Культура эпохи возрождения



Скачати 140.98 Kb.
Дата конвертації18.04.2016
Розмір140.98 Kb.

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ


ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с этапами эпохи Возрождения, с новым, гуманистическим взглядом поэтов и художников на человека и его ценности, с творчеством гуманистов данной эпохи.


ОБОРУДОВАНИЕ: видеомагнитофон, видеомонитор, видеокассета с репродукциями картин художников эпохи Возрождения, магнитофон с записями фрагментов музыкальных произведений этой эпохи.


Х О Д У Р О К А





  1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Тема нашего урока – эпоха Возрождения. Эпиграфом урока могут быть слова из трактата итальянского гуманиста Пико делла Мирандола о достоинстве человека: Бог говорит Адаму в трактате:

…Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себя сделал творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть до степени животного, но также и возможность подняться до степени и существа богоподобного – исключительно благодаря твоей внутренней воле…

В этих словах сжат духовный опыт эпохи Возрождения, выражен сдвиг в сознании, который она совершила.

Что же такое эпоха Возрождения? Эпоха Возрождения (Фр. Ренессанс) – эпоха переломная в истории европейской и мировой культуры, отмеченная бурным расцветом изобразительного искусства и литературы (ХIV – ХVI века). Возрождаются идеалы искусства античности.

Эпоха Возрождения пережила три этапа в своём развитии:



  1. Раннее Возрождение – ХIV – ХVI века.

  2. Высокое Возрождение – конец ХVI – 1-я четверть ХVI века.

  3. Позднее Возрождение – ХVI век.

Искусство эпохи Возрождения возникло в XIV-м веке в Италии. Oтветить на вопрос: Почему именно в Италии ? Чтобы ответить на этот вопрос мы прибегнем к помощи консультанта – экономиста.

УЧЕНИК – КОНСУЛЬТАНТ


Тройное правило – удача, храбрость, свобода – Данте не просто выдумал, он вынес его из опыта истории Флоренции. Подъем Флоренции начался с того, что в конце XII века её банкиры начали ссужать деньги Английскому королю. Не будучи в состоянии вернуть ссуду деньгами, он предложил в уплату шерсть по весьма выгодной цене. Затем банкиры Флоренции стали ссужать деньги и Французскому королю, аристократам, банкирам других стран. Сквозь их руки проходили такие огромные суммы, что свои сделки они уже не могли производить серебряной монетой. Поэтому они изобрели аккредитив и вексель, послужившие основой современной банковской техники. Они первыми в Италии начали чеканить золотую монету -–флорин, названный так в честь Флоренции. По образцу этих монет были позднее изготовлены Венгерские форинты. К середине XIII-го века Флоренция стала самым богатым городом в Италии. В нем проживало 100000 жителей (население Лондона в то время насчитывало едва 50000 человек). Так накопились те богатства, которые стали материальной основой искусства эпохи Возрождения.

В какой же обстановке творили мастера эпохи Возрождения ? Обратимся за помощью к консультанту – политику.

УЧЕНИК – КОНСУЛЬТАНТ

Солнце Возрождения взошло над Италией. Не была тогда Италия единой страной. Состояла она из небольших республик, враждовавших между собой. Владелец каждого государства стремился прославить себя и охотно принимал при своем дворе артистов, музыкантов, поэтов, художников. Исследователи этой эпохи сходятся на том, что она изобиловала противоречиями: Папа Александр YI, убийца и грабитель, ратовал за объединение Италии. Кинжал убийцы мог быть произведением ювелирного искусства. “Кто стоит на высоте мира, - пишет современник, - тот всегда испытывает страх. Когда он ест, он боится быть отравленным и не доверяет никому: ни брату, ни сыну, ни матери”. Вот в каком сложном мире работали великие художники и поэты эпохи Возрождения. Они как бы завершали в искусстве то, что в жизни оставалось неосуществленным.

УЧИТЕЛЬ: Что же нового появилось во взглядах на человека и его ценности ? Как изменилось мировоззрение в эпоху Возрождения ? Рассмотрим схему. (Схема прилагается).

Перенесёмся в эпоху Возрождения. (На экране видеомонитора репродукции эпохи Возрождения. Звучит “Лунная соната”).

Три гения сияют в тогдашней Италии, три гения, каждый из которых – целый мир, законченный, совершенный, впитавший в себя все знания, все достижения предыдущего века. И все они родом из Флоренции. В нашем сознании они олицетворяют главные ценности итальянского Возрождения – интеллект, гармонию и мощь.

КОНСУЛЬТАНТ – ИСКУССТВОВЕД

К Леонардо да Винчи, может быть больше, чем ко всем другим деятелям Возрождения подходит понятие Homo universale. Этот необыкновенный человек всё знал и всё умел. По воспоминаниям современников, Леонардо – участник всех состязаний и турниров, прекрасный пловец, фехтовальщик, искусный всадник, шутник и блестящий рассказчик, любезнейший кавалер, танцор, певец, поэт, музыкант и композитор, конструктор музыкальных инструментов, гениальный художник, математик, астроном, геолог, ботаник, анатом, военный инженер.

Леонардо провёл чуть ли не всю жизнь в общении с “сильными мира сего”, в больших городах того времени, в самом водовороте событий, волновавших его современников. И однако, им написана следующая басня о камне:

…Довольно большой камень, с которого только что стекла вода, лежал на возвышенном месте, как раз там, где прелестная роща заканчивалась каменистой дорогой. Он пребывал здесь среди трав, пестреющих различными цветами и видел множество камней, которые лежали внизу на дороге. Рассуждая с самим собой, он решил броситься вниз. “Что мне тут делать в компании с этими травами ? – сказал он себе. – Я хочу жить одною жизнью с моими братьями”. Скатившись вниз, он очутился – в конце своего стремительного бега – в желанном обществе. Вскоре, однако, камень оказался обреченным на беспрерывную тревогу, вызванную то колесами экипажа, то лошадиными подковами, то просто пешеходами. По нему катались, его топтали. Иногда он взлетал кверху, в другой раз покрывался грязью или помётом какого-нибудь животного…

Так бывает с людьми, которые покидают жизнь уединенного созерцания и приходят в города, чтобы жить с толпою, подверженной бесчисленным бедствиям…

КОНСУЛЬТАНТ – УЧЕНИК

До нас дошло около семи тысяч страниц, покрытых записями или рисунками Леонардо. Он ставил живопись выше всех своих других занятий, но до нас дошло не более десяти его живописных работ. Писал Леонардо справа налево, так что читать его труды нужно в зеркале. Он угадал многое, что не знали ещё люди. В записной книжке он пометил, что сделал зарисовки Луны. За 40 лет до Коперника он написал трактат о вращении Земли, за триста лет до Лаувазье говорил о “жизненном воздухе”, который мы называем кислородом. Только шаг отделял его от телескопа Галилея. Он ввел в математике знаки “плюс “ и “минус.“ Бросая камни в воду объяснил распостранение звуковых волн, начертил первую карту Нового Света, высказал предположение, что белый цвет есть причина всех цветов.

УЧЕНИК

Он умирал 2 мая 1519 года. Леонардо просил прощения у Бога и людей за то, что сделал в своей жизни так мало. На кладбище за его гробом шли с факелами 60 бедняков, которым он завещал милостыню.



УЧИТЕЛЬ

Шедевром Леонардо да Винчи стала его картина “Джоконда” или “Монна Лиза “. Эта картина овеяна тайной, споры о знаменитой картине не умолкают на протяжении нескольких столетий. Кто же эта Джоконда ?

УЧЕНИК

Богатый флорентиец Франческо Джокондо, разбогатевший на производстве шелка, в 35 лет женился на 16-и летней девушке из знатного, но обедневшего рода. Его женой стала Лиза ди Антонио Мария ди Нольдо Герардини. И портрет ёе получил название “Джоконда “ или “Монна Лиза “. Во время написания портрета Лизе было от 21 до 26 лет.



УЧИТЕЛЬ

Загадкой этой картины является пейзаж, а главное – взгляд и улыбка “Монны Лизы “. Леонардо удалось почти невероятное: он придал лицу и взгляду Джоконды такое выражение, что кажется, будто это она смотрит на зрителя, рассматривает его. И начав привычно созерцать картину, нередко зритель с беспокойством ощущает, будто сама Джоконда уже давно с интересом рассматривает его умным, проницательным взглядом. Художник как бы приглашает зрителя, предлагает зрителю самому судить о том, какое соотношение между всесторонне развитым человеком, идеалом Возрождения – и зрителем. “Джоконда“ – это вопрос, обращённый к человеку.

И за этим немым вопросом стоит сам Леонардо да Винчи.

Давайте представим, что “Монна Лиза “ заговорила, она обращается к нам: (На экране видеомонитора “Монна Лиза “. Звучит голос, записанный на магнитофон).

МОНОЛОГ ИЗ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

УЧЕНИКИ СЛУШАЮТ МАГНИТОФОН


Я – женщина. Я терпелива. Но когда на меня постоянно глядят как на общепризнанный шедевр, эталон высокого искусства и даже чудо, то я не выдерживаю и улыбаюсь. А люди замирают в восхищении и недоумении.

Какая загадочная улыбка! – говорят они друг другу. Вы понимаете? И мы нет! В этом вся прелесть!

Мне надоели эти слова, ничег7о не понимающие, но восторженные взгляды. И я решила раскрыть секрет своей улыбки. Секрет ли? Его не существует. У меня обыкновенная ироническая улыбка. Да, ироническая, весьма распространенная в наше время, которое вы, люди, позднее назвали вечно прекрасной эпохой Возрождения. Вы оценили наше время заслуженно. Но это не значит, что всё у нас было идеально. Взять хотя бы меня. Я любила Леонардо да Винчи и была им любима. Но не решилась выйти замуж за художника и учёного. Я стала женой богатого купца. Но жизнь с нелюбимым человеком оказалась невыносимой пыткой. Страдал и Леонардо. Но что нам помогало? Ирония, мы вспоминали куда более трагичные примеры любви и улыбались. Мне было немного легче. Я не бедствовала. А Леонардо было трудно. Но ирония давала ему силы, и он брал в руки кисть. Он создавал мой портрет. Черты лица на портрете мои, а душа – Леонардо. Кажется, что вслед за улыбкой из моих глаз хлынут слёзы. Я действительно готова разреветься. Я обычная женщина. Но Леонардо был сильным человеком. А в обыденной жизни Леонардо был легко раним и даже сентиментален. Он не мог скрывать свои чувства, и когда закончил мой портрет после 4-х лет титанического труда, не выдержал, опустил голову и заплакал. Следы счастья и горести смешались на его лице. Но вот он поднял голову, посмотрел на меня… и улыбнулся. Мы улыбались вместе. В эти минуты мы были выше всех человеческих страстей. Я смеялась над сытой купеческой жизнью купеческой жены. Леонардо забыл о своих горестях и бедах. Даже изломанная жизнь не мешала нам ликовать. За такие минуты можно отдать всю жизнь. И я хочу, чтобы вы, люди, понимали это, когда смотрите на меня. Даже камень не вечен, когда-нибудь погибну и я, как бы меня не берегли. Но вечно будет жить ирония.

И если тебе, человек, трудно, улыбнись и ты. А потом жди своего Леонардо.

УЧИТЕЛЬ

Всем интересующийся Леонардо, всё оставляющий незаконченным Леонардо. И полная противоположность ему – Микеланджело. Невысокого роста, с суровым некрасивым лицом, нелюдимый, с муравьиным усердием десятилетиями работающий над одним произведением. Он чувствовал к Леонардо неприязнь, смешанную с уважением и завистью. Микеланджело ставил выше прочих искусств скульптуру, вспомним его скульптуру Давида высотой 5 метров. Но лучшей его работой оказалась живописная – рорспись потолка Сикстинской капеллы.



УЧЕНИК

Работая в Сикстинской капелле, Микеланджело совершил подвиг. Он отказался от помощников и всю работу выполнил один. Ему приходилось писать, стоя на лесах, запрокидывая голову, так что краска капала ему на лицо, и так изо дня в день несколько лет. Он собственноручно создал все эти прекрасные тела, а его собственное тело оказалось обезображенным: корпус выгнулся, грудь впала, вырос зоб.

УЧИТЕЛЬ

Микеланджело своим искусством хотел показать человеку, каким он должен быть, каким он может стать. Он был одним из лучших поэтов своего времени.



И высочайший гений не прибавит единой мысли к тем, что мрамор сам таит в избытке, - и лишь это нам Рука, послушная рассудку, Явит.

Третий гений эпохи Возрождения – Рафаэль. Он рано достиг высших почестей. Римский Папа хотел увенчать его небывалой для живописца наградой, и лишь преждевременная смерть в 37 лет помешала Рафаэлю стать кардиналом. Самая знаменитая картина Рафаэля “Сикстинская мадонна“: её он пишет по заказу монастыря святого Сикста. На эту картину глядели 12 человеческих поколений – пятая часть людского рода. (На экране видеомонитора репродукция картины “Сикстинская мадонна“, звучит музыка того времени).

Мария идёт по облакам, неся своего ребёнка, ноги её босы. Но как повелительницу встречает её, преклонив колени, Папа Сикст, облаченный в парчу, святая Варвара опускает глаза с благоговением, а два ангелочка устремляют вверх мечтательно-задумчивый взор.

Мария несёт своего сына в мир, к людям, на муки и смерть ради их спасения. В её одиноком шествии вся скорбь жертвенности, на которую обречена она, мать будущего бога. Она отдаёт свое дитя во имя их спасения, уже зная, что один из них предаст его. Всмотритесь в её глаза, её лицо, и вы узнаете – и сердцем, и разумом – мать, чье счастье затуманено тревогой за судьбу ребенка. Помолчим перед молчанием матери. Подумаем о том, что большинство вопросов себе и миру мы задаем молча. И это самые главные наши вопросы: о смысле и цели жизни, о добре и красоте, о справедливости и истине. И отвечаем мы на эти вопросы тоже молча. Величавые образы Рафаэля живут вечно благодаря нам, так как мы вновь и вновь переживаем их судьбу.

УЧИТЕЛЬ

Давайте рассмотрим таблицу: “Художники и писатели эпохи Возрождения“ (Таблица прилагается).



ИТАЛИЯ XVI – XVII ВЕКА

а) Художники: Сандро Ботичели, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело.

б) Писатели: Данте, Петрарка, Бокаччо.

ГЕРМАНИЯ И НИДЕРЛАНДЫ XVI – XVII ВЕКА

а) Художники: Дюрер.

б) Писатели: Эразм Роттердамский.

ФРАНЦИЯ XVI ВЕК

а) Художники: Фуке, Мармион.

б) Писатели: Вийон, Рабле, Монтень.

АНГЛИЯ XV ВЕК

а) Художники: Оливер.

б) Писатели: Синди, Спенсер, Шекспир.

УЧИТЕЛЬ

Давайте послушаем, как звучат произведения поэтов эпохи Возрождения в исполнении наших учеников.



1-Й УЧЕНИК (Петрарка, сонет).

Промчались дни мои быстрее лани,

И если счастье улыбнулось им,

Оно мгновенно превратилось в дым.

О сладостная боль воспоминаний!

О мир превратный ! Знать бы мне заране,

Что слеп, кто верит чаяньям слепым!

Она лежит под сводом гробовым,

И между ней и прахом стерлись грани.

Но высшая краса вознесена

На небеса, и этой неземною

Красой, как прежде, жизнь моя полна,

И трепетная дума сединою

Моё чело венчает: где она?

Какой предстанет завтра предо мною?

2-Й УЧЕНИК (Микеланджело, стихотворение).

Не правда ли – примерам нет конца

Тому, как образ, в камне воплощенный,

Пленяет взор потомка восхищённый

И замыслом, и почерком резца?

Творенье может пережить творца:

Творец уйдёт, природой побеждённый,

Однако образ им запечатлённый,

Веками будет согревать сердца.

И я портретом в камне или в цвете,

Которым, к счастью, годы не опасны,

Наш век могу продлить, любовь моя,

Пускай за гранью будущих столетий

Увидят все, как были вы прекрасны,

Как рядом с вами был ничтожен я.

3-Й УЧЕНИК (Дюрер: “О плохих и хороших друзьях“).

(На экране видеомонитора автопортрет Дюрера, звучит музыка).

Тот, кто в беде бросает друга,

Когда тому живётся туго,

Кто сердце не готов отдать,

Тому, кто вынужден страдать,

Кто сам страдает безутешно

У друга первого его –

Достоин только одного:

Неумолимого презренья!

Сторонник этой точки зренья,

Я не желаю предпочесть

Суровой искренности лесть.

Держаться надо бы подальше

От лицемерия и фальши,

Поскольку добрый друг не тот,

Кто перед нами спину гнёт,

К уловкам прибегая лисьим!…

Но кто, в поступках независим,

Удачу, иль беду твою

Воспримет также, как свою,

Кто за тебя горою встанет,

Не подведёт и не обманет,

За то не требуя наград –

Тот верный друг тебе и брат.

И этой верности сердечной

Ты сам ответишь дружбой вечной.

4-Й УЧЕНИК (Стихотворение английского поэта Сидни читает на английском языке).

УЧЕНИК

В эпоху Возрождения стали подниматься до ранга литературных языков и народные языки.



Библию стали читать на родном языке, но и светская литература всё чаще начинала говорить на родном, а не на латинском языке. Уже Данте провозгласил право и необходимость “народного красноречия “. Употребление родного языка принесло в произведения писателей своеобразный мир народного мышления.

УЧЕНИК


С XYI-го века дух Итальянского Возрождения распространился по всей Европе. В Венгрии работали итальянские архитекторы, итальянские гуманисты жили при дворе короля Матеша. Из королевского дворца в Буде итальянские мастера попадают в Польшу, где создают великолепный архитектурный ансамбль краковского Вавеля, дома на площади “Рынок” во Львове.

Аристотель Фиораванти построил Успенский собор в Москве. Новое направление в искусство, родственное Ренессансу, принёс в Россию в конце XIY-го века Феофан Грек, и по его следам развилось искусство величайшего мастера древнерусской живописи Андрея Рублёва.

УЧИТЕЛЬ

Я закончу наш урок выдержкой из статьи “Вариации прекрасного”, написанной Делакруа. От всех живописных школ, независимо от их характера, всегда будет требоваться, чтобы их произведения волновали душу, возвышали и просвещали ум.



Несомненно, бывают периоды, благоприятные для художников и поэтов, когда сочетаются все необходимые для них условия, а ценители легко понимают их стремления. Счастливые времена!

Бывают и другие эпохи, когда людей волнуют иные страсти, когда они часто находят удовольствия в занятиях, бесплодных для ума и приносящих только материальные результаты. И хотя человечеству нередко приходится переживать эти бесплодные эпохи, но источник вдохновения никогда не истощается полностью. Так, Тициан пережил Рафаэля, родившегося при его жизни, затем появляется дивный Рубенс, освещая подобно маяку, путь многим блестящим школам.

Когда же Италия, породившая три века назад столько замечательных талантов, погрузилась в глубокий сон, тогда на смену её гениям приходят голландцы и испанцы.

Такова картина изменений, которые претерпевает прекрасное. Словно ветром, переносится с севера на юг и с запада на восток превосходство вкуса и дар пленять и просвещать.




ЭПОХА АНТИЧНОСТИ

ЭПОХА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

  1. Почитали человеческое тело, считали его совершенством природы:

а) излюбленный образ искусства – стройный юноша-атлет.

1. Контроль католической церкви над деятельностью человека и его образом мысли. Церковь учила покорности и смирению.

  1. Центр мироздания – человек:

а) человек – часть природы;

б) человек – наиболее совершенное творение природы. Человеческое тело прекрасно.



2. У древних греков было радостное восприятие жизни.

2. Проповедь аскетизма, пассивности, страха перед Богом.

2. Главные темы литературы и искусства – человек, его переживания, культ любви и дружбы.

3. Изобразительное искусство считалось одним из видов ремесел, но художники пользовались почётом.

3. Тело, плоть – “вместилище греха”. Плоть жалка и постыдна. Человек ничтожен.

3. Формируется идеал свободной, разносторонне развитой (“универсальной”) творческой личности.

4. Поиск рациональных основ красоты, основанных на мере и числе:

а) художники искали математически выверенные пропорции тела человека;



б) учёные-пифагорийцы стремились уловить закономерные числовые отношения в музыкальных созвучиях.

4. Античные памятники греховны.

4. Жизнерадостный оптимизм, представление о безграничных возможностях человека.

5. Человек – игрушка рока, он не хозяин судьбы.

5. Художник – это ремесленник, стоявший на низших ступенях социальной иерархии. Имена мастеров остались неизвестными.

5. Возникло новое мировоззрение – гуманизм (от латинского слова “гуманос” – человеческий).




6. Главная тема искусства – страдание.

6. Безличное цеховое мастерство уступило место индивидуальному творчеству.




7. Язык науки и литературы – латынь.

7. Бурный процесс становления национальных языков.




База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка