Коррекционная психология паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Коррекционная психология»



Скачати 310.68 Kb.
Дата конвертації12.04.2016
Розмір310.68 Kb.
КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1.Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Коррекционная психология»

Соответствующие компетенции

Структура компетенции

Тема

занятия

Вид

аттестации

Оценочные средства

способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1)

Знает и понимает:

  • возможности теоретико-методологического арсенала психологии и специфику его применения в современных условиях;




Тема 1. Специальная психология как наука

Тема 2. Современные представления о нормальном и нарушенном развитии.

Тема 3. Актуальные проблемы специальной психологии.

Тема 4. Психология лиц с умственной отсталостью.

Тема 5. Психология детей с задержкой психического развития.

Тема 6. Психология лиц с нарушением слуха.

Тема 7. Психология лиц с нарушением зрения.

Тема 8. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Тема 9. Психология лиц с нарушениями речевого развития.

Тема 10. Психология детей с нарушениями формирования эмоционально-волевой сферы и поведения.

Тема 11. Психология лиц со сложными недостатками развития.


Текущий контроль

Тесты, рефераты, доклады,

подготовка учебных материалов, конспекты, письменный опрос, выполнение, индивидуальных и групповых заданий,

презентация результатов исследовательской и проектной деятельности


Умеет:

  • реализовывать комплексный междисциплинарный подход в научном осмыслении и исследовании современных проблем психологии, находить возможные пути их решения;




Владеет (навыками и/или опытом деятельности):

  • навыками создания и реализации проектов научно-практических разработок в области современных проблем психологии

готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3)


Знает и понимает:

Тема 1. Специальная психология как наука

Тема 2. Современные представления о нормальном и нарушенном развитии.

Тема 3. Актуальные проблемы специальной психологии.

Тема 4. Психология лиц с умственной отсталостью.

Тема 5. Психология детей с задержкой психического развития.

Тема 6. Психология лиц с нарушением слуха.

Тема 7. Психология лиц с нарушением зрения.

Тема 8. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Тема 9. Психология лиц с нарушениями речевого развития.

Тема 10. Психология детей с нарушениями формирования эмоционально-волевой сферы и поведения.

Тема 11. Психология лиц со сложными недостатками развития.


Текущий контроль

Тесты, рефераты, доклады,

подготовка учебных материалов, конспекты, письменный опрос, выполнение, индивидуальных и групповых заданий,

презентация результатов исследовательской и проектной деятельности


Умеет:

  • сопоставлять психологические теории и современные ситуации в психологии в контексте исторических предпосылок ее развития;

  • формулировать обоснованные психологические рекомендации прикладного профиля на основе теоретических и прикладных исследований;

  • осуществлять рецензирование и редактирование научных и учебно-методических публикаций.

Владеет (навыками и/или опытом деятельности):

  • практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний;




Владеет (навыками и/или опытом деятельности):

  • способностью принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре;

  • способностью проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска

способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5)

Знает и понимает:

научные основы анализа своей деятельности как профессионального психолога и технологии применения методов эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния.



Тема 1. Специальная психология как наука

Тема 2. Современные представления о нормальном и нарушенном развитии.

Тема 3. Актуальные проблемы специальной психологии.

Тема 4. Психология лиц с умственной отсталостью.

Тема 5. Психология детей с задержкой психического развития.

Тема 6. Психология лиц с нарушением слуха.

Тема 7. Психология лиц с нарушением зрения.

Тема 8. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Тема 9. Психология лиц с нарушениями речевого развития.

Тема 10. Психология детей с нарушениями формирования эмоционально-волевой сферы и поведения.

Тема 11. Психология лиц со сложными недостатками развития.


Текущий контроль

Тесты, рефераты, доклады,

подготовка учебных материалов, конспекты, письменный опрос, выполнение, индивидуальных и групповых заданий,

презентация результатов исследовательской и проектной деятельности


Умеет:

проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска.



Владеет (навыками и/или опытом деятельности):

  • способностью к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности.

  • способностью строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами

готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования. (ОПК-2)


Знает и понимает:

  • индивидуальные особенности студентов, психолого-педагогические особенности взаимодействия преподавателей и студентов

  • основы педагогического руководства деятельностью студенческих коллективов;

основные формы, технологии, методы и средства организации и осуществления процессов обучения и воспитания, в том числе методы организации самостоятельной работы студентов.

Тема 1. Специальная психология как наука

Тема 2. Современные представления о нормальном и нарушенном развитии.

Тема 3. Актуальные проблемы специальной психологии.

Тема 4. Психология лиц с умственной отсталостью.

Тема 5. Психология детей с задержкой психического развития.

Тема 6. Психология лиц с нарушением слуха.

Тема 7. Психология лиц с нарушением зрения.

Тема 8. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Тема 9. Психология лиц с нарушениями речевого развития.

Тема 10. Психология детей с нарушениями формирования эмоционально-волевой сферы и поведения.

Тема 11. Психология лиц со сложными недостатками развития.


Текущий контроль

Тесты, рефераты, доклады,

подготовка учебных материалов, конспекты, письменный опрос, выполнение, индивидуальных и групповых заданий,

презентация результатов исследовательской и проектной деятельности


Умеет:

  • конструировать содержание обучения, отбирать главное, реализовывать интеграционный подход в обучении;

  • проектировать и реализовывать в учебном процессе различные формы учебных занятий, внеаудиторной самостоятельной работы студентов;

  • организовывать образовательный процесс с использованием педагогических инноваций и учетом личностных, гендерных, национальных особенностей студентов;



Владеет (навыками и/или опытом деятельности):

  • способами, методами обучения и воспитания студентов;

педагогическими, психологическими способами организации учебного процесса и управления студенческой группой.

владение методологией теоретических и экспериментальных исследований в области коррекционной психологии (ПК-1)


Знает и понимает:

психологические феномены, научные категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики лиц с ограниченными возможностями здоровья с позиций, существующих в отечественной и зарубежной науке



Тема 1. Специальная психология как наука

Тема 2. Современные представления о нормальном и нарушенном развитии.

Тема 3. Актуальные проблемы специальной психологии.

Тема 4. Психология лиц с умственной отсталостью.

Тема 5. Психология детей с задержкой психического развития.

Тема 6. Психология лиц с нарушением слуха.

Тема 7. Психология лиц с нарушением зрения.

Тема 8. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Тема 9. Психология лиц с нарушениями речевого развития.

Тема 10. Психология детей с нарушениями формирования эмоционально-волевой сферы и поведения.

Тема 11. Психология лиц со сложными недостатками развития.


Текущий контроль

Тесты, рефераты, доклады,

подготовка учебных материалов, конспекты, письменный опрос, выполнение, индивидуальных и групповых заданий,

презентация результатов исследовательской и проектной деятельности


Умеет:

проявлять эмпатию, толерантность, владеть нормами социального взаимодействия, способен быть социально мобильным.



Владеет (навыками и/или опытом деятельности):

наличие готовности к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией;



готовность организовать работу исследовательского коллектива в области коррекционной психологии. (ПК-4)


Знает и понимает:

принципы и методы организации работы в пределах профессиональных обязанностей педагога-психолога данного образовательного учреждения



Тема 1. Специальная психология как наука

Тема 2. Современные представления о нормальном и нарушенном развитии.

Тема 3. Актуальные проблемы специальной психологии.

Тема 4. Психология лиц с умственной отсталостью.

Тема 5. Психология детей с задержкой психического развития.

Тема 6. Психология лиц с нарушением слуха.

Тема 7. Психология лиц с нарушением зрения.

Тема 8. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Тема 9. Психология лиц с нарушениями речевого развития.

Тема 10. Психология детей с нарушениями формирования эмоционально-волевой сферы и поведения.

Тема 11. Психология лиц со сложными недостатками развития.


Текущий контроль

Тесты, рефераты, доклады,

подготовка учебных материалов, конспекты, письменный опрос, выполнение, индивидуальных и групповых заданий,

презентация результатов проектной деятельности


Умеет:

умение работать в команде специалистов разного профиля по созданию условий медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ



Владеет (навыками и/или опытом деятельности):

способами организации коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты



способность разрабатывать комплексное методическое обеспечение преподаваемых учебных дисциплин (модулей) (ПК-7)


Знает и понимает:

виды планирования, классификацию планов, этапы планирования



Тема 1. Специальная психология как наука

Тема 2. Современные представления о нормальном и нарушенном развитии.

Тема 3. Актуальные проблемы специальной психологии.

Тема 4. Психология лиц с умственной отсталостью.

Тема 5. Психология детей с задержкой психического развития.

Тема 6. Психология лиц с нарушением слуха.

Тема 7. Психология лиц с нарушением зрения.

Тема 8. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Тема 9. Психология лиц с нарушениями речевого развития.

Тема 10. Психология детей с нарушениями формирования эмоционально-волевой сферы и поведения.

Тема 11. Психология лиц со сложными недостатками развития.


Текущий контроль

Тесты, рефераты, доклады,

подготовка учебных материалов, конспекты, письменный опрос, выполнение, индивидуальных и групповых заданий,

презентация результатов исследовательской и проектной деятельности


Умеет:

Разработать план психолого-педагогического обследования и интерпретировать полученные результаты обследования детей с нарушениями в развитии



Владеет (навыками и/или опытом деятельности):

методами систематизации знаний и практических навыков в области коррекционно-развивающего обучения




2.Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ»


Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация в рамках дисциплины проводятся с целью определения степени освоения обучающимися образовательной программы.

Учебные достижения обучающихся по всем видам учебных заданий в ходе текущего контроля оцениваются по балльно-рейтинговой системе в соответствии с Технологической картой.

Текущий контроль успеваемости аспирантов проводится по каждой теме учебной дисциплины и включает контроль знаний на аудиторных и внеаудиторных занятиях, а также в ходе выполнения самостоятельной работы.

Рубежный контроль по дисциплине проводится в рамках контрольных недель.

Промежуточная аттестация аспирантов проводится в форме сдачи экзамена.

Экзамен сдается согласно расписанию и служит формой проверки учебных достижений обучающихся по всей программе учебной дисциплины и преследует цель оценить учебные достижения за академический период.



3. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины при балльно-рейтинговой системе оценки качества освоения образовательной программы


Исходя из целей изучения дисциплины «Коррекционная психология»

виды и формы контроля определяются учебной программой дисциплины и содержат в себе:



  • Тематику заданий для реферата

  • Аттестационные вопросы

  • Упражнения с использованием рабочей тетради

  • Тесты

  • Проекты с последующей защитой на семинарских занятиях


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ


Наименование дисциплины / курса

Уровень / ступень образования

Статус дисциплины в рабочем учебном плане

Количество зачетных единиц / кредитов

Коррекционная психология

Аспирантура

Вариативная часть. Обязательные дисциплины

Б1.В.ОД4


6


ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ

(проверка «остаточных» знаний по смежным дисциплинам)



Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов

Контрольная работа на знание основных терминов психологии

письменно

аудиторная

3

5

Итого: 3 5


БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ

(проверка знаний и умений по дисциплине)



Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов

Специальная психология как наука

Доклад на семинаре.

Выступление на семинаре.

Рецензирование выступления

аудиторная




3


5

Современные представления о нормальном и нарушенном развитии.

Диспут «Есть ли потолок в развитии детей с дизонтогенезом?».

Ведение диспута

Выступление

аудиторная




3


10

Актуальные проблемы специальной психологии.

Клинический разбор детей с генетическими нарушениями.

Рецензирование выступления.

Презентация фильмов.

аудиторная




3


8

Психология лиц с умственной отсталостью.

письменно


внеаудиторная




3


8

Психология детей с задержкой психического развития.

Доклад.


Участие в диспуте

аудиторная




3


8

Психология лиц с нарушением слуха.

Доклад.


Участие в диспуте

аудиторная




3


8

Психология лиц с нарушением зрения.

Доклад.


Участие в диспуте

аудиторная




3


8

Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Доклад.


Участие в диспуте

аудиторная




3


8

Психология лиц с нарушениями речевого развития.

Доклад.


Участие в диспуте

аудиторная




3


8

Психология детей с нарушениями формирования эмоционально-волевой сферы и поведения.

Доклад.


Участие в диспуте

аудиторная




3


8

Психология лиц со сложными недостатками развития.

Доклад.

Участие в диспуте


аудиторная




3


8

Итоговая контрольная работа

письменно


аудиторная




3


8

Итого:

36

95











Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации ___31__ балл.
Дополнительные требования для аспирантов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов


Задание 1. Реферат

Требования к структуре реферата:

1) титульный лист;

2) план работы с указанием страниц каждого пункта;

3) введение;

4) текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;

5) заключение;

6) список использованной литературы;

7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).

Реферат оценивается научным руководителем исходя из установленных кафедрой показателей и критериев оценки реферата.

Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата

Критерии

Показатели

Новизна реферированного теста

3 балла


- актуальность проблемы и темы;

- новизна и самостоятельность в постановке проблемы;

- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений


Степень раскрытия сущности проблемы

5 балла


- соответствие плана теме реферата;

- соответствие содержания теме и плану реферата;

- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;

- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы



Обоснованность выбора источников

1 балл


- круг, полнота использования литературных источников по проблеме

Соблюдение требований к оформлению

1 балл


- правильное оформление ссылок на используемую литературу;

- грамотность и культура изложения;

- соблюдение требований к оформлению и объему реферата


Грамотность

1 балл


- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;

- литературный стиль.



Максимальный балл за данную контрольную точку составляет 8 баллов.

Примерная тематика рефератов


  1. Cпециальная психология в структуре современного человекознания.

  2. Предметное содержание специальной психологии и ее отраслевая структура.

  3. Сходства и различия предметного содержания специальной и клинической психологии.

  4. Значение специальной психологии для построения общепсихологической теории сознания.

  5. Теоретические и прикладные задачи современной специальной психологии.

  6. Содержание основных принципов психологических исследований лиц с отклонениями в развитии.

  7. Психологический диагноз, его структура и основные показатели.

  8. Метод эксперимента, его формы, возможности и ограничения применения в специальной психологии.

  9. Количественные и качественные подходы в психологических исследованиях детей с ограниченными возможностями.

  10. Возможности использования тестовых технологий в процессе психологического изучения детей с нарушениями развития.

  11. Развитие системы специального обучения, его роль в становлении специальной психологии.

  12. Культурно-историческая теория психического развития Л.С. Выготского и современная специальная психология.

  13. Обыденное сознание и исторические изменения отношения общества к инвалидам.

  14. Роль педологии и психоанализа в развитии специальной психологии.

  15. Социальные и биологические подходы понимания сущности нарушенного развития в истории специальной психологии.

  16. Гуманитарная и естественно-научная парадигмы в истории становления специальной психологии.

  17. Наследственные формы нарушений психического развития.

  18. Социальные факторы нарушений в психическом развитии.

  19. Принцип детерминизма и его значение в понимании этиологии возникновения отклонений в психическом развитии.

  20. Основные принципы построения классификаций нарушенного психического развития.

  21. Взаимосвязь клинических и психофизиологических классификаций нарушений психического развития.

  22. Соотношение распада и недоразвития психики,

  23. Культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского и понимание сущности феномена нарушенного развития.

  24. Роль биологических и социальных факторов в возникновении системных отклонений.

  25. Роль гетерохронности и хроногенности в возникновении системных отклонений в психическом развитии.

  26. Соотношение модально-специфических и модально-неспецифических системных нарушений на разных этапах онтогенеза.

  27. Динамика возникновения системных отклонений и сущность процесса социализации.

  28. Значение проблемы норма и патология для специальной психологии.

  29. Дизонтогенез как особый способ развития.

  30. Соотношение коррекции и компенсации.

  31. Проблема депривации в специальной и клинической психологии.

  32. Структура и динамика депривационных феноменов.

  33. Синдром госпитализма и его основные проявления.

  34. Депривация и дизонтогенез.

Задание 2. Устный опрос

Задание 1. Проанализировать клинический пример с целью квалификации интеллектуального дефекта:

Лена Л., ученица 3-го класса массовой школы, была направлена на консультацию с жалобами на большие затруднения в обучении. Со слов матери, беременность этой девочкой протекала при плохом самочувствии, с наличием токсикоза и резко повышенного кровяного давления. Роды затяжные, с выдавливанием плода. Раннее развитие ребенка шло с задержкой ходьбы и речи. В дошкольном возрасте родные отметили, что девочка заметно отстает в развитии по сравнению с другими детьми. Она не проявляла никакой любознательности, не задавала вопросов, не запоминала стихов, не интересовалась книгами, в игре была мало инициативна и зачастую не понимала игровой ситуации. Отставание в развитии особенно резко проявилось, когда девочка в возрасте 7 лет пошла в школу. С первых дней обучения выяснилось, что Лена не может усвоить самые элементарные школьные навыки: не могла запомнить ни одной буквы не могла овладеть порядковым счетом в пределах 5. При этом в поведении девочки никаких отклонений не наблюдалось. В связи с ее полной неуспеваемостью матери предложили временно взять Лену из школы. Через год она вновь поступила в 1-й класс массовой школы, но и на этот раз у нее выявились затруднения при обучении. И хотя в течение этого года девочка дополнительно занималась с педагогом, а уроки ей помогала готовить мать, она была переведена во 2-й класс без достаточных знаний и навыков. Во 2-м классе девочка механически заучила некоторые приемы счета, таблицу умножения, но очень плохо справлялась с решением арифметических задач. В 3-м классе Лена , даже при большой помощи, которая ей оказывалась, справиться со школьными требованиями не могла.



Задание 2. Квалифицировать нарушение интеллектуальной деятельности по клинической иллюстрации:

Больной С.16 лет. В раннем детстве развивался без отклонений: ходить начал до года, первые слова стал произносить в год, фразы - около 2 лет… К окружающим относился дифференцированно, интересовался игрушками, картинками. Когда мальчику было 3 года, он перенес тяжелую травму головы - упал с высоты 2 м, ударившись теменем об асфальт. Около 3 часов не приходил в сознание. На следующий день после травмы обнаружены косоглазие и усиленное слюнотечение. Перестал ходить. Речь стала невнятной. Утратил начальные навыки самообслуживания, ел с посторонней помощью. Временами отмечалось недержание кала и мочи. Не ходил самостоятельно до 6 лет. Очень медленно развивались навыки самообслуживания, в возрасте 9 лет с трудом мог одеться сам. Игра долго была однообразной, подражательной, не проявлял интереса к чтению рассказов и сказок …



Задание 3. Проанализировать приведенный ниже клинический пример.

Мальчик В., 10 лет. Ребенок от второй беременности, к-рая протекала нормально. В раннем возрасте развивался нормально. В 7 лет заболел корью в тяжелой форме, сопровождавшейся нарушениями сознания, судорогами, рвотой, явлениями общего психомоторного возбуждения, выраженными менингиальными симптомами. Вскоре после выписки из больницы родители заметили ряд изменений состояния мальчика: появились беспокойный сон, сильная истощаемость, головные боли. Мальчик стал раздражительным, драчливым, непослушным. В школу пошел в 8лет, интереса к занятиям не проявил, учебные навыки не приобрел. Резко ухудшилась память, не понимал сказок, рассказов, смысл которых ему был доступен до болезни. Школьную программу не усваивал. Ориентировка в окружающем недостаточна, но запас представлений выше, чем у олигофренов.


Задание 4. Квалифицировать описанное ниже слабоумие.

Мальчик К., 12 лет. Учится в 3-м классе школы 8-го вида. Ребенок от первой беременности, родился недоношенным. С самого раннего детства отмечается значительная задержка в развитии. Первые слова стал говорить к трем годам. Всегда был двигательно беспокоен, криклив, плаксив. С детьми играть не умел. Обижал младших, отнимал у них игрушки. Импульсивен, груб, развязен. Учиться начал с 7 лет. За год обучения не овладел грамотой, другими школьными навыками. За время уроков ни минуты ни оставался спокоен, играл с разными предметами, гримасничал, расхаживал по классу, задевал соседей, выкрикивал. На перемене становился крайне расторможенным. Психологическое исследование выявило крайне ограниченный запас сведений. Знал всего лишь несколько букв, понятие о числе отсутствовало, часто соскальзывал с задания, легко отвлекался, реактивно реагировал на случайные раздражители….



Задание 5. Дать рекомендации родителям

Девочке в августе исполнилось 7 лет. В течение пяти лет с родителями жила за границей, детский сад не посещала. Мать очень любит девочку и безмерно балует ее. Девочка не приучена к самообслуживанию, капризна. При собеседовании в гимназию (именно в этом типе школы родители решили ее обучать) она показала низкий уровень знаний. Взволнованные родители привели ее на консультацию к дефектологу. Был выявлен бедный словарный запас, трудности с концентрацией внимания, нежелание выполнять предлагаемые задания, детскость поведения. Мыслительные операции не нарушены, но наличествует общая интеллектуальная пассивность. Что целесообразнее рекомендовать родителям:



Задание 6. Обобщить результаты наблюдений

Мальчик А. , 7лет 6 мес. Поступил на консультацию из 1-го класса массовой школы. В жалобах отмечалось отсутствие интереса к школьным занятиям, значительные трудности в обучении, общее беспокойство и недисциплинированность. По сведениям, полученным от матери, известно, что мальчик родился недоношенным (7,5мес ), вскармливался искусственно, в раннем возрасте перенес ветрянку, коклюш, у него был нарушен обмен веществ( диатез); было несколько задержано развитие моторики и речи.

В детском саду, куда Алеша пошел в 3,5 года, отмечалась его излишняя подвижность, многоречивость и повышенная склонность к фантазированию. Воспитатели детского сада считали мальчика достаточно развитым. Он хорошо запоминал стихи, понимал сказки, легко включался в игру. К этому времени у него уже не отмечалась имевшаяся раньше задержка в развитии моторики и речи, но все же Алеша неохотно и плохо выполнял задания, связанные с ручной умелостью. С момента организации занятий по подготовке к школе стали особенно заметны инфантильность мальчика и его затруднения в обучении.

С первых же дней в школе не понимал школьной ситуации, ходил во время урока, играл с учебными принадлежностями, задавал неуместные вопросы, к обучению интереса не проявлял, программный материал не усваивал. На перемене с удовольствием играл, в игре был активен, отдавал предпочтение шумным подвижным играм. По своему физическому развитию мальчик отставал от возрастных норм и был похож на дошкольника.



Задание 7. Определить, чем обусловлены проблемы в обучении ребенка.

Сережа Д. лет, ученик 2-го класса, был труден в обучении и поведении, не успевал по всем предметам, не включался в школьную жизнь , не ладил с детьми, был двигательно беспокоен, много и несвязно говорил, иногда на одну и ту же тему.

В анамнезе отмечалось, что ряд родственников по линии отца были людьми нервными, раздражительными с большими странностями в характере.

Сережа родился от 2-й беременности, роды в срок, без осложнений. До 6 лет психическое и физическое развитие протекало нормально. С 6 лет мальчик стал постепенно меняться. У него появилось двигательное беспокойство, повышенная раздражительность, речевое возбуждение. К 7 годам странности в поведении увеличились. Он не мог сосредоточиться на каком-либо занятии, быстро переходил от одного дела к другому. Когда ему читали рассказ, он нередко перебивал чтение фразой, не имеющей к рассказу никакого отношения. В школу Сережа пошел 8 лет, в обучении был непродуктивен.

При обследовании было установлено, что физическое развитие мальчика соответствует возрасту; со стороны нервной системы отклонений нет. Установить с ним контакт почти невозможно в силу расстройства внимания. При обследовании выявилась «разорванность» мышления. В его речь неожиданно вплетаются непонятные и не связанные между собой фразы: «Он далеко, если не сможет позвонить. Все равно я поеду. У меня Петькин ножик. Надо прыщик содрать….»

Сережа неэмоционален, часто стоит один и гримасничает.


Задание 3. Тесты по дисциплине
1. Предметом изучения специальной психологии является:

A) воспитание и обучение детей с нарушенным развитием

Б) развитие психики, протекающее в неблагоприятных условиях

B) своеобразие психического развития лиц с нарушенным зрением

Г) особенности психического развития лиц с интеллектуальными нарушениями
2. Отклоняющееся развитие можно охарактеризовать как:

А) развитие, имеющее стихийный, непредсказуемый характер

Б) развитие, протекающее вне воспитательного воздействия

В) развитие, протекающее в рамках иной языковой культуры

Г) развитие, при котором влияние неблагоприятных факторов превышает компенсаторные возможности индивида
3. Задачами специальной психологии являются:

A) разработка методов психологической диагностики отклонений в развитии

Б) изучение закономерностей различных вариантов отклоняющегося развития

B) создание коррекционных педагогических технологий

Г) изучение психологических проблем, связанных с интеграцией
4. Среди закономерностей нарушенного психического развития выделяют:

А) межсистемные

Б) общие

В) модально-специфические

Г) модально-неспецифические
5. С какими смежными науками связана специальная психология:

А) с психологией

Б) с травматологией

В) со специальной педагогикой

Г) с медицинской генетикой
6. Дизонтогения — это:

А) нарушение физического и психического развития

Б) психическое заболевание

В) исследование соматического статуса ребенка

Г) нормальное физическое и психическое развитие
7. Теорию системного строения дефекта выдвинул:

А) В. И. Лубовский

Б) В. В. Лебединский

В) Л. С. Выготский

Г) С. Я. Рубинштейн
8. Особенности психического развития, свойственные отдельным видам дизонтогенеза, относят к закономерностям:

A) общим


Б) межсистемным

B) модально-неспецифическим

Г) модально-специфическим
9. Замедление переработки поступающей информации относят к закономерностям:

A) общим


Б) межсистемным

B) модально-неспецифическим

Г) модально-специфическим
10. Гетерохронность психического развития относят к закономерно-стям:

A) общим


Б) межсистемным

B) модально-неспецифическим

Г) модально-специфическим
11. В специальной психологии выделяют следующие принципы проведения исследований:

А) двойной диссоциации

Б) системности

В) педагогического оптимизма

Г) динамического изучения в сочетании с качественным анализом ре-зультатов
12. По времени возникновения нарушения развития классифицируют:

А) врожденные

Б) социальные

В) биологические

Г) приобретенные
13. По характеру психического дизонтогенеза классифицируют:

А) асинхронию

Б) дисгармонию

В) ретардацию

Г) анозогнозию
14. Основные параметры нарушенного развития описал:

А) В. И. Лубовский

Б) В. В. Лебединский

В) Л. С. Выготский

Г) С. Я. Рубинштейн

15. В параметры нарушенного развития не входят:

A) хроногенность

Б) функциональная локализация нарушений

B) обратимость

Г) структура нарушенного развития


16. Первичные и вторичные нарушения относятся к следующим характеристикам дизонтогенеза:

А) к динамике формирования межфункциональных связей

Б) к времени появления нарушений

В) к функциональной локализации нарушений

Г) к структуре нарушенного развития
17. Третичными нарушениями называют:

A) биологически обусловленные функции

Б) нарушения в работе функций, непосредственно не связанных с по-врежденной функцией

B) нарушения в работе функций, непосредственно связанных с поврежденной функцией

Г) прижизненно формирующиеся функции
18. Выделяют следующие механизмы формирования системных отклонений:

A) двигательный

Б) депривационный

B) деятельностный

Г) речевой
19. Согласно теории Л. С. Выготского, высшие психические функции имеют свойства:

А) прижизненность формирования

Б) врожденный характер

В) осознанность

Г) произвольность
20. Сложная ответная реакция индивида на факт внутренних наруше-ний, препятствующая возможной утрате целостности и потере равновесия с окружающей средой, называется:

А) коррекция

Б) компенсация

В) декомпенсация

Г) псевдокомпенсация
21. Система мероприятий, направленных на восстановление полноценного общественного

бытия личности, называется:

А) компенсация

Б) абилитация

В) реабилитация

Г) адаптация


22. Исправление тех или иных недостатков развития называется:

А) коррекция

Б) компенсация

В) абилитация

Г) реабилитация
23. Система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах, называется:

А) коррекция

Б) компенсация

В) абилитация

Г) реабилитация
24. Компенсаторные процессы реализуются на следующих уровнях:

А) социально-психологическом

Б) биологическом

В) психологическом



Г) социальном

5. Оценочные средства



Примерный перечень вопросов к кандидатскому экзамену

  1. Международные и национальные правовые акты, обеспечивающие приоритеты гуманистических ценностей в образовании.

  2. Понятие общения и его роль в развитии ребенка. Смена форм общения ребенка со взрослым от рождения до 7 лет в норме и при отклонениях в развитии.

  3. Значение периодизации психического развития для организации диагностической и коррекционной работы специального психолога.

  4. Психологические механизмы формирования агрессивного поведения в детском возрасте. Профилактика и коррекция.

  5. Значение специальной психологии для реализации коррекционно- образовательных задач современного образовательного пространства.

  6. Характеристика основных видов психического дизонтогенеза.

  7. Понятие «норма развития», характеристика и значение ее видов для работы психолога в образовательном пространстве.

  8. Условия, обеспечивающие нормальное психическое развитие ребенка по А.Р.Лурия и Г.М.Дульневу, связь с типом дизонтогенетического развития.

  9. Основные параметры дизонтогенеза и их содержательное описание.

  10. Общеметодическое значение феномена взаимосвязи дефектов в развитии и компенсаторных процессов. Концепции А.Адлера и Л.С.Выготского.

  11. Феномен «общих закономерностей отклоняющегося развития», основные характеристики.

  12. Влияние вида психического дизонтогенеза на становление самооценки и уровня притязаний в детском возрасте. Методы диагностики.

  13. Профессиональное консультирование в системе работы специального психолога. Современные методы профессионального ориентирования.

  14. Понятие «внутренней картины болезни» и ее значение в диагностической и восстановительной работе специального психолога.

  15. Концепция А.Р.Лурии о трех блоках мозга и ее методологическое значение в диагностической и восстановительной работе.

  16. Основные виды деятельности специального психолога в аспекте решения актуальных задач в системе массового и специального образования.

  17. Феномен проекции. Возможности и ограничения использования проективных методов в диагностической и коррекционной работе специального психолога.

  18. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речевой функции.

  19. Принципы построения обучающего эксперимента как диагностической процедуры. Формула обучаемости.

  20. Значение трудов Л.С.Выготского для формирования теоретико-методологических основ специальной психологии.

  21. Понятие психологического влияния, его виды, краткая характеристика каждого.

  22. Общеметодические подходы и методы ранней психологической диагностики недостатков в развитии в младенческом и раннем возрасте.

  23. Характеристика стандартизированных тестовых методик диагностики интеллекта на примере методики Векслера. Возможности использования в системе работы специального психолога.

  24. Эмпатия. Основные составляющие активного эмпатического слушания как базовой техники эффективного психолого-педагогического общения.

  25. Социально-психологические аспекты и уровни интеграции (включения) детей с различными видами дизонтогенеза в общество (положительные и негативные стороны).

  26. Защитные механизмы личности и проблема эффективной коммуникации.

  27. Возможности нейропсихологического подхода в решении диагностических и коррекционных задач в системе массового и специального образования.

  28. Специфика психического отражения: определение психики и сознания. Основные классы психических явлений.

  29. Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм и необихевиоризм. Девиантное поведение.

  30. Бессознательное как предмет психологии. Психоанализ и теория установки.

  31. Деятельность как предмет психологии. Понятие деятельности, структура и уровни анализа деятельности.

  32. Деятельность и личность: строение и развитие личности. Подходы к изучению личности в онтогенезе.

  33. Развитие сознания. Присвоение общественно-исторического опыта в онтогенезе.

  34. Понятие высших психических функций: их строение и развитие.

  35. Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения. Вербальная и невербальная коммуникация.

  36. Развитие ребенка в период младенчества: восприятие младенца, движения и действия, память, речевое развитие ребенка. Кризис 1-го года.

  37. Развитие ребенка в период раннего возраста: речь ребенка, восприятие, память, действия и мышление, эмоциональное развитие. Кризис 3-х лет.

  38. Развитие ребенка дошкольного возраста: ведущая деятельность, развитие речи, мышление дошкольника. Мотивационная сфера и самосознание дошкольника.

  39. Личностная и интеллектуальная готовность к школьному обучению. Кризис 7-ми лет.

  40. Периодизация интеллектуального развития ребенка (Ж.Пиаже).

  41. Сравнительная характеристика игровой деятельности умственно отсталых дошкольников и детей с задержкой психического развития (ЗПР).

  42. Особенности развития познавательной сферы лиц с умственной отсталостью.

  43. Дифференциально-диагностические признаки отграничения детей с синдромом раннего детского аутизма (РДА) от детей с алалией.

  44. Проблемы нормы и патологии в специальной психологии. Направления дизонтогенеза: ретардация, асинхрония, дефицитарность, акселерация. Виды дизонтогенеза по В.В.Лебединскому.

  45. Психологическая проблема отбора детей в коррекционные учреждения. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК).

  46. Особенности развития речи у детей с нарушением слуховой функции. Условия овладения словесной речью детьми с нарушениями слуховой функции в отличие от слышащих.

  47. Психология семейного воспитания детей с проблемами в развитии. Своеобразие родительских установок в семьях, воспитывающих детей-инвалидов.

  48. Содержание и методы психолого-педагогического сопровождения в условиях специального образования. Задачи и принципы коррекционно-развивающего обучения.

  49. Общая характеристика детей с пониженной обучаемостью. Критерии дифференциальной диагностики задержки психического развития (ЗПР) от сходных состояний, предложенные В.И.Лубовским.

  50. Особенности общения заикающихся, значение для успешной социальной адаптации.

  51. Общие и специфические закономерности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. (Г. Я. Трошин, Л. С. Выготский, Ж. И. Шиф, В. И. Лубовский).

  52. Проблемы социализации детей с нарушениями в развитии. Пути и формы интеграции инвалида в современном обществе.

  53. Особенности развития мышления у детей с нарушениями слуховой функции. Соотношения в развитии наглядных и понятийных форм мышления.

  54. Темперамент и характер. Факторы формирования акцентуированных и патологических черт характера в детском возрасте.

  55. Особенности личности и эмоционально-волевой сферы при нарушениях зрительной функции.

  56. Психофизический инфантилизм. Вариативность состояний психофизического инфантилизма при задержке психического развития (ЗПР).

  57. Задержка психического развития (ЗПР) как специфический вид дизонтогенеза. Классификация видов ЗПР по этиологическому принципу.

  58. Отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний. Методы психолого-педагогической диагностики.

  59. Возможности использования игры как диагностического и психокоррекционного средства в дошкольном возрасте.

  60. Психология детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Вопросы раннего выявления и психолого-педагогической коррекции.

  61. Виды невротических расстройств, их проявления в детском возрасте, место в структуре различных видов психического дизонтогенеза.

  62. Психологическая сущность синдрома раннего детского аутизма (РДА). Классификация по степени тяжести.

  63. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями зрительной функции.

  64. Особенности психического развития при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата, связь со спецификой двигательной патологии.

  65. Понятие о сложном нарушении развития. Психолого-педагогические подходы к обучению и воспитанию детей при сложных нарушениях развития.

  66. Психомоторное развитие детей в условиях дизонтогенеза.

  67. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы при детском церебральном параличе (ДЦП).

  68. Принципы и виды классификаций нарушений в психическом развитии.

  69. Зона ближайшего развития и обучаемость.

  70. Психическое нарушение и болезнь как предмет патопсихологии.

  71. Основные принципы патопсихологии.

  72. Основные научные патопсихологические подходы к психическим расстройствам.

  73. Патопсихология как наука: методы исследования.

  74. Патопсихология как практика. Основные задачи. Патопсихологическая диагностика.

  75. Патопсихология как практика: консультация, профилактика и психотерапия.

  76. Понятие фактора развития. Факторы отклоняющегося развития. Роль возрастного фактора в возникновении нарушений в развитии.

  77. Понятие фактора развития. Факторы отклоняющегося развития. Роль социальных факторов в формировании вторичных отклонений в развитии.

  78. История специальной психологии как отрасли психологической науки и практики

  79. Социальная адаптация. Трудности взаимодействия с социальной средой у детей с недостатками в развитии.

  80. Роль изобразительной деятельности в психическом развитии детей с недостатками в развитии.

  81. Психолого-педагогическая помощь семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии.

  82. Семья, имеющая ребенка с недостатками в развитии – зона эмоционального риска. Основные этапы переживания горя.




База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка