Копнина Ольга Олеговна Камнева Валентина Петровна рабочая программа



Скачати 364.88 Kb.
Дата конвертації12.04.2016
Розмір364.88 Kb.
Приложение 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра теории и методологии социальной работы

Копнина Ольга Олеговна

Камнева Валентина Петровна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА

Повышение квалификации педагогических работников

Москва 2012 г.


ЗНАТЬ*

теоретические и практические основы дактилологии и жестового языка, быть способным их воспроизвести. О словесно-жестовом билингвизме людей с нарушениями слуха и речи;

Разновидности жестового языка, его отличие от словесной речи.



УМЕТЬ*

использовать полученные знания в научной и практической деятельности.

Пользоваться словарями, справочниками, базами данных и другими источниками информации.



ВЛАДЕТЬ*

основными элементарными моделями жестового общения, элементарного прямого и обратного перевода, быть готовым к практической работе.

Навыками выбора общей стратегии жестового общения, с учетом его цели и типа;



БЫТЬ

КОМПЕТЕНТНЫМ*



в психосоциальных аспектах работы и общения с людьми с нарушениями слуха и речи;

в применении полученных знаний и умений для решения профессиональных задач.








1. Цели освоения дисциплины

Целями учебной дисциплины «Основы русского жестового языка» являются подготовка педагогических работников к реализации инклюзивного образования в образовательных учоеждениях г. Москвы.



2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины слушатель должен демонстрировать следующие результаты образования:



4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа

Количество часов по учебному плану (очная форма обучения)

Всего 72 часа

Самостоятельная работа 16 часов
5. Планы групповых занятий и образовательные технологии

Дискуссия.

Тема 1: Предмет и задачи курса «Основы русского жестового языка» в подготовке педагогических работников

Цель: формирование основных понятий Вопросы для обсуждения:


  1. Классификация нарушений слуха. Социальные последствия нарушений слуха.

  2. Биолого-медицинская и социокультурная концепции глухоты.

  3. Международная классификация тугоухости. Периферический и центральные отделы речевого аппарата.

  4. Профессиональные качества и коммуникативная компетентность специалиста, работающего в социальной сфере.

Темы докладов/рефератов:

    1. Основные компоненты социальной реабилитации глухих, слабослышаших, позднооглохших, их соотношение на разных возрастных этапах.

    2. Основные концепции инвалидности в современном обществе

    3. Роль социума и учреждений социального обслуживания в реабилитации и интеграции глухих, слабослышащих, позднооглохших.

    4. Роль жестового языка в развитии психических функций глухих детей.

    5. Отечественный и зарубежный опыт социальной реабилитации лиц с различными нарушениями слуха.

    6. Социальное и психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями слуха различных возрастных категорий.

Образовательные технологии: Технология объяснительно-иллюстративного обучения; технология проблемного обучения, технология практического обучения.

Задания для самостоятельной работы студентов



      1. Как классифицируются нарушения слуха?

      2. Какие социальные последствия нарушений слуха?

      3. Какими профессионально-личностными качествами должен обладать социальный работник, при работе с данным контингентом?

      4. Современные методы и средства реабилитации инвалидов по слуху?

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов)

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов).

Дискуссия

Тема 2: Средства коммуникации лиц с нарушениями слуха Цель: изучение вариаций коммуникации лиц с нарушением слуха

Вопросы для обсуждения:


        1. Язык, как общественное явление.

        2. Понятие - «специфические средства общения глухих». Предмет и задачи изучения специфических средств общения глухих.

        3. Вербальные и невербальные средства коммуникации.

Темы докладов/рефератов

          1. Язык, как общественное явление;

          2. Кинетические формы вербальной и невербальной коммуникации;

          3. Социальная реабилитация инвалидов - плюсы и минусы;

          4. Социокультура людей с нарушением слуха - культура или субкультура;

Образовательные технологии: Технология объяснительно-иллюстративного обучения; технология проблемного обучения.

Задания для самостоятельной работы студентов



            1. Что такое язык и языковые средства?

            2. Какую роль и какие функции выполняет язык в жизни общества?

            3. Что такое кинетические формы языка?

            4. Невербальные языковые средства присущи только средствам общения глухих или являются составной частью любого языка?

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов), дискуссия.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов), дискуссия.

Семинар-практикум. Тема 3: Дактилология

Цель: Изучение структуры и функции дактильной речи

Вопросы для обсуждения:



              1. Понятие дактилологии. Сходство и различие дактильной и словесной речи.

              2. Дактилология, как вспомогательное речевое средство вербального общения.

              3. 5 групп дактилем.

              4. Упражнения на развитие пальцев рук. Дактильные гаммы. Дактилирование скороговорок, фразеологизмов.

              5. Правила дактилирования

Образовательные технологии: Технология объяснительно-иллюстративного обучения; технология практического обучения.

Задания для самостоятельной работы студентов



                1. Упражнения для развития подвижности кистей и пальцев рук.

                2. Дактильные гаммы.

                3. Дактилирование скороговорок, поговорок

                4. Упражнение на развитие артикуляции.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов), дискуссия.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов), дискуссия, ролевая игра

Раздел 2. Лексический материал

Семинар-практикум, ролевая игра

Тема 4.1. Речевые жесты: Приветствие. Знакомство



Цель: изучение жестового языка по тематическим разделам. Пополнение активного словаря Вопросы для обсуждения:

                  1. Введение лексики по теме.

                  2. Структура вопросительных предложений.

                  3. Формирование умений задавать вопросы и отвечать на них.

                  4. Лексические, грамматические значения слов.

Образовательные технологии: Технология объяснительно-иллюстративного обучения; технология проблемного обучения.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Составить различные варианты ситуаций знакомства


                    1. Упражнения для развития подвижности кистей и пальцев рук.

                    2. Дактильные гаммы.

                    3. Отработка четкости конфигурации словаря

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов), дискуссия, ролевая игра.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов), дискуссия, ролевая игра

Семинар-практикум

Тема 4.2. Речевые жесты: Календарь. Местоимения.

Цель: изучение жестового языка по тематическим разделам. Пополнение активного словаря

Вопросы для обсуждения:



  1. Введение лексики по теме.

  2. Понятие рода в жестовом языке.

  3. Способы выражения принадлежности в жестовом языке.

  4. Повторение пройденного материала.

Образовательные технологии: Технология объяснительно-иллюстративного обучения; технология практического обучения.

Задания для самостоятельной работы студентов:



    1. Выделить особенности, сходства и различия обозначения дней недели и месяцев?

    2. Составить рассказ - презентацию (Ф.И.О., дата и место рождения)

    3. Дактилирование фраз, скороговорок, пословиц.

    4. Отработка четкости конфигурации новых слов активного словаря

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов), дискуссия, ролевая игра.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов), дискуссия, ролевая игра

Семинар-практикум

Тема 4.3. Речевые жесты: Семья. Люди.

Цель: изучение жестового языка по тематическим разделам. Пополнение активного словаря

Вопросы для обсуждения:



      1. Введение лексики по теме.

      2. Способы выражения субъектно-объектных отношений.

      3. Повторение пройденного материала.

Образовательные технологии: Технология объяснительно-иллюстративного обучения; технология практического обучения.

Задания для самостоятельной работы студентов:



        1. Выделить особенности, сходства и различия обозначения дней недели и месяцев?

        2. Составить рассказ о своей семье

        3. Дактилирование фраз, скороговорок, пословиц.

        4. Отработка четкости конфигурации новых слов активного словаря

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов), дискуссия, ролевая игра.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов), дискуссия, ролевая игра

Семинар-практикум, конкурс

Тема 4.4. Речевые жесты: Чувства, эмоции, состояния. Медицина.

Цель: изучение жестового языка по тематическим разделам. Пополнение активного словаря

Вопросы для обсуждения:



          1. Введение лексики по теме.

          2. Построение отрицательных предложений.

          3. Повторение пройденного материала.

Образовательные технологии: Технология объяснительно-иллюстративного обучения; технология проблемного обучения, технология практического обучения.

Задания для самостоятельной работы студентов:



            1. Подобрать изображение различных эмоций, состояний человека.

            2. Отработка четкости конфигурации новых слов активного словаря

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов), дискуссия, ролевая игра.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов), дискуссия, ролевая игра

Семинар-практикум, конкурс

Тема 4.5. Речевые жесты: Дом. Домашние вещи: посуда, мебель, вещи. Цвет.

Цель: изучение жестового языка по тематическим разделам. Пополнение активного словаря

Вопросы для обсуждения:



              1. Введение лексики по теме.

              2. Способы выражения множественности в жестовом языке.

              3. Пространственные характеристики и конфигурация жеста.

              4. Повторение пройденного материала.

Образовательные технологии: Технология объяснительно-иллюстративного обучения; технология проблемного обучения, технология практического обучения.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Составить рассказ на тему «Дом (квартира), о котором я мечтаю». Найти или сделать самому изображение дома (квартиры).

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов), дискуссия, игра (возможно командная). Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов), дискуссия, ролевая игра

Семинар, игра

Тема 4.6. Речевые жесты: Город. Транспорт. Обозначение перемещения.

Цель: изучение жестового языка по тематическим разделам. Пополнение активного словаря

Вопросы для обсуждения:



                1. Введение лексики по теме.

                2. Глаголы, значения глаголов

                3. Повторение пройденного материала.

Образовательные технологии: Технология объяснительно-иллюстративного обучения; технология практического обучения.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Подготовить диалог в парах: «Как я добираюсь в университет», «Мой любимый вид транспорта», «Район, в котором я живу», «Мое любимое место в городе», «Вид из моего окна».

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов), дискуссия, ролевая игра.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов), дискуссия, ролевая игра

Семинар-диспут, ролевая игра

Тема 4.7. Речевые жесты: Общение. Связь. Коммуникации.

Цель: изучение жестового языка по тематическим разделам. Пополнение активного словаря

Вопросы для обсуждения:



                  1. Введение лексики по теме.

                  2. Повторение пройденного материала.

Образовательные технологии: Технология объяснительно-иллюстративного обучения; технология проблемного обучения, технология практического обучения.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Работа в парах: составить диалоги (в магазине, в аптеке, на почте и т.д.) с употреблением пройденного материала. Участников диалога и ситуацию определить самостоятельно.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, дискуссия, ролевая игра.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос

Семинар-практикум, игра

4.8. Тема. Речевые жесты: Природа. Природные явления.

Цель: изучение жестового языка по тематическим разделам. Пополнение активного словаря

Вопросы для обсуждения:



                    1. Введение лексики по теме.

                    2. Повторение пройденного материала.

Образовательные технологии: Технология объяснительно-иллюстративного обучения; технология проблемного обучения, технология практического обучения.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Составить (письменно) рассказ по одной из предложенных тем «Мое любимое время года», «У природы нет плохой погоды», «Любимая погода», «Нелюбимая погода», «Отдых на природе» и т.п.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, дискуссия.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос.

Семинар-практикум, игра

4.9. Тема. Речевые жесты: Отдых. Досуг. Спорт

Цель: изучение жестового языка по тематическим разделам. Пополнение активного словаря

Вопросы для обсуждения:



  1. Введение лексики по теме.

  2. Перевод, виды перевода.

  3. Средства выразительности жестового языка.

  4. Повторение пройденного материала.

Образовательные технологии: Технология объяснительно-иллюстративного обучения; технология проблемного обучения, технология практического обучения.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Подготовить жестовый рассказ «Мой самый незабываемый отдых», «Досуг нашей семьи», «Мой досуг», «Как мы отдыхаем летом»

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, дискуссия.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, игра

Семинар-практикум, игра

Тема 4.10. Речевые жесты: Образование. Воспитание. Интеллект.

Цель: изучение жестового языка по тематическим разделам. Пополнение активного словаря

Вопросы для обсуждения:



    1. Введение лексики по теме.

    2. Повторение пройденного материала.

Образовательные технологии: Технология объяснительно-иллюстративного обучения; технология проблемного обучения, технология практического обучения.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Составить рассказ «Мой любимый учитель», «Любимый предмет в школе», «Интересная ситуация, произошедшая в школе (университете)» и т.п.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, дискуссия.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, игра

6. Система оценки качества сформированных компетенций по итогам освоения дисциплины



Формы текущего контроля:

      1. Опрос (индивидуальный и групповой).

Выполнение роли в ролевой игре, выступление с домашним заданием оценивается в 5 баллов, выполнение заданий, активное участие в групповой работе оценивается в 3 балла, дополнение с места - 1 балл.

      1. Реферат

2.1. Примерные темы рефератов:

        1. Основные компоненты социальной реабилитации глухих, слабослышаших, позднооглохших, их соотношение на разных возрастных этапах.

        2. Основные концепции инвалидности в современном обществе

        3. Роль социума и учреждений социального обслуживания в реабилитации и интеграции глухих, слабослышащих, позднооглохших.

        4. Роль жестового языка в развитии психических функций глухих детей.

        5. Отечественный и зарубежный опыт социальной реабилитации лиц с различными нарушениями слуха.

        6. Социальное и психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями слуха различных возрастных категорий.

        7. Язык, как общественное явление;

        8. Кинетические формы вербальной и невербальной коммуникации;

        9. Социальная реабилитация инвалидов - плюсы и минусы;

        10. Социокультура людей с нарушением слуха - культура или субкультура;

          1. Требования к выполнению реферата: Содержание реферата

  • знание современного состояния проблемы;

  • обоснование выбранной темы;

  • использование известных результатов и фактов;

  • полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;

  • актуальность поставленной проблемы;

  • материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время.

Компоненты содержания реферата

  • Титульный лист.

  • План-оглавление (в нем последовательно излагаются название пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

  • Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется ее значимость и актуальность выбранной темы, указывается цель и задачи реферата, дается анализ использованной литературы).

  • Основная часть (каждый раздел, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из её сторон, логически является продолжением предыдущего, даются все определения понятий, теоретические рассуждение, исследования автора или его изучение проблемы).

  • Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).

  • Список литературы (в соответствии со стандартами). Оформление реферата

Работа оформляется на белой бумаге (формат А-4) на одной стороне шрифтом Times New Roman, кегль - 14, интервал - 1,5. Поля: слева - 3 см, справа - 1,5 см, сверху и снизу - 2 см. Объем работы: 10-15 листов печатного текста.

На титульном листе указывается Ф.И.О. автора, название образовательного учреждения, тема реферата, Ф.И.О. научного руководителя.

Обязательно должны быть ссылки на используемую литературу. Страницы пронумерованы снизу по центру. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографии.


          1. Критерии оценки реферата

Общие критерии:

  • соответствие реферата теме;

  • глубина и полнота раскрытия темы;

  • адекватность передачи содержания первоисточника;

  • логичность, связность;

  • доказательность;

  • структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение);

  • оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.);

  • языковая правильность.

Общая оценка за реферат выставляется следующим образом: выполнение от 65% до 80% - 6 баллов; 80-90% — 8 баллов; 90-100% — 10 баллов.

3. Тестирование

3.1. Примерные задания:

Дактилология

Продактилировать скороговорки на время:

Карл украл у Клары кораллы, А Клара у Карла украла кларнет.

Шла Саша по шоссе И сосала сушку.

Бык тупогуб, тупогубенький бычек, У быка бела губа была тупа.

Корабли лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, Да не вылавировали.

Сшит колпак не по колпаковски,

Вылит колокол не по колоколовски.

Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.

Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Двор, на дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова.

Лексикологический диалог

Провести диалог, используя приемы свободного; калькирующего; разговорного перевода.

Здравствуйте.

Как ваши фамилия, имя, отчество? Сколько вам лет? Когда вы приехали?

О т к у д а вы приехали?


    1. а ч е м вы приехали?

На каком факультете учитесь? Где вы работаете?

Почему вы выбрали эту специальность?



    1. т о вы будете делать сегодня вечером? Позвольте мне посмотреть. Позвольте мне подумать.

Я хотел бы посоветоваться. Скажите, пожалуйста. Я не понял, повтори, пожалуйста. Что надо делать. Надо делать что? Мы можем обсудить наш план? Не знаю.

Красивый, не красивый. Ждите здесь. У меня болит голова. У вас есть лекарство? Я чувствую себя плохо. У Вас есть салфетка?

Я должен идти к доктору. (Я надо доктор). Я должен отдохнуть (я надо отдыхать) Здравствуйте. Как у вас дела? Как Вас зовут? Ваши инициалы? Кто - она/он?

Очень приятно встретиться с вами.

Я хочу встретиться студентами?

Я хочу встретиться с преподавателем?

Я хочу увидеть руководителя?

Пожалуйста, дайте мне вашу визитную карточку

Могу я представить моего друга?

Где Вы работаете?

Где Вы живете?

У вас есть дети?

Сколько это стоит?

Каков валютный курс?

Где банк?

Мне нужны деньги. Где банкомат? Каков ваш адрес электронной почты? Температура здесь приблизительно 25 Вы хотите горячий чай или замороженный чай? Я голоден. Вы хотите что-нибудь поесть? Я хочу пить. Вы хотите что-нибудь попить? Где можно поесть? Где находится столовая/ресторан? Я сыт.

Что Вы хотите?

Нет, спасибо. Я сыт.

Спасибо за приятно проведенное время.

Мне понравилось. Очень.

Я действительно получал удовольствие от этого. Здесь принимают кредитные карточки? Где место собрания?

Извините, мне нужен туалет Я устал. Нет сил. Хочу пойти домой.

У Вас есть компьютер? Пошли мне на электронную почту? Самолет прибудет в11.00

У вас есть машина? Машины нет. Едем на метро. Идем пешком. Едем на трамвае.

Где остановка автобуса? Какой автобус №? Как часто ходит здесь транспорт? Где я могу купить билет? У Вас есть паспорт? Дайте Ваш паспорт.

Надо принести копию (паспорта, диплома, справки)

Мы можем встречаться днем?

Встреча отложена на 30 минут.

На какой день намечена встреча?

Когда школа откроется?

Когда Вы поедете домой?

Как надолго Вы останетесь?

В какое время встреча начнется?

Сколько времени?

В какое время это откроется?

Идет дождь.

Пожалуйста, принесите пальто. Каков погодный прогноз? Погода хорошая

Какой вид спорта Вы любите играть? Вы хотите выйти на прогулку? Какой вид спорта популярен в стране? Как далеко университет? Я потерял мою камеру. Что будет сегодня вечером? Каков план?

Я хотел бы посетить музей. У нас есть время? Что Вы изучаете? Нам нужен переводчик.

Как я могу связаться с вами по электронной почте? Какие специальности у вас здесь есть? Где я могу проявить фотографии? Мне нужны копии. Есть поблизости ксерокопия? У вас какое есть видео: дискета, диск, флешка? Одевайтесь удобно. Надо постирать и погладить вещи? В каких профессиях могут работать глухие люди? Она/Он - мой переводчик/ца. Я понимаю. Я не понимаю. Вы заняты? Вы освободились? Подождите одну минуту. Извините меня.

Будьте осторожны. Я могу/хочу вопрос Вам задать? Я вижу.

Увидимся позже. Спасибо. Я глухой.

Я слышащий, знаю жестовый язык. Какой вопрос? Что это?

Подождите одну минуту. Будьте осторожны. Я хочу спросить. Я хочу задать вопрос. Хотелось бы позже. Что случилось?

Лексикологический перевод.

Перевести фразы, подобрав для выделенных слов речевые жесты в зависимости от их значения:

Станки- автоматы работали в цеху. Бойцы были вооружены автоматами. Позвоните по телефону- а в т о м а т у.

А вот фруктовый магазин! Здесь припасли для нас Антоновку и апельсин, Арбуз и ананас. Вот абрикос, а вот айва... Какие вкусные слова И все на букву «А»!

Возьмите три банки консервов. Врач поставил больному банки.

Они жили бедно.

Страна бедна полезными ископаемыми

Старик был беззубым. Беззубая критика

Бей, барабан, походную тревогу. Кони сытые бьют копытами. Свет б и л в глаза. Часы били звонко. Не бейте лошадь. Нефть била высоко.

Девочка была бледна.

Бледное небо постепенно розовело.

Ответ получился бледным.

Глаза дедушки блестели. Умом она не блещет.

У нас большая радость. Девочка теперь большая. Пишите с большой буквы.

Мальчики боролись долго. В его сердце боролись любовь и ненависть. Люди боролись за освобождение.

Дедушка боялся простудиться. Волки боятся охотников. Фотопленка боится света.

Бросьте мячь. Студенты бросились в бой. Не бросайте работу.

Стаканы стояли в буфете.

На вокзале, в буфете, было многолюдно.

Учеба в РГСУ — важное дело. Материал оказался н е в а ж н ы м. Перестаньте в а ж н и ч а ть.

Трудности велики Валенки велики .

Верное предложение. Верный проигрыш. Собака-верный друг человека.

старика вели под руки. Капитан ведет корабль на восток. Весь семестр вели бой за успеваемость. Дорога ведет к реке.

Сторож жег ветки деревьев. В е т к а дороги вела вправо.

Пришейте в е ш а л к у. Сдайте пальто на в е ш а л к у.

Картина висит на стене

Он похудел, и все костюмы на нем висели

Включите свет.

Включите Коновалова в список.

Виноград на вкус кислый.

Девушка одета со вкусом.

Плюшкин владел 120 душами. Умей владеть собой собой. Студент владеет материалом.

В о й д и т е в комнату.

В переполненный автобус с трудом вошло несколько человек. В студсовет вошло 7 человек.

Почему вы волнуетесь? Море волнуется раз...

Волны бились о берег.

Звук распространяется волнами.

За землю, за волю, за лучшую долю. Суворов с детства воспитывал в себе волю Твоя воля - закон. Наука идет вперед. Часы бегут вперед.

Выберите книгу для чтения.

Выборы проводились тайным голосованием.

Вывести студентов на митинг. Вывести из аудитории. Вывести пятно. Вывести мышей. Вывести новую формулу. Вывести новый сорт яблок.

Выдвинули на должность председателя студсовета. Выдвиньте буфет на середину. Выдвиньте ящик,стола.

Ленинград выдержал осаду. Экзамены все студенты выдержали. Необходимо выдержать постельный режим. Выдержанное вино,

Выпала тяжелая судьба. Ключ выпал из кармана. От волнения все выпало из головы.

Выпишите допуск на экзамен. Выпишите больного домой. Выпишите вопросы к экзамену.

Высокий рост студента. Высокий уровень знаний. Высокий урожай. Высока зарплата.

Высокая нагрузка. Высокая награда.

Сборник вышел из печати. Преподаватель вышел из себя. Студент вышел из аудитории.

Пенсионер вышел на пенсию. Реферат вышел не очень

Нужно выгладить галстук. Девочка гладит кошку. Он как бы гладил глазами.

Байкал — самое глубокое озеро в мире. В глубине леса стояла удивительная тишина. Дед был глубокий старик.

Студенты глубоко уважали этого преподавателя.

Закройте голую шею шарфом. Деревья стояли голые.

Вид с горы был превосходный. Всюду лежали горы книг.

Сухие дрова горели дружно. Лампочки горели ярко. На морозе щеки горели. Старая рана открылась и горела. Глаза ее горели от радости.

Отправились в далекий путь. Предания старины далекой,. недалеки люди.

Держите ребенка. Держите лодку. Держите лошадей. Держите деньги в банке. Держите экзамен.

Офицер вышел на длинную улицу.

Рукава делайте длиннее.

Длинный разговор закончился неожиданно.

Довольно читать.

Жара стояла довольно сильная.

Она была довольна собой.

Кто сегодня должен дежурить? Кто должен вам деньги?

Стекла дрожали от взрывов. От страха колени дрожали.

Ветер дуле севера. Девочка дула на огонек.

Заверните костюм. Заверните ребенка. Заверните за угол. Заверните воротник.

В РГСУ завели строгий порядок входа. Охотник завел собаку. Шофер завел мотор.

Почему вы задержали книги? Меня задержали дела. Задержите дыхание. Задержали нарушителя.

Заключить договор. Заключить доклад предложениями. Заключить в объятия. Заключить в тюрьму.

Магазин после 10 часов вечера закрыт.

Баня закрыта на ремонт.

Закройте глаза.

Закройте книгу.

Закройте дверь.

Деньги можно занять. Работа заняла полдня. Крепость была занята.

Лошадь затянуло в болото. Моряк затянул узлы. Небо затянуто облаками. У костра затянули песню. |

Поезд идет. Время идет.

Страна идет вперед, или все же назад? Лес идет с севера на юг. Весна идет. Снег идет.

Работа идет нормально. На платье идет 3 метра. Эта шляпа вам идет.

Известный ученый. Вам известна его книга?

При известных условиях это помогает.

Расписание поездов изменили. Измена Родине карается законом.

Книги лежат на полке. Деньги л е ж а т в банке. Город лежит на берегу моря.

Пожарные лезли по лестнице на крышу. Мальчишки лезли на дерево.

Птица летит. Пыль летит. Тройка летит. Книги полетели на пол.

Маленький домик. Маленькие дети. Маленькое дело.

Швейная машина. Машинное масло. Пожарная машина.

Не пишите так мелко.

Летом река становилась мелкой.

Мелкие крестьянские хозяйства разоряются.

Не м е ш а й т е работать. Не мешайте белое вино с красным. Мешайте кашу непрерывно.

Отведите детей в детский сад.

Эту землю отведите под сад.

Я отвела свою кандидатуру на выборах.

Отвечать на вопросы нужно полностью. За потерю книги придется отвечать.

Открыть окно. Открыть глаза. Открыть газ. Открой мне всю правду. Открыть театр.

Отметьте номер страницы.

Ректор приказом отметил лучших студентов.

Отнесите инструменты в кладовую. Лодку относило на середину реки.Пароход отошел от пристани. Пятна на платье отошли. Картины отошли музею.

Отпустите птицу из клетки. Отпустите нас в кино. Отпустите 2 кг сахару. На строительство средства отпущены.

Обратный перевод: озвучить видео эпизод.

8.2. Критерии оценки результатов тестирования

Общая оценка за тестирование выставляется следующим образом: выполнение 100% — 20 баллов, соответственно 1 балл соответствует 5% выполненного задания.

Формы промежуточного контроля:

Зачет (устный)

1.1. Примерные вопросы


  1. Биолого-медицинская и социокультурная концепция глухоты.

  2. Значение смежных дисциплин в изучения проблем инвалидов по слуху и лиц с нарушениями слуха

  3. Язык как общественное явление. Разновидности формы речи: устная, письменная, невербальная.

  4. Особенности жестового языка (конкретность, образность, многозначность, аграматичность).

  5. Правила дактилирования.

  6. Компоненты жеста.

  7. Структура вопросительных предложений.

  8. Обозначение рода в жестовом языке.

  9. Способы выражения принадлежности в жестовом языке.

  10. Способы выражения субъектно-объектных отношений.

  11. Построение отрицательных предложений.

  12. Психосоциальные особенности глухих.

  13. Способы выражения множественности в жестовом языке.

  14. Способы выражения размера предмета.

  15. Глаголы, значения глаголов (временные, модальные, страдательная формы, спряжение).

  16. Способы и принципы построения высказываний в причинно-следственных и иных значениях выражений.

  17. Перевод, виды перевода.

  18. Средства выразительности жестового языка.

  19. Субкультура глухих.

  20. Общественные организации глухих.

Подготовка рассказов не менее 8 предложений на темы:

    1. О себе

    2. Моя семья

    3. Мой лучший друг

    4. Мой город

    5. Любимое место отдыха

    6. Моя школа

1.2. Критерии оценки знаний Ответ на вопрос 1 раздела оценивается в 5 баллов.

Рассказ одной из заданных тем оценивается в 10 баллов. При этом оценивается точность подобранного жеста, четкое выполнение всех компонентов жеста, соблюдение правил дактилирования, соблюдение грамматических норм жестового языка. Ответ на дополнительный вопрос оценивается в 5 баллов.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература



      1. Демидова Т.Е. Социальная работа : теория и практика /рец. : Павлов В. С., Петрова Н. К. - М. : Экон-Информ, 2003. - 264 с. - ISBN 5-9506-0071-1 : 50,00.

      2. Комплексная реабилитация инвалидов : учеб. пособие для студ. вузов / рец. : А. И. Соловьев, Н. Ю. Гаубрих ; авт. : Т. В. Зозуля [и др.]. - М. : Академия, 2005. - 303 с. - (Высшее профессиональное образование). - Авт. указ. на обороте тит. л. - ISBN 5-7695-2085-Х : 139,00.

      3. Основы социальной работы : учеб. для студ. вузов / отв. ред. П. Д. Павленок. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2004. - 394 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-16-000484-Х : 70,00.

      4. Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 160 с. : ил. - (Специальная психология). - ISBN 5-305-00192-7 : 50,00.

      5. Социальная защита населения : опыт организационно-административной работы : практика соц. служб, учреждений, организаций : учеб. пособие для студ., обучающихся по спец. "Соц. раб." / под ред. В. С. Кукушина ; рец. : Самыгин С. И., Цатурова И. А., Шмелева Н. Б. ; авт. кол. : Альперович Д. В. [и др.]. - Изд. 3-е, доп. и перераб. - М. ; Ростов н/Д : МарТ, 2003. - 335 с. : ил. - ISBN 5-241-00173-5 : 50,00.

      6. Социально-психологическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями / авт. : Н. В. Ялпаева ; рец. : А. Д. Гонеев, Л. И. Мищенко ; М-во труда и соц. развития РФ [и др.]. - М. : Просвещение, 2002. - 478 с. - Авт. указ. на обороте тит. л. - @. - ISBN 5-09011632-6 : 50,00.

      7. Технологии социальной работы : учеб. для студ. вузов / Московский гос. ун-т соц. раб., Соц.-техн. ин-т ; под общ. ред. Е. И. Холостовой ; кол. авт.

: Т. В. Шеляг [и др.]. - М. : ИНФРА-М, 2004. - 399 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-16-000871-3 : 70,00.

8. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами : учеб. пособие /рец. : Е. А. Сигида, В. А. Петросян. - М. : Дашков и К, 2008. - 238 с. - (Золотой фонд учебной литературы). - ISBN 978-5-91131-589-4 : 95,00.



7.2. Дополнительная литература

        1. Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963 г.

        2. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.,1996 г.

        3. Гейльман И.Ф. Дактилология, Учебное пособие. Л,, 1981 г.

        4. Гейльман И.Ф. Знакомьтесь: ручная речь. Учебное пособие. М.,2001 г.

        5. Гейльман И.Ф. Изучаем жестуно. П., 1980-82 гг.

        6. Гейльман И.Ф. Сборник упражнений и текстов для перевода. Л., 1975 г.

        7. Гейльман И.Ф. Специфические средства общения. Дактилология и мимика: учебное пособие. Л., 1975 -1979 гг. (4 тома)

        8. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации» М., 1998 г.

        9. Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. Изд-во Москва-Вена, 2001 г.

        10. Добровольская Т.Н., Шабалина Н.Б. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых. Социологические исследования. 1993 г., №1, с.62-66

        11. Дыськина А.А., Танюхина Э.И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. М., «Логос», 1996г.,с.223.Р. Фрадкина. Говорящие руки. М., 2001 г.

        12. Журнал «В едином строю», 2000-2010 гг.

        13. Зайцева Г.Л.. Жестовая речь. Дактилология: учебник для ВУЗов. М., 2000 г.

        14. Игнатенко А. А. Сборник упражнений. М., 2000 г.

        15. Кудряшова Н.И. Слух. М., 2000 г.

        16. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии, Учебное пособие. М., «Просвещение», 1990 г.

        17. Основы социологии. Курс лекций. М., 1993 г.

        18. Основы государства и права: учебное пособие / под ред. О.Е. Кутафина. Юрист, М., 1997 г.

        19. Осокина Л.М. Статьи «Заказал - заплати», «Лучше меньше, да лучше» (зарубежный опыт организации обучения и оказания услуг по сурдопереводу). Права глухих. Изд. «Загрей», М., 2001 г.

        20. Права, оплаченные страданием. М., 2001 г.

        21. Психология глухих детей/ под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. Педагогика, М., 1971 г.

        22. Реформатский А.А. Введение в языкознание. Классический учебник. М.,1999 г.

        23. Российская энциклопедия социальной работы / под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой, М., 1997 г.

        24. Синяк В.А. Особенности психического развития ребенка» М., «Просвещение»,1975 г.

        25. Социальная защита в XXI веке. Материалы Первого Всероссийского форума социальных работников. М., 2001 г.

        26. Стандартные правила обеспечения равных возможностей инвалидов, принятые ООН в 1993 г. М., РИО «Надежда».

        27. Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы». Постановление Правительства РФ от 14.01.2000 г., № 36.

        28. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». М., 24 ноября 1995 г., № 181-ФЗ.

        29. Устав Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" от 3 ноября 2004 г.

7.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

          1. www.dictionary.fio.ru

          2. www.dauria.chita.ru/resurces/ngoservices3.html

          3. www.encycl.accoona.ru/?id=59469

          4. www.ito.edu.ru/2002/V.htm

          5. www.psyinfo.ru/ru/conference/internet/doc.php?d=98

          6. www.booksite.ru

          7. www.deafnet.ru

          8. www.deafnet.ru/forum

          9. www.deafworld.ru

          10. www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RPlkgjujoqg

          11. www.healthmanagement.ru/pol1.html

          12. www.otofon.ru

          13. www.school.keldish.ru/uvk1838/SLDict/da.ru/htm

          14. www.semiaplus.ru/service/school.html?PHPSESSID=2f11670b6af64f59d2f207b5f5341869

          15. www.signinavar.com

          16. www.spreadthesign.com

          17. www. surdus.ru

          18. www.vog.su

          19. vkontakte.ru/video-18335384_153265593

          20. vkontakte.ru/video-18335384_153222896

          21. vkontakte.ru/video-18335384 153222893

          22. vkontakte.ru/video-18335384_153222887

          23. www.wil.ru

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины определяется п.7 ФГОС ВПО и СПО по направлению подготовки и специальности.



Материально-техническое обеспечение дисциплины характеризуют аудиторный фонд для проведения аудиторных занятий, для самостоятельной учебной работы студентов.




База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка