного сообщества способствует формированию толерантного поля личности. Все это можно изучать, понимать, принимать, воспринимая информацию, отраженную в искусстве. Важным фрагментом толерантного поля личности являются такие базовые оппозиции как любовь-ненависть, счастье-несчастье, друг-враг, свой-чужой, родина-чужбина.

Знание как общих, так и различных черт в оценке данных базовых оппозиций разными культурными сообществами способствует формированию толерантного поля личности. Мир и счастье в руках самих людей. Очень трудно выразить словами, найти фразы, которые в полноте своей отражали бы отношение к войне и терроризму. Война – это просто «нечеловеческое нечто». Люди, все люди без исключения, хотят жить мирно, любить, быть счастливыми. Война, нападение, захват, террор - чуждые для человека понятия, но в процессе жизни приходится познать и страдания, и потери. При невербальной коммуникации социально значимая информация передается главным образом через зрительный образ. Образ, который создается в художественном произведении, в изобразительном искусстве, несмотря на различие в художественных приемах его представления всегда социально значим - сила воздействия изобразительного искусства, и его социальная значимость не подлежит сомнению. Художники, творцы освещают путь через божественное в искусстве в своих произведениях - пейзажах и натюрмортах, полных радости жизни, в портретах, с которых смотрят на нас, зрителей лица, наполненные любовью и несущие счастье. И зрители приобщаются к видению художника и его радости, проникая любовью, и веря в возрождение и преображение. Миссия искусства необъятна и одна из величайших её назначений - это созидание мира.



Влияние творческой среды на проявление толерантности в деятельности человека. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы - все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее. В настоящее время ситуация сложна тем, что уровень агрессивности в обществе, экстремизма, конфликтов, социальной напряженности, пока не уменьшаются. Следует посмотреть на историю развития человеческого общества, государств, которые разделены границами и режимами между собой, и имеют противостояние друг другу. У каждого государства - своя культура. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. По прежнему сильно стремление к абсолютному господству, уничтожению независимости. Это видно не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и повседневном межличностном общении, массовое уничтожение, убийства, беженцы. Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве. Именно проблема безопасности человека становится доминирующей в современном мире. В современных условиях международные контакты становятся все более интенсивными и разнообразными. Все большее количество людей вовлекается непосредственно в различные формы межэтнического взаимодействия. Толерантность - ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства. Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных способностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем. Среди подростков виден рост подростковой преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, в частности, носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь.

Толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. Но дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать в обществе. Поэтому так важно понятие «толерантность», которое, прежде всего, ориентировано на взаимоуважительные отношения граждан, на сохранение этнического и культурного разнообразия. Оно выступает как приемлемая основа урегулирования социальных и межэтнических конфликтов, снятия напряжённости и достижения взаимоуважения интересов и ценностей всех сторон. Толерантность является результатом сознательного выбора и может быть определена как такой принцип взаимодействия человека с другими людьми, который следует из понимания, принятия и уважения множественности и многообразия бытия, признания неизбежности сосуществования индивидуальных различий, а также - из готовности выстраивать свой собственный мир настолько сильным и гибким, чтобы быть открытым для взаимодействия с другими. Современные попытки «идеологического противодействия» терроризму сводятся во многом к спонтанным этическим декларациям и не имеют достаточной аналитической основы. Вероятно, отчасти это происходит вследствие того, что значительная часть общества «рефлекторно» ориентирована на силовые методы противодействия терроризму. Поэтому, нам представляется важным выход на творческую среду как, по мнению зарубежных и отечественных психологов, на естественное стремление человека к творчеству, максимальному проявлению личностных качеств, которые заложены в человеке самой природой. Их реализация и развитие связаны, прежде всего, с условиями среды, в которой находится личность. Среда – природная, информационная, культурная, творческая – рассматривается не только как социальный феномен, но и как жизненное и воспитательное пространство, в котором осуществляется самореализация и социализация личности. Каждый этап развития личности связан с решением определенных задач. Личность может менять свое место в социокультурной среде, постоянно развиваясь и конструируя свою социокультурную среду. Мобильность в среде, инвариантность различных проявлений создает особые условия для инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения, свободы социальной и творческой ориентации, оценок и предпочтений у личности. Для перехода от репродуктивного освоения социально опыта к конструированию собственных отношений и продуктивно-творческой деятельности необходимы творческая полноценность среды, обогащение ее располагающими к творчеству элементами, коррекция межличностных и деловых отношений, что целиком и полностью зависит от соответствующих социальных условий.

В последнее время многие ученые обратили внимание на то, что искусство, художественное творчество обладают великой целительной силой. Многие люди обнаружили, что художественная деятельность, восприятие разных видов искусства помогает им избавиться от стресса, агрессивности, решать проблемы, преодолеть тяжелые переживания, например, связанные с потерей близких людей, и даже избавиться от боли и других неприятных физических симптомов.

Искусство говорит с нами своим специфическим, неподражаемым языком о наших мыслях, чувствах, эмоциях. Краски, линии, формы, образы, звуки, слова, движения, жесты - это то, что использует вербальный и невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни, с внутренней реальностью, складывающейся из наших мыслей, чувств, восприятий и жизненного опыта. Художественные образы способны помочь нам понять самих себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой. Художественная деятельность обладает целительным эффектом, и это известно еще с древности. На протяжении всей человеческой истории искусство отражало мир человеческих страстей от бесконечной радости до глубочайшей печали, от триумфа до трагических потерь и служило людям как чудодейственное средство психологического и духовного возрождения.

Находясь в творческой среде восприятие мира человеком ближе, доступнее, понятнее именно в проявлениях творчества, и не только в аспекте искусства, а что важно в системе образования и в дальнейшей научной деятельности. Восприятие имеет две стороны. Одна из них рассматривает когнитивную сторону, где восприятие это результат деятельности системы анализаторов, первичный анализ, которого совершается в рецепторах и дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательны. Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей прямо из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции. «Человек воспринимает в первую очередь то, что соответствует его интересам и потребностям. В этом смысле и говорят, что отражение целенаправленно и само является активной деятельностью. С этой точки зрения восприятие и предстает как прижизненно формирующаяся система предметных перцептивных действий, с помощью которых человек строит образ окружающей действительности и ориентируется в ней». Построение образа воспринимаемого объекта тесно связано со способом его обследования. В процессе обучения при многократном восприятии объекта происходит видоизменение структуры действий с объектом (за счет погружения). Первоначально деятельность человека направляется и корректируется воздействием лишь внешних объектов. Образ неповторим, конкретен и не передается логикой. Выполнив свою функцию в регуляции поведения, некий образ теряет свою непосредственную чувственную основу и включается в жизненный опыт человека, приобретая статус представления. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.

В связи с тем, что в образе отражены одновременно такие разные свойства объекта, как его размеры, цвет, форма, фактура, ритм, можно сказать, что это целостное и обобщенное представление объекта - результат синтеза многих отдельных ощущений. В связи со своей целостностью образ уже способен регулировать целесообразное поведение. Воспринимать некий объект как образ, значит действовать по отношению к нему во внутреннем плане и получать представление о последствиях этих действий. Восприятие очень часто называют перцептивной системой человека. Восприятие, таким образом, прирастает все новыми характеристиками. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что восприятие - это весьма сложный, но вместе с тем - единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.

Другая сторона восприятия - художественная. В единое онтологическое целое сводит наше восприятие различные переживания, происходящие в нашей психике. Воздействие искусства на человека - это воздействие, вызывающее обычно не однозначную реакцию воспринимающего. Это обусловлено многозначностью художественного образа и возможной вариативностью художественного восприятия как выявления внутреннего состояния, внутренних условий психической жизни того или иного человека. М.С. Каган утверждает, что художественная деятельность есть проявление культуры, которое представляет конкретный способ удвоения реальной практики, удвоение реальной человеческой жизни, перенесение всех проблем действительного бытия в план воображаемой жизни. Одним из ярких аспектов художественной деятельности является творчество, как некое информационное поле человека и возникшее с появлением самого человека, вспомним наскальную живопись, являющуюся и искусством, и рассказом, и пособием для людей того периода и т. д. и видоизменяющееся по мере развития самого человека. Главная цель человека со временем не меняется – это обогатить, улучшить, развить себя и свое окружение. Показать свой смысл существования, обозначить свои личностные ценности в жизни, любви, дружбе. Таким образом, для творческого роста молодого человека имеют значение цивилизованность, креативность среды, насыщенность материальными условиями, разнообразие качественных линий развития.

В научном творчестве, по мнению И.С. Сумбаева важно: сосредоточенность внимания на определенной теме; накопление и систематизация соответствующего материала; обобщение и получение выводов, контроль за их достоверностью посредством этого материала. Он выделяет черты творческого индивида: любовь к истине; умение трудиться; любовь к труду; внимание; наблюдательность; умение размышлять; критичность ума и самокритичность. Главное - это упорный и организованный труд - 1 % вдохновения и 99% труда.

Исходя из вышесказанного, мы можем сказать, что творчество, в его широком понимании (художественная деятельность, научная деятельность, восприятие искусства, творческая среда и т.д.), является мощным инструментом в борьбе с идеологией терроризма и экстремизма. Оно находится на противоположном полюсе разрушений, конфликтов, войны. Находясь в творческой среде, у человека происходит формирование собственной толерантной жизненной позиции. Любое проявление терроризма и экстремизма вызывает отторжение и бурю отрицательных эмоций у творческой личности.

Вопросы и темы для дискуссионного обсуждения


  1. Где скрываются источники творчества?

  2. Что относится к немотивированным целям в искусстве?

  3. Что относится к мотивированным целям в искусстве?

  4. Каким образом передается социально значимая информация искусства?

  5. Что связывает толерантность и искусство.

  6. Выявление и преодоление негативных тенденций, тормозящих устойчивое социальное и культурное развитие человечество.

  7. Возможно ли развитие толерантной среды средствами культуры (массовой информации, произведениями искусства...)

  8. Возможно ли содействие национально-культурному взаимодействию в сообществе на территории России, где наблюдается синтез российских традиций и других национальных культур.

Рекомендуемая литература

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. // Атлас по психологии. - М.: Пед. общество России, 1999, с. 136

  2. Грановская P.M. Элементы практической психологии. - СПб.: Свет, 2000 с.33-36

  3. Дружинин В. Н. 2-е изд. СПб., 2002, с. 67

  4. Изюмова С. А. К проблеме природы способностей: задатки мнемических способностей у школьников литературного и математического классов // Психологический журнал. 1995. №6. С. 55-71

  5. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971

  6. Маклаков А.Г Общая психология. - СПб.: Питер, 2000., с.202

  7. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. – 2001. - № 9. – с.91 – 95.

  8. Сумбаев И.С. Научное творчество. - Иркутск, 1957 г.

  9. http:// www.sunhome.ru/philosophy


Раздел 3. Образец пропагандистского материала. «Проектирование психологически безопасной, толерантной образовательной среды в поли-этноконфессиональных регионах»

Целевая группа: руководящие работники (среднее и низшее звено) региональных и муниципальных департаментов и министерств образования, учителя, педагоги, в том числе институтов повышении квалификации в системе образования (рекомендуется для регионов, в которых проживает большое количество мигрантов, в том числе и трудовых)

План:


  1. Принципы гармоничного взаимодействия людей, принадлежащих к различным национальным и культурным группам.

  2. Проблемы формирования толерантности.

  3. 10 шагов как этапы формирования безопасной образовательной среды в учебных заведениях, в которых учатся дети мигранты.

Особые географические, геополитические условия, исторический опыт определяют ведущей идеологией южно-российского региона - мультикультурализм. Главная идея мультикультурализма - гармоничное взаимодействие различных культур, существующих в одном политическом пространстве.

Согласно идеологии и практики мультикультурализма, межкультурная (межэтническая) толерантность должна поддерживаться в обществе всегда и всеми имеющимися средствами.

Главными условиями воспитания толерантности в образовательном учреждении являются: положительная психологическая атмосфера в школе; позитивное отношение субъектов образовательного процесса к этническому и культурному своеобразию другого; психологическая готовность учителя к работе в интерактивном режиме; активное использование групповых форм работы; интеграция тем толерантности в предметы базового учебного плана; организация внеклассной и внешкольной работы на принципах сотрудничества; психолого-педагогическая поддержка детей-мигрантов.

Важным механизмом реализации мультикультурализма в повседневной жизни общества, наряду с рынком, является модель мультикультуральной школы. На уровне конкретных образовательных технологий мультикультурная школа имеет ряд конкретных целей:

- развитие этнической и культурной грамотности учителей и детей, т.е. определенного уровня информированности об особенностях истории и культуры всех представленных в обществе этнических групп;

- акцент на личностное развитие каждого ребенка;

- формирование мультикультурной социальной компетентности в ходе учебно-воспитательного процесса, т.е. умении взаимодействовать и понимать людей, этно-культурно отличных.

Формирование мультикультурной модели школы опирается на бикультурную компетентность. В настоящее время в России мультикультурализм является специально обоснованной идеологией.

Как показывает мировой опыт, не может быть иной успешной стратегии аккультурации иноэтничного населения, чем интеграция, т.е. тенденция сохранения собственной культурной принадлежности наряду с тенденцией овладения культурой "титульного" этноса. В этом случае единственная идеология и политика доминирующего общества – мультикультурализм, т.е. позитивное отношение к наличию в обществе различных этнокультурных групп и добровольная адаптация социальных институтов общества к потребностям различных культурных групп.

Школа, как социальная структура, представляет собой социальный институт, в котором ребенок больше всего проводит времени, и период пребывания ребенка в школе является наиболее сензитивным для формирования нравственных ориентиров, ценностей и установок.

Проектирование психологически безопасной толерантной образовательной среды требует пошагового планирования предстоящей деятельности педагогического коллектива. В современной образовательной практике существуют модели пошагового планирования деятельности школы, например в сфере здоровьесбережения («Обучение здоровью в ОУ РФ», «Моя свобода – не курить» и др.).

Модель представлена десятью шагами.



Шаг 1: Установочная беседа директора школы с педагогическим коллективом.

На педагогическом совете или совещании с коллективом необходимо рассмотреть следующие вопросы:



  • причина, по которой школа обращается к решению проблемы толерантного взаимодействия в условиях сложившегося поли-этноконфессионального образовательного пространства;

  • нынешняя ситуация, которая сложилась в школе, в связи с появлением детей-мигрантов, переселенцев и беженцев: проводилась ли в прошлом работа по разработке политики в отношении детей-мигрантов в вашей школе? Если да, каким образом? От кого исходит (кто является инициатором) предложение разработать политику в отношении детей-мигрантов? Является ли это инициативой исключительно руководства или имеются другие заинтересованные стороны? Существует ли по данному вопросу сотрудничество с другими школами? Существует ли по данному вопросу сотрудничество со школьным комитетом, родительским комитетом и другими организациями вне школы? Существуют ли в настоящее время в школе правила, регламентирующие взаимодействия, основанные на принципах толерантности и обеспечивающие психологическую безопасность всем участникам образовательного процесса? Являются ли эти правила письменными инструкциями или устными договоренностями? Следует ли школа принципу толерантности, провозглашенному ЮНЕСКО, как необходимому компоненту взаимопонимания, уважения, терпимости молодежи разных этнических групп, культур, традиций, вероисповеданий.

- каким именно образом школа хочет и может работать над решением данной проблемы: Создана ли в школе рабочая по группа (команда) по созданию психологически безопасной среды в условиях поликультурного образовательного пространства? Если да, желательно, чтобы эта команда занималась разработкой политики в отношении этнической толерантности? Если нет, готова ли администрация школы создать команду по разработке политики в отношении этнической толерантности? Готова ли администрация школы дать этой команде полномочия участвовать в принятии решений, относительно конкретного содержания школьной политики в отношении этнической толерантности? Есть ли у администрации школы уже определенные идеи по поводу того, как работать над созданием и выполнением школьных правил, регламентирующих взаимодействия, основанных на принципах толерантности и обеспечивающих психологическую безопасность всем участникам образовательного процесса?

В процессе работы над обозначенной проблемой необходимо помнить признаки толерантности, которые должны лечь в основу модели пошагового проектирования толерантной образовательной среды:



Признаки толерантности:

Язык. В разговоре друг с другом дети не употребляют оскорбительных выражений и намеков. Они с уважением относятся к другим языкам и к тем, кто на них говорит. Они помогают детям, которые только начинают учить язык, на котором ведутся занятия.

Устои взаимоотношений. Отношение ко всем ученикам одинаковое. Разрешается и поощряется участие всех детей во всех занятиях и действиях. Все настроены на создание хорошего учебного климата.

Социальные отношения. Преподаватели и дети обращаются друг к другу и ведут себя уважительно и сердечно, все дети относятся друг к другу с взаимным уважением.

Принятие решений. Со всеми детьми советуются, каждый может выразить свое мнение по поводу классных дел, совместных действий и решений, которые принимаются учениками. По мере взросления ученики получают возможность обсуждать и решать большее число касающихся проблем. В своих учебных коллективах дети должны на практике использовать принципы демократии.

Отношения между большинством и меньшинством. К детям из всех групп, особенно к тем, которые принадлежат к религиозным, культурным, этническим или лингвистическим меньшинствам, преподаватели относятся с деликатностью, а одноклассники с уважением. У детей есть возможность узнать об особенностях меньшинства от представителей меньшинства одноклассников, которые как бы становятся их учителями. Жизненный опыт и перспективы таких учеников должны учитываться при составлении учебных планов.

Особые события. При проведении школьных фестивалей, родительских дней и других особых мероприятий во всех делах и представлениях принимают равное участие дети обоих полов и всех культурных, религиозных, этнических и языковых групп.

Культурные события и действия. Признаются праздники всех культурных групп, представленных в школе и, если это возможно, ученики из других групп принимают в них участие.

Религиозные обычаи. Уважаются вероисповедания всех детей. Всем детям дается возможность, если они хотят, объяснить свои религиозные обычаи и веру одноклассникам. Все проявляют взаимное уважение.

Межгрупповое взаимодействие. Часто практикуются совместное изучение и групповая работа. Преподаватель следит за тем, чтобы основная часть работы выполнялась группами, в которых наиболее полно представлены разные культуры и характеры.

Шаг 2: Сделай выводы по итогам установочной беседы.

По результатам установочной беседы руководитель образовательного учреждения может сделать выводы относительно заявленной проблемы и возможных методов работы. На данном этапе складывается четкое представление о следующих аспектах: Как сейчас обстоят дела в школе по созданию психологически безопасного толерантного пространства? Каковы сильные стороны проводимой до сих пор политики в этом направлении? На какие моменты следует еще обратить особое внимание? Каким образом школа может разрабатывать политику школы в отношении этнической толерантности?


  1   2   3   4   5   6


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка